И.П. МАНЧЕНКО (Луганск)
проблема формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста: история и современность
Рассматриваются проблемы формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста в системе высшего образования, что обусловлено значительными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни, и необходимостью поиска эффективных подходов к созданию ценностно-смысловой основы как самого процесса профессиональной подготовки, так и будущей профессиональной деятельности специалиста.
Ключевые слова: ценности, профессиональные ценности, профессиональная подготовка, аксиологизация образования, трансформации общественной жизни.
В документах, отражающих основные направления развития высшей школы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Распоряжение Правительства РФ «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Национальный проект «Образование», Национальный проект «Наука» и др.), отмечается, что образование должно не только обеспечить будущих специалистов глубокими знаниями, но и способствовать развитию личностной позиции студентов, формировать четкие ориентиры жизнедеятельности, умение выделять истинные ценности. Решение этих сложных задач невозможно без обновления подходов к аксиологизации высшего образования и формированию профессиональных ценностей студентов.
Рассматривая профессиональные ценности как нормы, идеалы, образцы, определившие выбор профессии и самореализацию в ней, ученые (К.А. Абульханова-Славская, В.И. За-
кие науки -
гвязинский, В.С. Ильин, М.С. Каган, А.В. Ки-рьякова, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.) едины в понимании того, что профессиональные ценности, составляя ценностно-смысловую основу всей жизнедеятельности человека, не появляются сами по себе, а являются результатом сложной и целенаправленной работы педагогов. Поскольку каждой эпохе свойственна своя особая система ценностей, то исследование проблемы формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста с учетом современных трансформаций в обществе позволит выявить новые подходы к ее решению.
Несмотря на то, что проблема формирования ценностей личности волновала еще древних философов, вопросы, связанные с формированием профессиональных ценностей, активно стали изучаться после Второй мировой войны и прежде всего в зарубежной науке, о чем свидетельствуют работы Дж.Э. Адамсо-на, В. Виндельбанда, Дж. Дьюи, Н. Гартмана, Г. Олпорта, С. Пеппера, Р.Б. Перри, Г. Риккер-та, М. Рокича, М. Шелера и др. Опираясь на различные методологические подходы, зарубежные ученые понимают ценности как проявление нравственно-этической природы человека; как результат развития личности в рамках рационального понимания деятельности в обществе; как соединение рационального и эмоционального развития личности, позволяющего найти баланс между индивидуальными и общественными потребностями.
Необходимо отметить, что проблема формирования профессиональных ценностей исследуется в органичном единстве с развитием целостной теории ценностей, в связи с чем ученые, не разделяя данные понятия, рассматривают профессиональные ценности как один из видов ценностей личности, формирование которых не может происходить вне контекста формирования системы ценностей человека. Возвращаясь к зарубежному опыту решения исследуемой проблемы, отметим, что учеными предлагались разнообразные подходы к формированию ценностей и профессиональных ценностей личности: от наполнения религиозным смыслом содержания образования до детально разработанный системы воспитывающего обучения, примером чему может служить система гражданского воспитания в СшА, реализуемая поэтапно, начиная от детского сада и заканчивая учебными дисци-
О Манченко И.П., 2020
ИЗВЕСТИЯ вгпу
плинами соответствующей направленности в программах подготовки специалистов [6].
В отечественной педагогике проблема формирования ценностей и профессиональных ценностей в послевоенный период получает свое второе рождение, поскольку данная проблематика в силу превалирования марксистской идеологии долгое время не разрабатывалась. Возобновление исследований природы ценностей связывается с вышедшей в 1960 г. работой В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры».
Затем появляются работы В.А. Василенко, О.Г. Дробницкого и других исследователей, которые рассматривают ценности и профессиональные ценности, опираясь на методологию марксизма, что не помешало ученым сформировать разные платформы для развития в отечественной науке теории ценностей. В свою очередь, это повлияло на подходы, которые выбирались педагогами для формирования ценностей и профессиональных ценностей личности, а именно:
- выстраивание данного процесса на основе овладения нормами и идеалами общества и встраивания мотивов и потребностей личности в общественно значимую деятельность;
- организация воспитывающего обучения с опорой на ведущие положения аксиологического подхода;
- использование разных дидактических инструментов для формирования духовных и материальных (практических) ценностей личности.
Большое значение для определения практических подходов к формированию профессиональных ценностей имели работы В.Я. Ядова и А.Г. Здравомыслова, которые выявили связь между существующими в обществе, в сфере конкретной профессиональной деятельности идеалами и нормами и мировоззрением работника, активностью его деятельности. Указанные исследования обусловили изучение специфики различных видов профессиональной деятельности, выявления базовых норм и идеалов, что позволило отражать их в содержании профессиональной подготовки специалистов. Наиболее значительные наработки по формированию профессиональных ценностей были сделаны в сфере педагогического образования (Е.В. Бонда-ревская, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, А.В. Кирья-кова, Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Г.И. Чи-жакова и др.), что объясняется ролью педагога в формировании личности активного граж-
данина, от которого зависит уровень развития общества. Исследователи рассматривают педагогические ценности как особенности сознания личности, которые не только удовлетворяют установки, потребности, цели педагога, но и становятся ориентирами его гуманистически направленной профессиональной деятельности.
Развитие в конце ХХ в. рыночных отношений обусловило изучение профессиональных ценностей экономистов, юристов, психологов, социальных работников, представителей силовых структур и др. При этом формирование профессиональных ценностей сосредотачивалось в сфере внеучебной деятельности студентов и их гуманитарной подготовки, что соответствовало тенденциям гуманизации профессионального образования.
Необходимо отметить, что отличительной чертой многих работ этого периода является изучение не самих профессиональных ценностей, а ценностных ориентаций будущих специалистов. такой подход обусловлен желанием ученых найти общие механизмы и инструменты формирования ценностно-смысловой основы профессиональной деятельности, спецификой существующих подходов к аксиологизации профессиональной подготовки, о которых сказано выше, что не требует глубокого изучения ценностей конкретных профессиональных групп.
И сегодня исследователи предлагают решение проблемы создания ценностно-смысловой основы профессиональной деятельности специалиста посредством формирования и развития профессионально-ценностных ори-ентаций. Хотя профессионально-ценностные ориентации отражают отношение личности к профессии, направляют и регулируют профессиональную деятельность, вместе с тем они не совпадают со всей совокупностью присущих конкретному человеку представлений о ценном в профессии. Без наличия ценностей личность не может определить свое отношение к действительности и самой себе как профессионалу, сформировать на основе этого ведущие жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, т. е. сами ценностные ориентации.
Мы рассматриваем профессиональные ценности как наиболее значимые для личности явления, которые стали основой для выбора и овладения профессией, определяют смысл профессиональной деятельности, регламентируют и перенаправляют ее с целью
получения социально значимых результатов, а также стимулируют непрерывное профессиональное развитие личности специалиста. Сегодня проблема формирования профессиональных ценностей актуализируется с новой силой, что объясняется задачами инновационного развития российского общества, возникшими на фоне трансформаций общественной жизни.
Прежде всего рассмотрим технологический аспект, обусловивший модернизацию экономики и оказывающий значительное влияние на смену иерархии профессиональных ценностей. Бурный научно-технический прогресс привел к созданию новых технологий и техник, их активному внедрению в производство. Лишь одна масштабная цифровизация не только вызовет в ближайшее время повышение требований к цифровой грамотности и культуре специалиста, но и приведет к изменению структуры рынка труда, отмиранию некоторых профессий [4].
Перед большинством специалистов неизбежно встанет вопрос о необходимости переподготовки, смены рода профессиональной деятельности. Многим придется переступить через устоявшийся образ «Я-профессионал» и вернуться к обучению. Все это спровоцирует не только смену ценностей личности специалиста, повысив рейтинг таких ценностей, как познание, исследование, но и пересмотр смысла жизненного успеха, самореализации, профессиональной компетентности и др.
В связи с этим происходит постепенная переориентация профессионального образования с компетентностной модели на практико-ориентированную. Это свидетельствует о необходимости формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста с использованием потенциальных возможностей профессионально-практической подготовки и педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность. Данный подход применим и в контексте все возрастающего транспрофессионального характера труда, изучение которого в области педагогики и психологии сегодня активно проводится Э.Ф. Зеером, Б.Н. Гузановым, Д.П. За-водчиковым, Э.Э. Сыманюк, В.С. Третьяковой и др.
Исследователи определяют транспрофессионализм как интегральное качество специалиста, характеризующее его способность осваивать и выполнять деятельность из разных видов и групп профессий [1]. При этом
кие науки -
значимыми с точки зрения формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста становятся следующие аспекты.
Во-первых, профессиональное образование не рассматривается в контексте одноразового получения профессии, а понимается как основа для непрерывного развития специалиста в контексте его готовности приобретать междисциплинарные знания и эффективно взаимодействовать со специалистами из других сфер деятельности. Это повышает значимость таких ценностей, как познание, саморазвитие, коммуникативность, общение. Во-вторых, актуальность транспрофессионализма обусловлена реализацией сложных международных и межотраслевых проектов, что повышает значимость таких профессиональных ценностей, как работа в команде, толерантность, социальная значимость профессии, ответственность и др.
Как указывает В.О. Зинченко, внедрение идей транспрофессионализма требует кардинальной перестройки образовательного процесса, повышения его фундаментальности, проблемности, организации проектного и исследовательского обучения, работы студентов в малых группах [2]. Считаем такой подход приемлемым и в контексте формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста, поскольку методы и средства активного и интерактивного обучения, особенно проблемного и проектного, постоянно ставят обучающегося перед выбором, оценкой тех или иных действий и их последствий, а работа в малых группах позволяет ощутить ценность общения, взаимной продуктивной работы.
Хотим указать на такую тенденцию развития российского общества, как осознание на уровне широких масс ценностей независимости, целостности, конкурентоспособности страны, чему должна способствовать неоиндустриализация экономики [5]. При этом речь идет не об экономической, технологической или политической самоизоляции России, а о способности экономики противостоять конъюнктурным кризисам, определять пути самостоятельного и самодостаточного экономического развития и повышения благосостояния населения.
В таких условиях общественно-профессиональные ценности экономического и технологического прогресса, благосостояния других и общества в целом, мощи и независимости своей страны обретают в сознании лично-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
сти новый смысл, обусловливая аксиологическое наполнение содержания профессиональной подготовки, в котором общечеловеческие ценности органично соединяются с сугубо профессиональными.
События первой половины 2020 г., связанные с пандемией коронавируса, снова заставили человечество вспомнить о таких вечных ценностях, как жизнь, здоровье, семья, счастье, переосмыслить вместе с этим и ценность активной жизни, самореализации, общения, профессиональной компетентности. Условия, которые психологи определяют как экстремальные, во многом меняют иерархию ценностей личности специалиста и систему профессиональных ценностей в целом [3], с чем нам сегодня и пришлось столкнуться.
Безусловно, названные нами тенденции общественного развития отражают только часть происходящих трансформаций. однако и указанные аспекты позволяют говорить об актуализации проблемы аксиологического наполнения содержания профессиональной подготовки специалистов.
таким образом, с середины прошлого века в науке сформированы теоретико-методологические и методические основы формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста. однако трансформации всех сфер общественной жизни обусловливают смену ценностей и их иерархии, что активизирует научный поиск эффективных механизмов и инструментов формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста в системе высшего образования.
Подходы, изложенные в данной работе и связанные с исследованием изменений системы профессиональных ценностей современного специалиста под воздействием научно-технического прогресса, определением векторов экономического и социального развития российского государства, возрастающим транспрофессиональным характером труда, постепенной сменой образовательной парадигмы, а также повышением значимости вечных общечеловеческих ценностей, предлагают основные направления по аксиологизации профессиональной подготовки. Эти направления коррелируют не только с повышением уровня аксиологического компонента в содержании общепрофессиональных и профильных дисциплин, но и с более широким использованием методов и средств активного и интерактивного обучения и воспитания, повышени-
ем уровня междисциплинарности, проблем-ности обучения, его проектного и исследовательского характера, применением командных форм работы с обучающимися, работы в малой группе, интеграции аксиологического и профессионального компонентов во вне-учебную деятельность студентов и др.
однако каждое из указанных выше направлений требует своей адаптации с учетом специфики конкретных профессий. Например, командная форма работы с будущими инженерами и экономистами органично реализуется в процессе создания, разработки и реализации проектов, в том числе и проектов, носящих междисциплинарный характер. В то же время такая форма работы для будущих медиков может применяться для отработки навыков ведения продуктивной дискуссии в процессе ежедневного врачебного обхода больных или медицинского консилиума. В обоих названных случаях будут использоваться разные методы и средства активного и интерактивного обучения и воспитания, разными будут и акценты, сделанные в направлении аксиологиза-ции учебного материала. Все это еще раз подтверждает актуальность проблемы формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста и научного поиска путей ее разрешения в процессе профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9-28.
2. Зинченко В.О. Транспрофессионализм как направление модернизации профессионального образования // Теория и практика развития образования в условиях социокультурных трансформаций: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Луганск, 27-28 апр. 2020 г.) / под ред. В.О. Зинченко. Луганск: Книта, 2020. С. 30-35.
3. Ильина В.В. Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 37-40.
4. Олейникова О.Н., Редина Л.Н., Маркело-ва Ю.В. Тенденции развития профессионального образования и обучения: контекст ЕС // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 113-121.
5. Румянцева С.Ю. Конъюнктурная карта мировой экономики и проблема неоиндустриализации России // Проблемы современной экономики. 2016. № 2. С. 60-63.
педагогические науки
6. Семисотнова О.А., Бессарабова И.С. Цели и задачи гражданского воспитания в России и США: сравнительный анализ // Russian Journal of Education
and Psychology. 2015. № 7(51). С. 496-513. * * *
1. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Metodologicheskie orientiry razvitiya transprofessionalizma pedagogov professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2017. № 8. S. 9-28.
2. Zinchenko V.O. Transprofessionalizm kak na-pravlenie modernizacii professional'nogo obrazova-niya // Teoriya i praktika razvitiya obrazovaniya v usloviyah sociokul'turnyh transformacij: materialy Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. (Lugansk, 27-28 apr. 2020 g.) / pod red. V.O. Zinchenko. Lugansk: Knita, 2020. S. 30-35.
3. Il'ina V.V. Ponyatie ekstremal'nyh uslovij v psi-hologicheskoj nauke i praktike // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2015. № 1(60). S. 37-40.
4. Olejnikova O.N., Redina L.N., Markelova Yu.V. Tendencii razvitiya professional'nogo obrazovaniya i obucheniya: kontekst ES // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2019. № 3. S. 113-121.
5. Rumyanceva S.Yu. Kon#yunkturnaya karta mi-rovoj ekonomiki i problema neoindustrializacii Ros-sii // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2016. № 2. S. 60-63.
6. Semisotnova O.A., Bessarabova I.S. Celi i za-dachi grazhdanskogo vospitaniya v Rossii i SSHA: sravnitel'nyj analiz // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 7(51). S. 496-513.
Issue of formation of professional values of future specialists' personality: history and modern times
The article deals with the issues of the formation of the professional values of future specialists' personality in the system of higher education that is caused by the significant changes happening in all the spheres of the public life and the necessity of the search of the efficient approaches aimed at the creation of the axiological basis as the process of the professional training and the future professional activity of the specialist.
Key words: values, professional values, professional training, axiologization of education, transformation of public life.
(Статья поступила в редакцию 06.06.2020)
О Балуева А.О., 2020
А.о. БАлуЕВА
(Москва)
русские описательные предикаты с экспликатором вести: ЛингводидАКтичЕсКий аспект
Показаны закономерности образования описательных предикатов с глаголами движения на примере дескрипций с экспликатором «вести». Впервые систематизированы семантические группы глаголов, образующие описательные предикаты с экспликатором «вести». Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его материалов и выводов в практике преподавания русского языка как родного и иностранного.
Ключевые слова: описательные предикаты, глаголы движения, экспликатор «вести», корреляты, аналоги описательных предикатов.
Обращение к описательным предикатам (далее - ОП) с глаголами движения со стороны как лингвистов-теоретиков, так и преподавателей-практиков отнюдь не случайно: их функционирование вызывает большие трудности у иностранцев, изучающих русский язык [9]. В своей письменной и устной речи они допускают ошибки такого типа: *Где президенты водят переговоры? (вместо ведут переговоры) [10].
термин описательный предикат ввела в научный обиход В.А. Белошапкова. Под ОП понимают двусловные (реже трехсловные) дескрипции с именной словоформой, составляющие целостную семантическую единицу и имеющие однословный коррелят: нести ответственность (ср.: отвечать), вести беседу (ср.: беседовать) [8]. ОП соотносимы по смыслу с одним словом - глаголом, прилагательным, страдательным причастием или предикативным наречием [2].
В образовании ОП важную роль играет семантика как именного компонента, образованного от глагола-коррелята, так и глагольного компонента (экспликатора). В русском языке противопоставляются десемантизирован-ные глаголы семантически полноценным глаголам, соответственно, на этом же основании происходит и противопоставление ОП, которые образованы от таких глаголов [3].
В толковых словарях С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, В.И. Даля, Д.Н. Ушакова об-