Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Для Аристотеля Вселенная состоит из четырех обычных элементов (земли, воды, воздуха и огня) и пятого - небесного - эфира. Эти элементы представляют собой ряд сфер, вращающихся вокруг Земли. При этом сферы вращаются вокруг своей оси с различными, но постоянными скоростями. Ось каждой внутренней сферы упиралась в следующую сферу, и все они были наклонены друг к другу под определенным углом. По Аристотелю, первопричиной всего этого движения является «первый двигатель» - особая вращающаяся сфера, расположенная за сферой «неподвижных звезд», которая и приводит в движение все остальное. Земля занимала центральное место и над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха, огня, эфира и перводвигателя.
Таким образом, можно сказать, что ничто не существует как отдельный цельный объект. Все, что есть
во Вселенной, состоит из мельчайших частиц, которые составляют одно целое. Каждая такая частица в совокупности с другими частицами подчиняются единым принципам и законам диалектики.
Библиографические ссылки
1. Турсунов А. Человек и мироздание. Взгляд науки и религии. М. : Советская Россия, 1986. 208 с.
2. Чуринов Н. М. Древнегреческая философия как протофилософия права // Теория и история. 2011. № 2 (20).
3. Аристотель. О небе // Сочинения. В 4-х т. Т. 3. Кн. 1 : пер.: Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер, А. В. Лебедева, В. П. Карпова, П. Д. Рожанский, М. : Мысль, 1981. 613 с.
© Агеева Е. С., 2013
УДК 159.9.07
Д. А. Бастрикин, В. В. Фомина Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НАРРАТИВНЫЕ СХЕМЫ И КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КОСМОСА
Рассматривается нарративный подход с позиции западной философии, то есть принципа антропоцентризма и дуализма. Однако, нужно понимать, что понятие нарратива ещё молодо и развивается, поэтому нарративный подход также может быть рассмотрен с позиции русских философов - принципа единства противоположностей.
Актуальность темы исследования определяется в значительной степени ролью коммуникации в формировании человека в современном обществе. Нарра-тив как механизм коммуникации рассматривается в качестве стержневого способа общения между людьми и как методологический подход в процессе познания, включая познание космоса.
Новизна исследования показать, что нарративный подход является в современном западном понимании формой номиналистского философско-методологи-ческого теоретизирования.
Цель работы исследование космоса с позиции нарративного подхода, и рассмотрение нарратива с позиции антропоцентризма.
В XX веке зарубежный философ и исследователь науки Карл Поппер предложил выделить методологический эссенциализм (реализм) и методологический номинализм. Тем самым он показал, что западная фи-лософско-методологическая традиция теоретизирования предполагает неоднородность науки в соответствии с реалистской философско-методологическим основанием и номиналистским философско-методологическим основанием. Но с другой стороны эти методологические традиции имеют общее философское основание: принцип дуализма и принцип антропоцентризма [1].
Одним из современных номиналистских теоретико-методологическим подходом является нарративный подход. Его основателем является Майкл Уайт.
Данный подход ассоциируется с идеями постмодернизма, а именно идеями Мишеля Фуко - «Знание и власть», идеями феминизма, идеями Жана Лиотара -«Языковые игры», а также идеи Льва Выгодского -«Взаимосвязь мышления и речи у детей»...
Основная идея человек - автор своей жизни, не открывает, а создает, конструируется, поэтому нет истины, следовательно, нет экспериментов и теорий.
Нарратив - это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни, которое отражает определенные психологические структуры и эмоциональные состояния.
Как мы видим, нарративный подход направлен на описание, повествование, но не занимается поиском истины. Из его высказывания можно сделать вывод, что философско-методологическая традиция нарратива основана на принципе антропоцентризма, в нашем исследовании космоса поиск смыслов. Нарратив рассматривает космос как паутину смыслов, а ее анализ не как экспериментальный, нацеленный на поиск закона, а как диалогический, понимающий интерактивный предлагающий поиск значений и раскрытие социальных механизмов формирующих человеческий опыт.
По мнению Брокмейера, нарративный подход реализуется через автобиографию, воспоминания, идентификацию.
В автобиографическом произведении комбинируются зачастую самые разные фигуры и слои времени
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
и реальности, включая космические реальности. Мы обнаруживаем всевозможные расщепления, кадры из прошлого, озарения будущего, ассоциации, совпадения, пересечения; нам открывается многообразие версий времени и космической реальности в частности в их моральной ценности — мир возможностей и воображаемого, проектируемый из будущего в прошлое и из прошлого в будущее, сплошь и рядом существующий, по выражению историка Райнхарта Ко-зеллека, и при этом все это происходит, собственно, в настоящем, а именно в настоящем разговора об этом, то есть здесь и сейчас [2].
Существуют не так много автобиографичных произведений, связанных с космосом. Нам хотелось бы обратить внимание на произведения героя Советского Союза и второго советского человека в космосе Германа Титова.
В частности он вспоминает встречу с Юрием Алексеевичем Гагариным после его первого полета в космос:
«Мы слушали и ловили каждое его слово, зная, что рано или поздно каждому из нас придется все это испытать. И Юрий Алексеевич подробно рассказал нам о своих ощущениях при нарастании перегрузок, высказал свое мнение о том, как вести себя на первом этапе полета, как распределять внимание в этот период, на что обращать основное внимание при выходе на орбиту, при посадке и т. д. Нас особенно интересовал рассказ о невесомости. Ведь Юрий Гагарин первый из людей по-настоящему, в течение почти полутора часов испытал состояние невесомости» [3].
Этот отрывок из произведения «Первый космонавт планеты» показывает, насколько важен сам нарратив даже для космонавтов о представлении о космосе. Ведь именно с помощью нарратива Юрий Алексеевич Гагарин передавал свои ощущения, свои впечатления и своё восприятие космоса, делая их, соучастниками событий.
Так же хотелось бы взять произведение, записанное со слов Нила Армстронга - американского астронавта, первого человека, ступившего на поверхность Луны.
«Не знаю, доказал ли я это всем, но я точно доказал это себе: мы не прикованы к этой планете.
Я очень хорошо помню это жуткое чувство: та маленькая голубая горошина - это Земля. Черт. Я поднял
большой палец и зажмурил один глаз. Земля целиком исчезла за моим пальцем. Наверное, можно подумать, что я чувствовал себя как гигант. Нет, я чувствовал себя маленьким-маленьким-маленьким» [4].
В произведении «Правила жизни» Нила Армстронга можно проследить, что основой нарратива космоса является человек - он сам, и его личностное восприятие.
Теоретики нарративного подхода, такие как его основатель Майкл Уайт, Брокмейер, Рома Харе и другие сходятся на том, что у нарратива должны быть начало и конец; необходима также определенная обстановка, где разворачиваются действия; Пространственной обстановкой в нарративах космоса и будет являться сам космос. В истории должен действовать хотя бы один человекоподобный персонаж, обладающий намерением - например, желанием достичь определенной цели, разрешить затруднение или избежать чего-либо. Цель служит критерием отбора событий, составляющих историю. Следовательно, можно сделать вывод, что субъект познания ориентируется на принцип антропоцентризма.
Культурные смыслы нарратива зависят от той культуры, в которой субъект познания реализует себя. Нарратив можно использовать в воспитательных целях - внимательный подбор литературы, рекламы, кинематографа для воспитания и развития детей. С позиции западных философов, нарратив носит характер антропоцентризма, но с позиции русской философии, нарратив может рассматриваться с позиции взи-мопомощи, с позиции единства противоположностей.
Библиографические ссылки
1. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1:Чары Платона : пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М. : Феникс ; Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992.
2. Koselleck R. Futures Past: On the Semantics of Historical Time. Cambridge , 1985.
3. Титов Г. С. Первый космонавт планеты. М. : Знание, 1971.
4. Армстронг Н. Записали доктор Стивен Амброз и доктор Дуглас Бринкли. Правила жизни // Esquire, 2012.
© Бастрикин Д. А., Фомина В. В., 2013
УДК 167.2
А. А. Достова Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ СВЕРХСВЕТОВОЙ СКОРОСТИ С ПОЗИЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Данная статья рассматривает значение наблюдателя в современной физике на примере актуальной проблемы космонавтики - проблемы достижения сверхсветовой скорости.
Рассматривается актуальная на сегодняшний день относительности частица, летящая быстрее света в проблема космонавтики, проблема возможности одной системе отсчета, движется обратно во времени сверхсветового перемещения. В специальной теории в другой системе отсчета. Сверхсветовое перемеще-