пиар формирует ключевые профессиональные компетенции будущих специалистов. Адаптация этих коммуникативных практик применительно к сфере физической культуры и спорта позволит поднять на новый уровень традиционные методы пропаганды здорового образа жизни в России.
Таблица
Характеристики испытуемых, а также показатели тестов занимающихся
№ Тест n группа х± Ме P
1 Деловая коммуникация 12 к 3,8±0,2 4,0 P>0,05
12 э 4,1±0,2 4,0
2 Коммуникативные практики 12 к 3,7±0,1 4,0 P>0,05
12 э 3,9±0,1 4,0
3 Модели ДК 12 к 3,8±0,2 4,0 P>0,05
12 э 3,7±0,1 4,0
4 Виды ДК 12 к 3,9±0,2 4,0 P>0,05
12 э 4,0±0,1 4,0
5 Формы ДК 12 к 3,9±0,2 4,0 P>0,05
12 э 3,9±0,1 4,0
6 Приемы и ДК 12 к 3,7±0,1 4,0 P>0,05
12 э 3,9±0,1 4,0
7 Средства ДК 12 к 3,5±0,1 3,0 P<0,05
12 э 4,0±0,2 4,0
8 Приемы рекламы и пиар в сфере ФКиС 12 к 3,4±0,2 3,0 P<0,01
12 э 4,1±0,1 4,0
9 Средства рекламы и пиар в сфере ФКиС 12 к 3,0±0,1 3,0 P<0,001
12 э 4,0±0,1 4,0
10 Создание БД 12 к 3,0±0,08 3,0 P<0,001
12 э 3,9±0,1 4,0
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгари, М. Имидж по-Яусски : приемы манипуляции / М. Булгари. - СПб. : АТА "БОЛГАР", 1998. - 47 с.
2. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты / И.Л. Викентьев. - СПб. : Бизнес-пресса, 2007. - 406 с.
3. Муртазина, Г.Х. Деловая коммуникация - реклама, брэндинг, имиджмейкинг, медиабаинг, мифодизайн, НЛП, пропаганда, паблисити и пиар / Г.Х. Муртазина // Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. 14 февр. 2007 г. / Гуманитар. ун-т профсоюзов. -СПб., 2007. - С. 96-98.
4. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М. : Изд-во «Рефл-бук Ваклер», 2001. - 650 с.
Контактная информация: pr-kafedra@yandex.ru
УДК 376
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ
Аида Рафиковна Мустафаева, ассистент,
Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала
Аннотация
В статье анализируется проблема формирования нравственной культуры подростков, рассматриваются основные факторы и аспекты, влияющие на гуманизацию подрастающего поколе-
ния. Важную роль в нравственном воспитании в условиях полиэтнического региона играют национальные традиции. Приведен перечень отношений в семье: эволюционность, динамичность, противоречивость, устойчивость, ценностная ориентированность и др., их характер и механизмы функционирования в общественном сознании.
Ключевые слова: нравственность, общество, личность, ребенок, воспитание, культура, образование.
PROBLEM OF FORMATION OF THE TEENAGERS' MORAL QUALITIES IN POLYCONFESSIONAL REGIONS
Aida Rafikovna Mustafaeva, the assistant,
The Dagestan State Technical University,
Makhachkala
Annotation
The problem of formation of moral culture of teenagers is analyzed in the article, the major factors and aspects influencing on humanization of growing generation are considered. The important role in moral education in the conditions of polyethnic region is given to the national traditions. The list of relations in family is set: evolution, dynamism, discrepancy, stability, valuable orientation, etc., their character and functioning mechanisms in public consciousness.
Keywords: morals, society, person, child, upbringing, culture, formation.
В последнее время заметно возрастает потребность российского общества в решении стоящих перед ним нравственных задач. Растет интерес к проблеме нравственности, ее роли в формировании личности, т.к. кризис нравственности в современном мире приводит к осознанию того, что социальное развитие общества невозможно без нравственного роста [5].
Большой путь отступления от демократических начал, пройденный отечественной школой, смена идеологических ориентации и идеологический вакуум, образовавшийся при этом, привели к усилению бюрократии воспитательного процесса, формализму в работе с подростками, отсутствию творческой самодеятельности, распространению в молодежной среде «двойной морали», нравственной глухоты, дегуманизации поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой (в основном западной) культуры за счет снижения настоящих культурных, нравственных и национальных ценностей.
В этих непростых условиях развития общества российская общеобразовательная школа, как основной институт социализации подрастающего поколения берет на себя функцию нравственно-нравственного воспитания подрастающего поколения с устойчивой социальной ориентацией. Данная ориентация согласуется с утверждением общечеловеческих ценностей, которые выступают мерилом продвижения любого общества по пути прогресса, в деле воспитания подрастающего поколения. В этой связи усиливается потребность решения проблем морально-нравственного воспитания российских школьников, которые выступают как будущий экономический, социальный, культурный и нравственный потенциал своей страны. [6]
Анализ свидетельствует о том, что современная школа не располагает в достаточной мере рекомендациями для эффективного использования нравственного воспитательного потенциала в формировании личности современного российского учащегося. Безусловно, это сложный, неоднозначный процесс, требующий глубокого теоретического осмысления. Следовательно, проблема морально-нравственного воспитания и различных его аспектов требует своего решения, поскольку морально-нравственное воспитание подразумевает не только нравственную, но и политическую, правовую характеристики личности, ее мировоззренческие позиции.
Необходимость обращения к проблеме формирования морально-нравственных качеств российских школьников в современных общеобразовательных учреждениях связа-
на с недостаточной, на наш взгляд, ее разработанностью. К сожалению, в имеющихся исследованиях многие актуальные проблемы не получили исчерпывающего ответа.
Одним из достоинств всесторонне развитой личности - нравственно богатой, чистой, физически совершенной является нравственная зрелость. [6]
Современная молодёжь живет в сложный период социальных перемен. Предпринимаемые руководителями государства меры по демократизации общества, укреплению норм нравственности идейно закаляют молодёжь и способствуют повышению её общественной активности. В связи с этим в республике, где происходит широкое демократическое строительство, представляется весьма актуальным как в теоретическом, так и практическом плане вопрос о воспитании молодёжи в духе общечеловеческой морали, с тем, чтобы подрастающее поколение стало достойными гражданами современного общества. [4]
Система образования пока еще не вышла из полосы реформ, остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением нравственного здоровья российского общества. Причины нравственной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении нравственного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Безнравственность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.
Если судить о понятии «нравственность» по С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, нравственные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «нравственность» и «моральность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «моральность» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а моральность зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и моральность, а нравственность остается вечной категорией.
В эксперименте приняло участие 412 учащихся МоУ СоШ двух республик в возрасте от 14 до 16 лет, 120 из которых вошли в КГ.
Результаты констатирующего эксперимента позволили установить: уровень сфор-мированности ценностных ориентаций у старшеклассников по отношению к большинству этнокультурных традиций либо слабо выражен, либо вовсе индифферентен (таблица 1).
Таблица 1
Уровни сформированности нравственно-ценностных ориентаций на основе этнокультурных традиций народов Дагестана (констатирующий этап эксперимента) ___________________________________в (%)___________________________________
Уровни геронтоти- мия аталычество куначество коллективный труд покровитель- ство милосердие
высокий 21 13 26 38 31 32
достаточный 30 27 28 21 34 28
средный 22 9 19 11 12 11
низкий 27 51 27 30 23 29
В процессе формирующего эксперимента старшеклассники ЭГ изучили генезис, содержание, целевое предназначение указанных выше этнокультурных традиций. Нами было спроектировано модульное расположение дидактического материала о нравственно-нравственных ценностях этнокультурных традиций.
Затем оно было структурировано в национально-региональном компоненте обра-
зования следующими логически завершёнными целевыми функциональными узлами (модулями): представленческим, понятийным, мировоззренческим, деятельностным и блоками: генезис, условия возникновения и формирования ценностей, сущность ценностей и их развитие, функции ценностей и их эволюция, формирование нравственнонравственных ценностей в контексте этнокультуры. Был специально разработан и прочитан школьникам спецкурс «Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа», на основе которого организована учебно-воспитательная деятельность с использованием таких форм, как интегративный урок, дискуссия, «круглый стол», конференция, деловая игра, семинар, экскурсия, урок демонстрации основ соционормативной культуры, уроки-полилоги.
В процессе формирующего эксперимента старшеклассники ЭГ изучили генезис, содержание, целевое предназначение указанных выше этнокультурных традиций. Нами было спроектировано модульное расположение дидактического материала о нравственно-нравственных ценностях этнокультурных традиций. Затем оно было структурировано в национально-региональном компоненте образования следующими логически завершёнными функциональными узлами (модулями): представленческим, понятийным, мировоззренческим, деятельностным и блоками: генезис, условия возникновения и формирования ценностей, сущность ценностей и их развитие, в нравственной культуре, уроки-сказки, уроки-демонстрации, уроки компьютерной разработки национальных костюмов и др.
Проводимая учителями совместно с родителями индивидуальная работа с каждым старшеклассником способствовала тому, что их число с низким и критическим уровнем сформированности ценностных ориентаций на нравственно-нравственные ценности снизилось (16,1% и 14,3% соответственно); с достаточным и высоким уровнем - возросло (45,7% и 23,9% соответственно) в КГ значимых изменений не наблюдалось.
Данные факты позволяют констатировать: интеграция традиционных и нетрадиционных подходов, этнопедагогизация, этнорегионализация и этнокультуролизация всего учебно-воспитательного процесса в ЭГ (Таблица 2) дала положительные результаты: показатели сформированности ценностных ориентаций на нравственно-нравственные ценности в ЭГ оказались на значительно более высоком уровне по сравнению с теми же показателями у учащихся КГ (Таблица 1).
Таблица 2
Уровни сформированности нравственно-ценностных ориентаций на основе этно-
культурных традиций народов Дагестана (формирующий этап эксперимента) в (%)
Уровни геронтоти- мия аталычество куначество коллективный труд покровитель- ство милосердие
высокий 42 30 40 56 56 51
достаточный 31 28 41 28 26 28
средный 9 11 11 10 10 11
низкий 18 31 8 6 8 10
Так же, мы получили следующие количественно-качественные результаты анкетирования. Рассматривая полученные результаты, были выделены 6 групп учеников:
- 1-я группа. Направленность на себя (25 %учеников): люби себя, презирай других - и в жизни тебя ожидает успех; думай только о себе и своем будущем; ни перед чем не останавливайся: ты должен быть сильным, потому что иначе, зачем тебе жить;
- 2-я группа. Направленность на других (3% учеников): люби людей и своих ближних, защищай слабых; будь справедливым; уважай других, помогай слабым;
- 3-я группа. Направленность на нравственно-ценностные жизненные установки (15% - учеников). будь благородным, не впадай в отчаяние при любых жизненных обстоятельствах; будь честным всю жизнь; иди вперед и не здавайся;
- 4-я группа. Направленность на поиск и выбор жизненного пути (6% учени-
ков): найди свой путь и следуй по нему; цени все, что дает тебе жизнь и добивайся поставленной цели, всего достигай своим трудом; много знай, продвигайся вперед;
- 5-я группа. Направленность на материальные ценности (46% учеников): время - деньги, кто не успел, той опоздал; любой ценой - к благополучию и комфорту; жизнь прекрасна! И нужно, чтобы ты процветал, имел все, что только пожелаешь;
- 6-я группа: Без лозунгов (5% учеников), мысли не выражены, почти не сформулированы, набор фраз.
Полученные результаты свидетельствуют о сформированности нравственных ориентаций. Исследования свидетельствуют, что у многих школьников отсутствует потребность в самопознании и самоанализе, без чего не может быть полноценного ощущения жизни, стремлений к истине добра и зла. Наблюдается массовость молодежного сознания под воздействием однотипных и обедненных потребностей молодежи, усиливается процесс унифицирования культурно эстетичных потребностей. Самые низкие результаты касались любви к людям и уважению к окружающим.
В ходе реализации опытно-экспериментальной работы учителя отметили следующие изменения в поведении старшеклассников:
- повысился интерес к изучению предметов, содержащих деятельность, таким как история, родной язык и литература;
- они стали охотнее принимать участие в работе кружков художественной самодеятельности, дискуссионных клубов, участвовать в постановках школьного театра;
- в мотивации их поведения стало наблюдаться преобладание мотивов ценностного отношения к национальным ценностям и этнокультурным традициям своего народа.
На последний факт указывают и родители старшеклассников: у большинства старшеклассников значительно возрос интерес к национальным ценностям в основе этнокультурных традиций народов Дагестана (по окончанию формирующего этапа эксперимента)
В ходе реализации опытно-экспериментальной работы учителя отметили следующие изменения в поведении старшеклассников: этнокультурным традициям, в поведении 62% учеников произошли позитивные сдвиги.
Человек не рождается богатым в нравственном и моральном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов морально-нравственного воспитания. Для активной реализации морально-нравственного воспитания необходимо вернуться к практике следования «Правилам поведения школьника». Эти правила нужно знать каждому, а их выполнение должно тактично, но твердо контролироваться всеми участниками образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.
2. Горбачева, Н.Б. Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения // Материалы докладов XVI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 2009. - С. 81.
3. Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков / О.С. Богданова, Л.И. Катаева, А.И. Шамшурина. - М. : Просвещение, 1979. - 213 с.
4. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. - М. : Просвещение, 1999. - 217 с.
5. Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшекласс-
ников I В.Е. Гурин. - М. : Педагогика, І988. - 320 с.
6. Мустафаева, З.Ш. Современные тенденции семейного воспитания в Дагестане I З.Ш. Мустафаева II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 20ІІ. - № 4 (74)
- С. І37-І4І.
Контактная информация: zamira@mail.ru
УДК 796.83:796-053.7
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Игорь Иванович Кшинин, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В работе показаны возможные пути развития координационных способностей боксеров различного возраста и квалификации в многолетней системе технико-тактической подготовки. Разработанные нами и внедренные в практику тренажеры для совершенствования техники атакующих действий боксеров, подтвердили свою эффективность, существенно повысив качество процесса обучения и сократив его сроки.
Ключевые слова: система технико-тактической подготовки, координационные способности, ритмо-темповая структура, двигательная асимметрия, биомеханическое моделирование, искусственно управляемая среда.
BOXERS' COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT AT DIFFERENT PERIODS OF THEIR TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS FORMATION
Vasily Aleksandrovich Oskolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
department chairman,
Igor Ivanovich Kshinin, the post-graduate student,
The Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The article shows the possible ways of different ages boxers' coordination abilities and skills level development within the long-term system of technical and tactical training. Developed by us and introduced in practice training simulators perposed at perfection of attacking techniques of boxers have confirmed their efficiency at the same time essentially increased the quality of training process and reduced its terms.
Keywords: system of technical and tactical training, coordination skills, rhythm and tempo structure, motor asymmetry, biomechanical modeling, artificially controlled environment.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования соревновательной деятельности боксеров свидетельствуют о том, что побеждать стали боксеры, имеющие лучшую технико-тактическую подготовленность. Этот факт, побуждает тренеров к поиску резервов технико-тактической подготовки боксеров, которые можно использовать в различные периоды становления спортивного мастерства [1,9,13].
Одним из резервов повышения технико-тактического мастерства юных и квалифицированных спортсменов является «проработка» координационного фактора [6,11,12]. Вместе с тем, анализ программ для ДЮСШ по различным видам спорта показал, что координационная подготовка, как самостоятельный вид нигде не выделяется. Этот вопрос отдается на откуп самим тренерам. По данным Садовски Е. [10], более 85% опрошенных