блем должны быть системными и научно обоснованными, это означает, что исследование, начатое нами, может быть пролонгировано на основе выявления других инвариантов педагогического образования. В педагогическом высшем образовании в перечне системных проблем в контексте инвариантов образования можно выделить другую согласованную проблему повышения методической
Библиографический список
подготовленности учителя к работе в школе с основой на фундаментальность образования.
На этапе возвращения высшего образования на одноуровневую подготовку «инвариантным» критерием остается качество подготовки профессиональных кадров, способных реализовать национальные идеи и задачи.
1. Фальков В. Учить по-своему. 5 вопросов главе Минобрнауки об отмене бакалавриата. Аргументы и факты. 2022; № 23: 11.
2. Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. Советская педагогика. 1973; № 7: 71-82.
3. Резник Н.И., Берестнева О.Г, Алексеева Л.Ф., Шевелев ГЕ. Вопросы образования: инвариантный подход. Компетентностный подход: монография. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
4. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва: Логос, 2011.
5. Штейберг В.Э., Манько Н.Н. О константах бытия и инвариантах образования (в порядке дискуссии). Педагогический журнал Башкортостана. 2017; № 4 (71): 145-157.
6. Ланкина М.П. Инварианты образования как основа проектирования образовательных программ. Педагогический журнал Башкортостана. 2018; № 1 (74): 109-117.
7. Павлова В.В. Соотношение инвариантных и вариативных компонентов образовательных технологий и эффективность обучения. Педагогический журнал Башкортостана. 2018; № 1 (74): 124-127.
8. Дорофеев А.В., Арсланова М.Н. Инварианты методической подготовки будущего учителя. Педагогический журнал Башкортостана. 2018; № 1 (74): 134-144.
9. Павлова М.Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2000.
10. Киприянова Е.В. Организация актуальной образовательной среды на основе моделирования содержания образования с использованием космических данных: проектная школа «Практики будущего». Школа будущего. 2021; № 5: 162-182.
11. ФГОС НОО третьего поколения. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
12. Шадрина И.В. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2022.
13. Тихоненко А.В. и др. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
14. Белошистая А.В. Математика в начальной школе: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2021.
15. Вепров С. Водород в часах и двигателе. Аргументы и факты. 2022; № 51: 14.
References
1. Fal'kov V. Uchit' po-svoemu. 5 voprosov glave Minobrnauki ob otmene bakalavriata. Argumenty i fakty. 2022; № 23: 11.
2. Talyzina N.F. Sovershenstvovanie obucheniya v vysshej shkole. Sovetskaya pedagogika. 1973; № 7: 71-82.
3. Reznik N.I., Berestneva O.G., Alekseeva L.F., Shevelev G.E. Voprosy obrazovaniya: invariantnyjpodhod. Kompetentnostnyjpodhod: monografiya. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2009.
4. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invariantyprofessionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. Moskva: Logos, 2011.
5. Shtejberg V.'E., Man'ko N.N. O konstantah bytiya i invariantah obrazovaniya (v poryadke diskussii). PedagogicheskijzhurnalBashkortostana. 2017; № 4 (71): 145-157.
6. Lankina M.P. Invarianty obrazovaniya kak osnova proektirovaniya obrazovatel'nyh programm. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018; № 1 (74): 109-117.
7. Pavlova V.V. Sootnoshenie invariantnyh i variativnyh komponentov obrazovatel'nyh tehnologij i 'effektivnost' obucheniya. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018; № 1 (74): 124-127.
8. Dorofeev A.V., Arslanova M.N. Invarianty metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018; № 1 (74): 134-144.
9. Pavlova M.B., Pitt Dzh. Dizajn-podhod kak osnova obucheniya. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gumanitarnyj centr. 2000.
10. Kipriyanova E.V. Organizaciya aktual'noj obrazovatel'noj sredy na osnove modelirovaniya soderzhaniya obrazovaniya s ispol'zovaniem kosmicheskih dannyh: proektnaya shkola «Praktiki buduschego». Shkola buduschego. 2021; № 5: 162-182.
11. FGOS NOO tret'ego pokoleniya. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
12. Shadrina I.V. Metodika prepodavaniya nachal'nogo kursa matematiki: uchebnik ipraktikum dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2022.
13. Tihonenko A.V. i dr. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy izucheniya matematiki v nachal'noj shkole. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008.
14. Beloshistaya A.V. Matematika v nachal'noj shkole: uchebnik. Moskva: INFRA-M, 2021.
15. Veprov S. Vodorod v chasah i dvigatele. Argumenty i fakty. 2022; № 51: 14.
Статья поступила в редакцию 16.05.23
УДК 93/94:001.98:37.016
Kovshov I.V., Cand. of Science (History), senior lecturer, the Urals Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
OPPONENCY TO FALSIFICATION OF HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE UH-TO-DATE INFORMATION SPACE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM: WITH REFERENCE TO THE URALS REGION. The object of the article is a problem of counteraction to falsifying the history of the Great Patriotic War in the youth environment in conditions of mediatization of the education and digital transformation of the educational processes, as this problem is actual nowadays. Relying on the results of the sociological interviews of the leading analytical agencies, local inquiries of students, the article analyses factors and pedagogical peculiarities of the usage of general humanitarian approaches, as they create positive information environment for falsifying the history. It has given the pedagogical evaluation of the falsification influence on the position of the history thoughts and on formation of the modern youth citizenship in the context of the educational environment digital transformation. It engages in an attempt to display the pedagogical mechanisms of counteracting the negative influence of the internet content on the youth mind through successful educational practices, including regional ones. In the conclusion part it gives recommendations for advancing teaching and upbringing process in conditions of the increased degree of falsifying humanitarian sphere of education and media transformation of the higher education.
Key words: falsification of history, Great Patriotic War, preventive measure, youth, teaching history, information environment, media education
И.В. Ковшов, канд. ист. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме противодействия фальсификации истории Великой Отечественной войны в молодежной среде в условиях медиатизации образования и цифровой трансформации учебных процессов. Опираясь на результаты социологических опросов ведущих аналитических агентств, локальных опросов студентов, анализируются факторы и педагогические особенности реализации общегуманитарных подходов, создающих благоприятную информационную среду для фальсификации истории. Дана педагогическая оценка влияния фальсификации на состояние исторического знания и становление гражданской позиции у современной молодежи в контексте цифровой трансформации образовательного пространства.
Делается попытка показать педагогические механизмы противодействия негативному влиянию контента сети Интернет на сознание молодежи через удачные образовательные практики, в том числе региональные. В заключение даются рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в условиях повышенной фальсификации гуманитарных знаний и медиатрансформации высшего образования.
Ключевые слова: фальсификация истории, Великая Отечественная война, профилактика, молодежь, преподавание истории, информационная среда, медиаобразование
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверси-
Актуальность проблематики обусловливается современной внешнеполитической, внутриполитической и социальной обстановкой в Российской Федерации. Вопрос фальсификации является не только историческим. Но размах и глубина переписывания узловых событий XX века, прежде всего связанных со Второй мировой и Великой Отечественной войной, показывают, что фальсификация истории представляет угрозу национальной безопасности для нашей страны.
В условиях обостряющегося геополитического противостояния держав на мировой арене история стала настоящим «нелетальным оружием массового поражения» ментальной войны [1, с. 4]. Наибольшему искажению подвергаются события, имеющие колоссальное влияние на будущее России, чтобы лишить нас как нации ориентиров и самоидентификации в условиях гибридной войны. При этом следует учитывать многомерность истории, которая одновременно является информационным пространством, где осуществляется процесс ментального противоборства (театром боевых действий), целью, средством (оружием массового поражения) и каналом воздействия (коммуникацией) [2].
В современных условиях информационная среда все больше перемещается в медиапространство, то есть в электронную сферу, а для молодежи она стала основным, если не единственным, источником информации и получения знаний. Именно медиасреда в силу ее массовости, доступности, альтернативности и стала главным объектом фальсификации и манипуляции, прежде всего в области истории.
Огромный пласт информационных ресурсов, размещенных в медиапро-странстве, по своей сути не может являться учебным и образовательным материалом, но тем не менее к нему обращаются не только студенты, но и преподаватели. В педагогической среде сегодня нет единого подхода к методике использования медиаресурсов для проведения занятий. Кроме того, часть педагогов не используют или не умеют использовать верифицированные исторические источники, размещенные на пространстве Рунета, что снижает качество образовательного процесса.
В последнее время исследованием фальсификации истории и ее последствий, разработкой мероприятий, направленных на защиту человека от ложной информации, занимаются не только историки, но и психологи, дипломаты, философы, политологи, юристы, антропоэкологи, социологи, научно-исследовательские центры проблем национальной безопасности [3-8]. Специалисты констатируют деструктивное воздействие переписывания истории на сознание современной российской молодежи, лишающее ее нравственных ориентиров, нарушающих преемственность поколений.
Неслучайно Стратегия национальной безопасности, утвержденная в 2021 г, одной из важнейших задач государства определяет «защиту исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории» [9].
Проблема осложняется сегодня тем, что нынешнее российское общество немонолитно и отличается от предыдущей эпохи, осложнено разными социальными, национальными и религиозными параметрами. Изменились информационные потоки, и их не перекрыть. В условиях нового информационного общества сложнее преподавать и воспитывать. Эта работа надолго.
Цель исследования - выявить способы противодействия фальсификации истории Великой Отечественной войны в контексте медиаобразовательной среды и медиатизации учебного процесса. Задачи ограничили круг действий: проанализировать основные проблемы, создающие благоприятную среду для манипуляции в современной информационной молодежной среде, оценить влияние фальсификации на состояние исторического знания, становление гражданской позиции у современной молодежи; показать удачные региональные практики противодействия фальсификации истории России и Великой Отечественной войны, разработать механизмы противодействия негативному влиянию контента сети Интернет на сознание молодежи; дать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в условиях повышенной фальсификации гуманитарных знаний и медиатрансформации высшего образования.
Методология исследования построена на принципах историзма и объективности с использованием общенаучного и историко-сравнительного методов. В ходе исследования применялись статистические и математические методы, так как анализировались опубликованные данные мониторинга общероссийских, региональных аналитических агентств, а также свои локальные исследования.
Исследование строится на определении фальсификации истории как заведомо ложного описания либо трактовки тех или иных событий, которое используется в политических, экономических или иных целях [1, с. 4].
Под информационной средой понимается сфера жизни людей, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации, содержащая фак-
торы, которые могут оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие [10].
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в попытке систематизации проблем, сопутствующих преподаванию гуманитарных дисциплин в новых медиаобразовательных ресурсах. Новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по внедрению в образовательный процесс способов противодействия фальсификации истории Великой Отечественной войны в преподавании дисциплины «История».
Наиболее актуальным и опасным направлением влияния фальсификации в информационной среде на молодежь являются исторические вопросы. Нетрудно заметить, что наибольшему искажению тех или иных исторических фактов в последние десятилетия подвергаются события, имеющие огромное влияние на будущее России, как в случае с Великой Отечественной войной.
К сожалению, в нашем обществе произошло то, о чем с конца 80-х годов на фоне происходивших в стране событий предупреждали многие ветераны. Они боялись, что после их ухода произойдет «забвение» подлинной истории Великой Отечественной войны. А «забвение» и предполагало в будущем возможность ее фальсификации. Активная фаза по фальсификации истории Великой Отечественной и Второй мировой войны и началась тогда, когда очевидцев тех страшных событий остались единицы.
То, что для старших поколений кажется само собой разумеющимся (масштабы потерь, зверства фашистов и их пособников, героизм фронтовиков и тружеников тыла), сегодня для большинства молодых людей это набор сухих строк в учебниках истории, отдельные фрагменты из фильмов, в том числе сомнительного содержания, и не менее сомнительных комментариев в соцсетях.
Для многих из них события Великой Отечественной войны во временном измерении почти так же далеки, как события Отечественной войны 1812 года. Конечно, приходится учитывать, что прошло уже восемь десятилетий, и начинается мучительный для многих россиян процесс историзации Великой Отечественной войны, когда происходит разрыв связи поколений, и коммуникативная память перестает эффективно работать, поэтому многие образы войны утрачивают «эмоциональную составляющую» [11, с. 422].
Большой опасностью представляется и геймеризация тематики Великой Отечественной и Второй мировой войны, когда в игровом пространстве события тех лет молодежью воспринимаются в виде воображаемых явлений, которые легко можно многократно повторить, переиграть. Подача через компьютерные игры имитирует войну, что формирует скорее игрушечное представление, а не реальные события прошлого. Электронные игры представляют особую опасность и c точки зрения распространения нацистской и фашистской идеологии. Многие из них зачастую представляют советских воинов в негативном свете, а немецкая армия и ее атрибутика героизируется, дается виртуальная возможность переписать мировую историю по нацистскому сценарию. Образцов таких западных продуктов, да и из некоторых постсоветских стран, немало, например, игры Battlefield 1942 (1943), Strategic Mind: Blitzkrieg и др.
Большинство ложной информации сегодня навязывается посредством Интернета, которому доверяет большая часть подрастающего поколения. По данным Минкомсвязи и Роскачества, в 2022 г. ежемесячная аудитория Рунета достигла 129,8 млн интернет-пользователей. В период с 2021 по 2022 год их количество увеличилось на 5,8 млн человек. Около 90% пользователей заходят в сеть каждый день, а среди молодых россиян этот показатель приблизился к 95%. Причем основным ресурсом являются социальные сети. Например, совокупная аудитория «ВКонтакте» достигла 100 миллионов человек [12].
Но именно интернет-ресурсы, прежде всего социальные сети, используются для целенаправленной фальсификации. Наши геополитические противники, которые никогда не прекращали информационной войны против России, нашли в условиях цифровой эпохи новые изощренные приемы воздействия на ослабленное общество, прежде всего на молодежь.
Для понимания глубины вопроса мы обратились к ведущим рейтинговым статистическим ресурсам: «Крибрум», ВЦИОМ, «Фонд исследования общественного мнения», дополнив их нашими локальными исследованиями.
Согласно исследованию, проведенному компанией «Крибрум», темп роста количества сообщений по фальсификации истории значительно обгоняет темп роста аудитории Рунета. Активную роль в распространении публикаций играют зарубежные аккаунты. Выявлены признаки «импорта повестки»: информация начинает распространяться в региональном сегменте социальных сетей других государств, после чего переходит в российский сегмент социальных сетей. Это негативно сказывается на уровне историко-культурной образованности и национальной идентичности молодых людей и подростков. Ведется масштабная информационная кампания по дискредитации истории России и пересмотру
исторической действительности. Дальнейшее распространение «фальсифицированной истории» в социальных медиа при отсутствии ответных мер неизбежно приведет к необратимой деформации восприятия исторической действительности [13, с. 8, 45].
По данным «ВЦИОМ-Урал», за 2022 г. жители Урала в абсолютном большинстве считают важным знание истории России (94%). Уральцы чаще других регионов замечали случаи умышленного искажения истории России (60% vs 53%) [14]. Однако тот факт, что среди опрошенных респондентов 47% по стране и 40% жителей УрФО проявлений фальсификации истории не замечают, позволяет говорить, что почти половина населения страны, фактически находясь под постоянными искаженными вбросами, этим фактам не придает значения.
Однако среди молодежи количество сталкивающихся с фальсификацией гораздо выше. Опрос, проведенный среди студентов 1 курса Уральского филиала Финуниверситета (всего 132 человека), показал, что 97% из них сталкивались с фактами фальсификации в своей информационной среде, причем 52% замечали это часто (табл. 1).
Таблица 1
Сталкивались ли вы с попытками фальсификации истории России в вашей информационной среде?
На вопрос, где чаще всего они сталкивались с попытками фальсификации (вопрос открытый) большинство респондентов (76%) ответили, что в сети Интернет. 33% отметили также, что наблюдали это в кино, теле- и радиопередачах. Тревожным является факт, что 30% студентов сталкиваются с этим явлением уже в обычном общении. То есть фальсификационные вбросы все чаще проникают из информационной среды в бытовую (табл. 2).
По данным Фонда общественного мнения, за 2022 год 65% опрошенных россиян ответили, что тот, кто не знает своей истории, не может считаться патриотом. 50% опрошенных россиян ответили, что большинство выпускников школ не являются патриотами. Среди молодых людей от 18 до 30 лет так считают 61% опрошенных. 85% опрошенных россиян считают себя патриотами, 11% - нет. 46% опрошенных думают, что в стране за последние годы стало больше патриотов (с 2020 года показатель вырос на 24 пункта) [15]. По данным ВЦИОМ за декабрь 2022 г, опрос о ценностях и приоритетах в молодежной среде показал, что три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20%, или каждый пятый, а об истории своей семьи - 24%, т. е. каждый четвертый [16].
Однако наши исследования показали более критичную оценку студентов Уральского филиала Финуниверситета об исторической образованности современной молодежи. 50% назвали ее низкой, 48% считают ее на уровне средней и только 2% отметили, что она высокая (табл. 3).
Таблица 3
Каким вы считаете уровень исторической образованности у современной молодежи?
Также традиционно проводимый в начале учебного года опрос о возможности написания эссе о своих близких в годы Великой Отечественной войны показал, что только 22% студентов считают, что располагают достаточной информацией, 26% отметили, что не знают ничего. 52% ответили, что знают мало, однако при уточнении оказалось, что их знания ограничиваются самыми общими сведениями о том, что «кто-то воевал» или «где-то работал».
Стоит заметить, что процент тех, кто отвечает «ничего не знаю» вырос. Если 5-7 лет назад таких было от 15 до 20%, то сейчас - каждый четвертый
(табл. 4). Это коррелируется с последними данными ВЦИОМ по истории семьи, приведенными выше.
Таблица 4
Что вы знаете о своих близких, живших в годы Великой Отечественной войны?
Знаю достаточно Знаю мало Ничего не знаю
26 69 35
22% 52% 26%
Сегодня приходится учитывать, что современная молодежь кардинально отличается даже от их предшественников начала XXI века. Это поколение растет в другой информационной среде, под влиянием других жизненных ориентиров и нравственных установок. Если и смотрят фильмы, то преимущественно развлекательные. Для большинства из них документальное кино, аналитические передачи - сложный материал. Гаджет стал для подростков не только основным источником информации, но и средой их социализации, вытесняя и семью, и школу. Кроме того, это дети родителей, чье становление происходило в 90-е гг. И немалая часть нынешних школьных педагогов из этого же времени. И те, и другие учились по разным программам. И сегодня некоторые из них дополнительно транслируют в семьях или на занятиях свой отрицательный опыт. То есть происходит наложение одних проблем на другие.
Таким образом, педагогам-историкам к моменту появления новых студентов в стенах вуза приходится сталкиваться уже со сформировавшимися личностями, имеющими свое отношение ко многим событиям и ситуациям прошлого и настоящего, которое зачастую бывает не всегда адекватным.
Опыт преподавания показывает, что перечень наиболее часто встречающихся у студентов искаженных трактовок однотипен навязанным в интернет-сети: «голодомор»; «Пакт Молотова-Риббентропа»; «равенство между режимами Сталина и Гитлера»; «Победил ленд-лиз»; «Все пленные, вернувшиеся на Родину, попали в ГУЛАГ»; «9 мая нечем гордиться»; «завалили трупами» и др.
Противоречивые оценки в обществе вызывают современные произведения массовой культуры, распространяемые в медиапространстве, особенно ряд художественных фильмов о Великой Отечественной войне, где реальные события искажаются, «гламаризируются» в угоду кинематографическим задачам, подчиненным получению прибыли [17].
Конечно, современные учебники перегружены датами, фамилиями, не создают целостного восприятия эпохи, а главное - сущности явления и событий Великой Отечественной войны. Психика молодежи требует ярких образов, которые легче всего воспринимаются через кино. Но реальным условием снижения количества мифов об истории является съёмка действительно достоверных научно-популярных и художественных фильмов, затрагивающих острые вопросы прошлого, для размещения в Интернете и соцсетях. С учетом клиповости сознания молодежи исходить из того, что они будут просматриваться ускоренно, предпочтение стоит уделить коротким тематическим сюжетам, где упор делается на увлекательную «завязку», соединяя художественный и документальный материалы.
Одной из ключевых проблем преподавания курса «История» последних лет был недостаток учебных часов. Это не позволяло хотя бы в удовлетворительном объеме рассмотреть самые дискуссионные темы, в том числе и Вторую мировую и Великую Отечественную войны. Поэтому многие неохваченные проблемы приходилось реализовывать во время внеаудиторной работы. Но это усложнялось недостатком временем у студентов и их неполным охватом. Сегодня, когда эта проблема решена в положительном ключе, дополнительные часы следует выделить на XX век, так как именно этот период подвержен наибольшим фальсификациям.
В связи с пересмотром и ревизией в современном западном медиапро-странстве причин и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войны назрела необходимость выявления значимых положительных примеров моделирования ключевых образов нашей страны на примере зарубежных изданий военной поры.
На наш взгляд, очень удачным является необычный опыт на стыке лингвистики и истории коллег из Южно-Уральского государственного университета (НИУ), редкий случай интеграции научной и образовательной деятельности, реализованный в проекте «Уральский регион в военно-публицистическом дискурсе периода Великой Отечественной войны (на материале оцифрованных архивных документов СССР и стран Западной Европы)». Ими разработан уникальный информационный ресурс (онлайн-выставка факсимильных копий газет и журналов), который предоставляет доступ к неизвестным ранее материалам об Урале в период Великой Отечественной войны (http://ural-vov.ru).
Авторами проекта наряду с советской прессой целенаправленно представлены военно-публицистические материалы ряда изданий стран Западной Европы (Великобритании, Франции, Италии, Испании), поскольку отечественных исследователей и публицистов часто обвиняют в преувеличении заслуг Красной Армии и советского народа в борьбе против нацизма, а советско-российские источники - в предвзятости. Этот массив документов позволяет взглянуть на со-
Замечал такие случаи Замечал такие случаи Не замечал такие
часто иногда случаи
68 59 3
52% 45% 2%
Таблица 2
Где вы чаще всего сталкивались с фактами фальсификации?
Интернет -социальные сети, блоги и др. Масс-медийные ресурсы - телевидение, кино, печать, радио и др. В обычных разговорах
101 42 39
76% 33% 30%
высокий средний низкий
3 63 66
2% 48% 50%
бытия войны глазами её участников и современников, как соотечественников, так и западных партнеров. Конечно, «западный» взгляд искажен, в определенной степени политизирован [18]. Тем не менее он позволяет оценить, казалось бы, хорошо известные события, факты, образы.
Материалы зарубежных изданий, «взгляд со стороны», проанализированы как по тематике, так и в динамике по ходу изменения ситуации на советско-германском фронте. Особое внимание в текстах зарубежных СМИ той поры уделяется как СССР в целом, так и ее промышленному центру - Уралу. Заголовки британских газет говорят сами за себя: «Урал - это новая Россия», «Промышленный фронт», «Оплот антифашисткой коалиции» и др. В дискурсе прессы союзников наша страна не только как «Путеводная звезда Европы», «Архитектор будущего мира», «Брат по оружию», но и, что удивительно, как «Спаситель демократии», которой восхищаются, чей вклад в победу оценивается по достоинству [19]. Положительный образ СССР однозначно доминирует над отрицательным.
Великой Отечественной войне посвящены в основном книги, научные статьи, и они сложны для восприятия. Материалы этого проекта содержат информацию, которая публиковалась оперативно и хранит даже эмоциональную окраску событий. Благодаря этому оцифрованный контент интересен и полезен не только преподавателям, студентам, но и любым пользователям, в том числе и зарубежным. Последним дается возможность посмотреть на события Второй мировой войны, о которой сегодня на Западе пишут иначе, глазами их соотечественников, современников той войны.
Для студентов создан эффективный канал трансляции исторического знания и фактографической основы для противодействия фальсификации событий самого трагического и героического периода в истории России, способствующий сохранению и обогащению исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Материалы и результаты проекта активно используются в образовательной деятельности ЮУрГУ, других вузов. Преподавателем в качестве подборки цитат к лекции, а студентам предлагается использовать анализ переведенных текстов для подготовки докладов, презентаций, рефератов по темам, связанным с вкладом Урала в достижение победы и др.
На наш взгляд, реализованный уральский проект имеет большой ресурс для его моделирования на других уровнях, ведь использована малая часть зарубежного медиаконтента, т. е. этот опыт может быть использован другими регионами, а также развернут и на федеральном уровне.
Историческая память о Великой Отечественной войне - главный фактор, объединяющий наше современное общество, и ее сохранение является важной задачей. Сложность заключается в том, что она подвержена трансформации и со временем ослабевает. Поэтому работа по ее сохранению должна проводиться в учебных заведениях на постоянной основе в течение всего учебного года, вне зависимости от юбилейных дат.
Например, студенты первого курса Уральского филиала Финуниверситета уже с 2010 г. участвуют в акции «Великая Отечественная в судьбе моей семьи: фронт и тыл», которая рассчитана на два месяца. Итоги подводятся к 3 декабря (День неизвестного солдата) или к празднику 9 мая. В ходе этого проекта они собирают материал о своих близких во время войны, на основе которого выполняют эссе. Акцент делается на том, что важна любая информация о членах семьи вне зависимости от того, где они тогда находились, и сколько им было лет. Не только те, кто защищали Родину на фронте, но и те, кто работал в тылу или находились на оккупированных территориях.
Урал в годы войны был местом массового размещения контингентов спецпереселенцев из ряда депортированных народов СССР. Но ведь это тоже был вклад в нашу победу. Десятки тысяч из них трудились здесь, хоть и в особых условиях, на оборонных заводах, шахтах, рудниках, лесоповале. Для многих уральский регион стал в дальнейшем местом проживания, а для их потомков -родиной. Поэтому рассказ об их непростой судьбе является средством противодействия фальсификации истории. Как показала практика, среди студентов каждый год выявляются несколько представителей этих народов, что требует обязательного объективного освещения этих событий с соблюдением педагогического такта.
Для реализации этого проекта разработано полное методическое сопровождение для студентов. При сборе информации совмещается работа с различными историческими источниками, как с семейными, так и архивными. Рекомендуется прилагать фото, наградные документы, грамоты, сканы писем и фронтовых дневников. Предварительно проводятся мастер-классы «Узнай судьбы своих близких» по работе с интернет-ресурсами баз данных «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа», ряда поисковых сайтов и форумов. Дается пошаговая инструкция по их использованию, излагается методика работы по поиску информации из открытых источников об установлении судьбы воина, даются рекомендации по этике поведения на форумах. Исходя из личного многолетнего опыта, указывается, какие ошибки могут содержаться в документах, как они проверяются другими источниками, какие разночтения следует учитывать.
Для того чтобы побудить студентов к выполнению этой работы, преподавателем одновременно в ходе мастер-класса на примере собственной семьи ведется рассказ о судьбе военного поколения, приводятся примеры удачных поисковых находок студентов прошлых лет. Наиболее интересные фрагменты из студенческих работ используются на семинарских занятиях, во время
проведения круглых столов, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
Студенты при выполнении эссе показывают личностный взгляд на ту эпоху сквозь призму человеческих судеб собственной семьи, многие в конце оставляют отзывы: «Бабушка была очень растрогана темой и рада, что сохранила память моих предков». «Пока помню своих родственников, которые повлияли на ход войны, история остается в моей памяти, и я передам ее своим детям». «Я горжусь, что моя семья не осталась в годы войны в стороне, внесла свой посильный вклад в Победу». «Надеюсь, я буду одним из немногих, кто мало знает о прошлом своей семьи». «Наталкиваюсь на мысль о том, что героизм, отвага, любовь к Родине - это не пустые слова, за ними стоят конкретные люди, мои предки». «Я живу благодаря тому, что моя прабабушка смогла сохранить и вырастить своих детей, порой в невыносимых условиях». «Нужно знать своих героев, помнить о каждом. Только так история народа не перепишется». «Я понял, что война научила мою семью ценить родных, что у меня очень большой и могучий Род».
Некоторые из фронтовых писем, приведенных в студенческих работах, вошли в книгу, изданную в Челябинске в 2020 г [20]. Уникальной находкой 2023 г стал фронтовой дневник военврача Шатырко М.Я. за 1941-1945 гг, который после проведенной расшифровки стал откровением и для самой семьи.
Надо отметить, что такие приемы, как написание эссе, используются и в других вузах [21]. Технические университеты Ижевска и Белоруссии в совместном проекте трансформировали вербальную и фотографическую семейную историческую память о войне в жанре биографических студенческих эссе в издание двух книг [22].
Помимо упомянутых поисковых сайтов Министерства обороны Российской Федерации ряд федеральных порталов (История. РФ (https://histrf.ru), Российского военно-исторического общества (https://rvio.histrf.ru), Российского исторического общества (https://historyrussia.org)) создали виртуальные проекты, которые можно эффективно использовать в образовательной деятельности. На них представлены видео- и аудиолекции, книги, статьи, подборки, исторические тесты и многое другое, где можно получить огромный массив хорошо структурированной информации о причинах войны, основных военных сражениях, героях войны и ее главных итогах. Текстовая информация сопровождается разнообразными иллюстрациями и приложениями. Через систему гиперссылок пользователь может получить ответы на очень многие вопросы, связанные с историей войны.
Среди тематических сайтов, располагающих доступным для широкой аудитории мультимедийным контентом, стоит выделить сайт «Я помню» (http:// iremember.ru). Он представляет собой записанные и обработанные профессиональными историками воспоминания ветеранов Великой Отечественной, а также союзников и противников во Второй мировой войне. Они дают необыкновенную личностную оценку тех событий, как бы «взгляд из окопа», хотя и спустя десятки лет. Но это новые дополнительные и чрезвычайно ценные источники исторических знаний для всех и для каждого.
Важным направлением разрешения проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны у учащихся и студентов является поисковая деятельность. За последние годы поисковые отряды были созданы во многих территориях Урала. В Челябинской области сегодня насчитывается 39 поисковых отрядов, она является лидером в Уральском федеральном округе. Получили они распространение во многих вузах области. Например, в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете и Южно-Уральском государственном аграрном университете действуют по два поисковых отряда [23].
Работа поисковиков незаменима и выгодна государству политически, экономически, нравственно, так как их деятельность снимает упреки по забвению проблем увековечения памяти павших, повышает у населения культуру уважения к погибшим, сближает старшее поколение и молодежь [24]. А это и есть прямой вклад в противодействие фальсификации нашей истории. Поисковая деятельность сегодня является не только задачей государственного значения, но и эффективным средством патриотического воспитания молодежи, изучения военной истории, в определенной степени заполняя духовную пустоту современного общества. В отличие от других форм и методов воспитания, «Поиск» позволяет «прикоснуться к истории», «увидеть» события многолетней давности глазами их участников, прочувствовать и пережить на эмоциональном уровне историю войны [25].
Исторически «подкованные» студенты-поисковики выезжают с передвижными выставками в образовательные учреждения, являясь важным инструментом противодействия фальсификации истории в молодежной среде. Этот опыт нужно использовать и развивать.
Еще одним направлением блокирования фальсификации отечественной истории у учащихся и студентов является научно-исследовательская деятельность. Событиям Великой Отечественной войны посвящена обширная историография, в том числе недавние публикации уральских авторов, затрагивающие малоизученные темы [26; 27; 28].
При написании письменных работ внимание студентов обращается на использование доступных архивных документов. Объединенный Государственный архив Челябинской области (ОГАЧО) проводит политику открытости, с этой целью архив разместил на своем сайте базы данных рассекреченных документов, в том числе и по острым темам. Материалы о Челябинской области во Второй мировой войне, размещенные по разделам, дают цельное представление о многих
сторонах жизни региона военного периода: «Предвестие большой войны»; «Эвакуация. Промышленность»; «Материально-бытовые условия жизни населения»; «Военнопленные и интернированные»; «Общественные настроения» и др. [29]. Весь этот массив информации доступен, в том числе, и студентам при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов. Важно их познакомить с этим инструментом, а навыки и умения пользоваться электронными ресурсами у молодежи есть. Это позволяет составить собственное мнение на основе подлинных документов, «не бегая» в архив.
ОГАЧО на протяжении многих лет проводит со студентами вузов ряд практических занятий на основе документов государственных и муниципальных органов Челябинской области. Например: «Челябинск - город трудовой доблести», где они знакомятся с историей танкостроения в годы Великой Отечественной войны в регионе. «Найди в архиве документ», в ходе которого студенты ищут бывший секретный документ по истории создания ракетно-ядерного комплекса на Южном Урале [30].
Для формирования объективного представления о событиях недавнего прошлого, в том числе и о Великой Отечественной войне, важны площадки для внеаудиторной работы со студентами, которые одновременно можно рассматривать как продолжение учебных занятий, но несущих и воспитательный компонент. В последние годы в Челябинске реализован ряд удачных проектов с местными музейными учреждениями, общественными организациями.
Традиционно студенты первого курса Уральского филиала Финуниверситета посещают музей Челябинского тракторного завода, где в доступной форме на примере экспозиции и видеосюжетов рассказывается об особенностях строительства гиганта первой пятилетки, его роли в годы Великой Отечественной войны, давшему городу на века неофициальное название Танкоград.
Сотрудничество с Государственным историческим музеем Южного Урала выражается в проведении на базе тематических выставок целевых экскурсий со студентами по темам, связанным со сложными вопросами первой половины XX века - «Третья печать» (о голоде на Южном Урале), «Сегодня была война», «Судьбы российских немцев на Южном Урале» и др. На сайте музея в рамках проекта «Одна на всех Победа» размещены несколько десятков интересных видеолекций с ведущими уральскими историками по многим дискуссионным темам. Многие из них развенчивают досужие мифы, позволяют понять, почему Германия, на которую работала вся Европа, проиграла. Важно обратить внимание студентов на эти материалы [31].
Имеется положительный опыт деятельности военно-исторического клуба «Дивизион», который не только демонстрирует южноуральцам военные реконструкции, но и, прежде всего, реализует комплексную программу военно-патриотического воспитания «Уральские Герои». Клуб располагает уникальным музеем, открытым для свободного доступа, с экспозицией можно познакомиться и в соц-сетях (https://vk.com/vic_division).
Сохранению и трансляции истории высшей школы в чрезвычайных условиях военного времени способствуют музейные учреждения ряда уральских вузов, например, Уральского государственного юридического университета, Южно-Уральского государственного университета, Южно-Уральского государственного медицинского университета и др. Помимо традиционных практик представления музейной информации, благодаря расширению современного инструментария совершенствуются разнообразные формы взаимодействия с публикой с использованием интернет-платформ [32; 33].
Таким образом, современная цифровая информационная образовательная среда стала главным средством фальсификации и манипуляции сознанием молодежи в условиях отсутствия у нее навыков критического мышления.
Уровень исторической грамотности российской молодежи совершенно недостаточен, значит, существуют педагогические проблемы в формировании ее исторического сознания, имеется благоприятная почва для восприятия мифов и фальсификаций истории России.
Степень влияния исторических фальсификаций на сознание и гражданскую позицию, социальное поведение современной российской молодежи во многом зависит от степени ее образованности, сформированной еще в школьные годы с учетом новых цифровых возможностей образовательных медиаплатформ.
Пути решения вопроса мы видим в новых организационно-педагогических условиях популяризации достоверной информации, повышении значимости учебно-воспитательной работы среди студентов. К таковым рекомендациям следует отнести:
- пересмотр концепции гуманитарного образования в системе высшего образования. В условиях ментального противоборства историческое знание становится системообразующим.
Библиографический список
- Качественное преподавание социально-гуманитарных дисциплин и воспитательную работу необходимо подводить под прочный идейно-мотивационный фундамент, лишенный малейших признаков рынка. То есть речь идет о четко сформированной национальной идее.
- Сегодняшняя ситуация требует политической воли руководства страны, лиц, ответственных за развитие этой сферы социальных отношений и больших бюджетных вложений, сопоставимых с расходами федеральных ведомств, запустить крупные масштабные процессы качественной воспитательной работы в стране и не жалеть на это средств.
- Ключевым элементом противодействия фальсификации истории является наступательная информационная политика, основанная на использовании современных информационно-коммуникационных технологий; Необходимо создание системы неформальных государственных медиа, по образцу уже существующих и пользующихся успехом у молодежи, которые будут заниматься трансляцией адекватной информации.
- В противовес ревизии в современном западном медиапространстве событий Второй мировой войны следует использовать значимые положительные образы нашей страны на примере зарубежных изданий военной поры.
- Медиаобразовательная среда должна быть идеологически созвучна с историческими взглядами в вопросах осмысления ключевых событий вне зависимости от политического контекста и информационной повестки СМИ.
- Личные позиции педагогов не должны размывать национально-государственную версию истории как фактор, формирующий идентичность россиян.
- В обучении гуманитарным дисциплинам следует вернуться к постановке воспитательных целей. Этот принцип изучения предмета позволяет формировать в сознании обучающихся базовые ценностные ориентиры - нравственность, национальное достоинство и патриотизм, опирающиеся, в свою очередь, на отечественную историю, национальные культурные и духовные ценности.
- На первое место по эффективности воздействия на молодежь вынести аудиторные и внеаудиторные мероприятия, напрямую связанные с самостоятельной и групповой творческой деятельностью студентов, где перспективной формой являются публичные дискуссии по сложным историческим темам.
- Учебно-воспитательный процесс в ходе обучения должен снижать фальсификацию в восприятии материалов и усиливать критическое осмысление воспринимаемой информации. Наиболее эффективной мерой защиты молодежи от агрессивной среды Интернета должна стать системная психолого-педагогическая профилактика, развивающая критическое мышление, умение проверять достоверность информации.
- Важным направлением в профилактике фальсификации истории является разработка учебно-методических материалов для преподавателей, повышение квалификации и переподготовка педагогов общественных дисциплин, соответствующие требованиям цифровой образовательной среды, и их дальнейшее медиаразвитие.
- Воспитательная работа в вузе должна быть гармонично встроена в процесс обучения, интегрирована и синхронизирована с содержанием и последовательностью изучения дисциплин, охватывать аудиторные и внеаудиторные формы занятий. При этом в процессе организации учебно-воспитательной работы следует избегать формализма.
- В специальный курс необходимо вынести темы, связанные с событиями Второй мировой и Великой Отечественной войны.
- В рамках дисциплины «История» следует включать обязательное посещение региональных музейных, архивных учреждений и мемориальных объектов.
- Регулярное напоминание студентам в ходе обучения, об исторических памятных датах в истории страны и региона. Например, день Героев Отечества, дни воинской славы России и др.
- Внесение в программу дисциплины «История» в аудиторную работу просмотр таких фильмов, как «Обыкновенный фашизм» и «Генеральный план «ОСТ».
Возрождение формата коллективного просмотра художественных и документальных фильмов с последующим обсуждением тем, затронутых в них.
- Тема Великой Отечественной войны по-прежнему занимает важное место в исторической памяти. Она является важнейшим событием в истории нашей страны XX в., она по-прежнему остается и «Великой», и «Отечественной» [11, с. 422].
Рекомендации позволяют ответить на вопросы, каким образом определять стратегию борьбы с фальсификацией в информационной среде в рамках современного образования, и могут быть использованы в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий по дисциплине «История» в средних и высших учебных заведениях.
1. Противодействие попыткам фальсификации истории России: научные и законодательные аспекты. Москва: Издание Государственной Думы, 2020.
2. Толстова Л.Н. Преподавание «истории» в условиях ментального противоборства. Вестник адъюнкта. 2021; № 3. Available at: http://vestnik-adyunkta.ru/soderzhanie-zhurnala/arkhiv-vypuskov/8-vestnik/296-vypusk-3-za-2021-god
3. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты. Проблемы современного образования. 2012; № 1: 28-43.
4. Головашина О.В., Линченко А.А., Аникин Д.А. Память о Великой Отечественной войне: День Победы в историческом сознании россиян. Социологические исследования. 2017; № 3: 124-133.
5. Гапанович С.О., Левченко В.Ф. К вопросу об информационной антропоэкологии. Принципы экологии. 2017; № 4: 4-16.
6. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека. Социальная психология и общество. 2019; Т. 10, № 4: 23-41.
7. Противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны. Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. Москва. 2019. Available at: https://nic-pnb.ru/wp-content/uploads/2020/01/protiv-falsif-istor.pdf
8. Подберёзкин А.И. Юбилей Победы и борьба с фальсификацией истории. Обозреватель - Observer. 2020; № 5 (364). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/yubiley-pobedy-i-borba-s-falsifikatsiey-istorii
9. Стратегия национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г № 400. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
10. Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты. Психологические исследования. 2018; № 11 (59).
11. Сибиряков И.В. Память о Великой Отечественной войне в условиях цифровой революции. Архив в социуме - социум в архиве: материалы III Региональной научно-практической конференции. Челябинск, 2020: 418-422.
12. Правительство опубликовало данные об аудировании Рунета. Available at: https://d-russia.ru/pravitelstvo-opublikovalo-dannye-ob-auditorii-runeta.html
13. Великая Отечественная война. Фальсификация истории. Манипуляции в социальных медиа. Крибрум. Available at: https://kribrum.ru/upload/buklet.pdf
14. Bynthytn rfr Интернет как пространство становления новой российской социальности. Available at: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/26.10_Budushchee_Rossii_ Grishin_V.pdf
15. Патриотизм и патриоты. Available at: https://fom.ru/TSennosti/14733;https://fom.ru/Tsennosti/14411
16. ВЦИОМ. Новости: Ценности молодежи. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi
17. Кувшинов Д.Ю. Искажение исторических фактов о Великой Отечественной войне в современном игровом кино. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020; Т. 1, № 4: 11-14.
18. Солопова О.А., Сибиряков И.В. Урал в годы Великой Отечественной войны в отечественном и зарубежных военно-публицистических дискурсах: Некоторые проблемы создания нового интернет-ресурса. Великая Победа в реалиях современной эпохи: историческая память и национальная безопасность: сборник научных статей. Екатеринбург: Сократ, 2020: 256-260.
19. Листая старые страницы. Available at: /http://ural-vov.ru/gallery/prezentacii-i-videoroliki
20. От первого лица. Дневники, письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Челябинск, 2020.
21. Боровикова З.В., Шиллер В.В., Валиуллина Е.В. Фальсификация истории России и профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде на примере Кемеровского государственного медицинского университета. Исторический журнал: научные исследования. 2021; № 1: 48-64. Available at: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=34802
22. Лойко А.И. История Великой Отечественной войны в семейных биографических эссе студентов Беларуси и Урала. Великая Победа в реалиях современной эпохи: историческая память и национальная безопасность: сборник научных статей. Екатеринбург: Сократ, 2020: 306-309.
23. Поисковое движение России - Реестр отрядов региона Челябинская. Available at: https:/ рф-поиск.рф/region/74/reestr/
24. Цуканов И.П. История поискового движения в России в конце XX- начале XXI века: на материалах Курской области. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Курск, 2007. Available at: https://www.dissercat.com/content/istoriya-poiskovogo-dvizheniya-v-rossii-v-kontse-xx-nachale-xxi-veka-na-materialakh-kurskoi-oblasti
25. Новиков И.А. Поисковое движение Челябинской области (1988-2020): исторический опыт и современные тенденции. Инновационное развитие профессионального образования. 2020; № 2 (26): 166-174. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/poiskovoe-dvizhenie-chelyabinskoy-oblasti-1988-2020-istoricheskiy-opyt-i-sovremennye-tendentsii
26. Путь к Победе: Эвакуация промышленных предприятий в Челябинскую область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сборник докладов. Санкт-Петербург, 2020.
27. Вклад регионов Урала и стран Центральной Азии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: сборник научных статей. Челябинск, 2020.
28. Ковшов И.В. Женщины-танкисты Великой Отечественной войны: уральский аспект. Уральский исторический вестник. 2020; № 3 (68): 107-114.
29. Челябинская область во Второй мировой войне. Available at: https://archive74.ru/Exhibitions/ww2
30. Архив - школе. Объединенный государственный архив Челябинской области. Available at: https://archive74.ru/arhiv-shkole
31. Одна на всех Победа. Available at: http://www.chelmuseum.ru/projects/museum_odna_na_vsekh_pobeda/videolekcii/#content
32. Зипунникова Н.Н., Калинина А.В. Память о Великой Отечественной войне: стратегии и практики сохранения и трансляции (на примере Уральского государственного юридического университета). Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020; № 4 (41): 40-53.
33. Ворошин С.Д. Музеи Южно-Уральского медицинского университета: к истории возникновения и деятельности. Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/muzei-yuzhno-uralskogo-meditsinskogo-universiteta-k-istorii-vozniknoveniya-i-deyatelnosti; https://www.susu.ru/ru/ campus-life/culture/muzey-istorii
References
1. Protivodejstvie popytkam fal'sifikacii istorii Rossii: nauchnye izakonodatel'nye aspekty. Moskva: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2020.
2. Tolstova L.N. Prepodavanie «istorii» v usloviyah mental'nogo protivoborstva. Vestnikad'yunkta. 2021; № 3. Available at: http://vestnik-adyunkta.ru/soderzhanie-zhurnala/arkhiv-vypuskov/8-vestnik/296-vypusk-3-za-2021-god
3. Vyazemskij E.E. Problema fal'sifikacii istorii Rossii i obschee istoricheskoe obrazovanie: teoreticheskie i prakticheskie aspekty. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012; № 1: 28-43.
4. Golovashina O.V., Linchenko A.A., Anikin D.A. Pamyat' o Velikoj Otechestvennoj vojne: Den' Pobedy v istoricheskom soznanii rossiyan. Sociologicheskie issledovaniya. 2017; № 3: 124-133.
5. Gapanovich S.O., Levchenko V.F. K voprosu ob informacionnoj antropo'ekologii. Principy 'ekologii. 2017; № 4: 4-16.
6. Krajnyukov S.V. Vliyanie sovremennyh informacionnyh tehnologij na kartinu mira cheloveka. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2019; T. 10, № 4: 23-41.
7. Protivodejstvie fal'sifikacii istorii Velikoj Otechestvennoj vojny. Nauchno-issledovatel'skij centr problem nacional'noj bezopasnosti. Moskva. 2019. Available at: https://nic-pnb.ru/ wp-content/uploads/2020/01/protiv-falsif-istor. pdf
8. Podberezkin A.I. Yubilej Pobedy i bor'ba s fal'sifikaciej istorii. Obozrevatel'- Observer. 2020; № 5 (364). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/yubiley-pobedy-i-borba-s-falsifikatsiey-istorii
9. Strategiya nacional'noj bezopasnosti. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
10. Druzhilov S.A. Negativnye vozdejstviya sovremennoj informacionnoj sredy na cheloveka: psihologicheskie aspekty. Psihologicheskie issledovaniya. 2018; № 11 (59).
11. Sibiryakov I.V. Pamyat' o Velikoj Otechestvennoj vojne v usloviyah cifrovoj revolyucii. Arhiv v sociume- socium v arhive: materialy III Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk, 2020: 418-422.
12. Pravitel'stvo opublikovalo dannye ob audirovanii Runeta. Available at: https://d-russia.ru/pravitelstvo-opublikovalo-dannye-ob-auditorii-runeta.html
13. Velikaya Otechestvennaya vojna. Fal'sifikaciya istorii. Manipulyacii v social'nyh media. Kribrum. Available at: https://kribrum.ru/upload/buklet.pdf
14. Bynthytn rfr Internet kak prostranstvo stanovleniya novoj rossijskoj social'nosti. Available at: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/26.10_Budushchee_Rossii_Grishin_V.pdf
15. Patriotizm ipatrioty. Available at: https://fom.ru/TSennosti/14733;https://fom.ru/Tsennosti/14411
16. VCIOM. Novosti: Cennostimolodezhi. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi
17. Kuvshinov D.Yu. Iskazhenie istoricheskih faktov o Velikoj Otechestvennoj vojne v sovremennom igrovom kino. Vestnik obschestvennyh i gumanitarnyh nauk. 2020; T. 1, № 4: 11-14.
18. Solopova O.A., Sibiryakov I.V. Ural v gody Velikoj Otechestvennoj vojny v otechestvennom i zarubezhnyh voenno-publicisticheskih diskursah: Nekotorye problemy sozdaniya novogo internet-resursa. Velikaya Pobeda v realiyah sovremennoj 'epohi: istoricheskaya pamyat' i nacional'naya bezopasnost': sbornik nauchnyh statej. Ekaterinburg: Sokrat, 2020: 256-260.
19. Listaya starye stranicy. Available at: /http://ural-vov.ru/gallery/prezentacii-i-videoroliki%20/
20. Ot pervogo lica. Dnevniki, pis'ma i vospominaniya uchastnikov Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. Chelyabinsk, 2020.
21. Borovikova Z.V., Shiller V.V., Valiullina E.V. Fal'sifikaciya istorii Rossii i profilaktika 'ekstremistskoj deyatel'nosti v molodezhnoj srede na primere Kemerovskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. Istoricheskijzhurnal: nauchnye issledovaniya. 2021; № 1: 48-64. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34802
22. Lojko A.I. Istoriya Velikoj Otechestvennoj vojny v semejnyh biograficheskih 'esse studentov Belarusi i Urala. Velikaya Pobeda v realiyah sovremennoj 'epohi: istoricheskaya pamyat' i nacional'naya bezopasnost': sbornik nauchnyh statej. Ekaterinburg: Sokrat, 2020: 306-309.
23. Poiskovoe dvizhenie Rossii - Reestr otryadov regiona Chelyabinskaya. Available at: https:/ rf-poisk.rf/region/74/reestr/
24. Cukanov I.P. Istoriya poiskovogo dvizheniya v Rossii v konce XX- nachale XXI veka: na materialah Kurskojoblasti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Kursk, 2007. Available at: https://www.dissercat.com/content/istoriya-poiskovogo-dvizheniya-v-rossii-v-kontse-xx-nachale-xxi-veka-na-materialakh-kurskoi-oblasti
25. Novikov I.A. Poiskovoe dvizhenie Chelyabinskoj oblasti (1988-2020): istoricheskij opyt i sovremennye tendencii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 2 (26): 166-174. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/poiskovoe-dvizhenie-chelyabinskoy-oblasti-1988-2020-istoricheskiy-opyt-i-sovremennye-tendentsii
26. Put' k Pobede: 'Evakuaciya promyshlennyh predpriyatij v Chelyabinskuyu oblast' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg.: sbornik dokladov. Sankt-Peterburg, 2020.
27. Vklad regionov Urala i stran Central'noj Azii v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg.: sbornik nauchnyh statej. Chelyabinsk, 2020.
28. Kovshov I.V. Zhenschiny-tankisty Velikoj Otechestvennoj vojny: ural'skij aspekt. Ural'skij istoricheskij vestnik. 2020; № 3 (68): 107-114.
29. Chelyabinskaya oblast vo Vtorojmirovoj vojne. Available at: https://archive74.ru/Exhibitions/ww2
30. Arhiv - shkole. Ob'edinennyj gosudarstvennyj arhiv Chelyabinskoj oblasti. Available at: https://archive74.ru/arhiv-shkole
31. Odna na vseh Pobeda. Available at: http://www.chelmuseum.ru/projects/museum_odna_na_vsekh_pobeda/videolekcii/#content
32. Zipunnikova N.N., Kalinina A.V. Pamyat' o Velikoj Otechestvennoj vojne: strategii i praktiki sohraneniya i translyacii (na primere Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta). Nauchnyjzhurnal«Diskurs-Pi». 2020; № 4 (41): 40-53.
33. Voroshin S.D. Muzei Yuzhno-Ural'skogo medicinskogo universiteta: k istorii vozniknoveniya i deyatel'nosti. Vestnik YuUrGU. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki. 2016; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/muzei-yuzhno-uralskogo-meditsinskogo-universiteta-k-istorii-vozniknoveniya-i-deyatelnosti; https://www.susu.ru/ru/campus-life/ culture/muzey-istorii
Статья поступила в редакцию 12.05.23
УДК 378
Kononova E.I., postgraduate, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail [email protected]
INTEGRATION OF REGULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE SUBJECT AREA "LIFE SAFETY" AS A MEANS OF DEVELOPING A SAFETY CULTURE OF STUDENTS. The article deals with a relevant direction of organization of the process of basic general education on "Life Safety" - the implementation of the integration of scheduled and extracurricular activities on "Life Safety" as a means of developing a safety culture of students. Materials of the article contain a number of definitions of "integration in education" used in pedagogical research to improve the quality of school subject education. The directions of the interrelation of regular and extracurricular activities in the context of school education in the context of teaching "Life Safety" are determined. The article considers an element of the procedural component of the structural and content model of the implementation of the integration of scheduled and extracurricular activities in order to develop safety culture among students in practice, taking into account the development of school subject education in the field of "Life Safety" (8th grade). Results of a survey of schoolchildren to identify the effectiveness of this element of the model are also presented, based on which the article concludes that the organization of the process of integration of scheduled and extracurricular activities in the subject "Life Safety" contributes to an increase in the level of formation of a safety culture among students.
Key words: integration, school course "Fundamentals of Life Safety", subject "Life Safety", safety culture, classroom-based learning system, extracurricular activities
Е.И. Кононова, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена актуальному направлению организации процесса основного общего образования в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» - реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» как средство развития культуры безопасности обучающихся. В материалах статьи приведен ряд дефиниций «интеграция в образовании», используемых в педагогических исследованиях для повышения качества школьного предметного образования. Определены направления взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в контексте школьного образования в условиях преподавания предметной области «Безопасность жизнедеятельности». В статье рассмотрен элемент процессуального компонента структурно-содержательной модели реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности с целью развития культуры безопасности у обучающихся на практике с учетом освоения школьного предметного образования в области «Безопасность жизнедеятельности» (8 класс). Также приводятся результаты опроса школьников на выявление результативности данного элемента модели, исходя из которых в статье приводится вывод о том, что организация процесса интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» способствует повышению уровня сформированности культуры безопасности у обучающихся.
Ключевые слова: интеграция, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», культура безопасности, классно-урочная система обучения, внеурочная деятельность, предметная область «Безопасность жизнедеятельности»
Специфика реализации школьного курса ОБЖ проявляется в организации различных форм осуществления учебно-воспитательного процесса в рамках классно-урочной системы обучения и проведения занятий по внеурочной деятельности в контексте предметного образования.
Следует отметить, что урок был и остается основной единицей образовательного процесса. Заблаговременное планирование, четкая организация деятельности учителя и ученика по достижению поставленных целей и соблюдению всех компонентов структуры урока обеспечивают систематическое усвоение результатов обучения. Наряду с этим занятия в рамках урока располагают ограниченными возможностями по развитию креативных способностей обучающихся, учета их личностных особенностей для организации реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, а также создания условий по результативной социальной адаптации и развитию сотрудничества в совместной деятельности между взрослыми и детьми [1].
Данная проблема особо значима для предметов, реализация которых рассчитана на один час в неделю, каким и является школьный курс ОБЖ.
Цель исследования: обоснование и определение методики развития культуры безопасности у обучающихся 8 классов в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач: сконструировать модель методики формирования культуры безопасности у обучающихся 8 классов; разработать учебно-методические материалы для проведения уроков и внеурочных занятий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности по модулю «Безопасность в быту» (ОБЖ, 8 класс); провести опрос для определения промежуточного результата сформированности уровня культуры безопасности у обучающихся 8 класса.
Научная новизна: определили направления интеграции урочной и внеурочной деятельности в контексте школьного предметного образования в предметной
области «Безопасность жизнедеятельности»; уточнили понятие «интеграция в образовании» непосредственно в контексте преподавания предметной области «Безопасность жизнедеятельности».
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке модели интеграции дидактических единиц урочной и внеурочной деятельности по модулю № 2 «Безопасность в быту» ОБЖ 8 класс. Практическая значимость состоит в том, что в статье предложены варианты деятельности обучающихся в процессе интегрированного преподавания по модулю № 2 «Безопасность в быту» (ОБЖ 8 класс) (рис. 2), которые могут быть применены в процессе освоения дисциплины.
На ступени основного общего образования вводится базовый школьный курс «ОБЖ» в 8 классе как урок, до этого момента вопросы безопасности частично присутствуют в тематических планах предметов естественно-научного цикла и предмета «Физическая культура», а также на занятиях по внеурочной деятельности. Вместе с тем в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС ООО) говорится, что «...требования к предметным результатам освоения базового курса «Основ безопасности жизнедеятельности» должны отражать: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора.» [2, с. 22].
Следовательно, возникает проблема между практико-ориентированным образовательным потенциалом предмета «Основа безопасности жизнедеятельности» и достаточно ограниченными возможностями по его реализации в школьной практике.
В современной системе школьного образования предусмотрены возможности по решению проблем такого характера, а именно - организация и проведение