Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕГО ОЦЕНКИ НА СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕГО ОЦЕНКИ НА СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL HEALTH / COMPREHENSIVE ASSESSMENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьева А.К.

В настоящее время проблема здоровья школьников с его значительным ухудшением, все больше привлекает внимание специалистов в области физической культуры. Его значимость особенно возрастает в современных условиях, который характеризуется ускорением темпа жизни, увеличением объема информации, усложнением учебного и производственного процесса. В связи с этим возрастает актуальность комплексного подхода в оценке физического здоровья школьников в условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соловьева А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF PHYSICAL HEALTH AND ITS EVALUATION AT THE STAGE OF SCHOOL EDUCATION

Currently, the problem of schoolchildren's health, with its significant deterioration, is increasingly attracting the attention of specialists in the field of physical culture. Its importance is particularly increasing in modern conditions, which is characterized by an acceleration of the pace of life, an increase in the volume of information, and the complexity of the educational and production process. In this regard, the relevance of an integrated approach to assessing the physical health of schoolchildren in conditions is increasing.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕГО ОЦЕНКИ НА СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.01+ 371.72

Соловьева А.К. студент магистратуры 3 курса направление «Педагогическое образование» профиль «Профессиональная подготовка в области физической культуры и спорта» факультет физической культуры ФГБОУВО «Новосибирский государственный педагогический

университет» Россия, г. Новосибирск ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕГО ОЦЕНКИ НА СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В настоящее время проблема здоровья школьников с его значительным ухудшением, все больше привлекает внимание специалистов в области физической культуры. Его значимость особенно возрастает в современных условиях, который характеризуется ускорением темпа жизни, увеличением объема информации, усложнением учебного и производственного процесса. В связи с этим возрастает актуальность комплексного подхода в оценке физического здоровья школьников в условиях.

Ключевые слова: физическое здоровье, комплексная оценка, образовательная организация, физическая подготовленность.

Solovyeva A.K.

3-year student of the magistracy, the direction of "Pedagogical Education ", the profile of "Professional training in the field ofphysical culture and sports", Faculty of Physical Culture, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University"

Novosibirsk

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF PHYSICAL HEALTH AND ITS EVALUATION AT THE STAGE OF SCHOOL EDUCATION

Annotation: Currently, the problem of schoolchildren's health, with its significant deterioration, is increasingly attracting the attention of specialists in the field of physical culture. Its importance is particularly increasing in modern conditions, which is characterized by an acceleration of the pace of life, an increase in the volume of information, and the complexity of the educational and production process. In this regard, the relevance of an integrated approach to assessing the physical health of schoolchildren in conditions is increasing.

Key words: physical health, comprehensive assessment, educational organization, physical fitness.

Актуальность. В последнее время состояние здоровья школьников, проживающих в различных регионах России прогрессивно ухудшается, отмечается рост хронических заболеваний [1]. Основываясь на статистические данные министерства здравоохранения по окончанию школы,

полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%), а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников. Основываясь на комплексные медицинские обследования, лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым[2].

По данным, главного, академика РАМН профессора Александра Баранова, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65 процентов. По словам Баранова, уровень физического развития детей постоянно снижается[3].

Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

Ежегодно увеличивается число школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Так, к началу 21 века количество школьников в образовательных организациях в сравнении с концом 80 -х годов прошлого века увеличилось в 2,5 раза и составило в среднем 37,9%[4].

Но учитывая сложившуюся ситуацию, стоит отметить, особую важность проблемы представляет оценка функционального состояния практически здоровых школьников, которые занимаются физической культурой. Несмотря на многообразия методов оценки физического здоровья, в школьной ступени образование используются малоэффективные диагностики, которым не под силу комплексно оценить все показатели.

В связи с этим проблема сохранения и оценки здоровья школьников в условиях значительного увеличения учебной нагрузки представляется в настоящее время весьма актуальной задачей. Где в соответствии со стратегией ВОЗ мониторинг функциональных резервов организма, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния рассматриваются в качестве оптимальной методологии охраны здоровья здоровых.

Исходя из того что программа по физической культуре предлагает оценку только двигательной активности учащихся, возникают следующие противоречия:

- потребность в получении полной информации по состоянию физического здоровья, включающую в себя как физическую, так и функциональную подготовленность детей.

Объект исследования - оценка состояния показателей физического здоровья учащихся в условиях образовательной организации.

Предмет - комплексный подход к оценке показателей физического здоровья учащихся 1 -9 класса общеобразовательной организации.

Гипотеза - мы предполагаем, что комплексный подход к оценке состояния показателей физического здоровья учащихся позволит более объективно оценить реальное состояния организма и даст возможность индивидуальной коррекции дозирования физической нагрузки, исходя их реальных возможностей организма.

Цель исследования - определить оптимальные параметры комплексного подхода к оценке состояния показателей физического здоровья детей на ступени школьного образования, повышающие её объективность.

Задачи исследования:

1) Изучить состояние проблемы по литературным источникам;

2) выявить отличительные особенности построения комплексного подхода к оценке состояния показателей физического здоровья учащихся 1 -9 классов, в сравнении с традиционным подходом;

3) определить диапазон возможностей комплексного подхода в оценке состояния показателей физического здоровья учащихся в условиях школы.

Процедура проведения исследования.

Методы исследования: Выбор методов был определен целью и задачами настоящего исследования, из которых основными являются:

1. Изучение и теоретический анализ научно-методической и спортивно-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Система оценивания физической подготовленности по Ляху В.И.

4. Технология комплексной оценки состояния здоровья.

5. Методы математической статистики со статистической обработкой результатов исследования с применением компьютерных технологий.

Результаты исследования.

Исследование проводиться с апреля 2017г. по декабрь 2018 г. на базе общеобразовательной школы г. Новосибирска. В эксперименте участвовали учащиеся 1-9 классов (всего 450 человека) МБОУ СОШ №69.

Участники эксперимента были разделены на 2 группы. В каждой группе было 225 человек (25 человек в каждом классе)

Научно-исследовательская деятельность по оценке физического здоровья на школьной ступени образования состояла из 3 этапов.

На начальном этапе исследования был проведены контрольные нормативы для определения уровня физической подготовленности. В ходе исследования было выявлено, что уровень физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента были примерно одинаковыми.

Рис. 1.Показатели двигательной активности в контрольной и экспериментальной группы на начальном этапе исследования.

Для определение показателей физического здоровья учащихся в экспериментальной группе использовалась комплексная оценка физического здоровья, включающая в себя контрольные нормативы по оценке физической подготовленности:

1. Бег 30 метров (1-4 класс), 60 метров (5-8 класс), 100 метров

(9 класс); 2.

3.

4.

5.

Модифицированный тест Купера; Наклон вперед из положения стоя; Упражнение на силовую выносливость; Челночный бег 3х10 метров. Также для оценки физического здоровья исследовались показатели физического развития:

1. Весоростовой индекс;

2. Жизненный индекс;

3. Индекс кистевой силы;

4. Оценка показателя эффективности кровообращения;

5. Оценка индекса Гарвардского степ-теста.

Рис.2 . Комплексная оценка физического здоровья экспериментальной группы.

На основании полученных результатов можно отметить, что показатели уровня физического здоровья учащихся школы с 1 по 9 класс в коридоре физиологической нормы или около нее, за исключением показателя силовой выносливости. Тем самым на основе полученных данных педагог может скорректировать учебный процесс с учетом всех показателей.

При проведении исследования по комплексной оценки физического здоровья мы смогли оценить не только уровень подготовленности в каждом классе, но и увидеть общую картину по школьной ступени образовании в данной школе. Также 5-балльная система оценивания позволяет более точно систематизировать и осуществлять градацию показателей подготовленности как отдельного ребенка, так и образовательного учреждения в целом.

В контрольной группе проводилось исследование предложенное программой физической культуры в системе основного школьного образования по Ляху В.И.. Система включает в себя контрольные нормативы только по оценки двигательной активности:

1. Бег 30 метров;

2. Челночный бег 3х10 метров;

3. Упражнения на силовую выносливость;

4. 6-минутный бег. Таблица 1. Результаты контрольных нормативов по Ляху._

Класс Бег 30 м. Челночный бег 3х10м. Подтягивание на высокой перекладине Сгибание и разгибание рук в упоре 6-минутный бег

1 6,9 10,6 0 8 650

2 6,6 10,2 1 12 700

3 6,5 9,9 2 13 720

4 6,3 9,6 2 14 790

5 5,9 9,2 3 17 845

6 5,8 9,2 3 17 950

7 5,7 8,9 5 14 1100

8 5,5 8,7 5 14 1280

9 5,2 8,4 8 12 1250

М 6,044444 9,411111 3,222222 13,44444 0,92

В результате исследования были получены результаты только с учетом физической подготовленности, что не дает нам возможности в полной мере оценить уровень физического здоровья, а также выявить причинно-следственную связь в низком уровне сдачи контрольных нормативов. Так же стоит отметить что при исследовании удалось оценить уровень подготовленности только отдельного класса или же параллели. Увидеть общую картину по школе не возможно, так как для каждого возраста установлена своя градация оценки результатов.

ВЫВОДЫ:

Изучение научно-методической литературы показало, что большинство авторов рассматривают на ступени школьного образования оценку

преимущественно показателей двигательной (физической) подготовленности. При этом методические материалы по комплексной оценке состояния показателей физического здоровья школьников представлены недостаточно.

1) Современные методики предлагаемые программой физической культуры не могут в полной мере оценить физическое здоровье учащихся, а также выявить причины низкий показателей при сдаче контрольных нормативов. В свою очередь комплексная система оценки физического здоровья дает возможность в полной мере оценить физическое здоровье обучающихся, и сделать выводы основываясь на полученные результаты

3) Оценка физического здоровья в контрольной и экспериментальной группе на начало исследования показало следующее:

- основываясь на результаты полученные при сдаче контрольных нормативов было выявлено, что группы находятся на одинаковом уровне;

- исследования с применением комплексной оценки в экспериментальной группе указывают, что все показатели находятся в коридоре физиологической нормы или около нее, за исключением силовой выносливости;

- результаты полученные путем сдачи контрольных нормативов в контрольной группе дали возможность оценить только физическую подготовленность учащихся. На основе данных можно сделать вывод, что все показатели находятся на среднем и низком уровне.

Использованные источники:

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. С. 205-214.

2. Васильков, A.A. Системный подход в решении проблемы здоровья //Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 1.- С. 18-20.

3. Головин О.В. Технология комплексной оценки состояния показателей физического здоровья детей и подростков. - Новосибирск: 2012. - 91 с.

4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2005. - 528 с.

5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 класс/ В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.,2004. 126 с.

6. Мотылянская, P.E. Двигательная активность - важное составляющее здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1980. - № 1. — С. 14 - 21.

7. Погадаева Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - я.: Физическая культура и спорт, 1998. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.