УДК 37.015.3:343.815 ГАЛИНА ИВАНОВНА АКСЕНОВА,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, e-mail: [email protected]; ИВАН ИВАНОВИЧ КУПЦОВ,
кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии (Академия ФСИН России); ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ПИВОВАРОВА,
кандидат психологических наук, преподаватель кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС (Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: литература раскрывает внутренний и духовный мир человека, выражает душевные движения точно и ярко, как этого не сделать никакой науке. Русская литература (особенно классическая ХХ в.) с особой остротой ставила проблемы сущности человека, моральной ответственности личности, предъявляя к человеку высшие нравственные требования, не допуская никаких компромиссов. Русская литература говорит, как много нового и ценного в той духовной работе, которая воплощается в мыслях и чувствах, открывает неведомые ранее глубины в духовно-нравственной сущности человека. Произведения русской классической и советской литературы обладают огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания личности воспитанниц в условиях лишения свободы.
В процессе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Льговской воспитательной колонии Рязанской области, знания несовершеннолетних осужденных женского пола по литературе трансформировались в их самодеятельность по развитию духовно-нравственных качеств. Такая целенаправленная деятельность в процессе учебы дала положительные результаты, о чем свидетельствуют сочинения и записи в дневниках воспитанниц.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, духовность, духовное воспитание осужденных, несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии.
Духовность личности во всей ее многоас-пектности с давних пор занимала и занимает умы ученых самых разных научных школ и направлений (Аристотель, Р. Декарт, Спиноза, Гегель, В. А. Розанов, П. А. Флоренский, В. П. Зин-ченко, В. Н. Колесников, Н. А. Коваль, И. А. Гунда-ров и др.). В истории человекознания сложились две основные традиции в понимании феномена духовности. Согласно одной из них дух понимался как сверхразумное начало, познаваемое большей частью интуитивно, а духовное развитие человека определялось степенью его приближения к Божественному идеалу. В рамках другой научной традиции духовность определялась как доминантное личностное качество, определяющее ценностно-смысловую направленность человеческой жизнедеятельности.
Особое место в осмыслении духовности принадлежит идеям русских философов (С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Соловьев, А. Лосев, С. Франк и др.), исследующих ее как специфическую черту именно человеческого способа существования, бытия личности.
Почти сто лет тому назад Н. А. Бердяев высказал мысль о том, что пришло время занять господствующее положение в мире славянской расе. Он писал: «Славянская раса, во главе которой стоит Россия, должна раскрыть свои духовные потенции, выявить свой пророческий дух. Славянская раса идет на смену другим расам, уже сыгравшим свою роль, уже склоняющимся к упадку; это - раса будущего». Он был уверен, что наступит час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией будет играть главную роль в жизни человечества. И можно сказать, что
© Аксенова Г. И., Купцов И. И., Пивоварова Т. Н., 2016
такой час наступил, правда, пока только природ-но, географически.
Население нашей страны составляет только 2-2,5 % от населения мира, но 14 % территории мира принадлежит России, и по разным источникам от 33 до 41 % всех полезных ископаемых мира находятся в нашей стране. Таким образом, экономически Россия способна встать во главе мира. Она также способна встать во главе мира нравственно. Россия - самая не шовинистическая страна.
Русские почти стыдятся, что они русские. Им чужда национальная гордость. Им чуждо даже национальное достоинство. В русской стихии, как неоднократно отмечал Н. А. Бердяев, поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомое западным неславянским народам. Нравственность русского народа великодушна, терпима; дарящая, а не отнимающая.
Приведем несколько моментов из интервью И. Смирновой с японкой Хироко Иноуэ, лауреатом семи международных органных конкурсов, штатной органисткой Калининградской областной филармонии, переехавшей из Японии в Россию.
«- По-вашему, выходит, Россия - самая творческая страна?
- Да! Я не могу жить без России. В Японии я каждый день спрашивала себя: что я здесь делаю? Зачем я здесь? Один русский пианист сказал мне как-то: тебе надо в Россию. Я приехала сюда. С тех пор вопрос «зачем я здесь?» никогда не вставал передо мной.
- Как же вас мама с папой отпустили? - не могу сдержать вздоха, глядя на хрупкую Хироко-сан, которая преображается и сверкает черными глазами, когда говорит о своем служении.
- Есть японская пословица «Любишь дочку -отпусти ее путешествовать». Мои родители - это чудо. В Японии ведь ориентируются на американскую точку зрения. И поэтому считают, что Россия -что-то страшное, закрытое, опасное. А когда родители стали приезжать ко мне в Москву, они сказали: жаль, что мы раньше не знали, какие русские люди хорошие.
- Русские люди бывают разные...
- Русские люди особенные - и в плохом, и в хорошем. Вот я искала в Москве рояль. И мне сказали, что у старой певицы, наследницы рода знаменитого русского драматурга А. Н. Островского, сохранился инструмент. Я пошла к Л. П. Островской. Она показала мне рояль. О таком инструменте можно только мечтать. Я пыталась купить его. Она сказала: «Не продается». Но пригласила меня бывать у нее.
И я стала ходить к ней играть на этом рояле. Однажды я заметила у Любови Петровны слезы.
Я спросила: «Вам плохо?» «Нет, девочка, - сказала она, - мне хорошо, играй». А потом подарила мне этот рояль. Ну скажите, кто, кроме русских, способен на такое?!» [5].
К сожалению, на сегодняшний день нельзя сказать, что Россия нравственно готова к Великой миссии. Немалая (если не большая) часть подрастающего поколения мыслит не нашими категориями, исповедует не наши ценности. Где же выход?
Как известно, история повторяется. Наше время во многом нам напоминает период России после 14 декабря 1825 г. Не вдаваясь в политику, отметим, что тогда в обществе произошел раскол и оно перестало быть единым.
19 ноября 1833 г. министр просвещения С. С. Уваров изложил в докладе царю консолидирующую концепцию сохранения России как единого государства: православие - самодержавие - народность. Задача, поставленная С. С. Уваровым, состояла в том, чтобы укрепить Отечество на твердых основаниях: найти начала, на которых зиждется благоденствие; силы, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в единое целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения.
Православие тогда имело решающее значение в спасении Отечества. Истоки русского самосознания православие видело в соборности, когда каждый молится и просит за всех, как за себя; держав-ности - государственной мощи не как самоцели, а как дарованном Богом средстве к удержанию народной жизни в рамках Евангельской непорочности; монашестве - основе русского мироздания и мироощущения.
Немалую роль сыграл и великий К. Д. Ушин-ский, осуществивший концепцию С. С. Уварова, создав новую систему обучения и воспитания, понимая, что одно православие будет не в силах объединить народ.
«Мы были бы очень близорукие, если бы подметили в характере нашего простого народа один только патриархальный оттенок. Нет, мы не видим в нем много могучих задатков честной гражданственности, полной силы народности и бескорыстной человечности. Начало товарищества, проявлявшееся в дружинах, в новгородских ватагах, малороссийском казачестве и нынешних артелях, не показывают ли, что высокие чувства дружбы глубокого коренятся в славянской природе. А в 1612 г. не доказал ли, что русские осознают себя единым и самостоятельным народом?!» [7].
К. Д. Ушинский находит путь - родной язык, с помощью которого русский человек должен осознавать себя, Родину как великую державу, способ-
ствуя ее развитию и процветанию, ибо истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезнет народный язык, - народа нет более!» [8].
Россия (а потом СССР) стала великой державой, без которой ни один вопрос мировой политики не решался. К сожалению, в начале 90-х гг. ХХ в. перестал существовать Союз Советских Социалистических Республик. Россия возвращается к западному миру. по экономике. Но мы - Россия, мы - Русь, если хотите, Святая Русь. И все у нас должно быть свое, особенно в духовной жизни. Почему? «В типической русской душе есть много простоты, прямоты и бесхитростности, ей чужда всякая аффектация, всякий. пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народом», - писал Н. А. Бердяев [2].
Мы предлагаем новую концепцию консолидации русского народа и народов России, новую парадигму возрождения Отечества: духовность - народность -патриотизм, где все национальное, народное каждого проживающего на территории нашей Родины имеет ценности, но где системообразующей (наряду с родным и русским языками) будет русская литература (плюс история России и народов, ее населяющих, плюс народное творчество и, естественно, православие, ислам, иудаизм и буддизм).
Почему особо выделяем (если хотите, «выпячиваем») значимость русской литературы как якоря спасения и возрождения великой процветающей России, как основы образования, безопасности и развития человека (личности)?
В одной из телевизионных передач известный филолог академик А. М. Панченко сказал о том, что Бог указал каждому народу свою роль: Египту - астрологию и астрономию, Греции - риторику и философию, славянам - словесность и литературу.
Литература раскрывает внутренний и духовный мир человека, выражает душевные движения точно и ярко, как этого не сделать никакой науке.
Русская литература (особенно классическая ХХ в.) с особой остротой ставила проблемы сущности человека, моральной ответственности личности, предъявляя к человеку высшие нравственные требования, не допуская никаких
компромиссов. Русская литература говорит, как много нового и ценного в той духовной работе, которая воплощается в мыслях и чувствах, открывает неведомые ранее глубины в духовно-нравственной сущности человека. Она дает возможность читателю приобщиться к напряженным и страстным поискам своего места в мире, Вселенной. Русская литература всегда была выражением совести народа, его традиций, нужд и чаяний. Для доказательства выдвинутых положений о значимости фольклора и литературы приведем два примера.
А. С. Пушкин называл сказку поэмой. В сказках есть любовь к Отечеству, и любовь к людям, и героизм, и мечта, и невероятная выдумка, а главное, зло всегда наказуемо, а добро торжествует - великая духовность, всемогущая духовность побеждает.
«Вышел тут из-под Калинового моста Иван -крестьянский сын.
- Погоди, Чудо-Юдо хвалиться: как бы тебе не осрамиться!
- А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
- Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван - крестьянский сын Чуду-Юду:
- Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!» [3].
Н. Ростова позволила Курагину помочь ей сесть в им вызванную карету и пожать руку выше кисти. Наташа, взволнованная, красная и счастливая, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее. Что случилось? Да, ничего. Но это по нынешним меркам, а не по меркам Л. Н. Толстого и его любимой героини .
«,,Погибла ли я для любви князя Андрея или нет?" - спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: «Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его больше не увижу никогда, -говорила она себе. - Стало быть, ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах боже, боже мой! Зачем его нет тут!» Наташа успокаивалась на мгновенье, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что хотя все это и правда и хотя ничего не было, - инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла» [6, с. 343].
Возродить Отечество, Русь может учитель: учитель учителей (педагог высшей школы), учитель школы, гимназии, лицея, профессионального училища, умные родители, а также православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Предлагаем программу действий по воплощению нашей концепции в жизнь:
указом Президента РФ отменить ЕГЭ, а вступительный экзамен в вузах проводить по профилирующим дисциплинам (сочинение по литературе обязательно во всех вузах);
Указом Президента РФ утвердить орган при Общественной палате, который осуществлял бы контроль за программами всех телекомпаний;
Министерству образования и науки РФ ввести новые программы по всем гуманитарным предметам (особое внимание - программам по родному и русскому языкам и русской литературе), используя накопленный в СССР опыт;
министерствам образования и науки РФ, культуры разработать программы по психолого-педагогическому всеобучу родителей, используя центральное и местное телевидение и радио.
В процессе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Льговской воспитательной колонии Рязанской области, мы попытались знания несовершеннолетних осужденных женского пола по литературе трансформировать в их самодеятельность по развитию духовно-нравственных качеств.
Такая целенаправленная деятельность в процессе учебы дала положительные результаты, о чем свидетельствуют сочинения и записи в дневниках воспитанниц.
Так, ученица 9-го класса И. Ландыш пишет в своем сочинении: «...Знакомясь с произведениями, никогда не задумывалась о героях. Здесь в колонии я по-другому читаю произведения. Читаю и думаю, как бы я поступила на месте того или иного героя, пытаюсь понять героев и задумываюсь над смыслом жизни. Сравниваю свою жизнь с жизнью черкешенки Бэллы из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Она так страстно полюбила Печорина, что даже в бреду, раненая, боялась, что на том свете душа ее не сроднится с душой любимого из-за разного вероисповедания. Хочется так любить, чтобы никто не смог разлучить с любимым. Хочу остаться верной и любящей женой и, конечно же, любимой».
Из дневника Р. Зарины, ученицы 9-го класса: «6 апреля. Проф. училище: я хочу поменять свой характер, больно у меня он вспыльчивый, хочу быть спокойной. С детства не приучена врать, и ни как не могу смириться с ложью. 22 апреля. Школа: в школе я была всего один урок, потом ушла помогать в храме, потому что храм для меня - это свя-
тое место, потому что я сейчас далеко от дома, а храм - это мой второй дом, и поэтому я для храма делаю все. 11 мая. Школа: в колонии я многому научилась, например, плету на коклюшках, вышиваю, выполняю контрольные работы по русскому языку и литературе грамотнее. Работаю над своей речью, но многое предстоит мне еще сделать. 19 мая. Отряд: ходила в храм, и мы сидели с учителем, разговаривали на разные темы, в том числе на моральные».
Из дневника Кристины К. (9-й класс):
«Сейчас множество вопросов, стоящих перед нами - девушками воспитательной колонии - на пороге взрослой жизни. Какая она будет, моя взрослая жизнь? Какие трудности и препятствия встретятся на пути? Смогу ли я выстоять, победить? Хватит ли мне терпения? Думаю, что эти вопросы стоят перед каждой из моих подруг по несчастью. Мне кажется, что ничего не случается зря, если я попала в ситуацию, именуемую преступлением, значит, что-то во мне не так, пора начать анализировать свои поступки и серьезно задуматься о будущем! Мне хочется начать новую жизнь, осмысленную, иную. Однажды я уже оступилась, попала в тюрьму, а все потому, что связалась не с теми людьми, взяла с других дурной пример... Я нахожусь в колонии, отбываю наказание за тяжкое преступление. Приговором суда мне назначено восемь лет на переосмысление своих поступков, своего поведения и взглядов на жизнь.
Почему так часто приходится слышать, что заключенные - это морально падшие люди? Ведь это совсем не так! Каждый человек может сохранить в себе такие качества, как благородство, честь, патриотизм, в какой бы жизненной ситуации он ни оказался! Нравственная сила человека есть совершенствование, к которому надо всегда стремиться. Об этом писал Л. Н. Толстой. Он сравнивал человека с алмазом, «который может очистить и ни очистить себя в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». Толстого увлекала идея нравственного возрождения человечества, которое он начал с себя: вел дневник, где анализировал отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и прямотой. Писатель не щадил себя, он преследовал не только свои постыдные поступки, но и недостойные высоконравственного человека помыслы. Дневники Л. Н. Толстого нужно уметь читать и понимать правильно...
Взгляды Л. Н. Толстого побудили меня задуматься над проблемами нравственности и работой над собой. По его примеру я тоже веду дневник, потому что считаю верным высказывание, что
«главный стимул изменения жизни - самоанализ, преобразование каждым своей собственной личности». В дневнике осуществляется мучительная душевная работа по самоочищению, осмысление своих слабостей является одновременно и освобождением от них, постоянным над ним возвышением. Душевную борьбу можно (и нужно!) вести даже в условиях колонии! Вести ежесекундно! У Л. Н. Толстого в дневниках были определенные правила исправления:
- что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что;
- что исполняешь, исполняй хорошо;
- никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить;
- заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой;
- читай и думай всегда громко;
- не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают;
- бойся праздности и беспорядка;
- бойся лжи и тщеславия;
- запоминай и записывай все полезные сведения и мысли;
- не верь мыслям, родившимся в споре;
- не повторять чужих мыслей и т. д.
Я стараюсь придерживаться этих правил. Бывает, что одолевает жуткая лень, даже просто думать не хочется. Я сразу же собираюсь с мыслями и ищу себе занятие, которое и полез-но,и интересно.
Кроме Л. Н. Толстого на переосмысление себя и собственного поведения на меня повлияли воспитатели и учителя. Слово воспитателя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством. Особенно важно, чтобы слова преподавателя, пусть даже искренние и важные, не расходились с делами, поступками.
Уроки литературы - уроки нравственности, добра, красоты, уроки «нравственного прозрения» - оказали на меня неизгладимое впечатле-
ние. Уроки литературы включают материал, помогающий нам понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим, к совершенному преступлению, проектировать свою жизнь на свободе. Именно эти уроки подарили нам образы героев-борцов, не останавливающихся перед трудностями, способных противостоять им. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.
Произведения русской классической и советской литературы обладают огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания личности воспитанниц в условиях лишения свободы.
После проделанной работы над собой, переосмысления многих истин на уроках литературы, интерес к познанию (учеба, литература, искусство) увеличился, выработалась привычка к самовоспитанию и самодисциплине. Теперь я не могу быть равнодушна к плохим поступкам девушек в отряде, в ВК в целом. Пытаюсь помочь ровесницам, приучить их любить делать только хорошее, попытаться научить их не столько отвечать уроки, а сколько претворять их в жизнь. Отрадно, что некоторые из них обращаются ко мне за советом, когда надо сделать нравственный выбор. Мы собираемся вместе и обсуждаем некоторые вопросы, касающиеся прошлого - какие ошибки совершили. Я поняла значимость нравственности, нравственных качеств в моей жизни и стараюсь донести в массы то, что полностью перевернуло мой внутренний мир».
Кропотливая, длительная (целый год) работа учителя, психолога, других сотрудников воспитательной колонии доказала, что мы перестали просто говорить, а научили делать, говоря словами С. Б. Каверина, «строить отношения в коллективе, создавать такую социокультурную среду (Л. С. Выготский), такие объективные отношения в ходе взаимодействия, из которых личность посредством механизма интериоризации «вычеркивает» субъективные отношения, становясь при закреплении свойством личности, духовной потребностью» [4].
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Психология русского народа. Русская мысль. М., 2000. 243 с.
2. Бердяев Н. А. Русская и польская душа. Судьба России. М., 1990. 163 с.
3. Иван - крестьянский сын // Русские народные сказки / отв. ред. А. Бирюков. М., 2009.
4. Каверин С. Б. Психотехнология духовно-нравственного развития личности. Тамбов, 2013. 168 с.
5. Смирнова И. Японский цветок на Балтике // Труд. 2007. 11 янв.
6. Толстой Л. Н. Война и мир. М., 1984. Т. 2. 399 с.
7. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском образовании // Собр. соч. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 444-445.
8. Ушинский К. Д. Родное слово // Собр. соч. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 557.
GALINA IVANOVNA AKSENOVA,
doctor of pedagogical sciences, professor, department of general psychology, e-mail: [email protected]; IVAN IVANOVICH KUPCOV, candidate of psychological sciences, professor, department of general psychology (Academy of the FPS of Russia); TAT'JANA VASIL'EVNA PIVOVAROVA, lecturer of the department of personnel, educational and psychological work in the prison system (Kirov institute for advanced training FSIN of Russia)
RUSSIAN LITERATURE AS THE MAJOR SOURCE OF FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL QUALITIES OF JUVENILE OFFENDERS
Annotation: literature reveals the inner and spiritual world, expresses sincere movements accurately and vividly, as you do not do any science. Russian literature (especially classic twentieth century) especially sharply put the problem of human nature, the moral responsibilities of the individual, presenting the man of the highest moral requirements, without allowing any compromises. Russian literature says how much new and valuable in the spiritual work, which is embodied in the thoughts and feelings, opens up previously unknown depths in the spiritual and moral essence of man. The works of Russian classical and Soviet literature have great potential for the implementation of moral education of personality of pupils in the conditions of imprisonment.
In the process of development of an experimental work carried out in Lgovskaya educational colony in the Ryazan region knowledge of minors convicted female prisoners for literature was transformed into the initiative for the development of spiritually-moral qualities. Such purposeful activity in the course of study gave positive results, as evidenced by the essays and entries in the diaries of the pupils.
Key words: correctional system, correctional institutions, spirituality, spiritual education of prisoners, juvenile offenders, juvenile correctional facility.
References
1. Berdjaev N. A. Psihologija russkogo naroda. Russkaja mysl' [Psychology of the Russian people. Russian thought]. Moscow, 2000. 243 p.
2. Berdjaev N. A. Russkaja i pol'skaja dusha. Sud'ba Rossii [Russian and Polish soul. Destiny of Russia]. Moscow, 1990. 163 p.
3. Ivan - krest'janskij syn [Ivan is the country son]. Russkie narodnye skazki [Russian national fairy tales]. Under the editorship of A. Biijukov. Moscow, 2009.
4. Kaverin S. B. Psihotehnologija duhovno-nravstvennogo razvitija lichnosti [Psychotechnology of spiritual and moral development of the personality]. Tambov, 2013. 168 p.
5. Smirnova I. Japonskij cvetok na Baltike [The Japanese flower on Baltic]. Trud - Work, 2007, 11 January.
6. Tolstoj L. N. Vojna i mir [War and peace]. Moscow, 1984. Vol. 2. 399 р.
7. Ushinskij K. D. O nravstvennom jelemente v russkom obrazovanii [About a moral element in the Russian education]. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow, Leningrad, 1948, vol. 2, pp. 444-445.
8. Ushinskij K. D. Rodnoe slovo [Native word]. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow, Leningrad, 1948, vol. 2, p. 557.
© Aksenova G. I., Kupcov I. I., Pivovarova T. V., 2016