Научная статья на тему 'Аксиологический подход основа воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку'

Аксиологический подход основа воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / КУРСАНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Дёмина Ольга Валерьевна

В статье рассматривается аксиологический подход в структуре высшего военного образования. Обозначены основы воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку. Акцент сделан на личностный потенциал курсанта и преподавателя военного вуза, который определён в контексте аксиологии как основной резерв повышения качества воспитания. Авторы приходят к заключению, что исследование воспитания у будущих офицеров дисциплинированности как ценностного отношения к человеку является перспективным научным направлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Дёмина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход основа воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку»

Рогожникова Раиса Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Пермь.

614112, г. Пермь, Гремячий лог ул., д. 1.

Тел.: 8-902-79-508-24.

Дёмина Ольга Валерьевна - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел

Российской Федерации», г. Пермь.

614112, г. Пермь, Гремячий лог ул., д. 1.

Тел.: 8-909-104-55-79. E-mail: DeminaES21@yandex.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КАК ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ

Система образования на каждом этапе развития общества претерпевает определённые изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями. Современная социальная ситуация актуализировала проблему определения ценностных ориентиров и в сфере высшего военного образования. В частности, происходящие перемены привели руководящий и педагогический состав образовательных организаций силовых структур к пониманию необходимости выработки новой стратегии в вопросах воспитания дисциплинированности курсантов.

Приобщение будущего военного специалиста к ценностям культуры и образования происходит в процессе обучения и воспитания. В данной статье проблему воспитания дисциплинированности курсантов предлагается рассмотреть с позиции этического трактования личностного качества как результата ценностного обращения к человеку1.

1 Одним из направлений научных интересов авторов является проблема воспитания дисциплинированности. Профессор Раиса Анатольевна Рогожникова - автор многочисленных работ по данной проблематике. Среди них: Рогожникова Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм. Пермь, 1994; Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. Пермь, 1996; Рогожникова Р.А. Проблема профессиональной подготовки офицера к воспитанию дисциплинированности личного состава // Педагогическое образование и наука. 2011. № 9. С.72-74 и др.

Для начала следует определиться с терминологией. Так, под дисциплинированностью авторы понимают интегративное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

Ценностное отношение - это отношение между субъектом и объектом, в котором субъект определяет, что для него является ценным и неценным. В данном случае в качестве субъекта ценности может выступать курсант для преподавателя (командира), преподаватель (командир) для курсанта, курсант для курсанта и т.д. Содержание ценностного отношения к человеку выражается через ценности, ценностную ориентацию, цели и осуществление цели через деятельность.

Ценностное отношение к человеку предполагает процесс воспитания человека как самоценности. Основной задачей воспитания человека как высшей ценности мира является раскрытие его способностей к творчеству, которое должно привести к приумножению мира ценностей. Образовательный процесс, который формирует ценностное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность на Земле.

Вводя понятие «ценностное отношение», Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие видные ученые отмечали, что данный феномен не что иное, как сплав аффекта и интеллекта, поскольку процесс познания невозможен без связи с эмоциями и чувствами, является интегративным образованием, система отношений оказывает непосредственное воздействие на поведение человека.

В этой связи особое значение здесь приобретает процесс ценностного самоопределения, имеющий гуманистическую направленность, который особенно необходим для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек».

Ценностное самоопределение как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни.

Ольга Валерьевна Демина разрабатывает диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме: «Воспитание у курсантов вузов внутренних войск МВД России дисциплинированности как ценностного отношения к человеку».

Он предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нём [1].

Совершенствование образовательного процесса в стране предполагает его гуманизацию, которая призвана обеспечить не только социальную защищенность личности, но и реализацию внутреннего потенциала. С гуманизацией неразрывно связана демократизация педагогического процесса, которая создает такие условия, чтобы каждый его участник стал активным действующим лицом этого процесса. Она предполагает искоренение любых проявлений формализма, косности, пассивности, бюрократизма в образовательном процессе, повышение общественной и учебной активности обучающихся.

Аксиологический подход в системе воспитания курсантов военного вуза выделяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности, но и определяют взаимодействие будущего офицера с миром и с людьми [3]. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции воспитательный процесс выводит военнослужащих в сферу мировоззренческого осмысления социальной реальности.

Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию «ценности». Ценности - одна из наиболее часто встречающихся категорий, которой на протяжении всей истории, и особенно в последнее время, отводят значимое место в различных научных трудах. Под ценностями авторы предлагают понимать то, что значимо для человека в окружающей его действительности.

Категория ценностей относится к числу междисциплинарных понятий, причем трактуемых по-разному не только в психологии, педагогике, философии, социологии, но и внутри каждой из этих наук. Ценностные представления выполняют определённую роль ориентации человека в действительности, определенным образом направляют и координируют его деятельность. Анализируя различные теоретические источники, можно отметить наличие достаточного количества разнообразных определений и классификаций ценностей.

В современной литературе ценность рассматривается как стимулятор деятельности человека, его движения вперед, саморазвития; как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Важно, чтобы ценности соответствовали смыслу жизни человека, при этом активируя внутренний аксиологический потенциал личности, предлагая ей гуманизм и творческую свободу при выборе средств и методов самовоспитания и самообразования.

Высшее военное образование представляет собой фундаментальную научнопрактическую основу формирования у курсантов реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизнедеятельности, выражающих социальные, правовые и нравственные нормы общества.

Авторы считают, что асиологический подход может рассматриваться как:

- компонент гуманизации воспитательного процесса, поскольку и в теории, и в практике он определяет состав и иерархию гуманистических ценностей воспитания, систематизирующим элементом которых выступает человек как главная ценность;

- метод, целью которого выступает развитие ценностных свойств личности, без которых невозможно привитие дисциплинированности на основе ценностного отношения к человеку;

- систему мер инноватизации учебного образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания;

- совокупность педагогических условий, направленных на воспитание гуманистических отношений, способствующих развитию дисциплинированности как ценностного отношения к человеку [2].

Формирование дисциплинированности курсантов предполагает сущностные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности (формирование целостного и ценностного образа мира, самого себя (становление образа «Я»), будущей профессиональной деятельности (проектирование образа будущей деятельности)1. Это становится реальностью, если ценности, осваиваемые

1 Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в работах А.Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анцыферовой, Б.С. Братуся, А.Н. Славской, В.Д. Шадрикова, В.Э.Чудновского и др. - Прим. авт.

курсантами, придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации ценностную ориентацию.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, включающих совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности. Эти ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности, непосредственно влияют на ее развитие, являются стратегическими жизненными целями. Они выражаются в идеалах и проявляются в социальном поведении личности.

Ценностные ориентации - это важный элемент ценностных отношений, связанный с нормами поведения. Как элемент структуры личности, они характеризуют внутреннюю готовность (мотивацию) к совершению определённой деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность её поведения.

Структурными элементами системы ценностных ориентаций являются три подсистемы: эмоциональная - это чувства, эмоциональные оценки объекта; поведенческая - система определённых действий, поведение; когнитивная -система знаний, суждений, убеждений. Однако зачастую они представляют собой не строгий план действий, однозначно определенный, а лишь образ желаемого результата, ориентир. Выступая в своем социальном, моральном, эстетическом значении как объекты различных потребностей, эти предметы служат индивиду как бы зеркалом, в котором отражается его собственная общественная природа. Делая их объектами своих интересов, индивид соответствующим образом направляет свою деятельность.

Человек с устоявшимися ценностными ориентациями, по А. Швейцеру, «благоговеет перед жизнью» [5]. Он сохраняет и приумножают общезначимые, непреходящие ценности мира. Человек, определивший главную ценность — ценность бытия моего и твоего, становится носителем такой ценности, как любовь к миру, к другому человеку. Через любовь он сопереживает мир и тем самым приобщается к нему.

Изучение литературы по теме исследования показало, что проблема становления ценностных ориентаций в образовательном процессе не была предметом специального изучения. Современная концепция воспитания

дисциплинированности курсантов нуждается в разработке новой методологии, в центре внимания которой находится человек.

Следует отметить, что в настоящее время проблема воспитания у курсантов военного вуза дисциплинированности как ценностного отношения к человеку в педагогике не рассматривается, несмотря на то, что назрела необходимость повышения эффективности процесса воспитания данного нравственного качества личности будущего офицера. Решая данную проблему на основе этического трактования дисциплинированности личности, следует сказать, что процесс воспитания у курсантов военных вузов данного интегративного качества может быть эффективным, если:

- в образовательном процессе будет предусмотрена актуализация ценностного содержания обучения и воспитания;

- освоены современные информационные технологии, базирующиеся на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений курсантов;

- образовательная среда вуза обеспечивает ценностное самоопределение будущих офицеров;

- в процессе самостоятельной работы и производственной практики курсантов реализуется аксиологическая функция;

- система отношений «командир (преподаватель) - курсант» будет отражать логику гуманного взаимодействия.

Из этого следует, что воспитательный процесс необходимо выстроить так, чтобы в его рамках будущий специалист мог осознать социальное функционирование ценностей, увидеть вариативность ценностей профессиональной деятельности, соотнести их с культурными нормами, дать рефлексивную оценку собственным ценностным представлениям и ориентациям. Воспитание у курсантов данного интегративного качества, по мнению авторов, может осуществляться за счёт освоения содержания образовательных программ, обращённых к

общечеловеческим ценностям, в ходе информационно-воспитательной работы и в часы самоподготовки.

Таким образом, аксиологический подход к воспитанию у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку базируется на осмыслении педагогического процесса, который воспринимается как восхождение

самой личности к результату на основе внутреннего побуждения, а не внешнего воздействия. В контексте данного подхода основным резервом качества образования выступает повышение личностного потенциала каждого курсанта и командно-преподавательского состава.

В заключение необходимо отметить, что воспитание у будущих офицеров дисциплинированности как ценностного отношения к человеку - перспективное научное направление. Авторы считают, что реализация в образовательном процессе рекомендаций, выработанных в ходе научных исследований по данной проблематике, будет способствовать формированию нравственных качеств курсантов и повышению уровня их дисциплинированности.

* * *

1. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса // Успехи современного образования. 2011. № 8. С. 519-523.

2. Виленский М.Я. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.

3. Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. Шадринск: ШГПИ, 2005. 84 с.

4. Рогожникова Р.А. Путь к самодисциплине. Пермь, 1999. 302 с.

5. Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.