Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственного развития несовершеннолетних осужденных: опыт решения'

Проблема духовно-нравственного развития несовершеннолетних осужденных: опыт решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Г.И., Купцов И.И., Пивоварова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственного развития несовершеннолетних осужденных: опыт решения»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. И. АКСЕНОВА

профессор кафедры общей психологии Академии ФСИН России, доктор психологических наук, профессор, полковник внутренней службы

И. И. КУПЦОВ

профессор кафедры общей психологии Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, профессор

Т. В. ПИВОВАРОВА

преподаватель кафедры общегуманитарных и правовых дисциплин Кировского ИПКР ФСИН России, капитан внутренней службы

проблема духовно-нравственного развития несовершеннолетних осужденных: опыт решения

Духовность личности во всей ее много-аспектности с давних пор занимала и занимает умы ученых самых разных научных школ и направлений (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гегель, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, В. П. Зинченко, В. Н. Колесников, Н. А. Коваль, И. А. Гундаров и др.). В истории человекознания сложились две основные традиции в понимании феномена духовности. Согласно одной из них дух понимается как сверхразумное начало, познаваемое большей частью интуитивно, а духовное развитие человека определяется степенью его приближения к Божественному идеалу. В рамках другой научной традиции духовность определялась как доминантное личностное качество, влияющее на ценностно-смысловую направленность человеческой жизнедеятельности. Особое место в осмыслении духовности принадлежит идеям русских философов (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, А. Ф. Лосев и др.), исследующих ее как специфическую черту именно человеческого способа существования, бытия личности. Таким образом, в самом общем виде духовность - это специфически человеческий способ отражения и преобразования действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности на общечеловеческие ценности.

Однако большинство исследований по проблеме духовности, нравственности касаются прежде всего изучения теоретических вопросов и в меньшей степени разработки психолого-педагогических программ духовно-нравственного развития личности на различных этапах ее жизненного пути.

Психолого-педагогическое воздействие, направленное на нравственную сферу личности несовершеннолетних осужденных женского пола, осуществлялось на уроках литературы в рамках реализации специально разработанной нами программы на базе ФКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» УФСИН России по Рязанской области [1]. Общая продолжительность реализации этой программы составила один учебный год, в ней приняли участие 48 несовершеннолетних осужденных женского пола. Основной ее целью являлось формирование нравственных качеств несовершеннолетних осужденных в учебной деятельности, а также развитие духовно богатой, активной и творческой личности, что и определило выбор литературных произведений и ориентацию содержания учебного курса в целом на нравственную проблематику.

Создавая программу, мы учитывали особую роль литературы в формировании миропонимания подростка, его национального

организация служебной деятельности

самосознания, идеалов, системы ценностей. Литература как дисциплина обладает огромными возможностями для решения этой общественно важной задачи благодаря тому, что в ней самой заложены концептуальные взгляды на мир авторов произведений, она содержит в себе большой воспитательный потенциал. Этот учебный предмет в силу специфики своего содержания формирует внутренний мир личности, а не просто транслирует объективные знания.

Реализация психолого-педагогической программы формирования духовности и нравственных качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы была осуществлена опытно-экспериментальным путем в несколько этапов.

На подготовительном этапе проводилась диагностика состояния сформированности духовности, нравственных качеств несовершеннолетних осужденных женского пола с помощью традиционных научных методов (беседа, наблюдение, тестирование и др.).

Кроме того, изучалось мнение психологов, учителей, начальников отряда и самих подростков об уровне указанной выше проблемы и необходимости создания условий для успешного ее решения, рассматривались основополагающие документы, регулирующие деятельность воспитательной колонии и школы (в том числе учебные программы).

Основной этап включал работу по реализации психолого-педагогической программы по формированию нравственных качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы. Сама программа состояла из трех блоков.

Первый блок (введение) был направлен на решение следующих задач: формирование мотивации к изучению литературы, формирование мотивации нравственного поведения, развитие духовности личности несовершеннолетнего осужденного, формирование нравственных позиций, эстетического вкуса и др.

При реализации поставленных задач наибольшую продуктивность дали лекции о сущности духовности, словарь нравственных качеств, дискуссии («Дает ли литература человеку возможность понять себя?», «Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня неактуальны и несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?»), анализ публицистических статей и др.

Во втором блоке (основная часть) были рассмотрены различные этические, социальные, психологические, правовые проблемы, вызывающие интерес у осужденных девушек. Использовались такие формы активного обучения воспитанниц, как лекции с элементами беседы, дискуссии, дидактические игры (ток-шоу, театрализация, например «литературный суд»; создание и представление публичной речи, стилизованной под язык XVIII века на актуальную тему), работа с пословицами, создание модели поведения в критической ситуации на основе литературного материала и др.

Третий блок (заключительная часть) подводил итоги учебного года и обобщал изученное за год.

Такая целенаправленная деятельность, осуществленная в творческом единстве учителя и психолога, дала свои положительные результаты, о чем свидетельствуют сочинения и записи в дневниках воспитанниц.

Приведем запись из дневника девятиклассницы Кристины К., ярко отражающую положительные метаморфозы в развитии ее личности.

«Сейчас множество вопросов, стоящих перед нами, девушками воспитательной колонии, на пороге взрослой жизни:

Какая она будет, моя взрослая жизнь, какие трудности и препятствия встретятся на пути?

Смогу ли я выстоять, победить, остаться человеком?

Хватит ли мне терпения?

Думаю, что эти вопросы стоят перед каждой из моих подруг по несчастью. Мне кажется, что ничего не случается зря: если я попала в ситуацию, именуемую преступлением, значит -что-то во мне не так, значит - пора начать анализировать свои поступки и серьезно задуматься о будущем! Мне хочется начать новую жизнь, осмысленную, иную. Однажды я уже оступилась, попала в тюрьму, а все потому, что связалась не с теми людьми, взяла с других дурной пример... Я нахожусь в колонии, отбываю наказание за тяжкое преступление. Приговором суда мне назначено восемь лет на переосмысление своих поступков, своего поведения и взглядов на жизнь.

Почему так часто приходится слышать, что заключенные - это морально падшие люди? Ведь это совсем не так! Каждый человек может сохранить в себе такие качества, а именно: благородство, честь, патриотизм, в какой бы жизненной ситуации он не оказался! Нравст-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

28

воспитательная работа с осужденными

венная сила человека есть совершенствование, к которому надо всегда стремиться. Об этом писал Лев Николаевич Толстой. Он сравнивал человека с алмазом, «который может очистить и не очистить себя в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». Толстого увлекала идея нравственного возрождения человечества, которое он начал с себя: вел дневник, где анализировал отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и прямотой. Писатель не щадил себя, он преследовал не только постыдные свои поступки, но и недостойные высоконравственного человека помыслы. Дневники Толстого нужно уметь читать и понимать правильно...

Взгляды Толстого побудили меня задуматься над проблемами нравственности и работой над собой. По его примеру я тоже веду дневник, потому что считаю верным высказывание, что «главный стимул изменения жизни - самоанализ, преобразование каждым своей собственной личности». В дневнике осуществляется мучительная душевная работа по самоочищению, осмысление своих слабостей является одновременно и освобождением от них, постоянным над ним возвышением. Душевную борьбу можно (и нужно!) вести даже в условиях колонии! Вести ежесекундно! У Льва Николаевича Толстого в дневниках были определенные правила исправления:

1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.

7. Бойся праздности и беспорядка.

8. Бойся лжи и тщеславия.

9. Запомнить и записывать все полезные сведения и мысли.

10. Не верить мыслям, родившимся в споре.

11. Не повторять чужих мыслей. и т. д.

Я стараюсь придерживаться этих правил. Бывает, что одолевает жуткая лень, даже просто думать не хочется. Я сразу же собираюсь с мыслями и ищу себе занятие, которое и полезно, и интересно.

Кроме Л. Н. Толстого на переосмысление себя и собственного поведения на меня повлияли воспитатели и учителя. Слово воспитателя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством. Особенно важно, чтобы слова преподавателя, пусть даже искренние и важные, не расходились с делами, поступками.

Уроки литературы - уроки нравственности, добра, красоты, уроки «нравственного прозрения» оказали на меня неизгладимое впечатление. Уроки литературы включают материал, помогающий нам понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим, к совершенному преступлению, проектировать свою жизнь на свободе. Именно эти уроки подарили нам образы героев-борцов, не останавливающихся перед трудностями, способных противостоять им. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

Произведения русской классической и советской литературы обладают огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания личности воспитанниц в условиях лишения свободы.

После проделанной работы над собой, переосмысления многих истин на уроках литературы интерес к познанию (учеба, литература, искусство) увеличился, выработалась привычка к самовоспитанию и самодисциплине. Теперь я не могу быть равнодушна к плохим поступкам девушек в отряде, в ВК в целом. Пытаюсь помочь ровесницам, приучить их любить делать только хорошее, попытаться научить их не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Отрадно, что некоторые из них обращаются ко мне за советом, когда надо сделать нравственный выбор. Мы собираемся вместе и обсуждаем некоторые вопросы, касающиеся прошлого - какие ошибки совершили. Я поняла значимость нравственности, нравственных качеств в моей жизни и стараюсь донести в массы то, что полностью перевернуло мой внутренний мир». ^

1. Купцов И. И., Пивоварова Т. В. Практические рекомендации по формированию нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных в процессе преподавания литературы (9 и 10 класс). Киров, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.