Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология.
2007. Вып. 4 (7). С. 20-40
Возрастные особенности развития детей
И ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛА ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
Склярова Т.В.
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии педагогического образования
В статье рассматриваются процессы восприятия детьми материалов духовного и нравственного содержания в связи с возрастными особенностями их развития, которые необходимо учитывать при становлении структуры их самосознания, а также влияние духовно-нравственного компонента в учебном процессе на разностороннее развитие детской психики. Автор настаивает на том, что учет психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребенка, что в конечном итоге формирует у него устойчивое мировоззрение. Исследование автора ориентировано на реализацию в учебном процессе «Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура”».
Важное значение для развития личности ребенка имеет освоение различных уровней культуры человечества. Культура православной религиозной жизни в этом отношении рассматривается как высший уровень человеческой деятельности, вобравший в себя опыт более чем двух тысячелетий обращения человека к Творцу.
Очевидно, что в процессе освоения и усвоения традиций религиозной культуры учет возрастных особенностей детей имеет безусловную необходимость.
Во-первых, ее постижение на каждом этапе онтогенеза способствует более глубокому и разностороннему развитию детской психики и знакомству ребенка с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в поле десакрализованной культуры (молитва, пост, покаяние).
Во-вторых, учет психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у
ребенка, что в конечном итоге формирует у него устойчивое мировоз-зре ние.
Согласно концепции Л.С. Выготского, мировоззрение у человека формируется к началу юношеского возраста, однако весь ход предыдущего развития откладывает свой отпечаток на становлении мировоззрения.
Существенным фактором, способствующим становлению мировоззрения, является самосознание ребенка.
В работах В. С. Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребенком присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ори ен таций, позволяю щая вос при ни мать себя одно вре мен но социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает ее целостность, предполагающую сохранение основ ных смы слов и значе ний для чело века, и со сто ит из пя ти базовых звеньев: представления о своем имени и теле; притязания на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социальное пространство личностных отношений1.
В каждом возрастном этапе детства звенья структуры самосознания личности ребенка получают свое интенсивное развитие. Обучение ребенка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безре-лигиозная культура.
Рассмотрим, каким образом это может быть реализовано в процессе изучения курса «Православная культура» на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура”»2.
Представление о своем имени. «Имя — личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу»3. Психологи подчеркивают, что в условиях современной жизни имя теряет для человека остроту мифологического отношения, сохраняя при этом мощное значение и
1 Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. С. 386.
2 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» // Религия и школа в современной России. М., 2003. С. 156—207.
3 Там же. С. 387.
смысл для его носителя. Имя позволяет ребенку познавать собственную сущность, так как очень быстро соединяется в сознании с его «я», употребляемого также для обозначения себя самого.
Православная традиция наречения ребенку при крещении имени святого дает дополнительный параметр самоидентификации ребенка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностная самоидентификация ребенка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, дает возможность поддерживать в ребенке чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки. Этим отчасти объясняется стремление большинства детей, также и некрещеных, иметь личную иконку свя то го то го име ни, кото рое носит ре бенок.
В трех из восьми содержательных линиях «Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура”» представлены темы, отражающие христианское отношение к имени человека: «История православной религии и культуры», «Письменная культура Православия»; «Православный образ жизни». Отдельно изучаются темы: «Святые христианской Церкви, их почитание в православной культуре»; «Христианские имена»; «Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье, отличие от дня рождения». На каждом возрастном этапе развития ребенка восприятие им образа имени святого и своего имени, имени живущего рядом человека формирует устойчивую структуру его самосознания.
Отношение к собственному телу ребенок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нем традиции. «Тело — не только организм человека в его внешних физических формах и проявлениях; оно — индивидуальный образ, отражение культуры и духовности человека»4. Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности чело века как о при роде чело вече ской лич но сти. Отли чи тель ной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика — наука о сохранении телесной и духовной целостности — указывает, какими способами человек может научиться управлять своим телом и мысля -
4 Примерное содержание образования. С. 388.
22
ми, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом.
В православном воспитании метод ознакомления ребенка с физической стороной его жизни характеризуется принципом целомудренности, который является доминирующим и заключается в том, что информация воспитаннику предоставляется только в ответ на его вопросы, а не иначе, когда объяснение взрослого может опережать возможные вопросы ребенка или подростка. Этим обусловлено отсутствие в конфессиональной педагогике православия такой методики ознакомления ребенка с физической стороной его жизни, которая одинаково удовлетворила бы познавательные потребности ребенка и сохранила нетронутой те области его самосознания, которые в настоящее время еще не актуализированы. В связи с этим в содержании курса «Православная культура» основные темы, касающиеся телесной жизни человека и предлагаемые для изучения детям, учитывают их возрастные особенности и излагаются в целомудренном аспекте.
В линии «Православная христианская картина мира» рассматриваются следующие темы: «Православная антропология»; «Православное христианское понимание единства человеческого рода»; «Душевная, духовная и телесная сущность человека»; «Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях»; «Духовная сущность греха и его последствия для телесной, духовной и душевной жизни человека»; «Обожение человеческой природы».
В линии «Нравственная культура Православия» такие темы, как «Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига», «Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе», «Православная христианская культура отношения к болезни и смерти», призваны сформировать у растущего ребенка отношение к своей телесной жизни, соответствующее христианскому пониманию тела как необходимой, но не самодовлеющей субстанции человеческого существования.
Половая идентификация растущего ребенка обеспечивается также в основном в его семейном воспитании. К концу раннего возраста дети устанавливают для себя свою половую принадлежность, а в тече ние пер вых семи лет ин тен сив но осваи вают по веден че ские фор мы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциональные реакции на сверстников и сверстниц. Необходимость гендерного подхода в воспитании обоснована современной психологией и педагогикой (И.С. Кон, А.В. Мудрик). Однако методы полового воспи-
тания, предлагаемые секулярной педагогикой и психологией, в большинстве своем далеки от сохранения целостности детской психики.
Для православного воспитания проблема полового воспитания в настоящее время заключается в недостатке современных христианских целомудренных программ воспитания детей и юношества в сфере отношения полов. Комментируя «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», протоиерей Николай Балашов сказал: «Следует честно признать: если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво, не слишком рано, но и не чересчур поздно рассказывать нашим детям об отношениях полов в том духе, который совместим с нашей верой и нашими представлениями о нравственности, то неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далеких от христианских нравственных норм»5.
Работа протоиерея Василия Зеньковского «На пороге зрелости»6 является в некотором смысле исключением из правил, однако она адресована не детям, а юношеству и, вместе с тем, написана в традициях православной аскетической литературы. Сам автор подчеркивает в упоминаемой работе, что стремление «соблюдения самого себя» есть, по существу, аскетическое стремление, которое наиболее сильно проявляется в человеке, имеющем идеал. Таким образом, профессор В.В. Зеньковский соединяет религиозное воспитание с воспитанием телесной культуры растущего человека. Использование материалов названной книги даст педагогу ориентиры в воспитании телесных проявлений, укажет диапазон возрастной дозволенности обращения со своим телом не только в плане физических нагрузок, телесных функций и гигиены, но и в плане взаимодействия с представителями своего и противоположного пола. Воспитание целомудрия и сопутствующего ему ценностного отношения к своему телу ориентировано в православии на достижение высших проявлений человеческой личности в творчестве, семейной жизни и основано на иерархическом подходе к по ни ма нию чело вече ской лич но сти.
В «Примерном содержании образования по учебному предмету “Православная культура”» содержательная линия «Нравственная культура Православия» отражает такие темы, как «Нравственная культура православной семьи»; «Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях»; «Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности».
5 Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 16.
6 Зеньковский В.В., прот. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. М., Б.и., 1991.
Потребность в признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребенка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного принятия и любви.
Специалистами подчеркивается, что ребенку важно чувствовать свою уникальность и неповторимость, его нельзя «путать» с другими. Для нормального психического развития ребенку предстоит усвоить свое имя, лицо и тело, не случайность своего появления в этом мире, автономную ценность своего существования. Все названные условия способствуют формированию психической устойчивости, субъективного ощущения себя счастливым и любимым ребенком.
В идеале школа должна также обеспечивать ребенку условия для его признания. На тех уроках, где происходит становление образа мировосприятия ребенка, проявление любви к каждому ребенку должно быть главным ориентиром для преподавателя. Этим педагогическим правилом можно объяснить успех педагогической деятельности святых праведных Иоанна Кронштадтского, Амвросия Оптинского, отца Алексея Мечева, преподававших в школах и гимназиях.
Известна система поощрения учеников, которую выработал святой праведный Иоанн Кронштадтский: он спрашивал только тех учеников, которые изъявляли желание отвечать. Оценивая ответ, ставил или только пятерки и четверки, или не ставил оценок вовсе, как бы давая возможность ребенку еще подумать и ответить на «пять». Если ребенок не хотел отвечать, он никогда не стыдил его, не заставлял, не принуждал. Таким образом каждому ребенку обеспечивалось полное признание в классе. Иоанн Кронштадтский стремился вложить в душу детей самое главное — любовь.
Психологическое время личности составляет важное звено самосознания человека, позволяющее ему адекватно реагировать на свой жизненный путь во времени, представленном прошлым, настоящим и будущим, и переживать в нем свое физическое и духовное развитие. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании его жизненной перспективы принимает взрослый. Именно взрослый закладывает основы субъективной картины жизненного пути у ребенка, учит соотносить себя не только с образами прошлого, но и будущего, причем прошлого и будущего как отдельной личности, так и целой нации и государства.
Изучение курса «Православная культура» в средней школе направлено на достижение целей личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности, содействия формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватному современному уровню познания и культуры, создание необходимых
условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции. Эти цели реализуются в таких содержательных линиях, как «Православная христианская картина мира»; «История православной религии и культуры»; «Письменная культура Православия»; «Православный образ жизни»; «Православие — традиционная культура русского народа».
В рамках регионального (национально-регионального) компонента каждый регион Российской Федерации может предложить к изучению в школе сведения о различных сторонах культурной жизни региона с учетом исторического прошлого данной территории России, особенностей межкультурных взаимодействий, обусловленных этноконфессиональной структурой населения.
Использование традиций православной культуры оказывает значительное влияние на формирование у детей дополнительного параметра психологического времени личности. Знакомство с историей православия, жизнью и деятельностью святых подвижников земли Российской, которое происходит не только по рассказам взрослых, но и в паломнических поездках к святым местам, способствует формированию духовного отношения к прошлому своего народа. В таких поездках дети могут реально почувствовать причастность к истории своей страны, свою общность с теми, кто жил и трудился, освящал и прославлял эту землю. Посещение монастырей и знакомство с современным укладом монастырской жизни, общение с монахами-насель-никами монастырей позволяет сформировать единство восприятия духовной истории и современной духовной жизни россиян. Таким образом, посещение православных храмов и монастырей, паломничество по святым местам, обращение к святым, реально жившим в разное время нашей истории и истории христианства в целом, как к духовным заступ ни кам вре ме ни настоя ще го позволя ет ребен ку пози тив но и действенно воспринять единство прошлого, настоящего и будущего своего народа и свое место в нем.
Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу деятельности и общения. В качестве таких условий В.С. Мухина называет место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определенной культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребенком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своем окружении. «Ребенок. выделяет значимые для себя опоры, от которых он отталкивается, как “от печки”. При этом ребенку необходимо знать и чувствовать, что он
Склярова Т.В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала. не случаен в этой жизни, не одинок, как все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, а не путем клонирования, как пресловутая овечка Долли. У него есть живущие на этом свете родственники, у него есть предки, далекие и близкие»7.
Рассмотренная нами тематика изучения «Православной культуры» свидетельствует о том, что освоение детьми разного возраста основ духовной культуры в целом способствует гармоничному освоению ребенком социального пространства своей личности.
Для выявления механизмов восприятия детьми материалов духовно-нравственного содержания опишем основные психологические особенности возрастов, наиболее сензитивных в плане обучения культуре религиозной жизни.
Дошкольный возраст
Первый опыт интеллектуального знакомства ребенка с традициями православия возможен в возрасте после четырех лет. Психологически это обусловлено переживанием ребенком кризиса трех лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребенка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребе-нокначинает иначе воспринимать самого себя и свое ближайшее окружение. Сутью кризиса трех лет, по мысли Л.С. Выготского, являются две взаимосвязанные тенденции — тенденция к эмансипации, к отделению от взрослого и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возрастающая самостоятельность и активность ребенка свидетельствуют об изменении его аффективно-волевой сферы. С этим и связано завершение «материнской школы», которое обычно и происходит на границе третьего и четвертого года. Девиз детей этого возраста «Я сам!» является величайшим достижением в развитии их психики. Возраст дошкольного детства предполагает освоение ребенком многообразия человеческих проявлений в окружающем ребенка мире, в том числе и постижения азов религиозной культуры своей семьи и своего народа. Делать это надо будет самому, но при помощи взрослого.
Период дошкольного детства называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребенку в четырех-пятилет-нем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчетливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки — символом пищи, денег, лекарства и т. д. Многие психо-
7 Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. С. 400.
27
логи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного наследия человечества — воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.
Социальная ситуация развития обусловлена двумя серьезнейшими новообразованиями, сложившимися к началу этого возраста. Во-первых, координация движений позволяет быть более свободным и настойчивым, также совершенствуется чувство языка. Это и позволяет развиваться воображению, творчеству, которое, в свою очередь, развивает в ребенке чувство инициативы. Э. Эриксон определяет чувство инициативы как базисное «для реалистического ощущения ребенком собственных амбиций и целей»8.
Основной характеристикой мышления дошкольника является его эгоцентричная направленность. Впервые детский эгоцентризм был охарактеризован в работах Ж. Пиаже. Скрытая умственная позиция ребенка, проявляющаяся в тенденции «мир вокруг меня», определяет основные проявления эгоцентризма. На прогулке бегающий и прыгающий мальчик непосредственно и позитивно воспринимая окружающую его природную среду, обращается к маме со словами: «Смотри, мама, какдеревья прыгают!» Ребенокуверен в том, что солнце, играя, специально слепит его, ветер, сорвав панамку, соревнуется с ним наперегонки, а дождь старается обрызгать.
Расшатывание эгоцентризма — одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста. Постепенно, чаще в игре, происходит координация эгоцентричной позиции с позициями других участников игры. В связи с этим происходит и эволюция детских игр — от игры «рядом, но не вместе» к совместной игре и, как к вершине, — к игре по правилам. Эгоцентризм уступает место децентрации, когдаре-бенок научается осознавать свое «я» в качестве субъекта. После этого уже возможно отделение субъекта от объекта, которое позволяет соотносить свою точку зрения с позициями других людей. К концу дошкольного возраста у ребенка должно вызреть умение не рассматривать свою позицию как единственно возможную. Это необходимое условие для начала школьного обучения.
В дошкольном возрасте бурно работает воображение. Границы реального и виртуального миров зачастую не различаются. В этом возрасте ребенок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для самого себя уйти в область фантазирования. Часто это приводит к казусам, когда пяти-, шестилетка «воль-
8 Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. М., 1996. С. 125.
28
но» пересказывает родителям, о чем шла речь на занятиях в детском саду или воскресной школе. Специалисты рекомендуют различать сознательную детскую ложь и фантазирование. Фантазирование рождается зачастую там, где ребенокне в состоянии логически освоить реальность и принять, соединить в своем изложении всю совокупность причинно-следственных связей. В таком случае говорят о том, что реалистический рассказ психологически неправдоподобен для ребенка, по то му что он мно гого не по ни мает.
У детской лжи есть свои мотивы9. Этими мотивами являются: «избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, охрана личной жизни, защита своей приватности, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть»10. Исследования детской лжи показывают, что ребенку лгать о предметах проще, чем о чувствах, особенно своих (предмет не относится ко мне, и потому с ним проще оперировать, чувства принадлежат мне, и их труднее превратить во что-то иное).
Структура самосознания. Имя. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что у него есть его собственное имя. Благодаря имени и местоимению «я» ребенок научается выделять себя как персону, имя позволяет ребенку представлять себя обособленно от других, в некотором роде дает основания для осознания своей исключительности.
Имя и достоинство человека начинают соединяться в сознании ребенка через восприятие духовного материала (житий, сказаний и т.п.) и посредством реальных отношений с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит целостное включение в самосознание ребенка имени в контексте его духовной индивидуальности.
Внешний телесный образ. В этом возрасте происходит овладение мимикой и телесной экспрессией. В общении с взрослыми ребенок усваивает мимику через идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. Многочисленные действия, совершаемые ребенком под руководством взрослых, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют у ребенка сложную интегральную связь между телес ным чув ст вом рав но весия и ко орди на ции в про стран ст ве, зрением, осязанием и в конечном итоге позволяют ощущать совместный результат своих телесных усилий и эмоциональных пережива-
9 Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.
10 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург, 1999. С. 429.
ний. Вследствие этого даже самые простые двигательные акты конструируют у ребенка образ действия и позволяют дифференцировать эти действия.
Притязание на признание проявляется как в общении с взрослыми, таки в общении со сверстниками. В процессе реализации потребности на признание появляются основания для развития негативных лич но ст ных образований у де тей, таких как ложь и зависть.
Нереализованное притязание на признание может приводить к тому, что ребенок нарочито придумывает неправду. В неоднозначных ситуациях происходит столкновение непосредственных импульсивных жела ний де тей и требований взросло го, в результате че го ре бе-нок также может начать изобретать способы нарочитого искажения правды. «Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а на придании правильного направления развитию этой потребности»11.
Зависть как чувство досады на успех другого тоже является атрибутом развития притязаний на признание. Зависть вызывается тем, что начиная с пяти-шести лет ребенок может оценивать внешние социальные отношения со сверстниками и свое реальное положение в этих отношениях. «Уже в детстве ребенок должен научиться испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти», — пишет профессор В.С. Мухина. Покаянное чувство может быть воспитано только в религиозной культуре. Поэтому уроки православной культуры для детей дошкольного возраста можно рассматривать в качестве основы, полагающей профилактику и преодоление таких пагубных наклонностей личности, как ложь и зависть.
Половая идентификация в дошкольном возрасте проявляется в отождествлении себя с физическим и психологическим полом мужчины и женщины и стремлением соответствовать принятым в культуре образцам мужского и женского поведения. Уже в четырехлетнем возрасте проявляется глубинное психологическое отличие в ориентациях мальчиков и девочек. Дети делают различия в выборе игрушек для себя, отказываются надевать одежду, предназначенную для другого пола, проявляют больший интерес к деятельности взрослых своего пола. Знакомство с сокровищницей христианской агиографии дает детям дошкольного возраста образцы святого поведения и образа жизни как мужчин, так и женщин. Таким образом, половая идентифи-
11 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. С. 220.
кация ребенка осуществляется не только на бытовом, но и на культурном и духовном уровнях.
Психологическое время личности в дошкольном возрасте оформляется преимущественно посредством узнавания собственной истории жизни и мало соотносится с историей, культурой своей семьи, народа, Отечества. Для формирования жизненной перспективы ребенка дошкольного возраста необходимо заинтересованное участие взросло го.
Социальное пространство личности дошкольника оформляется посредством таких условий жизни и развития ребенка, которые определяют значение и смысл прав и обязанностей человека. Ребенок стремится получить одобрение взрослого и существенное значение в его поведении имеют положительные образцы поведения. Психологами (В.В. Абраменкова, В.С. Мухина) подчеркивается значимость этических эталонов в формировании личности ребенка до семи лет. Потребность соответствовать положительным образцам поведения возникает в том случае, когда тот или иной поступок или иные формы поведения приобретают для ребенка определенный личностный смысл. Этим обусловлена эффективность представления ребенку позитивных образцов поведения на примерах конкретных личностей — исторических, мифологических, современных. Однако яркость эмоциональной окраски негативных образов также притягательна для дошкольника, отчего весьма часто он стремится соотносить себя и свое поведение с отрицательными героями. В этом отношении определяющей дальнейшее поведение ребенка оказывается позиция взрослого, его оценка присвоенного ребенком отрицательного образа.
Младший школьный возраст
Окончание возраста второго детства обусловлено кризисом семи лет. Основное новообразование, вызывающее этот кризис, — утрата детской непосредственности. Появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребенка, приводит к тому, что его поведение может резко измениться. Если до этого внешнее поведение ребенка непосредственно выражало происходящие в нем процессы: «что думаю, то и говорю, и делаю», то теперь мышление развилось настолько, что можно «увидеть себя со стороны».
В.В. Зеньковский пишет о том, что в этом возрасте определяются и оформляются правила и законы, объективно предстоящие человеку и подлежащие исполнению, идеи «нормы» и «долга»12. Важной психо-
12 Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 115.
логической и нравственной задачей для ребенка становится задача определения себя «внутреннего» и соотнесения с тем, каким «я» должен быть во внешних проявлениях. Это возраст первого знакомства расту-ще го чело века с самим со бой.
Л.С. Выготский отмечает, что у ребенка дошкольного возраста нет еще настоящей самооценки и самолюбия, а к началу школьного возраста возникает обобщенное отношение к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях и дает основания для самооценки и самолюбия. Уровень запросов человека к самому себе, своему успеху, положению возникает, по мысли психолога, именно в связи с кризисом семи лет. В процессе него зарождается очередное новообразование воли — способность соотносить свои внутренние переживания с внешними моральными правилами и установками. Внутренняя борьба в человеке, которая выражается в противоречии переживаний и выборе собственных переживаний, становится возможной только в кризисе семи лет. В этой связи начинает проявляться требовательность к себе, предпринимаются осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Возникает опосредован-ность поведения определенными правилами. Именно появление этих качеств в психике ребенка является показателем его готовности к сознательной исповеди как к началу осознанной работы над собой «внутренним».
О готовности ребенка к исповеди, опыте работы священника с детьми написал протоиерей Владимир Воробьев в книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство»13.
После кризиса семи лет начинается школьный возраст, ведущей деятельностью в котором является учеба. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребенок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Важным показателем процесса обучения здесь является качественное изменение духовного опыта взрослеющего человека. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние».
В книге «Православная педагогика» протоиерей Евгений Шестун определяет обучение как частный случай покаяния14. В таком отношении к учебе для верующего ребенка не будет поля для развития тщеславия и самодовольства, каких бы успехов он ни добился. Постижение знаний как тайн Божьего Творения сопряжено с благоговением,
13 Воробьев Владимир, прот. Покаяние, исповедь, духовное руководство. М.,
1997.
14 Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2001. С. 36.
следовательно, в позитивном плане отразится на духовной жизни ученика.
И совсем иначе протекает учебный процесс в ситуации, подогреваемой развитием самовыражения и самоутверждения школьника. В этом случае могут быть хорошие знания предметов, но такая мотивация в учебе пагубно скажется (и сказывается) на духовном развитии растущего человека. «Очень трудно иметь в научной среде дело с бывшими вундеркиндами, которые затем оказались бесплодными научными сотрудниками», — написал профессор и протоиерей Глеб Кале-да15. По его мнению, настоящая учеба подобна молитве и не имеет ничего общего с удовлетворением собственного тщеславия. «Бродя по лесу, сплавляясь в лодке сквозь тайгу, находясь на ослепительных горных вершинах, хочется петь “Хвалите имя Господне”. Красота бытия во всех ее проявлениях — от Космоса при созерцании ночного неба до мельчайших существ при рассмотрении раковинок радиолярий и диатомей в оптическом или электронном микроскопах — встает перед нами при изучении природы»16.
Признание учебной деятельности ведущей в младшем школьном возрасте основывается на том, что дети в этом возрасте являются активными исследователями всего нового. Поэтому и лучшей наградой за учение призваны быть новые знания, которые приобрел ученик. Специалисты отмечают, что внешние подкрепления, например, похвала и одобрение, оказываются не лучшей мотивацией учения17. Учебный процесс, имеющий характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия, позволит выработать у ребенка устойчивую мотивацию к учебе. К тому же взаимоотношения с взрослыми не будут опосредоваться школьными оценками.
Иногда происходит так, что родители выстраивают свои отношения с детьми, исходя из их школьных успехов или неуспехов. «Меня мама не любит, у меня пятерок мало». В рисунках первоклассников часто можно встретить «красивенькие пятерочки» и мрачные чудовища-двойки или тройки. Оценка, по словам В.А. Сухомлинского, становится идолом, и одна из педагогических задач в этом возрасте — свержение идола. Оценка в качестве основного ориентира в общении родителей с ребенком подменяет радость обращения взрослого к личности ребенка, подменяет участие их в процессе становления отдельных качеств малыша — памяти, мышления, внимания, воли.
Говоря об учебной деятельности в этом возрасте, необходимо отметить важнейшие направления в преодолении трудностей, которые
15 Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь. М., 2001. С. 99.
16 Там же. С. 98.
17 Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 499.
встречаются у ребенка в процессе учения. Первым серьезным фактором становится отношение взрослого к ребенку. Оно не только не должно быть опосредованным школьными отметками, оно обязательно должно быть в целом позитивным по отношению к ребенку. Психологи отмечают часто встречающуюся ошибку во взаимодействии взрослого и ребенка: взрослый, если хвалит ребенка, то хвалит за отдельные проявления его личности — хорошо выполнил поручение, правильно сделал уроки, красиво нарисовал. Если же ребенок порицается за те же отдельные проявления, то порицается обычно вся личность ребенка: «Какой же ты неумеха!»; «Ну почему ты такой невнимательный?»; «Вечно ты все перепутаешь» и т. п18.
Необходимым условием осознания ребенком и утверждения своего «я» является положительная оценка его личности. При этом порицание негативного поведения, плохих поступков обязательно должно иметь место в воспитательном процессе, но это должно относиться не ко всей его личности, а всего лишь к одному из проявлений личности ребенка.
Вторым важным моментом в трудностях школьной учебы становится ориентация на ошибки. Вся деятельность ребенка оценивается взрослыми в контексте сделанных им ошибок. «Ребенок всеми силами стремится избежать ошибки, но страх перед нею вызывает такой чрезмерный контроль, что последний ограничивает ребенка, сдерживает его инициативу и творчество»19. Рассмотрение взрослым ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера позволит ребенку не делать ее мерилом действия, а точкой отсчета для работы над собой.
Третьим моментом, обуславливающим трудности школьного обучения, является обесценивание взрослыми детских достижений. Если взрослые объясняют причины школьных успехов везением, случайностью, лояльностью педагога и т. п., ребенок утрачивает стимул к проявлению активности. Одобрение и поддержка взрослого даже при самом незначительном успехе помогает преодолевать школьные не взгоды.
Четвертым моментом специалисты называют сокращенную жизненную перспективу у ребенка. «Она проявляется в том, что у ребенка возникают ситуативные интересы, он легко поддается влиянию других, как бы не умеет, да и не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые от других. Такие дети малоинициативны, не могут самостоятельно организовать собственное поведение,
18 Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992. С. 131.
19 Абрамова Г.С. Возрастная психология. С. 455.
во всем ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника. Развитие самостоятельности таких детей — дело довольно трудоемкое. Оно требует от родителей умения дозировать, а потом и постепенно сокращать до минимума помощь ребенку»20.
Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Теперь они совместно усваивают новые знания. Многочисленные эксперименты по усвоению учебного материала позволили сделать выводы о том, что знания эффективнее усваиваются во взаимодействии ребенка со сверстниками, чем с учителем. В отношениях с взрослым для ребенка неизбежно разделение функций — взрослый дает задание, контролирует и оценивает ребенка. Возникает парадокс — ребенок до конца не может освоить действия, поскольку некоторые компоненты этого действия так и остаются за взрослым. Кооперация со сверстниками позволяет иначе интериоризировать знания. В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а в общении с учителем существует иерархия. «Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребенка, и взрослых — подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реа-лизм»21.
Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли) делают детей в этом возрасте восприимчивыми клюбым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой — от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своем направлении позволяет раз виться трудолю бию. Но она же таит в себе опас ность чрезмер но го «зацикливания» на внешних правилах и образцах.
Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребенок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Такие дети требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников, и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим не-
20 Абрамова Г.С. Возрастная психология. С. 456.
21 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 265.
посильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.
Основным направлением духовно-нравственного развития в младшем школьном возрасте становится ученичество. Специфика психологической характеристики в этом возрасте обусловлена именно тем, что ребенок готов и нуждается в том, чтобы учиться. В этом контексте весьма актуальным становится выбор методов взаимодействия взрослого и ребенка. Необоснованное преобладание равноправного взаимодействия учителя и учащегося негативно отражается на процессе духовно-нравственного становления младшего школьника.
Структура самосознания. Имя. В младшем школьном возрасте ребенок начинает дифференцировать степень доброжелательности в отношении к себе по тому, как к нему обращаются одноклассники и учителя. Свою приязнь к другим людям он учится оформлять в приветливые формы общения и обращения к сверстникам по имени и к взрослым — по имени-отчеству. Вместе с тем младший школьник учится принимать и другой тип обращения к себе — по фамилии. По мысли В.С. Мухиной, «только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе, дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание»22.
Внешний образ. Традиционная культура предъявляет к телу сложившиеся требования, которые дети усваивают преимущественно в младшем школьном возрасте. В это время дети знакомятся с «правильным» управлением своим телом, требованиями к осанке, посадке головы — всем тем, что создает этнический и культурный тип физической представленности человека.
Притязание на признание. Так же, как и в дошкольном возрасте, притязание на признание формируется в основном в отношениях со сверстниками и взрослыми. Выше было указано, что в основном потребность в признании реализуется ребенком посредством учебной деятельности, и были отмечены ведущие линии формирования позитивного образа себя в учебе. Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает ребенка к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки. Однако нереализованная потребность в признании может приводить к появлению таких негативных проявлений в личности младшего школьника, как хвастовство, либо уныние, стремление к нездоровой конкуренции со сверстниками.
22 Мухина В.С. Возрастная психология... С. 288.
36
Половая идентификация в младшем школьном возрасте проявляется в стремлении детей утверждать себя как мальчик или девочка. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, не бояться боли, уметь терпеть. Все эти образцы он воспринимает, подражая мужчинам, стараясь вести себя так, как свойственно представителю сильного пола. Девочка знает, что она должна хорошо выглядеть, быть приветливой, доброй, сострадательной. Она приобщается к рукоделию, домашней работе, уподобляясь знакомым женщинам.
Психологическое время личности ребенка младшего школьного возраста уже начинает вбирать в себя более отдаленную перспективу как прошлого, так и будущего. Наряду с историями из собственной жизни младший школьник воспринимает историю своего рода, своего города, страны. Это позволяет ребенку соотносить свой собственный жизненный цикл с жизнью своего народа и способствует формированию этнокультурной идентичности.
Социальное пространство личности младшего школьника обусловлено усвоенными им правами и обязанностями, которые открываются ему как в семейной, так и в школьной жизни. Развитый младший школьник усваивает в практике общения с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов определенные нормы поведения. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. В практике общения должны сложиться привычки правильного поведения. Привычка («вторая натура») начинает формироваться именно в младшем школьном возрасте. Способность к сопереживанию и ответственность также, как правило, формируются у де тей в этом возрас те.
Подростковый возраст
Завершается младший школьный возраст оформлением такой структуры самосознания, которая позволяет ребенку самостоятельно и системно познавать самого себя. Способность самосознания является центральным новообразованием начала подросткового возраста, вызывающим, по Л.С. Выготскому, кризис 13 лет. Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей, присущими качествами. В этот период подросток выбирает из многообразия себя «внутреннего». Становление соподчинения мотивов является новообразованием воли.
Ведущая деятельность следующего за кризисом 13 лет возраста — общение, социально значимая деятельность. Параметры этих видов
дея тель но сти зави сят от то го, ка ким образом рас тущий чело век выстроил собственную иерархию ценностей и какие приоритеты для себя выбрал. Важным фактором в этом выборе является то, какие воспитательные принципы преобладали до этого в воспитании ребенка. Не то, что говорили, а как делали воспитатели и родители. В этом возрасте подросток определяет для себя существенные стороны собственного самосознания, которые и позволяют ему осуществлять процесс соподчинения мотивов. Если этого не происходит в самосознании подростка, потребность в автономии и самоопределении находит свое гипертрофированное выражение во внешнем поведении подростка. Это может приводить к конфликтам с родителями и педагогами. Скрепление себя определенными обязательствами помогает растущей личности обрести волевой стержень. Таким образом, говоря о воспитании воли в этом возрасте, можно обозначить границы ее становления.
С одной стороны, для подростка существует неминуемая необходимость скрепить себя обетами, и это та грань, которую нарушить нельзя. С другой стороны, содержание обязательств, даваемых самому себе, зависит только от самой личности подростка. В этом случае родители и наставники помогают родиться истинному самосознанию личности, но само рождение — результат работы развивающейся личности.
Структура самосознания. Самосознание как вершина высших психических функций не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир подростка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом.
Имя. В подростковом возрасте имя ребенка подвергается особым испытаниям. Как отмечено в исследованиях В.С. Мухиной, оно зачастую заменяется кличкой, беспощадно оценивающей его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающей его личность. Депри-вируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки жестко отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения.
В психологическом времени личности в период подростничества происходят изменения, связанные с реорганизацией представлений о самом себе. Многие исследователи отмечают усиливающееся значение прошлого и будущего в самосознании отрока. Так как ребенок постепенно начинает брать на себя позиции взрослого, важным объектом его размышлений становится будущее. Подростки начинают осознавать свое «я» как изменяющееся во временной перспективе собственной жизни, что свидетельствует о связи психологического времени с новым видением себя в отрочестве.
Социальное пространство, как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной, для подростка предстает в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и, отдельно, в подростковой субкультуре. Подросток стремится овладеть всем диапазоном социального пространства — от подростковых групп до политической жизни страны. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора.
Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идет в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей. Л.С. Выготский назвал проблему интересов подростка «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков». В своей работе «Педология подростка» (1931) он дал этому такое определение: «Интересы — целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций». По мнению ученого, на первой фазе подростничества происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов. Этот период совпадает с негативной фазой подростничества. В позитивной фазе данного возраста созревает новое ядро интересов. Ученый выделил несколько доминант — основных групп наиболее ярких интересов подростков:
— «эгоцентрическая доминанта» — интерес к собственной личности;
— «доминанта дали» — установка на обширные, перспективные мас шта бы;
— «доминанта усилия» — тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явле-ни ях;
— «доминанта романтики» — стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
Увлечения подростка очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлеченного взрослого, значимого для отрока.
Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «ненасыщае-мостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более напряженными и устойчивыми становятся. Наличие у подростка устойчивых личност-
ных интересов делает его целеустремленным, следовательно, внутренне более собранным и организованным. «Недаром Л.С. Выготский, возражая принятому в психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей»23.
Освоение ценностей православной культуры способствует формированию у подростков такой структуры самосознания, в которой становление ценностности своего «я» внутренне связано с интересами других людей и может быть соотносимо с образом Творца.
Таким образом, к концу детства складываются основные структуры самосознания вырастающего ребенка. На формирование ведущих звеньев самосознания человека, таких как его имя, состояние тела, притязание на признание, психологическое время и социальное пространство личности, оказывает значительное влияние та культура, которую воспринимает ребенок из своего окружения, и те виды деятельности, которые доступны ему в сотрудничестве с взрослыми.
Постижение ребенком основ православной культуры в период с четырех лет и до начала юношеского возраста (15—16 лет) способствует формированию таких установок в самосознании личности, которые не могут быть сформированы посредством десакрализованной культуры.
Age-dependent characteristics of children’s
DEVELOPMENT AND PERCEPTION OF MORAL AND SPIRITUAL MATERIAL
SCLYAROVA T.V.
The article deals with the processes of children’s perception of moral and spiritual material in connection with their age-related characteristics of development, which must be taken into account while forming their apperception structure as well as the influence of the moral and spiritual aspect of the educational process on the multi-fold development of children’s psychology. The author claims that taking into con-sideration the psychological characteristics of children’s personal development in the process of teaching them the culture of religious life supports the formation of the harmonious way of the perception of the world, which finally forms their steady ideology. The author’s research is aimed at the realization of the «Suggested Educa-tional Material on the Subject of “Orthodox Culture”».
23 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. С. 241.