Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / CULTURE / HEALTH CULTURE / HEALTH PRESERVATION / STUDENT YOUTH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пекина Кристина Алексеевна, Переузник Анатолий Захарович

В статье предпринята попытка обобщения теоретических подходов к понятию «культура здоровья» в отечественной педагогике и валеологии. Изучаются компоненты и структура понятия «культура здоровья». Излагается теоретико - методологическая модель формирования культуры здоровья у студентов непрофильных (неспортивных) вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF HEALTH CULTURE IN STUDENTS

The article attempts to generalize theoretical approaches to the concept of «health culture» in Russian pedagogy and valeology. The components and structure of the concept of «health culture» are studied. The theoretical and methodological model of health culture formation among students of noncore (nonsports) universities is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ THE PROBLEM OF FORMATION OF HEALTH CULTURE IN STUDENTS

Пекина Кристина Алексеевна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Pekina Kristina Alekseevna student

faculty of preschool and primary education Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Переузник Анатолий Захарович

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально - педагогический университет

г. Волгоград, Россия Pereysnik Anatoliu Saharovic senior lecturer department of physical culture Volgograd state socio - pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье предпринята попытка обобщения теоретических подходов к понятию «культура здоровья» в отечественной педагогике и валеологии. Изучаются компоненты и структура понятия «культура здоровья». Излагается теоретико-методологическая модель формирования культуры здоровья у студентов непрофильных (неспортивных) вузов.

Abstract. The article attempts to generalize theoretical approaches to the concept of «health culture» in Russian pedagogy and valeology. The components and structure of the concept of «health culture»are studied. The theoretical and methodological model of health culture formation among students of non-core (non-sports) universities is presented.

Ключевые слова: культура, культура здоровья, здоровьесбережение, студенческая молодежь, здоровый образ жизни.

Keywords: culture, health culture, health preservation, student youth, healthy lifestyle.

Основу развития человеческой культуры формирует активная творческая деятельность. Можно утверждать, что развитие культуры идет наравне с развитием личности, поскольку именно человек выступает носителем и созидателем культуры. Развитие культуры представляет собой интеграционный процесс взаимодействия человека с окружающей социальной средой. На современном этапе эволюционного развития становится очевидным, что человеческое общество, во-первых, является активной силой по отношению к природе, во-вторых, имеет космический характер

воздействия на нее. С одной стороны, как считают В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, человечество становится мощной геологической преобразующей силой, которая способна кардинальным образом трансформировать земное и околоземное пространство, и биосферу. С другой стороны, возникают проблемы нарушения естественного хода исторического развития и эволюции человека. Согласно этим тенденциям ведущим фактором эволюционного процесса является формирование и сохранение культуры здоровья человека в планетарном аспекте. Рассмотрим определения культуры здоровья.

В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт под культурой здоровья предлагают понимать степень совершенства, достигаемая в процессе овладения теоретическими и практическими знаниями о жизнедеятельности человека, направленная на реализацию генетического потенциала, развитие и укрепление резервных возможностей организма, в согласии с потенциалом окружающей биологической и социальной среды [1].

Также некоторые определения отечественных авторов относительно термина «культура здоровья» представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Теоретические подходы к пониманию термина «культура здоровья»

отечественных авторов

Фамилия, имя, отчество автора Подход к понятию термина «культура здоровья»

Казин Э.М. Блинова Н.Г. Литвинова Н.А. Способ организации жизни и деятельности, который соответствует генетическим и психофизиологическим особенностям человека, его социокультурной средой обитания, направленный на формирование, сохранение и дальнейшее укрепление здоровья.

Никифорова Т. Качество личности, которое обеспечивает процесс формирования, сохранения, укрепления здоровья, на основе соблюдения правил и принципов здорового образа жизни, раскрытия собственных потенциальных возможностей организма.

Карасева Т.В. Это интегральное образование личностной и профессиональной культуры, представляющее собой совокупность ценностных ориентаций и морально-нравственных установок личности, а также профессиональных компетенций будущего специалиста.

Багаутдинова Н.В. Способ творческой самореализации личности в формировании, в совокупности определяющей личностную и профессиональную культуру личности.

Митяева А.М. Валеологическая образованность, сознательность и поведение в совокупности.

Выделяют следующие функции культуры здоровья:

1) преобразующую функцию (способность осваивать и преобразовывать окружающую действительность);

2) защитную функцию (способность поддерживать сбалансированное отношение человека с окружающей его средой);

3) коммуникативную функцию (обеспечивать процесс информационного обмена между людьми посредством знаково-символических систем);

4) познавательную функцию (через реализацию теоретических и практических форм познания окружающего мира);

5) информационную функцию (обеспечивать процесс преемственности в культуре, через накопление и хранение информации между поколениями);

6) нормативную функцию (обеспечивать порядок и равновесие в социуме согласно общественным интересам и потребностям различных групп).

Следует заключить, что культура здоровья - неотъемлемый элемент общей культуры человека, ориентирующий на приоритеты данного феномена в личностном и общественном плане [2].

В Таблице 2 представлена характеристика компонент культуры здоровья.

Таблица 2

Составляющие компоненты феномена «культура здоровья»

Компоненты культуры здоровья Характеристика компонент культуры здоровья

Здоровый образ жизни Формирование установок здорового образа жизни: рациональная организация учебной и трудовой деятельности, соблюдения режима труда и отдыха, приемов рационального питания, закаливания, сексуальной культуры, отказ от вредных привычек

Передача и использование опыта, накопленного человечеством Стремление использовать лучший мировой опыт в области сохранения душевного и физического здоровья, передать накопленный опыт своим детям

Познание самого себя (самопознание) Способность объективно оценивать свой уровень функционально-физической подготовленности, применять рекомендации специалистов для совершенствования и восстановления организма посредством традиционных и нетрадиционных методик

Учет общественных отношений с экологией, природной и социальной сообразностью Понимание здоровья и здорового образа жизни как высшей личной и общественной ценности человека.

Согласованность и гармония развития тела, ума, эмоциональной сферы Равномерное, согласованное развитие телесных ощущений, эмоционального состояния, духовно-нравственного развития

Своевременное обращение и культура общения с врачами Важно помнить о своевременной профилактике заболеваний, ежегодной диспансеризации и медицинском обследовании.

Реализация генетически заложенного потенциала организма Исследование собственных резервных возможностей организма на основе анализа генетической информации

Физическая культура Реализация индивидуальных программ физической активности с целью физического самосовершенствования и развития потребностей в движении

Спортивно-ориентированная физическая культура Стремление, самосовершенствоваться и достигать значимых результатов в каком-либо виде спортивной деятельности

В задачи гуманистической педагогики входит - сформировать личностное и общественное отношение к здоровью как наивысшей ценности, совокупности определенных знаний, необходимых для жизни человека, научить приемам и правилам здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья современной молодежи - залог успешной и развивающейся нации через 10-30 лет. От состояния здоровья студенческой молодежи зависит состояние социальной и экономической сферы государства. Состояние здоровья студентов является важнейшим индикатором развития общества, гигиенического, социального и экономического развития страны, ее общественного благополучия; формирует трудовой, оборонный, производственный, экономический, репродуктивный, культурный потенциал общества [4].

Система обучения в учреждении высшего профессионального образования в корне отличается от системы обучения в школе, поскольку характеризуется более высокими требованиями к уровню знаний обучающихся, ориентацией на творческое и самостоятельное освоение, осмысление больших объемов учебной информации, формирование опыта ее практического применения. Возникают предпосылки к тому, что обучение в вузе становится для студента экстремальным опытом:

- информационных перегрузок умственной деятельности;

- дефицита времени на отдых и полноценный сон;

- гиподинамии;

- нарушения распределения времени на труд и отдых;

- злоупотребления алкогольными и наркотическими веществами.

Ситуация осложняется еще и тем, что в период обучения в учреждении

высшего профессионального образования организм студента претерпевает серьезные психофизиологические и морфофункциональные трансформации, завершающие период полового созревания. Изменения нервной и гормональной систем приводят к дополнительным нагрузкам на механизмы регуляции процессов жизни и деятельности [3].

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на формирование культуры здоровья современных студентов большое влияние оказывает совокупность множества факторов, в числе первых из которых - педагогические условия процесса физического воспитания студентов в вузах. При проектировании педагогической модели формирования культуры здоровья студентов - учащихся заведений высшего профессионального образования - следует учитывать не только специфику современного образа жизни студенческой молодежи, но и ее желания, потребности, актуальные тенденции общественного развития (Таблица 3).

Таблица 3

Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов высших

учебных заведений

Структура педагогической модели Содержание компонентов модели культуры

формирования культуры здоровья студентов здоровья студентов вузов

вузов

Цели:

- воспитательные - развитие качеств личности, методов сохранения

и укрепления собственного здоровья

- формирование устойчивого отношения к

- психологические здоровью как наивысшей ценности;

- формирование педагогических условий в вузе

для подготовки студентов к укреплению здоровья

- социальные для будущей профессиональной деятельности;

- формирование практических навыков

сохранения, укрепления здоровья студентов

- дидактические

Функции:

- обучающие - усвоение студентами целостного представления

о культуре здоровья;

- развивающие - развитие мотивационно - ценностной сферы

личности в аспекте сохранения и укрепления

здоровья;

- воспитательные - формирование ценностных ориентаций на

подержание ЗОЖ студентов

Принципы:

- гуманистические - поддержание и признание прав студентов на

здоровый образ жизни;

- прогностические - предвидение социально значимых и личностно

приемлемых результатов формирования,

сохранения, укрепления здоровья;

- системное использование методов для

- системные формирования культуры здорового образа жизни;

- организация адаптивной среды для сохранения

и укрепления здоровья

- адаптивные

Этапы реализации модели:

1 этап - формирование у студентов устойчивого

интереса и мотивации к сохранению и

укреплению своего здоровья; предпосылок к

здоровому образу жизни;

2 этап - формирование совокупности знаний, умений и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

навыков как ориентирующей основы для

сохранения и укрепления здоровья студенческой

молодежи;

3 этап - получение практических навыков по

сохранению и укреплению здоровья. Освоение

представлений о значимости устойчивого опыта

сохранения и укрепления здоровья

Наука-2020. 2020. № 1(37) Продолжение табл. 3

Структура педагогической модели формирования культуры здоровья студентов вузов Содержание компонентов модели культуры здоровья студентов вузов

Формы организации: - учебного процесса -научно-исследовательского процесса - вне учебной деятельности - лекционные и семинарские занятия, организация студенческих дискуссий - научные конференции, олимпиады; - программы, соревнования, конкурсы, проект ГТО,акции.

Методы: - проведение диагностики по сформированности культуры сохранения и укрепления здоровья - организация и непосредственное осуществление деятельности по сохранению и укреплению здоровья - тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ, самоанализ, экспертная оценка, опрос; - проведение дебатов, студенческих дискуссий, конференций, семинаров, «круглых столов», сюжетно-ролевых игр, исследовательских проектов;

Средства: - дидактические материалы - диагностические материалы - наглядные пособия, видео- и аудио материалы, учебные программы, материалы средств массовой информации, методические рекомендации, конспекты, технические средства - тесты, анкеты, методики занятия узкими видами спорта

Критерии оценки эффективности: - когнитивный - мотивационно - ценностный - деятельностно - практический - высокий уровень и прочность знаний о сохранении и укреплении здоровья, знания в области ППФП, - устойчивость познавательного интереса и мотивации формировать, укреплять собственное здоровье; - активность студенческой молодежи в практическом формировании, сохранении и укреплении собственного здоровья; получение опыта непосредственного участия в сохранении и укреплении здоровья в профессиональной деятельности

Практика реализации педагогической модели по формированию культуры здоровья студентов осуществляется в процессе организации деятельности по физическому воспитанию поэтапно:

1 этап (теоретический): теоретическая и практико-ориентирующая подготовка по дисциплине «Физическая культура», реализуемая в основных занятиях по расписанию для каждого факультета непрофильного вуза. Сюда входят: теоретическая подготовка, практическая подготовка, занятия спортом по выбору и предпочтениям студента, внеаудиторные формы работы (спортивно-оздоровительные мероприятия, туристская деятельность, сдача нормативов ГТО), приобретение информации из отдельных интересующих источников, поддержание и сохранение здоровья, формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;

2 этап (констатирующий): разработка, диагностика и проведение системы мониторинга индивидуальных показателей здоровья и индивидуальных достижений студенческой молодежи;

3 этап (формирующий): формирование основ для закрепления и систематизации знаний (в виде конференций, семинаров);

4 этап (результативно-заключительный): формирование предпосылок к саморазвитию, самообразованию культуры здоровья.

Обобщающим критерием эффективности работы по формированию культуры здоровья студентов вузов являются положительные изменения по критериям сформированности феномена «культура здоровья» во всех его аспектах и готовности к здоровьесбережению.

Литература

1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. Москва : Альфа-М, 2003. 417 с.

2. Верхобухова О. В. К проблеме определения понятия «культура здоровья» будущего учителя // Здоровьесбережение и физическое воспитание. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. №2. С.83-85

3. Горяинова Н. С. Ценность здоровья в молодежной студенческой среде современной России (опыт эмпирического исследования) // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. 2015. №6-1. С.140-145.

4. Шипулина В. В., Брыкина В. А. Философия здоровья: историко - культурный и предметный анализ // Наука-2020. 2019. №2(27). С. 36-42.

References

1. Baronenko V. A., Rapoport L. A. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studenta [Student Health and Physical Culture]. Moscow, Alpha-M Publ., 2003, 417 p.

2. Verkhobukhova O. V. K probleme opredeleniya ponyatiya «kul'tura zdorov'ya» budushchego uchitelya [To the problem of defining the concept of "health culture" of the future teacher]. Zdorov'esberezhenie i fizicheskoe vospitanie. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika - Health saving and physical education. Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2013, no. 2, pp. 83-85.

3. Goryainova N. S. Tsennost' zdorov'ya v molodezhnoy studencheskoy srede sovremennoy Rossii (opyt empiricheskogo issledovaniya) [Value of health in the youth student environment of modern Russia (experience of empirical research)]. Humanitarian, socioeconomic and social sciences - Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2015, no. 6-1, pp. 140-145.

4. Shipulina V. V., Brykina V. A. Filosofiya zdorov'ya: istoriko - kul'turnyy i predmetnyy analiz [Philosophy of health: historical - cultural and subject analysis]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 2(27). pp. 36 - 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.