Научная статья на тему 'Роль проблемного обучения в формировании исторического сознания молодежи (на примере изучения Великой Отечественной войны)'

Роль проблемного обучения в формировании исторического сознания молодежи (на примере изучения Великой Отечественной войны) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / GREAT PATRIOTIC WAR / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROBLEM TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреенко Елена Александровна

В статье дана характеристика образа Великой Отечественной войны в историческом сознании российской молодежи. Анализируется роль технологии проблемного обучения при изучении Великой Отечественной войны в формировании национального самосознания, воспитании патриотизма у студентов и школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of problem-based learning in forming of historical consciousness of youth (on the example of studying of the Great Patriotic war)

Author describes the image of the Great Patriotic war in the historical consciousness of the Russian youth, analyses the role of technology in problem-based learning in the study of the Great Patriotic war in the formation of national identity, patriotism in students.

Текст научной работы на тему «Роль проблемного обучения в формировании исторического сознания молодежи (на примере изучения Великой Отечественной войны)»

Роль проблемного обучения в формировании исторического сознания молодежи (на примере изучения Великой Отечественной войны)

Е.А. Андреенко

В статье дана характеристика образа Великой Отечественной войны в историческом сознании российской молодежи. Анализируется роль технологии проблемного обучения при изучении Великой Отечественной войны в формировании национального самосознания, воспитании патриотизма у студентов и школьников.

Ключевые слова: историческое сознание, Великая Отечественная война, инновационные педагогические технологии, проблемное обучение

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 1 (26). С. 89-95.

Историческое сознание — объект осмысления и философских, и исторических наук. «Глубокие общественные потребности в сохранении единства исторической памяти определили массовость и динамику ее исследований в различных отраслях наук» [1, с. 4]. В отечественной литературе широкое распространение получило определение исторического сознания, которое дал Ю.А.Левада: «Этим понятием охватывается все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее — в которых общество воспроизводит свое движение во времени» [2, с. 305]. В историческое сознание включена не только оценочный, но и эстетический, и эмоционально-чувственный компоненты. Без исторического сознания нет страны и нет народа. Без исторической памяти народ становится населением, а государство исчезает. Историческое сознание не является статичным, раз навсегда данным явлением, оно непрерывно развивается, отражая сложный и противоречивый характер общественного развития.

Одна из фундаментальных черт исторического сознания заключается в том, что оно концентрирует внимание на тех сюжетах исторического прошлого, которые особенно значимы для самоидентификации общества. ХХ век стал одним из самых драматических и героических

Андреенко Елена Александровна — кандидат исторических наук, доцент филиала Международного института экономики и права в г. Киселевске. Адрес для корреспонденции: аndelal@yandex.ru

в судьбе нашего народа. На долю Российского государства в XX в. выпали огромные испытания: глобальное участие в I и II мировых войнах, Гражданская война, крах двух государственных систем — Российской империи в 1917 г. и Советского Союза в 1991 г., сопровождавшийся огромными геополитическими потерями. Но в этом столетии наш народ построил индустрию, победил в страшной войне, отстоял свою свободу и независимость.

Ряд исследователей подчеркивает, что в критическое, переломное время происходит взлет национального, этнического самосознания, люди особенно остро ощущают свою тревогу за судьбу Отечества, выступают на его защиту независимо от своего социального положения [3, с. 4]. Один из таких кризисных периодов в истории России — Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Великая Отечественная война — самое масштабное, ожесточенное, разрушительное и кровопролитное противоборство нашего народа с фашистскими агрессорами, которого не знала история. В той войне решалась судьба не только нашего Отечества, но и по существу всего человечества.

Общественный интерес к Великой Отечественной войне, формирование определенного образа войны в сознании общества были обусловлены содержанием и характером тех проблем, с которыми оно сталкивалось. «Героизированный образ Великой Отечественной войны доминировал в историческом сознании в экстремальных ситуациях, когда главными были задачи сплочения и мобилизации сил для достижения стоящих перед обществом целей. Он характерен для сознания 1940-1950-х гг. В 1960-1980-е гг. определяющей являлась тенденция к формированию консервативного типа исторического сознания, в котором укореняется устойчивый, не изменяющийся в течение длительного времени исторический образ Великой Отечественной войны. На рубеже 1950-1960-х и 1980-1990-х гг., в переломные моменты общественного развития, имела место инверсия общественного сознания, значительное распространение получал критический тип исторического сознания, в котором доминировала тенденция к переоценке исторических событий, в том числе Великой Отечественной войны» [3, с. 15].

Современная молодежь — это последнее поколение, которое еще застало в живых ветеранов той войны. Их детям уже не удастся пообщаться с героями вживую, услышать их рассказы о минувшей войне. Но память вечная, она не исчисляется жизнью поколения. Сегодня, к сожалению, предпринимаются попытки подвергнуть переоценке неоспоримые факты, принижается роль СССР в войне, преувеличиваются победы союзников. В какой-то мере попытки переоценки событий войны — это

реакция на то, что в советское время из Великой Отечественной войны делали только героическую страницу и много горького и тяжелого вычеркивали. Сейчас показали и другую сторону войны — тяжелую, со многими ошибками, глупостями, а то и преступлениями.

Есть еще один фактор, влияющий на осмысление Великой Отечественной войны в сознании современной молодежи, и фактор этот определяется как раз тем, что в ХХ в. российская история была переполнена острейшими катаклизмами. Результаты социологических исследований указывают на то, что российское общество натерпелось от революционных потрясений и кровопролитных войн, «устало» от своей героической истории; в нем растет запрос на стабильность [4]. И в этой связи подвергаются определенной девальвации такие понятия, как героизм, самопожертвование. Но именно героизм и самопожертвование советских людей и на фронте, и в тылу стали главным фактором Победы.

Героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым, он стал нормой поведения советских людей. Выдающийся, получивший мировое признание как великий полководец XX века Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, Г.К.Жуков написал книгу о прошедшей войне, которую назвал «Воспоминания и размышления». Она начинается словами: «Советскому Солдату посвящаю. Г.Жуков». В своих мемуарах великий полководец, великий патриот, великий сын своего Отечества призвал молодежь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Он пишет: «Я много раз видел, как солдаты подымались в атаку. Это нелегко: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они подымались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19-20 лет — лучший возраст для человека — все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь».

70-летний юбилей Великой Победы — это повод осмыслить значимость этого события для формирования исторического сознания современной молодежи. Объективное осмысление и оценивание событий Великой Отечественной войны — это основа адекватного, не искаженного исторического сознания. Как этого добиться?

Хочется рассмотреть лишь один аспект, один путь формирования исторического сознания молодежи — тот, который осуществляется на учебных занятиях в школе, в образовательных учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Социологические исследования указывают на то, что главным источником информации о войне для почти 70% наших сограждан как раз и является изучение

истории в средней и высшей школе [4]. Фундамент исторической памяти закладывается в учебных заведениях, где изучается история. Здесь учащаяся и студенческая молодежь получает в большей или меньшей мере систематизированные знания по отечественной истории, в том числе по истории Великой Отечественной войны.

Хочется еще раз подчеркнуть, что в исторической памяти присутствуют два компонента. Первый — собственно знаний, в данном случае исторических знаний, имеющих дело с хронологией, конкретными историческими фактами, событиями, действиями людей, наций, государств, закономерностей исторического развития и т.д. Второй компонент — оценочный, представляющий спектр оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания о них, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия.

С 2014 г. в российских школах реализуется новая концепция преподавания отечественной истории. Эта концепция нацеливает на необходимость «осмысливать, оценивать, интерпретировать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнительный анализ и т.д...». Президент РФ В.В.Путин в одном из своих выступлений по поводу новой концепции подчеркнул, что «история, как и другие гуманитарные предметы, должна учить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять разные точки зрения». При этом в качестве главной, стержневой линии, которая должна проходить через весь курс преподавания истории, глава государства назвал «объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине».

Постсоветская историография Второй мировой и Великой Отечественной войн стала намного более разнообразной во мнениях. В ней находят свое место такие новые направления исторических исследований, как история ментальностей, историческая антропология, гендерная история, социальная история и т.д. Очевидно, что преподавание истории не должно представлять собой процесс наполнения голов обучающихся историческими фактами, именами и событиями. Субъект-субъектная образовательная парадигма предполагает выработку у обучающихся умений самостоятельно анализировать, оценивать, осмысливать. Но очевидно, что это осмысление должно основываться на «знаниевой» компоненте. История как наука оперирует конкретным историческим материалом, оценивание должно опираться на факты.

Как организовать изучение темы «Великая Отечественная война» на учебных занятиях, чтобы заложить прочную основу понимания значимости и величия этого события, чтобы правнуки победителей никогда не попали под влияние нацистской идеологии?

Полагаем, что главное в организации учебных занятий — это реальное, а не декларированное только, использование инновационных технологий обучения, в которых организация процесса обучения позволяет максимально раскрыть творческий потенциал личности обучающегося. Такие технологии характеризуются как технологии проблемного обучения. Если в процессе обучения истории постоянно использовать систему задач, ответы на которые, реализуя принцип историзма, ищут сами студенты, то формируемое историческое сознание будет отличаться глубиной и системностью. Даже самый красноречивый, активно использующий наглядность и электронные презентации преподаватель, оставаясь на учебном занятии только информатором, не сможет заложить в сознание учеников постулаты, которые будут восприниматься как истина, не подлежащая пересмотру. Такого рода истины обучающиеся должны открыть сами в ходе самостоятельного творческого поиска. Преподаватель при этом выступает в роли менеджера, стимулятора и ориентира актуального учения.

При изучении Великой Отечественной войны (как и при изучении всего курса истории) не стоит рассчитывать на то, что, выдав содержание какого-то конкретного знания, учитель добьется прочного его усвоения. В ходе изучения широкой военной тематики, рассматривающей причины, характер войны, ее начальный период, политическую систему, цену, источники и значение Победы, обучающиеся должны решать проблемные вопросы. Только в этом случае формируется совокупность оценок и представлений об этих составляющих образа войны.

Вот лишь некоторые примеры постановки проблемных вопросов в ходе изучения темы «Великая Отечественная война»: Какие причины: объективные или субъективные, связанные с просчетами советского руководства, сыграли главную роль в неудачах Красной Армии на первом этапе войны? Какие факторы стали решающими в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой? Почему Московскую битву нельзя считать началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны? Можно ли считать партизанское движение, развернувшееся в тылу врага, одним из стратегических факторов Победы? С чем связана колоссальная разница в потерях противоборствующих сторон в Великой Отечественной войне? Почему советский народ понес такие огромные, ни с чем не сопоставимые человеческие потери? Какие изменения в сознании советских людей, их морально-психологическом облике происходили в годы войны? Укладываются ли эти изменения в сталинскую концепцию «человека-винтика»?

Решение этих и других проблемных вопросов должно опираться на исторические факты, обучающиеся должны учиться аргументированно обосновывать избранную позицию. И здесь очень значима роль преподавателя, который обучает методике работы с историческими источниками. Например, в поисках ответа на вопрос: объективные или субъективные причины неудач Красной Армии сыграли главную роль летом 1941 года, уместно напомнить известные слова Жукова: «Если бы войска приграничных округов были заранее приведены в полную боевую готовность, можно было нанести врагу в первые же дни войны более значительный урон, дольше задержать на западных оборонительных рубежах. Очевидно, что это означало бы срыв вражеского плана «молниеносной войны» не на рубежах Ленинграда, Москвы и Ростова-на-Дону, а намного западнее.

Выясняя, какие изменения в сознании советских людей, их морально-психологическом облике происходили в годы войны, необходимо использовать многочисленные воспоминания тружеников тыла. Они демонстрируют то, что массовый героизм и в тылу совершался сознательно, во имя спасения Отчизны. Лозунг: «Не выполнив задания, из цеха не уходить!» звучал, как фронтовое: «Ни шагу назад!». Изменения, происходившие в годы войны в сознании советских людей, не укладывались в сталинскую концепцию «человека-винтика», война раскрепощала людей, они ощущали себя творцами Победы. И характер войны исторически точно запечатлен в ее названии: «Отечественная», «Великая».

Таким образом, добиться глубокого, осмысленного понимания такого масштабного исторического события, как Великая Отечественная война, на учебных занятиях в школе и в вузе можно лишь в том случае, если это понимание будет формироваться в процессе самостоятельного творческого поиска. И только на глубоком знании истории можно воспитать патриотизм — высокое чувство, определяющее «самостоянье» человека, «залог величия его». Если патриотизм охватывает большинство народа, значит, общество обладает силой, способной решить любые, самые грандиозные задачи.

Литература

1. Кулиш В.В., Матвеева Н.А. Формирование исторической памяти учащейся молодежи. Барнаул, 2014.

2. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Памяти Юрия Александровича Левады / Сост Т.В.Левада. М., 2011.

3. Дружба О.В. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества. Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Ростов н/Д, 2000.

4. ПокидаА.Н. История государства в оценках россиян // Власть. 2009. № 12. С. 104-105.

Role of problem-based learning in forming of historical consciousness of youth (on the example of studying of the Great Patriotic war)

Andreenko Elena — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, International Institute of Economics and Law (Kiselevsk Branch), Russia

Address for correspondence: andelal@yandex.ru

Author describes the image of the Great Patriotic war in the historical consciousness of the Russian youth, analyses the role of technology in problem-based learning in the study of the Great Patriotic war in the formation of national identity, patriotism in students.

Key words: historical consciousness, the Great Patriotic war, the innovative pedagogical technologies, problem training

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 1 (26). P. 89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.