Научная статья на тему 'Обоснование эколого-правовои компетенции в структуре профессиональной компетентности учителя'

Обоснование эколого-правовои компетенции в структуре профессиональной компетентности учителя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АНТИЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бусыгин Александр Георгиевич, Гусев Олег Владимирович

В статье обоснована актуальность введения в структуру профессиональной компетентности учителя эколого-правовой компетенции и представлена авторская дефиниция последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование эколого-правовои компетенции в структуре профессиональной компетентности учителя»

15. Любимова, О. В. Методика проектирования дидактических квалитаксо-нов [Текст] / О. В. Любимова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. № 9. -С. 59-63.

16. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий: учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ. - 3-є изд. доп. [Текст] / В. С. Аванесов. - М.: Федеральный центр тестирования, 2000. - 240 с.

17. Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. - 2-е изд. [Текст] / А. И. Майоров. - СПб.: из-во « Образование - Культура», 1997. - 304 с.

18. Мельникова, М. Б. Теория и практика конструироания педагогических тестов: учеб. пособие [Текст] / М. Б. Мельникова. - М.: из-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию, 2001. - 410 с.

19. Михайлычев, Е. А. Дидактическая тестология [Текст] / Е. А. Михайлычев. - М: Народное образование, 2001. - 423 с.

20. Нейман, Ю. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов [Текст] / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. - М.: из-во «Прометей», 2000. - 168 с.

21. Развитие системы тестирования в России [Текст]: тез.докл. І—IX Всерос. конф. (Москва, Федеральный центр тестирования). - М.: из-во «Прометей», 1999-2007.

УДК 378

А. Г. Бусыгин, О. В. Гусев

ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Профессиональная компетентность - это не просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а определенная системная организация сознания, психики человека. Это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека и труда. Так, по мнению Г. Вайнера, директора Стенфордской международной комиссии по развитию образования, компетентность - это адекватная ориентация человека в таких областях деятельности как работа, учеба, политика, культура, здоровье, и в целом окружающая среда, мир.

Если профессиональную компетенцию понимать как способность готовность к мобилизации декларативных и операциональных знаний, умений и качеств, необходимых для решения конкретной задачи, то профессиональная компетентность представляет собой конечную цель профессиональной

подготовки и дальнейшего самосовершенствования, выражаясь в высоком уровне актуализации (реализации) компетенции, способности эффективно выполнять профессиональную деятельность.

При всем многообразии предлагаемых различными исследователями компетенций, необходимых высокому профессионалу, с достаточной определенностью выделяются константные группы компетенций, без овладения которыми человек не может успешно реализовать себя, бесконфликтно построить систему взаимоотношений в обществе. В 1997 г. Советом Европы были предложены следующие базовые компетенции: социально-политическая, информационная, коммуникативная, социокультурная и гносеологическая.

Однако профессиональная компетентность современного педагога будет неполной, если не включить эколого-правовую компетенцию как инвариантную ее часть. Ряд исследователей неоднократно указывали на необходимость формирования правовой компетенции у будущих учителей и иных специалистов неюридического профиля (С. А. Беличева, Г. Я. Буш, А. А. Вербицкий, М. В. Горбушина, С. В. Гурин, В. А. Луков, А. М. Матюшкин, Н. Н. Нечаев, В. А. Смирнова и др.). Это объясняется тем, что в последние десятилетия криминогенная обстановка в обществе обострилась до такого уровня, что правонарушения совершаются не только взрослыми, но и детьми.

Область эколого-правового регулирования и законодательства не справляется с возлагаемыми на нее задачами, т. к. не лишена своих недостатков:

1) отсутствие политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Хотя в стране принимались законы и другие нормативные акты в сфере природной среды, но со стороны государства при этом не было сделано усилий к тому, чтобы обеспечить их выполнение. Практическая деятельность по охране природы подменялась и подменяется словами о ее важности. В результате почти все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере остаются нереализованными. Так, на общегосударственном уровне было принято более 10 правительственных постановлений и программ, направленных на охрану озера Байкал - уникального природного комплекса. Но ни одно из них полностью не было реализовано.

Кроме того, следует отметить, что в стране, оказывающей мощное антропогенное воздействие на природу, не была выработана целенаправленная научно обоснованная государственная экологическая политика. Процессы взаимодействия между обществом и природой развивались и до настоящего времени развиваются по большей части стихийно, без учета законов развития природы, вследствие чего равновесие в системе «человек - природа -общество - техника» давно нарушено.

2) Слабо развитое законодательство и право в области окружающей среды. Это подтверждается, в первую очередь, тем, что до сих пор отсутствуют многие законодательные акты и правовые нормы, принятые в зарубежных экономически развитых странах 20-25 лет назад. Принимаемые законы отличаются серьезными дефектами: чрезмерным количеством декларативных положений; слабым регулированием процедур (экологического нормирования, лицензирования, оценки воздействия на окружающую среду, организации и проведения экологической экспертизы и др.); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.

3) Антропоцентрическое мышление большей части людей при господстве технократических ценностей (деньги - власть - информация - связи). Результат - развитие экономики и удовлетворение материально-экономических интересов без какой-либо связи с самовосстановительным потенциалом и ресурсными возможностями природы. Поэтому при разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении ресурсоэкономного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание, или принимались в минимальной мере.

4) Дефекты организации государственного управления охраной окружающей среды и обеспечением рационального природопользования. В первую очередь, системы специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. Со времени распада СССР в Российской Федерации практически ежегодно происходит реорганизация системы государственных органов управления в сфере взаимодействия общества и природы, но, к сожалению, не в направлении ее улучшения.

5) Ведомственные интересы, удовлетворяющие, как правило, технократические потребности (получение материально-денежной прибыли, установление выгодных связей, стремление к власти) современного общества в условиях тотальной дифференциации знаний, ученых, дисциплин, сопровождаются не только нарушением законодательства, но и экологического равновесия в системе «человек - природа - общество - техника». Наиболее яркими примерами могут служить реализация проекта строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва без положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждение Правительством РФ «Программы развития атомной энергетики Российской Федерации» без проведения государственной экологической экспертизы в нарушение Федерального закона «Об экологической экспертизе» и др.

6) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу либо выделяемые денежные средства используются с низким коэффициентом полезного действия, что опять-таки

можно объяснить тотальной дифференциацией учебных дисциплин, знаний, которые способствуют становлению специалиста с узкой профессиональной направленностью, который не может увидеть наиболее продуктивный вариант решения и построить действенную стратегию.

7) Дефицит экологов с широкой направленностью (юридической, экономической, инженерной и т. д.). В комитетах по экологии представительных органов власти, как правило, нет юристов-экологов. Отсутствие в депутатском корпусе опытных юристов естественным образом сказывается на качестве принимаемых природоохранительных законов. Недостает таких юристов и в органах исполнительной власти. Для сравнения: в Агентстве по охране окружающей среды США в штаб-квартире в Вашингтоне работают более 1000 юристов в то время как в Государственном комитете РФ по охране окружающей среды - всего лишь 3. Ситуация усугубляется, по словам самих же правовых органов, профессиональной неготовностью многих работников прокуратуры и судей к квалифицированному исполнению своих обязанностей в рассматриваемой сфере.

8) Крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры, который характерен не только для среднестатистического гражданина РФ, но и должностных лиц государственных органов, руководителей предприятий, которые уполномочены принимать экологически значимые решения [1].

Проведенное нами исследование подтвердило низкую информированность студентов педагогического вуза как в области существующих законов, так и в отношении тех прав и обязанностей, которыми они должны распоряжаться. Так, 64% опрошенных не знают своих прав и обязанностей, 23% - слышали о некоторых законах, защищающих права потребителей, лишь 13% - имели достаточно высокий показатель информированности.

Отсюда становится очевидной необходимость владения каждым человеком экологической информацией, т. е. данных о состоянии воды, воздуха, земли, почвы, недр, флоры и фауны; об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках; о деятельности, отрицательно влияющей и потенциально наносящей вред природным объектам или человеку; о мерах по охране окружающей среды; о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринима-телей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Однако такая информация доступна не каждому и остается далеко в стороне от практической повседневной деятельности человека.

Так, по сведениям ЮНЕП на 1992 г, из 3350 видов пестицидов, применяемых во всем мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%.

Из 8627 пищевых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80%, а из 1815 лекарств - примерно 42%.

Такие примеры явно свидетельствуют о том, что экологически значимая информация в бытовой сфере весьма не проработана и/или не донесена до общей массы населения. Право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и раскрыто в Законе РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5), Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18), Законе РФ «О средствах массовой информации» (ст. 38), Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» (ст. 20), Законе РСФСР «О защите прав потребителей» (ст. 7) и многих других. Тем не менее, не многие граждане РФ знают об этих законах и правах, которые они получают от их действия.

Однако даже если индивид владеет экологически значимой информацией и знает об экологических правонарушениях и их последствиях этого недостаточно для того, чтобы предотвратить эти нарушения. Решение экологических проблем предполагает пересмотр приоритетов развития цивилизации и, прежде всего, с нравственных позиций, т. е. затрагивается эмоциональная сфера, накладывающая отпечаток на поведение людей. Становясь активным субъектом экологически значимой деятельности, человек отвечает не только за свои действия и перед собой, но и перед всей популяцией Homo sapiens, т. е. он обязан прогнозировать какой экологический вред может наступить в результате каких-либо действий в случае отклонений их от норм и других аналогичных регуляторных механизмов. Ибо сознательно нарушая нормы экологического права, личность совершает моральный выбор, поскольку выбирая противоправную линию поведения, как правило, сознательно нарушает моральные императивы поведения. В действие приводится внутренний механизм саморегуляции - совесть, выполняющая роль своеобразного нравственного компаса, включающегося всякий раз при выходе за рамки общепринятого поведения [3, с. 108]. Однако хотя совесть присутствует в каждом, не каждый способен услышать ее голос, услыхав - прислушаться к нему, приняв затем соответствующее решение, а решив - совершить поступок и правильно распорядиться в последующем результатом, распорядившись результатом - дать ему правильную оценку, а выставляя ее - услышать голос совести. Отсюда разрешение загрязнения окружающей среды в определенных пределах с последующим экономическим возмещением за это в существующем законодательстве. Но такое загрязнение сохраняет качество природы только на определенный срок за счет способностей самовосстановления. В определенный момент экологическая система дает сбой - количество предельно допустимых загрязнений переходит в качество, нормой становятся еще более экологически вредные

природные условия, в которых придется существовать и адаптироваться к ним последующим поколениям [3, с. 115].

Поэтому приходим к выводу, что помимо владения экологически значимой информацией у индивида должна быть способность готовность к ее мобилизации, что выражается в потребности к совершению только экологоправомерных поступков, за которые он будет сознательно нести эко-лого-правовую ответственность, т. е. в структуре личности должна быть сформирована эколого-правовая компетенция. Большая роль принадлежит в разрешении этой проблемы тем, кто постоянно оказывает влияние на формирование личности подрастающего поколения, т. е. учителям. Отсюда возникает необходимость в соответствующих знаниях, умениях, навыках, качествах, которые должны присутствовать у педагога.

Рассматривая проблему формирования эколого-правовой компетенции у студентов педагогического вуза, необходимо определиться с содержанием самой дефиниции, ибо как таковой ее не существует, а имеющиеся близкие по смыслу определения (правовая компетенция, правовая компетентность и проч.) отличаются весьма широким пониманием.

Изучаемое понятие является интегративным по определению, т. к. во-первых, формируется на стыке 3-х научных областей знания - экологии, юриспруденции и педагогики, а во-вторых, представляет собой системообразующий, всепроникающий фактор, который должен стать основой для построения учебных дисциплин. И в тоже время, это понятие является имплицитным, т. к. содержит в себе два общеметодологических, системообразующих компонента - эколого-социальную ответственность и общечеловеческие ценности, которые сохраняются при наличии эколого-правовой компетенции у индивида.

Следует отметить, что понятие компетенции в правовой литературе имеет собственное специфическое значение, хотя из-за тотальной дифференциации знаний и в данной области нет единого значения. В данном случае под компетенцией понимается совокупность полномочий, прав, обязанностей и ответственности какого-либо лица. Правовая компетентность рассматривается как способность человека эффективно решать возникающие в жизни проблемы правовыми способами. По словам С. В. Турина, правовая компетентность представляет собой единство правовых знаний, отражающих правовую действительность, отношение личности к правовым явлениям и на основе этого ее правовое поведение. Данный вид компетентности проявляется через положительную, сообразную с законами общества, установку по отношению к себе и другим, окружающему миру, приносящую успех и удовлетворение от достигнутых результатов.

В отношении преподавательской деятельности правовая компетентность является интегральной профессионально-личностной характеристикой, включающей систему гуманистических ценностных ориентаций в эконо-

мическом, политическом и социальном направлениях общественной жизни, глубокие теоретические знания, практические умения, коммуникативные способности и личностные качества, направленные на создание стимулирующих условий для правового воспитания учащихся [2, с. 12].

В настоящее время современному обществу необходимы выпускники, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, свободно устанавливающие и поддерживающие сотрудничество, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и креативностью, готовые к межкуль-турному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. На наш взгляд, к этому списку требований следует добавить способность предвидеть и не допускать совершения антиэкологических поступков, которые подразумевают не только деградацию природных ресурсов, но и запускают цепной механизм, который приводит к разрушению всех экосистем на различных уровнях иерархии, включая популяционный уровень Homo sapiens, т. е. приводят к разрушению социального здоровья (в терминологии проф. А. Г. Бусыгина). Поэтому система образования должна готовить людей, не только умеющих жить в правовом обществе, но и создавать это общество и государство. Отсюда, в первую очередь, перед педагогом стоят следующие задачи: реформирование обществоведческого и правового образования; экологическое, нравственное, правовое воспитание учащихся посредством формирования у них эколого-правовой компетенции; воспитание подрастающего поколения с опорой на общечеловеческие ценности и ноосферные нормы поведения; развитие в равной степени концептуального и социального видов интеллекта, что позволит адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Исходя из выше сказанного, мы предлагаем понимать под эколого-правовой компетенцией способность/готовность к мобилизации экологоправовых знаний, умений, нравственных качеств личности, необходимых для предотвращения антиэкологических поступков и соблюдения правомерного поведения в обществе.

Библиографический список

1. Бринчук, М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений [Текст] / М. М. Бринчук - М.: Юристъ, 1998. - 688 с.

2. Гурии, С. В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. [Текст] /С. В. Турин - Мурманск, 2004.

3. Полибии, А. Н. Формирование морально-правовых компонентов экологосоциальной ответственности студентов педагогического университета: Дисс. ... канд. пед. наук. [Текст] / А. Н. Полибин - Самара, 2001. - 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.