Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сомов В. А., Сапожников С. М.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи попыток фальсификации истории России и качества образования в условиях масштабного развития цифровых образовательных технологий. Авторы считают, что индивидуально ориентированное понимание дефиниции «качество образования» противоречит общегосударственным задачам обеспечения национальной безопасности. Среди наиболее уязвимых аспектов фальсификации исторического образования авторы называют историю Великой Отечественной войны, которая стала примером приоритета общественных ценностей над индивидуальными. В связи с этим авторы предлагают усовершенствовать нормативную базу регулирования преподавания истории вне сетевых форм обучения и соотнести дефиницию «качество образования» с категорией «традиционные духовно-нравственные ценности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FALSIFICATION OF HISTORY IN THE PROCESS OF DIGITALISATION OF EDUCATION

The article deals with the problem of the correlation between the attempts to falsify Russian history as well as the quality of education in the context of large-scale development of digital educational technologies. The authors believe that an individually oriented understanding of the term «quality of education» contradicts the nationwide objectives of ensuring national security. Among the most vulnerable aspects of falsification of historical education, the authors name the history of the Great Patriotic War, which has become an example of the priority of public values over individual ones. In this regard, the authors suggest the improvement of the regulatory framework for the teaching of history beyond online forms of education and the correlation between the term «quality of education» and the category of «traditional spiritual and moral values».

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Духовно-нравственный контент образования

Проблема фальсификации истории в условиях цифровизации образования

С. М. САПОЖНИКОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права, государства и судебной власти Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия [email protected]

В. А. СОМОВ, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин НГПУ им. К. Минина, профессор кафедры теории и истории права, государства и судебной власти Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи попыток фальсификации истории России и качества образования в условиях масштабного развития цифровых образовательных технологий. Авторы считают, что индивидуально ориентированное понимание дефиниции «качество образования» противоречит общегосударственным задачам обеспечения национальной безопасности. Среди наиболее уязвимых аспектов фальсификации исторического образования авторы называют историю Великой Отечественной войны, которая стала примером приоритета общественных ценностей над индивидуальными. В связи с этим авторы предлагают усовершенствовать нормативную базу регулирования преподавания истории вне сетевых форм обучения и соотнести дефиницию «качество образования» с категорией «традиционные духовно-нравственные ценности».

Annotation: The article deals with the problem of the correlation between the attempts to falsify Russian history as well as the quality of education in the context of large-

scale development of digital educational technologies. The authors believe that an individually oriented understanding of the term «quality of education» contradicts the nationwide objectives of ensuring national security. Among the most vulnerable aspects of falsification of historical education, the authors name the history of the Great Patriotic War, which has become an example of the priority of public values over individual ones. In this regard, the authors suggest the improvement of the regulatory framework for the teaching of history beyond online forms of education and the correlation between the term «quality of education» and the category of «traditional spiritual and moral values».

Ключевые слова: цифровизация образования, качество образования, фальсификация истории, стратегия национальной безопасности, Великая Отечественная война

Keywords: digitalization of education, quality of education, falsification of history, national security strategy, Great Patriotic War

Существующая тенденция к расширению применения в сфере образования электронного и дистанционного обучения и снижения аудиторной (контактной) работы преподавателя с обучающимся является сегодня одной наиболее обсуждаемых проблем. Инновационные процессы в образовании носят объективный и, пожалуй, необратимый характер. В то же время неоправданно низким остается уровень критического отношения к результатам использования цифровых технологий как способа передачи образовательно значимых данных. Исследователи неоднократно обращали внимание на необходимость более вдумчивого анализа и прогнозирования возможных негативных последствий неограниченного применения электронных средств обучения. Так, Е. А. Акользина, проанализировав работы специалистов в вопросе применения электронных средств обучения, выделила ряд существенных, по ее мнению, недостатков, к которым, в том числе, относится технологизация учебного процесса, способствующая «формированию излишнего индивидуализма, а, следовательно, разрушению целостности личности [1, с. 96].

Тенденция к индивидуализации образовательного процесса напрямую связана с легальной дефиницией «качество образования». Согласно статье 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Фе-

дерации, «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [8]. Очевидно, что приведенная в законе формулировка максимально индивидуализирует отношение заинтересованных сторон к показателям качества образования, минимизирует его социальную значимость. Другими словами, качественным, по определению, является то образование, результаты которого удовлетворяют непосредственно самого обучающегося (физическое лицо) или юридическое лицо, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность (здесь и далее курсив наш — авт.).

Характерно, что именно «индивидуально организованная образовательная среда», является сегодня трендом циф-ровизации образования. Вот как об этом говорится в одной из активно разрабатываемых сегодня образовательных программ: «Учащемуся предоставляется возможность

планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени (в пределе — полностью) самим учащимся (в индивидуализированном обучении — педагогом с учетом индивидуальных особенностей обучающегося)» [11].

Все вышесказанное не может не вызывать определенной обеспокоенности наличия мотивационной дихотомии субъектов образовательного процесса: «общественная полезность» — «индивидуальная значимость». Вопрос о степени полезности такого образования для общества также остается дискуссионным. Как отмечают Ю. Б. Рубин и Э. Ю. Соболева, «при проведении процедур оценки качества высшего образования следует принимать во внимание интересы всех заинтересованных сторон сферы образования» [13, с. 32, 38]. При этом трудно не согласиться с Ю. Г. Беляевым, который считает, что «среди задач национального проекта по патриотическому воспитанию следует, прежде всего, выделить задачу гражданского, духовного объединения всех граждан страны любого возраста в социально осмысленное сообщество» [2, с. 5]. В связи с этим представляется логически непротиворечивым следующее утверждение: то, что не является полезным для общества, в перспективе может нести ему вред. Следовательно, проблема общественной опасности индивидуально-ориентированного образования также требует специального анализа. В качестве аргументации достаточно упомянуть, что Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года к духовно-нрав-

Традиционные духовно-нравственные ценности — исторически сформировавшийся комплекс мотивационных приоритетов, определяющих духовный облик поколения.

ственным ценностям относит в частности «стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [16]. Другими словами, формирование личности, ориентированной на решение социально значимых задач, является составной частью стратегического планирования развития Российской Федерации. Индивидуально ориентированный характер дефиниции «качество образования» в условиях стремящейся к пределу цифровизации вступает в противоречие с необходимостью сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это противоречие в перспективе может привести (и уже приводит) к размыванию этих ценностей (снижению влияния на социальное поведение), в чем можно усмотреть перспективу наступления неблагоприятных последствий.

Традиционные духовно-нравственные ценности — исторически сформировавшийся комплекс мотивационных приоритетов, определяющих духовный облик поколения. Передача ценностно-культурного кода от одного поколения к другому происходит в первую очередь посредством изучения и преподавания истории. Неудивительно, что именно история является ключевым образовательным предметом, который все чаще используется противниками России в качестве информационного оружия. На это обращено особое внимание в официальных документах: «Информационно-психологические диверсии и "вестернизация" культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета. Участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа» [7]. В контексте данной проблемы необходимо обратить особое внимание именно на то, как сетевые формы цифрового воздействия влияют на историческое

сознание молодого поколения, при которых непосредственный контакт обучающегося с преподавателем сведен к минимуму, а образовательная информация доступна обучающемуся лишь в опосредованной, цифровой форме. В результате именно молодежь становится объектом применения информационного оружия и трансформации духовно-нравственных ценностей с целью политического воздействия на Российскую Федерацию. Исследователи неоднократно отмечали прямую взаимосвязь изменения ценностных установок молодежи с подготовкой и осуществлением так называемых «цветных революций». Примечательно в этом отношении мнение П. А. Меркулова о том, что «сама же молодежь, несмотря на свою активность, по своей сути являлась не субъектом происходящих политических процессов, а исключительно объектом манипуляций и средством достижения нужных целей со стороны "режиссеров" — организаторов этих "революций"» [6, с. 64—65].

Исчерпывающий анализ влияния ма-нипулятивного искажения отечественной истории приведен в классической работе И. Ю. Сундиева и А. А. Смирнова [17]. Авторы приводят характеристики «организационного оружия», которое, по их мнению, «отражает историческую тенденцию перехода от войн с истреблением противника к войнам, ориентированным на его "самодезорганизацию" и "самодезориентацию" для сохранения имеющейся ресурсной базы» [17, с. 174—175]. Одним из элементов системы самодезориентации общества является трансформация его культурно-исторического кода, организуемая извне, поскольку «проходя через сознание каждого члена общества, длительное массированное информационное и морально-психологическое воздействие деструктивного характера создает реальную угрозу существованию нации в результате трансформации ее исторически сложившейся культуры, основных мировоззренческих, культурных и идеологических

установок, то есть смены внутренней организационной среды, определяющей жизнедеятельность государства» [17, с. 175]. При этом одним из базовых условий применения организационного оружия называется замена «системы базовых ценностей государства-мишени ценностями государства-инициатора как самыми перспективными» [17, с. 176]. Другими словами, перед пользователями данного вида информационного воздействия стоит задача сформировать в сознании общества негативное отношение к собственной истории, а в конечном счете — к современности, самому себе, собственной культурно-национальной идентичности.

В статье 19 Указа Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» утверждается, что «на фоне кризиса западной либеральной модели рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов» [7]. Обращаем особое внимание на то, что именно история Великой Отечественной войны (1941—1945) является сегодня одним из наиболее «привлекательных» объектов для манипуляторов историческим сознанием. И это неслучайно, ведь современная политическая мировая система зиждется на всеобщем признании результатов войны, юридически закрепленных Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года в части признания принципа нерушимости границ [4]. Этим же объясняется озабоченность и повышенное внимание к истории Великой Отечественной войны со стороны руководителей государства. В декабре 2019 года Президент РФ В. В. Путин в ответ на

Обращаем особое внимание на то, что именно история Великой Отечественной войны (1941—1945) является сегодня одним из наиболее «привлекательных» объектов для манипуляторов историческим сознанием.

вопрос журналистки «Российской газеты» Киры Латухиной о его отношении к резолюции Европарламента о том, что советский режим приравнивается к нацизму и фашизму, сказал: «приравнивать Советский Союз или ставить на одну доску Советский Союз и фашистскую Германию — это верх цинизма. Значит, люди не знают историю. Читать и писать не умеют» [3]. В приведенной цитате нетрудно заметить наличие прямой взаимосвязи между качеством образования, попытками фальсификации истории Великой Отечественной войны и проблемами национальной безопасности.

Наиболее «весомым» по количественно-качественным показателям, а значит, и по степени воздействия и эффекту, способом искажения исторического сознания молодежи является использование массовых каналов передачи информации. В первую очередь, это кинематограф, печатная продукция, а теперь все более — цифровой контент. Как отмечает А. В. Казаков, «идеологическая обработка населения России из-за рубежа идет по несколько иным направлениям... В частности, например, в последние десятилетия значительный импульс получили попытки фальсификации хода и итогов Второй мировой войны, целью которых является не только умаление роли и значения СССР в победе над нацизмом, но и возложение на него, а следовательно, и на Российскую Федерацию как его правопреемницу, ответственности за начало Второй мировой войны и последовавшего вслед за ее окончанием биполярного противостояния. Это предполагает унижение многонационального народа России, принуждение извиняться за свою историю перед другими странами вместо того, чтобы гордиться своим Отечеством. Сама же победа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., по замыслу фальсификаторов, была достигнута не героизмом

Следовательно, необходимы правовые меры, регулирующие не только доступ к цифровому контенту исторической образовательной направленности, но и формирование и распространение данного контента.

и самоотверженностью советских людей, а исключительно из-за страха перед репрессиями "тоталитарного режима"» [5, с. 11].

Таким образом, в контексте данной статьи фальсификацию истории следует рассматривать как наличие у обучающихся неконтролируемого и неограниченного доступа к цифровому контенту исторической образовательной направленности, что в условиях трансгуманизации образования (расширенное взаимодействие «обучающийся — цифровая среда») приобретает характер угрозы национальной безопасности. Следовательно, необходимы правовые меры, регулирующие не только доступ к цифровому контенту исторической образовательной направленности, но и формирование и распространение данного контента.

Одним из перспективных и насущных направлений правового обеспечения национальной безопасности является разработка норм, защищающих от размывания (снижения влияния на социальное поведение) традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Очевидно, что при разработке нормативного материала, призванного обеспечить национальную безопасность в плане защиты традиционных ценностей, нельзя уйти от некоторой формализации такого термина, как «духовность», который является определяющим для правовой дефиниции «духовно-нравственные основы». Примером сложности решения этой неоднозначной проблемы является судьба Указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [10]. Несмотря на то, что 9 ноября 2023 года данный Указ был подписан Президентом [9], проблему нельзя назвать окончательно решенной. Дело в том, что традиционные ценности потому и имеют такое определение, что их формирование является исторически обусловленным и, как правило, связанным не столько с нормативным, сколько с морально-психологическим регулированием. Без-

условно, когда речь идет о духовно-нравственных ценностях, возникает опасность избыточного правового регулирования. Сложность обеспечения правовой защиты традиционных духовно-нравственных ценностей как объектов посягательства обусловлена именно ненасильственным, а естественно-историческим характером их формирования. К сожалению, современное состояние общества оставляет мало шансов на неприменение данного способа решения проблемы. Те аспекты общественных отношений, которые еще не так давно успешно регулировались нормами морали, сегодня в условиях опасности нарушения коммуникационных связей между поколениями требуют именно нормативного регулирования. Кроме этого, эффективное правовое регулирование в данной сфере необходимо рассматривать как временное превентивное воздействие на организацию системы исторического образования при минимизации сетевых форм взаимодействия обучающегося с преподавателем, то есть регулирование не «постфактум», а с опережением.

Мы солидарны с точкой зрения К. Д. Рыдченко, который считает, что «для полноценного и всестороннего регулирования рассматриваемой сферы следует легализовать в рамках Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" собственную систему принципов, центральным из которых должен стать принцип приоритетности обеспечения информационно-психологической безопасности над свободой слова» [14, с. 40]. В данном контексте нам хотелось бы обратить внимание на актуальность восстановления полноценного эмоционально-образного подхода к преподаванию истории как основы непосредственного живого общения педагога и ученика на уроках истории [15]. Считаем возможным напомнить, что именно об этом говорил Президент РФ В. В. Путин в октябре 2021 года: «Мы с вами хорошо понимаем: какими бы передовыми технологиями ни был бы

насыщен образовательный процесс, они никогда не смогут заменить непосредственного, живого общения. Ведь мы же люди, мы все люди, а не машины, не роботы» [12]. Думается, что в отношении преподавания истории эти слова звучат особенно актуально.

Если же говорить о противодействии цифровой фальсификации массового исторического сознания, то неизбежно придется признать необходимость ограничения доступа обучающихся к определенным сайтам и порталам, как в урочное, так и во внеурочное время (электронные адреса этих сайтов указывать не будем, чтобы не создать им невольную рекламу).

Практикующим педагогам рекомендуем обратить внимание на официальный исторический портал «История РФ» [18], поскольку здесь можно найти исчерпывающую информацию по истории страны, подготовленную ведущими учеными Института Всеобщей истории российской Академии наук и других высших учебных заведений. Богатейший фонд текстового, иллюстративного и видео материала поможет подготовиться к уроку, а также провести его с использованием данного контента в качестве дополнения к устному рассказу учителя.

Обеспечение национальной безопасности РФ обусловливает необходимость фиксации и научного обоснования существования взаимосвязи между применением цифровых образовательных технологий и качеством образования. Учитывая гуманистический характер образования, его определение как «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения» в целях, в том числе «духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека» [8], принцип свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, который в частности предусматривает предоставление права

В. В. Путин: «Мы с вами хорошо понимаем: какими бы передовыми технологиями ни был бы насыщен образовательный процесс, они никогда не смогут заменить непосредственного, живого общения».

выбора форм получения образования [8], можно говорить о необходимости дополнительного правового регулирования реализации образовательных программ с помощью электронного обучения, в том числе и с помощью локальных нормативных правовых актов, принимаемых в организациях, осуществляющих реализацию образовательных программ. Необходимо обосновать альтернативность и равнозначность, наряду с цифровыми инновационными, традиционных способов получения образования. Требуется также разработка методики и правового обеспечения проведения педагогической (психолого-педагогической) экспертизы не только в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов (как предусмотрено ст. 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), но и образовательных техно-

логий, способных нанести вред качеству образования и воспитания.

В целях качественного перелома и улучшения ситуации следует обратить внимание на уточнение юридически значимого смысла дефиниции «качество образования», поскольку назрела необходимость его расширенного толкования. По нашему мнению, в критерии качества необходимо включить показатели не метрического характера, соотносимые с понятиями «общественная значимость» и «традиционные российские духовно-нравственные ценности», что, возможно, затруднит процесс осуществления контролирующих функций со стороны уполномоченных организаций, но с высокой степенью вероятности улучшит качество образования в общественно значимом смысле слова. Остается определиться — что для всех нас в приоритете?

Список литературы

1. Акользина, Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки / Е. А. Акользина // Гаудеамус. — 2013. — № 2 (22). — С. 95—97.

2. Беляев, Ю. Г. Гражданско-патриотическое воспитание в современном мире / Ю. Г. Беляев // Нижегородское образование. — 2022. — № 1. — С. 4—15.

3. Владимир Путин: В документах Второй мировой все написано. Читайте // Российская газета. — 2019. — 19 дек. — № 287 (8045). — URL: https://rg.ru/2019/12/19/ vladimir-putin-v-dokumentah-vtoroj mirovoj -vse-napisano-chitajte.html (дата обращения 25.12.2019).

4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01 августа 1975. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения 28.10.2022).

5. Казаков, А. В. «Цветная» революция в России: миф, или реальность? / А. В. Казаков // Власть. — 2015. — № 4. — С. 5—11.

6. Меркулов, П. А. Молодежь как основной ресурс «цветных революций» и борьба за нее / П. А. Меркулов // Власть. — 2015. — № 6. — С. 63—66.

7. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации № 400 от 2 июля 2021 г. // Консультант плюс : [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 29.10.2022).

8. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — URL: https://base.garant. ru/70291362/ (дата обращения 28.10.2022).

9. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Россий-

ской Федерации от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения 01.03.2023).

10. Пламенев, И. Минкультуры приостановило обсуждение проекта о традиционных ценностях / И. Пламенев // РБК.ру : [сайт]. — 2022. — 14 февр. — URL: https://www.rbc.ru/politics/14/

02/2022/6209f4929a7947564896f881?ysclid=l9qvmpfvd7101172885 (дата обращения 01.03.2023).

11. Программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». — URL: https://vbudushee.ru/education/programma-tsifrovaya-platforma-personalizirovannogo-obrazovaniya-dlya-shkoly/ (дата обращения 15.04.2021).

12. Путин: Новые технологии никогда не смогут заменить живое общение и личность учителя // ТАСС.ру : сайт. — 2012. — 5 окт. — URL: https://tass.ru/obschestvo/12581205?ysclid=lepbqoe 5p4230810131 (дата обращения 01.03. 2023).

13. Рубин, Ю. Б. Независимость оценки качества высшего образования: критерии, принципы, реалии / Ю. Б. Рубин, Э. Ю. Соболева. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-26-42 // Высшее образование в России. — 2021. — Том 30. — № 3. — С. 26—42.

14. Рыдченко, К. Д. «Недетские» проблемы обеспечения информационной безопасности детей / К. Д. Рыдченко // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 40—45.

15. Сомов, В. А. История как учебный предмет в советской системе школьного воспитания во второй половине 1930-х гг. / В. А. Сомов. — URL: https://histrf.ru/uploads/media/default/0001Z0 8/4c36fbb01b127fe606d2d9e13703a97c8a8d03f3.pdf?ysclid=lepdzbov71686888899 (дата обращения 01.03.2023)

16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. Федеральный выпуск. — 2015. — 8 июня.

17. Сундиев, И. Ю. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций») / И. Ю. Сундиев, А. А. Смирнов. — Москва : Русский биографический институт ; Институт экономических стратегий. — 2016. — 433 с. — ISBN 978-5-93618-235-8.

18. Федеральный портал «История России». — URL: https://histrf.ru (дата обращения 01.03.2023).

С \

В 2023 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования готовится к выгходу в свет издание: Бармина, В. Я., Целикова В. В., Плетенева О. В. Организация и сопровождение индивидуального проектирования обучающихся в условиях реализации требований ФГОС СОО: Рабочая тетрадь учителя. 54 с.

Рабочая тетрадь учителя разработана с целью обеспечения успешности освоения слушателями содержания дополнительной профессиональной программы. Рабочая тетрадь содержит дидактический материал в виде учебных заданий и практикумов, необходимый слушателям для успешного освоения данного учебного курса на основе выполнения заданий-практикумов.

Издание адресовано слушателям учебного курса «Организация и сопровождение индивидуального проектирования обучающихся в условиях реализации требований ФГОС СОО», а также руководителям индивидуальных проектов обучающихся на уровне среднего общего образования.

\--У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.