4. Горелов, А.А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 37-41.
5. Лутонин, А.Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.51 / Лутонин Андрей Юрьевич. - М., 2009. - 24 с.
6. Хвалебо, Г.В. Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы / Г. В. Хвалебо // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 246-251.
7. Хвалебо, Г.В. Формирование самооценки личности студенток специальных медицинских групп на занятиях по физической культуре / Г.В. Хвалебо, И.А. Сыроваткина, И.М. Туревский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 70-73.
8. Янчик, Е.М. Особенности физического воспитания в специальных медицинских группах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2001. - № 3. - С. 71.
REFERENCES
1. Andryushchenko, L.B. (2001), Physical training of students on the basis of integration of sports and improving technologies, VGSHA, Volgograd.
2. Belikova, Zh.A. (2012), Exercises of hatha-yoga as means of correction of deformation of a backbone of students of special medical groups with violations of a bearing, dissertation, Belgorod.
3. Bogoyeva, M.D. (2011), Creation ofprocess ofphysical training of students of special medical group with limited opportunities of cardiovascular system, dissertation. St. Petersburg.
4. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Bogoyev, M.D. (2011), "Correction of the state of health of students of special medical group with violations of cardiovascular system on occupations physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp 37-41.
5. Lutonin, A.Yu. (2009), Physiological and psychophysiological criteria of distribution of students to medical groups for occupations physical culture, dissertation, Moscow.
6. Khvalebo G.V. (2016), "Shortage of physical activity in physical culture occupations with students of special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 8 (138), pp. 246-252.
7. Khvalebo G.V., Turevskiy L.M. and Syrovatkina I.A. (2017), "Individual self-esteem building process encouraging in female students of special health groups by physical education methods ", Fizi-cheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No 3, pp. 70-73.
8. Yanchik E.M. (2001), "Features of physical training in special medical groups", Vestnik of the Southern Ural State University, No. 3. - pp. 71.
Контактная информация: gkhvalebo@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.10.2017
УДК 796.011
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ПОНЯТИЯ: «ЭНТЕЛЕХИЯ ИГРЫ»
Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В статье предложен новый подход к рассмотрению проблемы формирования игрового мышления спортсменов в аспекте профессиональных понятий - энтелехия игры, энтелехия человека и энтелехия футбола. В настоящее время, существующие методы подготовки тренеров игровых видов спорта ни на теоретическом, ни на практическом уровнях не учитывают указанных понятий, и происходящее на футбольном поле в большинстве случаев носит рутинный и схематический характер.
Ключевые слова: энтелехия, игра, футбол, игровое мышление, игровая ситуация, целостное восприятие, чувство, геометрические формы.
PROBLEM OF FORMATION OF GAME THINKING IN TERMS OF CONCEPTS:
"ENTELECHY OF THE GAME" Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
This article proposes the new approach to the consideration of the problems of the game thinking formation of the athletes in terms of the professional concepts - game entelechy, entelechy of human and entelechy of football. Currently, the existing methods of training the coaches for the team sports, neither at the theoretical nor at the practical level, do not take into account these concepts, and what is happening on the football field, in most cases, bears the routine and schematic character.
Keywords: entelechy, play, soccer, game thinking, game situation, holistic perception, feeling, geometric shapes.
ВВЕДЕНИЕ
Требование современной эпохи - быть самостоятельно мыслящим человеком - в полной мере относится к задачам профессиональной подготовки. Образование тренеров игровых видов спорта в вузах физической культуры, чаще всего, превращается в подготовку узких специалистов (и терминологически, и, по сути). Одна из возможностей преодоления этой практики - это погружение студентов и проработка ими на различных видах занятий ключевых профессиональных понятий, в которых есть общекультурное содержание, преодолевающее узость специальной терминологии. В качестве такого ключевого понятия для тренеров игровых видов спорта можно взять понятие «энтелехия игры», которое имеет глубинный культурный и исторический контекст.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
Понятие энтелехии. Общепринято при обращении к этому понятию отсылаться к Аристотелю, который обозначал им «осуществленность» («актуализированность»), или в буквальном переводе - «законченность того, что имею», «актуализованную потенцию». Разные исследователи определяют смысловой диапазон энтелехии от «существовать в состоянии полноты и завершённости» и до «содержать в себе свою цель и свое завершение». Иначе говоря, данное понятие обозначает сущностное ядро какого-либо явления, которое задаёт направление и структуру для собственного воплощения.
Энтелехия человека. Ни один вид человеческой деятельности не может быть понят без объемлющего понятия «человек». Над выработкой этого понятия человечество опять-таки трудится со времён Древней Греции. Если исходить из эволюционных представлений, то это понятие не может выработано до конца, просто в силу того, что человек - это становящееся существо. Если не принимать внутренне эту истину, то «неуловимость» человека (уместно вспомнить эпитафию на могиле первого русского философа Григория Сковороды - «Мир ловил меня, но не поймал») может стать основанием для скептицизма в познании, которое предельно просто выразил в XIX в. Э. Дюбуа-Реймон в своём докладе «О пределах познания природы»: «Ignoramus et ignorabimus» (лат. «не знаем и не узнаем»). Гносеологической ошибкой Э. Дюбуа-Реймона и его последователей-агностиков является то, что нынешнее состояние познавательных способностей человека - естественно ограниченное - принято за конечный уровень.
Энтелехия игры. Игра является чисто человеческим видом деятельности, и это означает, что она не может быть выведена ни из какого природного процесса. Напомним лишь две известные мысли о сущности игры. Во-первых, мысль, высказанная Ф. Шиллером в «Письмах об эстетическом воспитании человека»: «... человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [2, С.95]. Во-вторых, Х.-Г. Гадамер, а до него Й. Хейзинга в своём знаме-
нитом произведении «Homo ludens» [7], показали, что в европейских языках слово «игра» не имеет другого соответствующего глагола, кроме «играть»: «В игру играют. Другими словами, чтобы выразить вид деятельности, следует повторить в глаголе понятие, заложенное в существительном. А это, по всей видимости, означает, что действие - такого особого и самостоятельного вида, что оно выпадает из круга обычных видов деятельности. Игра - это не деяние в обычном смысле» [2, С.51-52].
Далее Х.-Г. Гадамер пишет о качестве участия человека в игре: «Ведь процесс игры только тогда удовлетворяет своей цели, когда играющий в него погружается. Игру делает игрой в полном смысле слова не вытекающая из неё соотнесённость с серьёзным вовне, а только серьёзность при самой игре. Тот, кто не принимает игру всерьёз, портит её. Способ бытия игры не допускает отношения играющего к ней как к предмету» [2, С.148].
Итак, при строгом научном подходе мы не должны возню котят или щенят обозначать понятием «игры», притом, что это сплошь и рядом происходит в процессе обыденного, тривиального мышления. Человек обнаруживает себя как человека только в человеческих видах деятельности: игре, учении и труде. В свою очередь, структура энтелехии игры тождественна структуре человека. Это значит, что игра может осуществляться трояким образом: через мыслительную активность, активность чувств, волевую активность (что не отменяет их совместного гармоничного участия). Соответственно, не только в прошлом, но и в современности мы можем видеть три типа игр, в которых преобладает активность одной из душевных сил. Необходимо также соотнести это с возрастными закономерностями развития человека и характером включённости человеческой телесности в тот или иной тип игры.
Среди интеллектуальных игр сейчас известны не только древние шахматы (и им подобные), но и изобретения недавней поры - деловые игры, организационно-деятельностные игры (ОДИ) и др. С. В. Попов видит в появлении ОДИ эволюцию мыслительных способностей человечества [6]. Проявление ОДИ находится в диапазоне от рафинированной интеллектуальности (отсюда аналогия со знаменитым произведением Г. Гессе «Игра в бисер») до решения узко личностных административных и экономических интересов. Если ОДИ обращены были к мыслительным способностям человека («игра ума»), то одна из древнейших человеческих игр - театральная, драматическая игра -предполагает включённость человека в драматическое действо своими чувствами. Исторически театральная игра прошла путь от древнегреческой драмы, которая вышла из ми-стериальной практики, затрагивающей глубинные и объективные чувства человека (в православных традициях для этого было особое слово «чувствие») и приводящей к катарсису, через шекспировский театр с огромным диапазоном проявленности духовных чувств и земных страстей, до современного театра, где нередко провоцируется стремление к сенсационности и выбросу эмоций.
Наконец, третий тип игр предполагает волевую активность человека, когда он преимущественно является движущимся существом, полностью изживает себя в организованном в пространстве и во времени движении. Долгое время это были так называемые «народные игры», пока, сначала в Англии, а затем с 19 в. повсеместно во всём мире они не трансформировались в то, что сейчас называют «спортивными играми».
Третье полное погружение существа ребёнка в свою деятельность происходит в период подвижных игр, которые выходят на первый план в его жизни накануне школы в 5-7 лет. Благодаря этим играм у детей культивируется та реальность, которую можно назвать «умелым (умным) телом». В свою очередь, как это показано уже в многочисленных исследования, при прочих равных условиях, умелое тело становится одной из ключевых предпосылок пробуждения и формирования способности самостоятельно мыслить в подростковом и юношеском возрастах.
Все эти три вида игр в случае с взрослыми людьми могут нести в себе серьёзный проблемный момент. Единственная область, где игра во взрослом состоянии в полной
мере находится на своём месте - это пространство человеческой середины, к которой обращено истинное человеческое искусство.
Энтелехия футбола
Футбол как феномен современного мира по своей сути является игрой, в которой потенциально существует возможность актуализации (осуществления) «энтелехии» игры через «энтелехию» человека.
Обоснованием необходимости рассмотрения спортивной деятельности в аспекте понимания сущности «энтелехии» занимался С. В. Дмитриев, говоря о том, что «энтелехия» осуществляется везде, где материя или энергия принимает «телесно-визуальный облик» или форму, и является предметным содержанием сознания спортсмена [3].
На наш взгляд, телесно-визуальное выражение спортсменом художественного замысла, актуализированного в индивидуальных видах спорта с субъективными принципами оценивания, может быть расширено до понимания «энтелехии» командной игровой практики в спортивных играх.
В научной и научно-популярной литературе встречаются описания футбольного матча в аспекте не только таких понятий, как «геометрия» и «архитектура» игры, но и «протоплазма матча», «живая ткань игры», «игровое полотно», «мелодия игры». Все эти определения исходят из интуитивного чувства, что команда игроков представляет собой единый «организм», способный «жить» в пространстве игры. А. Поликовский пишет: «... футбольные команды показывают новый тип коллективного действия, когда на движение мяча и соперника реагирует не отдельный игрок, а сразу все 10, так, словно они -одно существо» [5].
Помимо интуитивного ощущения целостности игровых взаимодействий, раскрывающего себя в особом чувстве и художественном восприятии, благодаря техническим средствам, которые все более широко применяются в телевизионных передачах, посвященных футболу, можно встретить примеры визуализации геометрии игры (рисунок 1).
Рисунок - Преобразование геометрической формы командных защитных действий
На рисунке наглядно демонстрируется способ ведения защитных действий в зависимости от места нахождения мяча. В центральной части поля игроки расположены широким фронтом, однако, по мере приближения к воротам «защитная» форма, сохраняя свою смысловую и визуальную структуру, сжимается для создания плотности в наиболее опасной зоне.
В случае рассмотрения понятия «энтелехия» в контексте спортивных игр необходимо говорить не только о телесно-визуальной форме, но и о групповой геометрически-визуальной форме, выражающейся в согласованных во времени и пространстве движениях (перемещениях). На этом этапе необходимо отметить, что излишне схематизированные групповые взаимодействия отличаются от «живой» ткани игры необходимым атрибутом, которым является особое чувство пространства в любой момент времени и при
любом варианте развития ситуации.
В футболе распространено явление, когда игрок не попадает в игру и выбивается из общего переживания пространства. Это часто встречается при выходе на замену и требуется усилие для входа в темпо-ритм игры. При таком рассмотрении вопроса мы приблизимся к пониманию проблемы предметного содержания деятельности спортсмена во время игры, которое по своей сути родственно представлениям гештальт-психологии.
Исследования специалистов показывают, что механизмом, «запускающим» действия игроков на поле, является оценка футболистом игровой ситуации и последующее решение об ответной реакции на конкретную ситуацию. Понятие «игровая ситуация» является ключевым при рассмотрении проблемы принятия игровых решений и представляет собой пространственно-временной гештальт.
В футболе наряду с совершенствованием интеллектуальных мыслеформ, в частности, согласованные игровые взаимодействия, продолжают развиваться индивидуально-исполнительские формы, в которых доминируют физическое совершенство и телесная пластика. В таком случае смыслотворчество генерирует один человек, а остальные игроки либо вписываются в его контекст, либо ждут своей очереди.
В первом случае говорят о наличии неповторимого почерка игры команды и наличии игрового рисунка, во втором же говорят об исполнителе, способном самостоятельно решить исход игрового момента.
Таким образом, очевидно, что «энтелехия футбола» является творческим осуществлением в реальной игровой практике «энтелехии человека» и «энтелехии игры». Также очевидно, что существующие методы подготовки тренеров игровых видов спорта, где ни на теоретическом, ни на практическом уровнях даже не рассматривается и не прорабатывается понятие «энтелехии игры», требуют радикального изменения. Иначе по-прежнему происходящее на футбольном поле в большинстве случаев будет носить рутинный и схематический характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вольф, К. Антропология воспитания / К. Вольф. - М. : Праксис, 2012. - 304 с.
2. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. -М. : Прогресс, 1988. - 704 с.
3. Дмитриев, С.В. Энтелехия как синтетическое понятие многомерного внутреннего пространства личности, художественной, спортивной и образовательной деятельности / С.В. Дмитриев // Biocosmology - Neo-aristotelism. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 139-165.
4. Пегов, В.А. Новые возможности формирования игрового мышления: Эвклидова и неэвклидова геометрия в футболе / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Теория и практика развития современного образования : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2017. - С. 418-432.
5. Поликовский, А. Геометрия в малиновых бутсах [Электронный ресурс] / А. Поликовский // Режим доступа : http://www.novayagazeta.ru/columns/64107.html. - Дата обращения 01.09.2017.
6. Попов, С.В. Организационно-деятельностные игры: мышление в зоне риска / С.В. Попов // Кентавр. - 1994. - № 2. - С. 53-66. ^
7. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й Хейзинга. - М. : Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.
8. Чернецов, М.М. Коллективное ткачество мысли в футболе / М.М. Чернецов, В.А. Пегов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 183-186.
9. Щедровицкий, Г.П. Мышление - Понимание - Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М. : Наследие ММК, 2005. - 800 с.
REFERENCES
1. Wolf, K. (2012), Anthropology of education, Pracsis, Moscow.
2. Gadamer, H.-G. (1988), Truth and method: fundamentals of philosophical hermeneutics, Progress, Moscow.
3. Dmitriev, S.V. (2016), "Entelechy as a synthetic notion of a multidimensional inner space of the individual, artistic, sporting and educational activities", Biocosmology - Neo-aristotelism, Vol. 6, No. 1, pp. 139-165.
4. Pegov, V.A. and Chernetsov M.M. (2017), "New possibilities of forming a game thinking: Euclidean geometry and non- Euclidean in football", Theory and practice of development of modern education: the collective monograph, ed. Nahornova A.Yu, Zebra, Ulyanovsk, pp. 418-432.
5. Polikovskiy, A. (2016), "Geometry in crimson football boots", available at: http://www.novayagazeta.ru/columns/64107.html.
6. Popov, S.V. "Organizational-activity games: thinking in a zone of risk", Centaur, No. 2, pp.
53-66.
7. Huizinga, I. (1992), Homo ludens. In the shadow of tomorrow, Progress-Academy, Moscow.
8. Chernetsov, M.M. and Pegov, V.A. (2014), "Collective weaving of thoughts in football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 183-186.
9. Shchedrovitsky G.P. (2005), The Mind - Understanding - Reflection, Legacy of MMK, Moscow.
Контактная информация: maksimmixal@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.10.2017
УДК 797.215.4
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОЛИТРАЖНОГО ДЫХАТЕЛЬНОГО
БАЛЛОНА
Сергей Владиславович Чернов, кандидат педагогических наук, профессор,
Военный университет Министерства обороны РФ, Москва, Олег Викторович Новосельцев, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Научно-исследовательский институт спасения и подводных технологий, Ломоносов
Аннотация
В статье изучены основные биомеханические характеристики техники плавания под водой при дыхании из малолитражного воздушного баллона «SPARE AIR». Обосновано, что наиболее экономичным способом плавания под водой, позволяющим максимально использовать резервы малолитражного баллона, является способ плавания кроль с постоянным дыханием. Выявлен характер влияния плавания под водой с использованием баллона «SPARE AIR» на кровеносную и дыхательную системы пловца. Представлены показатели плавания под водой с различным характером дыхания и вариантами движений ногами. Составлено описание способа плавания кроль с постоянным дыханием из малолитражного воздушного баллона.
Ключевые слова: малолитражный воздушный баллон «SPARE AIR», легководолазное снаряжение, способы плавания под водой, характер дыхания из баллона.
EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF TECHNOLOGY OF UNDERWATER SWIMMING WITH USE OF SMALL RESPIRATORY BALLOON
Vladislavovich Chernov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Oleg Viktorovich Novoseltsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of science of the Russian Federation, Research Institute of Rescue and Underwater Technologies, Lomonosov
Annotation
The main biomechanical characteristics of underwater swimming technique during respiration with the mini respiratory balloon "SPARE AIR" are studied in the article. It is substantiated that the most economical underwater swimming stroke, which makes it possible to use the reserves of the mini respiratory balloon as much as possible, is the method of swimming with the constant respiration. The nature of the influence of underwater swimming by using the balloon "SPARE AIR" on the blood and respiratory