Научная статья на тему 'Проблема воспитания дисциплинированности личности'

Проблема воспитания дисциплинированности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хамдамова Севара Ойбековна

В статье поднимается вопрос проблемы воспитания дисциплинированности личности, который может быть отнесен к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. В статье прослеживается генезис термина «дисциплина», раскрывается его социально-психологическая природа. Подчёркивается актуальность дальнейшей разработки категориального подхода к изучению данной проблемы. Делается вывод о том, что проводимая в этом направлении работа способствует формированию личности гуманитарного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания дисциплинированности личности»

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ

ЛИЧНОСТИ Хамдамова С.О.

Хамдамова Севара Ойбековна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье поднимается вопрос проблемы воспитания дисциплинированности личности, который может быть отнесен к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. В статье прослеживается генезис термина «дисциплина», раскрывается его социально-психологическая природа. Подчёркивается актуальность дальнейшей разработки категориального подхода к изучению данной проблемы. Делается вывод о том, что проводимая в этом направлении работа способствует формированию личности гуманитарного типа. Ключевые слова: личность, воспитание, дисциплина, нравственные ценностные ориентации, дисциплинированность, социум.

Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность приближена к художественной не только своей созидательной сущностью, но и творческими процессами, в которые вовлечен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как главным ее инструментом. Ведь самая известная книга А.С. Макаренко называется «Педагогическая поэма». При этом нужно понимать, что никакая человеческая деятельность сама по себе не приводит к креативному отношению человека к миру и к самому себе, ценностному по своей сути. Проблема воспитания дисциплинированности личности волновала умы учёных достаточно давно. Известные мыслители, политики, военные и государственные деятели посвящали этой теме свои труды, поскольку она неразрывно связано с жизнью общества, государства. Длительное время для обозначения дисциплины и дисциплинированности в науке использовался один термин: «дисциплина». Философов интересовали вопросы установления и соблюдения общественного порядка в масштабах достаточно больших человеческих сообществ. В связи с этим выделялись различные виды дисциплины, соотносимые с точным исполнением законов государства или норм и правил определённых социальных групп людей, объединённых чаще всего общностью профессиональных интересов. Отмечалось, что дисциплина человека определяется тем, в какой степени у него сформировались необходимые для дисциплинированного поведения качества личности: сила воли, готовность к самопожертвованию, послушание, аккуратность, решительность, ответственность, добросовестность, исполнительская самостоятельность и т.д. Важнейший компонент структуры личности, по мнению Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, - нравственные ценностные ориентации. Таким образом, учёные выделили в человеческой личности сложное по своей структуре образование, которое, будучи сформированным у личности до определённой степени, обеспечивало соблюдение дисциплины в той или иной мере. Это образование не рассматривалось учёными как личностное качество - дисциплинированность, а определялось ими через перечисление и описание тех качеств личности, которые проявляли люди, соблюдая дисциплину. Значимость этого личностного образования определялась, в первую очередь, его ролью в поддержании порядка в определённой социальной общности людей, поэтому дисциплинированность как качество личности имела социальную сущность. В связи с этим основное внимание уделялось дисциплине общественной, характеризующей большие или меньшие общности людей. Содержание понятия «дисциплина общественная» отражает установленный порядок поведения людей,

отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. В период студенческой жизни происходит становление жизненных ценностей, которые пересматриваются на этапе профессионального становления. Студенты в период обучения в вузе продумывают возможные варианты своего жизненного пути, возможности развития профессиональной карьеры, формируют свои ближайшие и перспективные жизненные планы. Жизненные стратегии, проявляющиеся в жизненных целях, являются показателями ценностно -смыслового отношения к собственной жизни. Они выступают динамической характеристикой жизненного мира человека и содержательно характеризуют его на этапе профессионального становления. К. Хорни выделяет три основных стратегии жизни, вырабатываемых человеком с детства, (она называет их личностными ориентациями по отношению к другим людям): движение к людям (человек с такой ориентацией единственной целью для себя выбирает любовь и все другие цели подчиняет желанию обрести эту любовь); движение против людей (философия этого человека выражена в утверждении: жизнь - это борьба за существование); движение от людей (человек не желает приспосабливаться к современным условиям жизни и отказывается от всякого проявления борьбы в силу того, что у него чрезмерно выражена потребность в независимости и неприкосновенности) [1]. Динамика жизненного пути, не просто течение событий, их спонтанный ход, но и его зависимость от характера целенаправленной активности личности. В своем движении человек переходит от стихийного способа жизни к такому, который он определяет сам. Личность можно назвать зрелой тогда, когда она сумела установить свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начала рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Жизненный путь, таким образом, рассматривается ею как способность человека организовать свою судьбу по собственному замыслу. Чтобы осуществить жизненное самоопределение, необходима высокая степень свободы выбора. Суть этого определения в нахождении таких условий, такого образования, профессии, которые максимально отвечали бы особенностям личности, ее желаниям, способностям, в построении соответствующей стратегии жизни. Ею особо выделяются типы жизненных стратегий по основанию «инициатива-ответственность». В современных условиях с расширением прав и свобод человека, с развитием философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, дисциплинированность отражает отношение самого субъекта к общепринятым нормам, его внутреннюю готовность выполнять должное [2]. Личность активно осваивает и целенаправленно преобразует природу и самого себя, обладает уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, обеспечивающей свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствие перед человечеством.

Сегодня личностью является тот, кто может осуществлять выбор нравственных ценностей, возникший в силу внутренней необходимости, обладать свободой в принятии решения и оценивать его последствия, обладать целеустремлённостью и уметь саморегулировать себя.

Список литературы

1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с анг. М.: Изд-во «Университетская книга», 1993. 478 с.

2. Рогожникова Р.А. Путь к самодисциплине. Пермь.: Пермский государственный педагогический университет, 1999. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.