Научная статья на тему 'Проблема формирования профессионального опыта студентов технического вуза'

Проблема формирования профессионального опыта студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОПЫТОМ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL EXPERIENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FORMATION / MANAGEMENT EXPERIENCE / ENGINEERING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бизяева Елена Ивановна, Саксонова Лариса Петровна

В статье рассматриваются причины возникновения проблемы формирования профессионального опыта, его свойства и характеристики, а также особенности опыта профессиональной деятельности студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of formation of professional experience of technical high school students

The article discusses the causes of the problems of formation of professional experience, its properties and characteristics, also peculiarities of professional experience of students of a technical university.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования профессионального опыта студентов технического вуза»

учебно-методический комплекс (ЭУМК) — комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса [2]. Также необходимость использования ЭУМК обусловлена отсутствием современных, соответствующих требованиям ФГОС дидактических материалов.

Результаты апробации ЭУМК по профессии позволяют нам заключить, что электронная форма представления КМО профессии является очень удобной формой систематизации и использования учебно-методического материала в образовательном процессе. Приведение всех учебно-методических материалов в электронную форму облегчает процесс совершенствования, обновления, поддержания в соответствии с современными требованиями КМО предмета. Использование ЭУМК повышает качество профессиональной подготовки обучающихся по профессии, значительно способствует совершенствованию собственного методического и профессионального уровня преподавателя за счет постоянного создания новых средств обучения и знакомства с ин-

формационной базой сети Интернет и изучения опыта коллег

Таким образом, реализация ФГОС в образовательном процессе учреждения профессионального образования требует ежегодного обновления и разработки дополнительного нормативно-правового и учебно-методического обеспечения на уровне образовательного учреждения, что позволит совершенствовать процесс подготовки квалифицированных рабочих к профессиональной деятельности в условиях современного производства.

1. Блинов В. И. Стандарт результата (О новых федеральных государственных стандартах профессионального образования)//Образование. Карьера. Общество. — 2010. — № 2 (28). — С. 18-25.

2. Взаимодействие профессионально-педагогических работников учреждения профессионального образования при реализации компетентностного подхода в соответствии ФГОС/А. Г. Апухтина, И. Ю. Кузнецова, Л. И. Ильченко, Л. А. Богданова//Профессиональ-ное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 4 (8). — С. 58-64.

3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения/ авт.-сост.: Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.

УДК / uDC 378.14 Е. И. Бизяева, Л. П. Саксонова

E. Bizayeva, L. Saksonova

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL EXPERIENCE OF TECHNICAL HIGH SCHOOL STuDENTS

В статье рассматриваются причины возникновения проблемы формирования профессионального опыта, его свойства и характеристики, а также особенности опыта профессиональной деятельности студентов технического вуза.

The article discusses the causes of the problems of formation of professional experience, its properties and characteristics, also peculiarities of professional experience of students of a technical university.

Ключевые слова: профессиональный опыт, профессиональное развитие, формирование, управление опытом, инженерная деятельность.

Keywords: professional experience,

pr ofessionaldevelopment, formation, management experience, engineering activity.

В третьем тысячелетии человечество подвергает анализу и переосмыслению многое из того, что определяло его развитие. Среди этих проблем и необходимость выработки нового понимания процессов развития техники и инженерной деятельности, что обусловлено интенсивным разрастанием техносферы. Одна из главных задач современного этапа осмысления феномена инженерной деятельности состоит в рациональном использовании накопленных человеческим сообществом знаний

о структуре и функционировании технических искусственных систем, в обеспечении их нормального функционирования. Опыт освоения и трансляции специализированной информации аккумулируется именно в рамках высшего технического образования.

Современная система образования, деятельность которой ограничена социальноэкономическими условиями, снижением уровня ее приоритетности в обществе, не всегда в полной мере выполняет функции университетского инженерного образования, зачастую подменяя образование — обучением, систему научного знания — учебными предметами, освоение методов добывания и овладения знаниями — натаскиванием. В этом случае в стенах технического университета не формируется целостный образ профессиональной инженерной деятельности. Хотя эту педагогическую проблему формулировали многие — от Ко-менского, критиковавшего большинство школ за то, что они слишком уклонились от своей цели и не делают ничего, что соответствовало бы нуждам всей жизни, занимая умы лишь отдельными крохами наук, вещами, совершенно посторонними для действительной жизни («они не знают необходимого, потому что изучают не необходимое» [11, с. 129-130]), до Уайтхеда, критика которого традиционных методов обучения состоит в том, что они слишком заняты интеллектуальным анализом и приобретением рецептурной информации: «Мы пренебрегаем тем, чтобы усиливать навыки конкретной оценки индивидуальных фактов в их широком взаимодействии с заново возникающими ценностями, мы делаем излишний акцент на абстрактных формулировках, которые игнорируют этот аспект взаимодействия разных ценностей» [12, с. 260].

К числу «необходимого» для профессиональной деятельности в современном, динамично меняющемся мире можно отнести приобретение студентами профессионального опыта еще на этапе их обучения. Процесс непрерывного обновления информации делает недостаточным формирование у студента классических знаний. В современной ситуации на рынке труда требуются работники, владеющие сформированным профессиональным опытом, сообразным меняющимся потребностям общества. Именно опыт как уникальный личностно-деятельностный продукт становится важнейшим критерием конкурентоспособности в любой области, а тем более — в технической. К сожалению, инфор-

мационно-знаниевая парадигма образования постепенно становится все более отдаленной от конкретных вопросов. В связи с этим возникает проблема формирования опыта как составляющей профессиональной подготовки сегодняшнего студента технического вуза.

Возможно ли сформировать профессиональный опыт на студенческом уровне? В настоящее время сильна позиция, согласно которой студент приобретает необходимые знания, умения и лишь после нескольких лет непосредственной деятельности может вести речь о формировании собственного профессионального опыта. Но профессиональное развитие есть «активное, качественное преобразование внутреннего мира человека, внутренняя детерминация активности, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности» [1, с. 49]. В связи с этим высшая школа призвана обеспечить становление механизмов саморазвития студента, вооружить необходимым опытом для полноценного существования в будущей профессии.

В самом общем виде опыт означает процесс, индивидуально-личностную форму и результат освоения человеком чего-либо. Хотя позиции исследователей расходятся в формулировке и в понимании сущности того или иного вида опыта, но при этом признаются следующие его свойства:

— опыт является итогом работы рефлексирующего сознания;

— обладает свойствами системы, включая взаимосвязанные элементы;

— сущность его состоит в постоянном развитии.

Присвоение индивидуализированного социального опыта выступает условием развития личности, определяя особенности протекания в человеке процессов самоопределения, самореализации. В зависимости от исследовательской проблемы присвоенный опыт называют личностным, субъектным или индивидуальным. Этот опыт также называется жизненным, поскольку является результатом жизнедеятельности самого субъекта и отражает опыт решения задач освоенных им видов деятельности (образовательной, профессиональной, др.). Таким образом, опыт отдельного человека является частью социокультурного, общественного опыта. При этом сам он представляет собой образование, отражающее всю многомерность жизнедеятельности человека: в жизненном опыте (субъектном опыте) присутствуют опыт образовательной деятельности,

опыт профессиональной деятельности, опыт других освоенных видов деятельности. Тем не менее речь идет об одном и том же опыте, в котором подчеркиваются определенные стороны, взаимосвязанные и взаимообусловленные друг другом [9].

В научно-педагогической литературе под опытом профессиональной деятельности понимают:

— совокупность знаний, умений и навыков [2; 3],

— совокупность событий или «техник жизни» человека, актуализируемых в различных профессиональных ситуациях [4],

— совокупность проблемных ситуаций [5],

— результирующая психических процессов, в которой закреплены все профессиональные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности, с которыми сталкивается за свою жизнь человек [6], и т. д.

В исследованиях опыта профессиональной деятельности подчеркивается, что как часть субъектного опыта он не может быть передан в предметно-знаниевой форме, поскольку изначально носит деятельностный, процессуальный характер. Опыт профессиональной деятельности — продукт индивидуальной деятельности субъекта, складывающийся как результат собственных достижений, решения проблем и ошибок.

Успешность формирования опыта профессиональной деятельности определяется тем, насколько он отвечает индивидуальным психологическим особенностям личности. Не может быть какой-либо единственно правильной структуры этого опыта, способов его организации; набора ситуаций, которые надо знать. Поэтому главной характеристикой опыта профессиональной деятельно сти является его индивидуализированность.

Другой важной характерной чертой опыта деятельности является способность к саморазвитию, которая определяется как продуктивность опыта. Обогащение и совершенствование профессионального опыта лишь отчасти может быть охарактеризовано как его «механическое» увеличение путем включения все новой информации и все новых ситуаций. Включение в опыт любого нового элемента ведет к изменениям (большим или меньшим) всех иных элементов, к изменению структуры опыта в целом. Любое «незначительное» событие может представить совершенно «в другом свете» уже давно знакомые факты. Следовательно, развитие опыта — это и его расширение, и его пере-

структурирование, стимулирующее саморазвитие опыта и самообучение субъекта. Человек не только фиксирует и запоминает, но и делает выводы, приходит в результате накопления опыта к новым обобщениям, к формированию нового взгляда на людей, события, явления.

Следующие характеристики опыта профессиональной деятельности — избирательность (селективность), организованность, богатство, объем и эмоциональность — одновременно являются механизмами, способствующими постоянному обогащению опыта, расширению его информационной емкости.

Опыт профессиональной деятельности структурирован в форме целостных ситуаций, которые включают информацию (память) не только о ситуации, ее причинах, особенностях, но и о способах выхода из нее. Последнее обеспечивает главное предназначение опыта: чтобы он мог быть применен в дальнейшем, был не только информацией, но и руководством к действию. Ситуации, зафиксированные в составе опыта, включают представления о средствах и способах деятельности и внешне проявляются в профессиональных умениях субъекта. В этом контексте изменение профессиональных умений студентов можно рассматривать как критерий формирования опыта профессиональной деятельности.

Присвоение индивидом человеческого опыта есть процесс единства изменений содержания и формы, это обязательно процесс формирования субъектного опыта. Применение данной категории в современных условиях означает признание объективно существующего феномена внутренних изменений у человека, которые проявляются во внешних изменениях (признаках) и которые нельзя запретить или отменить. Таким образом, по отношению к опыту человека формирование есть содержательное обогащение опыта личности, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет окончания, оно непрерывно и бесконечно в жизни человека. В этом процессе можно выделить стадии первичного формирования, становления и дальнейшего формирования — развития.

Развитие есть процесс последовательных, необратимых внутренних и внешних изменений, который характеризуется переходом от низших к высшим уровням и формам жизнедеятельности человека. На стадии первичного формирования в традиционных устоявшихся структурах

опыта появляются отдельные новообразования, неустойчивые, несистемные, необходимость которых еще не определена. Если в течение промежутка времени они показывают свою эффективность для решения возникающих задач, эти новообразования встраиваются в структуры опыта, активно используются и отшлифовываются; внешние задачи (требования) придают новообразованию соответствующую форму, благодаря которой данный элемент срабатывает все эффективнее. Так происходит становление нового элемента опыта человека.

Результат процессов формирования и развития принято определять как становление, которое предполагает изменчивость состояний, свойств объекта. Соответственно, становление следует рассматривать как длительный динамический процесс, который обусловливается соотношением внутренних факторов и внешних условий. Дальнейшее развитие элемента опыта может привести к его интеграции или реинтеграции в другие структурные элементы опыта или в самостоятельную единицу опыта — и цикл начнется заново. Становление опыта есть одновременное его расширение и развитие. Исследователями отмечается, что развитие опыта деятельности прежде всего связано с интеллектуальным осмыслением взаимодействия личности с миром [2; 7; 8].

Рассмотрение современных представлений о профессиональном опыте позволяет определить особенности формирования опыта профессиональной деятельности будущих технических работников.

Инженерная профессия определяется следующими признаками:

1) принадлежностью к практической деятельности, материальному производству;

2) направленностью на создание техники, которая составляет предмет инженерной деятельности;

3) творческим характером с выделением научно-технического творчества (т. е. научной деятельности в области технических наук, целью которой является новое знание) и собственно инженерного творчества, результатом которого становится новая техника или технология;

4) научной обоснованностью технических решений;

5) системностью, многомерностью, связанными с многообразием факторов практической деятельности и с преодолением противоречий между целями и средствами;

6) опосредованной связью с техникой, т. е. инженер не изготавливает устройство, а про-

ектирует его, не производит изделия, а управляет процессом производства [10].

Опыт профессиональной деятельности студента технического вуза (как часть жизненного опыта) есть процесс и результат решения им профессиональных задач в ходе реализации всех видов деятельности (теоретической, практической, учебной, профессиональной, пр.). Формирование опыта профессиональной деятельности обусловлено множеством объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Разнообразные варианты сочетания и взаимодействия разных факторов и образуют неповторимый опыт технического работника.

Таким образом, опыт деятельности может быть накоплен, приобретен, сформирован с разной степенью целенаправленного управления (стихийно или организованно). При этом ведущими факторами в процессе формирования опыта профессиональной деятельности студента технического вуза являются осознанное управление личности своим опытом — с одной стороны, и собственно практическая деятельность личности — с другой стороны. Формирование и развитие опыта профессиональной деятельности происходит на основе образовательного опыта, приобретенного в период довузовского обучения (в школе, колледже), реализации задач самообразования и т. д. Поэтому в ходе профессиональной подготовки речь идет не просто об освоении нового опыта, а о перестройке уже имеющегося.

Особенности формирования опыта профессиональной деятельности позволяют наметить этапы его формирования в период профессиональной подготовки в вузе. Эти этапы необходимо связать с обогащением структур профессионального опыта путем включения студентов в решение разных по содержанию и уровню профессиональных задач.

1. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения//Вестник образования России. — 2005. — № 7. — С. 48-58.

2. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 254 с.

3. Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1999. — 42 с.

4. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности//Человек в системе наук/под ред. И. Т. Фролова. — М.: Наука, 1989. — С. 426-434.

5. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. — Ярославль, 2003. — 131 с.

6. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессио-

нальное образование. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 51 с.

7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие. — М.: Академия, 2000. — 192 с.

8. Щуркова Н. Е., Рагозина Л. Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.

9. Саврасова А. Н. Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педа-

гогической практики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — СПб., 2006. — 168 с.

10. Багдасарьян Н. Г. Профессиональная инженерная культура. Структура, динамика, механизмы освоения: дис. ... д-ра филос. наук. — М., 1998. — 294 с.

11. Коменский Я. А. — М., 1996. — 228 с.

12. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. — 253 с.

УДК / uDC 378 Б. Р. Мандель

B. Mandel

КУРАТОРСТВО: ПОИСКИ СМЫСЛА И ОПРАВДАНИЯ SuPERVISION: The Search FOR MEANING AND JuSTIFICATION

Статья посвящена вопросам кураторства в современном российском университете, академии, институте на фоне или полного уничтожения данной функции высшего учебного заведения, или сведения ее только к работе администратора, надзирателя. Рассматриваются функции, роли куратора, принципы работы и критерии ее оценивания.

This article deals with the questions of supervision in contemporary Russian university, academy, institute against, or complete destruction of this function in higher education, or reducing it only to the administrator warden. We discuss the questions of related functions, the role of facilitator, working principles and criteria of evaluation.

Ключевые слова: студенческая группа, староста, посредничество, социальная адаптация, культурное развитие, воспитательная работа, оказание реальной помощи студентам младших курсов.

Keywords: student group, the village elder, mediation, social adaptation, cultural development, mentoring, providing real assistance to junior students.

В 1903 году Император Всероссийский Николай II утвердил Инструкцию для кураторов Томского технологического института! Читайте!

..Кураторы, служа посредниками между Советом Института и студентами, являются, с одной стороны, руководителями студентов, с другой же стороны, ходатаями перед соответствующими академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов.

...Кураторы а) устраивают совещания с курсовыми старостами или с представителями своих курсов; б) назначают определенное время, в которое студенты могут обращаться к ним по своим делам; в) созывают с разрешения Директора, по ходатайству студентов, или по собственному почину собрания студентов своего курса под своим председательством. На этих курсовых собраниях даются студентам надлежащие разъяснения и обсуждаются нужды курса...

...Комиссия кураторов, заботясь об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, дает заключение на запросы собраний отделений по делам, касающимся устройства научных и литературных кружков, принимает к рассмотрению ходатайства студентов об учреждении кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями и т. д., участвует в рассмотрении, совместно с Хозяйственным Комитетом Института, вопросов об организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы и т. п., приходит студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир.

Как все ясно, просто и здорово! Более ста лет кураторство существует, и, видимо, актуальность его только возрастает. Сегодня, наверное, практически всем студентам высших учебных заведений не понаслышке известны слова куратор и кураторство. Это замечательное и вполне институциональное образование, как мы видим, не является чем-то новым, наоборот, для некоторых вузов, особенно тех, чья история еще не так велика, скорее, это хорошо забытое старое, принесенное, благоприобретенное, и хоть накладно, возможно, не всегда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.