Научная статья на тему 'Развитие внутреннего мира ребенка'

Развитие внутреннего мира ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2609
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Л. П.

Статья затрагивает тему развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста, которые в полной мере определяют его внутренний мир. Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. «Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладких Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего мира ребенка»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика, Психология

2008. Вып. 4 (И). С. 97-109

Развитие внутреннего мира ребенка Л. П. Гладких

Статья затрагивает тему развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста, которые в полной мере определяют его внутренний мир. Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. «Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры».

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего — в детстве».

И. А. Ильин1

Воспитание христианских добродетелей направлено на развитие социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует.

Психические процессы — любознательность и сопереживание — тесно связаны с представлениями ребенка об окружающем мире, которые активизируют

1 Ильин И. А. О национальном воспитании / Путь к очевидности. М., 1993. С. 237.

97

любознательность. Любознательность побуждает ребенка к познанию окружающего мира. Познавательная деятельность сопровождается интересом. Активизация интереса ребенка необходима для развития внимания и сопереживания к окружающим людям и миру в целом. Это очень важно для дошкольника, поскольку в активном познании окружающего мира он сам «проживает школу чувств».

Эмоции рассматривались Л. С. Выготским как внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью ребенка, который не только созерцает окружающую действительность, но и относится к ней пристрастно, активно ее изменяет соответственно со своими потребностями и интересами.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Цели и задачи духовно-нравственного образования детей дошкольного

возраста на ценностях отечественной духовно-нравственной культуры

Основой содержания духовно-нравственного образования (воспитания и обучения) является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, — православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательная и образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошколь-ника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Содержание, основанное на православной культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.

Реализация обучающих задач обеспечивает развитие нравственного сознания ребенка. Механизм целостного познания окружающего мира включает формирование когнитивной сферы не только путем усвоения новых знаний и представлений — идет активное освоение умственных действий, анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Духовно-нравственное образование позволяет решать следующие обучающие задачи:

— обогащает словарный запас и образный строй речи;

— дает детям знания о доступных способах саморефлексии и самоанализа (своих чувств, ощущений, отношений);

— обучает детей навыкам произвольного поведения и саморегуляции;

— знакомит детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром;

— формирует и расширяет представления детей о духовно-нравственных категориях: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота — хитрость и т. п.;

— учит правилам этикета;

— дает знания об основных этических понятиях и законах;

— содействует формированию представлений о нравственно-волевых качествах: усидчивости, терпении и аккуратности (в процессе продуктивной деятельности);

— расширяет представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру;

— приобщает детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц;

— вводит детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа;

— дает представление о Православной Церкви и православном храме, облачении священников; знакомит с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры и иконописи;

— знакомит детей с основными событиями Нового Завета, образами Иисуса Христа и Богородицы;

— дает детям первоначальные представления о Заповедях Божиих как основе жизни человека;

— раскрывает основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке.

Развивающие задачи направлены на формирование мотивационной (эмоционально-волевой) сферы личности ребенка, которая связана с механизмом нравственной оценки и выбора. Во внутреннем мире личности эмоциональная сфера проявляется через чувство-отношение: различение и приятия и неприятия добра и зла. Реализация развивающих задач заключается в содействии становлению нравственной позиции ребенка, которая осуществляется в процессе саморефлексии (самоанализа и самооценки), не только умственной, но и индивидуальной эмоциональной оценки и нравственного выбора. Становление системы ценностей и волевого усилия являются результатом и показателем развития мотивационной сферы личности ребенка.

Духовно-нравственное образование ставит следующие воспитательные задачи:

— воспитывать внимание и любознательность;

— воспитывать позитивное отношение к миру — жизнерадостность, доверие;

— воспитывать душевную чуткость, внимательность;

— воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним;

— воспитывать чувства почтения и любви к родителям: послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам; доброжелательность и добросердечность;

— воспитывать терпеливость и организованность: стремление доводить начатое дело до конца; трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда;

— воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре;

— формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;

— учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру как творению Божию;

— воспитывать благоговение к святыням; желание подражать благим образцам;

— воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу;

— воспитывать потребность жить по совести; стремление к доброте, правдивости, добродетельности;

— воспитывать стремление подражать высоким образам евангельских сюжетов и положительным героям сказок.

Реализация воспитательных задач способствует формированию устойчивого нравственного поведения детей.

В процессе духовно-нравственного образования решаются следующие развивающие задачи:

— развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения в деятельности;

— развивать навыки произвольного поведения: навыки внимания, терпения, усердия;

— способствовать развитию образного восприятия, чувства красивого и возвышенного (эстетическое развитие);

— содействовать становлению творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя;

— содействовать развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами;

— развивать навыки усидчивости и аккуратности в работе;

— закреплять соблюдение моральных норм при освоении социальных навыков;

— развивать интерес и привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени;

— коммуникативные навыки и взаимопомощь в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

— развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;

— развивать способность к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств;

— стимулировать желание следовать принципам добра;

— содействовать развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции;

— способствовать формированию интереса к истории православия и Отечества, к образцам личного подвига благочестия;

— содействовать развитию ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;

— развивать у детей способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор;

— содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства;

— стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни.

Воспитательные задачи направлены на формирование механизма нравственного поступка и связаны с деятельностной сферой личности ребенка.

Формирование позитивного целостного миропонимания у детей дошкольного возраста

Один из разделов программы по духовно-нравственному образованию направлен на освоение таких понятий и представлений, как Бог, мир и Его творение, человек в целостной картине мира. Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, Сыне Божием, святых и подвижниках православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, умозрительное и нравственное, идеальное и практическое. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком способствует гармонизации его личности за счет понимания миропорядка, его творения и устроения. Понятие о нравственности, причастность к исторической, культурной традиции своего народа, умение построить отношения с окружающими, тяга к познанию и творчеству, душевный отклик искусству — эти важнейшие аспекты внутреннего мира, соприкасаясь и взаимодействуя, формируют личность с позитивным взглядом на жизнь.

Довериеребенка к миру как необходимое условие для его развития зависит от гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут сотворенный Богом мир. Настроенный на эту волну ребенок и сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир, который создан любовью Божией.

Знакомство детей дошкольного возраста со Священной историей и Ветхим Заветом начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и особенно о Его любви к людям, о назначении человека.

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование его миропонимания (мировоззрения) и системы многообразных отношений ребенка с миром. Мир, сотворенный Богом, является тем живым пространством, который окружает ребенка, составляет детскую картину мира и в процессе обучения представляет собою совокупность знаний, представлений и смыслов об отношениях человека с окружающим миром.

Содержание раздела программы «Бог — творец мира» осваивается детьми в процессе целостного развития высших сфер личности ребенка, социокультурного и духовно-практического. Задачами духовно-нравственного воспитания являются формирование заповеданного Богом человеку отношения к природе: к земле, ко всему живому на земле, животным и растениям.

Понимая духовно-нравственное образование (воспитание и обучение) как целостное развитие личности ребенка, задачи образования включают и задачи экологического воспитания. При этом они направлены не столько на накопление знаний о природе, сколько на воспитание любви к ней, то есть на формирование отношений ребенка к природе родного края, к растительному и животному миру по образу и подобию отношений Творца, который любовался результатами своего творения (светилами, водой, растениями и животными). Умение любоваться — глядеть на мир с любовью — свидетельствует о позитивном развитии социокультурной сферы личности человека.

Включение экологического воспитания как составной части в целостное духовно-нравственное воспитание обеспечивает целостное развитие всех сфер личности. Поэтому содержание раздела «Бог — Творец мира» восстанавливает в детском сознании целостную иерархическую картину мира, связанную с духовной реальностью. Надо помнить, что подвиг святых людей заключался в очищении сердца, в возвращении его к детской чистоте, и в те времена, когда земля изобиловала святыми, сама природа была более благополучна. Люди старались жить, как им подсказывали примеры жизни святых, а поэтому и воспитание было проще.

Сегодняшняя «информация» несет людям всю бездну греха. Напротив, мы крайне редко видим передачи, которые были бы защищены от мутных потоков информационного негатива. Поэтому все современные дети, даже помимо воли, пребывают в этой нечистоте. В качестве исключения можно указать на тех детей, которые воспитываются в благочестивых семьях. Они видят дома мир, любовь, совершают вместе с родителями домашнюю молитву, идут в храм и здесь воцер-ковляются. Эти дети до определенного возраста и обретения самостоятельности живут не ведая тех искушений и проблем, которые испытывают их сверстники.

Говоря о формировании правильного отношения ребенка к Богу, нельзя забывать и то, что у детей мышление непосредственное, без мудрований. Человек начинает мудрствовать потом, привыкая «крутить мозгами», запутывается в этом мудровании и теряет младенческую простоту, на которую указывал нам Господь: ...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф 18. 3). Есть замечательное изречение знаменитого ученого Луи Пастера, который сказал: «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я еще более размышлял и занимался науками, то

сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка». То есть как простой человек, не имеющий этого образования.

Человек не проживает без искушений. И искушения эти посылаются для того, чтобы он через них пришел к твердой вере и к той радости детской, которую имеет ребенок, но уже через умудренность жизненным опытом. Эта мудрость есть терпение. В свое время запомнились слова столетнего старца: «Над умными есть разумные. Над разумными есть мудрые. Над мудрыми — премудрые. А над премудростью — святая простота». Жизненный опыт, в конце концов, приводит к состоянию святой простоты, когда говорит человек мудрое простыми словами.

Дети часто говорят абсолютные истины. Одна девочка, увидев, что люди ругаются между собой, спросила: «Папа, почему они ругаются?» Папа пытался ей что-то объяснить, а она посмотрела на него и сказала: «Не любят, поэтому и ругаются». И этим одним словом было все сказано.

Помнится и такой пример. Сидели взрослые, рассуждали о вере, и вдруг вбежал ребенок — а был вечер уже, взошла луна. «Смотрите, смотрите, — воскликнул ребенок, — а кто ее там повесил?» И все разговоры, рассуждения, умствования прекратились. Ответ невозможно было дать. Кто ее там повесил? Кто ее запустил по этой траектории? Вот эта детская простота — если бы так она была в жизни у нас... Одному из Оптинских старцев кто-то сказал: «Батюшка, да Вы уж очень просто говорите». — «Да я двадцать лет просил у Бога этой простоты», — ответил старец.

Решение задач этого раздела предполагает обязательный учет возрастных особенностей детей.

В возрасте 3—5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой.

В 5—6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий.

6—7лет. Бог — Творец. Как был сотворен мир. Дни творения. Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя.

На занятиях, связанных напрямую с формированием целостного миропонимания, приобщающих ребенка к красоте и целесообразности Божьего мира, решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

Задачами обучения является содействие формированию православной картины мира при ознакомлении детей с явлениями живой и неживой природы. Учить детей понимать связь между явлениями живой и неживой природы, организуя наблюдения и опыты.

Задачи развития предусматривают развитие у детей умения замечать красивое, любоваться явлениями и объектами природы. Учить детей соотносить душевные переживания человека с природными изменениями, развивать спо-

собности детей создавать выразительный художественный образ с помощью аппликации из природных материалов.

Задачи воспитания заключаются в обеспечении условий для формирования у детей любви к Родине и родной природе, людям. Воспитывать заботу о живых объектах природы (растениях и животных). Стимулировать желание детей радовать близких результатами своего труда, воспитывать трудолюбие и желание трудиться как осуществление Божьего предназначения человека на земле.

Содержание раздела «Бог — Творец мира» прямо связано с важной частью содержания программы, с Заповедями Божьими о правилах праведной жизни: добрыми отношениями человека с ближними, с природой, с Богом. Эти отношения формируются и закрепляются у детей в повседневной жизни: во время ухода за домашними животными, на прогулках и экскурсиях в процессе естественного общения с живой и неживой природой.

Планирование работы по содержательной линии «Бог — творец мира» предусматривает воспитание детей во всех видах деятельности, и в частности во время прогулки и общения с природой.

Осенью воспитатели организуют наблюдения с детьми дошкольного возраста осенних полянок, осени в парке или сквере, рассматривание деревьев и кустарников, разноцветных листочков. Рассматривают с детьми осенние цветы, овощи, деревья, фрукты и т. д. Педагоги организуют наблюдения за животными, знакомство с домашними животными, явлениями природы (дождь, ветер).

Взрослые знакомят детей с народными песнями «Чики-чок, чики-чок, и готов борщичок», «Наши уточки с утра».

На прогулке с детьми организуются игры: «В гости к осени идем», «Угадай, на что похож?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети приобщаются к посильному труду в процессе изготовления подделок из природного материала, а также оказывают посильную помощь в уголке природы.

Для взаимодействия с родителями осенью оформляется стенд «Как прекрасен этот мир». Проводятся беседы: «Природа воспитывает», «На прогулке всей семьей».

Зимой воспитатели организуют наблюдения детей на зимних полянках за деревьями, небом, птицами, снегом. Детей очень интересует наблюдение за птицами и их кормление.

Взрослые знакомят детей с народными песнями «Уж ты, зимушка-зима», «Как у нашего кота», «В гости к бабушке», «Зашагали наши ножки».

На прогулке организуются игры: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ладушки», «Заинька», «Вот синички — дружные сестрички». Знакомство со свойствами снега происходит у детей при лепке снеговиков, снежков, постройке снежной горки.

Дети приобщаются к посильному труду в процессе ухода за домашними животными, кормления рыб, ухаживания за цветами, обустройства огорода на окне.

Для взаимодействия с родителями зимой оформляется стенд: «Ах ты, зимушка-зима» или «Три быстрых коня — декабрь, январь и февраль — уносят нас в снежную даль». С родителями проводятся беседы: «Как знакомить малышей с

природой?», «Забота о птицах зимой», «Роль природы в жизни детей», «Воспитание любви к животным», «Прекрасное вокруг нас».

Весной воспитатели организуют наблюдения детей за набуханием почек на деревьях, за первыми цветами — одуванчиками, подснежниками на весенних полянках, обращают внимание детей на изменения в природе: таяние снега, появление ручейков, проталин, молодой травки, почек на деревьях. «Выросла травка для зайки-побегайки», «Муравьиная семейка».

Взрослые знакомят детей с народными песнями: «Во саду ли, в огороде» и «Как под яблонькой светит месяц».

На прогулке организуются игры: «Одуванчик», «Наш веселый ручеек», «Вот жучок к нам прилетел».

Дети приобщаются к посильному труду в процессе кормления рыб в аквариуме, посильной работы в цветнике, уборке цветника, посадке цветов.

Для взаимодействия с родителями весной организуется собрание: на тему «Природа и воспитание детей», оформляется выставка «Окружающий мир глазами детей», проводятся беседы: «С любовью к природе», «В весеннем лесу».

Летом воспитатели организуют наблюдения детей на летней полянке, за животными, детей учат знать и называть животных и их детенышей. Во время прогулок педагог начинает с обучения детей определению характера погоды. С детьми проводятся наблюдения за растениями, птицами, насекомыми, организуется рассматривание овощей, фруктов.

Взрослые знакомят детей с народными песнями «Жили у бабуси», «Ах ты, береза», «Сорока, сорока», «Ах вы, сени», «Петушок», «Как у наших у ворот», «Во поле березка стояла», «Коровушка», «Возле речки, возле моста». На прогулке организуются игры: «Игра в лошадки», «Птички в гнездышке, а также дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Букет», «Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки», «А у нас цветут цветы», «Стоит Антошка на одной ножке».

Дети приобщаются к посильному труду в процессе прополки цветов и сборе урожая, работая в уголке природы при уходе за цветами, сборе лекарственных растений, поливе песка в песочнице.

Для взаимодействия с родителями оформляются стенды, например: «Лекарственные растения», проводятся беседы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Наш друг — лето», «В лес всей семьей», «Знакомство детей с животными», «Лето — пора походов», «Природа вокруг нас», «Живой уголок» и т. д. Организуются выставки «Как прекрасен этот мир — посмотри».

На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту сотворенного Богом мира: цветов, деревьев, птиц, животных. Так, в весеннезимний период дети в младшей группе с радостью изображают зимних птиц, чудесную птицу в средней группе, зимнюю столовую для птиц в старшей группе, изображают птиц, возвращающихся из теплых краев, в подготовительной группе. Внимание детей привлекается не только к красоте птиц, но, главное, педагоги помогают формированию желания помогать малым птичкам пережить зимнюю пору холода и голода с помощью кормушек и постоянного кормления птиц.

Дни Ангела (именины) в воспитании детей

Через приобщение к отечественной духовной культуре дети узнают, что означают наши христианские имена, понимают значимость дня именин — Дня Ангела. Следуя традициям святоотеческого образования, возрождение традиции празднования именин содействует приобщению детей дошкольного возраста к восприятию и пониманию не только земного, но и небесного Божьего ангельского мира. Ангел-хранитель — это тот близкий образ небесного мира, который находит естественное место в формировании высшей духовно-практической сфере личности ребенка дошкольника.

Отечественная педагогика утвердила в детском сознании не мистические образы, которыми сейчас переполнена информационная среда вокруг маленького ребенка, а святой образ — образ ангелов, посланцев и святых служителей Единого Бога. Они просты и проникнуты светом, в них есть лишь одна бессмертная любовь.

Изображения ангелов очень условны, так как они невидимы и бестелесны. Так, например, крылья означают лишь то, что ангелы быстры, а прекрасное лицо — только то, что они совершенны. Тонкий посох наминает о том, что они вестники, посланники Бога. Традиционно существует вера в то, что ангелы служат Богу и человеку. Именно ангелы принесли людям весть о Рождестве Христовом, они же сообщили о Его Воскресении.

Издавна живет в сердце нашего народа и, естественно, в сердце ребенка добрый образ Ангела-хранителя, который есть у каждого христианина. Ангел-хранитель помогает его спасению, он духовный друг и покровитель. Он радуется каждому успеху ребенка.

Икона является зримым образом Ангела, в котором так нуждается наглядно-образное восприятие и мышление детей дошкольного возраста, он становится зримой совестью для ребенка на его пути к добродетелям, руководит на путях жизни. Ребенок твердо верит, что Ангел-хранитель никогда не отступит от него, если только он сам не отгонит его своими недобрыми делами. Ангел-хранитель все время готов оказать помощь, которую оказывает незаметно для человека, так что сам человек может даже и не осознать ее. Вдруг, например, во время какого-либо жизненного затруднения приходит ясная мысль и открывается путь к его решению. Или, скажем, неожиданно в холодном и черством сердце возгорается любовь и нежность. А в горе и отчаянии к человеку приходит надежда. Духовное благополучие ребенка, его радостное и доверчивое отношение к миру обеспечивается за счет соблюдения духовной традиции нашего народа, и ребенок уже не одинок и видит помощь Ангела-хранителя.

Обращение ребенка к Ангелу-хранителю со словами: «Ангел Божий, хранитель мой святой, сохрани мою душу, сохрани мое сердце на всякий день, на всякий час, на всякую минуту, усердно прошу тебя — просвети меня и сохрани от всякого зла», действенно охраняют детей от невротизации и деструктивного отношения к миру.

Ребенок дошкольного возраста рано способен понять и принять закон, что когда он сознательно творит зло и не раскаивается в нем, то Ангел-хранитель

удаляется от него. Как пчел отгоняет едкий дым, так Ангела-хранителя отгоняет от души ребенка грех. Образ Ангела-хранителя запускает формирование самосознания гораздо раньше и эффективнее, нежели в том случае, если от ребенка закрыты святые силы. Душа маленького ребенка, остающаяся без защиты, предается на разграбление врагам — чувствам зла, зависти, жадности, ненависти, гордыне, с которыми он сам не может справиться.

Православная вера гласит, что свой Ангел-хранитель есть у семьи, у храма, у царств и народов. Особым покровителем княжеской и царской семьи на Руси, всего русского воинства признавался Михаил Архангел. Празднование Дня всех сил небесных (21 ноября) укрепляет детей в ощущении защищенности и доверии. Ангелом-хранителем называли в народе еще и святого, чье имя было дано человеку при крещении. В народе верили, что Ангел находится у правого плеча, а потому старались ничего не бросать через правое плечо, а тем более плевать.

Поэтому в программе действенно реализуется личностно-ориентированный подход, начиная с празднования именин, которые в младшем дошкольном возрасте предполагается проводить ежемесячно для всех детей, чьи имена соответствуют святым именам данного месяца. В старшем дошкольном возрасте индивидуально детей поздравляют с именинами, но занятие, посвященное именинам, проводятся поквартально.

Так подарки, выполненные руками друзей по группе, получают осенние, зимние, весенние и летние именинники. Каждому ребенку особенно интересно, как происходил выбор его имени. Знание, что ты наречен именем определенного святого, задает конструктивную направленность развития личности, определяет свое назначение даже в столь небольшом возрасте. О назначении человека, о воле Божией о человеке, дети задумываются и рассуждают на занятиях, посвященных творению мира и человека Богом. В каждом ребенке начинает жить вера в то, что тот святой, имя которого он носит, является его небесным покровителем и заступником на всю жизнь. Дети очень внимательны, слушая рассказы о житиях святых и стараясь узнать о них как можно больше. Прежде всего они стараются запомнить день его памяти. В этот день у ребенка радостный праздник — именины.

Дни ангела для детей, чьи именины приходятся на один месяц, организуются как праздник в честь их Ангелов-хранителей. Дети отбирают и оформляют свои лучшие рисунки и поделки для подарков именинникам. На праздник приглашаются родители и близкие родственники, устраивается праздничная трапеза.

Традиция отмечать именины более глубокая, чем празднование дня рождения. Восстановление этой традиции в условиях детского сада, проведение самого праздника возможно только при участии родителей детей, которые в былые времена день своего ангела (именины) и особенно в дни ангела своего ребенка приходили в храм, возжигали свечи перед образом святого покровителя, исповедовались и причащались.

Детей дошкольного возраста учат знать свою фамилию, имя и отчество. Фамилия указывает на род, отчество — на отца, а имя принадлежит самому ребенку. Не бывает людей безымянных. Во время празднования именин появляется возможность дать детям почувствовать, что имя — это бесценный дар. Имя да-

ется человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имен существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Например, Александр значит «мужественный защитник людей», Ксения — «гостеприимная», Иван — «красивый, богатый». А такие имена, как Вера, Надежда и Любовь, говорят сами за себя.

Во время поздравления именников дети узнают, что многие имена, которые они сейчас носят, в давние времена принадлежали святым людям. Выбор имени младенцу — важное событие для семьи и всего рода. Какое имя ему дать? Как сделать это правильно? Одни родители смотрят в месяцеслов и находят там имя, которое значится в день рождения младенца или ближайшие за ним дни. Другие выбирают имя кого-то из родных. Мальчику, например, дают имя его дедушки, а девочке — имя бабушки. Во многих семьях есть родовые имена, они передаются из поколения в поколение. Третьи именуют своих детей в честь героев, воинов, мудрецов. Бывает, что родители дают младенцу имя человека, сотворившего для семьи и своего рода доброе дело. У детей дошкольников появляется интерес узнать об этом.

Когда детей крестят, по решению родителей, их имена объявляет священник, и крещеный человек начинает носить имя святого, который становится покровителем и заступником его на всю жизнь. У каждого святого есть день его памяти. Тогда для тех, кто носит его имя, наступает радостный праздник — именины. Они в этот день — именинники.

Духовно-нравственный смысл, который усваивают дети в этом процессе, — имя не следует искажать и небрежно произносить. И уж совсем нехорошо давать человеческие имена животным. Имя свято, в нем живет прошлое и будущее, честным именем надо дорожить и не позорить его. Таким образом, дети дошкольного возраста усваивают представления о том, что означают их имена и имена близких, почему их так назвали, почему нужно дорожить своим именем. Маленькие дети более внимательно, вдумчиво и уважительно относятся к близким и окружающим людям, старикам и сверстникам.

Особое место занимает воспитание бережного и уважительного отношения детей к женщинам, мамам, бабушкам, педагогам. Возрождение традиции празднования именин, а также проведение недели Жен Мироносиц (во вторую неделю после Пасхи) содействует и пониманию роли женщины в мире и дает возможность проявить и закрепить в деятельности достойное отношение к женщинам, возможно, на более глубоком основании, чем при подготовке к 8 Марта.

При подборе педагогического материала, по этой теме многие воспитатели ориентируются на празднование дня 8 Марта, который был искусственно введен в советский период, и со временем достаточно формализовался. Часто сам праздник приходится на время Великого поста. При этом осознание роли женщины в жизни каждого не получает той глубины, которую обеспечивают несколько дней на неделе Жен Мироносиц, приходящихся и на более теплое время весны, усиленные всеобщим пасхальным праздничным настроением и возможностью сопоставить значение женщин в евангельские и настоящие времена.

Поэтому целесообразно выделить эту тему как направление духовно-нравственного образования в связи с искажениями в понимании роли женщины

в семье и жизни, которые распространены в реальной жизни молодых семей. Образец подобранного материала не является полным и должен дополняться педагогами, однако он отражает ценностный подход к его отбору и может послужить практическим ориентиром для педагогов. Представленные стихотворения можно использовать также и в течение года для поздравления именинниц.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, личность ребенка, навыки и поведение, социальные умения, нравственные качества, позитивные межличностные отношения, мировосприятие, миропонимание, эмоционально-образное восприятие.

Development of Children’s Inner World L. P. Gladkikh

The author touches the problem of developing social skills of behaviour, stable positive interpersonal relations and moral characteristics of pre-school children, which entirely determine their inner world. The pecularities of their percepting and understanding the world are conditioned by the mechanism of their emotional and visual perception, visual and practical thinking. Therefore, their spiritual and moral notions, including the idea of the Motherland are formed specifically and are closely connected with concrete notions of what is dear to the children.i.e.love for parents and other emotionally close people; love for the surronding nature, toys, games, songs; the native expressive word, to pleasant things. “ The goal of moral and spiritual education is to support holistic the moral and spiritual development of the pre-scholl child, to maintain their spiritual, mental and bodily health through initiating them into the supreme values of orthodox culture.”

Key words: pre-school education, child’s personality, skills and behaviour, social skills, moral qualities, positive interpersonal relations, perception and understanding the world, emotional and visual perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.