и реальности, включая космические реальности. Мы обнаруживаем всевозможные расщепления, кадры из прошлого, озарения будущего, ассоциации, совпадения, пересечения; нам открывается многообразие версий времени и космической реальности в частности в их моральной ценности — мир возможностей и воображаемого, проектируемый из будущего в прошлое и из прошлого в будущее, сплошь и рядом существующий, по выражению историка Райнхарта Ко-зеллека, и при этом все это происходит, собственно, в настоящем, а именно в настоящем разговора об этом, то есть здесь и сейчас [2].
Существуют не так много автобиографичных произведений, связанных с космосом. Нам хотелось бы обратить внимание на произведения героя Советского Союза и второго советского человека в космосе Германа Титова.
В частности он вспоминает встречу с Юрием Алексеевичем Гагариным после его первого полета в космос:
«Мы слушали и ловили каждое его слово, зная, что рано или поздно каждому из нас придется все это испытать. И Юрий Алексеевич подробно рассказал нам о своих ощущениях при нарастании перегрузок, высказал свое мнение о том, как вести себя на первом этапе полета, как распределять внимание в этот период, на что обращать основное внимание при выходе на орбиту, при посадке и т. д. Нас особенно интересовал рассказ о невесомости. Ведь Юрий Гагарин первый из людей по-настоящему, в течение почти полутора часов испытал состояние невесомости» [3].
Этот отрывок из произведения «Первый космонавт планеты» показывает, насколько важен сам нарратив даже для космонавтов о представлении о космосе. Ведь именно с помощью нарратива Юрий Алексеевич Гагарин передавал свои ощущения, свои впечатления и своё восприятие космоса, делая их, соучастниками событий.
Так же хотелось бы взять произведение, записанное со слов Нила Армстронга - американского астронавта, первого человека, ступившего на поверхность Луны.
«Не знаю, доказал ли я это всем, но я точно доказал это себе: мы не прикованы к этой планете.
Я очень хорошо помню это жуткое чувство: та маленькая голубая горошина - это Земля. Черт. Я поднял
большой палец и зажмурил один глаз. Земля целиком исчезла за моим пальцем. Наверное, можно подумать, что я чувствовал себя как гигант. Нет, я чувствовал себя маленьким-маленьким-маленьким» [4].
В произведении «Правила жизни» Нила Армстронга можно проследить, что основой нарратива космоса является человек - он сам, и его личностное восприятие.
Теоретики нарративного подхода, такие как его основатель Майкл Уайт, Брокмейер, Рома Харе и другие сходятся на том, что у нарратива должны быть начало и конец; необходима также определенная обстановка, где разворачиваются действия; Пространственной обстановкой в нарративах космоса и будет являться сам космос. В истории должен действовать хотя бы один человекоподобный персонаж, обладающий намерением - например, желанием достичь определенной цели, разрешить затруднение или избежать чего-либо. Цель служит критерием отбора событий, составляющих историю. Следовательно, можно сделать вывод, что субъект познания ориентируется на принцип антропоцентризма.
Культурные смыслы нарратива зависят от той культуры, в которой субъект познания реализует себя. Нарратив можно использовать в воспитательных целях - внимательный подбор литературы, рекламы, кинематографа для воспитания и развития детей. С позиции западных философов, нарратив носит характер антропоцентризма, но с позиции русской философии, нарратив может рассматриваться с позиции взи-мопомощи, с позиции единства противоположностей.
Библиографические ссылки
1. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1:Чары Платона : пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М. : Феникс ; Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992.
2. Koselleck R. Futures Past: On the Semantics of Historical Time. Cambridge , 1985.
3. Титов Г. С. Первый космонавт планеты. М. : Знание, 1971.
4. Армстронг Н. Записали доктор Стивен Амброз и доктор Дуглас Бринкли. Правила жизни // Esquire, 2012.
© Бастрикин Д. А., Фомина В. В., 2013
УДК 167.2
А. А. Достова Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ СВЕРХСВЕТОВОЙ СКОРОСТИ С ПОЗИЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Данная статья рассматривает значение наблюдателя в современной физике на примере актуальной проблемы космонавтики - проблемы достижения сверхсветовой скорости.
Рассматривается актуальная на сегодняшний день относительности частица, летящая быстрее света в проблема космонавтики, проблема возможности одной системе отсчета, движется обратно во времени сверхсветового перемещения. В специальной теории в другой системе отсчета. Сверхсветовое перемеще-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ние или передача информации давали бы возможность путешествия или отправки сообщения в прошлое. Это очень серьёзный аргумент против возможности сверхсветового перемещения. Правда остаётся почти неправдоподобная вероятность, что возможны какие-то ограниченные сверхсветовые перемещения, не допускающие возвращения в прошлое. Или, может быть, путешествия во времени возможны, но причинно-следственная связь нарушается каким-то непротиворечивым образом.
Цель данной работы заключается в рассмотрении значимости позиции наблюдателя в современной физике на примере сверхсветового перемещения.
В процессе познания наблюдатель, с одной стороны, должен иметь математический склад ума, должен уметь составлять математические конструкции из чисел. С другой стороны, наблюдатель должен видеть, слышать, ощущать происходящие процессы и сообщать о результатах своего чувственного опыта другому наблюдателю. И эти два принципиально разных подхода должны сочетаться воедино в наблюдателе.
В настоящее время, наблюдатель не является по-старому естествоиспытателем, он не испытывает природу, не ставит ее в ситуацию допроса, не «подглядывает» за всеми происходящими вокруг него процессами, не вмешиваясь в них. Сейчас наблюдатель - это не допрашивающее начало, познающее, наблюдатель, который соединяет свой опыт со знаниями, ум с мудростью, который представляет природу в виде равноправного партнера по диалогу. Сейчас, наблюдатель, это, прежде всего, собеседник.
Джордж Беркли сказал, существовать - значит быть воспринятым. То есть, наблюдая за окружающим нас миром, мы сами его создаем. Из этого следует, что фигура наблюдателя неотделима от объекта наблюдения. Так как люди сами являются частью познаваемого мира, следовательно, познавая мир, мы делаем его «человечным». Поэтому, позиция наблюдателя развивается сейчас в сторону наиболее глубокого понимания человеческой природы. Ведь не зная наблюдателя, творца, мы не в состоянии дальше изучать этот мир.
Особая роль наблюдателя в физическом познании обычно связывается со специальной теорией относительности. Под релятивистскими эффектами понимаются проявления при высоких скоростях действия принципа относительности, который подразумевает, что разные наблюдатели получают различные результаты измерений. Альберт Эйнштейн в специальной теории относительности активно пользуется понятием «наблюдатель», это и является отличительной чертой от других теорий, рассматривающих физические явления безотносительно разума.
Если касаться сверхсветового движения, хотя достичь скорости света для материального тела невозможно, существование объектов, движущихся по отношению к наблюдателю со сверхсветовой скоростью, формально не запрещено. Такие объекты будут ненаблюдаемы наблюдателем, но по отношению друг к другу их скорость не будет превышать скорость света, и они образуют как бы отделенное от наблюдателя
множество объектов, причем взаимоотношения двух полученных таким образом множеств симметричны.
В теории относительности есть такое понятие, как мировая линия - кривая в пространстве-времени, описывающая движение объекта, геометрическое место всех событий существования объекта. Если мировая линия пространственноподобная, то она описывает движение быстрее света. Следовательно, в теории относительности смысл сверхсветовой скорости понятен, и он не зависит от наблюдателя.
Но что именно можно назвать объектом? Можно было бы определить объект, как нечто несущее энергию или заряд, спин, информацию. Но каждое из этих определений не абсолютно.
При определении, что такое перемещение, также возникает некоторая трудность. Она состоит в том, что мы должны знать, что первоначальный объект, который мы видели до перемещения со сверхсветовой скоростью через некоторый барьер, и объект, который мы видим после перемещения, это один и тот же объект.
Альберт Эйнштейн вывел формулу для энергии частицы с массой покоя Шо и скоростью V. Как известно, при приближении скорости частицы к скорости света, энергия стремится к бесконечности. Следовательно, частицы с ненулевой массой покоя нельзя разогнать до скорости света. Частицы, имеющие нулевую массу покоя, должны постоянно находиться в движении со скоростью с, иначе их энергия будет равна нулю. Возникает что-то вроде «светового барьера», преодоление которого непросто, потому что при приближении к световому барьеру не возникает никаких особых волн. Учитывая все выше сказанное, можно прийти к выводу о невозможности превышения скорости света средствами обычной механики. Но это не отвергает возможность сверхсветового перемещения, а говорит, что этим способом нельзя заставить объекты двигаться быстрее света.
Можно рассмотреть возможность, что какие-то частицы летят быстрее света. Их можно было бы использовать для передачи информации, если их можно обнаружить, не затормозив до досветовой скорости. Тахионы - это гипотетические частицы, локально перемещающиеся быстрее света. Для этого они должны иметь мнимую величину массы. При этом энергия и импульс тахиона - действительные величины. В теории тахионов есть проблемы: кроме возможного нарушения причинности, тахионы также делают вакуум нестабильным.
В теории относительности потенциально есть способы сверхсветового перемещения, но может оказаться, что практически они нереализуемы.
Как говорил Вольфранг Паули: «Я предполагаю, что наблюдатель в современной физике изолирован еще слишком сильно и физика будет отходить еще дальше от классических образцов». Раньше казалось, что Паули прав, и в дальнейшем, развитие физики станет во многом связано с введением субъекта в структуру физического знания. Но это реализовалось лишь на какую-то долю, в основном, развитие физических теорий пошло в обратном направлении - к максимальному удалению субъекта, ввиду высокой
сложности доказательства на практике современных 2. Хокинг С., Млодинов Л. Кратчайшая история физических теорий. времени. СПб., 2006. 268 с.
3. Голубев А. Н. Возможна ли сверхсветовая ско-Библиографические ссылки рость? //Наука и жизнь. 2001. № 2.
1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. 400 с. © Достова А. А., 2013
УДК 323:355.01
А. А. Карась Научный руководитель - Н. А. Сигида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ГУМАНИЗМ И КОСМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Рассматривается понятие гуманизма, а также связь между гуманизмом и космической политикой.
В последнее время, я довольно часто слышу в речи людей о таком понятии как «гуманизм». Но какой смысл заключает в себе понятие гуманизма, кто является его создателем, какую роль оно играет в жизни человека?
Понятие гуманизма является многозначным и расплывчатым. Кропотливый лексикографический анализ термина «гуманизм» осуществил В. А. Рыбин. Он выделил два основных значения «гуманизма»: 1) как мировоззрение (системы воззрений, идей); 2) как отношение к людям. В. А. Рыбин выделил следующие основные мировоззрения:
«-исключительная ценность человека как для общества, так и для самого себя:
- человек имеет право на счастье;
- человек имеет право на свободное и ответственное участие в жизни общества и в своей собственной жизни;
- суть общественных отношений заключается, с одной стороны в максимальном удовлетворении материальных и духовных благ человека, а с другой - в создании условий для развития и проявления его положительных способностей» и т. д. [3].
Таким образом, ученый под гуманизмом понимает «тип мировоззрения, утверждающий исключительную цель и ценность человека как для общества, так и для самого себя» [4, с. 37].
Идеи гуманизма имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов, начиная с глубокой древности и, продолжаясь, по сей день. Впервые система взглядов гуманизма формируется в эпоху Возрождения. В это время гуманизм становится неким ориентиром в сознании людей. Создание гуманизма служило способом защиты людей от феодальной идеологии, религиозной догматики и духовной диктатуры церкви.
Реализация принципов гуманизма осуществляется, в том числе и политическими средствами. Политика как особая форма жизнедеятельности людей по поводу власти использует различные ресурсы в достиже-
нии определенной цели, в том числе и внедрением своих принципов гуманизма в общество, с которым идет противоборство.
Мы предлагаем под гуманизмом понимать политическую деятельность субъектов по реализации своих стандартов: свободы слова, свободы деятельности, свободы личности, свободы вероисповедования и т. д. Эти стандарты присущи Западному (индивидуалистическому) обществу.
На мой взгляд, социалистическому обществу СССР, нынешней России, ближе понятие добродетели, нежели гуманизма. Ожегов Е. И. под добродетелью понимает «положительное нравственное качество, высокая нравственность» [2, с. 169].
Добродетелью В. Даль считает «доблесть всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избеганию зла» [1, с. 444].
В моем понимании добродетель - это способность совершать добро, при этом, не ожидая благодарности в ответ.
Когда-то, на мой взгляд, понятие гуманизма и добродетели были близки. В настоящее время разница между понятием гуманизма и добродетелью состоит в том, что гуманизм в большой степени защищает интересы, свободу и ценности индивида, хотя одно из определений гуманизма трактуется следующим образом: «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношениях к людям» [2, с. 149].
А добродетельность в первую очередь направлена на совершение безвозмездного добра для кого-либо, как для какого-либо отдельного человека, так и для всего общества в целом. В античной философии также было широко распространено и применимо понятие добродетели. Так, древнегреческие ученые Сократ, Пифагор, Платон, Аристотель под «добродетелью» понимали лучшие нравственные качества человека.
В последнее время понятие гуманизма и добродетели часто переплетаются. Западные страны пытаются навязать свои принципы, устои русскому народу при помощи фильмов, различных публикаций, всевозможных действий в политике и т. п. Так, Н. М. Чуринов считает, что западная наука об обще-