Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
стве и западная наука о природе, которая посвящена делу покорения природы и общества, чужда и опасна для нас, то есть для русского народа. Но и не только для нас, а также для человечества в целом, о чем выражено свидетельствуют, например, так называемые глобальные проблемы современности [5, с. 476].
В связи с вышесказанным, я считаю, что нужно позволять воздействовать и функционировать данным понятиям в пределах той политической системы, где они, а именно гуманизм и добродетель, впервые были введены в оборот.
Хотелось бы еще раз напомнить, что реализация принципов гуманизма осуществляется и при помощи политики. Не исключением является и космос, он является некой ареной, где различные политические системы внедряют свои стандарты.
Так, например, между двумя сверхдержавами СССР - социалистического общества и США - капиталистического общества, шла стремительная борьба за освоение космического пространства. Первенство в освоении космического пространства, расценивалось как доказательство преимущества той или иной политической системы.
В ходе этой борьбы СССР был запущен на орбиту 4 октября 1957 года первый в мире искусственный спутник Земли под названием «Простейший спутник - 1»,а уже 12 апреля 1961 года в космос был отправлен человек - Гагарин Юрий Алексеевич. В противовес успехам СССР, США первыми ступили на Луну.
Также в освоении космического пространства кроме мужского начала, немаловажное значение приобрело и женское начало. Так, 16-19 июня 1963 года в космос СССР была отправлена женщина - В. В. Терешкова. Данное событие являлось неким доказательством равноправия, что подчеркивало преимущество той или иной политической системы.
В настоящее время борьба прошлых лет продолжается, по сей день и в более опасной форме, чем когда-либо. Многие страны, в особенности, такие как
США, Китай и Индия активно изучают космическое пространство.
Например, США стремится укрепить власть в космосе за счет введения в законодательство документа, который гласил:
«Свобода действий в космосе так же важна для США, как мощь на море и в воздухе». Неужели это и есть проявление гуманизма? В настоящее время, на мой взгляд, понятие гуманизма носит искаженный оттенок. Политическая элита использует космос для удовлетворения своих нужд в политике и не только, а не для нужд всего человечества.
Несмотря на примеры проявления сотрудничества в исследовании космоса
(Меж. Космич. станция), совместные запуски космических кораблей с научной аппаратурой и т. д. Государства не раскрывают в полной мере свои технологии в создании космической техники.
Таким образом, гуманистическая деятельность в области освоения космического пространства преследует цели доказать преимущества того или иного государства. Выбранные стратегии политических систем несут угрозу любой жизни на Земле, вплоть до ее уничтожения.
Библиографические ссылки
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1: А—З. М. : Русский язык. 1978. 699 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М. : РАН ; Азбуковник, 1997. 944 с.
3. Рыбин В. А. Гуманизм: опыт философского осмысления //Высшее образование сегодня. 2004. № 10.
4. Рыбин В. А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени. М. : Логос, 2006. 456 с.
5. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода. Новосибирск : СО РАН, 2006. 712 с.
© Карась А. А., 2013
УДК 140.8
Я. С. Ковалева Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ СТУДЕНТА АЭРОКОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Эта статья о проблеме формирования деонтологичесокго аспекта в профессиональном мировоззрении студента. Она помогает выявить знания философско-методологических оснований, таких как принцип единства мира и антропоцентризма.
Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. Об этом писали еще древние философы, но особенно часто эта пробле-
ма обсуждалась в конце XIX и начале XX века, когда в основном уже отпочковались от философии все основные отрасли науки со своими предметами исследований, понятийными и терминологическими аппаратами, средствами познания окружающего мира.
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
Объектом исследования является личность. Предметом исследования являются деонтологические отношения между субъектно-профессиональной стороной личности и субъективно-психологической стороной личности. Эта проблема является актуальной, так как в современном мире она развивается активнее, в связи с тем, что основной упор в учебных заведениях идет на формирование профессионально-субъектной стороны, то есть приобретение навыков, знаний и компетенции по определенной специальности аэрокосмического университета. Областью применения является составление программ и методических пособий по философии. Эту проблему и раньше рассматривали с разных аспектов, но новизна полученных сведений рассматривает эту проблему с точки зрения философско-методологических оснований формирования мировоззрения, основаниями которой является принципы антропоцентризма и единства противоположностей.
Из этики и деонтологии (учения о должном, как о требованиях нравственности, которые выступают в форме предписаний) известно, что морально-этические нормы представляют собой очень мощные регуляторы всей жизнедеятельности личности. Это справедливо как для норм общей этики, так и для отдельного ее раздела - трудовой морали, которая призвана ориентировать людей в более узкой сфере трудовых взаимоотношений. В еще более узкой области - в профессиональной деятельности - функционируют так называемые нормы профессиональной этики и деонтологии.
В профессиональной сфере личность проявляет себя как субъект деятельности и как субъективно ориентированная личность. Эти стороны противоположны и поэтому вступают в противоречие. Данное противоречие можно и необходимо анализировать с позиции философско-методологических фундаментальных принципов, которые мы указали. Философия может помочь выделить философско-методологические основания формирования и развития мировоззрения личности, следовательно, студенты получают знания о типах мировоззрения по философско-методологи-ческим основаниям, что дает возможность ориентироваться и в типах противоречий между субъектной и субъективной стороной своей личности. Каждое из типов мировоззрения предполагает свою модель профессионального мировоззрения, следовательно, его реализацию деонтологического аспекта в профессиональной деятельности.
Проанализируем эту проблему, используя принцип антропоцентризма. В соответствии с этим принципом можно выделить два типа профессионального мировоззрения, такие как номиналистский и реалистский тип профессионального мировоззрения. Личность с номиналистским профессиональным мировоззрением исходит из убежденности, что никаких идей, священных, сакральных реальностей самих по себе не существует, что есть лишь мир материальных вещей, и человеческий рассудок конструирует на основании наблюдения за ними некое представление о мире [1 с. ,212]. Выстраивает свои стабильные отношения на основе общего договора. Личность с реалистским профессиональным мировоззрением стремится к реализации общепринятых норм, ее деятельность носит консервативный характер.
В соответствии с принципом единства противоположности личность видит свои слабые и сильные стороны, так же единство общественного и индивидуального. Она осмысливает себя, как часть целого и в тоже время имеет свою индивидуальность и проявляет ее, влияя тем самым на профессиональную деятельность социальной организации.
Современная техническая деонтология изучает следующие основные разделы профессиональной этики в зависимости от субъект-предметных отношений:
1) технический работник - клиент;
2) технический работник и общество, государство, право;
3) технический работник и коллеги, коллектив предприятия;
4) технический работник и его отношение к самому себе, его самооценка, самоконтроль, самосознание, профессиональное самовоспитание [2, с. 132].
В этих отношениях могут проявляться различные формы профессионального мировоззрения, такие как номиналистская, реалистская и диалектическая формы мировоззрения, которые реализуют себя в соответствии со своими методами.
Библиографические ссылки
1. Дугин А. Г. Философия политики. М. : Аркогея, 2004. 424 с.
2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 272 с.
© Ковалева Я. С., 2013