Аль-шавеа Набила Али
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН
Работа представлена кафедрой возрастной и педагогической психологии
Нижегородского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор У. В. Ульенкова
В статье акцентируется внимание на значении формирования позитивного самоотношения слабовидящих подростков как условия их успешной социализации и реабилитации. Анализируются условия и факторы, определяющие специфику развития оценочного отношения к себе слабовидящих подростков. В статье представлены экспериментальные данные по этому вопросу. Подчеркивается необходимость более детального изучения проблемы самоотношения детей подросткового возраста в условиях слабовидения.
Ключевые слова: самоотношение, слабовидящие подростки, Россия, Йемен.
The article focuses on the importance of forming starblind teenagers' positive self-attitude as a condition of their successful socialisation and rehabilitation. Conditions and factors determining the specificity of development of starblind teenagers' self-attitude are analysed. The article presents the experimental data on the subject. The author underlines the necessity of more detailed study of the problem of starblind teenagers' self-attitude.
Key words: self-attitude, starblind teenagers, Russia, Yemen.
На современном этапе развития психологической науки и практики проблема формирования позитивного самоотношения личности является актуальной и имеет важное научно-практическое значение. Генезис самоотношения, его содержание и структура оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Согласованность и непротиворечивость отношения к себе является базовым условием ее успешной социализации.
Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности отмечают такие отечественные и зарубежные исследователи, как Б. Г. Ананьев (1977); Р. Бернс (1986); И. С. Кон (1978); В. Н. Мясищев (1960); С. Р. Пантелеев (1991); К. Роджерс (1959); С. Л. Рубинштейн (1976); Н. И. Сарджвеладзе (1989): В. В. Столин (1983); Е. Т. Соколова (1995); К. Хорни (1937); И. И. Чес-
нокова (1977); Е. В. Шорохова (1968) и др. Авторы рассматривают вопросы онтогенеза самоотношения, основные механизмы формирования устойчивого позитивного самоотношения и значимые факторы нарушения и снижения адекватного отношения личности к себе и окружающим. Наиболее остро проблема становления самоотношения обнаруживается в подростковом возрасте, когда вопросы осмысления собственного «Я» и его взаимодействия с миром приобретают новое звучание.
Проблема формирования позитивного самоотношения у подростков с нарушенным зрением наименее изучена, что придает ей особую актуальность и значимость. В связи с этим формирование позитивного отношения к себе и адекватной оценки последствий зрительного дефекта является приоритетной задачей для современной коррекционной психологии. Ее реализация усилиями большинства ис-
следователей решается в рамках анализа особенностей самосознания личности при различных типах отклоняющегося развития. В исследованиях И. Н. Авдеевой, Б. С. Братусь, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, А. Д. Кошелевой, Н. А. Максимовой, С. Ю. Мещеряковой, Р. Х. Шакурова и других были выделены доминирующие в каждом возрасте переживания, проявления эмоционально-ценностного отношения к себе.
В современных тифлопсихологиче-ских исследованиях вопросы позитивного самоотношения слабовидящего подростка не были предметом специального изучения, а анализировались в контексте выявления особенностей самосознания (О. В. Гордеева, 2004; А. В. Козлова, 2004; И. Е. Ростомошвилли, 2000 и др.), развития самооценки (И. Н. Никулина, 2006; Е. М. Украинская, 1981 и др.), в рамках изучения общих и специфических особенностей личностного развития лиц с нарушениями зрения (И. Г. Корнилова, 2001; О. И. Липкова, 2001; А. Г. Литвак, 2002; Л. И. Солнцева, 2000, др.).
В исследованиях А. Г. Литвака отмечается, что формирование личности с нарушенным зрением и ее ценностного отношения к себе обусловлено сложным взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов, а также зависит от времени возникновения, степени и характера зрительной патологии. При этом влияние аномального фактора всегда опосредовано социальным и психологическим. Помимо этих условий на сложившуюся систему отношений личности с нарушениями зрения к себе и окружающим оказывают огромное влияние определенные представления о последствиях зрительного дефекта и собственных потенциальных возможностях.
Особое значение проблема формирования самоотношения приобретает при изучении слабовидящих подростков в раз-
ных национальных культурах. Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, изначальная заданость социально-культурного окружения является одной из основных детерминант, определяющих развитие личности и ее самоотношения. Этнические особенности психики представляют собой разновидность социально-психологических явлений, основным источником которых выступают общественные связи и отношения. Они обусловлены историей развития народа, его культурой традициями, религией и т. д. Поэтому сравнительный анализ самоотношения у слабовидящих подростков из России и Йемена представляется нам интересным и актуальным.
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальных (кор-рекционных) школ Ш-ГУ вида г. Н. Новгорода и школ для детей с нарушениями зрения в столице Республики Йемен г. Са-наа. В эксперименте приняли участие 40 российских слабовидящих подростков и 50 йеменских подростков с нарушенным зрением в возрасте 14-16 лет.
Выбор для сравнительного анализа особенностей самоотношения слабовидящих подростков из Йемена и России обусловлен происходящими в этих странах изменениями. Эти страны переживают целый ряд социальных, экономических, культурных преобразований, которые определенным образом сказываются на становлении самосознания подрастающего поколения. Анализ сходства и различия современных условий, влияющих на социализацию подростков в Йемене и России, и способов формирования позитивного самоотношения позволит, на наш взгляд, более эффективно использовать опыт, приобретенный этими странами за последние годы. Результаты исследования служат основой разработки целенаправленных программ психологического консультирования по социальным проблемам подростков, а
Проблема формирования позитивного самоотношения у слабовидящих подростков из России..
также источником осмысления и коррекции процессов, происходящих в самосознании личности в целом.
Анализ экспериментальных данных позволил выявить определенные различия в отношении к себе у подростков с нарушенным зрением из России и Йемена. Одним из критериев позитивного самоотношения считается самоуважение, которое дает представление о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать. В нашем исследовании показатели этой шкалы лежат в пределах средней выраженности как у российских (55,3 балла), так и у йеменских слабовидящих подростков (61,3 балла). При этом у слабовидящих подростков из России данные приближаются к низким значениям, что может свидетельствовать о тенденции к появлению чувства неудовлетворенности собой, особенно в психо-травмирующих ситуациях.
Подростки с нарушениями зрения, остро нуждаясь в положительной оценке окружающих, с трудом будут формировать положительное отношение к себе без здоровой симпатии в свой адрес. Поэтому данные по шкале ауто-симпатии находятся в прямой зависимости с показателями шкалы самоуважения. Результаты исследования по шкале аутосимпатия у российских подростков с нарушенным зрением составили (57,6 балла), что также близко к границе низкого уровня. Достоверные различия по этому показателю обнаружились с йеменскими слабовидящими подростками (70,2 балла). Высокий уровень самоуважения и аутосимпатии формируют соответствующие ожидания отношения к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать уважение, симпатию, одобрение и понимание.
Низкие показатели у российских детей с нарушенным зрением по шкале ожидания положительного отношения других (28,9 балла) говорит о тенденции к формированию комплекса неполноценности, наличии неуверенности в своих силах, сомнении о способности вызывать уважение и симпатию других. Высокие показатели по данной шкале у йеменских подростков со слабовидением демонстрируют чрезмерную зависимость от мнения окружающих, особенно семьи. Дети регулируют свое поведение и формируют отношение к себе преимущественно под влиянием внешних обстоятельств, зависимость от которых не всегда положительно сказывается на развитии самоотношения. Одновременно ощущение всесторонней поддержки семьи и религиозное воспитание в исламе формируют высокий уровень самоуважения у йеменских слабовидящих подростков. Высокие показатели по шкале самоуверенности выражаются в представлении о себе как человеке самостоятельном, волевом, энергичном, надежном, который способен добиться в жизни поставленных целей. К сожалению, оценки российских слабовидящих подростков по данному фактору находятся в границах низкого уровня (46,4 балла).
Анализ этнопсихологических особенностей и психолого-педагогическая характеристика подростков из Республики Йемен позволяют констатировать, что стиль и характер семейных отношений строго регламентирован, выстроена строгая система взаимоотношений, учитывающая межпоколенческие связи и тендерные различия. Немаловажную роль в формировании жизненных позиций и ориентиров играет система образования, в которой предъявляются высокие требования к знаниям ученика. Учеба выступает как основной компонент будущей успешной социализации независимо от наличия нарушенного зрения. Эти условия требу-
ют от йеменских подростков высокой внутренней ответственности и последовательности в организации собственной жизни и деятельности. Это подтвердили показатели по шкале саморуководство и самопоследовательность (79,2 балла). Высокие показатели по шкале саморуководства отражают представление человека о том, что основным источником активности и результатов деятельности является он сам. Анализ данных по этой шкале выявил средние значения у российских слабовидящих подростков (58,02 балла). Интересно отметить, что у них показатели по саморуководству повышаются с возрастом. К 16 годам они начинают четко осознавать целесообразность получения образования и хорошей учебы для дальнейшей успешной трудовой и профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что по шкале самообвинения у российских детей с нарушенным зрением отмечаются невыраженные показатели (49,5 балла) в отличие от йеменских подростков, получивших по данной шкале высокие результаты.
Самопознание и самопонимание традиционно рассматривают как два механизма, раскрывающие рефлексивные возможности субъекта. Понимание отвечает на вопросы, определяющие причинно-следственные связи внутри личности. Среднее значение по шкале самопонимания у йеменских подростков 75,35 балла свидетельствует о стремлении детей проникнуть в свой внутренний мир. Данные показатели несколько ниже у российских подростков с нарушенным зрением, что показывает наличие тенденции к анализу собственной личности.
Подводя итоги вышесказанному, можно выделить общие особенности самоотношения у слабовидящих подростков из России и Йемена. К первой группе испытуемых можно отнести подростков нарушенным зрением, признающих сложность, многоплановость и уникальность своей натуры, ответственность за собственную судьбу. Дети испытывают интерес к своему внутреннему миру. Многообразие жизненных позиций и установок подростка с нарушенным зрением сочетаются с принятием себя в целом.
Вторая группа объединяет слабовидящих подростков, для которых характерно сочетание признания своей непохожести на других людей с непринятием себя, с отсутствием самоинтереса, с ожиданием негативного отношения к себе со стороны других людей. Третья группа включает в себя подростков с нарушенным зрением, внутренний мир которых не отличается богатством красок и оттенков. Отсутствие интереса к самому себе и к другим людям, недифференцированное представление о себе и о других людях - характерная особенность этих детей. Они не способны оценить сильные и слабые стороны своего «Я», характеризуются ролевой неопределенностью.
Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют о наличии комплекса проблем, связанных с оценкой слабовидящими подростками собственной личности. В связи с этим отсутствие своевременной психолого-педагогической помощи и неблагоприятные социальные условия развития будут способствовать закреплению в сознании ребенка со зрительными расстройствами негативного отношения к себе.