Раздел 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
УДК [377.112:371.13]:378.01
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
А. А.Коновалов
кандидат педагогических наук [email protected]
Российский государственный профессионально-педагогический
университет, Екатеринбург, Россия
Аннотация. Указывается актуальность профессионально-педагогического образования в условиях современного этапа развития общества. Названы и обоснованы ключевые ценности профессионально-педагогического образования. Обращается внимание на важность компетентностно-ориентированного образования, выделяются важнейшие качества педагогов профессионального обучения, определяется степень их соответствия требованиям профессионального стандарта. Приведены результаты сравнительного анализа и названы профессиональные дефициты, их причины, а также пути их преодоления. Приведена модель компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования и пути развития последнего с учетом тенденций цифровизации всех сфер жизнедеятельности.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, ценности образования, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, модель профессионально-педагогического образования.
VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION: MODERN TRENDS AND WAYS OR DEVELOPEMENT
А. А. Konovalov
Candidate of Pedagogical Sciences [email protected] Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Abstract. The article points out the importance of vocational and pedagogical education in the conditions of the modern stage of development of society, the key values of vocational and pedagogical education are named and substantiated. The article draws attention to the importance of competency-based education, identifies the most important
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
7
qualities of vocational training's teachers, determines the degree of their compliance with the requirements of the relevant professional standard. The article presents the results of this comparative analysis and names professional deficits, their causes and ways to overcome them. A model of competency-based vocational and pedagogical education and ways of developing the latter are given, taking into account the digitalization trends of all spheres of life.
Keywords: vocational and pedagogical education, education's values, professional standard, professional competencies, model of vocational and pedagogical education.
Образование на протяжении всей истории было и остается важнейшей сферой жизнедеятельности человечества. «Образование должно способствовать человеку в определении собственного места в обществе, обеспечить его становление как самостоятельного и ответственного профессионала, семьянина, гражданина» [3, с. 5]. На современном постиндустриальном этапе развития общества и экономики с учетом мировых тенденций особое внимание следует уделить профессионально-педагогическому образованию как одной из систем подготовки педагогических кадров для образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для реального сектора экономики.
Кроме того, изменения, происходящие в обществе, и новые тренды оказывают влияние на сферу профессионального образования в России вообще, и ценности последнего в частности.
Философами ценности рассматриваются как онтологическая и аксиологическая составляющие культуры народа, проявление которых заметно в реальном его существовании. В образовании ценности являются неким связующим звеном между онтологическим и аксиологическим ее основаниями. Именно в образовательных ценностях отражается отношение к самому обществу, истории его становления и развития, к личности [4].
Безусловно, развитие общества порождает трансформацию стереотипов педагогического мышления и опыта, что, в свою очередь, не может не отразиться на движении ценностных акцентов в образовании. Как отмечает Г. И. Чижакова, именно образовательные ценности определяют дальнейшую стратегию образования и оказывают влияние на базовые процессы, происходящие в культуре и обществе [13]. Именно ценностное отношение к личности обучающегося, предоставление ему возможности самостоятельного выбора траектории развития, субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, обмен культурными смыслами как содержание обучения позво-
8
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
ляют определить современную гуманистическую парадигму профессионально-педагогического образования. В этой связи необходимо отметить, что и организация, и содержание, и управление современным образовательным процессом должны учитывать доминантные ценностные аспекты высшего профессионально-педагогического образования.
Ниже обратимся к описанию ценностей в образовании, которые мы наблюдаем сегодня, и которые, на наш взгляд, должны быть в основе проектирования современной системы профессионально-педагогического образования.
Так, В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина и И. С. Сергеев [3, с. 8-11] среди базовых ценностей профессионально-педагогического образования предлагают выделить функциональную грамотность, которая кроме важности академических знаний имеет значительный практико-ориентирован-ный аспект, что в контексте всего образовательного процесса, несомненно, находит отклик. Действительно, современный педагог профессионального обучения уже не может просто выступать транслятором содержания образовательной программы, в современных реалиях освоение образовательного контента становится ценностью одновременно для всех участников системы профессионально-педагогической подготовки. Педагоги в таком случае становятся полноценными профильными специалистами, носителями реального отраслевого контекста.
На современном этапе развития общества и в странах зарубежья, и в России активно развивается система наставничества как основа привлечения и подготовки рабочих кадров новой формации, которые в свою очередь станут ключевым ресурсом реализации амбициозных планов и задач, стоящих перед реальным сектором экономики на текущий момент. Этот новый образ профессионального бытия требует личность, способную к самообучаемости, саморазвитию, самореализации, и готовую идти в ногу с техническим прогрессом.
Социальное партнерство в едином ценностном пространстве профессионально-педагогического образования, безусловно, должно быть представлено партнерами-работодателями, которые, как справедливо заметил Е. Ф. Сабуров, выдвигают образованию требование не столько снабдить будущего выпускника знаниями и информацией, сколько подготовить к решению практических задач [9, с. 37]. Результатом социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в ре-
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
9
зультатах образования, т. е. между государством, обществом, работодателями и представителями системы среднего профессионального образования, становятся сформированные у выпускника общекультурные и профессиональные компетенции, которые закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» всех уровней. С другой стороны, содержание этих компетенций находит отражение и в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [8] в виде трудовых функций специалистов. Важность этого обусловлена тем, что на данный момент профессиональные стандарты закрепляются на законодательном уровне и находят повсеместное внедрение в практической деятельности, в том числе в сфере профессионально-педагогического образования. В частности, указанный профессиональный стандарт позволил провести параллель между компетенциями и трудовыми функциями педагога профессионального обучения.
Сопоставление трудовых функций педагога профессионального обучения и требований к результатам освоения образовательной программы по соответствующему направлению подготовки позволило выделить ряд квалификационных дефицитов:
• недостаточный уровень планирования профориентационной деятельности;
• запаздывающее содержание подготовки педагогов профессионального обучения;
• недостаточная квалификация профессионально-педагогических работников и организаторов профессионального и профессионально-педагогического образования ввиду сокращения доли отраслевых компонентов подготовки [5, с. 45; 8].
Все вышесказанное непременно позволяет обозначить противоречие между повышающимися с каждым днем требованиями к результатам подготовки педагогов профессионального образования, с одной стороны, и недостаточной готовностью к осуществлению практической профессиональной деятельности выпускников системы профессионально-педагогического образования, с другой стороны.
В этой связи становятся наиболее актуальными и закономерными обновление содержания подготовки в пользу компетентностно-
10
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
ориентированного, осуществление процесса педагогического проектирования, приобретающего циклический характер, а профессионально-педагогическое образование получает статус непрерывного.
В этой связи Э. Б. Рустамова отмечает, что в постиндустриальном обществе студентам недостаточно передавать определенный объем знаний, необходимо учить поиску и анализу необходимой информации, учить самому процессу получения знаний, прежде всего профессиональных. А это предъявляет новые требования к социальному институту профессионально-педагогического образования [11, с. 6]. Н. М. Александрова и С. М. Маркова называют системообразующим фактором непрерывного профессионально-педагогического образования профессиональную культуру, под которой исследователи понимают фундаментальное интегрированное образование, содержащее дея-тельностные, личностные и многопрофильные характеристики личности в контексте взаимодействия социальных институтов [2].
В связи с этим, содержание предложенных нами ценностей ложится в основу проектирования модели современного компетентно-стно-ориентированного профессионально-педагогического образования, намечаются тенденции будущего его развития (усиление роли проектного, индивидуального обучения, цифровизация образования).
Проектирование такой модели профессионально-педагогического образования и профессионального развития человека основывается на исследованиях А. Н. Ходусова и С. А. Кононовой, в которых отражены следующие структурные компоненты:
• онтогенетический, назначение которого в актуализации смыслов профессионально-педагогического образования на уровне смыслогенеза и преобразование последних в профессиональные детерминации;
• профессионально-генетический, содержание которого составляют законы, закономерности, принципы организации и развития образования, в том числе методы управления им;
• психологический, выражающийся в профессионализме деятельности и личности;
• педагогический [12, с. 5].
Содержание последнего компонента, по мнению Э. Ф. Зеера, заключается в формировании в процессе профессиональной подготовки транспрофессионализма как качественно новой квалификационной
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
11
характеристики субъектов деятельности, смыслообразующим источником которой становится неразрывное сочетание информационных технологий и когнитивных наук при подготовке выпускников [6, с. 6].
Основой дальнейшего развития профессионального, в том числе профессионально-педагогического, образования являются одновременно три фактора: содержание образования, способы и технологии организации образовательного процесса, корреляция цели и результата образования.
Нельзя не отметить и тот факт, что активная государственная политика сегодня направлена на внедрение инновационных цифровых подходов к организации образовательного процесса в открытой для всех участников образовательного процесса интернет-среде [7, с. 90].
Также одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации образовательного процесса является использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании. Д. А. Аб-дуллаев и М. С-У. Халиев отмечают повышенный интерес обучающихся к занятиям, на которых применяются презентации проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов; диагностика освоения учебного материала с использованием программ; электронная библиотека; аудиокниги; электронные словари; видеофильмы; виртуальные экскурсии; онлайн курсы по изучению дисциплин; интерактивные упражнения [1, с. 324].
Естественным и закономерным в этой связи становится вопрос не только обладания широким кругозором и навыками использования программных средств, но и мотивации и готовности педагога профессионального обучения к применению данных технологий в образовательном процессе. Сегодня профессиональное мастерство преподавателя определяют и эти качества.
Тем не менее, специально проведенное В. П. Панасюк, А. М. Фофановым и М. С. Родионовым исследование среди педагогических работников образовательных организаций профессионально-педагогического образования показало следующие данные о степени проявления ряда профессионально значимых компетенций, позволяющих им эффективно осуществлять педагогическую деятельность [10, с. 134-137]. Так, зафиксирован достаточно высокий уровень владения компетенциями, отвечающими за разработку профессиональных программ, методическое консультирование, а также проведение мониторингового
12
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
исследования, включая подготовку аналитического отчета. При этом, на минимальном уровне сформированы и проявляются в реальной профессиональной деятельности педагогов профессионального образования компетенции, включающие использование информационно-коммуникационных программ при подготовке и проведении учебных занятий, владение мультимедийными средствами, прежде всего интерактивной доской, работу со статистикой с применением табличных редакторов и других информационно-компьютерных инструментов.
Таким образом, важнейшими направлениями развития процесса профессионально-педагогического образования в сфере информационных технологий становятся информационное обеспечение образовательного процесса, обогащение образовательных программ современными педагогическими, в том числе информационно-компьютерными, технологиями, погружение студентов в квазипрофессиональную деятельность. Особое внимание при этом следует уделить обучению профессорско-преподавательского состава с целью повышения качества электронного образования и информационно-коммуникационных компетенций участников образовательного процесса.
Список литературы
1. Абдуллаев, Д. А. Информационно-коммуникационные технологии в профессионально-педагогическом образовании / Д. А. Абдуллаев, М. С-У. Халиев. Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 324-325.
2. Александрова, Н. М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования / Н. М. Александрова, С. М. Маркова. Текст: электронный // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-professionalno-peda-gogicheskogo-obrazovaniya-1.
3. Блинов, В. И. Базовые ценности профессионального образования / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 4-15.
4. Ветошкина, Е. А. Понятие ценностей классического университетского образования / Е. А. Ветошкина. Текст: электронный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsennostey-klassicheskogo-universitetskogo-obrazovaniya.
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
13
5. Жолудова, А. Н. Формирование педагогической компетенции в рамках профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» / А. Н. Жолудова, О. В. Полякова. Текст: непосредственный // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. № 1 (20). С. 41-54.
6. Зеер, Э. Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования / Э. Ф. Зеер. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2 (37). С. 5-8.
7. Кудинов, И. В. Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании / И. В. Кудинов. Текст: непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 3. С. 89-100.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Текст: электронный // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344.
9. Сабуров, Е. Ф. Власть отвратительна / Е. Ф. Сабуров. Москва: ГУ-ВШЭ, 2003. 216 с. Текст: непосредственный.
10. Панасюк, В. П. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного профессионального педагогического образования / В. П. Панасюк, А. М. Фофанов, М. С. Родионова. Текст: непосредственный // Образование взрослых и подготовка специалистов. 2018. № 3 (56). С. 132-138.
11. Рустамова, Э. Б. Социальная динамика профессионального образования / Э. Б. Рустамова. Текст: электронный // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sotsialnaya-dinamika-professionalnogo-obrazovaniya.
12. Ходусов, А. Н. Методология развития профессионального образования / А. Н. Ходусов, С. А. Кононова. Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 108-113.
13. Чижакова, Г. И. Аксиология профессионально-педагогического образования / Г. И. Чижакова. Текст: непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 46-55.
14
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)