Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / МОДЕЛЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщевская Анастасия Юрьевна, Карпова Светлана Ивановна

Актуальность проблемы формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста обусловлена общим снижением читательской культуры в современном обществе, недооценкой родителями роли художественной литературы и приобщения детей к чтению для их интеллектуального, социального, художественно-эстетического и психо-эмоционального развития. Родители перестали детям читать книги, используя электронную аудивизуальную продукцию в качестве средства познания детьми окружающего мира, в результате современные дошкольники развиваются вне контекста книжной культуры, что негативно отражается на их психическом развитии. Цель исследования: на основе анализа научных источников по проблеме становления читательской деятельности в дошкольном возрасте разработать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе. Читательский интерес в старшем дошкольном возрасте является динамическим личностным образованием, которое проявляется в осознанном и избирательном отношении ребенка в выборе видов и жанров произведений художественной литературы для удовлетворения познавательных и художественно-эстетических потребностей. Эффективности формирования читательского интереса детей 7 года жизни будет способствовать реализация в образовательной практике дошкольного учреждения комплекса организационно-педагогических условий, включающего: разработку модели и программы педагогического сопровождения формирования читательского интереса у старших дошкольников к художественной литературе; выстраивание отношений социального партнерства дошкольного учреждения с детской библиотекой, создание в дошкольной группе развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной дидактическим и предметным материалом, ориентированным на литературное развитие старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF READER INTEREST IN FICTION AMONG OLDER PRESCHOOLERS

The issue of reading interest formation among older preschoolers is relevant due to the general decline in reading culture in modern society, the underestimation of the fiction role by parents and the introduction of children to reading for their intellectual, social, artistic, aesthetic and psycho-emotional development. Parents stopped reading books to their children, using electronic audiovisual products as a means of children's knowledge of the world around them; as a result, modern preschoolers develop outside the context of book culture, which negatively affects their mental development. The aim of the study is to develop organizational and pedagogical conditions that ensure formation effectiveness of reader interest in fiction among older preschoolers based on the scientific sources analysis. Reader interest in senior preschool age is a dynamic personal formation, which manifests itself in the child's conscious and selective attitude in choosing the types and genres of works of fiction to meet cognitive and artistic and aesthetic needs. The effectiveness of the reader interest formation among 7-year-old children will be facilitated by the implementation of complex with organizational and pedagogical conditions in the preschool institution educational practice. The complex includes development of a model and program of pedagogical support for reader interest formation in fiction among older preschoolers, social partnership relations with a children's library, developing subject-spatial environment in the preschool group, enriched with didactic and subject material focused on the literary development of older preschoolers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 373.24+37.035 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-66-77

Поступила в редакцию / Received 27.12.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022

оригинальная статья

Организационно-педагогические условия формирования читательского интереса старших дошкольников

к художественной литературе

Борщевская Анастасия Юрьевна ® , Карпова Светлана Ивановна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1

н [email protected]

Аннотация. Актуальность проблемы формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста обусловлена общим снижением читательской культуры в современном обществе, недооценкой родителями роли художественной литературы и приобщения детей к чтению для их интеллектуального, социального, художественно-эстетического и психоэмоционального развития. Родители перестали детям читать книги, используя электронную аудивизуальную продукцию в качестве средства познания детьми окружающего мира, в результате современные дошкольники развиваются вне контекста книжной культуры, что негативно отражается на их психическом развитии. Цель исследования: на основе анализа научных источников по проблеме становления читательской деятельности в дошкольном возрасте разработать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе. Читательский интерес в старшем дошкольном возрасте является динамическим личностным образованием, которое проявляется в осознанном и избирательном отношении ребенка в выборе видов и жанров произведений художественной литературы для удовлетворения познавательных и художественно-эстетических потребностей. Эффективности формирования читательского интереса детей 7 года жизни будет способствовать реализация в образовательной практике дошкольного учреждения комплекса организационно-педагогических условий, включающего: разработку модели и программы педагогического сопровождения формирования читательского интереса у старших дошкольников к художественной литературе; выстраивание отношений социального партнерства дошкольного учреждения с детской библиотекой, создание в дошкольной группе развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной дидактическим и предметным материалом, ориентированным на литературное развитие старших дошкольников.

Ключевые слова: читательский интерес; модель; старшие дошкольники; организационно-педагогические условия

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Борщевская А.Ю., Карпова С.И. Организационно-педагогические условия формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 66-77. DOI 10.20310/1810-231X^022-21-1-66-77

© Борщевская А.Ю., Карпова С.И., 2022

original article

Organizational and pedagogical conditions for formation of reader interest in fiction among older preschoolers

Anastasia Yu. Borshevskaya ® © , Svetlana I. Karpova

©

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Dr., Moscow 129226, Russian Federation

® [email protected]

Abstract. The issue of reading interest formation among older preschoolers is relevant due to the general decline in reading culture in modern society, the underestimation of the fiction role by parents and the introduction of children to reading for their intellectual, social, artistic, aesthetic and psycho-emotional development. Parents stopped reading books to their children, using electronic audiovisual products as a means of children's knowledge of the world around them; as a result, modern preschoolers develop outside the context of book culture, which negatively affects their mental development. The aim of the study is to develop organizational and pedagogical conditions that ensure formation effectiveness of reader interest in fiction among older preschoolers based on the scientific sources analysis. Reader interest in senior preschool age is a dynamic personal formation, which manifests itself in the child's conscious and selective attitude in choosing the types and genres of works of fiction to meet cognitive and artistic and aesthetic needs. The effectiveness of the reader interest formation among 7-year-old children will be facilitated by the implementation of complex with organizational and pedagogical conditions in the preschool institution educational practice. The complex includes development of a model and program of pedagogical support for reader interest formation in fiction among older preschoolers, social partnership relations with a children's library, developing subject-spatial environment in the preschool group, enriched with didactic and subject material focused on the literary development of older preschoolers.

Keywords: reader interest; model; older preschoolers; organizational and pedagogical conditions

There is no conflict of interests

For citation: Borshevskaya A.Yu., Karpova S.I. Organizational and pedagogical conditions for formation of reader interest in fiction among older preschoolers. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 66-77. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-66-77

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования читательского интереса у старших дошкольников обусловлена общим снижением читательской культуры в современном обществе и, как следствие, недооценкой взрослыми роли художественной литературы и приобщения детей к чтению для их полноценного интеллектуального, социального, художественно-эстетического и психоэмоционального развития.

В условиях создания открытого информационного общества и цифровизации всех сфер общественной жизни во многих семьях перестали читать детям книги. В качестве средств

познания ребенком окружающего мира, начиная с раннего возраста, родители используют компьютерные программы, видеоигры, анимационные фильмы, телевизионные передачи и др. В итоге дети привыкают к восприятию постоянно движущихся ярких кадров с готовой информацией, не требующей критического анализа и собственной интерпретации. Учась в школе, они становятся не в состоянии полностью понять и воспроизвести смысл прочитанного печатного текста, у них фрагментарное восприятие, неразвитое воображение, скудный словарный запас, поверхностное мышление.

Ученые (Н.Л. Голубева, З.А. Гриценко, Н.Е. Добрынина, З.И. Кадынцева, Т.А. Новикова, И.Н. Тимофеева, Л.В. Сокольская,

Л.В. Трубайчук и др.) отмечают, что современные дети начинают серьезное общение с книгой только на этапе обучения в начальной школе, и это учебные книги. Цели обучения чтению в начальной школе сужаются до овладения учащимися техническими навыками работы с текстом (поиск, извлечение и воспроизведение информации, заключенной в тексте), развития умений запомнить и пересказать текст, находить в нем те или иные элементы (Л.И. Беленькая, З.Н. Новлянская, Н.Н. Светловская, О.В. Чиндилова и др.). На уроках литературы учителями недостаточно реализуются функциональные связи между чтением художественных произведений и обогащением личного опыта обучающихся, осознания ими социальных явлений, происходящих в обществе, их духовно-нравственным и художественно-эстетическим развитием. Педагоги не уделяют должного внимания воспитанию эмоциональной чуткости к художественному слову, выразительным средствам литературного языка, углублению эмоционально-ценностного восприятия литературного произведения. В итоге у учащихся не формируется читательский интерес и читательские предпочтения, проявляющиеся в осознанном и избирательном отношении в выборе видов и жанров литературных произведений для удовлетворения познавательных и художественно-эстетических потребностей. По данным библиотечных исследований (О.Л. Кабачек, Е.В. Куликова, Т.А. Новикова и др.), к чтению книг, в том числе и произведений художественной литературы, современные школьники обращаются в основном с деловыми запросами, чтобы получить информацию, необходимую для выполнения учебных заданий (деловое чтение). Они не «включают эмоции» при чтении, не сопереживают героям, умея бегло читать, школьники не видят смысла в чтении художественной литературы и не получают от этого удовольствия [1].

Несформированность у детей в дошкольном возрасте интереса к книге и чтению-слушанию литературных произведений приводит к отсутствию потребности в чтении и младшем школьном возрасте и невозможности сформировать эту потребность на ступенях средней и старшей школы.

Цель исследования заключается в разработке организационно-педагогических усло-

вий, обеспечивающих эффективность формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Историко-педагогический анализ эволюции научных представлений о понятиях «детское чтение» и «ребенок-читатель» свидетельствует о выделении учеными нескольких периодов в становлении системы научных представлений о детском чтении и ребенке-читателе.

Первым является период 1920-х гг., он связан с созданием в 1920 г. при Наркомпросе РСФСР Института детского чтения (с 1923— 1930 гг. - отдел детского чтения Института методов внешкольной работы, с 19311933 гг. - Институт детской литературы и детского чтения). Благодаря деятельности сотрудников института (Т.А. Григорьевой, А.К. Покровской, П.А. Рубцовой и др.) были сформированы научные основы изучения детской литературы, разработаны теоретические основы педагогики детского чтения, включая теорию и методику руководства детским чтением, концептуальные основы работы детских библиотек. Особое значение представляют исследования Института в области психологии восприятия детьми на разных возрастных этапах текста литературных произведений, позволивших специалистам Института сделать следующие выводы.

1. Большинство детей в процессе восприятия текста литературного произведения выделяют: детализированную тему, эпизод, сюжетную линию, главных героев и общее настроение произведения. Поэтому требования к детским произведениям художественной литературы заключаются в следующем: наличие динамичного увлекательного сюжета, ярких эпизодов и художественных образов главных героев; четкие границы между добром и злом; живой ясный язык повествования; оптимизм; наличие иллюстраций, отвечающих возрастным особенностям восприятия детей и подростков.

2. Наиболее эффективными методами развития у детей интереса к чтению художественной литературы являются:

- беседы с взрослыми о прочитанном, помогающие лучше понять смысл литературного произведения;

- драматизация сюжета (или отдельных ярких эпизодов), предоставляющая возможность лучше прочувствовать характер и поступки героев произведения;

- иллюстративное рисование по сюжетам литературных произведений [2].

Второй период в развитии научных представлений о детском чтении и ребенке-читателе относится к 1940-1980 гг. и связан с ленинградской научной школой (И.И. Тихомирова, М.А. Чусовитина и др.), представителями которой были исследованы вопросы социально-педагогического взаимодействия семьи, дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и детских библиотек. В период 1960-1980 гг. интенсивно исследовались вопросы о роли семьи и руководства детским чтением в условиях семейного воспитания (О.Л. Кабачек, З.И. Кадынцева и др.) [3; 4]. Было установлено, что для успешного руководства детским чтением и становления ребенка-читателя важная роль принадлежит семье, поскольку читательская деятельность ребенка начинается задолго до начала обучения чтению в общеобразовательной школе. Именно в семье близкие взрослые знакомят впервые ребенка с книгой и реализуют такие виды читательской деятельности, как «чтение-слушание», «чтение-разглядывание», «чтение-общение», «чтение-переживание». Посредством чтения вслух ребенку литературных произведений и их обсуждения взрослые формируют у ребенка способность трансформировать содержание литературного текста в содержание личного опыта, содействуют присвоению им социальных норм и культурных ценностей. От отношения близких взрослых к книге, понимания ими важности ознакомления детей с художественной литературой и совместного чтения литературных произведений для их интеллектуального и психоэмоционального развития зависит формирование у детей потребности в чтении и привычки к вдумчивому восприятию литературного текста с целью постижения его смысла. Учеными была обоснована необходимость сотрудничества социальных институтов (семьи, детского сада, школы) для успешного руководства детским чтением и формирования читательской деятельности детей [5].

Третий (современный) период в формировании системы научных представлений о детском чтении и ребенке-читателе ученые связывают с началом 1990-х гг. и проведенными исследованиями в условиях новой социально-культурной ситуации в стране. Теоретический анализ современных научных источников (З. И. Гриценко, В.Н. Макарова, Е.И. Матвеева, С.Д. Томилова, О.С. Ушакова, О.В. Чиндилова и др.) показал, что проблема формирования читательского интереса старших дошкольников рассматривается в контексте литературного развития и непрерывного литературного образования, преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Определяя дошкольное детство как первую ступень литературного образования, ученые считают, что его главной целью является формирование читательской деятельности дошкольников, включающей такие умения детей, как: определение литературного жанра (поэзия, проза, фольклор) после прослушивания произведения; понимание основной идеи литературного произведения, мотивов поведения литературных героев, оценивание их характеров и поступков и др. Эти умения ребенка-читателя формируются в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и специальной педагогической деятельности, направленной на развитие художественно-эстетического восприятия и понимания смысла литературного произведения. Цель литературного развития старших дошкольников заключается в приобретении детьми читательского опыта, формировании интереса к чтению, проявляющегося не только в умении воспринимать и понимать смысл художественного произведения, но в способности к самовыражению в разных видах художественно-речевой деятельности [6].

Информационный потенциал литературных произведений способствует познавательному развитию дошкольников, поэтому читательский интерес рассматривается как разновидность познавательного интереса (В.В. Гер-бова, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, В.И. Логинова, О.С. Ушакова, О.В. Чиндило-ва). Ученые обращают внимание на действенную природу читательского интереса, проявляющегося не только в осознанном и избирательном отношении ребенка в выборе видов и жанров художественной литературы для удов-

летворения познавательных и художественно-эстетических потребностей, но и в художественно-речевой деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам определить читательский интерес ребенка старшего дошкольного возраста как динамическое личностное образование, проявляющееся в осознанном и избирательном отношении ребенка в выборе видов и жанров произведений художественной литературы для удовлетворения познавательных и художественно-эстетических потребностей.

Также нами были выявлен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий формирование у старших дошкольников читательского интереса к художественной литературе, включающий:

- разработку и реализацию модели педагогического сопровождения формирования читательского интереса у старших дошкольников к художественной литературе, структуру которой образуют целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный компоненты;

- выстраивание отношений социального партнерства дошкольной образовательной организации с детской библиотекой, реализующей педагогические функции развития старших дошкольников как читателей и содействия формированию педагогических компетенций педагогов и семьи в области педагогики детского чтения;

- создание в дошкольной группе развивающей предметно-пространственной среды (РППС), обогащенной дидактическим и предметным материалом, ориентированным на литературное развитие старших дошкольников.

Мы рассматриваем педагогическое сопровождение как особый вид взаимодействия участников образовательных отношений, направленный на разработку содержания и реализацию педагогически целесообразных мер воздействия на образовательный процесс с целью обеспечения его эффективности для достижения прогнозируемых результатов (В.А. Калягин, И.Э Куликовская, М.В. Шакурова, Н.О. Яковлева и др.).

Модель педагогического сопровождения формирования у старших дошкольников чи-

тательского интереса к художественной литературе базируется на положениях деятель-ностного, системного, личностно-ориентиро-ванного, диалогического и компетентностно-го подходов. Согласно деятельностному подходу педагогическое сопровождение ориентировано на создание условий для конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на эффективность формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе. В соответствии с системным подходом педагогическое сопровождение проектируется как педагогическая система, включающая взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный). Каждый компонент имеет цель, задачи, методы и формы организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, в комплексе обеспечивающие достижение главной цели - сформированность читательского интереса у детей 6-7 лет. Личностно-ориентированный поход предполагает осуществлять разработку содержания педагогического сопровождения формирования читательского интереса старших дошкольников с учетом результатов диагностики и личностных особенностей детей. Диалогический подход обусловливает выстраивание взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, специалистов детской библиотеки и семьи как равноправных партнерских отношений, направленные на поиск совместных способов решения актуальных проблем в литературном развитии ребенка, объединять усилия, планирование результата и координацию совместных действий в процессе его достижения. Компетентностный подход предполагает выявление перечня педагогических компетенций, обеспечивающих субъектам образовательного процесса продуктивное взаимодействие и организацию в дошкольном учреждении методического обеспечения, ориентированного на их формирование и совершенствование.

Структура модели педагогического сопровождения формирования читательского интереса у старших дошкольников к художественной литературе включает:

- целевой компонент определяет цель, задачи, теоретические подходы и принципы

к разработке содержания и организации педагогического сопровождения, а также прогнозируемые результаты;

- содержательный компонент представлен программой педагогического сопровождения, включающей три блока программных мероприятий для субъектов образовательного процесса (старших дошкольников, воспитателей дошкольного учреждения, родителей воспитанников);

- организационный компонент предполагает создание методического обеспечения образовательного процесса (разработка методических рекомендаций, материалов для организации и проведения семинаров, мастер-классов, «круглых столов» и др.) с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов и формирования педагогических компетенций родителей (семьи) в области литературного образования старших дошкольников;

- оценочно-результативный компонент содержит анализ и обобщение информации о динамике сформированности читательского интереса у детей 6-7 лет, общую оценку эффективности реализации педагогического сопровождения.

Модель педагогического сопровождения формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе отражена на рис. 1.

Второе условие предполагает выстраивание отношений социального партнерства дошкольного учреждения с детской библиотекой и семьями воспитанников. Реализация данного условия предусматривает разработку календарного плана регулярных мероприятий культурно-просветительского и методического характера, проводимых специалистами детской библиотеки и направленных на литературное развитие старших дошкольников, повышение уровня педагогической компетентности воспитателей и формирование педагогических компетенций родителей воспитанников в области ознакомления с методиками читательской деятельности дошкольников и формирования культуры семейного чтения [6].

Третье условие (создание в дошкольной группе РППС, обогащенной дидактическим и предметным материалом для литературного развития старших дошкольников) предпола-

гает использование в образовательном процессе мобильных дидактических модулей, которые скомпонованы в соответствии с содержанием раздела «Приобщение к художественной литературе» (образовательная область «Речевое развитие») примерной образовательной программы «От рождения до школы» [7].

В соответствии с логикой ознакомления детей 6-7 лет с произведениями художественной литературы, представленной в Программе «От рождения до школы» на три квартала учебного года, каждый дидактический модуль содержит:

- печатные книги с текстами литературных произведений, предназначенных для детского чтения;

- копии иллюстраций детских художников к литературным произведениям, включенным в круг детского чтения;

- дидактические игры, направленные на формирование у детей начальных литературоведческих знаний и художественно-речевого творчества;

- электронные диски с записью мультипликационных и художественных фильмов по сюжетам народных и авторских сказок, произведений отечественных и зарубежных детских писателей, составляющих круг чтения старших дошкольников.

Программа педагогического сопровождения формирования читательского интереса старших дошкольников содержит три блока мероприятий: для детей 6-7 лет, родителей (членов семьи) воспитанников и педагогов-воспитателей дошкольного учреждения.

Первый блок мероприятий ориентирован на старших дошкольников, включает непосредственно-образовательную деятельность по формированию у детей 6-7 лет художественно-эстетического восприятия литературных произведений, их подготовку для участия в мероприятиях, организованных и проводимых специалистами детской библиотеки. В данный блок программы входит комплекс литературных занятий, в процессе которых решаются следующие задачи: развитие у детей художественно-эстетического восприятия текста литературного произведения; формирование способности различать и правильно называть языковые выразительно-изобразительные средства (эпитеты, гипербола,

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе Fig. 1. Model of pedagogical support for formation of reader interest in fiction among older preschoolers

сравнение, метафора); формирование художественно-речевых умений посредством творческого рассказывания, сочинения сказок, рассказов.

Основываясь на положениях концепции обогащения содержания образования, определяемой как эффективный путь развития детской одаренности, считаем возможным для расширения читательского кругозора и формирования художественно-речевого творчества детей включать в содержание занятий ознакомление дошкольников с литературными произведениями, выходящими за границы традиционного круга чтения, представленного в примерных основных образовательных программах дошкольного образования [8]. Например: «Серебряное копытце» (П. Бажов); «Белые амадины», «Гусиное горлышко» (В. Драгунский); рассказы: «Живая шляпа», «Заплатка» (Н. Носов); поэзия: «Чародейкою зимою» (Ф. Тютчев), «Печальная береза» (А. Фет). Эти высокохудожественные произведения разных литературных жанров с яркими художественными образами активизируют творческое воображение детей седьмого года жизни, способствуют проявлению их творческой инициативы в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Формирование читательского интереса старших дошкольников неразрывно связано с формированием эстетического восприятия текста литературных произведений разных жанров и художественно-речевой деятельностью. Эстетическое восприятие проявляется в эмоциональной реакции ребенка на красоту выразительных средств языка, под его влиянием активизируются воображение и художественно-образное мышление, формируются основы эстетического сознания, появляется интерес к чтению-слушанию литературных произведений, в процессе которого удовлетворяются художественно-эстетические и познавательные потребности ребенка.

Для развития творческого воображения применяются методы иллюстрирования содержания произведения (рисование), творческий пересказ, например, с заданием придумать другой вариант событий, рассказ от лица героя литературного произведения. В процессе анализа текста литературного произведения используются:

- методика диалогового чтения, предполагающая диалог читателя с автором произведения во время чтения, смысл заключается в том, чтобы читатель находил в тексте скрытые или прямые авторские вопросы, побуждающие его думать и предвосхищать варианты финала сюжета, активизировать работу творческого воображения, проверять, совпадают ли его предположения и прогнозы с авторским замыслом;

- методика вдумчивого медленного чтения, в основе которой находится прием комментирования текста, читая детям литературное произведение, педагог обращает внимание на образные яркие моменты в тексте, и с целью усиления эмоциональной реакции и активизации воображения детей комментирует текст;

- методика фасилитированного (обучающего) диалога, разработанная О.В. Чин-диловой для старших дошкольников и младших школьников, цель фасилитированного диалога - «помочь ребенку понять, откуда и как рождаются вопросы к тексту, осознать их логику, чтобы в отсутствии взрослого он смог сам осмысливать прочитанное» [9, с. 127];

- технология продуктивного чтения, ориентированная на обеспечение преемственности в литературном развитии детей на ступенях дошкольного и начального общего образования; технология включает три этапа работы с текстом литературного произведения, каждый из которых направлен на ценностно-смысловое восприятие детьми текста художественного произведения [10].

Первый блок программы педагогического сопровождения для дошкольников включает также план мероприятий, проводимых специалистами детской библиотеки (один раз в месяц) совместно с педагогами дошкольного учреждения, приветствуется участие родителей. При составлении плана и содержания мероприятий следует исходить из программного содержания целей и задач раздела «Приобщение детей к художественной литературе» в подготовительной группе. Фрагмент календарного плана мероприятий первого блока программы представлен в табл. 1.

Таблица 1

Фрагмент календарного плана мероприятий для старших дошкольников

Table 1

Fragment of events calendar plan for older preschoolers

Месяц Month Тема мероприятия Event theme Цель Aim

Октябрь October Экскурсия в детскую библиотеку, встреча со специалистами детской библиотеки, тема «Где живут книги» Guided tour to the children's library, meeting with specialists of the children's library, topic "Where books live" Знакомство детей с детской библиотекой (читальными залами, стеллажами для книг, их видами, формулярами и др.). Рассказ специалистов библиотеки на примере одного стеллажа о принципе расстановки книг (по буквам алфавита), предназначении читательских формуляров и т. д. Acquaintance of children with the children's library (reading rooms, book shelves, their types, form sheets etc.). Explanation by library specialists about the arrangement principle of the books (set in alphabetical order), purpose of the readers form sheets, etc. with example of one book shelf

Ноябрь November Библиотечный мини-урок на тему «Профессия - художник-иллюстратор, путешествие в страну сказок и красок» Library mini-lesson "Profession - illustrator, journey to the land of fairy tales and colors" Познакомить старших дошкольников с творчеством именами наиболее известных детских иллюстраторов: И.Я. Билибин, Ю.А. Васнецов, Б.А. Дехтерев, Н.И. Устинов, Е.И. Чарушин. Выставка книг с иллюстрациями художников Acquaintance of older preschoolers with the creative work through the names of the most famous children's illustrators: I.Ya. Bilibin, Yu.A. Vasnetsov, B.A. Dekhterev, N.I. Ustinov, E.I. Charushin. Exhibition of books with artists illustrations

Декабрь December Литературно-музыкальная гостиная «Зима в поэзии, музыке и живописи». Проводится совместно с городской школой искусств на базе детской библиотеки Literary and musical living room "Winter in poetry, music and painting". It is held jointly with the City School of Arts on the basis of the children's library Формирование художественно-эстетического восприятия дошкольников на основе интеграции выразительно-изобразительных средств разных видов искусств (поэзии, музыки, живописи). Ознакомление с литературными, музыкальными и художественными произведениями, посвященными картинам зимней природы Formation of artistic and aesthetic perception of preschoolers based on the integration of expressive and visual means of different types of arts (poetry, music, painting). Display of literary, musical and artistic works dedicated to winter nature paintings

Таблица 2 Фрагмент календарного плана мероприятий для родителей воспитанников Table 2 Fragment of events calendar plan for students' parents

Месяц Month Тема мероприятия Event theme Цель Aim

Октябрь October Встреча-знакомство, дискуссия на тему «Стоит ли сегодня возрождать традицию семейного чтения» Get-acquainted meeting, discussion "Is it worth reviving the tradition of family reading today" Познакомиться с родителями воспитанников, выявить круг их читательских интересов и предпочтений, организовать дискуссию на тему «Стоит ли сегодня возрождать традиции семейного чтения». Обсудить с родителями понятия: «детское чтение», «книжная культура», проблему организации детского чтения на этапе дошкольного образования и в начальной школе Acquaintance with students' parents, identification of their reading interests and preferences area, organization of a discussion "Is it worth reviving the traditions of family reading today". Discussion with parents the concepts of "children's reading", "book culture", issue of children's reading organizing at the stage of preschool education and in elementary school

Ноябрь November Семинар-практикум на тему «Методы руководства детским чтением» Workshop "Methods of guiding children's reading" Познакомить родителей с методами формирования у детей ценностно-смыслового восприятия литературных произведений (критерии выбора литературного произведения для чтения, вопросы для обсуждения содержания произведения в процессе беседы с ребенком и др.). Познакомить с картотекой дидактических игр, направленных на развитие литературоведческих знаний у детей Acquaintance of parents and the methods of forming the value-semantic perception of literary works among children (criteria for choosing a literary work for reading, questions for discussing the content in a conversation with a child, etc.). Acquaintance with the card index of didactic games aimed at developing literary knowledge among children

Декабрь December Интерактивная лекция для родителей и воспитателей «Современные программы по приобщению детей к чтению» Interactive lecture for parents and educators "Modern programs for introducing children to reading" Познакомить воспитателей и родителей с проектом Российской государственной детской библиотеки «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» и сборником авторских программ литературных занятий с детьми от 5-9 лет, разработанных специалистами-психологами Российской государственной детской библиотеки Acquaintance of educators and parents with the project of the Russian State Children' s Library "Workshop of author' s programs for introducing children to reading" and a collection of author's programs of literary classes with children 5-9 years old, developed by psychologists of the Russian State Children's Library

Второй блок программы адресован родителям воспитанников (членам семьи), включает проведение мероприятий специалистами детской библиотеки совместно с педагогами дошкольного учреждения, в процессе которых родителям объясняют необходимость систематического чтения и обсуждения с ребенком содержания литературных произведений, знакомят с программами детского чтения, оказывают методическую помощь в подборе произведений художественной литературы. Задачи: раскрыть уникальный потенциал произведений художественной литературы и детского чтения для интеллектуального, психоэмоционального и духовно-нравственного развития дошкольников, их успешного обучения в школе; познакомить с современными программами детского чтения; показать роль деятельности взрослого

как посредника в приобщении ребенка к книге, обучить методам руководства детским чтением. Фрагмент календарного плана мероприятий для родителей представлен в табл. 2.

Третий блок мероприятий включает мероприятия для воспитателей дошкольного учреждения (семинары, консультации, круглые столы и др.), организованные старшим воспитателем совместно со специалистами детской библиотеки. Задачи: ознакомление с фондами детской библиотеки, мультимедийными ресурсами, новыми поступлениями произведений детских писателей и поэтов, современными методическими пособиями и методиками организации читательской деятельности детей. Фрагмент календарного плана мероприятий для воспитателей дошкольного учреждения представлен в табл. 3.

Таблица 3

Фрагмент календарного плана мероприятий для воспитателей дошкольного учреждения

Table 3

Fragment of events calendar plan for preschool teachers

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Месяц Month Тема мероприятия Event theme Цель Aim

Октябрь October Консультация «Как правильно пользоваться современными библиотечными фондами» Consultation "How to use modern library collections correctly" Знакомство с современной детской библиотекой как технологичным мультикультурным центром литературного развития детей и родителей. Познакомить воспитателей с библиотечными фондами, мультимедийными ресурсами, современными методическими пособиями по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и др. Acquaintance with the modern children's library as a technological multicultural center for literary development of children and parents. Demonstration to educators library collections, multimedia resources, modern methodological manuals for preschoolers awareness of fiction, etc.

Ноябрь November Семинар «Организация центра детской художественной литературы в группе как интерактивного образовательного пространства» Seminar "Organization of center for children's fiction in a group as an interactive educational space" Обсуждение вопросов создания и оформления центра детской художественной литературы в группе (маркеры пространства «Читальный зал», «Прием и выдача книг» и др.). Оснащение дидактическим материалом для формирования литературоведческих знаний и детского художественно-речевого творчества Discussion of the creation and design of the children's fiction center in the group (markers of the space "Reading room", "Reception and delivery of books", etc.). Didactic material for the formation of literary knowledge and children's artistic and speech creativity

Декабрь December Круглый стол «Педагогический потенциал мультипликации для развития детского чтения и формирования читательского интереса у детей» Panel discussion "Pedagogical potential of animation for children's reading development and the reader interest formation among children" Обсуждение педагогических требований к аудиовизуальному контенту анимационных фильмов по мотивам детских литературных произведений. Методика педагогического сопровождения просмотра детьми мультипликационных фильмов: беседа, обсуждение сюжета, сравнение выразительных средств анимации с выразительными средствами литературного языка в тексте произведения и т. д. Ознакомление воспитателей и родителей с образовательным проектом для детей 5-7 лет студии «Союзмультфильм», модуль «Художественная литература» Discussion of pedagogical requirements for the audiovisual content of animated films based on children's literary works. Methods of pedagogical support for children watching animated films: conversation, discussion of the plot, comparison of expressive means of animation with expressive means of literary language in the text, etc. Demonstration to educators and parents the educational project for children 5-7 years by "Soyuzmultfilm", the module "Fiction"

Мероприятия программы педагогического сопровождения формирования читательского интереса у старших дошкольников к художественной литературе направлены на продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), ориентированного на овладение детьми 6-7 лет основами читательской деятельности, включающей:

- осознанное отношение ребенка к выбору книг для чтения-слушания;

- появление личных предпочтений литературных жанров, писателей, поэтов и их произведений;

- владение опытом художественно-речевой деятельности (выразительное чтение стихотворений, пересказ, творческое рассказывание, участие в театрализованных постановках и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальных классов сталкиваются с серьезными трудностями в

процессе приобщения детей к книге, формирования у них художественно-эстетического восприятия литературных произведений, читательских интересов и предпочтений.

Педагогам крайне трудно сформировать у ребенка потребность в чтении художественной литературы, если в семье не читают книг, отсутствует традиция совместного чтения и обсуждения прочитанного.

Реализация в образовательной практике дошкольных учреждений организационно-педагогических условий формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе обеспечит конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и специалистов детской библиотеки, интеграцию их профессиональных и личностных ресурсов для литературного развития дошкольников.

Сформированный в старшем дошкольном возрасте читательский интерес к произведениям художественной литературы является предиктором успешности овладения ребенком читательской деятельностью на ступени начального общего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кабачек О.Л. Влияние библиотечных программ на уровень читательского развития школьников // Библиотековедение. 2013. № 6. С. 60-65.

2. Калужская Ю.А. Институт детского чтения: завершающий этап деятельности (1931-1933 гг.) // Библиотечное дело. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания. М., 2002. С. 238239.

3. Кабачек О.Л. Спутники культуры, или что делать с этими родителями? Проблемы культуры чтения в семье // Советское библиотековедение. 1981. № 1. С. 44-50.

4. Кадынцева З.И. Папа, мама и книга: об индивидуальной работе библиотеки с родителями // Библиотекарь. 1978. № 5. С. 30-32.

5. Шапошникова Е.А. Воспитание юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и детской библиотеки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № T10. С. 326-330.

6. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя // Образование и наука. 2009. № 2 (59). С. 85-96.

7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Верак-сы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 336 с.

8. Савенков А.И., Карпова С.И., Вершинина Н.А. Обогащение содержания образования как фактор развития детской одаренности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 3 (21). С. 73-83.

9. Чиндилова О.В. Технология чтения-слушания на занятиях с дошкольниками. М.: Баласс, 2008. 160 с.

10. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100». М.: Баласс, 2010. 208 с.

REFERENCES

1. Kabachek O.L. The impact of library programs on the level of reader development of schoolchildren. Bibliotekovedenie = Library and Information Science (Russia), 2013, no. 6, pp. 60-65. (In Russian).

2. Kaluzhskaya Yu.A. Institute of children's reading: the final stage of activity (1931-1933). In: Librarianship. Library Education and Practice: the Search for Mutual Understanding. Moscow, 2002, pp. 238-239. (In Russian).

3. Kabachek O.L. Cultural companions, or what to do with these parents? Problems of reading culture in the family. Sovetskoe bibliotekovedenie = Soviet Library Science, 1981, no. 1, pp. 44-50. (In Russian).

4. Kadyntseva Z.I. Dad, mom and the book: about the individual work of the library with parents. Bibliotekar' = Librarian, 1978, no. 5, pp. 30-32. (In Russian).

5. Shaposhnikova E.A. Education of a young reader in the conditions of partnership between a preschool institution, a family and a children's library. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» = The Periodical Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept", 2016, no. T10, pp. 326-330. (In Russian).

6. Tomilova S.D. Fundamentals of literary development of a preschool child as a potential reader. Obrazovanie i nauka = Education and Science Journal, 2009, no. 2 (59), pp. 85-96. (In Russian).

7. Veraksa N.E., Komarova T.S., Dorofeeva E.M., eds. From Birth to School. Innovative Preschool Education Program. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2019, 336 p. (In Russian).

8. Savenkov A.I., Karpova S.I., Vershinina N.A. Education content enrichment as a factor of children's gifted-ness development. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = Vestnik of Moscow City University. Series «Pedagogy and Psychology», 2012, no. 3 (21), pp. 73-83. (In Russian).

9. Chindilova O.V. Technology of Reading-Listening in the Classroom with Preschoolers. Moscow, Balass Publ., 2008, 160 p. (In Russian).

10. Chindilova O.V. Technology of Productive Reading at Different Stages of Continuous Literary Education in "School 2100". Moscow, Balass Publ., 2010, 208 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Борщевская Анастасия Юрьевна - аспирант, департамент педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/QQQ0-QQQ2-9994-0347 Вклад в статью: поиск и анализ литературы, проведение исследования, написание текста статьи.

Карпова Светлана Ивановна - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: karpova [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-QQQ1-9663-1592 Вклад в статью: общая идея статьи, систематизация и обобщение литературы, написание текста статьи.

Anastasia Yu. Borshevskaya - Post-Graduate Student, Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9994-0347 Contribution: main study conception, literature classification and evaluation, article text writing.

Svetlana I. Karpova - Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: karpova [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 Contribution: literature search and analysis, research processing, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.