Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОФИЦЕР ВКС РОССИИ / ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК / ЛЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СТРУКТУРА МОДЕЛИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / RUSSIAN AEROSPACE FORCES OFFICER / MILITARY PILOT / FLIGHT ACTIVITY / MODELLING / MODEL / METHODOLOGICAL APPROACHES / MODEL STRUCTURE / STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитренко Андрей Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Воздушно-космических сил России (ВКС России). Актуальность обозначенного направления определяется высокой социальной значимостью профессиональной деятельности военных летчиков, спецификой ее организации и реализации офицером профессиональных функций, требующих принятия управленческих решений в различных условиях летной обстановки и высокой персональной ответственности за результаты профессионального выбора и предпринятые профессиональные действия. Это объективно требует повышения качества профессиональной подготовки будущих военных специалистов авиационного профиля и организации целенаправленной работы по формированию у них профессиональной ответственности в процессе организации и осуществления летной деятельности. Проводится теоретический анализ научных подходов к проблеме педагогического моделирования, определяются его ключевые смысловые постулаты, дается характеристика сущности и содержания педагогической модели. На основании проведенного анализа выявляются методологические ориентиры построения модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России, представленные концептуальными идеями синергетического, системно-структурного, компетентностного, аксиологического, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов, составляющими методологический базис моделирования исследуемого процесса. Установлено, что архитектура модели интегрирует целевой, содержательный, инструментально-функциональный, контрольно оценочный блоки и этапы (организационный (экспликативный), ориентировочно-деятельностный (квазипрофессиональный), развивающий), обеспечивающие формирование профессиональной ответственности будущих военных летчиков и определяющие структуру, содержание и процессуальную динамику данного процесса в образовательно-развивающей среде военного авиационного вуза. По результатам проведенного исследования установлено, что проведение системной работы по формированию у будущих офицеров ВКС России профессиональной ответственности, организованной в рамках методологически обоснованной модели, является важным фактором, способствующим интенсификации профессиональной подготовки и личностно-профессионального развития будущих военных летчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL GUIDELINES FOR DESIGNING A MODEL FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF FUTURE OFFICERS OF THE RUSSIAN AEROSPACE FORCES

The article discusses issues related to the development of a model for the formation of professional responsibility of future officers of the Russian Aerospace Forces (Russian battle flyers). Topicality of the indicated direction is determined by the high social significance of the professional activities of military pilots, the specifics of its organisation and implementation by the officer of professional functions that require managerial decisions in various flight conditions and high personal responsibility for the results of professional choice and the professional actions taken. This objectively requires improving the quality of professional training of future military specialists in the aviation field and organising focused work to develop their professional responsibility in the process of organising and carrying out flight activities. A theoretical analysis of scientific approaches to the problem of pedagogic modelling is carried out, its key semantic postulates are determined, a characterization of the nature and content of the pedagogic model is given. Based on the analysis, methodological guidelines are identified for building a model for the formation of professional responsibility of future officers of the Russian Aerospace Forces, represented by conceptual ideas of a synergetic, system-structural, competence, axiological, personality-oriented and reflective approaches that make up the methodological basis for modeling the process under study. It has been established that the architecture of the model integrates the target, substantive, instrumental-functional, control and assessment blocks and stages (organisational (explicative), orientative-active (quasi-professional), developing), which ensure the formation of professional responsibility of future military pilots and determine the structure, content and the process dynamics of this process in the educational development environment of a military aviation university. According to the results of the study, it was found that carrying out systematic work to form professional responsibility among future officers of the Russian Air Force, organised within the framework of a methodologically sound model, is an important factor contributing to the intensification of professional training and personal and professional development of future military pilots.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИИ»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-173-179 УДК 355.55

Дмитренко Андрей Юрьевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Воздушно-космических сил России (ВКС России). Актуальность обозначенного направления определяется высокой социальной значимостью профессиональной деятельности военных летчиков, спецификой ее организации и реализации офицером профессиональных функций, требующих принятия управленческих решений в различных условиях летной обстановки и высокой персональной ответственности за результаты профессионального выбора и предпринятые профессиональные действия. Это объективно требует повышения качества профессиональной подготовки будущих военных специалистов авиационного профиля и организации целенаправленной работы по формированию у них профессиональной ответственности в процессе организации и осуществления летной деятельности. Проводится теоретический анализ научных подходов к проблеме педагогического моделирования, определяются его ключевые смысловые постулаты, дается характеристика сущности и содержания педагогической модели. На основании проведенного анализа выявляются методологические ориентиры построения модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России, представленные концептуальными идеями синергетического, системно-структурного, компетентностного, аксиологического, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов, составляющими методологический базис моделирования исследуемого процесса. Установлено, что архитектура модели интегрирует целевой, содержательный, инструментально-функциональный, контрольно оценочный блоки и этапы (организационный (экспликативный), ориентировочно-деятельностный (квазипрофессиональный), развивающий), обеспечивающие формирование профессиональной ответственности будущих военных летчиков и определяющие структуру, содержание и процессуальную динамику данного процесса в образовательно-развивающей среде военного авиационного вуза. По результатам проведенного исследования установлено, что проведение системной работы по формированию у будущих офицеров ВКС России профессиональной ответственности, организованной в рамках методологически обоснованной модели, является важным фактором, способствующим интенсификации профессиональной подготовки и лич-ностно-профессионального развития будущих военных летчиков.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, офицер ВКС России, военный летчик, летная деятельность, моделирование, модель, методологические подходы, структура модели, этапы формирования профессиональной ответственности.

Информация об авторе: Дмитренко Андрей Юрьевич, ORCID 0000-0002-8578-4179, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, Краснодар, Россия.

E-mail: [email protected]_

Дата поступления статьи: 03.03.2020.

Для цитирования: Дмитренко А.Ю. Методологические ориентиры конструирования и состав модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Воздушно-космических сил России // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 173179. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-173-179.

Andrey Yu. Dmitrenko

Hero of the Soviet Union Serov Krasnodar Air Force Institute for Flyers

METHODOLOGICAL GUIDELINES FOR DESIGNING A MODEL FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF FUTURE OFFICERS OF THE RUSSIAN AEROSPACE FORCES

The article discusses issues related to the development ofa modelfor the formation ofprofessional responsibility of future officers of the Russian Aerospace Forces (Russian battle flyers). Topicality of the indicated direction is determined by the high social significance of the professional activities of military pilots, the specifics of its organisation and implementation by the officer of professional functions that require managerial decisions in various flight conditions and high personal responsibility for the results of professional choice and the professional actions taken. This objectively requires improving the quality ofprofessional training offuture military specialists in the aviation field and organising focused work to develop their professional responsibility in the process of organising and carrying out flight activities. A theoretical analysis of scientific approaches to the problem of pedagogic modelling is carried out, its key semantic postulates are determined, a characterization of the nature and content of the pedagogic model is given. Based on the analysis, methodological guidelines are identified for building a model for the formation ofprofessional responsibility offuture officers of the Russian Aerospace Forces, represented by conceptual ideas of a synergetic, system-structural, competence, axiological, personality-oriented and reflective approaches that make up the methodological basis for modeling the process under study. It has been established

© Дмитренко А.Ю., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

173

that the architecture of the model integrates the target, substantive, instrumental-functional, control and assessment blocks and stages (organisational (explicative), orientative-active (quasi-professional), developing), which ensure the formation ofprofessional responsibility offuture military pilots and determine the structure, content and the process dynamics of this process in the educational development environment of a military aviation university. According to the results of the study, it was found that carrying out systematic work to form professional responsibility among future officers of the Russian Air Force, organised within the framework of a methodologically sound model, is an important factor contributing to the intensification ofprofessional training and personal and professional development offuture military pilots.

Keywords: professional responsibility, Russian Aerospace Forces officer, military pilot, flight activity, modelling, model, methodological approaches, model structure, stages of formation of professional responsibility.

Information about the author: Andrey Yu. Dmitrenko, ORCID 0000-0002-8578-4179, Hero of the Soviet Union Serov Krasnodar Air Force Institute for Flyers, Krasnodar, Russia.

E-mail: [email protected]

Received: March 03, 2020.

For citation: Dmitrenko A.Yu. Methodological guidelines for designing a model for the formation of professional responsibility of future officers of the Russian Aerospace Forces. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 2, pp. 173-179 (In Russ). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-173-179.

В условиях современных социально-политических реалий, характеризующихся интенсификацией профессиональной деятельности офицеров ВКС России, особую значимость приобретает проблема подготовки авиационных специалистов, обладающих готовностью к организации профессиональной деятельности в трансформирующихся условиях обстановки, способных к оперативному принятию управленческих решений, основанных на глубоком осознании персональной ответственности за результаты их исполнения.

Вопросы формирования профессиональной ответственности у будущих военных специалистов приобретают сегодня особую значимость и находят научное отражение в работах И.А. Алехина, Т.М. Беспаловой, В.В. Баннова, И.В. Большаковой, П.А. Корчемного, А.Г. Курносова, Т.Ф. Рымаревой и др. Анализ смысловых и содержательных характеристик феномена профессиональной ответственности, представленных в научных исследованиях, позволяет констатировать, что профессиональная ответственность офицера ВКС России является системным личностным свойством военного летчика, отражающим его готовность отвечать за результаты принимаемых управленческих решений в процессе реализации профессиональных функций по эксплуатации и боевому применению авиационной техники, характеризующимся осознанием и принятием военным летчиком нормативно-правовых и нравственных императивов сферы профессионального труда, активностью и самостоятельностью в реализации профессионально-поведенческого маршрута, способностью к планированию и регуляции собственных действий и психических состояний [Дмитренко: 78].

Высокая социально-профессиональная и личностная значимость профессиональной ответственности актуализирует проблему ее формирования в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров ВКС России, которая возможна, на наш взгляд, в рамках организации проце-

дур моделирования. В данном контексте смысловой вектор моделирования, согласно точке зрения И.В. Непрокиной, направлен на обеспечение создания модели, являющейся абстрактным структурным конструктом, обладающим сходством с реально существующим объектом в проекции сохранения его функциональных свойств и связей, процессуально-динамических особенностей [Не-прокина: 62]. Исследование данного конструкта позволяет получить информацию, которую можно экстраполировать на реальный объект, обеспечить прогнозирование особенностей его функционирования и развития [Пономаренко: 192]).

По мнению Г.Г. Кагармановой, моделирование в его педагогической интерпретации выступает в качестве теоретического фундамента для осуществления концептуального анализа педагогической системы, реализуемого на базе специально созданной модели, которая, представляя аналог системы, должна определить основные направления функционирования оригинального объекта, выявить «точки роста» и спрогнозировать траекторию развития [Кагарманова: 100].

На перспективность моделирования в педагогических исследованиях указывает А.В. Кащеева, отмечая, что применение данного метода позволяет, с одной стороны, разделить образовательный процесс на отдельные составные части для организации исследовательских процедур, а с другой -обеспечить их систематизацию, структурно-содержательную компоновку для прогнозирования потенциального маршрута развития. В данном контексте модель, разрабатываемая в процессе педагогического моделирования, выступает образцом, в функциональных координатах которого осуществляется определение эффективных содержательных и инструментальных атрибутов, которые приняты исследователем в качестве эталонных, выступающих теоретическим ориентиром организации реального процесса [Кащеева: 131].

В нашем исследовании под моделью формирования профессиональной ответственности буду-

щих офицеров ВКС России понимается система, разработанная посредством абстрактно-логического представления, отражающая структурные, содержательные, функциональные и процессуальные параметры исследуемого процесса, фактически реализуемые в практике профессиональной подготовки будущих авиационных специалистов, обеспечивающая получение информации, способствующей достижению прогнозируемых эффектов в формировании профессиональной ответственности личности.

В процессе организации моделирования весьма важным считаем определение методологических ориентиров конструирования модели формирования профессиональной ответственности, которые выступают в качестве принципиальных направлений, положенных в основу реализации нашей исследовательской модельной траектории. В качестве таковых применительно к нашему исследованию были определены основные положения синергетического, системно-структурного, компе-тентностного, аксиологического, личностно-ори-ентированного, рефлексивного подходов, которые определяют теоретико-прикладную стратегию построения модели, ее структурно-содержательное оформление и оценку эффективности. Сущность использования данных подходов состоит во взаимной детерминации действий их ключевых смысловых паттернов для методологического обоснования направлений конструирования модели.

Синергетический подход позволяет организовать исследование универсальных механизмов и процессов, происходящих в открытых, неравновесных системах, выступая теоретической базой для осуществления педагогического прогнозирования, на основании которого организуется управленческое воздействие на исследуемый процесс (В.М. Монахов, В.Е. Фирстов, В.Н. Корчагин и др.). Моделирование процесса формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России с применением основных положений синергетического подхода ориентировано на идею самоорганизации, состоящую в использовании потенциала внутреннего функционального поля системы, обеспечении ее открытости для привлечения инвестиций из внешней социально-профессиональной среды, введении процедуры контролируемой дестабилизации системы за счет использования имеющихся ресурсов в интересах выхода системы на оптимальный маршрут функционирования и развития [Монахов, Фирстов: 113; Корчагин: 97].

Системно-структурный подход рассматривается нами в проекции обеспечения равновесного состояния системы, ее структурно-содержательной целостности и сбалансированности связей между ее элементами, детерминирующими процесс функционирования отдельных элементов и системы

в целом (Ю.К. Бабанский, В.А. Якунин и др.). В процессе реализации системно-структурного подхода было установлено, что формирование профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России является системным, сложно структурированным процессом, интегрирующим многообразие связей между его компонентами, требующим согласованности их воздействия, взаимной обусловленности с целью сохранения целостности и непротиворечивости самой системы, ее архитектуры под воздействием новаций, поступающих из внешней среды или возникающих внутри пространства исследуемого процесса [Якунин: 15; Бабанский: 65].

При определении методологических векторов моделирования весьма важным считаем обращение к научным постулатам компетентностного подхода, концептуальный тезаурус которого представлен в исследованиях А.М. Митяевой, Я.С. Поляковой и др. В общеметодологических границах данного подхода исследовательский акцент делается на формировании у будушцх специалистов способности и готовности к организации индивидуальной социально-профессиональной траектории жизнедеятельности в ракурсе овладения ими компетенциями, необходимыми для реализации общественных и профессиональных функций. Применение компетентностного подхода к исследуемому процессу формирования профессиональной ответственности личности будущего офицера направлено на анализ состава требований, предъявляемых к будущему офицеру ВКС России, нормативно закрепленных в компетенциях, и определение системы педагогических воздействий, способствующих становлению данных компетенций и развитию личности военного специалиста [Митяева: 20; Полякова: 112].

Применение аксиологического подхода к моделированию процесса формирования профессиональной ответственности обусловлено необходимостью ориентации профессиональной подготовки будущих военных летчиков на систему общечеловеческих ценностей, составляющих социокультурный фундамент социально-профессионального бытия, организации педагогической поддержки в формировании ценностных и нравственных смыслов в соответствии с культивируемыми в обществе приоритетами (Г.И. Чижакова, А.В. Кирьякова, Т.Б. Сергеева). В ходе реализации идей аксиологического подхода в рамках конструирования модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России определяется роль и место данного феномена (профессиональной ответственности) в общей системе ценностных координат, направленность и содержание воспитательной работы с будущими военными специалистами, определяющей его формирование как представителя социально-профессиональной общности [Кирьякова: 89].

Личностно-ориентированный подход направляет исследовательскую траекторию на личность будущего военного специалиста как самостоятельного, активного субъекта собственного развития, обладающего ресурсным потенциалом для определения маршрута своей жизнедеятельности, ключевых личностных приоритетов и «точек роста» (Е.В. Бондаревская, Г.И. Железовская, И.С. Якиманская). Использование основных положений личностно-ориентированного подхода для формирования профессиональной ответственности будущих военных летчиков позволяет констатировать, что данный процесс должен ориентироваться на имеющийся у личности социально-профессиональный опыт, отражающий ее отношение к социокультурным реалиям, нормативной обусловленности профессиональной среды, принятой в обществе системе норм и ограничений, регулирующих направленность и динамику проявления личностно-профессиональных качеств, готовности военного специалиста к выполнению принятых на себя обязательств [Бондаревская: 12].

Идеи рефлексивного подхода (Ф.Н. Алипха-нова, Р.Р. Алиева, В.И. Кочетов, Г.И Веденеева), согласуясь с парадигмальными положениями личностно-ориентированного подхода, делают акцент на актуализацию личностного потенциала человека, выступающего ведущим фактором его саморазвития в социальном пространстве, регулятором в построении индивидуального поведенческого маршрута, активности и самостоятельности в определении социально одобряемых и личност-но значимых приоритетов. Преломляя идеи рефлексивного подхода на процесс формирования профессиональной ответственности личности, мы акцентируем внимание на ориентации человека на самого себя в проекции субъективной оценки имеющихся ресурсов, самомониторинга личностной успешности, критического осмысления и корректировки используемых когнитивно-поведенческих моделей [Алипханова, Алиева: 47; Кочетов, Веденеева: 6].

Комплексное использование основных положений рассмотренных подходов, интеграция их методологических ориентиров позволяет, по нашему мнению, создать единый базис проектируемой модели, представить ее структурную компоновку и содержательное наполнение, спрогнозировать варианты ее функционирования и развития. Реализация основных положений рассмотренных методологических подходов позволила нам структурировать модель формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России, интегрирующую систему блоков: целевой, содержательный, инструментально-функциональный, контрольно-оценочный:

- целевой блок модели определяет приоритетную цель, состоящую в достижении будущими

офицерами ВКС России высокого уровня профессиональной ответственности, необходимого для решения служебных задач в процессе организации и осуществления летной деятельности и принятия управленческих решений;

- содержательный блок модели представлен системой кластеров (программный, проблемно ориентированный, профессионально-воспитательный), которые образуют содержательно-смысловое поле организации работы по формированию у курсантов профессиональной ответственности: программный кластер включает дисциплины учебного плана подготовки будущих офицеров ВКС России, которые в рамках своих содержательных параметров направлены на формирование компонентов профессиональной ответственности с учетом требований ФГОС ВО, квалификационных требований (КТ), предъявляемых к военному специалисту; проблемно ориентированный кластер интегрирует специально разработанное содержание (образовательная программа «Профессиональная ответственность в деятельности офицера ВКС России»), систематизирующее вопросы, связанные с изучением понятийно-категориального аппарата и сущностных характеристик профессиональной ответственности, структурно встроенных в содержание программного кластера в виде расширения теоретической базы соответствующих учебных дисциплин; профессионально-воспитательный кластер, предусматривающий комплекс воспитательных мероприятий, реализуемых в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности, предусматривающий активизацию воспитательного потенциала образовательно-развивающей и социально-профессиональной среды, организацию курсантского самоуправления, поддержку на конкурсной основе личностных инициатив, проектов и предложений по оптимизации процесса профессиональной подготовки в целях формирования профессиональной ответственности;

- инструментально-функциональный блок модели представлен системой методов (рассказ, беседа, демонстрация, пример, иллюстрация, поощрение, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, проектирование, моделирование, упражнение, тренировка, ролевые (деловые) игры и др.), форм (лекционные, семинарские, практические занятия, самостоятельная, научно-исследовательская работа, тренажерная подготовка и учебные практики) и средств (печатные текстовые, аудиовизуальные, информационно-коммуникационные, специальные (вооружение и военная техника, представленная в виде макетов узлов и агрегатов и в натуральную величину), входящие в состав тренажерной базы военной образовательной организации), обеспечивающих реализацию содержания и процессуальную динамику функционирования модели в образовательной практике;

- контрольно-оценочный блок модели позволяет определить соответствие полученных по итогам апробации модели результатов прогнозируемым на основе использования адекватной критериально-оценочной базы, которая включает характеристику уровней (высокий, средний, низкий), критериев и показателей (дисциплинированность, профессиональная направленность личности курсанта на военно-профессиональную деятельность, мотивация ответственности, устойчивость в проявлении нравственных качеств, наличие теоретических знаний основ профессиональной ответственности, стрес-соустойчивость личности и готовность к саморегуляции) сформированности профессиональной ответственности и диагностического инструментария (методика «Многомерно-функциональная диагностика ответственности «0тветственность-110» (ОТВ-110)» (О.В. Мулыхина), опросник для диагностики уровня морально-этической ответственности личности, проверочный тест для оценки сформиро-ванности когнитивного компонента профессиональной ответственности, методика Р. Лазаруса (опросник «копинг-стратегии»), методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» (разработана А.И. Высоцким), методика диагностики локуса контроля (Дж. Роттер), позволяющих обеспечить обратную связь и констатировать эффективность модели либо необходимость организации корректирующих процедур.

Функционирование модели, ее содержательных и инструментальных механизмов, организовано в рамках следующих этапов:

- организационного (экспликативного), приоритетной задачей которого является приучение будущих офицеров ВКС России к условиям образовательно-развивающей среды военного авиационного вуза, формирование теоретической базы проблемного поля профессиональной ответственности, ознакомление с особенностями летной деятельности, ее профессиональными и нравственными смыслами;

- ориентировочно-деятельностного (квазипрофессионального), связанного с актуализацией в образовательно-развивающей среде военного авиационного вуза ситуаций, требующих принятия решений и проявления ответственности за управленческий выбор, активизацией включения будущих офицеров в процессы профессионального взаимодействия, совместного моделирования профессиональных реалий;

- развивающего, направленного на развитие личностно-профессионального потенциала будущего военного летчика, предоставление самостоятельности в профессиональных действиях и принятии решений на основе активизации личностных регу-ляторно-рефлексивных механизмов, обеспечивающих организацию траектории профессионально ответственного поведения в профессиональной среде.

Таким образом, модель формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России, построенная с ориентацией на ключевые положения методологических подходов, структурированная в соответствии с предложенными блоками, процессуально реализуемая в рамках обозначенных этапов, является значимым теоретическим конструктом, позволяющим представить архитектуру и траекторию деятельности по формированию профессиональной ответственности личности. Применение приведенных в статье подходов к педагогическому моделированию и построению модели, обоснованию содержательного маршрута ее реализации в образовательно-развивающей среде военного авиационного вуза позволяют, на наш взгляд, определить основные векторы организации данной работы в образовательных системах различного целевого назначения и обозначить ведущие теоретико-прикладные ориентиры расширения исследовательского диапазона проблемы формирования профессиональной ответственности специалистов.

Библиографический список

Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Рефлексивный подход к воспитанию дисциплинированности курсантов высших военных учебных заведений МВД России // Вестник социально-педагогического института. 2015. № 4 (16). С. 46-49.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Наука, 1982. 192 с.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.

Дмитренко А.Ю. Профессиональная ответственность офицера воздушно-космических сил России: содержательно-структурный анализ // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 77-86.

Кагарманова Г.Г. К вопросу о моделировании педагогической деятельности // Путь науки: журнал. Волгоград: Научное обозрение, 2014. № 6. С. 100-102.

Кащеева А.В. Перспективы использования метода моделирования в педагогической системе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 5 (49). С. 130-135.

Кирьякова А.В. Аксиологический аспект воспитания личности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. С. 89-90.

Корчагин В.Н. Генезис системно-синергетиче-ской педагогики: теория воспитания и обучения. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. 243 с.

Кочетов В.И., Веденеева Г.И. Рефлексивный подход к формированию общекультурных компетенций студентов // Вестник Московского гума-

нитарно-экономического института. 2015. № 3 (2). С. 4-11.

Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Волгоград, 2007. 43 с.

Монахов В.М., Фирстов В.Е. Дидактический потенциал синергетического подхода к формированию общенаучного методологического основания модернизации образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Труды VIII Междунар. науч.-практ. конф., 8-10 ноября 2013 года. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова. С. 108-123.

Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.

Полякова Я.С. Компетентностный подход в образовании: состояние, проблемы и перспективы // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2013. № 2 (6). С. 110-116.

Пономаренко Е.В. К вопросу о моделировании воспитательных и педагогических систем // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 191-198.

Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие // Европейский институт экспертов. СПб., 1998. 638 с.

References

Alipkhanova F.N., Alieva R.R. Refleksivnyi podkhod k vospitaniiu distsiplinirovannosti kursantov vysshikh voennykh uchebnykh zavedenii MVD Rossii [The reflexive approach to the discipline of cadets of higher military educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik sotsial'no-pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Social and Pedagogical Institute], 2015, № 4 (16), pp. 46-49. (In Russ.)

Babanskii Iu.K. Problemy povysheniia effektivnosti pedagogicheskikh issledovanii: didakticheskii aspect [Problems of increasing the effectiveness of pedagogical research: didactic aspect]. Mos^w, Nauka Publ., 1982, 192 p. (In Russ.)

Bondarevskaia E.V Gumanisticheskaia paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniia [The humanistic paradigm of personality-oriented education]. Pedagogika [Pedagogy], 1997, № 4. pp. 11-17. (In Russ.)

Dmitrenko A.Yu. Professional'naia otvetstvennost' ofitsera vozdushno-kosmicheskikh sil Rossii: soderzhatel'no-strukturnyi analiz [Professional responsibility of an officer of the aerospace forces of Russia: substantive-structural analysis]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2019, № 4, pp. 77-86. (In Russ.)

Kagarmanova G.G. K voprosu o modelirovanii pedagogicheskoi deia-tel'nosti [To the question of modeling pedagogical activities]. Put' nauki: zhurnal [The Way of Science: journal]. Volgograd: Scientific Review Publ., 2014, № 6, pp. 100-102. (In Russ.)

Kashcheeva A.V. Perspektivy ispol'zovaniia metoda modelirovaniia v pedagogicheskoi sisteme [Prospects for the use of the modeling method in the pedagogical system]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2007, № 5 (49), pp. 130-135. (In Russ.)

Kir'iakova A.V. Aksiologicheskii aspekt vospitaniia lichnosti [Axiological aspect of personality education]. Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo vospitaniia: sb. nauch. tr. [Theoretical and methodological problems of modern education: Sat. scientific tr.]. Volgograd, Peremena Publ., 2004, pp. 89-90. (In Russ.)

Korchagin VN. Genezis sistemno-sinergeticheskoi pedagogiki: teoriia vospitaniia i obucheniia [The genesis of systemic synergetic pedagogy: the theory of education and training]. Kazan', Izd-vo Kazan. un-ta Publ., 2003, 243 p. (In Russ.)

Kochetov V.I., Vedeneeva G.I. Refleksivnyi podkhod k formirovaniiu obshchekul'turnykh kompetentsii studentov [Reflective approach to the formation of general cultural competencies of students]. Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo institute [Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute], 2015, № 3 (2), pp. 4-11. (In Russ.)

Mitiaeva A.M. Kompetentnostnaia model' mnogourovnevogo vysshego obrazovaniia (na materiale formirovaniia uchebno-issledovatel'skoi komepetntnosti bakalavrov i magistrov): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Competency model of multilevel higher education (based on the formation of educational and research competency of bachelors and masters): DSc thesis, summary]. Volgograd, 2007, 43 p. (In Russ.)

Monakhov V.M., Firstov VE. Didakticheskii potentsial sinergetiche-skogopodkhoda kformirovaniiu obshchenauchnogo metodologicheskogo osnovaniia modernizatsii obrazovaniia [The didactic potential of the synergetic approach to the formation of a general scientific methodological basis for the modernization of education]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie: Trudy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 8-10 noiabria 2013 goda [Modern Information Technologies and IT Education: Transactions of the VIII International Scientific and Practical Conference on November 8-10, 2013]. Moscow, MGU imeni M.V. Lomonosova, pp. 108-123. (In Russ.)

Neprokina I.V. Metod modelirovaniia kak osnova pedagogicheskogo issledovaniia [Modeling method as the basis of pedagogical research]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and practice of social development], 2013, № 7, pp. 61-64. (In Russ.)

Poliakova Ia.S. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii: sostoianie, problemy i perspektivy [Competency-based approach in education: state, problems and prospects]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaia trenirovka [Physical education and sports training], 2013, № 2 (6), pp. 110-116. (In Russ.)

Ponomarenko E.V. K voprosu o modelirovanii vospitatel'nykh i pedagogicheskikh sistem [To the

question of modeling educational and pedagogical systems]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2011, № 8, pp. 191-198. (In Russ.)

Iakunin VA. Pedagogicheskaiapsikhologiia: ucheb. posobie [Pedagogical Psychology: Textbook. manual]. Evropeiskii institut ekspertov [European Institute of Experts]. St. Petersburg, 1998, 638 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.