Научная статья на тему 'Проблема дифференциации понятий «Эколого-правовая компетенция» и «Эколого-правовая компетентность»'

Проблема дифференциации понятий «Эколого-правовая компетенция» и «Эколого-правовая компетентность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ / СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / KOMPETENTSIYA / KOMPETENTNOST' / ECOLOGICAL AND LEGAL КОМПЕТЕНЦИЯ (KOMPETENTSIYA) / ENVIRONMENTAL AND LEGAL КОМПЕТЕНТНОСТЬ (KOMPETENTNOST') / DIFFERENTIATION OF THE NOTIONS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ (KOMPETENTNOST') CONTENT / THE STRUCTURAL COMPONENTS OF КОМПЕТЕНТНОСТЬ (KOMPETENTNOST') / KINDS OF КОМПЕТЕНТНОСТЬ (KOMPETENTNOST')

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Елена Сергеевна

Требование современного общества, которое сегодня видит результатом деятельности любого образовательного учреждения не просто систему знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной ситуации, в том числе связанной с эколого-правовыми вопросами, которые необходимо научиться качественно и продуктивно решать, способствует актуализации вопроса дифференциации понятий «эколого-правовая компетенция» и «эколого-правовая компетентность». В статье рассматривается вопрос дифференциации понятий «эколого-правовая компетенция» и «эколого-правовая компетентность», синонимии и этапов введения указанных понятий в научный оборот. Сопоставляются авторские точки зрения на разграничение исходных понятий «компетенция» и «компетентность», изучается проблема их синонимичного использования и взаимозамещения, анализируется содержание дефиниций, в том числе рассматриваются виды компетентностей и возможность раскрытия содержания понятия «компетентность» двумя способами, две группы определений исследуемой дефиниции, а также рассматриваются этапы исследования данной проблемы российскими учеными Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. А. Петровской, А. В. Хуторским, В. А. Якуниным и других. Исследователем предпринята попытка изучить данную проблему, исходя из структуры эколого-правовой компетентности, состоящей из четырех структурных компонентов: знаниево-интеллектуального, личностного, аксиологического, деятельностного, и их содержательной характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Differentiation of Notions «Environmental Legal Компетенция (Kompetentsiya)» and «Environmental Legal Компетентность (Kompetentnost’)»

The demand of the modem society, which today sees as the result of the activity of any educational institution not just a system of knowledge, skills but the ability of a person to act in a particular situation, including those associated with ecological and legal issues that need to learn how to solve them efficiently and productively, promotes differentiation mainstreaming of the notions «ecological and legal competence (kompetentsiya)» and «environmental and legal competence (kompetentnost’)». The article regards the differentiation of the notions «ecological and legal competence (kompetentsiya)» and «environmental and legal competence (kompetentnost’'), synonymy and the stages of introduction of these concepts in the science. The basic concepts competence (kompetentsiya) and competence (kompetentnost’) are concerned, the use of the synonymous and mutual substitution. The author analyzes the contents of definitions including the types of competencies and the ability to disclose the content of the notion «competence» in two ways. The stages of the research of the problem are observed by such Russian scientists as N. Kuzmina, A. Markova, L. Mitina, L. Petrovskaya, A. Khutorskoy, V. Yakunin. The researcher has attempted to explore this issue, from the structure of the ecological and legal competence, consisting of four structural components: knowledgeintellectual, personal, axiological, activity and their content characteristics.

Текст научной работы на тему «Проблема дифференциации понятий «Эколого-правовая компетенция» и «Эколого-правовая компетентность»»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.016:502

Е. С. Кашина

Проблема дифференциации понятий «эколого-правовая компетенция» и «эколого-правовая компетентность»

Требование современного общества, которое сегодня видит результатом деятельности любого образовательного учреждения не просто систему знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной ситуации, в том числе связанной с эколого-правовыми вопросами, которые необходимо научиться качественно и продуктивно решать, способствует актуализации вопроса дифференциации понятий «эколого-правовая компетенция» и «эколого-правовая компетентность». В статье рассматривается вопрос дифференциации понятий «эколого-правовая компетенция» и «эколого-правовая компетентность», синонимии и этапов введения указанных понятий в научный оборот. Сопоставляются авторские точки зрения на разграничение исходных понятий - «компетенция» и «компетентность», изучается проблема их синонимичного использования и взаимозамещения, анализируется содержание дефиниций, в том числе рассматриваются виды компетентностей и возможность раскрытия содержания понятия «компетентность» двумя способами, две группы определений исследуемой дефиниции, а также рассматриваются этапы исследования данной проблемы российскими учеными Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. А. Петровской, А. В. Хуторским, В. А. Якуниным и других. Исследователем предпринята попытка изучить данную проблему, исходя из структуры эколого-правовой компетентности, состоящей из четырех структурных компонентов: знаниево-интеллектуального, личностного, аксиологического, деятельностного, и их содержательной характеристики.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, эколого-правовая компетенция, эколого-правовая компетентность, дифференциация понятий, содержание компетентности, структурные компоненты компетентности, виды компетенций.

E. S. Kashina

The Problem of Differentiation of Notions «Environmental Legal Компетенция (Kompetentsiya)» and «Environmental Legal Компетентность (Kompetentnost')»

The demand of the modern society, which today sees as the result of the activity of any educational institution not just a system of knowledge, skills but the ability of a person to act in a particular situation, including those associated with ecological and legal issues that need to learn how to solve them efficiently and productively, promotes differentiation mainstreaming of the notions «ecological and legal competence (kompetentsiya)» and «environmental and legal competence (kompetentnost')». The article regards the differentiation of the notions «ecological and legal competence (kompetentsiya)» and «environmental and legal competence (kompetentnost'), synonymy and the stages of introduction of these concepts in the science. The basic concepts - competence (kompetentsiya) and competence (kompetentnost') are concerned, the use of the synonymous and mutual substitution. The author analyzes the contents of definitions including the types of competencies and the ability to disclose the content of the notion «competence» in two ways. The stages of the research of the problem are observed by such Russian scientists as N. Kuzmina, A. Markova, L. Mitina, L. Petrovskaya, A. Khutorskoy, V. Yakunin. The researcher has attempted to explore this issue, from the structure of the ecological and legal competence, consisting of four structural components: knowledge- intellectual, personal, axiological, activity - and their content characteristics .

Keywords: kompetentsiya, kompetentnost', ecological and legal компетенция (kompetentsiya), environmental and legal компетентность (kompetentnost'), differentiation of the notions, компетентность (kompetentnost') content, the structural components of компетентность (kompetentnost'), kinds of компетентность (kompetentnost').

Проблема дифференциации понятий «эколого-правовая компетенция» и «эколого-правовая компетентность» сформировалась на базе спорного восприятия в современной российской науке таких дефиниций, как «компетенция» и «компетентность», вопрос четкого определения кото-

рых (их синонимии, отождествления или дифференциации) возникает из-за того, что они объясняются учеными по-разному и на сегодняшний день не имеют единого, общепринятого в научном мире толкования. Однако требования современного общества, которое видит результатом

© Кашина Е. С. , 2014

деятельности любого образовательного учреждения в свете становления новой системы образования не систему знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной ситуации, способствует актуализации вопроса дифференциации указанных понятий.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 60-х - начале 70-х годов в западной, а в конце 80-х двадцатого столетия - в отечественной науке зарождается особое направление - компетент-ностный подход в образовании. Пути его становления кратко описывает И. А. Зимняя в работе «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» [4]. Проанализировав исследования основоположников и разработчиков компетент-ностного подхода (В. И. Байденко, Г. Э. Белиц-кой, Л. И. Берестовой, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. В. Хуторского и других), можно выделить в его становлении три этапа.

Для первого этапа характерно введение в научный аппарат категорий «компетенция» и «коммуникативная компетентность», а также возникновение предпосылок для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». На втором этапе отмечается активное использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку, а также при анализе профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, общении. В этот период разрабатывается содержание понятий «социальные компетенции» и «социальная компетентность». К этому этапу относится и начало активного участия российских ученых (Н. В. Кузьми -ной, А. К. Марковой, Л. А. Петровской и других) в разработке теории компетентности, в конкретизации теории применительно к определенным профессиям. Третий этап исследований соотносят с работами А. К. Марковой, в которых профессиональная компетентность рассматривается с позиций психологии труда, в частности анализируется профессиональная компетентность учителя, в структуре которой исследователь выделяет четыре блока: 1) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; 2) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; 4) личностные особенности, обеспечивающие

овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [9].

В этот же период Л. М. Митина, развивая идеи Л. А. Петровской и акцентируя внимание на социально-психологическом и коммуникативном аспектах компетентности учителя, в понятие «педагогическая компетентность» включает «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности (саморазвитии) личности» [10, с. 29], и выделяет две подструктуры профессиональной компетентности: деятельностную и коммуникативную [10, с. 33].

Однако и в этот период наблюдается смешение понятий «компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования до взаимозамещения. В целом, исследование данного вопроса позволило выделить две группы определений:

1. Определения, характеризующие компетентность через ее внешние проявления: компетентность как способность человека действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций или способность к переносу знаний, умений и навыков за пределы условий, в которых эти знания, умения и навыки изначально сформировались, способность выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные решения в проблемных ситуациях и в результате достигать поставленных целей.

Эти определения обусловливают необходимость включения в структуру компетентности определенных характеристик мышления, в частности, творческих характеристик, обеспечивающих, в том числе, способность экстраполировать знания и умения в новые области их применения, самостоятельность в принятии решений, способность к разрешению проблем.

2. Определения, исходя из которых, можно выделить структурные компоненты компетентности: компетентность - это обладание компетенциями, охватывающими способности, готовность познания и отношения (образы поведения), необходимые для выполнения деятельности, наличие у человека способности и умения выполнять определенные трудовые функции, готовность и способность к деятельности, а также ряд личностных качеств [3, 5, 8].

Важными для нашего исследования также представляются определения, в которых четко отражен авторский взгляд на вопрос:

- Г. М. Коджаспирова характеризует профессиональную компетентность как владение специалистом необходимой суммой знаний, умений

и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста - носителя определенных ценностей, идеалов, сознания [11];

- Л. М. Митина определяет компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, способов и приемов их реализации в деятельности, общении и развитии личности и указывает, что, например, компетентный руководитель должен знать еще и возможные последствия конкретного способа воздействия, иметь опыт практического использования разных методов руководства [10];

- профессиональная компетентность понимается А. К. Марковой как качественная характеристика степени овладения специалистами своей профессиональной деятельностью и предполагает осознание своих побуждений к данной деятельности, оценку своих личностных свойств и качеств, регулирование своего профессионального становления, самосовершенствования и самовоспитания [9];

- В. А. Якунин шире понимает профессиональную компетентность и предлагает такие ее компоненты: система профессиональных знаний, умений и навыков, стремление и способности к самостоятельному творческому решению профессиональных задач, социально-психологическая готовность к работе с людьми и управлению ими, идейно-нравственная зрелость и политическая культура [15];

- Н. А. Гришанова, В. А. Исаев, Ю. Г. Татур и другие ученые определяют профессиональную компетентность (в общем виде) как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность;

- А. В. Хуторской, напротив, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним, определяет как профессиональную компетенцию, а степень присвоения компетенции, то есть владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности, называет компетентностью [12].

Мы согласны с позицией А. В. Хуторского и считаем, что термином «компетенция» следует характеризовать многообразие знаний, умений, личностных качеств, свойств и т.д., которым должен обладать человек в соответствии со сво-

им местом в социальной и профессиональной действительности, то есть компетенции могут быть описаны в терминах знаний, умений, навыков, опыта, способностей и т.д.

Таким образом, вполне допустимо раскрывать содержание компетентности двумя способами:

- через соответствующие компетенции, содержание которых в этом случае должно быть структурно-содержательно представлено в виде совокупности знаний, умений, навыков, опыта и так далее;

- напрямую - через описание соответствующих знаний, умений, способностей и так далее, не используя термин «компетенция».

В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей: коммуникативная (С. Л. Братченко, Ю. И. Емельянов, А. П. Панфилова, О. П. Санникова, Г. С. Трофимова, В. Д. Ширшов и другие); познавательная (С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко); интеллектуальная (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная) и интеллектуально-корпоративная (А. Аринушкина); информационная (А. М. Оробинский, О. Г. Смо-лянинова); технологическая (Н. Н. Манько); культурологическая (М. В. Булыгина, О. А. Лукина, Н. В. Поморцева, А. Н. Федорова); психологическая (А. Д. Алферов, И. Ф. Демидова, В. Н. Дружинин, Н. В. Яковлева); психолого-педагогическая (М. И. Лукьянова, Е. В. Попова); профессиональная (А. К. Маркова, В. А. Якунин); социально-психологическая (А. Г. Кудряв -цева, Л. И. Берестова); общекультурная (Н. Ю. Конасова, О. Е. Лебедев, А. А. Петров).

В рамках данного исследования нас интересуют подходы к рассмотрению всех видов компетентности, так как вслед за С. Б. Игнатовым мы полагаем, что эколого-правовая компетентность студентов вуза является составляющей как общегражданской, так и профессиональной компетентности [6].

Введение в научный оборот понятий «эколого-правовая компетенция» и «эколого-правовая компетентность» связано с проблемами формирования у подрастающего поколения указанных компетенций и компетентностей. Наиболее значимые работы в данном направлении таких исследователей, как А. В. Бурцев, Ф. С. Гайнулло-ва, С. Н. Глазачев, В. А. Даниленкова, А. А. Дер-кач, С. Б. Игнатов, В. А. Наумова, Л. Е. Пистуно-ва, В. И. Томаков, О. В. Шайкенова, Е. А. Шуль-пина, появляются в конце 90-х-начале 2000-х г.г. и вновь поднимают вопрос, теперь уже о дифференциации указанных понятий. Важным пред-

ставляется также и рассмотрение проблемы «первичности» понятия, какое понятие шире, какое уже, для того чтобы определить степень их соотношения [1].

Эколого-правовая компетентность - это инте-гративная характеристика личности, включающая владение экологическими и правовыми знаниями, практическими умениями и навыками деятельности в рамках экологического императива, творческий опыт разрешения конфликтных экологических ситуаций, ценностное отношение к окружающему миру, ответственность за свои действия и поступки, а также личностные качества человека, обеспечивающие осознанное и экологически обоснованное регулирование природопользования в рамках правового поля [6].

Соответственно, необходимым представляется определить структуру эколого-правовой компе -тентности с целью определения компетенций, являющихся структурными элементами. То есть термин «компетентность» и «эколого-правовая компетентность» указывает на соответствие реального и необходимого в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций, то есть это прежде всего качественный показатель. При этом компетентность может характеризовать овладение личностью не одной, а несколькими компетенциями [15]. В соответствии с логикой нашего исследования нами выделены следующие компоненты эколого-правовой компетентности, соответствующие эко-лого-правовым компетенциям, под которыми понимается способность / готовность к мобилизации эколого-правовых знаний, умений, нравственных качеств личности, необходимых для предотвращения антиэкологических поступков и соблюдения правомерного поведения в обществе [2]: знаниево-интеллектуальный, личностный, аксиологический, деятельностный [7].

Рассмотрим содержание каждого из компонентов.

Знаниево-интеллектуальный компонент включает следующие компетенции: знание основ экологии, права, природопользования и безопасности жизнедеятельности; знание современного уголовного и гражданского законодательства в отношении правонарушений и преступлений экологического характера; понимание профессиональной и гражданской ответственности за состояние окружающей среды; осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде и конструктивного природопользования [7].

Деятельностный компонент включает следующие компетенции: умение соотносить эколо-го-правовые знания с нормами и правилами экологического права и применять их в рамках профессиональной деятельности; умение прогнозировать эколого-правовое решение; способность применять правовые средства и знания из различных областей науки для решения эколого-правовых конфликтов; умение комплексно применить различные нормы права для разрешения эколого-правовой ситуации; умение оценивать собственное взаимодействие с окружающей средой, последствия этого взаимодействия и корректировать свою деятельность [7].

Аксиологический компонент включает следующие компетенции: ценностное отношение к окружающему миру и природе как его части; критическое отношение к результатам своей деятельности с позиции экологии и права; наличие позитивных правовых и экологических установок; готовность следовать эколого-правовым нормам поведения, руководствуясь эколого-правовыми и этическими представлениями о взаимодействии с окружающей средой [7].

Личностный компонент включает следующие компетенции: высокий уровень мотивации перехода к неразрушающему природопользованию; активная и позитивная эколого-правовая позиция; стремление к самостоятельному пополнению эколого-правовых знаний в течение всей жизни; высокий уровень коммуникативных умений, позволяющих эффективно выстраивать взаимодействие и достигать договоренностей, на основе аргументации своей точки зрения с эколо-го-правовой позиции; стремление к саморазвитию и повышению уровня собственной эколого-правовой компетентности [7].

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что эколого-правовая компетентность - более широкое понятие, совокупность взаимосвязанных эколого-правовых компетенций - качеств личности, знаний, умений, навыков, способов выполнения деятельности, опыта практического использования знаний и умений, характеристик мышления, обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально и так далее, - задаваемых по отношению к определенному кругу эко-лого-правовых вопросов, и необходимых, чтобы качественно и продуктивно их решать.

Библиографический список

1. Боровикова, Ж. Н. [Текст] / Соотношение понятий «общение» и «коммуникация» / Ж. Н. Боровикова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 16-17 мая 2005 г. - Челябинск, 2005. - Ч. 1. - С. 22-24.

2. Гусев, О. В. Формирование эколого-правовой компетенции у студентов педагогического вуза [Текст] / О. В. Гусев: автореф. дисс. ... канд. пед. наук (13.00.08.). - Самара, 2008. - 32 с.

3. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по соц. психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. М. Жуков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -104 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Изд-во ИЦПКПС, 2004. - 42 с.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2011. - 480 с.

6. Игнатов, С. Б. Эколого-правовая компетентность учащихся: пути и средства ее формирования [Текст] / С. Б. Игнатов. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2006.

- 135 с.

7. Кашина, Е. С. Структура эколого-правовой компетентности студентов вуза // Казахстан на пути социально-экономической модернизации [Текст]: материалы региональной научно-практической конференции / Е. С. Кашина. - 07 декабря 2012. - Костанай, 2012. - С.240-242.

8. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст]: избр. психол. тр. / Е. А. Климов. - М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во Модек, 2008. - 400 с.

9. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Изд-во Междунар. гуманитар. фонда «Знание», 2009. - 308 с.

10.Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л. М. Митина // Вопр. психологии.

- 2007. - № 4. - С. 28-38.

11. Хрестоматия по педагогике [Текст]: хрестоматия для студентов педагогических специальностей / сост. М. Г. Бушканец, Б. Д. Леухин. -М.: Просвещение, 2002. - 432 с.

12.Хуторской, А.В Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 58-64.

13.Хазова, С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Текст]: монография / С. А. Хазова. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010. - 179 с.

14.Цеунов, К. С. Обзор модели формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью [Текст] / К. С. Цеунов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 110-114.

15.Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / В. А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А. «Полиус», 1998. - 639 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Borovikova, ZH. N. [Tekst] / Sootnoshenie ponyatij «obshhenie» i «kommunikatsiya» / ZH. N. Borovikova // Metodologiya i metodika formirovaniya nauchnykh ponyatij u uchashhikhsya shkol i studentov vuzov: materialy XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 1617 maya 2005 g. - CHelyabinsk, 2005. - CH. 1. - S. 2224.

2. Gusev, O. V. Formirovanie ehkologo-pravovoj kompetentsii u studentov pedagogicheskogo vuza [Tekst] / O. V. Gusev: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk (13.00.08.). - Samara, 2008. - 32 s.

3. ZHukov, YU. M. Diagnostika i razvitie kompetent-nosti v obshhenii: Spetspraktikum po sots. psikhologii [Tekst]: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov / YU. M. ZHukov. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1990. - 104 s.

4. Zimnyaya, I. А. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Tekst] / I. А. Zimnyaya. - M.: Izd-vo ITSPKPS, 2004. - 42 s.

5. Zeer, EH. F. Psikhologiya professional'nogo obra-zovaniya [Tekst]: ucheb. posobie / EH. F. Zeer. - 2-e izd., pererab. - M.: Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta; Voronezh: Izd-vo MODEHK, 2011. - 480 s.

6. Ignatov, S. B. EHkologo-pravovaya kompetentnost' uchashhikhsya: puti i sredstva ee formirovaniya [Tekst] / S. B. Ignatov. - Tyumen': Izd-vo TGU, 2006. - 135 s.

7. Kashina, E. S. Struktura ehkologo-pravovoj kompetentnosti studentov vuza Kazakhstan na puti sotsial'no-ehkonomicheskoj modernizatsii [Tekst]: materialy Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii / E. S. Kashina. - 07 dekabrya 2012. -Kostanaj, 2012. - S.240-242.

8. Klimov, E. А. Psikhologiya professionala [Tekst]: izbr. psikhol. tr. / E. А. Klimov. - M.: Izd-vo In-t prakt. psikhologii; Voronezh: Izd-vo Modek, 2008. - 400 s.

9. Markova, А. K. Psikhologiya professionalizma [Tekst] / А. K. Markova. - M.: Izd-vo Mezhdunar. gumanitar. fond «Znanie», 2009. - 308 s.

10.Mitina, L. M. Lichnostnoe i professional'noe razvitie cheloveka v novykh sotsial'no-ehkonomicheskikh usloviyakh [Tekst] / L. M. Mitina // Vopr. psikhologii. -2007. - № 4. - S. 28-38.

11.. KHrestomatiya po pedagogike [Tekst]: khres-tomatiya dlya studentov pedagogicheskikh spetsial'nostej / sost. M. G. Bushkanets, B. D. Leukhin. -M.: Prosveshhenie, 2002. - 432 s.

12.КНиогеко], А.У К1уиЛеууе котрйейзп как котропеШ ИсЬпо81по-ог1еп11гоуаппо] рагаШ^у 0Ъга70уап1уа [Тек81] / А. V. КНиогеко] // Naгodnoe оЪга7оуап1е. - 2008. - № 2. - 8. 58-64.

13.КНа7оуа, 8. А. Котре1еШпо81' konkuгentosposobnogo 8ре181а1181а ро 1шсИе8ко] ки1'Шге 1 spoгtu [Tekst]: Monografiya / 8. А. КНа7оуа. - М.: Ш-уо «Аkademiya Estestvoznamya», 2010. - 179 8.

14.Т8еипоу, К. 8. Obzoг mode1i йгткоуашуа mezhku1'tuгnoj kompetentsii budushhikh spetsia1istoу ро svyazyam 8 obshhestvennost'yu [Tekst] / К. 8. Т8еипоу // М1Г nauki, ku1'tuгy, obгazoуaniya. - Оогпо-Ака]8к, 2013. - 8. 110-114.

15.УАкитп, V. А. Pedagogicheskaya psikho1ogiya [Тек8^: ucheb. posobie / V. А. УАкитп. - 8РЬ.: Izd-уo М!№а]1оуа V. А. «РоИш», 1998. - 639 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.