Научная статья на тему 'Коллективное ткачество мысли в футболе'

Коллективное ткачество мысли в футболе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
282
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ / МЫШЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛА / ЧУВСТВО / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернецов Максим Михайлович, Пегов Владимир Анатольевич

В статье предложен новый подход к рассмотрению двух феноменов мышления и футбола. При этом происходящее на футбольном поле исследуется под необычным ракурсом как мышление, которое осуществляется в пространстве посредством движущихся и созидающих игру тел, что в большей степени характерно для проективной геометрии, а не евклидовой. С исследовательской точки зрения для авторов интересна специфика возникновения коллективных взаимодействий в рамках геометрических форм и участия в этом процессе самих игроков, тренеров, судей, зрителей, а также педагогические аспекты управления воспитанием «игрового мышления как мышления в пространстве» у начинающих и опытных футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чернецов Максим Михайлович, Пегов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective weaving of thought in football

This article proposes a new approach to two phenomena thinking and football. The happening on the football field is investigated at unusual angle as thinking that takes place in space by moving and building up the game bodies and it is more characteristic for the projective geometry, but not Euclidean. Based on the research perspective the authors are interested in the specificity of the collective interactions in the framework of the geometric forms and participation of the players, coaches, referees, spectators in this process, and the pedagogical aspects of the education "game thinking as thinking in space" for novice and experienced players.

Текст научной работы на тему «Коллективное ткачество мысли в футболе»

УДК 796+159.995 КОЛЛЕКТИВНОЕ ТКАЧЕСТВО МЫСЛИ В ФУТБОЛЕ

Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук,

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье предложен новый подход к рассмотрению двух феноменов - мышления и футбола. При этом происходящее на футбольном поле исследуется под необычным ракурсом - как мышление, которое осуществляется в пространстве посредством движущихся и созидаюшдх игру тел, что в большей степени характерно для проективной геометрии, а не евклидовой. С исследовательской точки зрения для авторов интересна специфика возникновения коллективных взаимодействий в рамках геометрических форм и участия в этом процессе самих игроков, тренеров, судей, зрителей, а также педагогические аспекты управления воспитанием «игрового мышления как мышления в пространстве» у начинающих и опытных футболистов.

Ключевые слова: футбол, игровое мышление, мышление в пространстве, мышление посредством тела, чувство, геометрические формы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p183-186 COLLECTIVE WEAVING OF THOUGHT IN FOOTBALL

Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences,

Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

This article proposes a new approach to two phenomena - thinking and football. The happening on the football field is investigated at unusual angle - as thinking that takes place in space by moving and building up the game bodies and it is more characteristic for the projective geometry, but not Euclidean. Based on the research perspective the authors are interested in the specificity of the collective interactions in the framework of the geometric forms and participation of the players, coaches, referees, spectators in this process, and the pedagogical aspects of the education "game thinking as thinking in space" for novice and experienced players.

Keywords: football, game thinking, thinking in space, thinking through the body, feeling, geometric shapes.

ВВЕДЕНИЕ

Коллективные взаимодействия в футболе в рамках геометрически выстроенных тактических схем, осуществляемые во времени и пространстве (продолжительность таймов и разметка поля), позволяют рассматривать данный вопрос в аспекте динамически изменяющихся геометрических форм. При высоком качестве футбольного матча можно визуально наблюдать развертывание или рождение коллективной мысли, подобно тому, как при внутреннем индивидуальном мышлении, течение мыслей ритмически сгущается до мысле-форм, так и во время футбольной игры эти мыслеформы доступны для зрительного восприятия, как зримо возникающие геометрические формы. Понятие «геометрия игры», возникшее во многом интуитивно, но способное стать сознательным и научно корректным, часто используется тренерами, комментаторами и аналитиками футбола. Подобные описания можно встретить, например, в статье «Украина - Франция 2:0. Что такое геометрия игры?»: «Тот чертёж, который нарисовал, начертил, написал Михаил Фоменко в своей голове, а потом перенёс его на бумагу, доску или мобильное устройство, таким же образом перешёл и в головы его исполнителей. Они выходили с этим чер-

тежом на поле, становились каждый на свою позицию и начинали двигаться, целенаправленно и чётко...

И вот всю эту картину явственно видел болельщик. Он видел, что линии эти превращались в фигуры и чертёж обретал постепенно целостный рисунок» [1]. Или в аналитической статье о геометрии расстановок «Реала» (Мадрид) сквозь призму истории: «В наши дни тактические премудрости - дело рук футбольного инженера, предпочитающего всем геометрическим фигурам - ромб. А всем хитромудрым линиям атак - вертикаль ...» [3].

Геометрия игры присутствует во всех игровых видах спорта. Но в одних случаях -теннис, бадминтон, пляжный волейбол и т. п. - это геометрия одиночки (даже если играют парами). В других - баскетбол, хоккей и т. п. - всё происходит слишком быстро с точки зрения восприятия игровой динамики, динамики форм. В третьем варианте - волейбол, бейсбол и т. п. - применяются расстановки и формы достаточно статичные и предсказуемые. Лишь в футболе и во временном, и в пространственном аспекте быстрота восприятия и мышления зрителя сопоставимы со скоростью происходящего на поле. Сюда можно было бы присовокупить и регби, если бы ни одно из главных его правил - мяч руками нельзя передавать вперёд, - которое создаёт внутреннюю сшибку при восприятии, когда цель впереди, а мяч перемещается при пасах большей частью назад.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

Из рассмотрения мы убираем те футбольные матчи и игровые ситуации, где результат достигается выдающимися индивидуальными действиями одного талантливого игрока или по воле случая. Анализируются игры и игровые моменты, где сознательно выстраивается коллективное мышление на поле, которое составляет действительную суть и красоту командной игры. При этом отметим, что существуют два вида геометрии, требующие качественно разных способов мышления. Одна - это эвклидова геометрия, геометрия застывших форм, которая подразумевает измерение с помощью физических мерок-эталонов и привычную статистику: количество технико-тактических действий, процент брака, километраж пробега во время игры, скорость передвижения игрока и перемещения мяча и проч. Затем методами математической статистики выявляются взаимосвязи между анализируемыми отдельностями (показателями) и выносятся суждения об эффективности игровых действий. Такой способ анатомирования футбола распространён и в методической литературе, где описана методика обучения отдельным элементам, но не самой игре, и которая сводит игровое мышление к заранее мыслительно и телеснодвигательно отработанным мысле-схемам. Результатом механического запоминания и жесткого натаскивания на взаимодействие по схеме является перемещение игроков по полю подобно фишкам на макете [5].

Принятие решения при таком способе игрового мышления сродни абстрактному, предметному, конструирующему мышлению, где от каждого отдельного спортсмена требуется доведение до автоматизма способа перемещения в просчитанную тренером точку пространства. Процесс индивидуального мышления разворачивается по типу последовательного пошагового обдумывания по схеме «рефлекторной дуги»: восприятие - анализ - принятие решения - двигательное выполнение. Данная модель вполне привычна: командующий мозг и всё остальное подчиняющееся ему тело [4]. В результате такое обдумывание замедляет игру, и общая схема может не срабатывать из-за отсутствующей временной согласованности, игровой синхронности, и, по мнению профессиональных игроков, такое мышление в игровом моменте приводит к «выпадению» из игры и чаще всего мешает принятию правильных решений. Другой способ игрового мышления - это живое, динамичное мышление, актуализированное в проективной геометрии, где, в отличие от эвклидовой геометрии, мыслятся не готовые и застывшие формы, а находящиеся в постоянном развитии и метаморфозе идеальной формы-образа конкретно воплощающиеся

в физическом пространстве зримые геометрические формы. Тогда на поле можно наблюдать ткание геометрии игры, геометрических узоров, мыслеформ, которые не только продумываются и создаются всем телом участвующих в этом ткании игроков, но и воспринимаются тоже всем телом. На наш взгляд, это обусловлено тем, что по-настоящему творческие решения создаются не объективированными действиями субъекта, а самим субъектом, что согласуется с взглядами основателей антропоцентрической биомеханики Н. А. Бернштейна, Д. Д. Донского и С. В. Дмитриева [2].

В практике обучения базовым основам футбола есть рекомендации, где элементарным коллективным взаимодействием рассматривается игра в построении треугольника, но не с точки зрения внешней формы, а пронизанного внутренним смыслом, где игроки обеспечивают опору или подстраховку владеющему мячом партнеру. Так форма треугольника, создаваемая тремя взаимодействующими игроками, которые, сохраняя эту форму, тем не менее, действуют не по шаблону-схеме, постоянно преобразуется в живом пространстве меняющейся игры. Тогда этот треугольник живёт, «дышит», становясь то прямоугольным, то остроугольным, то тупоугольным, то . выворачиваясь наизнанку, когда вершина проходит через основание, то, наоборот, основание накатывается на вершину. Здесь измерением - как и в проективной геометрии - являются не физические эталоны-мерки, а характер взаимоотношений и взаимосвязей между различными формами, которые, как и формы, подвижны, но качественно характерны. Признание реальности живого треугольника неизбежно приводит к пониманию и переосознанию свойств частей его образующих, которые тоже должны обладать качеством живого, способного порождать новые творческие движения и, в конечном итоге, живые формы. Философский взгляд на проблему возникновения живой динамической формы из совокупности механических перемещений, т. е. целого из суммы отдельных частей, говорит о том, что в творческом или сотворяемом игровом, коллективном мышлении тело ведёт себя по-другому. Мозг уже выступает не посредником, а частью единого и целостно мыслящего тела - мыслящая телесность. Тело как единый орган чувств, который преодолевает дробящий эффект от отдельного восприятия отдельными органами чувств. На первый план выходит та область душевной жизни, которая способна воспринимать без посредников, в силу того, что она сама есть середина.

Непосредственное постижение, понимание с помощью чувств возможно только при встрече с искусством. В случае футбольного матча - когда игра поднимается до уровня художественного воплощения и исполнения, которое вызывает и у играющих, и у смотрящих действительно эстетическое переживание. Такая игра и при таком способе мышления требует и иного анализа. В отличие от двух привычных вариантов - застывшая форма-схема или поочередное перемещение отдельных игроков (здесь разрываются связи между игроками в общем мыслительном действе) - требуется образное, лабильное мышление, способное сопровождать и сотворчествовать жизни форм на футбольном поле. Подтверждением могут служить автобиографические высказывания чемпиона Мира 2006 года Андреа Пирло: «Классический полузащитник глядит прямо и видит нападающих, я же пытаюсь сосредоточиться на пространстве между ними и мной, чтобы провести через это пространство мяч. Тут больше геометрии, чем тактики» [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Безлепкин, А. Украина - Франция 2:0. Что такое геометрия игры? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://football-side.com/news/2013/11/19/ukraina-frantsiya-20-chto-takoe-geometriya. - Дата обращения 30.06.2014.

2. Геометрия «Реала» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://real-

madrid.ru/?act=show&id=1833. - Дата обращения 30.06.2014.

3. Дмитриев, С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения / С.В. Дмитриев. - Нижний Новгород : Изд-во Нежегор. гос. пед. ун-та, 2005. - 300 с.

4. Столбиков, Д.Г. Тенденции завершения атакующих действий в современном футболе на сравнительном анализе чемпионатов Европы 2008 и Мира 2010 / Д.Г. Столбиков // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 175-178.

5. Пегов, В.А. Игровое мышление как мышление в пространстве / В.А. Пегов,

М.М. Чернецов // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. Выпуск

II. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 33-45. - (Серия «Научно-методическая

библиотека»).

6. Опахин, В. Игры разума. Почему Андреа Пирло в 35 лет один из лучших

полузащитников мира [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ftbl.ru/issues/igry-razuma-pochemu-andrea-pirlo-v-35-let-odin-iz-luchshikh-poluzashchitnikov-mira/. - Дата обращения 30.06.2014.

REFERENCES

1. Bezlepkin, A. (2013), “Ukraine - France 2-0. What is the geometry of the game?”, available at: http://football-side.com/news/2013/11/19/ukraina-frantsiya-20-chto-takoe-geometriya

2. Geometry "Real" [electronic resource], available at: http://real-

madrid.ru/?act=show&id=1833

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dmitriev, S.V. (2005), Sociocultural theory of motor action athlete: Problems finding solutions, publishing house NGPU, N. Novgorod.

4. Stolbikov, D.G. (2011), “Trends completion attack in modern football on a comparative analysis of the 2008 European Championships and 2010 World”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 175-178.

5. Pegov, V.A. and Chernetcov, M.M. (2013), “Game thinking as thinking in the space”, Science and education: current trends: a collective monograph. Series "Scientific and methodological library", Issue II, publishing house CNS "Interactive plus", Cheboksary, pp. 33-45.

6. Opahin, V. (2014), “Mind Games. Why Andrea Pirlo in 35 years one of the best midfielders in the world”, available at: http://www.ftbl.ru/issues/igry-razuma-pochemu-andrea-pirlo-v-35-let-odin-iz-luchshikh-poluzashchitnikov-mira/

Контактная информация: maksimmixal@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2014.

УДК 796.412.2

КОРРЕКЦИЯ АСИММЕТРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ

ПОДГОТОВКИ

Анастасия Андреевна Чивиль, преподаватель,

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье изложены результаты реализации авторской методики коррекции асимметрии развития физических способностей в художественной гимнастике на этапе углубленной подготовки. Приведена методика определения степени асимметрии в развитии активной и пассивной гибкости, силы, координационных способностей, а также асимметрии костей таза и лопаток. Показаны статистически значимые изменения коэффициентов асимметрии в развитии физических способностей после проведенного педагогического эксперимента. Выявлено, что приоритетными в процессе коррекции асимметрии должны быть такие физические способности, как пассивная гибкость в тазобедренном суставе, динамическая сила ног и способность удерживать равновесие. Симметричное развитие этих способностей позволяет спортсменкам выполнять соревновательные элементы высокой стоимости на должном уровне и включать их в свою программу, тем самым повышая ее разнообразие и техническую ценность.

Ключевые слова: двигательная асимметрия, коэффициент асимметрии, физические способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.