Научная статья на тему 'Философские методологические различия отечественных и европейских представлений о Вселенной'

Философские методологические различия отечественных и европейских представлений о Вселенной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / КОСМОС / SPACE / ВСЕЛЕННАЯ / UNIVERSE / ЧЕЛОВЕК / MAN / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTICS / МЕТАФИЗИКА / METAPHYSICS / НОМИНАЛИЗМ / NOMINALISM / РЕАЛИЗМ / REALISM / РУССКИЙ КОСМИЗМ / RUSSIAN COSMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Матвеев Е. А., Зуева С. К., Лысенко И. С.

Представляется важным философское осмысление Вселенной, изучение отечественного и европейского опыта исследования основ существования Вселенной. Философское осмысление устройства Вселенной актуально в наше время, в особенности для студентов, чья профессия будет связана с космосом. Выпускнику аэрокосмического университета, посвятившему свою профессиональную жизнь космической отрасли, необходимо знать философские истоки космических открытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical methodological differences of domestic and European ideas about the Universe

It seems important philosophical understanding of the Universe, the study of Russian and European experience of the study of the foundations of the existence of the Universe. Philosophical understanding of the universe is important nowadays, especially for students whose profession is connected with space exploration. Graduates of Aerospace University, who devoted their professional life to space industry, are to know philosophical origins of space discoveries.

Текст научной работы на тему «Философские методологические различия отечественных и европейских представлений о Вселенной»

УДК 524.8:113 /119

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЕВРОПЕЙСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВСЕЛЕННОЙ

Е. А. Матвеев, С. К.Зуева Научный руководитель - И. С. Лысенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Представляется важным философское осмысление Вселенной, изучение отечественного и европейского опыта исследования основ существования Вселенной. Философское осмысление устройства Вселенной актуально в наше время, в особенности для студентов, чья профессия будет связана с космосом. Выпускнику аэрокосмического университета, посвятившему свою профессиональную жизнь космической отрасли, необходимо знать философские истоки космических открытий.

Ключевые слова: философия, космос, Вселенная, человек, общество, диалектика, метафизика, номинализм, реализм, русский космизм.

PHILOSOPHICAL METHODOLOGICAL DIFFERENCES OF DOMESTIC AND EUROPEAN IDEAS ABOUT THE UNIVERSE

E. V. Matveev, S. K. Zueva Scientific supervisor - I. S. Lysenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

It seems important philosophical understanding of the Universe, the study of Russian and European experience of the study of the foundations of the existence of the Universe. Philosophical understanding of the universe is important nowadays, especially for students whose profession is connected with space exploration. Graduates of Aerospace University, who devoted their professional life to space industry, are to know philosophical origins of space discoveries.

Keywords: philosophy, space, universe, man, society, dialectics, metaphysics, nominalism, realism, Russian cosmism.

Целью данной работы является исследование методологических различий отечественных и европейских представлений о Вселенной. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: раскрыть особенности отечественных и европейских представлений о Вселенной, выявить методологические различия отечественных и европейских учений о Вселенной.

Предназначение философии не менялось на протяжении всей истории мира - это изучение всеобщих законов развития мира и общества. Именно философия составила основу многих научно-технических открытий. Подтверждение этому - теория ракетостроения Циолковского, закон всемирного тяготения Сэра Исаака Ньютона. Процессы, происходящие в современном мире, всё больше выявляют важную роль мировоззрения и философии в дальнейшем существовании общества, человечества. Нередко события демонстрируют полярность духовно-нравственных ценностей, идеалов, убеждений обществ, живущих на разных континентах земли. Космос, как называли Вселенную в античное время, - основа мироздания, объединяет человечество в единое целое.

В античное время греки раскрывали сущность Вселенной через единство мира, скреплённое совершенными отношениями (красотой, чувственностью, разумом, цикличностью событий, единством конечного и бесконечного, конца и начала и т. д.) [1, с. 6]. Они представляли Вселенную как Космос, не сводящийся к простой сумме отдельных элементов, а образующий целостное единство, подобное

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

органическому единству живого существа. Подобное представление о Вселенной соответствует диалектической философской методологии. Вместе с тем в античное время сложились и метафизические представления о Вселенной, согласно которым Вселенная представлялась либо идеальной, либо материальной сущностью.

В европейской философии средневековья получили развитие метафизические представления, которые оформились в соответствии либо с номиналистской метафизической традицией, либо с реа-листской метафизической традицией. В эпоху средневекового теоцентризма реалистское толкование основ бытия поддерживалось католической церковью. В средневековье на все философские вопросы давались ответы религиозного характера. Религия, Священное Писание были главным источником знаний. Вместе с тем в условиях развития философии гуманизма, идей антропоцентризма всё большее значение приобретали номиналистские представления о Вселенной, которые усиливались благодаря получившей популярность гелиоцентрической системе устройства мира. Вместе с тем, номиналисты не были свободны в изложении своих взглядов, поскольку католическая церковь строго следила за проявлениями свободомыслия. В свою очередь, сторонники реалистского толкования устройства мира испытывали влияние со стороны номинализма.

Ярким выразителем реалистских метафизических представлений о Вселенной в эпоху средневековья являются Николай Кузанский и Джордано Бруно [2, с. 38]. Будучи кардиналом католической церкви, Николай Кузанский внёс существенный вклад в развитие, как диалектической, так и метафизической методологии. Он выявил важнейшую сторону диалектики - единство противоположностей. Однако сущность, в которой присутствуют противоположные стороны, - божественная. Но если Н. Кузанский в большей степени доказывает единство противоположностей, то его последователь Джордано Бруно больше внимания уделяет борьбе противоположностей. Признавая Бога как сущность, Бруно определяет Вселенную в качестве материальной репрезентации идеальной сущности -репрезентанта.

Во второй половине XIX - начале XX вв. в европейских философских учениях о Вселенной особое место заняла идея развития и единства мира. В метафизической системе теоретизирования идея развития обосновывается в соответствии с реалисткой метафизической методологической традицией и в соответствии с номиналисткой метафизической традицией. Идея развития в соответствии с номиналистской традицией воспринята в теории Ч. Дарвина, в учениях К. Маркса и Ф.Энгельса. В соответствии с реалисткой методологической традицией идея развития раскрывается в теории Тей-яра де Шардена. Каждое из этих направлений основано на метафизических принципах дуализма и антропоцентризма, когда материальное и идеальное принимаются как независимые друг от друга сущности [2, с. 39]. В метафизической методологии развитие рассматривается либо как уменьшение или увеличение, либо как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений. Также метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь.

Отечественные же мыслители восприняли диалектический подход, основы которого были заложены в античное время. В соответствии с диалектической методологией Вселенная исследовалась как целое. В Древней Руси Митрополит Иларион одним из первых принял диалектику как науку о всеобщей связи явлений за основу философского анализа [1, с. 17]. Диалектическая идея совершенства общественных отношений разрабатывалась древнерусскими мыслителями в двух аспектах: религиозном и светском. Религиозный аспект выражался в идее единства небесного и земного. Светский аспект диалектики совершенства проявился в таком важном вопросе для любого общества, как соотношение властей - власти духовной и власти светской.

Долгое время в русской философии не было специальных учений, посвященных космосу, но продвижение к этому постоянно осуществлялось. Только с последней четверти XIX века появляется целый ряд философов, ученых и деятелей искусства, поставивших своей целью сформировать именно учение о космическом назначении человека, о единстве человека и космоса. Религиозный и светский аспект русской диалектики позволили развить в философии космизма религиозное и естественнонаучное направление.

Существенное воздействие на становление философии русского космизма оказали религиозные идеи. Христианская идея о том, что все люди братья, независимо от различий едины, свидетельствует о присутствии положения о единстве всего сущего. Религиозному направлению русского космизма непосредственно предшествовало учение о соборности, которое было создано и развивалось А. С. Хомяковым. Многие представители религиозного направления обращались в своих концепциях к понятию соборности [1, с. 21]. По словам Хомякова, собор выражает идею собрания, не обязательно

соединенного в каком-либо месте, но существующего без внешнего соединения. Идеи русского космизма развивались во многом благодаря достижениям в области естественных наук. В развитии естествознания в XVIII-XIX веках продолжает существенную роль играть идея мировой гармонии. Вот как А. Бекетов, ректор Петербургского университета, формулирует принцип единства мира: «Каждый атом материи находится в связи со всеми материальными частями Вселенной. Он составляет одно из звеньев мира...» [1, с. 37].

В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции.

Космизм обращает наше внимание к целостному видению мира как единства человека и космоса. Он в состоянии сыграть позитивную роль в соединении идей западноевропейской культурной традиции и восточных философских систем, где человек изначально рассматривался как неотъемлемая часть Космоса [3]. Пример русского космизма показывает, как могут дополнять друг друга философские осмысление основ Вселенной и открытия в области науки и техники. В русском космизме определяются общие идеи, которые рассматриваются в качестве практической основы развития мира: всеобщая зависимость идеального и материального мира; преображение мира как смысл человеческого существования; гармонизация человека, природы, общества. В русском космизме в полной мере реализуется прогностическая функция науки, заключающаяся в предвидении будущего человечества на века и тысячелетия. Современное развитие общества требует осмысления бытия с точки зрения его целостности, всеединства.

Библиографические ссылки

1. Лысенко И. С. Русский космизм : конспект лекций ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск,

2013.

2. Лысенко И. С. Европейские философские учения о Вселенной как Универсуме : конспект лекций ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.

3. Лыткин В. В. «Русская идея» и русский космизм конца XIX - начала XX вв. [Электронный ресурс]. URL: http://cosmizm.ru/c315v-v-lytkin-russkaya-ideya-i-russkij-kosmizm-konca-xix—nachala-xx-vv/ (дата обращения: 30.03.2015).

© Матвеев Е. А., Зуева С. К., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.