Научная статья на тему 'К вопросу о политическом сознании: философско-методологические основы исследования'

К вопросу о политическом сознании: философско-методологические основы исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
241
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / УНИВЕРСАЛИСТСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА / КОСМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА / МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯ / ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯ / НОМИНАЛИЗМ / РЕАЛИЗМ / POLITICAL CONSCIOUSNESS / WORLD UNIVERSALIST MODEL / WORLD COSMIC MODEL / METAPHYSICAL THEORIZATION SYSTEM / DIALECTIC THEORIZATION SYSTEM / NOMINALISM / REALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мясоутов О. В.

В статье представлены философско-методологические основы социально-философского анализа феномена политического сознания. Политическое сознание исследуется с позиций концепции двух систем теоретизирования: метафизической и диалектической. Она основывается на признании существования двух моделей мира: «универсалистской» и «космической». На современном этапе исследование политического сознания в рамках альтернативных систем теоретизирования отличается высоким уровнем его актуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE POLITICAL CONSCIOUSNESS ISSUE: PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH

The philosophical and methodological fundamentals of the social and philosophical analysis of political consciousness phenomenon are presented in the article. The political consciousness is researched from the viewpoint of the two theorization systems concept: metaphysical and dialectic. It is based on the acknowledgement of the two world models existence: «universalist» and «cosmic». At the present stage political consciousness research within alternative theorization systems is distinguished by its actualization high level.

Текст научной работы на тему «К вопросу о политическом сознании: философско-методологические основы исследования»

УДК 304.3 О.В. Мясоутов

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлены философско-методологические основы социально-философского анализа феномена политического сознания. Политическое сознание исследуется с позиций концепции двух систем теоретизирования: метафизической и диалектической. Она основывается на признании существования двух моделей мира: «универсалистской» и «космической».

На современном этапе исследование политического сознания в рамках альтернативных систем теоретизирования отличается высоким уровнем его актуализации.

Ключевые слова: политическое сознание, универсалистская модель мира, космическая модель мира, метафизическая система теоретизирования, диалектическая система теоретизирования, номинализм, реализм.

O.V. Myasoutov

TO THE POLITICAL CONSCIOUSNESS ISSUE: PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH

The philosophical and methodological fundamentals of the social and philosophical analysis of political consciousness phenomenon are presented in the article. The political consciousness is researched from the viewpoint of the two theorization systems concept: metaphysical and dialectic. It is based on the acknowledgement of the two world models existence: «universalist» and «cosmic».

At the present stage political consciousness research within alternative theorization systems is distinguished by its actualization high level.

Key words: political consciousness, world universalist model, world cosmic model, metaphysical theorization system, dialectic theorization system, nominalism, realism.

Коренные изменения, наблюдающиеся во всех сферах общественно-политической жизни современной России на протяжении последних двадцати лет, влекут за собой все большую активизацию политической жизни общества. Изменяется способ бытия социальности, что связано с технологическими, аксиологическими и институциональными переменами. Все это приводит к формированию общества нового типа -информационного. Важной частью процесса трансформации становится политическое сознание.

Общество как объективно-субъективная реальность не может существовать без сознания. Под сознанием понимают способность идеального отражения окружающей действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека. Сознание - это «...высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер» [3, с. 622].

В рамках заявленной темы следует выделить объект нашего исследования - политическое сознание. Оно выступает в качестве совокупности ментальных явлений, в которых субъект выражает свое восприятие мира политического.

При написании статьи мы поставили цель - исследовать специфику политического сознания через его зависимость от моделей мира, которые в свою очередь лежат в основе различных методологических традиций.

Основной задачей является исследование социально-философской методологии раскрытия сущности политического сознания как формы общественного сознания.

В данной статье политическое сознание исследуется с позиций концепции, основывающейся на признании существования двух моделей мира: «универсалистской» и «космической» [7, с. 10-38]. По мнению

Н.М. Чуринова, при «универсалистской» модели мира мир предстает перед нами «как некий универсум, т.е. как нечто машинообразное, позволяющее переориентировать мир на пользу человеку», что «позволяет нацелить работу «мировой машины» на удовлетворение индивидуумом, социальным объектом своих эгоистических потребностей», а «космическая» модель мира «раскрывает мир как космос, как некоторую совокупность совершенств, благодаря которой человек предстает как его (мира) желанное дитя. При этом человеку позволена игра со своей матерью-природой, приемлемые пределы баловства. И задача познания состоит в том, чтобы разобраться в правилах этой игры и понять допустимые пределы, так сказать, широту размаха практики преобразований» [7, с. 11-12].

Универсалистская и космическая модели мира лежат в основе двух систем теоретизирования: метафизической и диалектической. Метафизическая система основывается на представлении метафизики в качестве метода познания «отвлеченной, представленной свободными объектами неизменной основы мира» [8, с. 48].

Зарождение метафизической системы имело место в философии софистов. Согласно ей, постижение окружающей действительности осуществляется с помощью свободной воли и возможности перестраивать мир в соответствии с потребностями человека.

Философы давно обратили внимание, что человек с помощью органов чувств воспринимает лишь единичные вещи, тогда как в речи и мышлении большую роль играют общие понятия (универсалии). В западной философской традиции в ходе дискуссии о смысле и значении понятий общего и отдельного образовались две методологические традиции: номинализм и реализм.

В соответствии с номиналистской методологической традицией мир политический понимается в качестве суммы единичных сущностей, которые могут быть только описаны. Согласно номиналистской традиции, реально существует лишь отдельное, любая вещь единична. Философия номинализма была разработана в трудах таких мыслителей, как Ж. Буридан, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. Традиция номинализма получила свое дальнейшее развитие в таком современном философском течении, как неономинализм, которое является теоретическим продолжением номиналистской методологической традиции.

Неономиналисты продолжают традицию метафизической методологии и возводят принцип свободы в основу теоретизирования. В соответствии с этим принципом исследователь познает истину не как образ действительности, а как «продукт» исследовательской свободы. Таким образом, неономиналисты продолжают теоретическую линию античных софистов.

Неономинализм раскрывает политическое сознание как стихийное формирование представлений об окружающей политической действительности. Субъект занимает в данном процессе пассивное положение. Политическое сознание констатирует факты, различает те или иные феномены окружающей политической действительности.

Философия номинализма является методологической основой либерального типа политического сознания. Теоретической основой либерального типа политического сознания является философия неономинализма.

Либеральное политического сознание строится вокруг признания самоценности индивидуальной свободы. Принцип свободы раскрывается в идее первичности индивида по отношению к обществу и природе. Индивид понимается как свободная сущность, которая обладает подлинным бытием. Только подлинная сущность (индивид) может обладать свободой. Принцип свободы помещается в основание бытия. Дж. Уолдрон пишет: «...В политике либералы выступают за свободу мысли, слова, ассоциаций и за гражданские права вообще. В сфере частной жизни они ратуют за свободу вероисповедания, свободу образа жизни, свободу секса, брака, употребления наркотиков» [6, с. 111]. В соответствии с либерально-неономиналистским принципом свободы индивида, человек как «подлинная сущность» противостоит «неподлинной» сущности - обществу.

Австрийский мыслитель Л. фон Мизес подразделяет либеральный тип политического сознания на два подтипа - «экономически либеральный» и «социал-либеральный» [10, с. 19].

Для «экономически либерального» политического сознания равенство ценно постольку, поскольку оно выступает условием действительного существования свободы, понятой, прежде всего, как свобода собственности. И только такое равенство определяется в качестве либерального.

Равенство для «социал-либерального» политического сознания - не просто условие осуществления свободы. Ценность его состоит в том, что оно способствует расширению объема и обогащению содержания свободы. Если свобода действительна как свобода равных, то расширение сфер и увеличение оснований равенства людей есть в то же время рост сфер и оснований свободы.

В соответствии с реалистской методологической традицией наиболее значимыми являются универсалии, так как единичные вещи вторичны и производятся от общих понятий. Таким образом, мир политиче-

ский отражается в политическом сознании в виде универсалий. Философия реализма нашла свое отражение в работах Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Ансельма Кентерберийского и др. Теоретическим продолжением реалистской философии является философия неореализма. В неореализме политическое сознание оперирует вечными понятиями, под которые тенденциозно подгоняется окружающая политическая действительность.

Философия реализма является методологической основой консервативного типа политического сознания. Теоретической основой консервативного типа политического сознания является философия неореализма.

Консервативное политическое сознание строится вокруг принципа незыблемости традиционных устоев общественной жизни и противостоит радикальному обновлению и новациям. Содержание консервативного политического сознания распространяется от правого радикализма до либерального реформизма, что дает повод определить консервативное политическое сознание в качестве нецельного и неоднородного. Б. Гудвин пишет: «Консерватизм - это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага» [5, с. 70].

В западной социально-философской мысли сложилась практика отождествления консервативного политического сознания с коллективистским. В рамках метафизической системы теоретизирования такое отождествление имеет обоснованность, поскольку теория познания имеет вероятностный характер знания. В рамках диалектической системы теоретизирования данное отождествление необоснованно. Оно предполагает эклектическое смешение проблематики исследования различных типов социальности (коллективистского и идивидуалистического).

Опираясь на учение Н.М. Чуринова, можно отметить, что политическое сознание в метафизической системе теоретизирования раскрывает мир политический как машину, функционирование которой направлено в основном на удовлетворение потребностей общества.

Параллельно метафизической системе теоретизирования прорабатывалась диалектическая система. Она нашла свое отражение в трудах древнерусских религиозных мыслителей, положивших в основу своих трудов наследие византийских мыслителей. В контексте данной системы можно представить политическое сознание в качестве отражения мира политического, исходя из отношения сущности и ее существования, которое в свою очередь опосредовано всеобщей связью. Основным принципом в познании становится принцип совершенства. Эта традиция была позже воспринята и проработана в трудах русских мыслителей XVIII века, а позднее - в работах славянофилов.

В советский период данная система опиралась на принципы теории отражения. Отражение представляет собой воспроизведение сущности сознанием в виде системы идеальных образов. Образ как продукт сознания, согласно диалектической системе теоретизирования, выступает в качестве отражения окружающей действительности. При этом образ подчиняется не собственным законам, не зависимым от внешнего мира, а законам, отражающим законы окружающей действительности.

Диалектическая традиция является методологической основой космического (коллективистского) типа политического сознания, поскольку базируется на космической модели мира.

Ю. Пермяков характеризует понятие «космос» как противопоставление хаосу. «Космос предполагает некий Порядок, Гармонию, по причине чего нечто стало существовать и не рассыпается» [4, с. 28].

Опираясь на учение Н.М. Чуринова, можно отметить, что политическое сознание в диалектической системе теоретизирования раскрывает мир политический в терминах совершенства общественных отношений, которое обеспечивают разнообразные социальные нормы.

Аристотель писал: «Законченным, или совершенным ^е1еюп) называется (1) то, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть...; (2) то, что по достоинству и ценности не может быть превзойдено в своей области; ... (3) законченным называется то, что достигло хорошего конца;...» [1, с. 169].

Принцип совершенства космического (коллективистского) политического сознания означает, что нет ни одной лишней детали, которая могла бы дополнить объект, и в то же время нет ни одной детали, существующей вне его.

На современном этапе исследование политического сознания в рамках альтернативных систем теоретизирования отличается высоким уровнем его актуализации, так как постановка исследования в таком контексте основывается на многовековом опыте формирования философских традиций. В рамках нашего исследования можно выделить две основные традиции в интерпретации политического сознания, которые в свою очередь соответствуют двум моделям мира («универсалистской» и «космической») и двум системам теоретизирования (метафизической и диалектической): западная традиция и отечественная традиция.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, политическое сознание изучается в рамках двух основных систем теоретического освоения мира (метафизической и диалектической). Таким образом, в процессе своего развития оно приобретает соответствующие контексты.

Во-вторых, в основе метафизической и диалектической систем теоретизирования лежат различные модели мира (универсалистская и космическая).

В-третьих, различные методологические традиции являются основой конкретных типов политического сознания.

В-четвертых, политическое сознание в метафизической системе теоретизирования основывается на принципе свободы.

В-пятых, политическое сознание в диалектической системе теоретизирования основывается на принципе совершенства общественных отношений.

Литература

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1981. - 550 с.

2. Ивин А.А. Введение в философию истории: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 288 с.

3. Новейший философский словарь. - М.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

4. Пермяков Ю. Лекции по философии права. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. - 251 с.

5. Современный консерватизм / отв. ред. С.П. Перегудов, В.А. Скороходов. - М., Наука, 1992. - 264 с.

6. Уолдрон Дж. Теоретические основания либерализма: пер. с англ. // Современный либерализм. - М., 1998. - С. 108-137.

7. Чуринов Н.М. Два проекта науки и их модели мира // Информационная реальность и цивилизация: сб. науч. тр. - Вып. 2. - Красноярск, 1998. - С. 10-38.

8. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: философские очерки. - 2-е изд., доп. - Красноярск: Изд-во

СИБУП, 2003. - 515 с.

9. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: моногр. - Изд. 3-е, доп. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.

- 712 с.

10. Mises v. L. Liberalism in the Classical Tradition. - N.-Y., 1985.

УДК 338.22.01 С.С. Семёнов

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Представлен анализ инструментов стратегического планирования деятельности предприятий. Предлагается рассматривать экономическую политику как инструмент стратегического планирования в области экономики.

Ключевые слова: политика предприятий, стратегическое планирование, экономическая политика, элементы, принципы формирования.

S.S. Semenov STRATEGIC PLANNING INSTRUMENTS

The analysis of the enterprise strategic planning instruments is presented. It is suggested to consider the economic policy as the instrument for strategic planning in the field of economics.

Key words: enterprise policy, strategic planning, economic policy, elements, formation principles.

В условиях неопределенности внешней среды и высокой конкуренции все большее значение в системе управления корпорациями приобретает процесс стратегического планирования. На сегодняшний день в экономической литературе большое внимание уделяется инструментам, которые позволяют выбирать стратегические цели. Для эффективного процесса стратегического планирования необходим инструмент, позволяющий выбирать путь достижения стратегической цели, связывать со стратегической целью тактическое поведение предприятия. Исследованию таких инструментов уделяется недостаточно внимания в теории, а также отсутствует практический опыт их применения на предприятиях. Таким инструментом может стать по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.