Научная статья на тему 'Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку'

Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1092
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / СОЦИУМ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Дёмина Ольга Валерьевна

Проблема воспитания дисциплинированности личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Анализ научной литературы доказывает, что она всегда интересовала философов, историков, социологов, психологов и педагогов. В статье прослеживается генезис термина «дисциплина», раскрывается его социально-психологическая природа. Показано, что содержание данного понятия зависит от ценностных ориен-таций общества. В связи с этим важнейшей составляющей воспитания дисциплинированности личности сегодня, по мнению авторов, является ценностное отношение к человеку. Подчёркивается актуальность дальнейшей разработки категориального подхода к изучению данной проблемы. Делается вывод о том, что проводимая в этом направлении работа способствует формированию личности гуманитарного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку»

УДК 37.0+159.9+316.6+316.7

Рогожникова Раиса Анатольевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Пермь

Дёмина Ольга Валерьевна

Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения Пермского военного института внутренних войск МВД Российской Федерации, DeminaES21@yandex.ru, Пермь

ПРОБЛЕМА ДИСЦИПЛИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИя К ЧЕЛОВЕКУ

Аннотация. Проблема воспитания дисциплинированности личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Анализ научной литературы доказывает, что она всегда интересовала философов, историков, социологов, психологов и педагогов. В статье прослеживается генезис термина «дисциплина», раскрывается его социально-психологическая природа. Показано, что содержание данного понятия зависит от ценностных ориен-таций общества. В связи с этим важнейшей составляющей воспитания дисциплинированности личности сегодня, по мнению авторов, является ценностное отношение к человеку. Подчёркивается актуальность дальнейшей разработки категориального подхода к изучению данной проблемы. Делается вывод о том, что проводимая в этом направлении работа способствует формированию личности гуманитарного типа.

Ключевые слова: личность; воспитание; дисциплина; нравственные ценностные ориентации; дисциплинированность; социум; интериоризация.

Rogozhnikova Raisa Anatolyevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theory and Methods of Professional Training at the Perm Military Institute of Interior Forces for Home Affairs Department of Russia (PVI VVMVD of Russia), Perm

Dyomina Olga Valeryevna

Postgraduate student at Perm Military Institute of Interior Forces for Home Affairs Department of Russia, Russian Federation, DeminaES21@yandex.ru, Perm

the problem of discipline in the context of value relation to a person

Abstract. The problem of educating person's discipline can be classified as universal, eternal and general scientific. It has always bothered philosophers, historians, sociologists, psychologists and educators. The article traces back the genesis of the term "discipline". It is shown that the meaning of the term depends on social values of the society. Due to this, one of the most important components of upbringing a disciplined personality today is considered to be the attitude towards personality as a person of value. The importance of further categorical studies of the problem is being emphasized.

Keywords: person; education and upbringing; discipline; moral values; social environment; interiorization.

Проблема воспитания дисциплинированности личности волновала умы учёных достаточно давно. Известные мыслители, политики, военные и государственные деятели посвящали этой теме свои труды, поскольку она неразрывно связано с жизнью общества, государства.

Длительное время для обозначения дисциплины и дисциплинированности в науке

использовался один термин: «дисциплина». Философов интересовали вопросы установления и соблюдения общественного порядка в масштабах достаточно больших человеческих сообществ. В связи с этим выделялись различные виды дисциплины, соотносимые с точным исполнением законов государства или норм и правил определённых социаль-

ных групп людей, объединённых чаще всего общностью профессиональных интересов. Большое внимание, например, уделялось воинской дисциплине, которая понималась как привычка быстро, точно и беспрекословно выполнять приказы военачальников. В то же время учёные указывали на то, что соблюдение порядка связано с определёнными ценностными ориентациями людей. Отмечалось, что дисциплина человека определяется тем, в какой степени у него сформировались необходимые для дисциплинированного поведения качества личности: сила воли, готовность к самопожертвованию, послушание, аккуратность, решительность, ответственность, добросовестность, исполнительская самостоятельность и т.д. Важнейший компонент структуры личности, по мнению Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, - нравственные ценностные ориентации. Таким образом, учёные выделили в человеческой личности сложное по своей структуре образование, которое, будучи сформированным у личности до определённой степени, обеспечивало соблюдение дисциплины в той или иной мере. Это образование не рассматривалось учёными как личностное качество -дисциплинированность, а определялось ими через перечисление и описание тех качеств личности, которые проявляли люди, соблюдая дисциплину.

Значимость этого личностного образования определялась, в первую очередь, его ролью в поддержании порядка в определённой социальной общности людей, поэтому дисциплинированность как качество личности имела социальную сущность. Это обусловило исследование дисциплины прежде всего как социального явления. Вопрос о дисциплине отдельного человека интересовал советских философов в основном в аспекте отношения индивида как члена общества к общепринятым нормам поведения. В связи с этим основное внимание уделялось дисциплине общественной, характеризующей большие или меньшие общности людей. Содержание понятия «дисциплина общественная» отражает установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации [2]. Следует отметить, что в данной трактовке дисциплина определяется не только нормами права, но

и морали. То есть нравственные ценностные ориентации, личные убеждения, мотивы, социальные оценки и моральные отношения не должны оставаться декларативным заявлением, их необходимо рассматривать в качестве сущностной характеристики. Важно учитывать нравственный аспект дисциплины и взаимосвязь дисциплины и дисциплинированности как личностного качества.

Классификация дисциплины проводилась по различным основаниям. Во-первых, на основании учёта мотивационной направленности на внешний и внутренний стимул. Например, представители школы В. А. Сласте-нина выявляют интегративные тенденции в развитии систем [8]. Различают как дисциплину по соображению выгоды и дисциплину по принуждению, так и внутреннюю дисциплину и самодисциплину. «Внутренняя дисциплина» подразумевает высокую степень интериоризации социальных норм и поддерживается без внешних средств контроля и принудительных мер воздействия, характеризуется наличием у человека внутренней потребности следовать этим нормам. «Дисциплина по принуждению» и «дисциплина из соображений выгоды» отличаются от самодисциплины в первую очередь тем, что здесь имеет место опора на положительные и отрицательные внешние санкции. Степень интериоризации социальных норм низкая. Внутренняя потребность соблюдать общепринятые нормы отсутствует. Преобладают прагматичные мотивы.

Ещё одним основанием для классификации видов дисциплины служат особенности общественных систем. Философы считают, что в обществе, основанном на традициях с преобладанием морально-религиозного регулирования поведения людей, преобладает принудительная дисциплина, основанная на личной зависимости. В буржуазном обществе, где господствуют индивидуалистическая мораль и «система ценностей, направленная на удовлетворение потребности «иметь» (и как можно больше)» [цит. по 4,с.178], где значима роль материального благосостояния, доминирует дисциплина из соображений выгоды, которая регулируется нормами «деловой этики», «профессионального долга» и т.п. В обществе развитого социализма эволюционирует социалистическая дисциплина как сознательная дисци-

плина трудящихся. Характеризуя социалистическую дисциплину, учёные обращают внимание и на аспект её формирования. Указывается на то, что социалистическая дисциплина формируется в процессе намеренного строительства новых общественных отношений и в процессе коммунистического воспитания. В качестве средств укрепления социалистической дисциплины рассматриваются социальный контроль, материальное и моральное стимулирование. При этом должно быть совпадение личных интересов и потребностей человека с предлагаемыми ему нормами социального поведения. Низкая степень совпадения личных интересов и потребностей с общественными не позволяет сформировать у индивида внутреннюю потребность и обусловливает отклонения в поведении членов общества.

В связи с тем, что рассматривается социальный смысл дисциплины, а личностный -игнорируется, обращается особое внимание на роль механизмов социального контроля, которые призваны обеспечивать соблюдение общественной дисциплины. Эти механизмы направлены на устранение отклонений от требований общественной дисциплины. Если механизмы не могут обеспечить поведение людей соответственно нормам общественной дисциплины, то отклонения могут привести к изменению социальных институтов. Излишне жесткая общественная дисциплина, по мнению философов, приводит к подавлению творческой инициативы членов общества и утрате необходимой гибкости общественной системы.

В качестве механизмов социального контроля над соблюдением общественной дисциплины философы рассматривают:

- морально-религиозное упорядочение поведения людей;

- принудительную дисциплину (личную зависимость);

- материальные интересы и дисциплину удовлетворения собственных потребностей;

- нормативную дисциплину в форме «деловой этики», «профессионального долга»;

- моральное и материальное стимулирование (характерное для утверждения социалистической дисциплины);

- принуждение и насилие для подавления «отклонений» от норм общества (при этом считается, что принуждение и насилие

- механизмы, присущие лишь буржуазному обществу, в отличие от социалистического; очевидно, что это упрощённая точка зрения, обусловленная идеологией советского периода, поскольку принуждение и насилие для подавления «отклоняющегося» от норм общественной дисциплины поведения трудящихся применяется и в социалистическом обществе).

Отечественная философская наука в русле социального подхода ещё не приступила к изучению дисциплинированности как личностного качества, но уже к концу 80-х годов ХХ века создала предпосылки для более гуманного подхода к изучению дисциплины и дисциплинированности. Заявлено о том, что дисциплина будет выполнять позитивные функции в развитии общества и общественной системы только в том случае, если при определении норм поведения общество будет учитывать интересы и потребности человека, если соблюдение дисциплины будет становиться осознанной внутренней потребностью личности.

Категория «личность» многопланова, она предстает объектом изучения многих наук: педагогики, социологии, этики, философии и педагогики. Существуют различные интерпретации определения данного понятия.

Личность, по мнению Л.Д. Столяренко, социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения индивидуумом общественных норм поведения и сознания, общественно-исторического опыта человечества [12].

В 90-е годы, в условиях развития демократических начал в обществе, ограниченность социального подхода проявилась особенно ярко.

С целью более глубокого проникновения в сущность явлений философы стали уделять больше внимания исследованию взаимосвязи категорий «дисциплины» и «дисциплинированности» с категориями «свободы» и «необходимости». В выборе самостоятельного поступка свобода личности проявляется не в свободе от социальных обязательств, а в возможности личностного и коллективно группового саморегулирования [цит. по 6, с. 485]. Напротив, чем выше степень понимания, внутреннего признания свободы как пережитой и осознанно необходимости, тем надёжнее духовный стержень личности, тем полнее

раскрывается её активность, гармонизация и гуманизация её отношений к миру. Результаты философских исследований стали использоваться в качестве методологических оснований исследования проблемы дисциплины и дисциплинированности в отечественной педагогической науке.

Исторический анализ научно-педагогической литературы показывает, что дисциплинированность долгое время исследовалась в конкретной деятельности субъекта, выступающего то в качестве «правилоно-сителя», следуя заложенной А.С. Макаренко традиции, то в качестве исполнителя особых поручений, то просто как исполнителя обычных повседневных правил общежития и т.п. Мера исполнения различных норм поведения в данном случае служила внешним показателем дисциплинированного поведения.

В современных условиях с расширением прав и свобод человека, с развитием философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, дисциплинированность отражает отношение самого субъекта к общепринятым нормам, его внутреннюю готовность выполнять должное [10]. Личность активно осваивает и целенаправленно преобразует природу и самого себя, обладает уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, обеспечивающей свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствие перед человечеством.

Содержательное обобщение термина «личность» [цит. по 11, с. 18] образует психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

- система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нём;

- система потребностей;

- общность творческих возможностей, способностей;

- совокупность реакций на внешние условия и т.д.

Сегодня личностью является тот, кто может осуществлять выбор нравственных ценностей, возникший в силу внутренней необходимости, обладать свободой в принятии решения и оценивать его последствия, обладать целеустремлённостью и уметь саморегулировать себя. Обществу, по мнению Н. Д. Никандрова, необходимо искать ценности «в истории тысячелетней православной многоконфессиональной России» [9].

Сегодня возрастает потребность в конструктивном решении этой проблемы, так как возникают серьёзные противоречия между отжившими формами социального устройства, привычными нормами и правилами и новыми требованиями к человеку и обществу. Становится актуальной проблема выстраивания системы социально конструктивных факторов, противодействующих угрозам позитивного общественного развития [цит. по 7, с. 14]. В связи с этим толкование дисциплинированности личности как результата ценностного отношения к человеку представляется чрезвычайно актуальным.

Таким образом, современные условия жизни российского общества диктуют новые подходы как к организационной, так и к содержательной сторонам воспитания дисциплинированности. В условиях современной тенденции к гуманизации общества проблема воспитания дисциплинированности на основе ценностного отношения к человеку приобретает особое значение. Необходимо содействие формированию личности гуманитарного типа [цит. по 5, с. 56]. Нравственная составляющая личности человека должна стать важнейшим компонентом дисциплины. Дальнейшая разработка категориального подхода к изучаемой проблеме позволит более основательно выявить те характеристики, проявление которых зависит от взаимодействия с внутренними и внешними условиями.

Библиографический список

1. Батракова С. Н. Личностное смыслосози-дание как проблема образовательного процесса //

Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 4. - С. 133-139.

2. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 719 с.

3. Гершунский Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.

4. Жаров В. П. Глобальные проблемы человечества // Философия: конспект лекций/ под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 14-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 190 с.

5. Ионов К. А., Посохова Н. В. Развитие гуманитарной среды в вузе // Alma mater. - 2013. -№ 5. - С. 54-59.

6. Коротин А. В. Анализ эволюции понятий «дисциплина» и «дисциплинированность» в военной педагогической науке // Молодой учёный. - 2012. - № 12. - С. 481-485.

7. Кудимов И. Н. О доминирующих духовных факторах современного развития России // Армия и общество. - 2013. - № 1. - С. 5-14.

8. Научная школа личностно-ориентирован-ного профессионального образования В. А. Сла-стенина // Педагогическое образование и наука. -2010. - № 8. - С. 4-9.

9. НикандровН. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. -2008. - № 9. - С. 3-12.

10. Рогожникова Р. А. Путь к самодисциплине. - Пермь.: Пермский государственный педагогический университет, 1999. - 302 с.

11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - В 2-х т. - Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 553 с.

12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 672 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.