Научная статья на тему 'Теоретические аспекты здоровьесбережения студентов в системе непрерывного образования высшей школы'

Теоретические аспекты здоровьесбережения студентов в системе непрерывного образования высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИКА / HEALTH / SOCIAL HEALTH / HEALTH-SAVING / TERTIARY EDUCATION / STUDENT / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гернега Ксения Сергеевна

Проблема здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы, с другой стороны, тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока еще не является важнейшим вопросом. Поэтому основная задача педагогов и руководителей обучить студентов способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы и собственную по здоровьесбережению, и образовательную. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несет и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные организации. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. И первым, самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление здоровья студента, причем не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. В статье социальное здоровье отмечено как наиболее важный компонент здоровья, указано на целесообразность повышения доли его практического развития. Определены факторы социального здоровьесбережения; сформулированы подходы и принципы сохранения социального здоровья; выявлены тенденции применения здоровьесберегательных теорий и практик. Отмечена роль дополнительного непрерывного образования в сохранении и укреплении социального здоровья, в силу высокой квалификации задействованных в этой системе кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гернега Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF HEALTH-SAVING OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUINGEDUCATION IN TERTIARY EDUCATION

The problem of health-saving is caused by the fact that in the system of values of the Russian education institutions health for the present time is not the key value. Therefore, the main objective of the academic staff is to train students to maintain their health, by creating both self-regulating and educational system ofhealth-saving. The education system should certainly share the responsibility, as it is only possible to recognize that the education outcomes are of high quality if the education system contains health saving components. The crucial direction is protection, preservation and promotion of a student’s health, not only physical, but mental, intellectual, and social ones. The paper highlights social health as the most important component. The factors of social health-saving were defined; approaches and the principles of maintaining social health were determined; the trends of health saving techniques were revealed. The role of continuing education in the preservation and strengthening of social health was noted.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты здоровьесбережения студентов в системе непрерывного образования высшей школы»

УДК 378.014«731»

ББК Ч448.44 + Ч404.1 (2Рос)

DOI: 10.14529/ped170409

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

К.С. Гернега

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Проблема здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы, с другой стороны, тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока еще не является важнейшим вопросом. Поэтому основная задача педагогов и руководителей - обучить студентов способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы - и собственную по здоровьесбережению, и образовательную. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несет и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные организации. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровье-формирующая составляющие. И первым, самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление здоровья студента, причем не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. В статье социальное здоровье отмечено как наиболее важный компонент здоровья, указано на целесообразность повышения доли его практического развития. Определены факторы социального здоровьесбережения; сформулированы подходы и принципы сохранения социального здоровья; выявлены тенденции применения здоровьесберегательных теорий и практик. Отмечена роль дополнительного непрерывного образования в сохранении и укреплении социального здоровья, в силу высокой квалификации задействованных в этой системе кадров.

Ключевые слова: здоровье, социальное здоровье, здоровьесбережение, высшая школа, образование, студент, педагогика.

Постановка задачи. Благополучие общества во многом определяется образованностью и здоровьем населения. Эти параметры находятся в тесной взаимосвязи, поскольку одними из основных критериев оценки качества образования являются показатели социального здоровья участников образовательного процесса.

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям общества и государства. Одной из наиболее значимых потребностей для сегодняшнего общества является национальная идея сбережения социального здоровья граждан. Но следует учитывать, что современная жизнь не уменьшает, а, наоборот, увеличивает риски для здоровья людей. Как указывает Н.Ю. Скрябина, «в условиях вызовов совре-

менному человечеству, таких как глобальные экологические проблемы, мировая угроза терроризма, лавинообразный рост информации и интенсивное обновление информационных технологий во всех сферах общественной жизни, высокий динамизм социальной жизни и высокая психоэмоциональная напряженность профессиональной деятельности, - требуется актуализация и максимальное развитие человеческого потенциала в каждом человеке» [1].

Исследователи отмечают, что социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье населения, особенно на соматическом и психосоциальном здоровье молодого поколения.

Внимание государства и общества к проблеме здоровья можно отследить по некоторым программам, принятым нашим правительством или еще находящимся в стадии обсуждения. Так, в «Концепции долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором указывается на необходимость создания в образовательных учреждениях условий, ориентирующих обучающихся на здоровый образ жизни (ЗОЖ). В этой связи мы с полной уверенностью можем утверждать, что нельзя рассматривать качество современного непрерывного образования, не акцентируя в его системе качество деятельности по формированию и сохранению здоровья всех участников образовательного процесса. Преобразования, происходящие в системе образования в целом, предопределяют необходимость инновационной деятельности высших образовательных учреждений как важной предпосылки обеспечения качества образования на всех уровнях [4]. В контексте нашей статьи важным представляется понимание инновационных подходов к социальному здоровьесбережению как способов применения нового опыта, связанного с трансформациями в сфере образования.

Федеральная программа развития и модернизации образования в числе приоритетных задач ставит необходимость разработки здоровьесберегающих технологий обучения с целью сохранения здоровья обучающихся. Отмечена тенденция к приданию учебному процессу в системе непрерывного профессионального образования здоровьесберегающего характера, что означает положительную динамику качественных и количественных изменений психофизиологических и социальных возможностей личности [8].

Эффективный переход к инновационному обществу, основанный на получении всестороннего знания, в обязательном порядке должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь. Оно будет способствовать построению успешной карьеры в современных социально-экономических условиях, а для этого необходимо обладать не только высокими профессиональными знаниями, но и хорошим социальным самочувствием, оптимальным уровнем здоровья и высокой работоспособностью [2].

Поскольку образование по своей сути никогда не заканчивается, оно, безусловно, является «точкой» профессионального роста личности и при этом не зависит от возрастных границ. Основная идея непрерывного образования известна еще со второй половины

ХХ века и заключается в том, что «непрерывное образование перестает быть одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности» [5]. Непрерывное образование выступает уже не просто в качестве досуговой формы самоактуализации личности, характерной для 70-х гг. прошлого века, а в качестве условия поддержания профессионального статуса конкретного работника. Меморандум непрерывного образования, принятый Комиссией Европейского союза осенью 2000 г. закрепил эти идеи и практики, а также сформулировал основные методологические принципы непрерывного образования. К таковым относятся: новые базовые знания и навыки для всех; новые методики преподавания и учения; инновационная система оценки приобретенного образования; развитие наставничества и консультирования; приближение образования к дому; увеличение инвестиций в человеческие ресурсы [3].

На сегодняшний день перед системой высшего профессионального образования стоят серьезные задачи создания концепции непрерывного образования, пересмотра программ обучения, улучшения материально-технической базы, переориентации профессорско-преподавательского состава (III 1С), выплаты им зарплаты, достойной и адекватной их трудовой деятельности. Одним словом, современный вуз как социальный институт претерпевает весьма сложный, глобальный период реформирования. В Федеральную и региональную системы непрерывного профессионального образования входят институты повышения квалификации и переподготовки работников образования, методические центры и сообщества, вузы с их системой дополнительного образования [7].

Здоровьесбережение в системе непрерывного образования. Поскольку к ряду функций системы высшего профессионального образования относятся не только вторичная социализация, подготовка квалифицированных специалистов, но и воспроизводство и поддержание культурных и ценностных образцов, то формирование культуры здоровье-сбережения участников непрерывного образования должно стать первоочередной функ-

цией [4]. Очевидно, что на сегодняшний день главным критерием конкурентоспособности граждан становится уровень их дополнительного профессионального образования.

Таким образом, непрерывное образование предполагает реализацию двух важнейших целей, во-первых, формирование активной гражданской позиции у современного человека, во-вторых, создание условий конкурентоспособности на рынке труда. Успешность реализации данных целей, несомненно, зависит не только от условий доступа к современным теоретическим и практическим знаниям и непосредственного формирования знаний, умений и навыков в той или иной области высшего профессионального образования, но в первую очередь от состояния социального здоровья людей [12]. Хорошее социальное самочувствие, здоровье в целом являются важным ресурсом в развитии человеческого (и образовательного в том числе) потенциала и использования плодов этого развития. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как междисциплинарное понятие, исходя из социальной модели здоровья, в которую включаются не только физические и физиологические возможности человека, но и социальные, а также личностные ресурсы [6].

Формирование здоровья - комплекс мероприятий по оптимизации воспроизводства, роста и развития поколения. Сохранение здоровья - комплекс мероприятий по поддержанию, укреплению и восстановлению здоровья человека.

Что можно считать результатом здоровье-сбережения? На этот вопрос можно ответить, если обратиться к идее древнегреческой культуры, провозглашающей с одной стороны, гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (внутренних, социально-духовных) достоинств, а с другой, гармонию образовательных воздействий и потенциальных возможностей индивида. Иными словами, проблема здоровьесбережения должна решаться на пути гармоничного и слаженного взаимодействия непрерывной образовательной среды и обучающегося как основного субъекта образования.

По нашему мнению, одной из задач, стоящих перед качеством непрерывного образования в вузе, является выбор инновационных подходов к здоровьесберегающим обра-

зовательным технологиям обучения в системе непрерывного образования [10].

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями обучения в современном научном сообществе принято понимать модели педагогической деятельности, в рамках которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие профессорско-преподавательского состава со студентами (слушателями) при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения студентами (слушателями) образовательного стандарта при одновременном оптимальном сохранении и укреплении здоровья [15].

Основания социального здоровьесбе-режения. Инновационные подходы к социальному здоровьесбережению, по нашим представлениям, должны включать: продуцирование положительного опыта, расширение информационного поля, создание благоприятного социально-психологического климата в социальной коммуникации, формирование психологически безопасной среды для всех участников непрерывного образования.

Основной базой инновационных здоровье-сберегающих образовательных подходов и технологий является соблюдение преподавателем следующих социально-медицинских и психолого-педагогических принципов:

1) учета социально-демографических (возрастных и половых) особенностей лиц, участвующих в непрерывном образовательном процессе;

2) учета состояния физического (соматического), психического и социального здоровья, психосоциальных и психофизиологических особенностей студентов (или слушателей) при выборе форм, методов и средств обучения;

3) структурирования лекционных и семи-нарско-практических занятий на три составные части в зависимости от уровня работоспособности участников образовательного процесса (как правило, это вводная часть, основная и заключительная) [11].

С учетом данных принципов А.Г. Сухаревым и Н.М. Цыреновой [12] была предложена модель здоровьесберегающей технологии обучения. В основе этой технологии положен практический подход к использованию таких здоровьесберегающих элементов, как опти-

мальная плотность занятия; психоэмоциональная разрядка; физкультурная пауза; правильная рабочая поза; положительные эмоции.

Степень эффективности данных элементов оценивается по уровню субъективного утомления и социального самочувствия всех участников образовательного процесса, а также итогам анкетирования преподавателей. Кроме того, существенное значение имеет принцип обратной связи, предполагающий получение обратной реакции и возможность проведения необходимой корректировки [13]. При использовании инновационных подходов в практике здоровьесбережения в рамках непрерывного образования в высшей школе наиболее важными условиями, способствующими реализации идеи сохранения и укрепления социального здоровья, на наш взгляд, являются два обстоятельства. Во-первых, непременно внимательное отношение самого профессорско-преподавательского состава к собственному социальному здоровью, самочувствию в целом и обязательное соблюдение тех традиционных правил поведения, которые называются образом жизни. Во-вторых, общая стратегическая направленность вуза (его курс) на создание рационального режима и максимально благоприятных условий для проведения непрерывного образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования, т. е. на содействие социальному оздоровлению лиц, участвующих в непрерывном образовании.

Мы считаем необходимым отметить факторы, влияющие на социальное здоровье в системе непрерывного образования. Их можно условно разделить на две группы: субъективные и объективные. К субъективным факторам следует отнести такие, как уровень образования и квалификации III 1С; уровень его личной профессиональной мотивированности на достижение высокого уровня социального здоровья; личностные качества, способствующие профессиональному и социальному благополучию: целеустремленность, креативность, инициативность, ответственность, адаптивность, коммуникативность, рефлексивность и др. [15].

К объективным факторам мы относим такие, как внутренняя среда конкретно взятого вуза, в которой осуществляется непрерывное профессиональное образование (корпоративная культура с ее системой ценностей, норм, правил и образцов здорового поведения, спе-

цификой отношений всех участников образовательного процесса, стилей руководства, условий учебного процесса); наличие системы поощрения эффективной деятельности работников вуза в организации и продвижении методов социального оздоровления молодежи [5].

Сбережение социального здоровья граждан, по нашим представлениям, должно базироваться на основе следующих принципов:

- фундаментальное специализированное знание в области социального здоровья и всех его составляющих сторон (физической, соматической, социально-психической, духовной);

- социально-профилактические, психолого-педагогические и социально-психологические методы;

- комплексный (медико-социальный) подход, гуманитарное знание в области социального здоровья общества [14].

Мы считаем, что в рамках организации непрерывного образования с учетом применения здоровьесберегательных теорий и практик наметились следующие тенденции: ориентация образовательного процесса на развитие личности обучаемых и обеспечение их созидательных возможностей; адаптация процесса образования к запросам и потребностям индивида; переориентация массового непрерывного образования на человеческие, жизненно важные ценности (здоровье - как высшая социальная ценность); ориентация на активное освоение индивидом знаний, умений и навыков и способов познавательной деятельности в различных сферах (и в сфере социального здоровьесбережения в том числе).

В целом в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что проблема социального здоровьесбережения в контексте непрерывного профессионального образования как системы, ориентированной на человека, является пока еще не вполне осмысленной, прослеживаются наметившиеся тенденции и ориентиры перспективного развития. Однако нам удалось выявить следующие подходы к практике социального здоровьесбережения:

1) антропологический подход, требующий непременного учета психической, духовной и социальной компонент здоровья;

2) личностно-ориентированный подход, означающий, что индивид является одновременно и субъектом, и объектом деятельности по творению и сохранению своего здоровья и здоровья окружающих;

3) социально-педагогический подход, осуществляемый преподавателями и обучающимися в рамках целостного образовательного процесса и проявляющийся в том, что они овладевают культурой «социально здоровой» жизни, приобретают определенные знания и умения, вырабатывают полезные привычки, необходимые им для сохранения здоровья. «Эффективность данного процесса определяется уровнем деятельной активности субъекта и воспитанием у него с малых лет потребности быть здоровым» [6];

4) гуманистический подход, признающий здоровье главной социальной ценностью человечества и утверждающий практики социального здоровьесбережения условием, необходимым для реализации каждой личностью своего жизненного предназначения;

5) комплексный подход, органично сочетающий в себе социально-психологический, педагогический, социологический, социально-медицинский и прочие подходы, что позволит отчасти преодолеть научно-отраслевые перегородки, создать более корректную оценку факторов и тенденций в здоровье граждан и выработать реалистическую систему здоровье-сберегающих рекомендаций в системе непрерывного образовательного процесса.

В заключение обратим внимание на то, что для создания здоровьесберегающих практических подходов и технологий социального здоровьесбережения в сфере непрерывного профессионального образования следует учитывать организацию образовательного пространства вуза. Оно, как свидетельствуют современные исследователи проблем социального здоровьесбережения, характеризуется четырьмя составляющими: нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулирующей, информационно-коммуникативной. И при учете этих параметров образовательного пространства, соответственно, «строятся нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая, информационно-коммуникативная системы условий, способствующих обеспечению паритета образованности и здоровья обучающихся. Эти условия существуют или специально создаются в образовательном пространстве» [7].

Выводы. Таким образом, в свете вышесказанного одной из приоритетных задач, стоящих перед непрерывным образовательным процессом, несомненно, является задача

социального здоровьесбережения. Мы убеждены в том, что, реализуя инновационные образовательные программы, решая социально-экономические и социально-педагогические задачи в сфере непрерывного высшего профессионального образования, никак нельзя упускать из фокуса внимания вопрос о насущной необходимости создания социально здоровой атмосферы в обществе. Неоспоримым является тот факт, что достоинство дополнительного непрерывного образования обеспечивается не только высоким уровнем профессиональной квалификации специалистов конкретных учебных дисциплин, но и способностью к практике формирования, сохранения и укрепления здоровья. Кроме того, современный образовательный процесс в высшей школе стоит перед решением глобальных социальных проблем, охватывающих различные сферы и требующих специальных знаний, находящихся на пересечении наук, в том числе и знаний из области социальной валеологии, социологии и психологии здоровья. В этой связи резко возрастает значимость инновационных подходов к сбережению социального здоровья граждан нашего общества, способствующих эффективному разрешению социально-практических проблем в сфере здравоохранения.

Литература

1. Биловус, В.К. Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающе-го поведения молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук / В. К. Биловус. - Волгоград, 2008. - 27 с.

2. Богдан, Н.В. Проектирование педагогических условий в здоровьесберегающих образовательных процессах / Н.В. Богдан // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход: материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2008. -С. 24.

3. Гафиатулина, Н.Х. Компетентност-ный подход в системе ВПО: взгляд на проблему сбережения социального здоровья студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина // Психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода: материалы науч.-практ. конф. МГПУ. - М., 2011. -С. 41-46.

4. Гейнц, К.О. Здоровьесозидающая дея-

тельность в условиях современного информационного общества / К.О. Гейнц, Н.В. Скури-хина. - http://www.scienceforum.ru/2015/1346/ 14295.

5. Заводный, Н.А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесбе-регающего поведения студентов вуза / Н.А. Заводный //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 8. -С. 201-205. - http://e-koncept.ru/2015/15297.htm.

6. Лепихина, Т.Л. Анализ взаимодействия формальных и неформальных правил в формировании института здоровьесбережения / Т.Л. Лепихина, А.В. Пепеляева // Национальные приоритеты и безопасность. - 2012. -№ 15 (156). - С. 50-59.

7. Маджуга, А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: дис. ... д-ра пед. наук / А.Г. Маджуга. -Стерлитамак, 2011. - 504 с.

8. Масалова, С.И. Методология непрерывного образования - условие формирования инновационного потенциала педагога в контексте европейской интеграции / С.Ю. Ма-салова // Инновационный потенциал образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы Первой Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов на/Д., 2010. - С. 55.

9. Образование как целевой ресурс в развитии личности: теория, методология, опыт: моногр. / под науч. ред. А.Г. Маджуга. -Стерлитамак: Фобос, 2014. - 359 с.

10. Орехова, Т.Г. Педагогический подход к здоровью человека / Т.Г. Орехова // Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 106.

11. Скрябина, Н.Ю. Социально-аксиологические потенциалы системы непрерывного образования в перспективе развития современного общества / Н.Ю. Скрябина // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д. - 2012. - № 6 (26). -С. 159.

12. Сухарев, А.Г. Концептуальная модель здоровьесберегающей технологии в современной школе / А.Г. Сухарев, Н.М. Цыренова // Материалы междисциплин. науч.-практ. конф. - М, 2007. - С. 221.

13. Тюмасева, З.И. Содержание понятия «тьюторская поддержка» здоровьеформи-рующего потенциала эколого-валеологиче-ского образования студентов / З.И. Тюмасева, С.В. Федотова // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сб. ст. IVМеждунар. науч.-практ. конф. Одинцовских психолого-педагогических чтений. - М. : Перо, 2016. - С. 26-28.

14. Яковлева, Н.В. Витальная метаком-петентность личности: теория и практика психологического исследования здоровья / Н.В. Яковлева. - Рязань: Полином, 2012. -285 с.

15. Kokorina, O.R. Health Status and Physical activity of the schoolteachers in Yuznho-Sakhalinsk and Khabarovsk (Russia) / O.R. Kokorina, P.N. Pasyukov // Physical Activity for Health Promotion, Social Welfare and Regional Development: Abstracts International Council on Health, Physical Education and Sports in Northeast Eurasia. - Sapporo, Hokkaido University, 2013. - P. 1-3.

Гернега Ксения Сергеевна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

Поступила в редакцию 28 августа 2017 г.

DOI: 10.14529/ped170409

THEORETICAL ASPECTS OF HEALTH-SAVING OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUINGEDUCATION IN TERTIARY EDUCATION

K.S. Gernega, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The problem of health-saving is caused by the fact that in the system of values of the Russian education institutions health for the present time is not the key value. Therefore, the main objective of the academic staff is to train students to maintain their health, by creating both self-regulating and educational system ofhealth-saving. The education system should certainly share the responsibility, as it is only possible to recognize that the education outcomes are of high quality if the education system contains health saving components. The crucial direction is protection, preservation and promotion of a student's health, not only physical, but mental, intellectual, and social ones. The paper highlights social health as the most important component. The factors of social health-saving were defined; approaches and the principles of maintaining social health were determined; the trends of health saving techniques were revealed. The role of continuing education in the preservation and strengthening of social health was noted.

Keywords: health, social health, health-saving, tertiary education, student, Pedagogy.

References

1. Bilovus V.K. Tseli-tsennosti i mediko-sotsial'nye parametry zdorov'esberegayushchego povede-niya molodezhi. Avtoref. kand. diss. [Purposes-values and Medico-Social Parameters of Health Saving Behavior of Youth. Abstract of Cand. Diss.]. Volgograd, 2008. 27 p.

2. Bogdan N.V. [Design of Pedagogical Conditions in Health Saving Educational Processes]. Prob-lemy sokhraneniya i ukrepleniya zdorov'ya molodogo pokoleniya: psikhologo-pedagogicheskiy pod-khod: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of Preservation and Promotion of Health of the Younger Generation: Psychology and Pedagogical Approach: Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2008, p. 24. (in Russ.)

3. Gafiatulina N.Kh. [Competence-based Approach in the HPE System: View of a Problem of Saving of Social Health of Student's Youth]. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie vysshego profes-sional'nogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii MGPU [Psychology and Pedagogical Maintenance of Higher Education on the Basis of Competence-based Approach: Materials of the Scientific and Practical Conference Moscow State Pedagogic University]. Moscow, 2011, pp. 41-46. (in Russ.)

4. Geynts K.O., Skurikhina N.V. Zdorov'esozidayushchaya deyatel'nost' v usloviyakh sovre-mennogo informatsionnogo obshchestva [Health Creation Activity in the Conditions of Modern Information Society]. Available at: http://www.scienceforum.ru/2015/ 1346/14295 (accessed 05.09.2017).

5. Zavodnyy N.A. [Gender the Focused Model of Formation of Health Saving Behavior of Students of Higher Education Institution]. Concept, 2015, Release 8, pp. 201-205. (in Russ.)

6. Lepikhina T.L., Pepelyaeva A.V. [The Analysis of Interaction of Formal and Informal Rules in Formation of Institute of Health-saving]. National Priorities and Safety, 2012, no. 15 (156), pp. 50-59. (in Russ.)

7. Madzhuga A.G. Pedagogicheskaya kontseptsiya zdorov'esozidayushchey funktsii obrazovaniya. Diss. dokt. ped. nauk [Pedagogical Concept of Health Creation Function of Education. Diss. Doct. (Pedagogy)]. Sterlitamak, 2011. 504 p.

8. Masalova S.I. [Methodology of Continuous Education - a Condition of Formation of Innovative Potential of the Teacher in the Context of the European Integration]. Innovatsionnyy potentsial obrazo-vatel'nogo prostranstva v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya: materialy Pervoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Potential of Educational Space in the Conditions of

Modernization of Education: Materials of the First International Scientific and Practical Conference]. Rostov na Donu, 2010, pp. 55. (in Russ.)

9. Madzhuga A.G. Obrazovanie kak tselevoy resurs v razvitii lichnosti: teoriya, metodologiya, opyt [Education as a Target Resource in Development of the Personality: Theory, Methodology, Experience]. Sterlitamak, Fobos Publ., 2014. 359 p.

10. Orekhova T.G. [Pedagogical Approach to Health of the Person]. Pedagogy, 2004, no. 5, pp. 106. (in Russ.)

11. Skryabina N.Yu. [Social and Axiological Capacities of System of Continuous Education in the Long Term Development of Modern Society]. Education. Science. Innovations: Southern Measurement, 2012, no. 6 (26), pp. 159. (in Russ.)

12. Sukharev A.G., Tsyrenova N.M. [Conceptual Model of Health Saving Technology at Modern School]. Materialy mezhdistsiplinarnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials of a Cross-disciplinary Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2007, pp. 221. (in Russ.)

13. Tyumaseva Z.I., Fedotova S.V. [Maintenance of a Concept "Tutor's Support" of the Health Forming Potential of Ecologo-Valeological Education of Students]. Psikhologo-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie lichnosti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki: sbornik statey IVMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Odintsovskikh psikhologo-pedagogicheskikh chteniy [Psychology and Pedagogical Escort of the Personality in Education: Union of Science and Practice: Collection of Articles IV of the International Scientific and Practical Conference, Odintsovo Psychology and Pedagogical Readings]. Moscow, 2016, pp. 26-28. (in Russ.)

14. Yakovleva N.V. Vital'naya metakompetentnost' lichnosti: teoriya i praktika psikhologicheskogo issledovaniya zdorov'ya [Vital Metacompetence of the Personality: Theory and Practice of a Psychological Research of Health]. Ryazan', Polinom Publ., 2012. 285 p.

15. Kokorina O.R., Pasyukov P.N. Health Status and Physical Activity of the Schoolteachers in Yuznho-Sakhalinsk and Khabarovsk (Russia). Physical Activity for Health Promotion, Social Welfare and Regional Development - Abstracts International Council on Health, Physical Education and Sports in Northeast Eurasia (Sapporo, Hokkaido University), 2013, pp. 1-3.

Received 28 August 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Гернега, К.С. Теоретические аспекты здоровьесбе-режения студентов в системе непрерывного образования высшей школы / К.С. Гернега // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. -Т. 9, № 4. - С. 76-83. БО!: 10.14529^170409

Gernega K.S. Theoretical Aspects of Health-Saving of Students in the System of Continuing Education in Tertiary Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 76-83. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170409

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.