Научная статья на тему 'Диалектические основания философии Николая Кузанского'

Диалектические основания философии Николая Кузанского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1856
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Проценко К.А., Лысенко И.С.

Рассматриваются представления Кузанского о Вселенной и основные положения диалектики, на которых основана его философия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектические основания философии Николая Кузанского»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 1:316.5

К. А. Проценко Научный руководитель - И. С. Лысенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

Рассматриваются представления Кузанского о Вселенной и основные положения диалектики, на которых основана его философия.

Николай Кузанский (1401-1464) принадлежит к числу наиболее выдающихся мыслителей эпохи Возрождения. Его творчество знаменует собой переход от средневековой к новоевропейской философии. Философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Однако, это ему не помешало развивать в своей философии очень прогрессивные взгляды для своего времени и, в частности, для церковного мира.

Идея единства и борьбы противоположностей, идея всеобщей связи и единства мира - важнейшие диалектические положения, на которых основывался Кузанский, развивая свои представления об устройстве космоса с позиции идеализма. Идея всеобщей связи, единство мира проявляется в размышлениях Н. Кузанского о Боге. Бог определяется им как бесконечное единое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего. Он пишет, что «единое есть всё» и «единому ничто не противоположно». Тем самым, занимая достаточно высокое положение в католической церкви, Кузанский отвергает средневековый дуализм, заявляет, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. В то время как у Платона и неоплатоников, чьи идеи были заимствованы средневековыми богословами, единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Бог определяется как средоточие и единство противоположностей, единство мира и Бога. Бог есть всё, но он «есть всё в свернутом виде». Если Бог «есть всё во всём», то это «всё» будучи «развёрнуто», «есть мир».

Диалектические положения стали основой представлений и об устройстве Вселенной. Его выражение «Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде» представляет собой отказ от аристо-телевско-птолемеевского учения о геоцентрической системе мира и средневекового креационизма.

Поскольку Кузанский подверг сомнению идею неподвижного центра Вселенной, Земля неизбежно должна была лишиться своего центрального положения, предписанного ей христианством. В трактате «Об учёном незнании» Кузанский без всяких оговорок приписывает Земле свойство движения: «...наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем» [1, с. 162]. Движение во Вселенной, согласно Николаю, универсально, вся она буквально пронизана переходами из одного состояния в другое. Вечно движущаяся Вселенная не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы. Любой элемент равно близок и далек от Бога, любая часть Вселенной равноценна. В то время как ортодок-

сально-теологической точка зрения основывалась на том, что движение в мире, есть не что иное, как признак земного несовершенства, его тленности, бренности и т. д.

Вместе с тем Кузанский признаёт «божественность» движения. Движение оказывается развёртыванием покоя: «...единство есть покой, поскольку в нём свернуто движение, которое, если пристально рассмотреть, есть расположенный в ряд покой» [2, с. 106].

Характерное для всего сущего совпадение противоположностей находит своё отражение и в человеческой природе. Концепция человека развивается в русле гуманистической мысли Возрождения. По мнению Николая Кузанского, человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Николай Кузанский полагает, что человек способен вполне познавать природу, и это осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и разума.

Соотношение «свёрнутого» в Боге мира и «развёрнутой в космосе божественной бесконечности отражается и в „малом" мире» - в человеческой природе. Человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Слияние божественного и человеческого реализуется в философии Кузанского в образе Христа. Человек - это также «бог», но не в абсолютном смысле. Но это позволяет философу развивать мысль о бесконечном возвышении человеческой сущности. Человек рассматривается как микрокосм, представляющий собой подобие макрокосма. Тем самым, развиваются идеи античного наследия, в числе которых идея пропорции, идея совершенства, гармонии.

Рассматривая разум как отражение Бога, Кузан-ский обосновывает необычайно важную мысль о способности разума охватить противоположности, постичь их совпадение. Функцией разума провозглашается познание бесконечности и совпадения противоположностей, т. е. проникновение в сущность вещей. При этом Кузанский наделял разум свойством дис-курсивности: разум движется к истине, и этот процесс бесконечен. Человек должен приложить интеллектуальное усилие, подняться над противоположностями, местом, временем, утверждением, отрицанием - и тогда он схватит ту истину, что в основе мира, - бесконечность, заключающая в себе противоположности. Только высшее напряжение интеллектуальных способностей человека приводит к видению, т. е. абсолютному познанию сущности бытия.

Таким образом, Философские идеи Кузанского выходили далеко за пределы своего времени и христианского миропонимания и основывались на диа-

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

лектических положениях. Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение и развитие в диалектике немецкой классической философии. А революционная идея о бесконечности Вселенной и её окружности была воспринята и развита Джордано Бруно.

Библиографические ссылки

1. Кузанский Н. Об ученом незнании. Соч. 2-х т. Т. 1. М., 1979. 160 с.

2. Кузанский Н. Избранные философские сочинения. М. : Соцэкгиз, 1937. 364 с.

© Проценко К. А., 2013

УДК 1:316.5

Е. Д. Шемелёв Научный руководитель - С. П. Дуреев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

РАЗВИТИЕ АВИАЦИИ В КОСМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА

Рассмотрено развитие авиации в советский период и в настоящее время, проведено их сравнение и выявление недостатков, представлено решение по восстановлению авиации.

Становление и бурное развитие авиации пришлось на советский период. Начиная с 30-х годов XX столетия Советский Союз утверждается на суше, на морских просторах и в воздухе. Например, развитие воздушного транспорта обеспечило нашему государству освоение труднодоступных и отдалённых территорий и включение их в единый народнохозяйственный комплекс страны. В настоящее время воздушные сообщения с этими территориями, как правило, отсутствуют, что ведёт к разрушению стратегически важных гражданских и военных авиационных баз. Кроме того, не хватает финансовых средств для разработки новых типов летательных аппаратов. Одной из причин сложившейся ситуации является не соблюдение научного подхода к управлению обществом.

Формулировка данного понятия была обусловлена необходимостью теоретического обоснования превосходства социалистической общественно-политической системы над западной. Общеизвестно, что принципы управления формируются в системе метафизической или диалектической методологии. В метафизической методологии, в зависимости от того, что первично-материальное или идеальное, реализуются принципы индивидуализма, социального атомизма или принципы холизма и сознательности, ограничивающие индивидуализм. Но в том и в другом случае формируется модель мира Универсум, предполагающая соблюдению определенных условий. «На Западе, - пишет И. В. Киреевский, - все отношения (общественные) основаны на условии или стремятся достигнуть этого искусственного основания» [1, с. 123]. Страны Запада и США развиваются на основе концепций стихийного управления, которому противопоставлялся диалектический подход к управлению обществом в СССР.

Сущность этого подхода заключается в том, что за основу взяты фундаментальные принципы диалектики - принципы единства мира и всеобщей связи явлений. В диалектической методологии востребованы принципы единства мира и всеобщей связи явлений,

что соответствует космической модели мира, которая разрабатывалась ещё в античной философии - Аристотелем. «В русской идеологии данная модель мира получила название Лад. Данная модель мира в какой-то мере обособилась от древней греческой модели мира Космос» [2, с. 207]. На протяжении многих веков наше общество многократно проходило стадии развития, совершенствовало само себя.

Совершенствование общественных отношений в модели мира Космос предполагает единство всех социальных норм, обусловленных всеобщей связью между нормами права и внеправовыми нормами. История нашего государства показывает, что на различных этапах своего развития либо внеправовые нормы дополняли нормы права и устанавливался порядок в общественных отношениях. Или наоборот, нормы права дополняли внеправовые нормы и так же устанавливали порядок в общественных отношениях. Тем самым единство и всеобщая связь всей совокупности социальных норм соответствует модели мира Космос. Данное обстоятельство послужило быстрому развитию авиации в советский период. Вот почему в 30-е годы Советский Союз добился значительных открытий в изучении авиации.

В настоящее время база подготовки авиационных специалистов и авиационной промышленности развивается стихийно, следуя западным стандартам общественного развития.

Спасти нашу авиацию от окончательного развала может только возврат к управлению обществом, построенного по принципу модели мира Космос.

Библиографические ссылки

1. Кириевский И. В. Избранные статьи. М. : Современник, 1984. 383 с.

2. Чуринов Н. М. Русский экономический проект -V// Теория и история. 2011. № 2. С 173-221.

© Шемелёв Е. Д., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.