Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ / ЖАНРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПИСАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жесткова Елена Александровна

В современных условиях важным считается формирование читательской культуры младших школьников. Умение грамотно читать, объективно оценивать литературные явления, эмоционально и эстетически воспринимать авторский текст характеризует сформированного читателя, служит залогом успешной учебы и жизни в обществе. Для получения такого образовательного результата необходимо провести диагностику и изучение уровней сформированности читательской культуры детей 10-11 лет. Эмпирические исследования, в которых приняли участие 376учащихся, были направлены на выявление читательских потребностей и уровня развития художественно-речевого компонента читательской культуры учащихся, определение отношения к чтению, жанровым предпочтениям и выбору авторов произведений. Анализ результатов показал, что высокого уровня сформированности читательской культуры достигли 16,5% учащихся (62 чел.), у них выработана привычка взаимодействия с книгой, отмечены устойчивые читательские потребности и интересы, они ориентируются в произведениях классической литературы и новинках, способны воспринимать замысел автора. Среднему уровню соответствуют 54,3% учащихся (205 чел.), низкому - 29,2% учащихся (110 чел.): эти школьники легко обходятся в свободное время без чтения книг, не имеют представлений о творческой судьбе писателя, не способны интерпретировать текст произведения. Результаты диагностики свидетельствуют о недостаточном уровне читательской культуры детей 10-11-летнего возраста. Разработанный нами виртуальный образовательный контент будет способствовать повышению интереса к качественной литературе, формированию художественного вкуса, готовности осуществлять эстетическую речевую деятельность в процессе чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жесткова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF READING CULTURE FORMATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In modern conditions, forming the reading culture of younger schoolchildren is considered important. The ability to read competently, to evaluate literary phenomena objectively, to perceive the author’s text emotionally and aesthetically characterizes a mature reader, serves as a guarantee of successful studying and life in society. To obtain such an educational result, it is necessary to diagnose and study the levels of forming the reading culture of 10-11-year-olds. Empirical research, in which 376 students took part, was aimed at identifying reading needs and the level of development of the artistic and speech component of students’ reading culture, determining their attitudes towards reading, their genre preferences and choice of authors. The analysis of the results showed that 16.5% of students (62 people) reached a high level of their reading culture, they have developed a habit of interacting with the book, their stable reading needs and interests are noted, they are guided in literary classics and newly published books, are able to perceive the author’s intention. 54.3% of students (205 people) reached the middle and 29.2% of students (110 people) the low level of reading culture: these students can easily do without reading books in their free time, have no idea about the career of the author, are unable to interpret the text. The diagnostic results indicate an insufficient level of reading culture among 10-11-year-old children. The virtual educational content developed by us will contribute to an increase in interest in high-quality literature, the formation of artistic taste, and readiness to carry out aesthetic speech activity in the process of reading.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 373.3 ББК 74.202.4

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-204-214

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Е. А. Жесткова

Аннотация. В современных условиях важным считается формирование читательской культуры младших школьников. Умение грамотно читать, объективно оценивать литературные явления, эмоционально и эстетически воспринимать авторский текст характеризует сформированного читателя, служит залогом успешной учебы и жизни в обществе. Для получения такого образовательного результата необходимо провести диагностику и изучение уровней сформированности читательской культуры детей 10-11 лет. Эмпирические исследования, в которых приняли участие 376учащихся, были направлены на выявление читательских потребностей и уровня развития художественно-речевого компонента читательской культуры учащихся, определение отношения к чтению, жанровым предпочтениям и выбору авторов произведений. Анализ результатов показал, что высокого уровня сформированности читательской культуры достигли 16,5% учащихся (62 чел.), у них выработана привычка взаимодействия с книгой, отмечены устойчивые читательские потребности и интересы, они ориентируются в произведениях классической литературы и новинках, способны воспринимать замысел автора. Среднему уровню соответствуют 54,3% учащихся (205 чел.), низкому - 29,2% учащихся (110 чел.): эти школьники легко обходятся в свободное время без чтения книг, не имеют представлений о творческой судьбе писателя, не способны интерпретировать текст произведения. Результаты диагностики свидетельствуют о недостаточном уровне читательской культуры детей 10-11-летнего возраста. Разработанный нами виртуальный образовательный контент будет способствовать повышению интереса к качественной литературе, формированию художественного вкуса, готовности осуществлять эстетическую речевую деятельность в процессе чтения.

Ключевые слова: читательская культура, читательская потребность, младший школьник, эмпирические исследования, художественно-речевой компонент, жанровые предпочтения, писатель.

© Жесткова Е. А., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Жесткова Е. А. Проблема формирования читательской культуры младших школьников в современной образовательной среде // Наука и школа. 2022. № 5. С. 204-214. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-5-204-214.

THE PROBLEM OF READING CULTURE FORMATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

E. A. Zhestkova

Abstract. In modern conditions, forming the reading culture of younger schoolchildren is considered important. The ability to read competently, to evaluate literary phenomena objectively, to perceive the author's text emotionally and aesthetically characterizes a mature reader, serves as a guarantee of successful studying and life in society. To obtain such an educational result, it is necessary to diagnose and study the levels of forming the reading culture of 10-11-year-olds. Empirical research, in which 376 students took part, was aimed at identifying reading needs and the level of development of the artistic and speech component of students' reading culture, determining their attitudes towards reading, their genre preferences and choice of authors. The analysis of the results showed that 16.5% of students (62 people) reached a high level of their reading culture, they have developed a habit of interacting with the book, their stable reading needs and interests are noted, they are guided in literary classics and newly published books, are able to perceive the author's intention. 54.3% of students (205 people) reached the middle and 29.2% of students (110 people) the low level of reading culture: these students can easily do without reading books in their free time, have no idea about the career of the author, are unable to interpret the text. The diagnostic results indicate an insufficient level of reading culture among 10-11-year-old children. The virtual educational content developed by us will contribute to an increase in interest in high-quality literature, the formation of artistic taste, and readiness to carry out aesthetic speech activity in the process of reading.

Keywords: reading culture, reading need, junior schoolchild, empirical research, artistic and speech component, genre preferences, writer.

Cite as: Zhestkova E. A. The problem of reading culture formation of younger schoolchildren in the modern educational environment. Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 204-214. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-204-214.

В современных условиях, когда читатель извлекает информацию не только из учебных и художественных книг, а также из сети Интернет, различных электронных источников, изменилось качество чтения. Вместо вдумчивого, неторопливого чтения наблюдается мозаично-клиповое восприятие текста, основанное на выхватывании отдельных слов и фраз, отсутствии целостного

восприятия окружающего мира, быстром переключении с одного фрагмента на другой. Такой вид чтения не дает возможности представить созданный автором художественный образ, проникнуть в глубину текста, создается лишь эффект понимания прочитанного, что приводит к снижению читательской культуры и к внутреннему ощущению бессмысленности процесса чтения.

В сложившейся ситуации важным является формирование читательской культуры детей и подростков. Данному вопросу посвящено большое количество работ современных исследователей [1-5].

С. Н. Паламарь в качестве составляющих читательской культуры называет начитанность, умение работать с литературой, в устной и письменной формах высказываться о литературном произведении [6]. С. А. Трубников выделяет роль качественной литературной книги в устойчивом интересе к чтению, развитии личности человека [7]. По мнению И. В. Шулер, умение разгадать авторский замысел, заглянуть во внутренний мир литературного героя, пережить вместе с ним его волнения и тревоги обуславливает развитие читательской культуры и способствует личностному становлению, самоидентификации, выработке собственной эмоциональной доминанты [8]. А. П. Бугаева и Л. В. Сокорутова [9], кроме перечисленных, называют и такие признаки читательской культуры, как потребность в чтении и творческое восприятие произведения. Е. А. Асонова, рассматривая способы работы с источниками информации, считает читательскую культуру возможностью освоения окружающей действительности и развития воображения и творческих способностей [10]. По мнению Б. С. Гершун-ского, читательская грамотность, как и образованность, профессиональная компетентность, способствует формированию культуры человека [11]. Н. Н. Светловская, характеризуя культуру чтения младших школьников, выделяет следующие уровни: пассивный, характеризующийся знанием книг, но не выработанной привычкой взаимодействовать с книгой); продуктивный (знание книг, умение работать с каталогами, библиографическими справочниками, выработана потребность в чтении, умение ориентироваться в мире книг) [12].

Значительный интерес представляют работы, посвященные методическим аспектам формирования читательской культуры. В исследовании Е. А. Асоновой

и др. [10] отмечается необходимость сбора информации о продолжительности, месте, качестве чтения, об особенностях формирования читательского поведения, о приоритетных источниках и носителях информации для разных читательских групп. По мнению ученых, привычку и вкус к чтению возможно сформировать при правильно распределенном времени на уроке на сам процесс чтения, а также смотрение и слушание, причем учебная программа по предметам «литературное чтение», «литература» должна быть освоена учащимися интенсивно, а не экстенсивно.

В работах Н. Н. Светловской отмечается важность уроков чтения в воспитании самостоятельного читателя, способного использовать прочитанные художественные тексты для достижения различных целей. По мнению известного методиста, формируя культуру чтения, учитель должен использовать индивидуальную, групповую, проектную и исследовательскую формы работы [12].

М. Адлер делает акцент на том, что в процессе обучения следует обращать внимание на умение определять структуру книги, находить ключевые слова, выстраивать цепочку логических заключений вслед за автором [13].

Таким образом, читательскую культуру следует рассматривать как составную часть общей культуры человека, характеризующуюся потребностью в чтении, сформированностью читательских умений, умением ориентироваться в тексте художественного произведения, проводить анализ, оценку, обобщать информацию, представленную в тексте. Гармонично сформированная и развитая читательская культура позволяет человеку понять себя и смысл своего существования [14].

Материалы и методы

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить условия

реализации читательской культуры в чтении: приобретение знаний, направленных на обеспечение читательской эрудиции; умения не только механически воспроизводить написанный текст, но и осмысливать прочитанное; эмоциональная оценка авторского замысла, способствующая положительному восприятию произведения.

Цель эмпирического исследования -диагностика и изучение уровней сформи-рованности читательской культуры детей 10-11 лет, анализ полученных результатов, выработка методических рекомендаций для родителей, учителей начальных классов по формированию читательской культуры младших школьников.

В исследовании приняли участие 376 учащихся 3-4-х классов МБОУ СШ № 1, 3, 13, 15 г. Арзамаса, Сар-Майданской СШ Вознесенского района, Большетума-новской ОШ Арзамасского района Нижегородской области.

Результаты исследования

Нами проведены 3 эмпирических исследования с октября 2019 г. по апрель 2020 г.: для выявления читательских потребностей учащимся предлагалось ответить на 7 вопросов анкеты; с целью определения отношения к чтению, жанровых

предпочтений и предпочитаемых авторов произведений нами изучены формуляры школьных, городских и поселковых библиотек; для выявления уровня развития художественно-речевого компонента читательской культуры предложили ребятам выполнить письменную работу.

Отвечая на вопросы анкеты, 26% респондентов назвали чтение любимым занятием, 17% опрошенных дочитывают книгу до конца, 82% участников исследования предпочитают привычный бумажный формат книг, 13% предпочитают электронные книги и чтение с компьютера, 5% выбирают аудиокниги, только 16% опрошенных указали на существующую традицию семейного чтения.

Вопрос о любимом жанре отечественной художественной литературы (вопрос 4) предполагал возможность нескольких вариантов ответа. Итоги статистического анализа представлены на рис. 1.

Отвечая на следующий вопрос, 47% респондентов указали в качестве основного признака привлекательной литературы информативность, возможность узнать что-то новое, 19% - интригующее название, 14% - наличие фантастического элемента, 12% - схожесть главного героя с читателем, 8% - наличие художественного фильма, снятого по мотивам произведения.

Жанровые предпочтения младших

школьников

■ Приключения (144 чел.)

3 22 ^^^^ «Фантастика (124 чел.)

6 2 ^^ Фэнтези (32 чел.)

7 9 38 ■ Познавательная литература В (27 чел.) ■ Произведения о природе (23 чел.)

33 Детективы (11 чел.) ■ Исторические произведения (8 чел.) Сказки (7 чел.)

Рис. 1. Жанровые предпочтения младших школьников, %

На вопрос, имеет ли значение при выборе книги мнение других людей, 24% опрошенных дали ответ: «читаю любую литературу, в том числе малоизвестную, никем не рекомендованную», для остальных 76% респондентов важна реклама произведения в социальных сетях, на телевидении и т. д.

Следующий вопрос позволил выяснить отношение к крупным формам художественных произведений, а также поэтическим текстам. 52% респондентов не читают произведения объемом более 100 печатных страниц, считают их трудными для понимания, для них важно, чтобы в тексте события излагались ясно, последовательно. 34% высказались против чтения поэтических произведений.

При определении отношения к чтению сложного текста выяснилось, что 66% опрошенных считают, что произведение должно быть понятным после первого прочтения; остальные 34% не против появления вопросов и «домысливания» после чтения, при этом 11% считают примитивный сюжет неприемлемым. 7% ценят красоту слога, отдают предпочтение лучшим образцам классической русской литературы.

Благодаря анкете мы также выяснили, что наличие «сиквелов» и продолжений прочитанных историй никак не влияет на выбор книги (100%).

Анализ результатов анкеты позволил нам прийти к следующему выводу: интерес к чтению у младших школьников в основном отсутствует, большинство из них читают только те тексты, которые есть в школьном учебнике и предусмотрены программой. Однако среди опрошенных есть и активно читающие, ориентирующиеся как в классических

произведениях мировой литературы, так и недавно вышедших из печати. Как правило, это ребята из семей, где хотя бы один родитель в свободное время отдает предпочтение чтению книг.

С целью выявления читательских предпочтений младших школьников нами изучены 475 формуляров школьных, городских и поселковых библиотек, период обращения школьников в библиотеку - с сентября 2019 г. по январь 2020 г.

Анализ показал следующее: из 376 учащихся, участвующих в исследовании, в школьные библиотеки записаны только 293 (77,9%), в городские и поселковые - 182 (48%).

По результатам анализа читательских формуляров мы выяснили, что количество прочитанной художественной литературы не намного больше, чем развлекательной (журналов), а энциклопедии, справочные материалы не пользуются популярностью среди младших школьников (табл. 1). В читательских формулярах зафиксировано в среднем по 3-4 книги, только у 17 ребят - более 7.

В результате анализа содержания формуляров можно сделать вывод: наибольшей популярностью в настоящее время среди школьников пользуются: среди зарубежных авторов - Толкиен, Роулинг, Портер, Уэллс, Гершензон, Нурдквист, среди отечественных авторов - А. Старобинец, А. Усачев, В. Шорохов, А. Свирский и др. Уровень и качество произведений зарубежных авторов, безусловно, разный. Не все из них, по оценке известных литературных критиков, содержат духовный посыл читателю, реализуют нравственно-эстетическую функцию, написаны высоким литературным языком. Хотя не стоит

Таблица 1

Анализ читательских формуляров

Общее количество прочитанного материала (экз.) Журналы развлекательного характера (экз.) Художественная литература (экз.) Энциклопедии, справочники (экз.)

1963 830 1117 16

отрицать захватывающие сюжеты, наличие интригующей завязки, умение соединять реальное и ирреальное. Интерес к творчеству выше названных авторов во многом вызван и появлением на телевизионных экранах фильмов по мотивам художественных произведений, снятых в лучших традициях современного мирового кинематографа.

Следующим этапом диагностики стало определение уровня развития художественно-речевого компонента читательской культуры учащихся 3-4-х классов: участникам эксперимента предлагалось выбрать произведение для чтения, прочитав аннотацию, и объяснить свое решение. Это задание позволило нам оценить способность эмоционально реагировать на эстетически значимые средства текста аннотации; способность разграничивать культуроо-бразующую и культуроразрушающую функции элементов прагматико-эстети-ческой подсистемы текста.

Младшим школьникам были предложены аннотации к книгам современных писателей: А. А. Усачева «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых», Ю. Б. Вийры «Мой папа Мюнхгаузен», О. Кургузова «Наш кот - инопланетянин», С. Н. Рыбаковой «Светлая радость»,

Г. Н. Юдина «Свеча неугасимая». Выбор данных произведений объясняется различными жанрами и направлениями.

Результаты статистического анализа полученных данных представлены на рис. 2.

Анализ результатов выполнения задания аргументировать свой выбор показал, что респондентов заинтересовал, на первый взгляд, ничем не примечательный сюжет, в то же время отмечают, что представленные произведения заставляют поразмышлять, взглянуть на привычные ситуации по-другому.

Таким образом, тексты аннотаций можно признать эффективным средством привлечения внимания школьников к книге, так как они оказывают эмоциональное воздействие на потенциального читателя.

Для интерпретации результатов нами выделены уровни сформированности читательской культуры:

• высокий уровень - у учащихся выработана привычка взаимодействия с книгой, отмечены устойчивые читательские потребности и интересы, они ориентируются в произведениях классической литературы и новинках, способны воспринимать замысел автора, могут интерпретировать художественный текст,

Выбор книг младшими школьниками

18 16 ■ А. А. Усачев «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (59 чел.)

20 ■ Ю. Б. Вийра «Мой папа Мюнхгаузен» (73 чел.) ■ О. Кургузов «Наш кот -инопланетянин» (52 чел.)

14 ■ С. Н. Рыбакова «Светлая радость» (117 чел.) ■ Г. Н. Юдин «Свеча неугасимая» (66 чел.)

Рис. 2. Выбор книг младшими школьниками, %

легко определяют культурообразующую и культуроразрушающую направленность произведений, проявляют интерес к чтению энциклопедий и справочников;

• средний уровень - учащиеся не испытывают интереса к чтению дополнительной литературы, однако благодаря рекламе могут заинтересоваться художественным произведением и прочитать его, имеют некоторые представления о писателе, ошибаются в определении культурообразующей и культуроразру-шающнй направленности произведений;

• низкий уровень - учащиеся читают только произведения из школьной программы, не участвуют в обсуждении книги, ничего не могут рассказать о личности писателя, могут заинтересоваться чтением журналов развлекательного характера, не способны интерпретировать текст произведения, определить культу-рообразующую и культуроразрушающую направленность произведений, у них не сформированы читательские интересы и потребности.

Результаты распределения школьников по данным уровням представлены в табл. 2.

Обсуждение результатов

Результаты эмпирического исследования позволяют говорить о необходимости разработки и использования современных способов улучшения ситуации в сфере детского чтения (в том числе с целью развития читательской культуры).

Для решения выявленной проблемы предлагаем использовать триадный подход: мероприятия для учащихся начальной школы, их учителей и родителей (законных представителей). Мы исходим из

того, что сформировать читательскую культуру возможно, если охватить семью, школу, читательские события города, области, страны.

Для развития читательских умений и способностей осмысленного, глубокого понимания художественного текста младшими школьниками, умения воспринимать замысел автора через собственную читательскую позицию, понимать и оценивать литературное произведение, интерпретировать его, участвовать в беседе по поводу прочитанного нами разработан виртуальный образовательный контент, состоящий из разделов, содержание которых систематически нами обновляется:

1. Читаем всей семьей!

2. Методическая копилка педагога.

3. Предлагаем поиграть!

4. Конкурсы творческих работ для младших школьников.

5. Интернет-марафон «Читаем все вместе!»

6. Виртуальная экскурсия в дом-музей писателя.

В первом разделе предлагаем книги для совместного чтения в кругу семьи и их обсуждения. Подбирая тексты художественных произведений, мы исходим из следующих позиций: необходимо обратить внимание на качественную литературу, отличающуюся глубиной авторского замысла и образностью, формирующую нравственные качества личности, ее эстетические предпочтения, развивающие читательский вкус.

Кроме того, стараемся объяснить родителям, как важно «чтение вслух» для воспитания сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания между разными поколениями. Благодаря такому времяпрепровождению создается атмосфера

Таблица 2

Распределение учащихся по уровням сформированности читательской культуры

Уровень Высокий Средний Низкий

Количество учащихся (в %) 16,5 54,3 29,2

доверия, общности интересов, происходит духовное общение родителей и детей, дается задел на будущую жизнь. Не случайно в качестве подзаголовка к данному разделу мы выбрали пословицу: Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу! Для того чтобы не быть голословными, приводим выдержки из автобиографий известных людей: политиков, ученых, писателей, общественных деятелей. Кроме того, делимся с родителями секретами работы над прочитанным произведением: как организовать обсуждение, литературную игру, нарисовать иллюстрации, создать диафильм или мультфильм.

В обсуждении представленных материалов участвовало более 850 родителей учащихся начальной школы Нижегородской области, которые представляли фото- и видеоотчеты.

В методической копилке педагога представлен материал на тему: «Мотивируем к чтению! Современные подходы к развитию читательского вкуса младших школьников». Мы делимся информацией об интернет-платформах, на которых можно совершенно бесплатно разрабатывать дидактический материал к урокам; рассказываем о методических приемах, которые целесообразно использовать для формирования читательской культуры учащихся начальной школы; приводим примеры установки и организации чтения в классе, особое внимание уделяем подготовительной работе: прогнозированию заголовка, рассматриванию иллюстраций, лексической работе, а также беседе о прочитанном, цель которой - обсудить с учителем и одноклассниками текст, помочь его осмыслить и оценить, разобраться в авторской позиции.

Мы рассказываем о способах выявления и определения уровня читательского интереса, умении формулировать вопросы, активизирующие работу всех сфер восприятия книги, методах комментирования литературных произведений внетекстовыми материалами, методах их

претворения в других видах искусства и его приемах, среди которых словесное рисование, составление киносценария, драматизация и инсценирование.

В данном разделе представлены видеозаписи проводимых нами онлайн-коу-чинг-сессий для педагогов на темы: «Развиваем у школьников потребность в чтении произведений качественной литературы: от теории к практике» (октябрь

2020), «Помогаем юному читателю в выборе книги» (январь 2021), «Развиваем читательский вкус при выборе произведений для чтения и его оценке» (апрель

2021). Кроме этого, учителя начальных классов имеют возможность прослушать доклады участников всероссийского научного семинара «Педагогический потенциал современной художественной литературы» (7 апреля 2021).

Раздел «Предлагаем поиграть!» является наиболее посещаемым. Учащиеся могут поучаствовать в разработанных нами викторинах, посвященных творчеству того или иного писателя, разгадать кроссворд или кроссенс, пройти веб-квест, предлагающий различные виды эстетической грамотности: познакомиться с жизненным и творческим путем писателя, выполнить творческие задания по рекомендованным к прочтению художественным произведениям данного автора.

Онлайн-игра «По страницам прочитанных книг», проведенная нами в феврале 2021 г., объединила 406 команд (2000 учеников) из разных уголков Нижегородской области. Участию в игре предшествовала серьезная подготовительная работа: ребятам необходимо было познакомиться с биографией и творчеством детских писателей-юбиляров (Х. Лофтинга, Э. Фарджона, Э. Гофмана, В. К. Гримм; А. Барто, Г. П. Михасенко, Н.В. Богданова и др.), прочитать рекомендованные произведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, подобные формы работы интересны младшим школьникам, способствуют развитию их читательского кругозора и эстетических предпочтений.

Раздел «Конкурсы творческих работ для младших школьников» предполагает оценивание ребятами представленных юными писателями произведений собственного сочинения, рецензий на новинки, буктрейлеров «Книга учит жить, книгой надо дорожить», мульфильмов. В 2021 г. в реализации проекта приняли участие более 1200 учащихся начальной школы из 67 образовательных учреждений Нижегородской области.

Не менее востребованным оказался раздел «Интернет-марафон «Читаем все вместе!». Первым стал проект «С. Т. Аксаков - детям» (октябрь 2021.), посвященный 230-летию со дня рождения русского писателя. Более 150 человек, среди которых не только учащиеся начальной школы, но и их родители, учителя, прочитали известные произведения выдающегося мастера слова: «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука», «Рассказы о родной природе». Интерес к интонированному чтению и прослушиванию классики вызван желанием относиться к книге как творимому явлению, а не завершенному, кроме того, декламация текста прививает вкус к отечественной словесности, способствует формированию у ребенка чувства родного языка.

У посетителей портала есть возможность посетить также виртуальные дома-музеи А. С. Пушкина, В. И. Даля, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. Лескова, А. Грина, М. Горького и др., прикоснуться таким образом к жизни писателей, познакомиться ближе с их семейными традициями и культурой, представить, как они трудились над своими произведениями.

В существующих в настоящее время исследованиях не описан системный подход в решении вопроса формирования читательской культуры младших школьников. В этом смысле представленный опыт может привлечь внимание исследователей, педагогов, родителей. Разработанный нами виртуальный образовательный контент способствует

повышению интереса к качественной литературе, формированию художественного вкуса, готовности осуществлять эстетическую речевую деятельность в процессе чтения.

Заключение

Проведенные нами эмпирические исследования связаны с выявлением читательских потребностей учащихся 3-4-х классов, их отношения к чтению, жанровых предпочтениях и предпочитаемых авторах произведений; уровня развития художественно-речевого компонента читательской культуры. Анализ результатов показал, что только 16,5% учащихся (62 чел.) имеют высокий уровень сфор-мированности читательской культуры, остальные - средний и низкий уровень (соответственно 54,3% и 29,2%). Выявлено также следующее: чтение - любимое занятие учащихся 10-11-летнего возраста, обладающих достаточно высокими показателями успеваемости, большинство читают только те тексты, которые есть в школьном учебнике и предусмотрены программой; младшие школьники предпочитают приключенческую литературу, а также доступный стиль изложения, проявляют интерес к произведениям нравственной тематики, однако высказывают недовольство тем, что недостаточно проинформированы о новинках литературы; в качестве основного признака привлекательной литературы называют информативность, возможность узнать что-то новое, интригующее название, фантастический сюжет, схожесть главного героя с читателем, наличие художественного фильма, снятого по мотивам произведения. Кроме того, мы выяснили, что аннотации, раскрывающие особенности повествования, содержащие выразительные средства, могут заинтересовать, помочь ребенку выбрать и прочитать книгу.

Считаем, что в качестве современного подхода в решении выявленной

проблемы, связанной с необходимостью повышения интереса 10-11-летних детей к хорошей художественной литературе, формирования художественного вкуса,

осуществления эстетической речевой деятельности в процессе чтения, можно рассматривать разработанный нами виртуальный образовательный контент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вятлева Н. С. Портрет современного читателя-подростка // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (6-9 апреля 2020) / отв. ред. Е. А. Жесткова. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ 2020. С. 102-105.

2. Жесткова Е. А., Зимина М. Д. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством технологии квест // Начальная школа. 2017. № 12. С. 41-45.

3. Колесникова О. И., Русских Е. В. Развитие читательской культуры у юношества как гуманитарно-педагогическая проблема // Библиосфера. 2016. № 2. С. 31-37. DOI: 10.20913/181531862016-2-31-37.

4. Мосунова Л. А. Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2018. Т. 8, № 2. С. 135-152.

5. Zhestkova E. Application of the Web Quest Technology in the Organization of the Independent Work of Students in the Process of Studying Linguistic Disciplines // Innovation in LANGUAGE LEARNING. Florence-Italy, November 8-9, 2018. Florence: Filodiritto, 2018. P. 79-83.

6. Паламарь С. П. Теоретические основы развития читательской деятельности учеников основной школы в процессе изучения художественной литературы // Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ: сб. докл. междунар. интернет-конф. Минск, 2012. С. 408-412.

7. Трубников С. А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей // Современное библиотековедение. 1980. № 1. С. 21-38.

8. Шулер И. В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды: дис....канд. пед. наук. Тюмень, 2011. 176 с.

9. Бугаева А. П., Сокорутова Л. В. Литературно-художественное чтение как фактор духовно-личностного развития учеников младших классов // Перспективы образования. 2018. № 2 (32). С. 164-168.

10. Инфраструктура чтения: опыт описания с позиции субъекта / Е. А. Асонова, Е. С. Романичева, О. В. Сененко, К. С. Киктева // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 2. C. 26-45.

11. Гершунский Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1998. 432 с.

12. Светловская Н. Н. О чем нельзя не знать учителю начальных классов, обучая младших школьников чтению // Известия института психологии и педагогики образования. 2017. № 3. С. 60-64.

13. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 344 с.

14. Петрова Т. Н., Жесткова Е. А. Формирование читательской грамотности младших школьников как средство передачи культурного опыта // Культура и время перемен. 2020. № 2 (29). URL: timekguki.esrae.ru/45-545 (дата обращения: 20.05.2022).

REFERENCES

1. Vyatleva N. S. Portret sovremennogo chitatelya-podrostka. In: Aktualnye problemy sovremennoy pedagogicheskoy nauki: vzglyad molodykh issledovateley. Proceedings of All-Russian scientific-

practical conference with International participation (6-9 Apr. 2020). Ed. E. A. Zhestkova. Arzamas: Arzamasskiy filial NNGU, 2020. Pp. 102-105.

2. Zhestkova E. A., Zimina M. D. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya mladshikh shkolnikov na urokakh literaturnogo chteniya posredstvom tekhnologii kvest. Nachalnaya shkola. 2017, No. 12, pp. 41-45.

3. Kolesnikova O. I., Russkikh E. V. Razvitie chitatelskoy kultury u yunoshestva kak gumanitarno-pedagogicheskaya problema. Bibliosfera. 2016, No. 2, pp. 31-37. DOI: 10.20913/18153186-2016-2-31-37.

4. Mosunova L. A. Upravlenie chteniem khudozhestvennykh tekstov kak protsessom porozhdeniya smysla. Vestn. Novosibirskogo gos. ped. un-ta. 2018, Vol. 8, No. 2, pp. 135-152.

5. Zhestkova E. Application of the Web Quest Technology in the Organization of the Independent Work of Students in the Process of Studying Linguistic Disciplines. In: INNOVATION IN LANGUAGE LEARNING. Florence-Italy, November 8-9, 2018. Florence: Filodiritto, 2018. Pp. 79-83.

6. Palamar S. P. Teoreticheskie osnovy razvitiya chitatelskoy deyatelnosti uchenikov osnovnoy shkoly v protsesse izucheniya khudozhestvennoy literatury. Informatsionno-tekhnologicheskoe obespechenie obrazovatelnogo protsessa gosudarstv-uchastnikov SNG. Proceedings of International Internet Conference. Minsk, 2012. Pp. 408-412.

7. Trubnikov S. A. Kultura chteniya kak kriteriy obshchey tipologii chitateley. Sovremennoe bibliotekovedenie. 1980, No. 1, pp. 21-38.

8. Shuler I. V. Razvitie chitatelskoy kultury lichnosti v usloviyakh sovremennoy informatsionnoy sredy. PhD dissertation (Education). Tyumen, 2011. 176 p.

9. Bugaeva A. P., Sokorutova L. V. Literaturno-khudozhestvennoe chtenie kak faktor dukhovno-lichnostnogo razvitiya uchenikov mladshikh klassov. Perspektivy obrazovaniya. 2018, No. 2 (32), pp. 164-168.

10. Asonova E. A., Romanicheva E. S., Senenko O. V., Kikteva K. S. Infrastruktura chteniya: opyt opisaniya s pozitsii subyekta. Voprosy obrazovaniya /Educational Studies Moscow. 2018, No. 2, pp. 26-45.

11. Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy in-t, 1998. 432 p.

12. Svetlovskaya N. N. O chem nelzya ne znat uchitelyu nachalnykh klassov, obuchaya mladshikh shkolnikov chteniyu. Izvestiya instituta psikhologii i pedagogiki obrazovaniya. 2017, No. 3, pp. 60-64.

13. Adler M. Kak chitat knigi. Rukovodstvo po chteniyu velikikh proizvedeniy. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 344 p.

14. Petrova T. N., Zhestkova E. A. Formirovanie chitatelskoy gramotnosti mladshikh shkolnikov kak sredstvo peredachi kulturnogo opyta. Kultura i vremya peremen. 2020, No. 2 (29). Available at: timekguki.esrae.ru/45-545 (accessed: 20.09.2022).

Жесткова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

e-mail: ezhestkova@mail.ru

Zhestkova Elena A., PhD in Philology, Assistant Professor, Preschool and Primary Education Department, Arzamas Branch, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

e-mail: ezhestkova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2022 The article was received on 02.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.