ПЕДАГОГИКА
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», №1, 2013
удк 130 С. Ю. Иванова [S. Y. Ivanova]
проблема формирования
российской идеологии воспитания
и реализации ее патриотического
компонента в образовательном
пространстве
The problem of formation of Russian ideology
of education and realization of its patriotic
component in the educational space
В статье рассматриваются проблемы формирования российской идеологии образования и необходимости развития в ней патриотического компонента, анализируются причины краха либерального проекта перестроечной эпохи, обосновывается необходимость интеграции усилий научного сообщества, институтов гражданского общества, творческой интеллигенции в создании россиецентричной доктрины воспитания.
The problems of the formation of the Russian ideology of education and the need for it patriotic component, analyzes the reasons for the collapse of the liberal project of the perestroika era, the necessity of integrating the efforts of the scientific community, civil society, intellectuals in creating russiancentered doctrine of education.
Ключевые слова: идеология, патриотизм, система воспитания,
духовность, традиции, либерализм.
Key words:
ideology, patriotism, a system of education, spirituality, traditions, liberalism.
Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности в новой России. Одновременно она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению человека и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач. В этом многие ученые, представители творческой интеллигенции усматривают главную причину современных трудностей в формировании патриотического сознания российских граждан.
Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в российском обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения между различными слоями, поколениями
людей, всегда остается актуальной проблема создания системы воспитания российских граждан. Решение этой задачи возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, иной жизненной среды, объективно стимулирующей воспитание личности интеллектуальной, обладающей активной гражданской позицией, социальным оптимизмом, высоконравственной, профессионально подготовленной.
Среди основных причин, актуализирующих разработку проблем воспитания российских граждан в современном обществе, можно выделить следующие: возникновение в российском обществе в эпоху перестройки стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации; появление новой системы требований общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, преемственности между ними; усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения; переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания в его развитии, возникшее вследствие ошибочной линии идеологов «реформы»; вес-тернизация важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной культуры, истории, традиций.
Система ценностей, установившаяся в России, заземленная и сильно заниженная. В бизнесе, культуре, политике наступила эпоха технологов, которые инициируют несложные процессы, не мыслят масштабными историческими и моральными категориями. Проблема эта осознается сегодня на всех уровнях власти, во всех образовательных институтах. На современном этапе ведется поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития.
Можно констатировать, что еще не разработаны основы идей воспитательной теории и практики, отвечающей требованиям времени и соответствующей насущным проблемам формирования подрастающего поколения нашего общества. Вместе с тем следует отметить, что уже определились ведущие тенденции нового подхода к воспитанию молодежи.
Однако и новые теоретические подходы к воспитанию характеризуются ограниченностью, проявляющейся в двух главных моментах. Во-первых, концептуальная разработка воспитания в значительной степени сводится лишь к сфере школьного воспитания. В то время как, помимо педагогов, его должны вести также и философы, социологи, культурологи, психологи и т. д.
При этом особое значение имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованием проблем становления и развития подрастающего поколения. Только на таком теоретическом фундаменте и при участии государственных и общественных организаций, различных социальных институтов может разрабатываться и осуществляться успешная образовательная, культурная, информационная и национальная политика.
Во-вторых, при постановке и решении новых задач в области воспитания многие специалисты и исследователи еще недостаточно учитывают определяющее значение в формировании личности социальной группы, социума и общественной среды. Не воспитание и школа определяют экономическое, политическое и духовное развитие общества. Сами они, являясь продуктами общества, так или иначе, направляются им и несут на себе его достоинства и пороки. Вследствие этого не только содержание и методические основы воспитания, но и его результаты во многом определяются общественными условиями. Недостатки и кризисные явления общества не могут не сказываться на социальном, нравственном и патриотическом формировании людей, особенно подрастающего поколения.
В условиях реформирования общества до сих пор нерешенными остаются следующие проблемы: определение системы духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоев и групп: развитие взглядов и убеждений, способных консолидировать общество, формирование граждански активные свойства и качества людей; формирование потребности к труду без внешнего принуждения и моральных стимулов, особенно при получении малопрестижных и малооплачиваемых профессий; исследование соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитания в процессе его обновления, повышение их эффективности в формировании граждан, особенно в развитии у них национального самосознания.
Необходимость глубокой разработки этих проблем предполагает активизацию усилий по исследованию всего комплекса вопросов теории и практики воспитания в современных условиях. При этом важно исходить из идеи наличия единого воспитательного пространства российского общества, что требует создания общей концепции воспитания новых поколений. Отсутствие такой концепции затрудняет разработку социально-педагогических проблем и школьного воспитания, воспитательного воздействия средств массовой информации, духовного, нравственного, правового, экономического, политического, патриотического, эстетического, воинского воспитания и т. д.
В последние годы поиск основополагающих подходов к новой стратегии воспитания стал более многосторонним и интенсивным. К этой работе все более активно подключаются философы, социологи, психологи, юристы, физиологи, медики. В центре их внимания находится круг проблем, связанных с условиями, особенностями, механизмами развития личности, формирования подрастающего поколения. В связи с этим приоритетными для исследования становятся проблемы переориентации работы с молодежью в учебных заведениях всех типов с целью достижения уровня мировых стандартов образования и воспитания.
В последние годы в нашем обществе доминировала идея приоритета индивидуального над общественным, являющаяся базисной для системы воспитания в США, но она не может быть полностью реализована в Рос-
сии. Причиной тому не только ограниченность данного подхода, но и его глубокое несоответствие менталитету россиян. Свидетельством тому служит и тот факт, что еще до утверждения в качестве господствующей пролетарской идеологии в России были провозглашены идеи «солидарности» (П. Л. Лавров), «соборности, всеединства» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), «братства» (Н. К. Рерих) как доминанты духовной жизни в противовес индивидуалистическому началу.
Именно единство является важнейшим условием развития патриотизма у российских граждан. Будучи не только духовно-личностной, но и социально значимой ценностью, истинный патриотизм не может быть сформирован в процессе реализации тех педагогических новаций, которые направлены на развитие личности ребенка как уникального и самоценного явления, поскольку здесь нарушается разумный баланс природных и социальных качеств.
Положение усугубляется тем, что многие представители гуманитарных наук отказывают в праве на существование мировоззренческому и идеологическому компонентам общественного сознания, деятельности социальных и государственных институтов воспитания. Вследствие этого теория и практика воспитания не имеют до сих пор достаточно очерченных целостно значимых ориентиров и долговременной научно обоснованной стратегии.
Между тем решение проблемы разработки мировоззренческо-идеоло-гических основ воспитания становится все более насущной и необходимой. Мировоззрение определяет идеологию общества, в том числе и идеологию воспитания новых поколений. Только выражающая важнейшие интересы общества, государства, направленная на решение его насущных проблем идеология может избавить сознание от тревожных сомнений, внутренних противоречий, социального и политического противостояния между людьми. Государственная идеология должна представлять собой совокупность официально признанных доктрин во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества, основанных на его интересах и ценностях, традициях и перспективах, достижениях, трудностях и проблемах.
Обладая откровенно антитрадиционалистской направленностью, либерально-демократическая идеология по своей сути представляет собой не что иное, как идеологическое оружие для разрушения российского национального и религиозного самосознания. Данная идеология характеризуется:
1) антипатриотизмом и государственным нигилизмом, выступающими в качестве ложной «прогрессивной» альтернативы русской державности, которая якобы несовместима с «цивилизованными» нормами современных международных отношений;
2) космополитизмом и национальным нигилизмом, направленными против русской соборной общности, ее нацио-
нальной самобытности, «мешающей» России реализовать на своей территории «передовой» опыт развитых западных стран;
3) религиозным неприятием, способствующим духовной агрессии против православия, «реакционность» которого якобы представляет собою угрозу возврата к «средневековому мракобесию» и «конфессиональной нетерпимости».
Таким образом, совокупность ценностей либерально-демократической идеологии представляет собой типичный образец подавления, вытеснения идеологии «поверженного противника» с целью создания условий для интеграции «постсоветского пространства» в международные структуры «нового мирового порядка». На фоне очевидного провала «радикальных реформ» выявилась несостоятельность этой антироссийской по существу идеологии. Не удивительно, что она не стала и не могла стать основой для разработки хоть сколько-нибудь приемлемой и жизнеспособной концепции воспитания в условиях реформируемого общества.
Либерально-демократическая идеология потерпела поражение уже к середине 90-х годов XX века. С этого времени борьба различных политических сил России (в том числе и либерально-демократических) велась за то, чтобы олицетворять собой наиболее полное и точное выражение «русской идеи». Произошел быстрый и неконтролируемый подъем в обществе русского державного патриотизма, который является неотъемлемым компонентом программ и предвыборных платформ большинства политических партий России. В этой связи правомерно обратиться к набирающей силу идеологии государственного патриотизма, взятой на вооружение целым рядом влиятельных политических партий и общественных движений, пользующихся широкой поддержкой граждан России.
По мнению теоретиков идеологии государственного патриотизма, общенаучная доктрина должна основываться на национальной идее, которая, в свою очередь, является важнейшим условием всех преобразований. При этом возрождение русской идеи, формирование научно обоснованной идеологической основы сплочения русского народа связано, прежде всего, с решением наиболее важной жизненной политической проблемы — предотвращения ослабления и развала Российского государства.
Таким образом, возрождение национального самосознания России, реализация созданного многими поколениями духовно-нравственного и патриотического потенциала нашего общества является доминирующей тенденцией его современного развития и по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в XX веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов.
Вместе с тем нельзя не отметить, что концепция государственно-патриотической идеологии, страдающая некоторыми недостатками (слабая выраженность духовного и идеологического компонента, де-кларированность или даже отсутствие национальных интересов России, недооценка роли и значения принципа взаимосвязи и неразрывности духовности, православия, национализма и патриотизма и т. д.), еще далека от совершенства и находится в процессе формирования. Этот процесс поиска и обретения подлинно патриотической идеологии, основанной на российской духовности, истории, культуре, отражающей проблемы современного развития, особенности национального самосознания и менталитета, гармонизирующей интересы общества и личности, еще ждет своего относительного завершения, в том числе и в области педагогической теории и практики.
Исходя из логики взаимосвязи и взаимозависимости сфер, связанных с формированием социальных групп, общества и личности, можно констатировать, что тенденция патриотизации общественного сознания, безусловно, предполагает и патриотизацию воспитания. Вследствие этого, во-первых, все более риторическим представляется вопрос о необходимости воспитания в современных условиях. Во-вторых, значительного усиления требует патриотический компонент его содержания, который получит соответствующее проявление в цели, задачах, принципах, во всей системе функционирования воспитательной деятельности с различными категориями граждан, особенно с молодежью.
Российская идеология воспитания может рассматриваться как система формирования важнейших духовных, этнокультурных и патриотических ценностей, официально имеющих национальный статус, поддерживаемых гражданами и интерпретирующихся через систему идей в ходе общественного развития, охраняясь при этом как исходное начало интеграции и сохранения целостности Российского государства как главные ориентиры развития личности и движения в будущее.
С учетом развития и усиления современных тенденций в мировоз-зренческо-идеологической сфере общественной жизни (особенно в ее патриотическом аспекте) соответствующего переосмысления требуют в первую очередь ценностные основы воспитания, определяющие его сущность и исходные принципы.
Идеологическая сфера общественной жизни должна, очевидно, формироваться, исходя из признания интересов и ценностей российского суперэтноса. Развивающаяся идеология обретает контуры идеологии глобального гуманизма, которая выстраивается на диалоге культур, на отказе от эгоцентризма и социал-дарвинизма, которая, наконец, должна ориентироваться на возрождение социальных ценностей, выстраданных человечеством и впервые реализовавшихся в нашей стране. В контексте глобального гуманизма любая идеология имеет национальное выражение.
В России издревле таковым выражением являлся патриотизм — преданность и верность Отчизне, братское сотрудничество всех наций и народов, населявших необъятные просторы России, стремление к свободе, независимости, социальной справедливости. Поэтому следует утверждать, что именно на этом основании следует формировать национальную идею глобального гуманизма в ее российском варианте, что соответствует интересам глобализационного развития России.
В настоящее время все еще не сложилась модель личности человека нового типа, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в новых условиях российской действительности. До сих пор не разработана и общепринятая концепция воспитания в средней и высшей школе. Пока еще не создано единое воспитательное пространство на общегосударственной идеологической основе, определяющей гражданские позиции будущих специалистов.
Общее воспитательное пространство должно регулироваться созданной Концепцией воспитания, основные положения и принципы которой должны быть одинаковы для всех уровней образования, обеспечивая преемственность воспитания, но сохраняя его вариативность для различных типов и видов учебных заведений, создавая тем самым возможность проявления их специфики в процессе подготовки тех или иных категорий учащейся молодежи.
ОБ АВТОРЕ
Иванова Светлана Юрьевна, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной философии и этнологии. [email protected].
Ivanova Svetlana Yur'evna, North-Caucasian Federal University, Department of social philosophy and ethnology, Doctor of philosophical sciences, professor. [email protected].