DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-136-140 УДК 378:33
Зинченко Виктория Олеговна
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
Манченко Игорь Павлович
Луганский национальный университет имени Владимира Даля
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
В статье отражены результаты научного поиска по определению методологической основы формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов, что обусловлено повышением требований к данной группе специалистов в контексте решения задач инновационного развития страны, обеспечения экономически целесообразной деятельности на благо государства и всех его граждан. Обоснована необходимость комплексного использования ведущих положений аксиологического, личностно ориентированного, компетентностного и средового методологических подходов, что создаст эффективные условия для формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов. Реализация процесса по формированию у студентов экономических специальностей профессиональных ценностей личности связывается авторами с организацией в вузе аксиологически наполненной образовательной среды, что позволит использовать широкий спектр возможностей учебной и внеучебной работы и повысит результативность педагогических воздействий на сформированность у будущих экономистов профессиональных ценностей. В статье подано авторское определение образовательной среды как условия формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов.
Ключевые слова: высшее экономическое образование, профессиональные ценности личности, аксиологический подход, личностно ориентированный подход, компетентностный подход, средовый подход, образовательная среда.
Информация об авторах: Зинченко Виктория Олеговна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4469-525X, доктор педагогических наук, доцент, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск, Луганская Народная Республика.
E-mail: [email protected]
Манченко Игорь Павлович, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5515-1699, старший преподаватель, Луганский национальный университет имени Владимира Даля, г. Луганск, Луганская Народная Республика.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 17.06.2020.
Для цитирования: Зинченко В.О., Манченко И.П. Формирование профессиональных ценностей личности будущих экономистов в образовательной среде вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 136-140. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-136-140.
Viktoriya O. Zinchenko
Shevchenko Lugansk University Igor' P. Manchenko
Dahl Lugansk University
METHODOLOGICAL BASIS OF FUTURE ECONOMISTS' PERSONALITY PROFESSIONAL VALUE
The article reflects the results of the scientific search to determine the methodological basis for the formation of the professional value of the personality of future economists, which is due to the increased requirements for this group of specialists in the context of solving the problems of innovative development of the country, ensuring economically viable activities for the benefit of the state and all its citizens. The need for comprehensive use of the leading provisions of axiological, personality-oriented, competent and environmental methodological approaches is justified, which will create effective conditions for the formation ofprofessional values of the personality offuture economists. The implementation of the process for the formation ofprofessional personality values among students of economic specialties is connected with the organisation of an axiologically filled educational environment at the university by the authors; that will allow using a wide range of opportunities for educational and non-educational work and increase the effectiveness of pedagogic influences on the formation ofprofessional values among future economists. The article presents the author's definition of the educational environment as a condition for the formation ofprofessional values of the personality of future economists.
Keywords: higher economic education, professional values of personality, axiological approach, personality-oriented approach, competency approach, medium approach, educational environment.
Information about the authors: Viktoriya O. Zinchenko, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4469-525X, Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Shevchenko Lugansk University, Lugansk.
E-mail: [email protected]
Igor P. Manchenko, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5515-1699, senior lecturer, Dahl Lugansk University, Lugansk.
E-mail: [email protected]
Article received: June 17, 2020.
136
Вестник КГУ .J 2020
© Зинченко В.О., Манченко И.П., 2020
For citation: Zinchenko V.O., Manchenko I.P. Methodological basis of future economists' personality professional value. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 3, pp. 136-140 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-136-140.
Одним из факторов инновационного развития отечественной экономики является подготовка новой генерации специалистов, способных гибко использовать профессиональные компетенции, проявлять высокую культуру профессиональной и общественной деятельности, быть активными членами общества, которым небезразлично настоящее и будущее их страны. При этом образ экономиста, который сложился в современном обществе, часто ассоциируется с жесткой расчетливостью, беспринципностью, превалированием личного над общественным. Частично в таком видении экономиста виновно само общество, которое достаточно легко приняло ценности рыночной экономики, перенеся их, прежде всего, в идеологию экономического образования.
Однако под влиянием значительных изменений в российском обществе в последние годы актуализировалась проблема формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов как залога их успешной экономической деятельности, позволяющей эффективно сотрудничать с разными субъектами хозяйственной деятельности, развивать ее новые формы, построенные на взаимопонимании, доверии, коллективной работе, стремлении обеспечить благополучие граждан страны, ее экономическое и социальное развитие [Савельева].
Отметим, что именно «рыночная» направленность содержания высшего экономического образования обусловила изучение не профессиональных ценностей личности экономиста, а его ценностных ориентаций (Е.Ю. Бикметов, Ю.Р. Га-лиханова, С.В. Голиков, Н.В. Григорьева, И.В. Калягина, Г.Ф. Кунгурцева, С.А. Ли, С.Ю. Петрякова, А.Л. Позднякова, Г.И. Чижакова и др.).
Поскольку ориентация - это направленность деятельности, осуществляемая человеком в интересах кого-либо / чего-либо, а ценность - это то, чему человек придает особое значение (явление, предмет, процесс, свойство предмета, качество личности и т. д.) и что обеспечивает сознательный выбор целей и средств их достижения, то направить деятельность человека без осознания ее значимости и значимости конечной цели можно только на короткий промежуток времени. Профессиональная деятельность, реализуемая на протяжении большей части жизни человека, требует устойчивой ценностно-смысловой основы [Акутина], а значит, и формирования профессиональных ценностей личности, в том числе и у будущих экономистов.
Прежде всего отметим, что профессиональные ценности личности экономиста мы определяем как наиболее значимые для этого специалиста явления, которые стали основой для выбора и овладения
профессией экономиста, определяют смысл его организационно-управленческой, информационно-аналитической, проектной, научно-исследовательской и других видов деятельности в экономической сфере, регламентируют и перенаправляют эту деятельность с целью обеспечения экономически и социально-целесообразной работы предприятия, а также стимулируют непрерывное профессиональное развитие личности специалиста. Профессиональные ценности личности экономиста мы рассматриваем как взаимосвязь общественно-профессиональных, профессионально-групповых и личностно-профессиональных ценностей.
Осуществление процесса формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов требует выбора стратегии, основой которой может выступать синтез нескольких методологических подходов, что позволит интегрировать все факторы, влияющие на успешность овладения студентами экономических специальностей профессиональными ценностями и определить основные направления решения исследуемой проблемы.
Целью данной статьи является выбор методологической основы процесса формирования профессиональных ценностей личности
Под методологическими подходами мы понимаем комплекс тех понятий, принципов, приемов и методов, которые используются учеными в исследовании и особым образом организуют их деятельность [Зинченко].
Отметим, что в основе формирования профессиональных ценностей студентов лежат ведущие идеи гуманистической парадигмы. В соответствии с этим учеными и практиками с целью формирования профессиональных ценностей личности будущих специалистов чаще всего выбираются аксиологический (Т.В. Васильева, Е.В. Гнатыше-ва, Н.В. Григорьева, Р.А. Громов, И.В. Губаренко, И.Ф. Исаев, И.Р. Искакова, А.В. Кирьякова, Е.А. Макарова, В.Л. Оссовский, А.В. Рубан, В.А. Сласте-нин, А.И. Троцкая и др.), личностно ориентированный (Е.А. Бобер, Н.В. Григорьева, Р.А. Громов, И.Р. Искакова, А.В. Лаптев, А.Л. Позднякова, А.В. Рубан, А.И. Троцкая и др.), компетентност-ный (Р.А. Громов, И.В. Губаренко, И.Р. Искакова, Е.А. Макарова, А.В. Рубан и др.) методологические подходы, реже - средовый (Н.В. Григорьева, И.В. Губаренко, С.В. Левшин, Ф.С. Мисокова, А.Л. Позднякова и др.) методологический подход.
Поскольку формирование профессиональных ценностей личности будущих экономистов - процесс многоплановый, находящийся под значительным влиянием внешних факторов, то считаем необходимым методологическую основу данного
процесса базировать на ведущих положениях комплекса указанных методологических подходов.
Прежде всего отметим, что концептуальные идеи гуманистической парадигмы, направленной на всестороннее развитие личности будущего специалиста, наилучшее свое отражение нашли в ведущих положениях аксиологического подхода. В условиях трансформаций, происходящих в обществе, именно аксиологический подход, направленный на формирование ценностно-смысловой основы профессиональной деятельности специалиста, позволит аксиологически обновить содержание профессионального образования и решить актуальные социально-экономические задачи [Чепеленко].
Эту позицию разделяют и другие исследователи, которые напоминают, что в контексте введения новых образовательных стандартов, ориентированных на реализацию основных требований профессиональных стандартов, именно ценности позволят будущим специалистам осуществлять осознанную, значимую и продуктивную профессиональную деятельность [Ледовская]. Это и повышает востребованность аксиологического подхода, который должен занимать ведущее позиции в методологии современного профессионального образования, поскольку позволяет не только раскрыть перед будущими специалистами весь спектр ценностей профессиональной деятельности, но и наполнить их в процессе формирования особым смыслом, характерным для данной профессии [Кузнецов].
В соответствии с этим использование аксиологического подхода в процессе подготовки позволит наполнить ценностным смыслом профессиональное экономическое знание и очертит перед будущими экономистами пути формирования и развития профессиональных ценностей.
С целью повышения эффективности формирования профессиональных ценностей личности будущих специалистов исследователи (И.Д. Бех, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) считают необходимым использовать вместе с аксиологическим и личностно ориентированный методологический подход.
Личностно ориентированный подход при формировании профессиональных ценностей обеспечивает индивидуальное развитие личности, построение на устойчивой ценностно-смысловой основе, где выбор ценностей благодаря специально подобранным формам, методам и средствам профессионального обучения и воспитания осуществляется студентом самостоятельно и осознанно. Особенностью применения личностно ориентированного методологического подхода является реализация личностной ориентации (учет личных целей, мотивов, установок обучающегося в процессе овладения профессией) и ценностной значимости (понимания ценности и значимости получаемых
профессиональных знаний и профессиональной деятельности для личности самого обучаемого, работодателей, общества и государства).
Как указывает Е.В. Богомолова, именно необходимость решения современным специалистом задач инновационного развития в условиях неопределенности обуславливает использование лич-ностно ориентированного подхода как основы проектирования образовательных программ, придания значимости содержанию обучения, конкретизации методического обеспечения подготовки студентов [Богомолова].
При этом важно учитывать повышение роли экономистов в модернизации и развитии современного производства, что требует аксиологиза-ции и практико-ориентированности содержания как учебного материала, так и его методического обеспечения за счет интеграции всех видов подготовки экономиста, подбора практико-ориентиро-ванных задач и использования методов активного и интерактивного обучения. Это, на наш взгляд, будет способствовать формирования у студентов экономических специальностей общественно-профессиональных, профессионально-групповых и личностно-профессиональных ценностей, создавая основы для формирования профессиональной компетентности будущих экономистов и достижения в процессе осознанной экономической деятельности социально значимых результатов.
Именно это сочетание деятельностного и личностного аспектов служит основанием для выбора исследователями (В.И. Байденко, В.А. Болотов, М.С. Головань, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, М.Ф. Степко, Ю.Т. Татур, А.В. Хуторской и др.) компетентностного подхода в качестве методологической основы формирования профессиональных ценностей личности будущего специалиста.
В контексте нашего исследования укажем, что методология компетентностного подхода ориентирована на достижение конкретных результатов подготовки специалистов, что позволяет раскрыть ценностную значимость получаемых будущими экономистами знаний, согласовать эти знания с ценностями профессиональной деятельности, органично подобрав для этого дидактический инструментарий по их формированию в процессе профессиональной подготовки [Васильева; Корнева].
Поскольку в отношении формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов прослеживается явная взаимосвязь между ведущими положениями аксиологического, личностно ориентированного и компетент-ностного подходов, то неким интегрирующим их началом может служить средовый подход. Исследователями (Л.А. Воденникова, Н.В. Григорьева, И.В. Губаренко, Ю.С. Мануйлов, С.Ю. Полуйко-ва, И.В. Феттер, А.В. Хуторской и др.) отмечаются потенциальные возможности средового подхода
138
Вестник КГУ .J 2020
по всестороннему развитию личности обучающегося, в том числе и формирования профессиональных ценностей личности у студентов посредством создания образовательной среды с определенными свойствами.
Поскольку процесс освоения личностью профессии, вхождения в профессиональное сообщество и осуществления профессиональной деятельности связан с усвоением и трансляцией профессиональных ценностей, которые отличаются от собственной системы ценностей обучающихся, то это может вызвать трудности адаптационного характера и снижение уровня познавательной активности. Именно поэтому процесс формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов должен проходить в аксиологически наполненной образовательной среде, отражающей характерные черты профессиональной деятельности экономиста, что позволит создать в учебном и внеучебном процессах условия эффективного усвоения и актуализации всех групп профессиональных ценностей. Основой данного процесса становятся общественно-профессиональные ценности, благодаря которым возникает доверие, общение, взаимопомощь, выработка определенных паттернов поведения в процессе коллективной деятельности, что будет способствовать в целом не только формированию у будущих экономистов профессиональных ценностей, но и эффективному их обучению в вузе.
Деятельность современного экономиста проходит в условиях неопределенности, ограниченности ресурсов и нормативных ограничений, необходимости подстраивать деятельность организации под воздействие различных внешних факторов, что обуславливает создание в вузе квазипрофессиональной среды, моделирующей ситуации реальной экономической деятельности посредством решения проблемных ситуаций [Погонышев].
В нашем исследовании под образовательной средой мы понимаем совокупность условий, которые обеспечивают осознание и актуализацию будущими экономистами профессиональных ценностей, что способствует их успешному профессионально-личностном становлению, созданию устойчивой ценностно-смысловой основы профессиональной деятельности, нацеленную на экономически целесообразную работу хозяйствующих субъектов и экономическое развитие общества.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что комплексное использование ведущих положений аксиологического, личностно ориентированного, компетентностного и средового методологических подходов позволяет создать целостную методологическую основу формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов. При этом эффективность процесса формирования профессиональных
ценностей у студентов экономических специальностей обеспечивается посредством создания в высшем учебном заведении образовательной среде, отражающей характерные особенности профессиональной деятельность экономиста.
Список литературы
Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255-266.
Богомолова Е.В. Интеграция личностно-ори-ентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста // Гуманизация образования. 2017. № 4. С. 33-38.
Васильева Т.В., Васильев К.А. Формирование и развитие профессиональных компетенций студентов высшей школы направления «Экономика» // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 9. С. 18-20.
Зинченко В.О. Методологические основы качества образования в вузе // IV Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22 мая 2016 г. / отв. ред. Т.В. Седлецкая. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 82-85.
Корнева О.С. Формирование информационной компетентности будущих экономистов на основе концепции фундирования: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2016. 268 с.
Кузнецов Р.А. О проблеме формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов войск национальной гвардии российской федерации // Вестник Костромского гос. ун-та имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2019. № 1. С. 136-141.
Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования // Вестник Костромского гос. ун-та имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2019. № 1. С. 116-121.
Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Морозова Е.И. Подготовка будущих предпринимателей в образовательном пространстве вуза // Вестник Костромского гос. ун-та имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 127-129.
Савельева Н.Х. Аксиологизация процесса профессиональной подготовки будущих специалистов экономического профиля // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 4. С. 119-121.
Чепеленко К.О. Гуманизация в пространстве непрерывного образования // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 117-120.
References
Akutina S.P., Kalinina T.V. Formirovanie smyslozhiznennoi kontseptsii sovremennogo studenchestva vprotsesse professional'nogo vospitaniia v vuze [Formation of a meaningful concept of modern students in the process of professional education at the university]. Nauchnyi dialog [Scientific dialogue], 2016, № 3 (51), pp. 255-266. (In Russ.)
Bogomolova E.V. Integratsiia lichnostno-orientirovannogo i sinergeticheskogo podkhodov kak metodologicheskaia osnova podgotovki sovremennogo spetsialista [Integration of personal-oriented and synergistic approaches as a methodological basis for the training of a modern specialist]. Gumanizatsiia obrazovaniia [Humanization of education], 2017, № 4, pp. 33-38. (In Russ.)
Vasil'eva T.V., Vasil'ev K.A. Formirovanie i razvitie professional'nykh kompetentsii studentov vysshei shkoly napravleniia «Ekonomika» [Formation and development of professional competencies of students of higher education "Economics"]. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia [Successes of modern science and education], 2016, part 1, № 9, pp. 18-20. (In Russ.)
Zinchenko V.O. Metodologicheskie osnovy kachestva obrazovaniia v vuze [Methodological foundations of the quality of education at the university]. IV Luzhskie nauchnye chteniia. Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriia i praktika: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., maia 22, 2016 [IV Luga scientific readings. Modern scientific knowledge: theory and practice: materials of the international scientific-practical conference on May 22, 2016], ed. by T.V Sedletskaya. St. Petersburg, Pushkin LGU Publ., 2016, pp. 82-85. (In Russ.)
Korneva O.S. Formirovanie informatsionnoi kompetentnosti budushchikh ekonomistov na osnove kontseptsii fundirovaniia: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of information competence of future economists based on the concept of foundation: KSc thesis]. Yaroslavl, 2016, 268 p. (In Russ.)
Kuznetsov R.A. O probleme formirovaniia tsennostno-smyslovogo otnosheniia k voennoi sluzhbe kursantov voisk natsional'noi gvardii rossiiskoi federatsii [On the problem of forming a meaningful attitude to the military service of cadets of the National Guard of the Russian Federation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2019, № 1, pp. 136-141. (In Russ.)
Ledovskaia T.V., Solynin N.E., Khodyrev A.M.
Sravnitel'naia kharakteristika tsennostei studentov v period krizisa identichnosti na raznykh urovniakh pedagogicheskogo obrazovaniia [Comparative characteristics of student values during the identity crisis at different levels of pedagogical education]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2019, № 1, pp. 116-121. (In Russ.)
Pogonyshev V.A., Pogonysheva D.A., Morozova E.I. Podgotovka budushchikh predprinimatelei v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Training of future entrepreneurs in the educational space of the university]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2019, № 2, pp. 127-129. (In Russ.)
Savel'eva N.Kh. Aksiologizatsiia protsessa professional'noi podgotovki budushchikh spetsialistov ekonomicheskogo profilia [Axiologizing the training of future economic professionals]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika [News of Saratov University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics.], 2015, № 4, pp. 119-121. (In Russ.)
Chepelenko K.O. Gumanizatsiia v prostranstve nepreryvnogo obrazovaniia [Humanization in the space of continuing education]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika [News of Saratov University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics.], 2017, part 17, vol. 1. pp. 117-120. (In Russ.)
140
Вестник КГУ .J. 2020