И.А. КОЗИКОВ доктор философских наук, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*
Великая Отечественная война и историческая память российского народа
В 2015 г. российский народ отметил 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, которая была в жизни нашего Отечества важнейшим, тяжелым, трудным, но героическим периодом, периодом, когда речь шла о жизни и смерти нашего народа.
В связи с этой датой различные силы стремятся по-своему трактовать эти события, оценить вклад тех или иных государств в разгром фашизма, ставившего своей целью порабощение и уничтожение многих народов, завоевание новых территорий и достижение мирового господства. В этих оценках в отношении России ее недруги, некоторые бывшие союзники и друзья, фальсифицируя реальные факты, стремятся всячески умалить роль советского народа в разгроме фашизма, во Второй мировой войне, отрицают решающий вклад СССР в разгром фашизма, стремятся приписать эту роль союзникам СССР по антигитлеровской коалиции.
Фальсификация истории России осуществлялась во все периоды ее существования, что находило в той или иной форме отпор. Но сегодня особенно остро стоит вопрос о борьбе против этой фальсификации, о защите объективной исторической правды о Великой Отечественной войне советского народа. Возникла новая ситуация в мире и вокруг России.
70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне совпало с событиями на Украине. Эти события различными путями, вплоть до военных угроз,
* Козиков Иван Андреевич, е-mail: ru kozikov_i@ mail. ru
используются США и их союзниками для ослабления России, для того, чтобы она перестала быть суверенным государством, чтобы была неспособна развиваться в русле современных достижений цивилизации. Делаются попытки сформировать в мире общественное мнение о якобы исторической слабости российского народа, о его неспособности себя защитить, о неспособности России вновь стать мировой державой. Идет, можно сказать, фронтальное, часто циничное, доходящее до безумия, наступление на нашу Победу, на этот пока что оставшийся несокрушимым последний бастион нашей исторической памяти. Пытаются разрушить этот бастион и таким образом ослабить наше чувство гордости за наше Отечество, за наш народ, чувство веры в себя, в свои силы. Сегодня как никогда проблема исторической памяти, в том числе и о Великой Отечественной войне, касается всех жителей страны, актуализируется во всех ее аспектах. Борьба за объективную историческую память есть не только борьба за прошлое своей истории, но и борьба за настоящее и будущее страны. История, напоминал российский поэт Ф.И. Тютчев, есть «единственный защитник России на ее неведомых путях». Историческая память о Великой Отечественной войне, о Великом подвиге нашего народа стала сегодня важнейшим фактором борьбы за сохранение России.
Историческая память - это то, что воспроизводит природу того или иного социума, природу того или иного народа. Историческая память - это важнейшая часть социальной памяти. Это средство обеспечения связи прошлого, настоящего и будущего, преемственности поколений; средство формирования общественного сознания, национальной идентичности. Это трансляция опыта последующим поколениям; средство интеграции, консолидации социальной и национальной общности; средство коммуникаций. Это средство социализации молодого поколения, передачи ему исторических традиций, циви-лизационных особенностей. Это средство трансляции социальных знаний и информации; средство использования мягкой силы, это культурное наследие. И наконец, это важнейшее средство патриотического воспитания народа, подготовки поколений к защите страны от внешних нашествий.
Важную роль в сохранении исторической памяти играет историческая политика государства и общества. Она выступает как согласование, удовлетворение потребностей и интересов сохранения и использования объективной исторической памяти своего народа. Историческая политика касается не только всех институтов социальной, исторической памяти, но и различных символов, памятников, памятных дат, исторических событий.
Историческая политика в реальной жизни проявляется как формирование желаемого прошлого. Она зависит от стратегии, конкретных целей, интересов государства, общества в целом или социальных групп. Известно, что каждый социум, каждое общество формирует свою матрицу исторического наследия. Поэтому и для российского общества весьма важно, какой алгоритм отношения к прошлому мы выбираем, какую историю мы хотим видеть, чему мы должны наследовать, что брать из прошлого в будущее. В этой связи для современного этапа развития российского общества актуальными становятся проблемы самоидентификации страны, народа. Объективная историческая память здесь играет исключительную роль. Именно в этом направлении нужно проводить историческую политику, которая не должна в угоду определенным группам в обществе выбрать из исторической памяти «свое полезное» прошлое. Безусловно, в исторической политике трудно, а иногда и невозможно избежать политизации и идеологизации. Однако интересы Отечества, государства и народов России должны быть в центре содержания исторической политики. В этих условиях особенно важно, чтобы государство и общество проводили историческую политику таким образом, чтобы она обеспечивала защиту интересов страны, ее населения, интересы ее будущего. Она должна обеспечивать прочность единства поколений. Известно, что единство общества во многом достигается устранением в нем социальных и национальных противоречий. Однако важную роль играет именно историческая политика. Это относится к системе образования, ко всем институтам, выполняющим функцию социализации, идеологическую функцию и формирующим общественное мнение. В проведении исторической политики важно поддерживать научное освещение исторических событий, отмечать важнейшие даты оте-
чественной истории, связанные с судьбой страны, государства. Нельзя допускать ослабления исторической памяти, кризиса исторического сознания.
Одной из важнейших задач исторической политики является поддержка институтов исторической памяти, а также определение места исторической памяти в системе образования на всех ее ступенях. В связи с этим сегодня условия развития страны требуют усиления в системе образования исторической подготовки людей, что во многом будет способствовать решению задач по воспитанию патриотизма молодого поколения и всего населения страны. Известно, что в советское время при всей её идеологизации уделялось большое внимание исторической подготовке в системе образования. Сегодня изучение истории своего Отечества, в том числе истории Великой Отечественной войны, в системе образования, как показывают наш опыт, проводимые специальные исследования, осуществляется недостаточно и зачастую необъективно. К сожалению, устраняются лучшие образцы достижений исторической подготовки в довузовском образовании. На ступени вузовского образования не всегда имеется возможность компенсировать этот серьезный пробел в образовании и социализации молодого поколения.
Обращаясь к проблеме исторической памяти о Великой Отечественной войне, следует отметить, что одним из направлений ухода от правды об этой войне, о великом подвиге нашего народа, являются попытки дегероизации истории, против чего выступал еще наш великий М.В. Ломоносов, который, как замечал историк П.Н. Милюков, «ставил целью возвеличение предков и моральное назидание потомкам». Известно, что массовый героизм советских людей, вставших на защиту своей Родины, проявленный в годы Великой Отечественной войны как на фронте, так и в тылу, сыграл огромную роль в победе над фашизмом.
Историческая память об этой войне - это источник и боли и горечи, и гордости и славы нашего народа. И нам не нужна иная, не наша, переписанная история. Объективное содержание исторической памяти о Великой Отечественной войне свидетельствует о том, что в жизни нашей страны она явилась Великой трагедией, Ве-
ликим испытанием, Великим бессмертным подвигом и Великой Победой нашего народа.
Великая трагедия состояла в том, что война унесла жизни 27 млн. наших людей1. Она привела к огромным бедствиям и разрушению материальных и духовных ценностей. Десятки тысяч городов и деревень были превращены фашистами в руины. Страна потеряла около 30% национального богатства.
Эта война также явилась великим испытанием для нашего народа не только на фронте, но и в тылу. Война прервала мирную жизнь народа, когда он стал жить хорошо, когда страна из страны сплошной неграмотности превращалась в страну с передовой наукой, образованием, культурой, мощным техническим потенциалом. Появилась уверенность в создании счастливой жизни, хотя угроза войны осознавалась и требовала особых мер. Война все изменила. Это было трудное время для тех, кто непосредственно сражался с врагом на фронте, во имя победы отдавал все свои силы и жизнь. Это было трудное время и для тех, кто трудился для фронта, для победы на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах. Предстояло перейти от мирной жизни к жизни военного времени. Например, в первые месяцы войны на территориях, где проживало 74,5 млн. человек, 80% предприятий военной промышленности оказалось в зоне боевых действий и прифронтовой зоне. Нужно было их спасать. В тяжелейших условиях на Восток страны, в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию было эвакуировано 2593 крупных предприятия. Их необходимо было восстановить. Уже в 1942 г. 1900 крупнейших предприятий начали выпуск продукции. А за всю войну было восстановлено и введено в строй 3500 крупных промышленных предприятий.
Большие испытания выпали и на долю тружеников села. На фронт из деревни ушла значительная часть мужчин. Необходимо было их заменить.
Великая Отечественная война была также и великим подвигом нашего народа, вставшего от мала до велика на защиту Отечества, проявившего героизм и мужество на
1 Здесь и далее данные приводятся по: Великая Отечественная война. М., 2013.
фронте и в тылу, глубокое чувство Родины. За короткое время страна превратилась в единый военный лагерь, встала на смертный бой с фашистской силой темною. Усилиями тружеников тыла, работавших под лозунгом «Все для фронта, все для победы», уже через год после начала войны экономика страны была перестроена на военный лад. К концу 1942 г. промышленность стала выпускать боевой техники, вооружения, боеприпасов, снарядов больше, чем промышленность Германии.
Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве вместе со взрослыми стали работать 14-летние подростки (к концу войны подростки 14-17 лет составили 10,5% от общего числа работающих), а мужскую работу стали выполнять женщины. Например, в 1945 г. они составляли 59% рабочих и служащих. В сельском хозяйстве главную рабочую силу составляли женщины (70%), а остальные - подростки и старики. Работали на предприятиях по 12 часов в смену. Работали сверхурочно. Многие труженики выполняли норму на 150%. А в сельском хозяйстве, особенно в весенне-летнее и осеннее время, работали от зари до зари. В стране было развернуто социалистическое соревнование, в котором, например, в 1943 г. участвовало 77,6% работающих.
Большой подвиг совершили работники науки, культуры и искусства. Интеллигенция была частью воюющего народа, разделяла его судьбу, направляла свои силы на разгром врага.
Подвиг народа состоял и в том, что, напряженно работая, люди жили трудно, порой впроголодь. Существовала карточная система. В сельском хозяйстве из собранного урожая мало чего оставалось. Было стремление больше сдать сельхозпродукции государству, для фронта.
Труженики тыла помогали также и деньгами, через займы, покупку ценных бумаг, которые отдавали в сберкассы. За годы войны в фонд обороны было внесено 118,2 млрд. руб. За счет добровольных взносов жителей города и деревни государство получало до 20% бюджетных средств на военные нужды. На взносы и пожертвования покупались танки и самолеты, вооружение.
Самоотверженный подвиг тружеников тыла был высоко оценен государством. Миллионы тружеников были награждены орденами и медалями. Только медалью «За
доблестный труд в Великой Отечественной войне» было награждено 16,1 млн. человек.
Своим Великим подвигом на фронте и в тылу наш народ добился в войне Победы, внес решающий вклад в разгром фашизма. Именно эту Победу у нас и хотят отнять. Защита нашей Победы, объективное отражение её в исторической памяти нашего народа имеют огромное значение для воспитания и утверждения патриотизма. Проблемы патриотизма особенно актуализируются в периоды особой опасности для страны. Такой период мы сегодня переживаем. В этих условиях для российского народа, особенно для молодого поколения, особую значимость приобретает воспитание патриотизма, формирование чувства Родины, готовности ее защищать, как это делали советские люди, спасшие от гибели наше Отечество, не жалея сил и самой жизни.
Воспитание патриотизма требует сохранения в различных источниках и в сознании людей, особенно молодежи, памяти о величайших событиях в истории нашей страны, преодоления девальвации исторической памяти. Сегодня эта девальвация связана как с процессами глобализации, так и с усиливающейся фальсификацией истории в угоду интересам определенных сил, с попытками пересмотреть итоги Второй мировой войны, с мифологизацией истории, с субъективизмом исторических исследований, а также появившейся возможностью широкого распространения виртуальной действительности, в том числе и о Великой Отечественной войне. Молодое поколение должно знать и хранить в своей памяти правду о героических деяниях прошлых поколений, помнить о беззаветном служении этих поколений Родине. И, как говорил поэт:
Пока мы помним-- мы сильны.
Пусть не скудеет наша память.
Военных горьких лет сыны
Пускай навеки будут с нами.
К сожалению, мы все больше забываем свое великое историческое прошлое, убираем из своей исторической памяти знаковые события нашей истории. Мы почти забыли о Великой Октябрьской революции, повлиявшей на судьбы всего человечества, вычеркиваем из своей памя-
ти все прогрессивное в 70-летней истории советского периода.
Если мы хотим выжить и развиваться в этой сложной для нас и мира обстановке, мы должны хранить славное наследие прошлого, не позволять предавать забвению и фальсификации героический подвиг нашего народа, не ослаблять внимания к своей истории. При этом больше обращаться к свидетельствам участников великого подвига, в том числе и живущих сегодня. Необходимо помнить простую истину, что для каждого россиянина дороже Родины ничего нет.
Отмечая героизм, проявленный нашим народом в Великой Отечественной войне, следует не забывать и о том, что также особым, героическим временем для него были и послевоенные годы. В короткое время было восстановлено разрушенное во время войны народное хозяйство, продолжала увеличиваться мощь нашего Отечества. Только в освобожденных от оккупации районах было восстановлено 7500 крупных промышленных объектов. В сельском хозяйстве были восстановлены довоенные посевные площади. Героический подвиг нашего народа продолжался. И этот подвиг также не должен быть забыт.
Козиков И.А .Великая Отечественная война и историческая память российского народа. В статье рассматриваются проблемы исторической памяти российского народа о Великой Отечественной войне, проблемы исторической политики государства, патриотического воспитания.
Ключевые слова: историческая память, историческая политика, патриотическое воспитание.
Kozikov I.A. The Great Patriotic War and the historical memory of the Russian people. In the article the problems of the historical memory of the Russian people about the Great Patriotic War, problems of the historical politics of state, of patriotic upbringing are considered.
Key words: historical memory, patriotic upbringing, historical politics.