Научная статья на тему 'Патриотическое движение "Бессмертный полк" на Кубани (историко-краеведческий аспект)'

Патриотическое движение "Бессмертный полк" на Кубани (историко-краеведческий аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК" / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / GREAT PATRIOTIC WAR / CIVIL NATIONAL IMMORTAL REGIMENT MOVEMENT / WORLD WAR II / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочкарева Анна Станиславовна, Хотина Юлия Васильевна

В статье рассматривается новая форма поддержки исторической памяти гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк», которое анализируется в динамике деятельности 2013-2018 гг. на Кубани. Такой историко-краеведческий аспект исследования предполагает оценку современной работы по сохранению историко-культурного наследия и воспитанию патриотизма через актуализацию исторической памяти о Великой Отечественной войне. Указывается, что в последнее время предпринято много шагов в рамках сохранения памяти о военном прошлом не только государством, но и гражданами. Делается вывод, что именно с помощью движения «Бессмертный полк» происходят усвоение и закрепление знаний, полученных от предыдущих поколений, а также передача их потомкам. Это своеобразное противостояние фальсификации истории, искажению фактов о Великой Отечественной войне, новый способ сбережения исторической памяти и ее проявление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бочкарева Анна Станиславовна, Хотина Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Immortal Regiment movement in Kuban region (a local historical aspect)

The study considers Immortal Regiment, a civil national movement, as a new way to preserve historical memory and investigates its dynamic development in Kuban region in 2013-2018. This local historical aspect involves the analysis of modern practices aimed at conserving historical and cultural heritage and fostering patriotism by updating the historical memory of the Great Patriotic War. Both state and citizens have done much to preserve wartime memories in recent years. The author concludes that the Immortal Regiment movement helps acquire and consolidate knowledge gained from previous generations and transfer this knowledge to their descendants. It is a kind of fight against fake history and distorted historical facts about World War II, a novel way to keep the historical memory alive, and a new form of its manifestation.

Текст научной работы на тему «Патриотическое движение "Бессмертный полк" на Кубани (историко-краеведческий аспект)»

УДК 908:37.035.6(470.620)

https://doi.org/10.24158/fik.2019.3.13

Бочкарева Анна Станиславовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Кубанского государственного технологического университета

Хотина Юлия Васильевна

Bochkareva Anna Stanislavovna

PhD in History, Associate Professor, History and Philosophy Department, Kuban State Technological University

Khotina Yulia Vasilyevna

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Кубанского государственного технологического университета

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» НА КУБАНИ (ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

PhD in History, Associate Professor, History and Philosophy Department, Kuban State Technological University

NATIONAL IMMORTAL REGIMENT MOVEMENT IN KUBAN REGION (A LOCAL HISTORICAL ASPECT)

Аннотация:

В статье рассматривается новая форма поддержки исторической памяти - гражданско-патрио-тическое движение «Бессмертный полк», которое анализируется в динамике деятельности 20132018 гг. на Кубани. Такой историко-краеведческий аспект исследования предполагает оценку современной работы по сохранению историко-культурного наследия и воспитанию патриотизма через актуализацию исторической памяти о Великой Отечественной войне. Указывается, что в последнее время предпринято много шагов в рамках сохранения памяти о военном прошлом не только государством, но и гражданами. Делается вывод, что именно с помощью движения «Бессмертный полк» происходят усвоение и закрепление знаний, полученных от предыдущих поколений, а также передача их потомкам. Это своеобразное противостояние фальсификации истории, искажению фактов о Великой Отечественной войне, новый способ сбережения исторической памяти и ее проявление.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, гражданско-пат-риотическое движение «Бессмертный полк», Вторая мировая война, историческая память.

Summary:

The study considers Immortal Regiment, a civil national movement, as a new way to preserve historical memory and investigates its dynamic development in Kuban region in 2013-2018. This local historical aspect involves the analysis of modern practices aimed at conserving historical and cultural heritage and fostering patriotism by updating the historical memory of the Great Patriotic War. Both state and citizens have done much to preserve wartime memories in recent years. The author concludes that the Immortal Regiment movement helps acquire and consolidate knowledge gained from previous generations and transfer this knowledge to their descendants. It is a kind of fight against fake history and distorted historical facts about World War II, a novel way to keep the historical memory alive, and a new form of its manifestation.

Keywords:

Great Patriotic War, civil national Immortal Regiment movement, World War II, historical memory.

История человеческого общества знает немало событий, которые по праву именуются значительными, выдающимися и даже эпохальными. Однако ни одно событие в мировой истории не затрагивало самые основы жизни народов, не оказывало столь мощного воздействия на процесс развития человечества, как Великая Отечественная война - одна из трагических и героических страниц истории нашей страны и ключевая составляющая Второй мировой войны. Главными героями священной войны с фашизмом стали советские солдаты и офицеры. За всю историю России ни одна война не знала такого массового героизма, какой проявили советские люди в 1941-1945 гг.

Тема истории и сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне не перестает быть одной из ключевых и актуальных не только в современной отечественной исторической науке, деятельности Правительства Российской Федерации, но и в работе разных некоммерческих, неполитических организаций, активно поддерживаемых государством. На заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству 25.12.2015 г. было сказано о том, что в России в рамках приоритета сохранения исторической памяти и материального культурного наследия особая роль отводится общественным организациям. Подчеркивалось, что необходимы учет их мнения и наделение «энтузиастов» правами в деле сохранения историко-культурных ценностей. На сегодняшний день принципиальные задачи государства в данной сфере подробно изложены в «Основах государственной культурной политики» РФ. Как и раньше, ведущую роль в их реализации играют культурно-массовые мероприятия. Тем более что на современном этапе их значимость возрастает,

учитывая важность противодействия активным антироссийским кампаниям, развернутым на Западе в целях дискредитации роли СССР во Второй мировой войне, и фальсификации истории.

Вместе с тем деятельность как властных структур, так и общественных организаций по сохранению исторической памяти сегодня ушла от советских штампов ее понимания и воплощения. На постсоветском пространстве в XXI в. на первый план вышли воспитательная, духовно-нравственная и мировоззренческая функции, направленные на популяризацию традиционных ценностей российского социума. В соответствии с официальными государственными программами и программами общественных организаций к ним относятся в первую очередь любовь к Родине, сохранение семейных и государственных ценностей, традиций, а также памяти о Великой Отечественной войне. Значительную роль в реализации указанных задач играет и Российское историческое общество, возобновившее работу в 2012 г.

Новые способы и ресурсы сбережения исторической памяти, в частности граждан ско-патриотическое движение «Бессмертный полк», изучаются в динамике 2013-2018 гг. на Кубани. Такой историко-краеведческий аспект предполагает анализ современной работы по сохранению историко-культурного наследия, в частности воспитания патриотизма через актуализацию исторической памяти о Великой Отечественной войне. Цель исследования заключается в оценке активности указанного движения как проявления новой формы деятельности, направленной на усиление патриотических позиций молодого поколения, которые являются основой консолидирующих процессов в российском обществе.

Особое научное значение и новизну приобретает изучение исторической памяти, которая укрепляет национальное самосознание, поддерживает преемственность поколений, играет огромную роль в формировании мировоззрения. Характеризуя память как феномен социальной жизни, исследователи различают память историческую и социальную. Такое разделение имеет достаточно условный характер в силу единства истории и состояния общества: историческая память всегда социальна [1].

Немаловажно и то, что человек начинает систематизировать известную ему информацию о войне, осмысливать факты и житейские знания на фоне прошлого, настоящего и будущего, тем самым способствуя ликвидации угрозы новой мировой войны. Огромное значение при этом придается механизмам, формам и средствам формирования общественного и личностного сознания, которые приводятся в действие различными факторами [2, с. 117]. Сегодня, в период мировых социальных трансформаций, социально-историческая память о Великой Отечественной войне выполняет как минимум две функции, действующие на уровне личности и общества. Она формирует духовность, по словам П. Флоренского, «корневого человека», связанного со своей семьей, которую в той или иной мере коснулась война; она играет также важную роль в определении ценностей, выступающих как консолидирующие, объединяя разные народы и поколения вокруг общих страданий и завоеванной победы. С данной точки зрения память о войне для советского общества стала одним из духовных интеграторов, в котором соединились история, политика и коллективная память, сформированная в процессе военного конфликта и ставшая фактором социализации всего населения Советского Союза, вобравшего духовные последствия войны.

Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности и всесторонности изучения обозначенной проблемы. За основу взят историко-феноменологический подход, при котором самосознание человека и общества рассматривается в дихотомии их изменений. Принцип историзма дал возможность анализировать исторические даты и события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности использования данного принципа. Работа основана на принципе объективности, который требует оценивать каждое историческое явление в его многогранности, противоречивости, совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Принцип социального подхода позволил трактовать исторические процессы с учетом социальных интересов разных групп общества.

Исследование имеет и историографическую значимость, так как на современном этапе развития появились новые направления устной истории, что позволяет отойти от устоявшегося официального подхода к анализу событий и расширить источниковую базу за счет воспоминаний родных и близких участников и свидетелей Великой Отечественной войны. В то же время, поскольку обобщающих работ, посвященных движению «Бессмертный полк», на сегодняшний день нет, на наш взгляд, требуются продолжение систематизации накопленных материалов и их тщательное изучение в рамках анализа эффективности пропагандистской направленности данной организации не только на Кубани, но и на территории всех субъектов РФ.

В России массовый патриотизм всегда проявлялся в единении населения перед опасностью. Во всех войнах массовые подвиги были нормой поведения регулярных частей, добровольцев и, конечно, партизан. Можно говорить о том, что героизм в России имеет особую, общенародную, основу, позволяющую выдерживать трудности военного времени. Российская история периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. знает тысячи имен героев, положивших свои жизни на

алтарь победы над фашистской Германией. Наш народ всегда гордился своими героями, их имена навсегда вписаны в историю государства, но еще надежнее они сохраняются в памяти потомков, поэтому сегодня празднование Дня Победы уже не мыслится без участия граждан в народной части парада Победы - «Бессмертном полку», начало которой положено в Томске 09.05.2012 г.

Согласно уставу, движение «Бессмертный полк» - некоммерческая, неполитическая, негосударственная гражданская инициатива. Это общероссийская общественная гражданско-патриотиче-ская организация, которая с каждым годом все больше приобретает международный масштаб [3].

Представление Отечества в исторических лицах, становящихся символами, придает особую значимость патриотическому чувству и увеличивает его роль в мотивации. Существуют знаковые элементы, которые имеют смысл для больших групп людей, - всенародный характер защиты Родины, внутреннее достоинство, свободолюбие и способность поступиться личными благами и самой жизнью во имя независимости - таковы слагаемые побед России. Они не могли быть учтены противником, потому что находятся не в логической сфере, а в духовно-нравственной. Формирование патриотизма как основы духовного возрождения и стабилизации страны невозможно сегодня вне актуализации исторической памяти. Известно, что народ, отрицающий свое прошлое, исторически обречен.

Впервые шествие гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» в Краснодаре прошло в 2013 г. Его организатором и координатором выступило «Радио 107». Горожане почтили память родственников - участников войны, пройдя с их портретами по ул. Красной, после чего возложили цветы к символу памяти о Великой Отечественной войне - мемориалу Вечный огонь. По всей Кубани в мероприятии участвовало около 8 000 человек.

2013 год был юбилейным для Кубани и Северного Кавказа - исполнилось 70 лет со дня окончания битвы за Кавказ. Это было одно из крупнейших военных событий как Великой Отечественной войны в частности, так и Второй мировой войны в целом. Оно является образцом стратегического и оперативного искусства, его успешный исход позволил решить важнейшие задачи не только советского фронта, но и фронтов Европы и Дальнего Востока [4, с. 198]. На стороне СССР в битве за Кавказ на первоначальном этапе участвовало 112 000 солдат и офицеров, в то время как фашистские войска насчитывали 167 000 человек. В период ее завершения 583 095 бойцов и командиров были награждены медалью «За оборону Кавказа». В ходе боевых действий СССР сформированы кавказские дивизии, действовало 86 партизанских отрядов. В воздушных сражениях со стороны советских войск в начале битвы принимало участие 130 боевых самолетов, со стороны немцев - 1 000 [5]. Только с 29.04.1943 по 10.05.1943 г. советские летчики сбили 368 самолетов противника, совершив около 10 000 самолето-вылетов [6, с. 22].

Лезгины, грузины, армяне, азербайджанцы, адыги, русские и представители многих других национальностей Кубани сражались с врагом. Так, не забыты потомками братья Алексей и Борис Деможировы из Гулькевичей; Василий, Сергей и Михаил Сергиенко из Каневской; Хамиз и Гарун Козины из аула Новобжегукай; Михаил и Григорий Корягины из Тбилисской; Дмитрий и Семен Тарасено из Ильской; Иван и Захар Ширины из Красногвардейской и т. д. Известен повторением подвига Александра Матросова Василий Савченко с хутора Братского Гулькевичского района. В Адыгее чтут память гвардии рядового Айдамира Ахмадовича Ачмизова. Только части 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса были удостоены 64 боевых орденов (8 - Суворова, 10 - Кутузова, 20 - Александра Невского, Богдана Хмельницкого, 24 человека стали Героями Советского Союза, 7 - кавалерами орденов Славы трех степеней) [7, с. 15-16]. Имя летчицы Евдокии Носаль носит сегодня школа № 58 в пос. Пашковском. Эта женщина, входившая в состав «ночных ведьм», погибла в 1943 г., возвращаясь с задания из района юго-западнее Новороссийска. 24.05.1943 г. ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза [8; 9, л. 4-5].

В 2014 г. победный строй снова прошел по ул. Красной Краснодара до памятника воинам-освободителям на ул. Постовой. В шествии приняло участие уже около 1,5 тысячи человек, во всем крае гражданско-патриотическое движение поддержали более 15 тысяч жителей [10]. По главным улицам городов, станиц, поселков и хуторов края двигались школьники, студенты, члены молодежных патриотических объединений и клубов, а также активисты, которые пришли на парад победителей целыми семьями с портретами своих героев. Не забыты подвиги Александра Артюхова из станицы Староминской и Ивана Афанасенко из Старонижестеблиевской, форсировавших р. Днепр; Степана Бреуса из станицы Елизаветинской, дошедшего до Берлина; подполковника Александра Ивановича Гераськина из Усть-Лабинска, освобождавшего Белоруссию; Василия Заикина из станицы Выселки и Семена Кокоры из станицы Марьянской, защищавших Сталинград; снайпера Татьяны Костыриной из Кропоткина и многих других [11, с. 26-27, 41, 55, 85, 109, 120]. Одной из особенностей шествия в Краснодаре стало то, что во главе колонны ехали машины времен войны - ГАЗ-51 и УАЗ, везшие ветеранов.

Рассматриваемое мероприятие на протяжении нескольких лет подтверждало положительные стороны, оказывая на население России глубокое эмоциональное воздействие. В 2015 г.

колонна «Бессмертного полка» в Краснодаре сменила маршрут. Родственники участников войны шли по центральной улице от ул. Гимназической до ул. Северной. В этом же году было создано региональное отделение общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» под руководством Бориса Левитского - члена центрального штаба «Бессмертного полка России». В гражданско-патриотическом движении приняло участие почти 42 тысячи граждан столицы Кубани и 360 тысяч жителей края [12], в 2016-м - 75 и более 400 тысяч соответственно [13]. В 2017 г. «Бессмертный полк» насчитывал в своих рядах уже 520 тысяч жителей Краснодарского края из 355 населенных пунктов, т. е. каждый 11-й житель Кубани посчитал необходимым почтить память героев. Так, начиная с 2013 г. в колонне члены семьи Ава-кумьянц - Леоновых-Шпаковских несут портреты родных - участников войны: Александра Ивановича Авакумьянца - известного альпиниста, по сути основателя спортивного альпинизма на Кубани, совершившего 554 восхождения, из 30-го полка 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии; его братьев - Артема Ивановича Авакумьянца (войска НКВД), Ермолая Ивановича Ава-кумьянца (войска НКВД), Антона Антоновича Арутюнова (войска НКВД); родственников Григория Ивановича Махно, Ореста Викторовича Бочкарева (дошел до Берлина и поставил подпись на стенах Рейхстага), Александра Григорьевича Шоломицкого (пропал без вести в 1945 г.) [14]. Численность участников шествия в г. Краснодаре составила более 103 тысяч человек [15].

В 2018 г. исполнилось 75 лет со дня освобождения Краснодарского края и Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Юбилейный год оказался самым значительным по количеству присоединившихся к гражданско-патриотическому движению: по улицам городов Кубани в колоннах «Бессмертного полка» прошли 583 тысячи жителей края, что почти в 73 раза больше, чем в 2013 г. Помимо Краснодара, в шествиях участвовали Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи, Кореновск, Апшеронск (в братских могилах которого покоятся войны более 26 национальностей) и другие населенные пункты. В этот раз в Краснодаре в мероприятии приняли участие 107 тысяч человек [16]. В Новороссийске на улицы вышли 52 тысячи. В Сочи к гражданско-патриотическому движению присоединились более 80 тысяч, Анапе - 12,5, Геленджике - 3,2 тысячи. Впервые в состав колонн вошли юнармейские отряды, а краснодарский композитор В.И. Михайловский написал песню «Бессмертный полк».

В шествии гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк» в 2018 г., на наш взгляд, наиболее ярко продемонстрированы эффекты соучастия, ценностно ориентированного единства значительной части населения Российской Федерации, сопричастности, эмоциональной поддержки, а самое главное - единства исторической памяти. Важно отметить, что организация не ограничивается только акцией, приуроченной к празднику Победы. Сегодня на Кубани она готовит и экспедиции поисковиков, и встречи с ветеранами, и патриотические проекты («Поколение Бессмертного полка», «Добровольцы Бессмертного полка» и др.).

Таким образом, «Бессмертный полк» следует рассматривать как одну из форм проявления современной исторической памяти. Общественное гражданско-патриотическое движение, выступающее проявлением активности людей, имеет важный исторический аспект. С его помощью происходят сохранение, усвоение и укрепление знаний, полученных от предыдущих поколений, а также передача их потомкам. Это своеобразное противостояние фальсификации истории, искажению исторических фактов Великой Отечественной войны, способ сбережения памяти о героях. Объединение раскрывает стремление части подрастающего поколения безвозмездно помогать в проведении шествия в рамках волонтерских организаций и проектов, что позволяет ре-ализовывать функцию воспитания на героических традициях, характерных для истории России.

Недостаток духовности в формировании личности обесценивает социальную силу чувств, преобладание рационалистической односторонности над духовностью приводит к деформации становления человека. Ничто так не содействует совершенствованию эмоционально-духовной сферы, как художественные ценности, культура и историческая память. В данном контексте важную роль играют актуализация исторической памяти, обращение к значимым датам, подвигу народа и отдельных героев. В Великой Отечественной войне многонациональное советское общество оказалось тесно связано единой национальной идеей, обусловившей единение граждан и власти. Память о трагических и победных событиях истории необходима для внутренней консолидации современного общества, формирования российской идентичности и патриотизма.

Ссылки:

1. Мекаева Ю.Ю. Фальсификация истории на примере интерпретации событий Великой Отечественной войны: социологический аспект // Поиск. 2010. № 2. С. 20-24 ; Witness and Memory: the Discourse of Trauma / ed. by A. Douglass, T.A. Vogler. N. Y. ; L., 2003.

2. Надирашвили Ш.А. Психология пропаганды. Тбилиси, 1978. 122 с.

3. Устав полка [Электронный ресурс] // Бессмертный полк : официальный сайт. URL: http://www.moypolk.ru/ustav-polka (дата обращения: 06.03.2019).

4. Краснознаменный Северо-Кавказский: очерк истории Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа / под ред. А.Т. Алтунина [и др.]. Ростов н/Д., 1971. 408 с.

5. Битва за Кавказ : карта. М., 1980.

6. Вершинин К.А. Воздушное сражение на Северном Кавказе весной 1943 г. // Военно-исторический журнал. 1959. № 8. С. 18-28.

7. Тарасенко М.Н., Бураев В.Н., Цапаев Г.И. Кубанцы - кавалеры трех орденов Славы. Краснодар, 1995. 159 с.

8. Герои Советского Союза : краткий биографический словарь / под ред. И.Н. Шкадова. В 2 т. М., 1988. Т. 2. 863 с.

9. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 2006. Оп. 2. Д. 75.

10. «Бессмертный полк» прошел по улице Краснодара // Вольная Кубань. 2014. 11 мая.

11. Кубани славные сыны: очерки о кубанцах - героях Советского Союза и России. Краснодар, 1997. 324 с.

12. Живая память // Краевые новости. 2015. 16-25 мая.

13. Нас миллионы - не забытых, убитых, не вернувшихся с войны // Краснодарские известия. 2017. 6 мая ; Победный май // Кубань сегодня. 2016. 12 мая.

14. Личный архив семьи Авакумьянц.

15. Спасибо за жизнь! Спасибо за мир! // Краснодарские известия. 2017. 11 мая.

16. «Бессмертный полк» в Краснодаре объединил 107 тысяч человек [Электронный ресурс] // Администрация и городская дума Краснодара : официальный сайт. URL: https://www.krd.ru/novosti/glavnye-novosti/news_09052018_152757.html (дата обращения: 06.03.2019).

References:

Altunin, AT et al. (ed.) 1971, The Red Banner North Caucasus: Essay on the History of the Red Banner North Caucasian Military District, Rostov-on-Don, 408 p., (in Russian).

Battle for the Caucasus: map 1980, Moscow, (in Russian).

'Charter Regiment' 2019, Bessmertnyy polk, viewed 06 March 2019, <http://www.moypolk.ru/ustav-polka>, (in Russian). Douglass, A & Vogler, TA (eds) 2003, Witness and Memory: The Discourse of Trauma, New York, London. '"Immortal Regiment" in Krasnodar United 107 Thousand People' 2018, Administratsiya i gorodskaya duma Krasnodara, viewed 06 March 2019, <https://www.krd.ru/novosti/glavnye-novosti/news_09052018_152757.html>, (in Russian).

Kuban's Glorious Sons: Essays on the Kuban People - the Soviet Union and Russia Heroes 1997, Krasnodar, 324 p., (in Russian).

'Living Memory' 2015, Krayevyye novosti, May 16-25, (in Russian).

Mekayeva, YuYu 2010, 'History Falsification on the Example of the Interpretation of the Events of the Great Patriotic War: a Sociological Aspect', Poisk, no. 2, pp. 20-24, (in Russian).

'Millions of Us - Not Forgotten, Killed, Not Returned from the War' 2017, Krasnodarskiye izvestiya, May 6, (in Russian). Nadirashvili, ShA 1978, Psychology of Propaganda, Tbilisi, 122 p., (in Russian).

Shkadov, IN (ed.) 1988, Heroes of the Soviet Union: a Brief Biographical Dictionary: in 2 vols, Moscow, vol. 2, 863 p., (in Russian).

Tarasenko, MN, Buraev, VN & Tsapaev, GI 1995, The Kuban People is the Holders of Three Glory Orders, Krasnodar, 159 p., (in Russian).

'Thank You for Life! Thank You for the World!' 2017, Krayevyye novosti, May 11, (in Russian). '"The Immortal Regiment" Passed Along Krasnodar Street' 2014, Volnaya Kuban', May 11, (in Russian). Vershinin, KA 1959, 'Air Battle in the North Caucasus in the Spring of 1943', Voyenno-istoricheskiy zhurnal, no. 8, pp. 1828, (in Russian).

'Victory May' 2016, Kuban'segodnya, May 12, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.