УДК 32.019.51
А.С. Токарев,
Казанский федеральный университет
Начиная с 2013 года акция «Бессмертный полк» проводится в городах России и ближнего зарубежья, а со следующего года она вышла за пределы постсоветских государств. Динамичное распространение мероприятия, за считанные годы ставшего новой традицией и включенного в программу празднований Дня Победы, привлекает внимание исследователей с точки зрения концепции политики памяти. В связи с этим предпринимается попытка провести символический анализ акции через ее смысловой и визуальный контент.
Также представляется интересным происхождение «Бессмертного полка» с позиции теории коллективной травмы, объясняющей данный феномен через межпоколенческую передачу невроза, накапливающегося из-за препятствий к вербализации негативных воспоминаний. Такой подход требует серьезной критики, поскольку неясен психологический механизм передачи травмирующего невроза. В то же время его наличие у непосредственных жертв катастрофических событий не вызывает сомнений.
С позиции политики памяти как части символической политики в данной статье анализируется визуальное, смысловое и ассоциативное содержание акции «Бессмертный полк» на основе фото-, видео- и других материалов. Результатом исследования стало установление происхождения мероприятия, вызванного проводившейся ранее политикой памяти через организацию торжеств к 9 Мая. Цель данной политики - укрепление общенациональной идентичности, и акция «Бессмертный полк» оказалась идеальным решением для демонстрации видимого единения «народа-победителя».
Ключевые слова: политика памяти, символическая политика, травма «Бессмертный полк», День Победы.
коллективная
«Патриотические праздники» как часть политики памяти
На протяжении последних лет активно проводятся мероприятия, связанные с увековечиванием памяти отдельных исторических периодов России в лице глав-
ных лиц тех эпох, появлением новых праздников и укреплением их позиций в массовом сознании граждан. Последним актом, относящимся к исторической политике и политике памяти, стало установление памятника князю Владимиру I в
центре Москвы [22]. В событии приняли участие как первые лица страны, представленные президентом и премьер-министром, так и персоны министра культуры и Патриарха Московского и Всея Руси, чья деятельность в общественном дискурсе претендует на звание духовно-нравственной и просветительской.
Присутствие представителей Русской православной церкви, а также освящение памятника отсылают к концепции «1000-летней Руси» [22], которая становится одной из основ формируемой коллективной памяти об истории России. В то же время акт религиозного ритуала в данном случае кажется уместным, поскольку именно с князем Владимиром связано принятие христианства на Руси. Некоторые публицисты также полагали, что совпадение имен исторического персонажа и президента РФ не случайно, поскольку установка памятника проведена с согласия главы государства. С этой позиции можно предположить, что символически памятник князю и президенту - одно и то же действие, однако его завуалированность и обходной характер говорят о том, что нынешняя политическая элита не создает культ личности, но хочет опираться на авторитет главы страны и оказываемую поддержку от населения, о которой свидетельствуют соц-опросы [2].
Установка памятника произошла накануне одного из новейших праздников -Дня народного единства. Проводимый 4 ноября с 2005 года, он призван перекрыть собой другую дату, немаловажную для коллективной памяти постсоветского поколения россиян - годовщину Октябрьской революции 7 ноября. Обладая значительным политическим и символическим потенциалом, политическая элита современной России стремится переключить внимание масс с относительно близкого прошлого на более дальнее, одновременно меняя и знаковую составляющую. Вместо воспоминаний о революционных событиях 1917 года населению предлагаются события 1612 года, связанные с
окончанием Смутного времени и народно-освободительном движением против польских интервентов [8].
С точки зрения символов здесь также происходит смена парадигм: в случае 7 ноября отмечалась революция как борьба против узурпирующего режима; в случае 4 ноября смысловым содержанием праздника становится народное объединение против внешних врагов и укрепление государственности. Таким образом, День народного единства обладает созидательным и примиряющим посылом как внутри общества, так и по отношению к устоявшемуся режиму. Помимо светского значения здесь можно найти основания и для религиозного смысла (католики пытались узурпировать «православный трон»), ввиду чего освящение памятника патриархом выглядит еще более уместным.
В то же время с 12 ноября 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» стартовал «проект1917», имитирующий в новостной ленте пользователей заметки, якобы написанные от лица важных исторических персон того периода, соблюдая точность публикации столетней давности. На момент написания статьи хроника ведется начиная с 12 ноября 1916 года [18]. И хотя акция, направленная на воспоминание о событиях, предшествующих Октябрьской революции, в своем значении противостоит вектору, заданному проведением Дня народного единства, в настоящий момент трудно оценить то, какую форму и влияние она приобретет.
Возвращаясь к началу вопроса о проведении государственных праздников, необходимо сделать акцент на тех, что составляют часть т.н. патриотического воспитания. Значение Дня Победы, а также размах его проведения, особенно в юбилейные даты, активно обсуждался и в прессе, и в научных кругах. Затраты на проведение парада как на Красной площади, так и в городах России [ 16] подтверждают тезис о том, что 9 Мая является одной из главных дат для политики памяти.
Ответный запрос наблюдается и у населения, подтверждением чему стала ак-
ция «Бессмертный полк». Ее видимая массовость показывает необходимый сигнал для конструирования единой российской нации, проводимой с помощью праздника. За 4 года существования акция приобрела международный размах, однако ее происхождение и дальнейшая судьба остаются неутвержденными.
«Бессмертный полк» — конструкт или запрос масс?
Чтобы понять нынешнее значение акции «Бессмертный полк», необходимо обратиться к открытым источникам и изучить историю происхождения этого явления. Свое начало мероприятие берет в 2012 году как гражданская инициатива в Томске, проведенная местным медиа-сообществом. По данным одноименного движения, тогда в городе было пронесено 20 00 портретов ветеранов, а в самом марше приняли участие 6 000 томичей. При этом, как указано на сайте «Бессмертный полк», с самого начала организация и акция задумывались вне коммерческой или политической направленности. Также в ней мог участвовать любой желающий без каких-либо ограничений, поскольку основная цель данного проекта - создание всенародной традиции [11].
Спустя год информация распространилась как по городам России, так и ближнего зарубежья. Учитывая, что для участия в акции некоммерческой организации нужно лишь подтвердить согласие с уставом, в 2013 году присоединились Москва, Владивосток, Екатеринбург, Симферополь и другие города. На следующее 9 Мая подключается первая страна дальнего зарубежья - Израиль, а еще через год - Норвегия, Ирландия, Эстония, Ливан, «Республика Корея» (однако здесь не указывается, Северная или Южная Корея, что вызывает вопросы - дано ли такое название умышленно или спонтанно), США, Германия, Австрия.
Фактически за три года акция стала международной, а в России она приобрела визуально всенародный масштаб. В связи с этим возникает закономерный во-
прос: действительно ли проект, рожденный как гражданская инициатива, сохранил народные корни, даже приобретя такой размах, или здесь имеет место применение административного ресурса? На самом сайте организации сказано, что в юбилейном 2015 году стала заметна гонка за цифрами и показателями. Такое проявление могло стать эффектом, вызванным новостным стилем в описании СМИ и пресс-релизов, где количественные показатели всегда выходят на первый план [3]. В то же время имелись свидетельства использования административного ресурса, когда в интернете начали появляться брошенные плакаты ветеранов, собранные в кучу [1].
Истоки акции «Бессмертный полк» заставляют задуматься о ее нынешнем состоянии, прошедшем генезис от локального до международного события. В связи с этим в данной ситуации видится влияние двух подходов, которые смогут дать объяснение произошедшему - теории культурной травмы и политики памяти.
Согласно первой концепции, разработанной такими психологами, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и Дональд Кал-шед, индивидуальная психологическая травма (или травматический невроз [13]) представляет собой нарушение в психике индивидов, ставших жертвами катастрофических событий в прошлом. Бессознательно эти лица используют разные способы для смягчения отрицательного влияния травматического опыта, один из которых - расщепление [22, с. 40]. Суть этого способа психологической защиты заключается в том, что в сознании индивида эмоциональный и когнитивный компоненты травмирующего воспоминания отделяются друг от друга, и в итоге сохраняется только последний. В результате жертва может помнить только факты о негативном прошлом, лишенные чувственной окраски. Подобная ситуация открывает путь для политики памяти, которая может заполнить образовавшуюся эмоциональную брешь новым содержимым.
Однако также часто в случае травмирующих неврозов встречается т.н. повторение, когда индивиды пытаются вновь и вновь воспроизводить негативный опыт с помощью различных коммеморативных практик. С точки зрения психоанализа и аналитической психологии этот опыт, обладая значительным психическим потенциалом, становится частью глубинных слоев бессознательного, где не ощущается поток времени и новых событий [27, с. 47].
Несмотря на то что психологи всегда работали с индивидуальными пациентами и клиентами, наиболее крупные катастрофы затрагивали группы людей, что дает основание для работы исследователей социальных наук над коллективной травмой. Таким образом, гражданское, народное начало в инициации акции «Бессмертный полк» в рамках представленного подхода становится очевидным. Массовые действия в данном случае представляют попытку излечения от травмирующих воспоминаний путем вербализации человеческого горя и утрат.
Однако нынешняя ситуация имеет несколько спорных моментов. Смена поколений должна приводить к тому, что коллективная память естественным образом очищается от носителей с травмированным прошлым. Приверженцы психологического подхода в исследовании коллективной травмы считают, что негативные события, не найдя вербализации и терапии, способны накапливаться и передаваться от старших к младшим. В связи с этим возникает вопрос: какова суть механизма передачи травмирующих воспоминаний? Ответ могла бы дать теория коллективного бессознательного, однако ее автор Карл Юнг утверждал, что общими для всего человечества являются лишь архетипы - примитивные паттерны бессознательного, становящиеся основой для построения образов и сюжетов сновидений и мифов. Однако сами эти сюжеты могут передаваться только в том случае, если человек был включен в ту культуру, которая могла породить тот или иной образ [27, с. 47].
Таким образом, остается неясным, как происходит межпоколенческая передача травматического опыта, а также его накопление. Это дает право для предположений о том, что сам опыт является результатом грамотной работы акторов политики памяти, конструирующих необходимое восприятие и отношение к истории страны.
В то же время с позиции американского социолога Джеффри Александера коллективная травма выглядит как конструкт даже в тех случаях, когда ее жертвами становятся непосредственные участники событий. Согласно позиции исследователя, если травмирующие воспоминания выпадают из индивидуальной памяти жертв, это означает, что коллективная травма является целиком вымышленной. Такая точка зрения кажется чересчур детерминистской, однако критика интерпретации феномена коллективной травмы отсылает к тому, что под травмирующими событиями понимаются те, что нарушают права человека и гражданина. Поскольку эти понятия были выработаны в западной Европе и актуализированы после Второй мировой войны, концепция культурной травмы выглядит идеологически ангажированной и также может являться элементом конструирования иден-тичностей [13].
Теперь рассмотрим акцию «Бессмертный полк» как элемент политики памяти. Под политикой памяти понимается комплекс мероприятий, направленный на конструирование социальных представлений о прошлом. Политика памяти является частью символической политики, которая производит или укрепляет существующие смыслы социальной реальности. Основателем данного направления считается американский политолог Мюррей Эдельман, выпустивший работы «Символическое использование политики» и «Политика как символическое действие» [25, с. 78]. В отечественной науке можно выделить два подхода к интерпретации символической политики: согласно первому, данная сфера является имитацией
политической деятельности, своего рода постановкой и инсценировкой, называемой также «политическим театром»; второе направление придерживается более нейтральной позиции, в которой символизм важен так же, как и т.н. «реальная политика» [14, с. 57]. Последняя точка зрения позволяет рассуждать о существовании не только символической политики «сверху», т.е. инициированной властными элитами, но и «снизу», что подразумевает участие народных масс. Также возможна т.н. «символическая политика снизу и сверху одновременно» [20, с. 21], и в данном случае акция «Бессмертный полк» подходит под это описание - будучи изначально гражданской инициативой, при участии первых лиц и их поддержке ее удалось распространить как в России, так и за ее пределами.
«Бессмертный полк» выглядит здесь как очередной элемент политики памяти, базирующийся на выстроенной традиции празднования 9 Мая и уже готовой символической схеме. Акция, даже с учетом применения административного ресурса, выполняет функции, поддерживающие укоренившиеся представления о победе в Великой Отечественной войне. Одна из них - создание эффекта массовости, хотя соотношение добровольного массового участия и «вынужденного» остается, как уже указывалось выше, под вопросом.
Тем не менее в данной ситуации основная цель - создание видимости единения всего народа за счет большого количества людей. В этой связи важно участие первых лиц, а также проведение акции в других странах ближнего и дальнего зарубежья. В совокупности это создает картину того, что к победе причастны люди всего мира и все они разделяют выбранную историческую интерпретацию.
Наиболее важная функция здесь связана с самим фактом сакрализации образов ветеранов. Выбранная модель позволяет установить и сохранить межпоколенче-скую связь с умершими участниками войны. Это позволит продлить актуальность Дня Победы и сохранить ту символиче-
скую форму и эмоциональное сопровождение, которые удалось сконструировать на протяжении последних лет. Поскольку самым молодым ветеранам (даже при условии, что некоторые, уходя на фронт, в документах приписывали себе дополнительно год или два) сейчас более 90 лет, привлечение т.н. «карнавальных ветеранов» со временем окажется невозможным из-за естественного сокращения численности населения. Акторы политики памяти осознают это, в связи с чем они адаптировали акцию «Бессмертный полк» под свои нужды.
Концепция политики памяти в качестве способа конструирования социального восприятия прошлого в рассматриваемом случае должна показывать «Бессмертный полк» как мероприятие, вызванное искренним гражданским позывом. В то же время это не отрицает зависимость томских активистов от проводимой ранее символической политики, а скорее, подтверждает это. Кроме того, можно констатировать, что они допустили ошибку при создании ключевой идеи акции, которая с самого начала стала массовой. Возвращаясь к позиции психологии и теории коллективной травмы с учетом теории массового сознания [10, с. 58], можно сказать, что подобная форма механизма борьбы с травмирующим неврозом неэффективна, так как вместо вербализации утраты здесь происходят культивирование образа предка и ассоциация себя с ним. Наличие невроза требует постановки соответствующего диагноза, а также индивидуального терапевтического лечения. Поэтому роль помощи здесь могла бы сыграть другая, семейная традиция без народных шествий. Однако это не соответствует конструированному образу Дня Победы, общепринятому восприятию и отыгрыванию праздника.
Таким образом, можно сказать, что акция «Бессмертный полк» стала реакцией на проводимую ранее политику памяти, что позволило ей стать частью конструированного образа победы в Великой Отечественной войне.
Анализ символов акции «Бессмертный
полк» в контексте празднования
Дня Победы и политики памяти
От установления истоков и назначения акции «Бессмертный полк» необходимо перейти к непосредственному анализу символического контента. Однако прежде здесь нужно пояснить сущности понятиий «символ» и «знак», а также их отличия. Согласно типологии американского философа Чарльза Пирса, можно выделить три типа знаков: индексы, иконы и символы. В отличие от двух первых символ выполняет функции выражения и представления смыслов, выполняя своего рода кодировку, привязанную к некоему объекту. Индексы и иконические знаки, в свою очередь, способны только направлять, указывать и обозначать [14, с. 57].
Первым и одним из наиболее важных элементов акции «Бессмертный полк» является логотип, так как он является визитной карточкой, которая позволяет идентифицировать то или иное событие. В центре логотипа изображена красная пятиконечная звезда - легкоузнаваемый символ Красной Армии. По замыслу авторов акции, она также подразумевает, что все, кто прошел Великую Отечественную войну, будут считаться героями вне зависимости от их воинского звания или заслуг. На фоне звезды виден журавль, взмывающий в небо, который также, по словам организаторов «Бессмертного полка», символизирует участие не только военных всех рангов, но и тружеников тыла, партизан и всех, кто так или иначе причастен к образу Победы. «...Очень личный, пронзительный, лишенный пафоса и плакатности образ... Символ, не делящий тех, кто вынес войну на своем хребте, на «фронт» и «тыл». Соединяющий души ушедших и память потомков». Также изображение отсылает к фильму «Летят журавли», рассказывающем о судьбе Москвы до, во время и после Великой Отечественной войны. Главные герои картины видели стаю улетающих журавлей перед началом боевых действий и уже на закате войны, что создает ассоциацию с мирной жизнью, кото-
рая вместе с птицами покинула москвичей. Культовая кинолента, снятая в 1957 году и получившая приз Каннского кинофестиваля [12], известна большинству участников акции «Бессмертный полк», благодаря чему выбранный символ вызывает верные ассоциации с миром, который удалось принести вместе с победой.
Нынешний логотип был утвержден в 2015 году, поэтому на более ранних фотографиях с мест проведения шествий в разных городах присутствуют транспаранты с надписью «Бессмертный полк» в другом виде - часто на красном фоне (что также отсылает к пятиконечной звезде) и с иными изображениями, сопровождающими праздник 9 Мая на тематических открытках, плакатах и других визуальных материалах.
Наиболее встречающимися в цветовой палитре здесь после красного фона являются биколорные ленты черного и оранжевого цветов, известные в качестве неотъемлемого элемента воинских наград и часто появлявшиеся на открытках в советские годы [18]. Еще большую известность, а также «реинкарнацию» в виде отдельной ленты (а не дополняющего элемента) биколор получил после акции «Георгиевская ленточка». Впервые мероприятие начали проводить в 2005 году под патронажем «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община». Кодекс акции во многом сходен с уставом акции «Бессмертный полк», в том числе, согласно 9-му пункту «Георгиевской ленточки», ее нельзя использовать в политических целях [9].
Однако спустя годы после старта проведения акции накопилось множество критики к использованию «Георгиевской ленточки», которое касалось фактического нарушения 9-го пункта кодекса. Так, российские публицисты обвиняли [24] молодежную организацию «Молодая гвардия» [26] и политическую партию «Единая Россия» [6] в том, что они участвовали в раздаче лент в школах и местах массового скопления граждан. В Белоруссии полемика приобрела несколько иную
форму - местное движение «За свободу» бойкотировало раздачу лент в гипермар-кетах [7], а общественная организация «Молодой фронт» объявила акцию «Стоп империя», направленную на запрет использования и раздачи биколорных лент.
По словам сопредседателя организации Дмитрия Дашкевича, некогда нейтральная акция «Георгиевская ленточка» приобрела негативный контекст после начала событий на Востоке Украины, где пророссий-ски настроенные ополченцы-сепаратисты (название которых также маркирует точку зрения и приверженность к одной из двух трактовок на происходящие в Донбассе события) используют в своей символике сочетание черного и оранжевого цветов. Распространение на территории Белоруссии этих лент подразумевает принадлежность страны к т.н. «русскому миру», а также пророссийским настроениям у местных политических элит. Все это, по мнению белорусских гражданских активистов, символически дискредитирует независимость страны [4].
В России же, несмотря на противоречивость позиций, установившихся в общественно-политическом дискурсе, использование биколора уже стало традицией, что также заметно во время шествий «Бессмертного полка». Лента используется как аксессуар у участников акции, и в особенности у первых лиц, а также у журналистов и ведущих крупнейших федеральных и региональных СМИ [5]. Часто ленту начинают прикреплять к одежде и личным автомобилям накануне празднования Дня Победы, что противниками акции «Георгиевская ленточка» трактуется как принадлежность к провластным политическим взглядам, особенно если лента появлялась вне празднований 9 Мая.
Несмотря на всю полемику, биколор-ная лента остается элементом символики Дня Победы, что обусловлено не только исторической предпосылкой ее появления, но и доступностью, а также удобством использования как дополняющего визуального элемента или аксессуара.
Акция «Бессмертный полк», в то же
время, остается менее политизированной и подверженной критике, чем «Георгиевская ленточка», что подтверждается незначительной критикой в общественном дискурсе и сообщениях СМИ [16]. Участие политиков, в том числе и высшего ранга, анализируя фото- и видеоматериалы, выглядит органичным, поскольку они участвуют в шествии наравне с остальными гражданами, также неся в руках портреты и транспаранты с изображением покойных ветеранов. Это создает внешний эффект единства народной массы и ее добровольный порыв к участию в акции.
Сами политические лица чаще всего располагаются в начале колонны, рядом с транспарантом-логотипом «Бессмертный полк». Далее часто люди, одетые в советскую военную форму, несут полотно, имитирующее либо «Знамя Победы» [23], либо штурмовые флаги других дивизий, сшитые воедино [5]. Таким способом проводится «хронологическая сшивка разрозненных временных слоев» [19], при этом солдаты «из прошлого» попадают в настоящее, связывая воедино более 70 лет празднования Дня Победы в сознании зрителей и участников марша.
Следом за полотном идет подавляющее большинство участников акции. Процессия двигается в хаотичном порядке, т.е. невозможно выделить отдельные группы, за исключением правоохранительных органов, политиков и волонтеров. Транспаранты также принимают самые разные формы, среди которых встречаются как похожие (вероятно, сделанные на заказ в копи-центрах или типографиях), так и явно сделанные вручную, на которых есть лишь фотография ветерана с именем и годами жизни. В случае напечатанных транспарантов также обнаруживается типичная символика Дня Победы, о которой говорилось выше, а «самодельные» иногда приобретают форму обрамленного фотопортрета предка-героя.
***
Проведенный анализ акции «Бессмертный полк» установил ее происхождение
как результат конструирования прошлого и символической политики, направленной «снизу и сверху одновременно», что точно характеризует ее генезис. Начавшаяся как гражданская инициатива, при участии политических акторов она приобрела международный масштаб. Мероприятие вписалось в проведение торжеств, связанных с празднованием Дня Победы.
Символика акции демонстрирует добровольность и всенародность акции, объединяющую всех граждан и их предков-героев вне зависимости от социально-экономического положения, а также заслуг
последних в прошлом. Такая постановка проведения шествия способствует основному символико-политическому назначению праздника 9 Мая как события, в котором родилась современная российская нация.
Дальнейшая судьба акции в настоящее время видится как органичное внедрение в традицию празднований Дня Победы. В то же время это также может подразумевать ее политизацию - приобретение контекста излишнего бюрократизма и ассоциацию с т.н. «российским империализмом».
Библиографический список
1. «Бессмертный полк» объяснил фотографии с выброшенными плакатами. Портал РБК. URL: http://www.rbc.ru/society/14/05/2015/5554bff69a7947e61c26f6ef (дата обращения: 19.11.2016).
2. 86% Путина: верить или нет. Портал социологической службы «Левада-центр». URL: http://www.levada.ru/2015/12/09/86-putina-verit-ili-net (дата обращения: 19.11.2016).
3. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. Интернет-версия. URL: http://alex-alex.ru/nij/NU-2-20131006.pdf (дата обращения: 19.11.2016).
4. В Беларуси объявили охоту на георгиевские ленты. Новостной портал BY24.ORG. URL: http://by24.org/2014/09/22/no_colorado_ribbons_in_belarus-2 (дата обращения: 19.11.2016).
5. В День Победы все часовые пояса России связало шествие «Бессмертного полка». Сюжет из выпуска новостей «Первого канала» за 09.05.2016. Интернет-портал телеканала «Первый». URL: http://www. 1tv.ru/news/2016/05/09/301813-v_den_pobedy_vse_chasovye_poyasa_rossii_svyazalo_shestvie_ bessmertnogo_polka (дата обращения: 19.11.2016).
6. Георгиевскую ленту может получить каждый ярославец. Интернет-портал газеты «Комсомольская правда». URL: http://www.kp.ru/online/news/82513/ (дата обращения: 19.11.2016).
7. Движение «За Свободу» призывает власти запретить раздачу и использование «георгиевских» лент в общественных местах. Белорусская информационная компания «Белапан». URL: http://belapan.by/archive/2014/05/04/699316 (дата обращения: 19.11.2016).
8. День воинской славы - День народного единства. Портал Calend.ru. URL: http://www.calend.ru/holidays/0/0/94 (дата обращения: 19.11.2016).
9. Кодекс акции. Портал «Георгиевская ленточка». URL: http://gl9may.ru/about/codex (дата обращения: 19.11.2016).
10. Лебон Г. Психология народов и масс. 124 с. URL: http://socioline.ru/files/5/309/psihologia.pdf (дата обращения: 19.11.2016).
11. Летопись Полка. Официальный сайт движения «Бессмертный полк». URL: http://moypolk.ru/letopis-polka (дата обращения: 16.11.2016).
12. Летят журавли. Портал «Кинопоиск». URL: https://www.kinopoisk.ru/iilm/7724 (дата обращения: 19.11.2016).
13. Мороз О.В. Методология изучения коллективной травмы. Портал «Пост-наука». URL: https://postnauka.ru/video/68725 (дата обращения: 19.11.2016).
14. Мухарямов Н.М. О символических началах в языке политики // Символическая политика: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Отв. ред. О.Ю. Малинова -Вып. 1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. - М., 2012. - 334 с.
15. На празднование 70-летия Победы власти потратят более 7 млрд руб. Интернет-газета РБК. URL: http://www.rbc.ru/society/30/04/2015/553e729d9a794762bdb3ae84 (дата обращения: 19.11.2016).
16. Немцев М.Ю. К биополитике «Бессмертного полка». Портал Anthropological Research Center. URL: http://www.antropya.com/articles/18/69 (дата обращения: 19.11.2016).
17. Ноябрь. 1916. Видео из социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/wall-128254611_668 (дата обращения: 15.11.2016).
18. Открытки «С Днем Победы!». Портал ретро-открыток. URL: http://retropost.ru/postcards/9may.html (дата обращения: 19.11.2016).
19. Ошакин С.А. Вспоминая на публике: Об аффективном менеджменте истории. URL: http://gefter.ru/archive/13513 (дата обращения: 19.11.2016).
20. Поцелуев С.П. «Символическая политика»: к истории концепта // Символическая политика: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Отв. ред.: О.Ю. Малинова - Вып. 1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. -М., 2012. - 334 с.
21. С важными лицами. Кому возводит памятники путинская Россия. Интернет-газета Griffon. URL: https://www.griifon.media/articles/14/11/2016/monuments-of-putins-russia (дата обращения: 19.11.2016).
22. Семилет Н.В. Концепция трансгенерации коллективной травмы: способы исцеления. С. 37-49. Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.rU/article/n/kontseptsiya-transgeneratsii-kollektivnoy-travmy-sposoby-istseleniya (дата обращения: 19.11.2016).
23. Символ «Знамени Победы». Историческая справка. Портал «РИА Новости». URL: https://ria.ru/history_spravki/20110411/363197944.html (дата обращения: 19.11.2016).
24. Современная молодежь и Великая Отечественная война. Стенограмма радиотрансляции «Ищем выход...». Портал радиостанции «Эхо Москвы». URL: http://echo.msk.ru/programs/exit/51618 (дата обращения: 19.11.2016).
25. Токарев А.С. Архетипический дуализм мифов как проявление символической политики // Вестник междисциплинарных гуманитарных исследований «Номос». - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 165 с.
26. Тюменские «молодогвардейцы» отправились в школы. Интернет-издание NewsProm.ru. URL: http://newsprom.ru/Raznoe/120903325802727/Tjumenskie_laquo_molodogvardejcy_raquo_otpravilis_v_s hkoly.html (дата обращения: 19.11.2016).
27. Юнг К.Г. Тэвистоксткие лекции // Исследование процесса индивидуации / пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 1998. - 295 c.
«THE IMMORTAL REGIMENT» - SYMBOLIC ANALYSIS
A.S. Tokarev
Kazan Federal University
Since 2013 the Immortal Regiment march has taken place in cities of Russia and the former Soviet republics. In a year the event overstepped the limits of these countries. The dynamic spread of the event, which became a new tradition and was included in the celebration programme of Victory Day, attracts researchers' attention from the point of commemoration politics. In this regard, an attempt is made to conduct a symbolic analysis of the event thorough its notional and visual content.
The origin of the Immortal Regiment march is also of particular interest from the view of collective trauma theory. This theory explains the phenomenon through an intergenerational transmission of neurosis, accumulating due to obstacles to verbalize negative memories. This approach needs serious critics as long as the mechanism of trauma neurosis transmission is still obscure. At the same time, the presence of neurosis in the immediate victims of disasters does not raise doubts.
From the point of commemoration politics as a part of symbolic politics in this article visual, notional and associative content of the Immortal Regiment march is analyzed based on photos, videos and other materials. As a result of this research the origin of the event, caused by the carried out earlier commemoration politics through the organization of Victory Day celebrations, was established. The main purpose of this politics is strengthening of national identity and the Immortal Regiment march turned out to be the ideal decision to demonstrate «people-winners'» visible unity.
Keywords: commemoration politics, symbolic politics, collective trauma, the Immortal Regiment, Victory Day.
Сведения об авторе
Токарев Александр Сергеевич, студент 2-го курса магистратуры кафедры политологии, Казанский федеральный университет (КФУ), 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18; e-mail: for. [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.11.2016 г.