Научная статья на тему 'Гуманизм и космическая политика'

Гуманизм и космическая политика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карась А. А., Сигида Н. А.

Рассматривается понятие гуманизма, а также связь между гуманизмом и космической политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм и космическая политика»

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

сложности доказательства на практике современных 2. Хокинг С., Млодинов Л. Кратчайшая история физических теорий. времени. СПб., 2006. 268 с.

3. Голубев А. Н. Возможна ли сверхсветовая ско-Библиографические ссылки рость? //Наука и жизнь. 2001. № 2.

1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. 400 с. © Достова А. А., 2013

УДК 323:355.01

А. А. Карась Научный руководитель - Н. А. Сигида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ГУМАНИЗМ И КОСМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Рассматривается понятие гуманизма, а также связь между гуманизмом и космической политикой.

В последнее время, я довольно часто слышу в речи людей о таком понятии как «гуманизм». Но какой смысл заключает в себе понятие гуманизма, кто является его создателем, какую роль оно играет в жизни человека?

Понятие гуманизма является многозначным и расплывчатым. Кропотливый лексикографический анализ термина «гуманизм» осуществил В. А. Рыбин. Он выделил два основных значения «гуманизма»: 1) как мировоззрение (системы воззрений, идей); 2) как отношение к людям. В. А. Рыбин выделил следующие основные мировоззрения:

«-исключительная ценность человека как для общества, так и для самого себя:

- человек имеет право на счастье;

- человек имеет право на свободное и ответственное участие в жизни общества и в своей собственной жизни;

- суть общественных отношений заключается, с одной стороны в максимальном удовлетворении материальных и духовных благ человека, а с другой - в создании условий для развития и проявления его положительных способностей» и т. д. [3].

Таким образом, ученый под гуманизмом понимает «тип мировоззрения, утверждающий исключительную цель и ценность человека как для общества, так и для самого себя» [4, с. 37].

Идеи гуманизма имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов, начиная с глубокой древности и, продолжаясь, по сей день. Впервые система взглядов гуманизма формируется в эпоху Возрождения. В это время гуманизм становится неким ориентиром в сознании людей. Создание гуманизма служило способом защиты людей от феодальной идеологии, религиозной догматики и духовной диктатуры церкви.

Реализация принципов гуманизма осуществляется, в том числе и политическими средствами. Политика как особая форма жизнедеятельности людей по поводу власти использует различные ресурсы в достиже-

нии определенной цели, в том числе и внедрением своих принципов гуманизма в общество, с которым идет противоборство.

Мы предлагаем под гуманизмом понимать политическую деятельность субъектов по реализации своих стандартов: свободы слова, свободы деятельности, свободы личности, свободы вероисповедования и т. д. Эти стандарты присущи Западному (индивидуалистическому) обществу.

На мой взгляд, социалистическому обществу СССР, нынешней России, ближе понятие добродетели, нежели гуманизма. Ожегов Е. И. под добродетелью понимает «положительное нравственное качество, высокая нравственность» [2, с. 169].

Добродетелью В. Даль считает «доблесть всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избеганию зла» [1, с. 444].

В моем понимании добродетель - это способность совершать добро, при этом, не ожидая благодарности в ответ.

Когда-то, на мой взгляд, понятие гуманизма и добродетели были близки. В настоящее время разница между понятием гуманизма и добродетелью состоит в том, что гуманизм в большой степени защищает интересы, свободу и ценности индивида, хотя одно из определений гуманизма трактуется следующим образом: «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношениях к людям» [2, с. 149].

А добродетельность в первую очередь направлена на совершение безвозмездного добра для кого-либо, как для какого-либо отдельного человека, так и для всего общества в целом. В античной философии также было широко распространено и применимо понятие добродетели. Так, древнегреческие ученые Сократ, Пифагор, Платон, Аристотель под «добродетелью» понимали лучшие нравственные качества человека.

В последнее время понятие гуманизма и добродетели часто переплетаются. Западные страны пытаются навязать свои принципы, устои русскому народу при помощи фильмов, различных публикаций, всевозможных действий в политике и т. п. Так, Н. М. Чуринов считает, что западная наука об обще-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

стве и западная наука о природе, которая посвящена делу покорения природы и общества, чужда и опасна для нас, то есть для русского народа. Но и не только для нас, а также для человечества в целом, о чем выражено свидетельствуют, например, так называемые глобальные проблемы современности [5, с. 476].

В связи с вышесказанным, я считаю, что нужно позволять воздействовать и функционировать данным понятиям в пределах той политической системы, где они, а именно гуманизм и добродетель, впервые были введены в оборот.

Хотелось бы еще раз напомнить, что реализация принципов гуманизма осуществляется и при помощи политики. Не исключением является и космос, он является некой ареной, где различные политические системы внедряют свои стандарты.

Так, например, между двумя сверхдержавами СССР - социалистического общества и США - капиталистического общества, шла стремительная борьба за освоение космического пространства. Первенство в освоении космического пространства, расценивалось как доказательство преимущества той или иной политической системы.

В ходе этой борьбы СССР был запущен на орбиту 4 октября 1957 года первый в мире искусственный спутник Земли под названием «Простейший спутник - 1»,а уже 12 апреля 1961 года в космос был отправлен человек - Гагарин Юрий Алексеевич. В противовес успехам СССР, США первыми ступили на Луну.

Также в освоении космического пространства кроме мужского начала, немаловажное значение приобрело и женское начало. Так, 16-19 июня 1963 года в космос СССР была отправлена женщина - В. В. Терешкова. Данное событие являлось неким доказательством равноправия, что подчеркивало преимущество той или иной политической системы.

В настоящее время борьба прошлых лет продолжается, по сей день и в более опасной форме, чем когда-либо. Многие страны, в особенности, такие как

США, Китай и Индия активно изучают космическое пространство.

Например, США стремится укрепить власть в космосе за счет введения в законодательство документа, который гласил:

«Свобода действий в космосе так же важна для США, как мощь на море и в воздухе». Неужели это и есть проявление гуманизма? В настоящее время, на мой взгляд, понятие гуманизма носит искаженный оттенок. Политическая элита использует космос для удовлетворения своих нужд в политике и не только, а не для нужд всего человечества.

Несмотря на примеры проявления сотрудничества в исследовании космоса

(Меж. Космич. станция), совместные запуски космических кораблей с научной аппаратурой и т. д. Государства не раскрывают в полной мере свои технологии в создании космической техники.

Таким образом, гуманистическая деятельность в области освоения космического пространства преследует цели доказать преимущества того или иного государства. Выбранные стратегии политических систем несут угрозу любой жизни на Земле, вплоть до ее уничтожения.

Библиографические ссылки

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1: А—З. М. : Русский язык. 1978. 699 с.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М. : РАН ; Азбуковник, 1997. 944 с.

3. Рыбин В. А. Гуманизм: опыт философского осмысления //Высшее образование сегодня. 2004. № 10.

4. Рыбин В. А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени. М. : Логос, 2006. 456 с.

5. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода. Новосибирск : СО РАН, 2006. 712 с.

© Карась А. А., 2013

УДК 140.8

Я. С. Ковалева Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ СТУДЕНТА АЭРОКОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Эта статья о проблеме формирования деонтологичесокго аспекта в профессиональном мировоззрении студента. Она помогает выявить знания философско-методологических оснований, таких как принцип единства мира и антропоцентризма.

Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. Об этом писали еще древние философы, но особенно часто эта пробле-

ма обсуждалась в конце XIX и начале XX века, когда в основном уже отпочковались от философии все основные отрасли науки со своими предметами исследований, понятийными и терминологическими аппаратами, средствами познания окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.