УДК 371.13
ЗНАЧЕНИЕ ФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
С.В. Сайгушкина, И.Ю. Степанова
В условиях введения профессиональных стандартов большая роль отводится дополнительному профессиональному образованию работников системы образования. В данной статье рассматриваются определяющие характеристики формального повышения квалификации. Приведены требования к программам повышения квалификации в условиях введения профессионального стандарта. Проанализирована локально-нормативная база, действующая в ГБУ ДПО РЦОКИО для удовлетворения потребностей работников системы образования в повышении квалификации. Акцентировано внимание на возрастании значения неформального и информального повышения квалификации в обеспечении профессионального роста педагога в условиях введения профессионального стандарта.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, дополнительное профессиональное образование, непрерывное повышение квалификации, формальное, неформальное и информальное образование, индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития педагога.
Стратегической целью государственной политики в области модернизации образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Проблема преодоления дисбаланса между потребностями экономики и возможностями профессионального образования является ведущей в современных российских условиях.
Введение профессиональных стандартов педагогических работников - это инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателя и образованием. Стандартизация позволяет постоянно следить за обновлением квалификации
и соответствием образовательных программ потребностям рынка труда [5].
В связи с этим основной задачей дополнительного профессионального образования педагогических работников является непрерывное повышение квалификации в условиях введения профессиональных стандартов. Непрерывное повышение квалификации предоставляет каждому педагогическому работнику возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, для восприятия себя частью профессионального педагогического сообщества.
Проблема повышения квалификации в свете введения профессиональных стандартов обозначена сегодня на всех уровнях и остается приоритетной, поэтому вводимые профессиональные стандарты педагогических работников должны стать системообразующим механизмом, который:
- повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС;
- создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования;
- определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации педагогических кадров;
- позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт).
Ставшая общепризнанной необходимость непрерывного образования позволяет педагогу быть конкурентоспособной, инициативной личностью, готовой обучаться в течение всей жизни. В связи с расширением самого понятия образования стали выделять три основных типа процессов обучения: формаль-
ное, неформальное, информальное [1].
В связи с чем, повышение квалификации педагогических работников нами рассматривается как целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций. А под формальной организацией повышения квалификации мы понимаем организацию обучения в системе дополнительного образования, связанную с освоением слушателями специально разработанных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализация которых осуществляется на базе учреждений дополнительного профессионального образования. Результаты обучения после прохождения процедуры итоговой аттестации подтверждаются документом установленного образца. У слушателя, успешно прошедшего итоговую аттестацию, возникает совокупность законодательно установленных прав [1], в частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью. Именно поэтому возрастает ответственность учреждений дополнительного профессионального образования, организующих формальное повышение квалификации.
Понимание и четкое видение направлений деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО, заданных Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена 22 ноября 2012 г. № 2148-р), Государственной программой Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы (утверждена 22.10.2013 г. № 338-П постановлением Правительства Челябинской области), Концепцией региональной системы оценки качества образования (РСОКО) (утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013г. № 03/961) и профессиональным стандартом (утверж-
ден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н 18.10.2013 г.) выразилось в реализации во втором полугодии 2016 года 8 новых дополнительных профессиональных программ. Из них по основным направлениям деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» 7 программ повышения квалификации:
1) по направлению оценки качества образования - 4 программы повышения квалификации;
2) по направлению функционирования информационных систем - 2 программы повышения квалификации;
3) по направлению обеспечения информационной безопасности - 1 программа повышения квалификации.
Во втором полугодии 2016 года разрабатываются новые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (7 программ) по направлениям функционирования информационных систем, оценки качества образования.
Необходимо отметить, что структура и содержание данных программ повышения квалификации, отражают требования, предъявляемые в условиях введения профессиональных стандартов к дополнительным профессиональным программам, и включают:
- современные нормативно-правовые основы образования;
- психолого-педагогические основы профессиональной деятельности;
- содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности;
- прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности.
С целью удовлетворения потребностей профессионального развития работников системы образования и индивидуализации образовательного процесса ГБУ ДПО РЦОКИО разработаны и действуют локальные нормативные акты:
- Порядок обучения слушателей по индивидуальным учебным планам в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования
С.В. Сайгушкина, И.Ю. Степанова
«Региональный центр оценки качества и информатизации образования»;
- Положение о модульно-накопительной системе повышения квалификации в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»;
- Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».
Данная нормативная база позволяет реа-лизовывать программы повышения квалификации с большей долей индивидуализации. Наличие достаточного количества учебных модулей позволяет формировать индивидуальные образовательные маршруты профессионального развития педагогам, проходящим обучение на базе ГБУ ДПО РЦОКИО. Так в рамках модульно-накопительной системы в 2015 году обучено 756 слушателей, а в первом полугодии 2016 года 227 слушателей, предполагается что во втором полугодии участие в данной форме повышения квалификации примут 180 слушателей.
В рамках формирования внутренней системы оценки качества ГБУ ДПО РЦОКИО началась работа по применению информационно-коммуникационных технологий для проведения входной и итоговой диагностики освоения слушателями программ повышения квалификации. Результатом этой работы должна стать оперативная информация, получаемая слушателем программ повышения квалификации и преподавателями, реализующими программы, о степени сформирован-ности и развития профессиональных компетенций педагогов и наличии затруднений в части формирования и развития определенных профессиональных компетенций.
Это в свою очередь позволит: преподавателям оперативно корректировать содержание и формы работы со слушателями, а слушателям оценить степень сформированности профессиональных компетенций и выстроить индивидуальную траекторию развития
профессиональных компетенций.
Существующая методологическая база ГБУ ДПО РЦОКИО позволяет решать проблему повышения квалификации с помощью андрагогической модели, предусматривает создание нестандартного индивидуального содержания обучения с учетом жизненного опыта, уровня предшествующей подготовки, социально-психологических особенностей слушателей.
В целом, говоря о значении формального повышения квалификации в условиях введения профессиональных стандартов, необходимо заметить, что повышение профессиональной компетентности педагога происходит не только за счёт формального, но и за счет неформального и информального образования. Причем в условиях введения профессиональных стандартов особенно повышается значение информального образования. Оно «не является организованным и спланированным», не структурировано и осуществляется за пределами стандартной образовательной среды за счет собственной активности педагогов и необязательно носит целенаправленный характер. Это повседневная познавательная деятельность, результатом которой являются знания, умения, навыки, компетенции, опыт деятельности. Обучающийся ставит перед собой цели и задачи, сам превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития [2].
В условиях введения профессиональных стандартов задача повышения квалификации педагогических кадров объективно выдвигается на первый план. Не решив проблему переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, невозможно модернизировать систему образования, обеспечить подготовку выпускников школ, качество образования которых будет соответствовать потребностям современной развивающейся экономики.
Список литературы
1. Горшкова, В.В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека/Горшкова В.В. // Научно-методический электронный журнал «Кон-
цепт». - 2014. - Т. 26. - С. 176-180. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm)
2.Игнатович, Е.В. Формы профессионального развития научно-педагогических кадров ВУЗа/Игнатович Е.В.//Современные проблемы науки и образования № 6, 2012)
3.Кеспиков, В.Н. Инновационные концепты ДПО в условиях реализации профессиональных стандартов педагогических работников/ Кеспиков В.Н.// Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование № 1, 2016
4. Кеспиков, В.Н. Особенности научно-исследовательской деятельности учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов, А.В. Ильина //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - Челябинск. - 2012. - No 4 (13). - С. 40-45.
5.Петунин, О.В. Профессиональный стандарт и повышение квалификации педаго-гов/Петунин О.В. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология, Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, выпуск №3/том 21/2015
6. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) на период с 2016 по 2017 годы. - Челябинск, 2016, 76 с.
References
1. Gorshkova, V.V. Vzaimodejstvie for-mal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obra-zovaniya kak sovremennoe napravlenie razvitiya cheloveka/Gorshkova V.V. // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». - 2014. - T. 26. - S. 176-180. -URL: http://e-koncept.ru/2014/64336. htm)
2. Ignatovich, E.V. Formy professional'nogo razvitiya nauchno-pedagogicheskih kadrov VUZa/Ignatovich E.V.//Sovremennye problem nauki i obrazovaniya № 6, 2012)
3. Kespikov, V.N. Innovacionnye koncepty DPO v usloviyah realizacii professional'nyh
standartov pedagogicheskih rabotnikov/ Kespikov V.N.// Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie № 1, 2016.
4. Kespikov, V.N. Osobennosti nauchno-is-sledovatel'skoj deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah mod-ernizacii obrazovaniya / V.N. Kespikov, M.I. Solodkova, D.F. Il'yasov, A.V. Il'ina //Nauch-noe obespechenie sistemy povysheniya kvalif-ikacii kadrov: nauchno-teoreticheskij zhurnal. -CHelyabinsk. - 2012. - No 4 (13). - S. 40-45.
5. Petunin, O.V. Professional'nyj standart i povyshenie kvalifikacii pedagogov/Petunin O.V. // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta im. N.A.Nekrasova: seriya Gumanitarnye nauki: Pedagogika. Psihologiya, Social'naya rabota. Akmeologiya. YU-venologiya. Sociokinetika, vypusk №3/tom 21/2015
6. Programma razvitiya gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Regional'nyj centr ocenki kachestva i informatizacii obra-zovaniya» (GBU DPO RCOKIO) na period s 2016 po 2017 gody. - CHelyabinsk, 2016, 76 s
Сведения об авторах
Сайгушкина Светлана Валерьевна -
начальник отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Степанова Ирина Юрьевна - специалист по учебно-методической работе отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Saygushkina S.V. - Head of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Stepanova I.Yu. - Specialist in educational and methodical work of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk