Научная статья на тему 'К вопросу о формировании социально-правовой компетенции у обучающихся'

К вопросу о формировании социально-правовой компетенции у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦүЗЫРЕТ / ЦүЗЫРЕТТіЛіК / ТүТЦАЛЫ қү-ЗЫРЕТТіЛіКТЕР / әЛЕУМЕТТіК қүЗЫРЕТТіЛіК / ЦүЦЪЩТЪЩ қү-ЗЫРЕТТіЛіК / әЛЕУМЕТТіК-қү-қЫқТЫқ қүЗЫРЕТіН қАЛЫПТА-СТЫРУ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KEY COMPETENCIES / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL COMPETENCE / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL EXPERTISE / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / THE FORMATION OF SOCIAL-LEGAL COMPETENCE / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Е. В.

В статье рассматриваются основные проблемы формирования социально-правовой компетенции у обучающихся. Для этого проанализированы основные понятия «компетентность» и «компетенция», виды ключевых компетенций, взаимосвязь социальной компетенции и правовой компетенции. На основе анализа различных подходов к определению данных понятий предложено интегрированное понятие-соци-ально-правовая компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of social and legal competence of students

In this article considered the main problems of the formation of social-legal competence of students. For this analysis of the main concepts of «competence» and «competency», the types of key competencies, the relationship of social competence and legal competence. Based on an analysis of different approaches to the definition of these concepts it offers an integrated concept social-legal competence.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании социально-правовой компетенции у обучающихся»

tç

s

к <

m О

го «

о

w «

О

О!

С w s

U

W IT1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

Моисеева Е.В.,

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск

Нег1зг1 свздер: цузырет, цузыреттшк, тутцалы цу-зыреттшктер, элеуметтгк цузыреттшк, цуцыцтыц цузыреттшк, элеуметтт-цу-цыцтыц цузыретш цалыпта-стыру.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевые компетенции, социальная компетенция, правовая компетенция, правовая компетентность, формирование социально-правовой компетенции.

Keywords: competency, competence, key competencies, social competence, legal expertise, legal expertise, the formation of social-legal competence.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ацдатпа

Маккалада окушылардыц элеуметпк-кукыктык кузыретш ккалыптастыруда кездесетш непзп езект мэселелерi кара-стырылган. Бул Yшiн «кузыреттшк» жэне «кузыретпк» деген непзп угымдарга, туткалы кузыретпктер тYрлерiне, элеуметпк жэне куккыктык кузыреттшктердщ езара байла-нысына талдау жасалынган. Осы угымдардыц аныктамасы-на эр тYрлi жолдарын талдау негiзiнде элеуметriк-кyк;ык;тьщ кузыреттшк бiрiктiрiлген угымы усынылган.

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы формирования социально-правовой компетенции у обучающихся. Для этого проанализированы основные понятия «компетентность» и «компетенция», виды ключевых компетенций, взаимосвязь социальной компетенции и правовой компетенции. На основе анализа различных подходов к определению данных понятий предложено интегрированное понятие-социально-правовая компетенция.

Annotation

In this article considered the main problems of the formation of social-legal competence of students. For this analysis of the main concepts of «competence» and «competency», the types of key competencies, the relationship of social competence and legal competence. Based on an analysis of different approaches to the definition of these concepts it offers an integrated concept - social-legal competence.

Вступление государства в Болонский процесс вызвало необходимость изменения модели системы образования, внедрения в систему компетентностного подхода. На нынешнем этапе развития общество предъявляет высокие требования к выпускникам образовательных организаций, к их личностным качествам, готовности быстро социализироваться в обществе, к наличию у обучающихся ключевых компетенций. В идеале- это гармоничная, целостная личность, владеющая социально-правовым опытом, обладающая высоким уровнем правовой культуры и правосознания, что влечет за собой уважение к социально-правовым нормам, детерминирует её способности принимать правомерные решения обеспечения жизнедеятельности, предусматривая при этом возможные правовые послед-

ствия собственных действий. Поэтому одной из важнейших задач системы общего образования - заложить основы социально-правовой компетентности личности, т.е. помочь учащимся овладеть методами сбора и накопления необходимой информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения в соответствии с законодательными нормами. Что же мы понимаем под социально-правовой компетенцией учащихся ? Социально-правовая компетенция представляет собой знания и умения в области взаимодействия с общественными и правовыми институтами и людьми, а также владение приемами коммуникации в социуме правовыми способами.

Социально-правовая компетенция у школьников может быть сформирована только в рамках целенаправленных педагогических воздействий. Для решения проблемы формирования социально-правовой компетенции у школьников проведем изучение понятий компетенция и компетентность.

Проанализируем понятие компетентность. В Словаре современных терминов дается понятие компетентность (лат. competens, competentis) как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» [3, с. 326]. Толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова трактует компетентность как «осведомленность, авторитетность, некую личностную характеристику, под компетенцией понимается круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)» [2, с.504].

Компетентность можно определить как производное, вторичное по отношению к компетенции понятие, ведь как отмечают ученые, суффикс «-ость» означает степень овладения качеством [2]. В своих исследованиях А.В. Хуторской, например, отмечает, что компетенция представляет собой норму, требование к образовательной подготовке ученика, в то время как компетентность - уже состоявшееся личностное качество в совокупности с минимальным опытом деятельности в заданной сфере [7].

Основываясь на анализе данных определений, мы вслед за А.С. Белкиным, понимаем компетентность - как совокупность профессиональных, личностных качеств личности, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций. Для изучения элементов, составляющих компетенцию, мы проанализировали научную литературу [1; 4; 5; 7 и др.] и определили, что составляющими элементами компетенции являются:

• личностные качества - мотивация, готовность, рефлексия, т.е. индивидуально-личностные особенности человека, которые определяют готовность человека к различным видам деятельности;

• знания - сочетание необходимых условий для выполнения различных видов деятельности;

• опыт владения и умения - это способы, средства и методы выполнения поставленной задачи; ценности - нравственные убеждения, определяющие действия и суждения в различных ситуациях.

Основываясь на анализе выше представленных определений понятий «компетенция» и «компетентность», мы пришли к выводу, что компетентность - это целостная интегральная характеристика, которая состоит из совокупности компетенций, базирующихся на знаниях, умениях и приобретенном опыте, которая проявляется в практической деятельности в совокупности с личностными качествами. Изучив различные подходы исследователей к понятию «компетенция», отметим, что, несмотря на различные толкования этого понятия, исследователи единодушны в том, что компетенция включает знания, умения, опыт овладения и личностные качества. Следовательно, мы трактуем понятие «компетенция» как интеграция знаний, умений, опыта овладения и личностных качеств, которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса задач и обеспечивает деятельность человека. Взяв за основу данное определение и анализируя исследования [1;3;5;7 и др.], посвященные рассмотрению структурных компонентов компетенции, мы считаем, что в структуру любой компетенции входят когнитивный, деятельностный и личностный компоненты.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Вестник «Oрлеу»-kst

<

ер О

го «

о

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

При этом когнитивный компонент включает в себя совокупность знаний, деятельност-ный - совокупность умений, опыт овладения способами действий, личностный - совокупность личностных качеств, обеспечивающих выполнение определенной деятельности. Термин «профессиональная компетенция» трактуется нами, как совокупность знаний, умений и профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач (профессиональной деятельности).

Рассмотрим различные виды компетенций, представленные в научно-педагогических исследованиях. В исследованиях все компетенции разделены на три группы:

- ключевые;

- общепредметные;

- специальные.

Ключевыми называют компетенции, которые выступают как универсальные, применяемые в различных жизненных ситуациях. Такими компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.

Общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и специальные (предметные) - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов [5; 7 и др.].

По мнению Е.В. Бондаревской: «ключевая компетенция - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, то есть может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем» [4, с. 25].

Ключевые компетенции Г.К. Селевко подразделяет на «математическую, коммуникативную, информационную, автономи-зационную, социальную, продуктивную, нравственную» [6, с. 138].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основываясь на главных целях общего об-

разования, представлении социального опыта и опыта личности, в перечень компетенций А.В. Хуторской включает ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностную компетенцию или компетенцию личностного совершенствования [7]. Это не противоречит содержанию ключевых компетенций, выделенных Советом Европы. Европейский компетент-ностный подход определил пять ключевых компетенций современных выпускников, как наиболее важных для современной Европы

[7]:

• социальные и политические;

• компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

• компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке;

• компетенции, связанные с возникновением информационного общества;

• компетенции, обеспечивающие человеку возможности профессионального совершенствования в течение всей жизни.

На основании исследований ключевых компетенций, И.А. Зимняя [5], формулирует десять основных компетенций (видов), подразделяя их на три группы:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

- компетенции гражданственности: знания

Вестник «Oрлеу»-kst

и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

На основании исследований, посвященным изучению аспектов социально-правовой компетенции, в соответствии с классификацией Совета Европы, можно определить, что это компетенция связана с жизнью в обществе, со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.), а согласно классификации И.А. Зимней [5] социальная компетенция входит в группу компетенций, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, правовая компетенция относится к группе компетенций гражданственности.

Таким образом, социально-правовая компетенция тесно связана с правовой и социальной компетенциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособиедля студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. -192 с.

2. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2004. - 1535 с.

3. Большой энциклопедический словарь [Текст] : 2-е изд., перераб идоп. - М. : Большая Российская энциклопедия; СПб. : Норинт, 1998. - 1456 с.

4. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций [Текст] / Е.В. Бондаревская,С.В. Кульневич // Педагогика. -2004.- № 10. - С. 23-31.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя. - М., 2004. - 392 с.

6.Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К.Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С.136-144.

7. Хуторской, А. В. Методика личност-но-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.