Научная статья на тему 'Патриотизация как условие инновационного развития'

Патриотизация как условие инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотизация / инновации / развитие / Россия. / patriotism / patriotization / innovation / development / Russia.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Коровникова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизация как условие инновационного развития»

Коровникова Н.А.1

ПАТРИОТИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: патриотизм, патриотизация, инновации, развитие, Россия.

Keywords: patriotism, patriotization, innovation, development, Russia.

После распада Советского блока и дискредитации его идеологических основ Россия, как и другие страны постсоциалистического пространства, столкнулась с масштабными, качественными трансформациями, которые, по сути, сводились к «вестернизации» и «космополитизации» всех сфер жизнедеятельности. На фоне «ослабленного духовного иммунитета» подобные процессы привели к деформации, деидеологизации и, как следствие, депатриотизации общественного сознания. Учитывая, что ценностный фундамент российского патриотизма исторически являлся одним из важнейших факторов стабильного роста, проявления патриотического нигилизма поставили под угрозу стабильность, безопасность и перспективы России в новой глобальной системе координат XXI века.

Очевидно, что поступательная эволюция российского социума представляется возможной только при условии единства россиян на базе высших идей и ценностей, в числе которых особое место занимает патриотизм, который, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанному на встрече Клуба лидеров2 в начале февраля 2016 года, и является национальной идеей современной России3. Поэтому российские реалии стимулируют возрождение и популяризацию патриотической идеи в качестве «духовной скрепы» общества, которая должна стать ядром общенациональной стратегии инновационного развития России как государства и цивилизации.

На сегодняшний день в отечественном научном дискурсе циркулирует множество различных трактовок патриотизма как социально-философского и психологического феномена, общественно-государственного принципа, ценностного ориентира и т.п.4 В наиболее общих терминах патриотизм как многогранное и сложносоставное понятие, которое охватывает как минимум пять областей ментальной сферы (психологическую, гносеологическую, социально-культурную, духовно-нравственную, аксиологическую)5, можно определить на микроиндивидуальном уровне - как субъективное (внутриличностное) чувство, эмоциональное переживание, а на макросоциальном - как объективный критерий, детерминирующий общественное сознание, поведение, деятельность.

Патриотизм аккумулирует в себе не только совокупность эмоций, представлений, идей, но и вектор практического поведения, направленного на прогрессивное, инновационное развитие страны, народа, личности. Поэтому, являясь частью мировоззренческих ценностей, духовной культуры, идеологии и морали, он служит мощным средством консолидации, мобилизации и ориентации деятельности каждого гражданина на благо Родины и представляет собой социальный институт, обеспечивающий устойчивость и эффективность функционирования и эволюции социума.

Другими словами, по своей природе и значению патриотизм - это аксиологический принцип личного, в чем-то иррационального чувства (переживания) любви к Родине, обусловливающий характер и особенности не только ментального, но и «материального» (экономического, социального, политического) пространства жизнедеятельности общества. Он одновременно обозначает устойчивое духовное явление, способ психологического существования человека (психологический феномен), философский, нравственный и политический критерий, социальное чувство, социологическую характеристику и принцип поступательного, инновационного развития, который «выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества»6.

Вышеизложенное позволяет трактовать патриотизацию как совокупность процессов актуализации, популяризации, культивирования, воспитания и поддержки патриотизма в качестве основополагающего ценностного принципа

1 Коровникова Наталья Александровна - к.полит.н., доцент МИЭПП, с.н.с. ИНИОН РАН. Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности. E-mail: [email protected]

2 Более подробно о «Клубе лидеров» см. https://leadersclub.ru

3 Путин В. В. У нас нет никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма // Наша молодежь. 2016. - № 4. - C. 3.

4 Например: чувство любви и гордости за свое Отечество; общественный, нравственный и политический принцип; идеология и психология преданности Отечеству; готовность защищать Родину даже ценой собственной жизни; духовно-нравственная ценность общегосударственного уровня; критерий и результат политической, культурной, национальной самоидентификации; морально-нравственные установки, мировоззрение и т.п.

5 Более подробно см. Коровникова Н. А. Аксиологическое пространство постсоветской России: идея, идеология, идентичность. - М.: НОУ ВО «МИЭПП», 2017. - С. 73.

6 См. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/

и ориентира развития общества и государства. В современном контексте патриотизация должна охватывать культурное, информационное, образовательное пространства и соответствовать следующим критериям:

1) идейно-ценностным: приоритетная ценность патриотизма и его особая социально-культурная значимость в общественном сознании; уникальность российского патриотизма; державность (единая и неделимая Россия); гордость за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

2) общественно-государственным: единство личных, групповых, общественных и государственных интересов; самодостаточность; исполнение гражданского и патриотического долга; воспроизводство и адаптация патриотических традиций к вызовам современности;

3) социально-педагогическим: единство патриотического контекста; повышение социально-культурного, политического статуса и эффективности патриотического воспитания; обновление системы ценностей патриотического воспитания согласно реалиям XXI века1.

Патриотизация как процесс, который опосредует и детерминирует содержание аксиологического пространства, должна отвечать трем незыблемым, первостепенно актуальным и исторически присущим России принципам: национальности, суверенитета и традиции, которые формируют фундамент российского общества, государства, цивилизации. Действительно, исторический опыт России наглядно демонстрирует и доказывает, что патриотизм можно рассматривать не только как традиционный ценностный ориентир, но и как необходимое условие прогрессивного развития на всех этапах ее многовековой истории. В данном ракурсе эвристически интересным и наглядным с точки зрения значимости патриотизма для уровня развития российского государства и общества представляется подход, предложенный О.М. Родионовым, который выделил следующие десять периодов в истории России2:

1) древнерусское государство (Киевская Русь) (к. IX - н. XIII вв.) - генезис русского патриотизма, который воплотился в идее о необходимости единения Руси («Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и т.д.);

2) господство татаро-монгольского ига (40-е гг. XIII - к. XV вв.) - собирание сил и постепенное становление патриотического сознания («символы» служения Отечеству: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской);

3) создание и укрепление русского централизованного государства (к. XV - к. XVI вв.) - усиление патриотической составляющей через обретение независимости (первая в истории России вариация национальной идеи «Москва -Третий Рим»);

4) ослабление централизованной власти, «смута» (к. XVI- н. XVII вв.) - подрыв патриотических настроений на фоне личных амбиций и притязаний на верховную власть со стороны представителей знати (польско-шведская интервенция);

5) начало правления династии Романовых (1612 г. - к. XVII в.) - укрепление единства государства на базе патриотических ценностей (высшее проявление патриотизма в народном ополчении Минина и Пожарского);

6) царствование Петра I, «Екатерининский век» (XVIII в.) - формирование основ государственного патриотизма, системы патриотического воспитания, идеи служения Отечеству;

7) период зрелости Российской империи (XIX в.) - укрепление русской патриотической идеи, ее определение в формуле «Православие. Самодержавие. Народность» («золотой век» русской литературы, искусства, науки: Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, В.С. Соловьев, С.М. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев и др.);

8) разрушение Российской империи, революционные потрясения (первые десятилетия XX в.) - деградация и де-патриотизация общественного, в первую очередь, элитарного сознания (идеи либерализма, западничества, антимонархизма);

9) советский период (1920-1990-е гг.) - создание продуктивной системы военно-патриотического воспитания, формирование советского государственного патриотизма; но с 1980-х годов - начало деградации патриотической идеи советского образца;

10) постперестроечный период (н. 1990-х гг.) - деформация всех сфер жизнедеятельности на «либерально-рыночной» основе, дискредитация советских ценностей и идеологии, в том числе их патриотической составляющей.

В постсоветской России место и значимость патриотизма в новой системе ценностных ориентиров изменялись в зависимости от состояния политико-экономической конъюнктуры и идейно-аксиологической направленности элитарного и массового сознания. Отталкиваясь от этих двух факторов, на протяжении последних трех десятилетий можно условно выделить три этапа (де)патриотизации аксиологического пространства россиян:

1) «кризис» (постперестроечный этап до 1994 г.) общественного и элитарного сознания; уничтожение общегражданских и общегосударственных ценностных ориентиров, в том числе патриотизма; вместо патриотизации имели место процессы «вестернизации» и «космополитизации» всех сфер жизнедеятельности;

2) «ревитализация» (1994-1999 гг.) патриотической проблематики, восстановление патриотической составляющей в значительной степени через обращение к досоветским образцам3;

3) «популяризация и актуализация» (н. 2000-х гг. - по настоящее время) патриотической составляющей; процесс активной патриотизации на основе советских примеров героизма и служения Отечеству (победа в ВОВ, первый

1 См. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.И. Лутовинова. - М.: Экон-Информ, 2017. - С. 16.

7

2 Там же, с. 186-189.

3 С новой силой начинают «звучать» такие героические события, как Ледовое побоище 1242 г., Куликовская битва 1380 г., Полтавское сражение 1707 г., Бородинское сражение 1812 г., и персоналии А. Невского, Д. Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова; по-новому осмысливается роль царской семьи, в том числе императора Николая II, и т.д.

полет в космос, Великие стройки коммунизма и т.п.); конвергенция патриотических образцов досоветской и советской России, которые сформировали крепкий фундамент для дальнейшей популяризации патриотической идеи в качестве значимого фактора безопасности и инновационного развития России XXI века.

Очевидно, что на различных этапах постсоветского периода использовался разный ракурс интерпретации истории через ее антипатриотическую или, напротив, патриотическую трактовку. Игнорирование патриотической компоненты, спонсирование антипатриотических настроений привели к трагическим последствиям в ранний постсоветский период, стали причиной искажения ценностных ориентиров, формирования «негативной» идентичности, проявлений контрпатриотизма и т.п. В то время как патриотизация на основе разумного синтеза модификаций аксиологических образцов Российской империи и СССР (в том числе на уровне государственной символики) имела позитивные результаты и заложила прочные основы для будущего эффективного развития России как государства и цивилизации.

Исторический опыт позволяет сделать вывод о практической необходимости патриотизации для обеспечения единства, целостности и безопасности российского государства. Сегодня патриотизация представляется обязательным условием инновационного развития страны, народа, личности, поскольку «истинный патриот» в соответствии с его позицией разделяет со своей родиной национальные добродетели и пороки, достижения и отсталость, потому что родина и патриот - это «живое тождество»1.

И наконец, можно констатировать, что идея патриотизма России XXI века находится на качественно новом уровне осознания и реализации, поскольку проблематика патриотизации вышла за рамки умозрительного характера в практическую плоскость2:

• приняты государственные программы и концепции3;

• в стадии разработки находятся соответствующие нормативные правовые акты4;

• на государственном уровне сформулирован ряд принципов, целей, задач, форм патриотического воспитания (патриотизации)5 в качестве условия стабильного, поступательного, инновационного развития России как государства и цивилизации.

1 Усачева Ю. С. Проблемы национализма и патриотизма в наследии Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.Б. Струве: дис. ... канд. историч. наук. - СПб., 2011. - С. 22.

2 Правовая основа патриотического воспитания (патриотизации):

• Конституция Российской Федерации;

• федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском образовании», «О культуре», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

• Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»;

• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

• постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»,

• Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года;

• другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

3 См. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», которая стала продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». - http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

4 Например, разработан Модельный закон о патриотическом воспитании (Приложение к постановлению Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 апреля 2015 года № 42-6), в котором изложены понятия патриотизма, гражданственности, Отечества, гражданско- и военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания; а также основы государственной политики, обеспечения деятельности, регулирования и управления в сфере патриотического воспитания. См. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В. И. Лутовинова. - М.: Экон-Информ, 2017. - C. 287-301.

5 См. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-

federati on.php/the-conc ept-of-patriotic-education-is-the-b asis-of-the-state -program-/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.