Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни у студентов'

Формирование здорового образа жизни у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
978
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗОЖ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ ЗОЖ / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS '' HEALTH / CAUSES OF ILL HEALTH ARE EXEMPT FROM CLASSES THE STUDENTS STUDY A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева Елизавета Валерьевна, Нагайцева Ирина Федоровна

Физическая культура как средство формирования ЗОЖ у студентов, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS

Physical culture as a means of forming healthy lifestyle among students, including students with disabilities

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у студентов»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

УДК - 796

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS

Макеева Елизавета Валерьевна

студент

Институт русского языка и словесности Волгоградский социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Makeeva Elizaveta Vaier^evna

student

Institute of Russian language and literature Volgograd social-pedagogical University

Volgograd, Russia

Нагайцева Ирина Федоровна

к.пед.н, доцент кафедра физической культуры/ Волгоградский социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna candidate of pedagogics, associate professor department of physical education Volgograd social-pedagogical University.

Volgograd, Russia

Аннотация. Физическая культура как средство формирования ЗОЖ у студентов, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. Physical culture as a means of forming healthy lifestyle among students, including students with disabilities.

Ключевые слова: ЗОЖ, здоровье студентов, причины/ ухудшения состояния здоровья, освобожденны/е от занятий студенты, исследования ЗОЖ.

Keywords: healthy lifestyle, students ' health, causes of ill health are exempt from classes the students study a healthy lifestyle.

Данная проблема очень актуальна в наше время, поэтому проводятся исследования, которые показывают, какой образ жизни ведут студенты. По их результатам можно выяснить, что у большинства студентов совершенно не здоровый образ жизни, однако существуют способы изменить их здоровье к лучшему: здоровое питание, режим сна и физические нагрузки. Студенты могут улучшить качество тела и свое здоровье благодаря элективным занятиям по физической культуре, но что делать студентам с ограниченными возможностями

5/131

здоровья?

Изучение здоровья современных студентов - актуальная проблема, требующая всестороннего научного анализа и активного участия в её обсуждении всех заинтересованных в этом вопросе специалистов. К сожалению, в ВУЗах не всегда уделяют внимание освобожденным от занятий студентам. Мы решили провести эксперимент и помочь учащимся с ОВЗ улучшить показатели здоровья.

Здоровье и здоровый образ жизни - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Однако российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала.

Экономический кризис, смена общественного строя оказали негативное воздействие на социальное здоровье молодежи. Значительная часть молодых людей оказалась перед острыми проблемами в жизни, связанными с бедностью и безработицей. В последние годы ограниченные материальные ресурсы государства использовались, как правило, на лечение и оказание неотложной помощи, а профилактике заболеваний и популяризации здорового образа жизни (ЗОЖ) не уделялось должного внимания. Всё это привело к ухудшению здоровья студентов России.

Для изучения проблемы здоровья студентов важно также при этом понимать смысл и сущность понятия «здоровье». Оно заключается не только в понимании его как состояния, характеризующееся отсутствием болезней, но и как ресурс, необходимый студентам для обучения. Здоровье студентов нельзя рассматривать только как наличие или отсутствие тех или иных патологий, являющееся чисто медицинской проблемой, которая решается вне системы образования. Утомляемость, общее физическое развитие студента - это факторы, от которых напрямую зависит его познавательная активность и способность к обучению, это тоже составляющие здоровья как ресурса. Как правило, ППС вуза не озабочено проблемами здоровья студентов, наоборот, наказывают студентов за пропуски занятий по болезни. Однако на самом деле понимание (или непонимание) преподавателями особенностей возрастного развития студентов способно оказать недооцененное в настоящее время влияние на их здоровье. Соответственно, здоровье студентов сейчас - проблема не только медицинская, педагогическая, но и социальная.

Научными институтами и исследователями собран определённый опыт по решению проблем, связанных со здоровья студентов. И, тем не менее, проблема здоровья студентов, по-прежнему, сложна, остра и многогранна. С учётом влияний, присущих современным условиям, в той или иной степени отражающимся на здоровье студентов, она требует иного подхода к ее решению. Укрепление здоровья студентов, повышение их работоспособности -одна из главных задач подготовки высококвалифицированных кадров, так как

здоровья студентов, наряду с профессиональной компетентностью, следует рассматривать как один из показателей качества подготовки.

Рост интереса к здоровью студентов как к проблеме социальной в настоящее время вызван, в определённой мере, возрастающими требованиями к социальной сущности человека, к «социальному здоровью» общества, так как социальная природа многих заболеваний и вызываемых экономических потерь от них является угрозой для существования популяции людей или страха перед ними. Уязвимыми перед социальной природой многих болезней оказываются самые не защищённые слои населения: студенты, пенсионеры, дети, инвалиды.

Научно установлено, что неблагоприятные социально-экономические факторы (условия жизни, труда и отдыха, финансовый доход человека, качество питания и др.) существенно влияют на здоровье человека, его склонность к заболеваниям и способность им противостоять. В новых социальных условиях вузовского обучения, вчерашний школьник, претерпевает сложный социально-психофизиологический процесс, сопровождаемый напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов, он испытывает умственное и психоэмоциональное напряжение, сопровождаемое нарушением режима труда, отдыха и питания. Это не редко приводят к срыву адаптации и возникновению различных заболеваний.

Проблема здоровья и снижения уровня заболеваемости студентов вузов предполагает также активизации и привлекательности пропаганды ЗОЖ результативной борьбы с вредными привычками, эффективной оздоровительной и массовой спортивной работы, а также действенных организационных мер, в том числе, и со стороны руководства вузом.

Вопросам формирования здорового образа жизни уделено значительное внимание в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Одним из приоритетных направлений государственной демографической политики названо «сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни» [5, с. 29].

Специалисты социальных структур вуза (управлений, отделов) осуществляют изучение различных проблем адаптации студентов к новому образу жизни, связанному с процессом обучения в вузе, которые влияют на здоровье студентов, а вот реализация мер по их решению, способных существенно оказывать профилактическую роль заболеваний - это комплексная и системная задача, прежде всего, самого вуза.

Здоровье является самой главной ценностью человека, но, к сожалению, той ценностью, с которой он считается меньше всего и вспоминает о нем только тогда, когда оно начинает от него уходить. Одновременно здоровье является не только главной ценностью отдельно взятого человека, но и достоянием нации, основой ее процветания и благополучия, ведущим показателем культуры.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [1, с. 48].

Здоровый образ жизни включает в себя несколько следующих основных факторов: активный двигательный режим, рациональный режим питания, режим занятий и отдыха, отсутствие вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики).

Формирование здоровья - это, прежде всего, проблема каждого человека. Принятие студентом парадигмы здорового образа жизни, безусловно, лежит в области его сознания. Здоровье - начало всех начал, обеспечивающее благополучие в будущей семье, карьерный рост и продолжение жизни, поэтому над его сохранением, развитием и совершенствованием надо постоянно трудиться самому.

Укрепление здоровья студентов в основном определяется образом жизни. Особое внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, образования и воспитания. Одни студенты больше времени используют на занятия спортом, другие - проводят за компьютером.

Многочисленные исследования показывают, что здоровье населения по большинству показателей не только не улучшается, а, наоборот, ухудшается. При этом, многие заболевания, еще недавно считавшиеся «старческими», сегодня стремительно «молодеют». Большинство юношей и девушек имеет набор хронических заболеваний. Заболеваемость студентов растет с каждым годом. Соответственно, уменьшается число здоровых студентов, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности.

По результатам медосмотров, проводимых среди студентов ВУЗов, наблюдается общая тенденция ухудшения состояния здоровья. Многие ВУЗы ведут работу по оздоровлению студентов в собственных профилакториях. За последние года практически не изменились заболевания, стоящие на первых местах среди студентов. По данным статистики, на первом месте диагноз переутомление (30 %), на втором - вегетососудистая дистония (12,7 %), на третьем - сколиоз (11,2 %). Наблюдается рост заболеваемости остеохондрозом, причиной которому является малоподвижный образ жизни студентов.

Если рассматривать численность заболевших студентов на разных курсах, то самая высокая заболеваемость на 1 и 2 курсах, так как в первые годы обучения в ВУЗе резко повышается учебная нагрузка, меняется привычный ритм жизни, качество питания, место проживания (проживание в общежитии) - все это вызывает сильный стресс и оказывает негативное влияние на здоровье студентов.

Жизнедеятельность студентов часто свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важных компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность. Накапливаясь в течение учебного периода, негативные последствия такой жизнедеятельности наиболее остро проявляются к окончанию обучения, в виде увеличения числа заболеваний, что приводит к ухудшению состояния здоровья студентов.

Думается, следует обратить на, выявленный исследователями, факт связи между здоровьем студентов и их отдыхом. Изучение структуры и содержания свободного времени показало наличие статистически значимой связи между количеством жалоб на плохое самочувствие, состоянием нездоровья и времени пребывания студентов на воздухе. Свободное время студентов по многочисленным данным, в целом, значительно меньше средней продолжительности свободного времени молодежи других социальных групп

[4,6 и др.].

У студентов чаще всего развивается астенический синдром или неврастения, которая характеризуется следующими симптомами: общая слабость, физическая и умственная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность. Эти явления сопровождаются частыми головными болями, нарушениями сна, чувством внутреннего беспокойства, тревоги, раздражительности. Состояние пребывания на грани нервного срыва не позволяет сконцентрироваться, неизбежно ухудшаются внимание и память, угнетенное состояние, депрессия.

При лечении астенических расстройств традиционно используют общеукрепляющие вещества, антидепрессанты, а также лекарственные средства. Однако, для студентов предпочтительно не столько лечение, сколько предупреждение переутомления, хронического утомления и невротических состояний путем организации здорового образа жизни с акцентом на создании и выполнении рационального режима учебной деятельности.

Наиболее важным фактором, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье студентов, является несбалансированная высококалорийная пища и нарушение режима питания. Результаты опроса показали, что более половины студентов питаются 2 раза в сутки, а около трети принимают горячую пищу всего 1 раз в сутки. Также многие студенты питаются фастфудом, чипсами и прочей вредной едой, что в последствии приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и нарушению обмена веществ.

Образ жизни студента, характеризующийся отмеченными негативными чертами, считается нездоровым. Он способствует не только возникновению нарушений работы пищеварительной системы, но и появлению заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, выделительной и иммунной систем, а также избыточного веса. Все это в совокупности ухудшает работоспособность и здоровье студентов.

Наш эксперимент был проведен в группе первокурсников, среди которых половина имеют заболевания разного характера. Некоторые студенты занимаются в спецгруппе, в которой каждому студенту уделяется внимание и подбирается индивидуальная программа тренировок. Но в данной группе есть и учащиеся, полностью освобожденные от занятий.

Специально для этих студентов преподаватели кафедры ФЕНО, ФК и БЖ в целях проведения эксперимента разработали легкую программу тренировок, нацеленную на улучшение показателей здоровья студентов. К примеру, студентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями предложили заниматься растяжкой и йогой. Данные упражнения не перегружают работу сердца и при этом отлично растягивают мышцы, помогают студентам стать более гибкими и активными. Спустя некоторое время, после выполнения этих легких упражнений участники эксперимента сами заметили улучшения здоровья в лучшую сторону: качество тела стало намного выше, развилась некоторая выносливость, ментальное здоровье студентов также улучшилось.

Кроме этого, студенты, освобожденные от занятий, увлекаются написанием различных научных работ, благодаря которым они больше узнают о своем теле, здоровом образе жизни и других жизненно важных вещах.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая

способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора

Литература

1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2012.

2. Виленский В. К. Социально-психологические детерминанты/ формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры/. 1994. №9. С. 915.

3. Воинов, В. Б., Кирой В. Н. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. №3. С. 43-48.

4. Заруба Н. А., Казин Э. М., Федоров А. И., Панина Т. С. Социальны/е и педагогические аспекты/ сохранения здоровья субъектов образовательного процесса // Мир образования - образование в мире. 2001. № 1. С. 146.

5. Кирилюк О. Г. Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществ : автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.Г. Кирилюк. Пенза, 2007. 36 с.

6. Колпина Л. В. Теоретико-методологические основы/ исследования социального здоровья личности. М. : СГУ, 2009. 179 с.

References

1. Baronenko V. A., Rapoport L. A. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studenta [Student health and physical culture]. Moscow, Al'fa-M Pub/.; INFRA-M Pub, 2012.

2. Vilenskij V. K. Social'no-psihologicheskie determinanty formirovaniya zdorovogo obraza zhizni [Social and psychological determinants of the formation of a healthy lifestyle ]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1994, no. 9, pp. 9-15.

3. Voinov V. B., Kiroj V. N. Kriterii ocenki urovnya zdorov'ya [Criteria for assessing the level of health ]. Valeologiya — Valeology, 1998, no. 3, pp. 43-48.

4. Zaruba N. A., Kazin EH. M., Fedorov A. I., Panina T S. Social'nye ipedagogicheskie aspekty sohraneniya zdorov'ya sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Social and pedagogical aspects of preserving the health of subjects of the educational process ]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire - World of Education - Education in the World, 2001, no. 1, pp. 146.

5. Kirilyuk O. G. Social'naya cennost' zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v sovremennom rossijskom obshchestv. Avtoref. dis. kand. sociol. nauk[The social value of a healthy lifestyle of students in modern Russian societies. Abstracr author. cand. sociol. sci. diss.]. Penza, 2007, 36 p.

6. Kolpina L. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya social'nogo zdorov'ya lichnosti [Theoretical and methodological foundations of the study of social health of the individual]. Moscow, SGU Pub/., 2009,179p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.