Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка'

Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6984
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абраменкова В. В.

Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи приоритетные проблемы современной российской действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Автор считает, что методологическими основаниями для создания концепции духовно-нравственного развития ребенка должны быть: Священное Писание, Предание, святоотеческое наследие и наследие русской религиозно-философской традиции, предшествующий психолого-педагогический опыт духовно-нравственного образования и воспитания, арсенал отечественной и зарубежной научной мысли по вопросам духовного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2005. Вып. 1 С. 103-И3

Проблема духовно-нравственного развития СОВРЕМЕННОГО ребенка

В.В. Абраменкова

Д. псих. н., профессор Российской академии образования

Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи - приоритетные проблемы современной российской действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Автор считает, что методологическими основаниями для создания концепции духовно-нравственного развития ребенка должны быть: Священное Писание, Предание, святоотеческое наследие и наследие русской религиозно-философской традиции, предшествующий психолого-педагоги-ческий опыт духовно-нравственного образования и воспитания, арсенал отечественной и зарубежной научной мысли по вопросам духовного развития.

Перед задачами воспитания должны отступить все другие задачи.

Святитель Иоанн Златоуст

Постановка проблемы исследования духовно-нравственного развития (ДНР) современного ребенка определена той исключительно драматичной картиной в различных сферах детства сегодня и все усложняющимися проблемами воспитания, стоящими перед современным обществом. Эти проблемы определяют задачи укрепления психологического и духовно-нравственного здоровья растущего поколения, гармонизации внутрисемейных связей, гуманизации жизнедеятельности детских сообществ и т. п. Социальная ситуация развития ребенка третьего тысячелетия, уникальная в истории человечества, нуждается в научном осознании и прогнозировании перспектив развития детства.

Анализ этой ситуации открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы

вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, общественных и государственных организаций 1. Показатели психического здоровья также неутешительны: растут общая невротизация, пси-хо-соматические и психические заболевания. За печальной статистикой усматриваются, как правило, социально-экономические причины, как то: состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако, при всей важности принятия мер в социально-экономическом обеспечении детства, стоит учитывать, что кардинально решить проблему детского здоровья возможно, только определив психологические его параметры - ментального и нравственно-духовного свойства.

Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления алкогольной и наркотической зависимости, детское бродяжничество, рост подростковой преступности и детской жестокости 2, криминализация детского сознания, языка и быта, а также беспрецедентный рост детских самоубийств, начиная с шестилетнего возраста, в том числе и групповых.

Определенное повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка и семьи в больших городах России (рост потребления товаров и услуг, в том числе и детских, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детской индустрии развлечений - книг, фильмов, игрушек для детей и пр.) находится в противоречивом, парадоксальном несоответствии со снижением качества его жизни (субъективной удовлетворенности самого ребенка условиями жизни, его психо-эмоционального благополучия, оптимизма). Об этом свидетельствуют детские рисунки последних лет, в которых очевидны проекции апатии, пессимизма, чувства опасности, исходящей от традиционно безопасных объектов (например, парадоксальные показатели тревоги наблюдаются в рисунках детей на тему «Моя семья», даже если речь идет о так называемой «полной благополучной семье», или появляющиеся все чаще мотивы смерти всего живого, разрушений и гибели человечества в рисунках и сочинениях на темы

1 По данным Госкомстата, с 1990-го по 1998 год численность детей-инвали-дов выросла в 3,1 раза, число заболеваний детским туберкулезом возросло в 1,5 раза, чесоткой - 14 раз; инфекционными заболеваниями - 1,2 раза и пр. В стране сохраняется достаточно высокий уровень детской смертности и заболеваемости.

2 По данным МВД, за последние годы наблюдается рост насильственных преступлений против личности, сексуальных преступлений, фактов вандализма и жестокого обращения с животными не только в возрасте 14-15 лет, но и 12-13 лет и ниже. Обращает на себя внимание рост увеличения доли правонарушений, совершаемых девочками, и их групповой характер.

«Наше будущее», «Я - через 10 лет» и пр.), - субъективные показатели психо-эмоционального неблагополучия ребенка.

Все перечисленные обстоятельства требуют обращения к анализу духовно-нравственного развития современного ребенка, генезиса его отношений с миром и закономерностей их формирования в социальных группах и общностях в контексте междисциплинарного направления исследований - социальной психологии детства, предметом которой являются отношения ребенка, опосредствованные совместной деятельностью с другими (взрослыми и сверстниками), и закономерности их проявления в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Система многообразных отношений ребенка порождает детскую картину мира как совокупность знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, то есть социально-психологических пространствах, раскрывающихся через: горизонтальную плоскость - отношений со сверстником; наклонную плоскость - со взрослым; панорамную плоскость - отношений с окружающей средой; вертикальную плоскость - отношений с Творцом, задающую нравственные представления о добре и зле; «экранную» плоскость -отношений с информационной средой (рис. 1).

Таким образом, картина мира открывается перед нами как система «пространств», включающая основные стороны взаимодействия субъекта с миром. Эти составляющие у ребенка имеют не столько понятийную, сколько образно-визуальную графическую представлен-

I Іространство

отношений ребенка в мире

Рис. 1

ность, они испытывают на себе влияния тех или иных изобразительных форм и элементов культуры. Визуализация детской картины мира - освоение ребенком первичных символов, знаков, универсальных форм бытия (характерных, кстати, для большинства культур мира), которые непосредственно присутствуют в детском творчестве.

Особую значимость для теории и практики образования приобретает изучение феноменов детской субкультуры - особого смыслового пространства ценностей, способов деятельности, форм общения и пр., осуществляемых в детских сообществах, сохраняющих свою стабильность на протяжении длительного исторического периода и передающихся из поколения в поколение детей. Это позволяет понять традиционные формы и способы регуляции отношений в детских группах, а также содержательные их трансформации в детской среде в последние десятилетия3.

Кризисное состояние социальной ситуации развития современного ребенка обусловлено во многом разрушением естественных институтов социализации - семьи, школы, неформальных и государственных детских организаций, ведущих просветительскую, культурнообразовательную и досуговую деятельность. Благодаря этим естественным институтам социализации постепенное взросление детей сопрягалось с адекватным личностным, духовно-нравственным становлением.

Сложившееся положение требует включения проблемы духовнонравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи в круг приоритетныи проблем современной российской действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности.

Учитывая высокую степень сложности указанной проблемы, ее грандиозный масштаб и особую остроту и актуальность, необходимо признать целесообразность разработки целостной концепции ДНР, основанной на идее объединения усилий всех структур российского общества, заинтересованных в ее решении.

В контексте обозначенной проблемы основной целью исследования становится определение антропологического содержания духовнонравственного развития современного ребенка. Для этого необходимо изучение социально-психологической специфики, а также механизмов обеспечения процесса ДНР, организация работы по созда-

3 Современные детские сообщества, стихийно возникающие детские и молодежные группировки, имеющие как традиционные формы самовыражения, так и неизвестные ранее формы и сферы совместной деятельности (например, так называемые «толкинисты», «хакеры», «скинхеды» и др.), все чаще принимают контркультурную и асоциальную направленность.

нию образовательных программ ДНР в различных социальных группах и общностях.

Современная наука и практика образования, признавая реальность духовной основы человека и реальность духовного мира (по В.И. Слободчикову - субъективную реальность), показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствована психическим, душевным развитием.

Из этого следует, что необходимо целенаправленное духовнонравственное воспитание и образование, восстанавливающее целостность человека, предполагающее развитие духовно здоровых сторон его личности, соблюдающее иерархический принцип устроения человека. Задача эта в комплексе может быть решена только совместными усилиями семьи, образовательных учреждений, государства и Православной Церкви.

Церковь по самой сути своего учения не только определяет становление этапов нравственного сознания, не только опытом подвижников и святых оказывает формирующее воздействие на поведение, но и благодаря церковным Таинствам и литургической жизни осуществляет глубокое преображение начал личности. Церковное духовно-нравственное воспитание ориентирует личность ребенка на абсолютный нравственный идеал совершенного Человека и Бога - Христа, призвано способствовать формированию христианских добродетелей (любви, честности, смирения, милосердия, совестливости и

др.).

Светское и религиозное образование и воспитание - взаимодополняющие составляющие единой целостной системы воспитания личности. Светское образование и воспитание главной целью ставит подготовку ребенка прежде всего и только к объективной реальности жизни. Религиозное образование и воспитание призвано расширить представление ребенка о мире ином, его субъективной реальности как полноте и подлинном смысле жизни человека.

В этой связи необходима комплексная разработка принципиальных, а затем и программных положений духовно-нравственного развития детей, подростков и молодежи в различных социальных группах и общностях: семье, государственных, муниципальных образовательных учреждениях (детсадах, школах, летних лагерях и пр.), а также в конфессиональном образовательном учреждении (приюте, воскресной школе, гимназии и др.), в церковном приходе и государстве в целом.

Методологическими основаниями для создания концепции духовно-нравственного развития должны быть: Священное Писание и Предание, святоотеческое наследие, наследие русской религиознофилософской традиции, предшествующий психолого-педагогичес-кий опыт духовно-нравственного образования и воспитания, арсенал отечественной и зарубежной научной мысли по вопросам развития.

В теоретическом осмыслении нуждаются следующие вопросы:

- Что означает духовное и нравственное применительно к детям различных возрастов?

- Духовное как субъективная реальность для ребенка, как «способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» (по В.И. Слободчикову и А.В. Шувалову) - что это?

- В какой степени могут быть применимы научные подходы к определению содержания ДНР в контексте святоотеческого наследия, его психологических принципов?

- Какова специфика современной социальной ситуации развития для ДНР ребенка и возможности его осуществления в различных сообществах?

- Каковы должны быть показатели сформированности (нормы) ДНР у данного конкретного ребенка?

Духовно-нравственное развитие ребенка

Духовность - состояние духовного человека, его поведения, образа мыслей и пр.; в православной традиции духовный человек тот, который имеет в себе действие Святого Духа и отличается от человека душевного, имеющего тело, душу, но не стяжавшего благодати Святого Духа 4.

С психологической точки зрения, духовное понимается (условно) как такая деятельность сознания, которая направлена на опреде-

4 Святой апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15). Святые являются носителями и выразителями истинной духовности. Это не просто высоконравственные люди с хорошим характером и пр., а живущие во Христе, в единении с Церковью, ее таинствами, в подвижнической жизни. Духовный человек противопоставляется также и плотскому; плотской тот, кто не имеет Святого Духа в сердце своем, но сохраняет все другие душе-телесные функции человека, свое биологическое «я». «Ия не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах... потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1-3).

ление личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть - духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку ребенком собственных поступков. В такой постановке духовное сочетается с нравственным.

Психологически нравственность противопоставляется морали, ограниченной рамками того или иного времени (например, инфантицид был нормой в первобытных культурах), того или иного социального сообщества, группы, ситуации (мораль «военного времени» или жесткий кодекс криминальных группировок) и пр. Нравственность между тем - вне времени, вне узких рамок социума, она имеет божественное происхождение и нелицеприятна.

Принципы духовно-нравственного развития ребенка

- Ребенок есть активный и свободный субъект духовно-нравственного развития. Ребенок выступает как развивающийся субъект нравственности.

- Ребенок осуществляет свой духовно-нравственный потенциал в контексте системы его отношений с миром, другими людьми (взрослыми и сверстниками), Богом и самим собой.

- На духовно-нравственное развитие ребенка оказывает влияние исторический и культурный контекст жизнедеятельности.

- Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, помимо социальных групп, определяется двумя важнейшими социальными общностями - семьей и детским сообществом, активно дополняющими друг друга.

- Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка - это воспитание его отношений к миру, другим людям, себе самому посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

- Гармония отношений ребенка с миром есть идеальная норма, выступающая, с одной стороны, условием его полноценного развития, а с другой - показателем уровня его ДНР.

- Духовно-нравственное развитие ребенка осуществляется в соответствии с его психологическим полом и традиционными поло-ролевыми образцами поведения мужественности/женственности.

Основными средствами духовно-нравственного развития как воспитания является создание духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности.

Отсюда необходимо: 1) создание развивающих, коррекционных и реабилитационных образовательных программ и методов поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, другими людьми и самим собой, оптимизации его духовного потенциала; 2) воссоздание детской игровой традиции и разработка современных методов, способствующих созданию одухотворенного детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию как действенному состраданию неблагополучию и активному сорадова-нию успехам другого человека.

Периодизация духовно-нравственного развития ребенка

Самым ранним периодом начала духовно-нравственного развития ребенка должен стать пренатальный период - период внутриутробного развития ребенка.

К третьему месяцу пренатального развития ребенка сформированы все системы его жизнедеятельности, эмоциональная сфера, память, способность к восприятию и обучению. Внутриутробный период - не просто закладка органов и систем жизнеобеспечения ребенка, это очень ответственный этап в жизни человека, его соматического, психического и духовного здоровья, определяющих его поведение и социальную активность. Ребенок в утробе матери с самого момента зачатия живет собственной психической жизнью, хотя мать и ребенок представляют собой психологический симбиоз - нераздельную, но и не слитную общность, находящуюся во взаимодействии, каждый из субъектов которой активно воздействует на другого. Отсюда мать, отец и окружающие близкие будущего мальчика или девочки способны выказать позитивно-эмоциональное отношение, заботу и любовь, способствующие его физическому, интеллектуальному и духовному развитию.

Далее периодизация ДНР ребенка совпадает с принятой в психологии развития возрастной периодизацией и на каждом возрастном этапе характеризуется комплексом задач воспитательного воздействия. Разработка для каждого возрастного этапа детства содержания комплекса задач воспитательного воздействия является насущной потребностью в создании программы ДНР.

Традиционная детская культура и духовность

Какова специфика детства в духовно-нравственном развитии человека и в какой мере мы можем говорить о детской духовности?

Важнейшим элементом детской субкультуры являются религиоз-

ные представления и духовная жизнь детей. Детская духовная жизнь являет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребенка, наиболее сокрытую от внешнего наблюдателя часть ее (не только взрослого, но и сверстника) 5. В силу особой естественной религиозности детского сознания, неосознанной устремленности его к Творцу и Вседержителю каждый ребенок, независимо от социальной ситуации его развития, открыт восприятию живого духовного опыта, жизни по совести и исполнен желания творить добро. Для российской духовной традиции характерно особое отношение к ребенку как к «наследнику Царствия Божия», что позволяет говорить об особом чине детской святости 6.

На основании исследований в социальной психологии детства возможно сформулировать некоторые представления о сформированное™ духовно-нравственной зрелости личности ребенка, то есть о норме развития как идеале, которая сама по себе выступает необходимым условием его развития.

Критериями духовно-нравственного развития являются:

а) христоцентризм и иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками (Христос - родители - взрослые - старшие дети -сверстники - я), наличие одухотворенных отношений ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

б) потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего);

в) субъективное психо-эмоциональное благополучие (мирное устроение, радость);

г) светлая оптимистическая детская картина мира.

5 Именно это имел в виду и об этом прекрасно сказал В.В. Зеньковский: «Мы знаем, мы глубоко чувствуем, что там, в глубине детской души, есть много прекрасных струн, знаем, что в душе детской звучат мелодии - видим следы их на детском лице, как бы вдыхаем в себя благоуханье, исходящее от детской души, - но стоим перед всем этим с мучительным чувством закрытой и недоступной нам тайны» (Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996. С. 208).

6 В православной традиции существует богатая агиографическая (житийная) литература, описывающая жизненный путь юных подвижников, которая знакома лишь узкому кругу взрослых. Вместе с тем необходимость такого рода литературы для детей и ее издание в контексте задач воссоздания детской духовной культуры и ДНР несомненна. В силу потребности в позитивном образце, идеале и благодаря психологической способности ребенка к идентификации светлый образ сверстника-святого способен оказать глубокое воздействие на нравственное и духовное становление современного ребенка.

Задачи исследования духовно-нравственного развития современного ребенка:

- разработка предмета и создание концептуального аппарата исследования ДНР;

- выявление содержания основных категорий и понятий ДНР;

- осуществление анализа и обобщение сложившихся в современной психологии и смежных науках подходов к изучению ДНР ребенка;

- разработка методологических принципов анализа, методических приемов, создание адекватного инструментария и экспериментальных программ исследования;

- определение места основных социальных институтов (семьи, школы, Церкви, детского сообщества и др.) в духовно-нравственном развитии ребенка, их содержания, функций и значения в культуре;

- осуществление экспериментального исследования ДНР в онтогенезе; отношений ребенка к миру, закономерностей их проявлений в разных возрастных группах;

- исследование влияния индивидных характеристик (пола и возраста) на формирование духовно-нравственной личности ребенка;

- изучение основных характеристик ДНР в картине мира современного ребенка и факторов ее трансформации;

- определение основных тенденций и динамики развития ДНР в последние десятилетия;

- определение подходов психокоррекции негативных проявлений ребенка и искажений его ДНР.

Таким образом генезис отношений в социальной психологии детства в контексте его духовно-нравственного развития представляет собой многомерную иерархическую систему связей ребенка с миром. Отношения развиваются во времени и пространстве и имеют собственную модальность выражения - эмоционально-ценностный аспект как стремление к гуманизации связей ребенка с миром, выступающей, с одной стороны, условием его полноценного взросления, а с другой - критерием его личностного развития.

Сегодня, «в наш жестокий век», настоятельно возникает необходимость обретения добрых, гуманных отношений ребенка к миру и своего места в нем. Это и есть проблема формирования гармоничной картины мира - целостной, упорядоченной системы представлений, знаний, отношений ребенка к окружающей его среде - миру вещей и миру людей. И задача взрослых — помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы он мог противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра.

В понимании маленького ребенка категории добра и зла обязаны иметь четкие очертания и границы. Обращаясь к взрослому с явным или скрытым вопросом на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», ребенок всякий раз хочет подтвердить для себя нравственное содержание и смысл того или иного явления, действия, поступка. Подмена требований в утверждении добра или смешение представлений о милосердии, гуманности, которые предоставляют современные «средства воспитания», даже новые сказки (где зло творится традиционно «добрыми» персонажами, и наоборот) и игрушки (которые воплощают не «образ идеальной жизни», а выходцев из преисподней), пагубны для становления не только представлений о добре и зле в детском сознании, но и для личностного и нравственно-духовного развития ребенка.

Человеку свыше дано желать добра и не желать зла. Однако этот непреложный закон нарушается, шум мира заглушает совесть, она болеет и умирает. Утрачивается способность различения добра и зла, о которой прекрасно сказал А.С. Пушкин: «Добро и зло - все стало тенью». Чем в большей степени у ребенка сформированы позитивные нравственные ориентации на добро, тем в большей степени сохраняется и развивается в нем естественная способность различения добра от зла. Мир представляется такому ребенку в более оптимистичном ракурсе. И такой ребенок психологически более благополучен и духовно защищен.

The problem of spiritual and development of contemporary child

V.V. Abramenkova

Problems that connected with children’s spiritual and moral development and education, so as that of teenagers and youths, are the prior ones of today’s Russia reality. Future of the country, it’s ability of being prosperous and the national security depend on answer on these questions. Author considers the Holy Scripture and tradition, the legacy of Holy Fathers, religious and philosophical tradition, previous psychological and pedagogical experience so as spiritual and moral education and upbringing, a store of home and foreign scientific thought on the subject of spiritual development - al of them should be the methodical foundation of building up the concept of spiritual and moral development of a child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.