УДК 37.01
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ
Быков Анатолий Карпович,
д-р пед. наук, профессор, зам. проректора по дополнительному профессиональному образованию,
e-mail: [email protected], Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
В статье патриотическое сознание личности интерпретируется как сложное образование, базирующееся на любви к Родине и включающее в себя совокупность глубоких знаний об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите. В статье выделяются основные пути развития патриотического сознания у молодежи на событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: углубление знаний молодежи о событиях Великой Отечественной войны, формирование на основе объективной оценки прошлого эмоционально-сопереживающего отношения к факту Победы в войне; целостный и системный подход к работе по формированию патриотического сознания по ее направлениям, формам и методам; научное обоснованное выявление и разоблачение ложных утверждений, фальсификаций истории войны и ее итогов.
Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 годов, Великая Победа, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, историческое сознание, историческая память, молодежь
FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS CHILDREN AND YOUTH ON THE HISTORY OF GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945
Bykov A.K.,
doctor ofpedagogy, professor, deputy vice-rector for continuing professional education,
e-mail: [email protected], Government University of Finance Russian Federation, Moscow
In the article, the patriotic consciousness of the individual is interpreted as a complex formation based on love for the Motherland, which includes a combination of deep knowledge about the history of his Fatherland, the traditions and customs of his people, his own genetic roots, the surrounding social and natural environment, as well as beliefs, values orientations and motivational attitudes towards personal activity in serving the motherland and readiness to protect it. The article highlights the main ways of developing patriotic consciousness in children and youth at the events of the Great Patriotic War of1941-1945: deepening the knowledge of children and youth about the events of the Great Patriotic War, forming, on the basis of an objective assessment of the past, an emotionally empathic attitude to the fact of Victory in the war; a holistic and systematic approach to the work of forming a patriotic consciousness in its areas, forms and methods; scientifically substantiated identification and exposure offalse allegations, falsifications of the history of the war and its outcome. Keywords: the Great Patriotic War of 1941-1945, the Great Victory, patriotism, patriotic education, patriotic consciousness, historical consciousness, historical memory, youth
DOI 10.21777/2500-2112-2020-1-24-28
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Воспитательная работа с подрастающим поколением на духовном и культурологическом наследии Великой Победы выступает одним из эффективных направлений формирования патриотического сознания молодежи [1-3; 5; 7; 9].
На социальном уровне патриотическое сознание выступает как сложное образование различных форм общественного сознания (политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного и др.) и представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений классов, наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию и защите Отечества.
Патриотическое сознание является элементом политического сознания и представляет собой диалектическое единство отражения политической среды Отечества, с одной стороны, и выражения определенного отношения к ней граждан и общества - с другой. Патриотическое сознание выражает отношение людей к государственному строю и другим компонентам политической системы [1, с. 34].
Сущностная характеристика патриотического сознания личности зависит от определения понятия «патриотизм». В данной статье под «патриотизмом» понимается устойчивое качество человека, проявляющееся в любви к Родине, высоком патриотическом сознании, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, патриотически направленной деятельности.
Исходя из сущностной характеристики патриотизма, патриотическое сознание личности представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к Родине, включающее в себя совокупность глубоких знаний об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите [3, с. 12].
Знания об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, характеризующие патриотическое сознание, являются базовыми и для мировоззрения человека, тем более что они осваиваются человеком с самого раннего возраста. Без этих знаний миропонимание человека будет или неполным, или эклектичным, или искаженным [3, с. 13].
Патриотические ценности, отражающие черты патриотического сознания, - Родина, отечество, держава, государственность, служение, национальное сознание, природа, родители, народ и т.д., - присваиваемые молодым человеком, активно воздействуют на такие характеристики мировоззрения, как жизненные идеалы, принципы и позиции личности.
И патриотическое сознание, и мировоззрение отражают в своем содержании жизненные идеалы. Люди размышляют о будущем с точки зрения того идеала, который у них формируется об этом будущем, на основе своего собственного определения того, насколько этому идеалу соответствует современная жизнь. Как показывает практика, именно патриотические идеалы являются наиболее жизнеспособными.
Жизненная позиция выражается в оценках самой реальной жизни, окружающих людей, происходящих событий, в выработке программы своей жизни. Жизненная позиция, жизненные принципы, в конечном счете, определяют поступки человека. Патриотическое сознание, продуцируя патриотические ценности, как раз трансформируется и проявляется в активной жизненной позиции человека, правопослушном поведении, социально полезных поступках.
Сформированное патриотическое сознание, самостоятельность и прочность патриотических убеждений придают устойчивость мировоззрению человека в целом. Патриотические мировоззренческие устои, основанные на осознании неразделимости духовных и социальных связей с Родиной и человеческим окружением, вселяют уверенность в своих силах и действиях, исключают предпосылки в развитии подражательного или приспособленческого мировоззрения [6].
Патриотическое сознание у молодежи, основанное на событиях и уроках Великой Отечественной войны, имеет две важные особенности.
Во-первых, это одновременно историческое сознание. Историческое сознание охватывает и рациональный компонент в миропонимании россиянина, влияет на эмоционально-чувственную сторону его жизнедеятельности. Имея многовековую историю, богатую сложными и драматическими событиями (по выражению С. Кара-Мурзы - Большую историю), мы активно сопереживаем за их фактологическую и политическую оценку, близко к сердцу воспринимаем кажущиеся нам исторические не-
точности, неверные интерпретации. В любом политическом акте мы стремимся увидеть исторические аналогии; при его рассмотрении хотим опереться на исторические уроки.
Во-вторых, развивая патриотическое сознание молодежи, мы обеспечиваем сохранение исторической памяти о героической победе советского народа в Великой Отечественной войне. Историческая память - достаточно сложный социокультурный феномен, о чем говорят ее особенности функционирования: избирательность, долговременность и краткосрочность; мифологизированность; оценочная бинар-ность; исторический символизм; актуализированность [9, с. 21]. Историческая память о славных страницах российской истории выполняет консолидирующую, объединяющую российский социум функцию. Память о выдающихся событиях, их участниках, героических поступках наших соотечественников несут заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Эта память играет роль ценностных ориентиров для социального поведения членов нашего общества. Важным методологическим аспектом является признание за исторической памятью ее духовной и культурологической функции, о чем свидетельствует осмысление феномена Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов [2; 7; 8]. Политическая культура всего народа считает важнейшим ее атрибутом признание святости и нерушимости Великой Победы, общая и нравственная культура россиянина, в том числе молодого человека, немыслима без знания истории Победы в Великой Отечественной войне, уважительного и ответственного отношения к ней.
Победа в Великой Отечественной войне рассматривается как позитивная символическая духовная ценность, причем во всех поколениях россиян. Историческая память о ней выполняет консолидирующую, объединяющую российский социум функцию. Память о событиях войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь о понесенных огромных утратах несут заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Эта память играет роль ценностных ориентиров для социального поведения членов нашего общества.
Великая Отечественная война - одно из тех исторических событий, которые позволяют современным поколениям россиян причислять себя к народу, способному на свершения мировой значимости. Воспитание молодежи на историческом наследии Победы в Великой Отечественной войне способствует формированию у подрастающего поколения психологии успешности, опосредованного присвоения через механизмы преемственности поколений психологии победителя [7].
Какие основные пути можно выделить в развитии патриотического сознания у молодежи на событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов?
Первый и основной путь - углубление знаний молодежи о событиях Великой Отечественной войны, формирование на основе объективной оценки прошлого патриотического сознания и эмоционально-сопереживающего отношения к факту Победы в той войне.
Воспитательный потенциал Великой Победы определяется ее выдающейся ролью и значением для России. Одной из ведущих патриотических идей, которые усваивают студенты при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, является та, что в самом ее названии заключается общенародный характер, в войне решалась судьба национальной независимости страны. Изучение событий Великой Отечественной войны студентами целесообразно на основе аксиологического, де-ятельностного и возрастного подходов, с учетом интеграции предметов гуманитарного цикла и внеурочной деятельности.
Изучение событий Великой Отечественной войны, наполненных примерами исключительного мужества, выдержки, доблести и верности своей Родине, призвано способствовать присвоению студентами патриотических ценностей, раскрытию своего образа «Я» как патриота России.
Особого внимания заслуживает воспитательная работа вокруг факта массового героизма советских людей на фронте и в тылу. Оценивая Великую Победу как величайшее историческое событие в российской истории, воспринимая ее как личностно значимое явление, молодые люди крайне редко берут в себе в качестве идеала, образца для подражания героев Великой Отечественной войны. Между тем студенты не только должны знать примеры героизма, но и приходить на основе массовости таких подвигов к убеждению о необходимости добросовестного и активного служения (воинского, гражданского) своей стране.
Второй путь эффективного формирования патриотического сознания на материалах Великой Победы - целостный и системный подход к этой работе по ее направлениям, формам и методам, который предполагает и регулярность осуществляемых мероприятий, и охват ими максимального количества подрастающего поколения, и использование современных информационно-коммуникационных средств воздействия на сознание молодежи.
Имеющая место практика, когда все мероприятия патриотического воспитания привязываются по срокам к 9 мая, носит характер разовой компании, приносит минимальный воспитательный эффект. Более продуктивен подход, когда вся многоплановая работа по патриотическому воспитанию молодежи носит годичный цикл, включает в себя разнообразные формы и методы, предполагает широкую субъектность участников, конкретную адресность проводимых мероприятий.
Важно в целях формирования патриотического сознания использовать ресурсы не только учебных занятий, но и внеучебное время. В практике образовательных учреждений подавляющее число мероприятий по героико-патриотическому воспитанию на материалах истории Великой Отечественной войны проходит именно во внеурочное время: чествование памятных событий войны, встречи с ветеранами войны, коллективные посещения городских музеев и тематических выставок.
Воспитание студентов на наследии Великой Отечественной войны связано не только с воздействием на их патриотическое сознание, а с необходимостью деятельного проявления своей позиции по отношению к прошедшей войне и ее участникам. Участие в работе военно-патриотических клубов по изучению событий Великой Отечественной войны, поисковых отрядов по розыску погибших, написание курсовых работ и рефератов по проблематике войны, то есть участие в лично мотивированной и инициированной деятельности, является важным средством перевода знаний о войне в активную жизненную позицию личности, формирует соответствующие идеалы и ценностные установки.
Использование опыта Великой Победы в учебно-воспитательном процессе вузов - это, прежде всего, восстановление связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества. Это и воскрешение тех духовных ценностей, которые были исконно присущи россиянам: любви к своему Отечеству, готовности к самопожертвованию, трудолюбия, высокой человеческой порядочности, милосердия, скромности и др.
Третий путь формирования патриотического сознания у подрастающего поколения - научное обоснованное выявление и разоблачение ложных утверждений, фальсификаций истории войны и ее итогов, которые навязчиво внедряются в сознание молодежи [4].
Фальсификация хода и итогов Второй мировой осуществляется посредством выдвижения лживых тезисов, взаимодополняющих и подтверждающих друг друга. Таких грубых извращений исторической правды несколько: идея о равной преступности советского и нацистского режимов, тождественности коммунизма; идея «третьей силы», противостоявшей Сталину и Гитлеру (бандеровские формирования ОУН-УПА (ОУН - Организация украинских националистов, УПА - Украинская повстанческая армия), власовцы, прибалтийские «лесные братья»; идея о «советской оккупации», которая якобы началась с изгнанием немецких войск из Прибалтики, Украины и Восточной Европы).
Грубой исторической фальсификацией следует считать тот факт, что Европейский парламент в резолюции от 19 сентября 2019 года «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» высказал осуждение Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и Договора о дружбе и границе между СССР и Германией, которые, согласно резолюции, «поделили Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны».
В условиях ожесточенной идеологической борьбы за интерпретацию хода и итогов Второй мировой войны важно сформировать у молодежи критическое отношение к навязываемым зарубежными государствами и политиками фальсификаций героического подвига нашей страны в самой ожесточенной войне человечества.
Таким образом, формирование патриотического сознания у современной молодежи на событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, продуцирующим своим результатом сохраняющуюся историческую память и уважение к героической российской истории, патриотически направленную деятельность во имя Отечества.
Список литературы
1. Абрамов А.В. Патриотизм как явление политического сознания постсоветской России: дис. ... канд. филос. наук: 23.00.02. - М., 2000. - 165 с.
2. Быков А.К. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: исторические и культурологические аспекты воздействия на социализацию молодежи // Мир образования - образование в мире. -2015. - № 1. - С. 6-10.
3. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 10-20.
4. Егоров М.А., Томилин А.Н. Особенности моделирования процесса развития патриотизма личности на основе совершенствования критического мышления // Мир науки, культуры и образования. - 2018. -№ 2 (69). - С. 366-368.
5. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего Отечества // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 4 (21). - С. 467-476.
6. Иванов А.В. Актуальные проблемы духовного развития молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 5. - С. 38-45.
7. Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание: от образа Победы к духовной идентичности с поколением победителей // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2015. - № 3 (71). - С. 21-24.
8. Лутовинов В.И. Формирование уважения к прошлому и любви к Отечеству в процессе изучения истории в системе среднего образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2019. - С. 147-151.
9. Сенявская Е.С. Великая Отечественная война в исторической памяти и музейных экспозициях. - М., 2005. - 121 с.
References
1. AbramovA.V. Patriotizm kak yavlenie politicheskogo soznaniya postsovetskoj Rossii: dis. ... kand. filos. nauk: 23.00.02. - M., 2000. - 165 s.
2. Bykov A.K. Pobeda v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg.: istoricheskie i kul'turologicheskie aspekty vozdejstviya na socializaciyu molodezhi // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2015. - № 1. -S. 6-10.
3. Bykov A.K. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya molodezhi // Pedagogika. - 2010. - № 9. - S. 10-20.
4. Egorov M.A., Tomilin A.N. Osobennosti modelirovaniya processa razvitiya patriotizma lichnosti na osnove sovershenstvovaniya kriticheskogo myshleniya // Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. - 2018. - № 2 (69). -
5. 366-368.
5. Egorychev A.M., Mardahaev L.V., Ahtyan A.G., Shimanovskaya Ya.V. Osnovy grazhdanstvennosti i patriotizma v istorii nashego Otechestva // CITISE. - 2019. - № 4 (21). - S. 467-476.
6. IvanovA.V. Aktual'nye problemy duhovnogo razvitiya molodezhi // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). -2017. - № 5. - S. 38-45.
7. Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie: ot obraza Pobedy k duhovnoj identichnosti s pokoleniem pobeditelej // SOTIS - social'nye tekhnologii, issledovaniya. - 2015. - № 3 (71). - S. 21-24.
8. Lutovinov V.I. Formirovanie uvazheniya k proshlomu i lyubvi k Otechestvu v processe izucheniya istorii v sisteme srednego obrazovaniya // Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem / otv. red. A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk: Zebra, 2019. - S. 147-151.
9. Senyavskaya E.S. Velikaya Otechestvennaya vojna v istoricheskoj pamyati i muzejnyh ekspoziciyah. - M., 2005. - 121 s.