К ВОПРОСУ О САМООТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Н.С. Фонталова (Иркутск)
Аннотация. В статье рассматриваются основные характеристики самоотношения подростков из полных и неполных семей. Автором определяются виды психологических защит, используемые подростками в зависимости от особенностей их самоотношения. Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение, самооценка, психологические защиты, неполные и полные семьи.
Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработке данного вопроса посвятили свои исследования В.В. Столин [6], В.С. Мухина [3], И.В. Борисова [1] и многие другие. В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.
Всеми авторами отмечается, что критическим в формировании самоотношения выступает подростковый возраст. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, само-отношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество.
Известно, что в качестве первого социализирующего института выступает семья, чье влияние на развитие является самым длительным и всеобъемлющим. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребенка с родителями приобретает еще большее значение, чем прежде. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей, что вызвано рядом причин: расторжением браков и воспитанием ребенка одним родителем, внебрачным рождением детей, смертью одного из родителей и т.д. Многие авторы (И.В. Борисова [1], В.С. Мухина [3] и др.) справедливо указывают, что воспитание в неполной семье негативно влияет на развитие и формирование личности подростка. Вместе с тем остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка, парциаль-ность или глобальность этих воздействий, возможности целенаправленной коррекции самоотношения у подростков из неполных семей и др.
Целью нашего исследования было выявление особенностей самоотношения у подростков, воспитываю-
щихся в неполных семьях. В работе были использованы следующие методики: методика исследования самоотношения «МИС» С.Р. Пантелеева [5], методика изучения самооценки, опросник изучения типа психологической защиты Плутчека - Келлермана - Конте [2], «Кинетический рисунок семьи», модифицированный Р.В. Овчаровой [4]. Для обработки данных применялись методы математической статистики. Исследование проводилось в течение 2000-2003 гг. на базе средних школ №22 и 3 г. Иркутска. Всего в работе приняли участие 124 подростка 11-15 лет из полных и неполных семей, а также их родители и учителя.
Анализ особенностей семейной ситуации, изучавшейся с помощью методики «Кинетический рисунок семьи», показал, что у подростков из неполных семей тревожность встречается в 83% случаев. В полных семьях этот показатель составляет 33%. Конфликтность семейной ситуации отмечается у 76% подростков из неполных семей, в полных же она значительно ниже (15%). Чувство неполноценности семейной ситуации переживают 67% обследованных подростков из неполных семей и 3% - из полных. Враждебность в семейной ситуации неполных семей отмечают 46% испытуемых, полных - 6%. Благоприятная семейная ситуация характерна лишь для 19% неполных семей. В полных же семьях этот показатель составляет 85%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ситуация взаимодействия членов неполной семьи характеризуется определенной конфликтностью, чувством неполноценности и тревожности.
Данные, полученные с помощью методики С.Р. Пантелеева, позволили выделить в обследованных группах подростков с позитивным и негативным самоотноше-нием. Позитивный характер самоотношения проявился у 76% подростков из полных семей, тогда как в неполных семьях он отмечался только у 19% подростков. Соответственно, негативное и конфликтное самоотноше-ние преобладает в неполных семьях (81%). Подростки в этих семьях чаще переживают сомнения и несогласие с собой, что нередко проявляется в чрезмерном самокопании и рефлексии.
Данные, полученные по отдельным шкалам методики, представлены в таблице.
Как видно из таблицы, высокий уровень по фактору «внутренняя конфликтность» отмечается у 52% подростков из неполных семей (в полных - 18%). Значения
Выраженность факторов самоотношения у подростков из неполных и полных семей, %
№ п/п Факторы самоотношения Уровень выраженности
Низкий Средний Высокий
Неполные семьи Полные семьи Неполные семьи Полные семьи Неполные семьи Полные семьи
1 Открытость 0 0 63 69 37 31
2 Самоуверенность 6 3 60 45 34 52
3 Саморуководство 5 7 43 35 52 59
4 Отраженное самоотношение 10 6 66 52 24 42
5 Самоценность 3 5 57 34 40 61
6 Самопринятие 5 2 56 55 39 43
7 Самопривязанность 10 5 32 37 58 58
8 Внутренняя конфликтность 8 10 40 72 52 18
9 Самообвинение 10 23 50 72 40 5
10 Самоуважение 0 0 66 65 34 35
11 Аутосимпатия 2 2 69 56 29 42
12 Самоуничижение 5 18 27 57 68 29
фактора «самообвинение» распределились следующим образом: высокий уровень отмечается у 40% подростков из неполных семей, в полных семьях - у 5%. Высокие значения по фактору «самоуничижение» в неполных семьях отмечаются у 68% подростков, в полных же семьях - у 29%. Подросткам из полных семей в большей мере присуще осознание ценности собственной личности и ценности своего «Я» для других. Для них также характерна положительная оценка себя по внутренним (интимным) критериям духовности. Фактор «самоценности» имеет высокие значения у 61% этих подростков, в неполных семьях высокий уровень «самоценности» отмечается лишь у 40% подростков.
Статистическая обработка данных с помощью Т-кри-терия Манна-Уитни показала, что значимые отличия между группами подростков из неполных и полных семей проявляются по факторам «самоценность», «внутренняя конфликтность», «самообвинение» и «самоуничижение».
Результаты изучения самооценки как составляющей самоотношения позволяют говорить о том, что самооценки подростков из неполных и полных семей значительно не отличаются. Для подростков обеих выборок характерна неадекватная и умеренно завышенная самооценка. Им свойственно завышать оценку своего здоровья, отношений с родителями, а также завышен-но оценивать свое счастье. Такой характер самооценки является достаточно показательным для подросткового возраста.
Особенности психологических защит у подростков из неполных и полных семей изучались с помощью опросника изучения типа психологической защиты Плут-чека-Келлермана-Конте. Данные этого опросника свидетельствуют о том, что в условиях неполной семьи чаще отмечается формирование таких форм психологической защиты, как «деградация», «проекция», «гиперкомпенсация». Иначе говоря, для подростков из неполных се-
мей характерны формы поведения, проявляющиеся в младшем возрасте (возрастной регресс). Неприемлемые для себя импульсы и чувства данными испытуемыми приписываются внешним объектам. Испытуемые из неполных семей отличаются также высокой интенсивностью уровня психологических защит, что может привести к искажению личностного развития.
Полученные нами данные показали, что существует определенная зависимость между компонентами само-отношения у подростков из разных семей. У подростков из неполных семей статистически значимые связи наблюдаются по следующим показателям:
а) «самооценка» испытуемых и уровень их «самообвинения» (г = -0,30; р < 0,05), т.е. с ростом самооценки наблюдается снижение уровня самообвинения личности;
б) «внутренняя конфликтность» и самооценка «характера» (г = -0,28;р < 0,05), т.е. подростки с выраженной внутренней конфликтностью склонны занижать оценку черт своего характера;
в) «внутренняя конфликтность» подростков из неполных семей положительно коррелирует с интенсивностью использования «защитных механизмов» личности (г = 0,65;р < 0,01);
г) «самообвинение» положительно коррелирует с общей «напряженностью психологических защит» (г = 0,39; р < 0,01);
д) «внутренняя конфликтность» имеет прямую корреляцию с такими видами психологических защит, как «вытеснение» (г = 0,338; р < 0,01), «деградация» (г = 0,487; р < 0,01), «замещение» (г = 0,367; р < 0,01), «проекция» (г = 0,52; р < 0,01), «компенсация» (г = 0,337; р < 0,01), «гиперкомпенсация» (г = 0,546; р < 0,01).
У подростков из полных семей на значимом уровне установлены связи по следующим параметрам:
а) «самооценка» положительно коррелирует с «открытостью» (г = 0,468; р < 0,01), «самоуверенностью»
(г = 0,342; р < 0,01), «отраженным самоотношением» (г = 0,343;р < 0,01);
б) «самооценка» имеет обратную корреляцию с «внутренней конфликтностью» (г = -0,349; р < 0,01) и «самоуничижением» (г = - 0,297; р < 0,01), т.е. чем выше подростки из полных семей оценивают себя, тем ниже у них уровень «внутренней конфликтности» и «самоуничижения».
Приведенные данные говорят о том, что у подростков из неполных семей отмечаются тесные отрицательные связи между такими показателями, как «самооценка» и «самообвинение»; «внутренняя конфликтность» и «самооценка характера». Положительные связи наблюдаются между «интенсивностью использования психологических защит», «внутренней конфликтностью» и «самообвинением». «Внутренняя конфликтность», в свою очередь, тесно связана с «вытеснением», «дегра-
дацией», «замещением», «проекцией», «компенсацией» и «гиперкомпенсацией». В полных же семьях наблюдается другая ситуация. «Самооценка» положительно коррелирует с «открытостью», «самоуверенностью», «отраженным самоотношением» и отрицательно - с «внутренней конфликтностью».
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что структура самоотношения подростков из неполных и полных семей имеет существенные отличия. У подростков из полных семей чаще проявляются позитивное отношение к себе, симпатия, принятие себя; они реже используют психологические защиты. У подростков же из неполных семей, напротив, в большей степени проявляется негативное и конфликтное само-отношение, им свойственны внутренняя напряженность и склонность к самообвинению. Они более интенсивно используют психологические защиты.
Литература
1. Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.
206 с.
2. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студентов пед. и психол. специальностей.
СПБ.: Детство-пресс, 1999. 144 с.
3. Мухина В.С. Психология детства и отрочество: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Ин-т практ. пси-
хологии, 1998. 488 с.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1996. 352 с.
5. Пантелеев С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 110 с.
6. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
TO THE QUESTION ABOUT SELF-ATTITUDE OF TEENAGERS FROM NON-FULL AND FULL FAMILIES N.S. Fontalova (Irkutsk)
Summary. The main characteristics of self-attitude of teenagers from non-full and full families are studied. The author defines kinds of psychological defenses used by teenagers according to peculiarities of their self-attitude.
Key words: self-attitude, self-respect, auto-sympathy, self-humiliation, self-assessment, psychological defenses, non-full and full families.