Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деструктивное поведение / критерии и показатели деструктивного поведения / диагностика деструктивного поведения / профилактика деструктивного поведения / destructive behavior / criteria and indicators of destructive behavior / diagnostics of destructive behavior / prevention of destructive behavior

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В.М. Смирнов, А.С. Коповой

На современном этапе развития общества разнообразные проявления деструктивного и аутодеструктивного поведения среди молодежи приобретают огромные масштабы. В связи с этим остро актуальным становится вопрос поиска продуктивных и результативных направлений диагностики и профилактики деструктивного поведения в молодежной среде. В рамках статьи приводятся результаты мониторинга показателей эффективности профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях Московской области в 2021–2022 учебном году, анализируются полученные данные, предлагаются меры по улучшению ситуации. На основе проведенного анализа результатов мониторинга были выявлены факторы, влияющие на результаты коррекционной работы с детьми и подростками: прежде всего, недостаточный уровень организации межведомственного взаимодействия при организации мероприятий для обучающихся (образовательные организации, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и туризма, молодежной политики, религиозных организаций); отсутствие в ряде образовательных организаций единой системы работы классных руководителей по вовлечению обучающихся в мероприятия по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. С целью минимизации влияния перечисленных факторов в Московской области был принят ряд управленческих решений определяемых региональной нормативно-правовой базой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.М. Смирнов, А.С. Коповой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DIAGNOSTICS OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN REGIONAL SYSTEMS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION

On the modern present stage of society development various forms of destructive and self-destructive behavior among young people acquires huge scale. In regard this, the issue of finding productive and effective ways for diagnostics and preventing destructive behavior among young people becomes especially relevant. The article presents the results of the efficiency monitoring of the destructive behavior prevention of students in educational institutions of the Moscow region in the 2021-2022 school year, the received data are analyzed, the measures to improve the situation are proposed. Based on the analysis of the results of monitoring, the factors influencing the results of correctional work with children and adolescents are identified: first of all, the insufficient level of organization of interdepartmental cooperation in organizing events for students (educational organizations, cultural institutions, healthcare, sports and tourism, youth policy, religious organizations); the lack of a unified system of work of class teachers in a number of educational organizations to involve students in civil, patriotic, spiritual and moral education activities. In order to minimize the influence of these factors in the Moscow region, a number of management decisions are determined by the regional regulatory framework.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Введение элементов профессионально ориентированного обучения ИЯ с большой вероятностью будет благоприятствовать глубокому внедрению иностранного языка в содержание подготовки аспирантов. Лингвистические знания станут неотъемлемой частью их профессионального портрета.

Реализация рассмотренного подхода предполагает глубокое взаимопроникновение изучаемого аспирантами языка и специальных дисциплин. В числе его результатов можно назвать вооружение обучающихся системой дополнительных знаний, умений и навыков как профессионального, так и лингвистического характера; интенсификацию процесса формирования личностных компетенций будущих учёных и педагогов.

В ходе профессионально ориентированного обучения иностранному языку аспирантов неязыковых специальностей расширяются возможности для развития у них знаний, умений и навыков, связанных со следующими аспектами их будущей деятельности: ориентирование в почти безграничных информационных

Библиографический список

потоках; командная работа; осуществление эффективной деловой коммуникации по различным каналам.

Реализация интересующего нас подхода в процессе преподавания иностранного языка аспирантам предполагает соблюдение определённых требований к отбору учебного материала. В их числе профессионально ориентированная насыщенность материала, аутентичность, социокультурная направленность, достаточность по объему, доступность в языковом отношении.

При этом материал также должен быть соответствующим образом структурирован.

В ходе реализации рассмотренного подхода к обучению аспирантов иностранному языку необходим такой преподаватель, который на основе учета меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в отечественной образовательной системе сможет наиболее эффективно организовать процесс взаимодействия между субъектами образовательных отношений.

1. Ольшванг О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам: исторический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 216-219.

2. Ульяновская И.С. Тестирование на занятиях по английскому языку как инструмент оценки достижений студентов в неязыковом высшем образовательном учреждении. Проблемы высшего образования: материалы XVII Международной научно-методической конференции. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2019: 312-314.

3. Минова О.О. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в учреждениях среднего профессионального образования. Образование. карьера. Общество. 2020; № 4 (67): 52-54.

4. Гришенкова Г.А. Пути оптимизации профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в магистратуре. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018; Выпуск 1 (790): 29-38.

5. Семенов М.А. Формирование профессионального мышления в структуре профессионального образа мира студентов в системе вузовского образования. Школа экономики. 2017; № 10: 46-52.

6. Мирзоева Ф.Р Составление лексических минимумов по темам как эффективный метод развития профессиональной лексической компетенции. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 142-144.

7. Иванова О.Ю. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Орел: ОГУ 2007.

8. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. Москва: Педагогическое общество России, 2004.

9. Волкова А.Ю. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Молодой ученый. 2015; № 15 (95): 575-577.

10. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ 2005.

11. Гусева Н.В. Специфика организации педагогической диагностики студентов на занятиях по иностранному языку в условиях цифровизации высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 203-206.

12. Гусева Н.В. Тестирование как эффективное средство контроля сформированное™ лингвострановедческой компетенции. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 39-42.

13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Москва: АРКТИ-Глосса, 2000.

14. Бреднева Н.А. Метод проектов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в вузе. Гуманитарные и социальные науки. 2022; Т. 92; № 3: 144-149.

15. Мирзоева Ф.Р Формирование умений в системе универсальных компетенций в процессе изучения иностранного языка в аспирантуре. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 49-51.

References

1. Ol'shvang O.Yu. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam: istoricheskij aspekt. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 216-219.

2. Ul'yanovskaya I.S. Testirovanie na zanyatiyah po anglijskomu yazyku kak instrument ocenki dostizhenij studentov v neyazykovom vysshem obrazovatel'nom uchrezhdenii. Problemy vysshego obrazovaniya: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Habarovsk: Izdatel'stvo Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019: 312-314.

3. Minova O.O. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie. kar'era. Obschestvo. 2020; № 4 (67): 52-54.

4. Grishenkova G.A. Puti optimizacii professional'no orientirovannogo obucheniya inostrannym yazykam v magistrature. VestnikMGLU. Obrazovanieipedagogicheskienauki. 2018; Vypusk 1 (790): 29-38.

5. Semenov M.A. Formirovanie professional'nogo myshleniya v strukture professional'nogo obraza mira studentov v sisteme vuzovskogo obrazovaniya. Shkola 'ekonomiki. 2017; № 10: 46-52.

6. Mirzoeva F.R. Sostavlenie leksicheskih minimumov po temam kak 'effektivnyj metod razvitiya professional'noj leksicheskoj kompetencii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 142-144.

7. Ivanova O.Yu. Model'professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Orel: OGU, 2007.

8. Vilenskij M.Ya., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologiiprofessional'no orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2004.

9. Volkova A.Yu. Problemy professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh fakul'tetov. Molodojuchenyj. 2015; № 15 (95): 575-577.

10. Obrazcov P.I., Ivanova O.Yu. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakultetah vuzov. Orel: OGU, 2005.

11. Guseva N.V. Specifika organizacii pedagogicheskoj diagnostiki studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v usloviyah cifrovizacii vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 203-206.

12. Guseva N.V. Testirovanie kak 'effektivnoe sredstvo kontrolya sformirovannosti lingvostranovedcheskoj kompetencii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 39-42.

13. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku. Moskva: ARKTI-Glossa, 2000.

14. Bredneva N.A. Metod proektov v professional'no-orientirovannom obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Gumanitarnye isocial'nye nauki. 2022; T. 92; № 3: 144-149.

15. Mirzoeva F.R. Formirovanie umenij v sisteme universal'nyh kompetencij v processe izucheniya inostrannogo yazyka v aspiranture. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 49-51.

Статья поступила в редакцию 22.11.22

УДК 37.013.77

Smirnov V.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: smirnoff2703@mail.ru

Kopovoi A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Center for Practical Psychology, Academy of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: mkrass@yandex.ru

PROBLEM OF DIAGNOSTICS OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN REGIONAL SYSTEMS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION. On the

modern present stage of society development various forms of destructive and self-destructive behavior among young people acquires huge scale. In regard this, the issue of finding productive and effective ways for diagnostics and preventing destructive behavior among young people becomes especially relevant. The article presents the results of the efficiency monitoring of the destructive behavior prevention of students in educational institutions of the Moscow region in the 2021-2022 school

year, the received data are analyzed, the measures to improve the situation are proposed. Based on the analysis of the results of monitoring, the factors influencing the results of correctional work with children and adolescents are identified: first of all, the insufficient level of organization of interdepartmental cooperation in organizing events for students (educational organizations, cultural institutions, healthcare, sports and tourism, youth policy, religious organizations); the lack of a unified system of work of class teachers in a number of educational organizations to involve students in civil, patriotic, spiritual and moral education activities. In order to minimize the influence of these factors in the Moscow region, a number of management decisions are determined by the regional regulatory framework.

Key words: destructive behavior, criteria and indicators of destructive behavior, diagnostics of destructive behavior, prevention of destructive behavior.

В.М. Смирное, канд. психол. наук, доц., Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: smirnoff2703@mail.ru

А.С. Копоеой, канд. пед. наук, доц., нач. Центра практической психологии образования, Академия социального управления, г. Москва,

E-mail: mkrass@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

На современном этапе развития общества разнообразные проявления деструктивного и аутодеструктавного поведения среди молодежи приобретают огромные масштабы. В связи с этим остро актуальным становится вопрос поиска продуктивных и результативных направлений диагностики и профилактики деструктивного поведения в молодежной среде. В рамках статьи приводятся результаты мониторинга показателей эффективности профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях Московской области в 2021-2022 учебном году, анализируются полученные данные, предлагаются меры по улучшению ситуации. На основе проведенного анализа результатов мониторинга были выявлены факторы, влияющие на результаты коррекционной работы с детьми и подростками: прежде всего, недостаточный уровень организации межведомственного взаимодействия при организации мероприятий для обучающихся (образовательные организации, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и туризма, молодежной политики, религиозных организаций); отсутствие в ряде образовательных организаций единой системы работы классных руководителей по вовлечению обучающихся в мероприятия по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. С целью минимизации влияния перечисленных факторов в Московской области был принят ряд управленческих решений определяемых региональной нормативно-правовой базой.

Ключевые слова: деструктивное поведение, критерии и показатели деструктивного поведения, диагностика деструктивного поведения, профилактика деструктивного поведения.

Актуальность проблемы диагностики деструктивного поведения обучающихся обусловлена широким распространением подобным форм поведения среди современной молодежи. Необходимо отметить, что при организации работы с конкретными подростками возможно использовать широкий спектр психодиагностических методик, однако при оценке рисков распространения моделей деструктивного поведения в больших сообществах анализ результатов исследования причин и особенностей поведения отдельного подростка оказывается неэффективен. Кроме того, диагностические процедуры, реализуемые в образовательных организациях, не поддаются анализу, если речь идет о десятках тысяч участников исследования. Важным источником получения диагностических данных о риске деструктивного поведения в больших группах является социально-психологическое тестирование (СПТ), однако отказы от участия и присутствующая доля недостоверных результатов имеются и в этой процедуре. Вместе с тем общая оценка рисков деструктивного поведения на уровне региона необходима для принятия своевременных управленческих решений, определяющих направления функционирования всей системы профилактики, о чём свидетельствует ряд нормативных документов [1-5].

Цель данной статьи - поиск продуктивных и результативных направлений диагностики и профилактики деструктивного поведения в молодежной среде.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1) выявление критериев и показателей деструктивного поведения;

2) мониторинг показателей эффективности профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях Московской области в 2021-2022 учебном году;

3) анализ показателей мониторинга эффективности профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях Московской области в 2021-2022 учебном году.

В качестве источников и методов исследования выступили:

- анализ статистических данных Региональной системы электронного мониторинга (Распоряжение Министерства образования Московской области от 31.05.2021 № Р-396 «Об утверждении Положения об Автоматизированной информационной системе «Региональная система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области») [5];

- анализ отчетов о реализации федеральных и региональных проектов воспитания и социализации обучающихся в Московской области;

- аналитические материалы субъектов профилактики деструктивного поведения обучающихся в формате межведомственного взаимодействия (Распоряжение Министерства образования Московской области от 24.12.2020 № Р-851 «О межведомственной комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, государственных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области») [3];

- результаты участия образовательных организаций, детских коллективов и педагогических работников, осуществляющих воспитание и социализацию в мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней;

- анализ внешних экспертных оценок результатов участия субъектов воспитания и социализации в мероприятиях и конкурсах по мониторингу отдельных компонентов системы.

Научная новизна статьи заключается в выявлении критериев и показателей деструктивного поведения обучающихся. Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний о направлениях и методах диагностики и профилактики деструктивного поведения. Практическая значимость статьи заключается в нахождении и апробации эффективных направлений диагностики и профилактики деструктивного поведения обучающихся в рамках возможностей современной системы образования.

Мониторинг эффективности профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях Московской области в 2021-2022 учебном году был осуществлен на основании следующих критериев и показателей, внесенных Федеральным институтом оценки качества образования в систему оценки эффективности механизмов управления качеством образования в регионе, а именно - в раздел «Система организации воспитания обучающихся», один из треков которого посвящен деструктивному поведению:

1. Сиротство и оставление детей без попечения родителей.

2. Малообеспеченность семей.

3. Трудные жизненные ситуации.

4. Трудности в развитии и социальной адаптации.

5. Социально опасное положение.

6. Различные группы риска.

7. Постановка на внутришкольный учет.

8. Количество случаев в ОО деструктивного проявления в поведении обучающихся данной ОО, получивших резонанс в СМИ (за последние 5 лет).

9. Количество выявленных деструктивных аккаунтов обучающихся в социальных сетях.

На основании вышеуказанных показателей был реализован мониторинг эффективности мер профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательных организациях Московской области в 2021-2022 учебном году.

Параметры кластерного анализа

В первый кластер вошли муниципалитеты с высокой долей охвата обучающихся различными формами работы в соответствии с показателем.

Во второй кластер вошли муниципалитеты с долей охвата обучающихся различных категорий различными формами работы, близкой к средним значениям по Московской области.

В третий кластер вошли муниципалитеты с низкой долей охвата обучающихся различными формами работы в соответствии с показателем.

Результаты анализа данных по показателям:

1. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Доля несовершеннолетних обучающихся из малообеспеченных семей.

В рамках анализа эффективности работы с уязвимыми категориями обучающихся (дети-сироты и несовершеннолетние обучающиеся из малообеспеченных семей) в муниципалитетах, индикаторами стали:

- доля детей из малообеспеченных семей, охваченных индивидуальными профилактическими мероприятиями;

4 ■ Муниципалитеты с низкой

V в ^^ эффективностью

\ Муниципалитеты с недостаточной

^Н эффективностью

^^ ■ Муниципалитеты с оптимальной

эффективностью

■ Муниципалитеты с низкой эффективностью

Муниципалитеты с недостаточной эффективностью

■ Муниципалитеты с оптимальной эффективностью

^—

87

■ пЫСЫС2ЫЯ2ЬЮЗДЫрЮ9ДЯ

■ отсутствие контроля со стороны родителей

■ отсутствие учебной мотивации

■ Муниципалитеты с низкой эффективностью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципалитеты с недостаточной эффективностью

■ Муниципалитеты с оптимальной эффективностью

Рис 1. Эффективность работы муниципалитетов с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также несовершеннолетними из малообемп еченныхсемей

- доля детей-сирот и детей, оставшихся Незпыпеченияродителей, охвы-9ннны9индинйднильнзмй сдофиаакойчиссинн унропйняззммд;

- доля детей из малообеспеченных семей, охваченных каникулярным отдыхом;

- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных каникулярным отдыхом.

Анализ показал, что с различными категориями обучающихся работа ведется несистемно, отсутствует должный уровень межведомственной координации.

Для повышения эффективности работы необходимо создать эффективные структуры межведомственного взаимодействия участников профилактики и работы с уязвимыми категориями обучающихся.

й Доуя нлсоаершнннолеенин зб9Ч2ЮЩ1сся, нлходящихся в ародной жизи нчнной синуацни-

4. Ддло иссезершениытханих, пспытывающзн лнааилсти о еозвитеи и ся-цоальнддщдзппяции.

Счанчсникайбуусющнсся, исйытывающухуфудиокри внйзвитиз и социальное ндспаа^с, ^йищ<9тсалннн нй ссесз^ дзнхы)( 9 н020Ч0Cннщ ныиочиччмхпылaч-них с ОВЗ.

Рис 4. Эффективность работы муниципалитетов с обучающимися, находящимися в социально опасном положении

6. Днюя ееснворшенноюатннх нНуиаыщихся, находящихся в различных яоххпзл лиика, л тзм чхсле их иеяулвлитам лрооздоноя х01^0зльил>хпси)я0лхгичев екохо зонлс|Э<(в^1^из

■ Муниципалитеты с низкой эффективностью

Муниципалитеты с недостаточной эффективностью

Рис 5. Эффективность работы муниципалитетов с несовершеннолетними групиарлслапо сехульзатаиСПТ

Осзйвоым инсоримеооом хоиитосяяга яc|эcТeвтихnисти хихоаы иб|иазпаа-селаиих ортинича^в м^нцип^х^и^е^иахпо раинеыу хыивлохию гфизяакоз де-сиццииив^ог(- иоведения (в том числе аддиктивного) выступает социально-психо-хогичзскоетисти рование.

з. ИСвюы оf)ычоюlяиохя, нaяхдя%чxст са итпиpяшпoньиxм ^00 (из иоиезц лпeавили гидз).

Д. хлоз обyоaмтиныя, сантых с иезти в 9иккщем кхлмнял|ы0ич0сy (% вы -бисших их нвиз.

Рис 2. Эффективность работы муниципалитетов с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации; а также с обучающимися, испытывающими трудности в развитии и социальной адаптации

5. Доля несовершеннолетних обучающихся, находящихся в социально опюаноныол ожении.

Опоеднляднсм покаяатылеы но-оальнейопесносси выыуддот систтмияи-ческие пропуски занятий несовершеннолетними по неуважитедьным по ичигам.

Резьлптдныронсмотюеты ,динамике, езлто^шыет^ь^енэЮ 2имeныни0,тимeн-но - сокращение числа обучающихся не посещающих образовательную организацию по неуважительным причинам, являются определяющим показателем эффективности профилактической работы в муниципалитетах.

1

■ Муниципалитеты с низкой

эффективностью

Муниципалитеты с недостаточной

1 эффективностью

50 ^ ■ Муниципалитеты с оптимальной

эффективностью

^св ЭфЫeкт-всoыяь раыхтымчнсциыалитетов и оочлющииося. слстхощоми н, п9ПвMыеaяoисeaвoм уовю

9. Количество случаев в 00 деструктивного проявления в поведении обучающихся данной 00, получивших резонанс в СМИ (за последние 5 лет).

При интерпретации данных по этому показателю для принятия в дальнейшем управленческих решений необходимо учитывать численность населения муниципалитета и наличие в муниципалитете собственных средств массовой информации с учетом активных групп и каналов информации в мессенджерах и социальных сетях. В ряде случаев резонанс и обсуждение в СМИ является именно результатом активности населения конкретного муниципалитета в социальных сетях.

ы22люохехcы ирявая нзаизоеиятв можоy иислениостил нас^охния в мини-яиптяитeте икoогсecтяoмpeзонaвcныт вштчa ев.

хи. K2лттecыи2 вговигнныxмoтиpвковвныa внкиyоирл oPочaющлстх х ооял-хльныв сетях.

I Муниципалитеты с низкой эффективностью

Муниципалитеты с недостаточной эффективностью

I Муниципалитеты с оптимальной эффективностью

Рис. 3. Причины систематических пропусков занятий несовершеннолетними по неуважительным причинам

Рис. 7. Эффективность работы муниципалитетов по мониторингу рисков деструктивного поведения, кол-во муниципалитетов

По итогам реализованного исследования нами были сделаны следующие выводы.

I. На основе проведенного анализа результатов мониторинга в 2021 году были выявлены факторы, влияющие на результаты:

1. Низкое качество отчетов образовательных организаций о развитии социальных институтов воспитания (информация не систематизирована, не структурирована, устарела).

2. Несвоевременное внесение данных образовательными организациями в региональной системе электронного мониторинга.

3. Предоставление неинформативных отчетов в связи с реорганизацией образовательных организаций (объединение, ликвидация).

4. Недостаточный уровень организации межведомственного взаимодействия при организации мероприятий для обучающихся (образовательные организации, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и туризма, молодежной политики, религиозных организаций).

5. Отсутствие в ряде образовательных организаций единой системы работы классных руководителей по вовлечению обучающихся в мероприятия по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

6. Недостаточный уровень компетенции классных руководителей в использовании современных средств диагностики и выявлении обучающихся «группы риска» деструктивного поведения.

7. Низкий уровень межведомственной координации организаторов и координаторов волонтерских и общественных объединений (образование, физическая культура и спорт, молодежная политика и т.д.).

8. Разный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей создание, функционирование и развитие волонтерских и общественных объединений (наличие объектов социальной, образовательной и спортивной инфраструктуры).

9. Наличие обучающихся, не принимающих участие в социально-психологическом тестировании.

II. С целью минимизации влияния перечисленных факторов был принят ряд управленческих решений, определяемых региональной нормативно-правовой базой:

1. Постановление Губернатора Московской области от 01.10.2021 № 354-ПГ «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних» [2].

Библиографический список

2. Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области на 2020 года, утвержденный Председателем Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области (утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Московской области, О.С. Забраловой, 20.12.2020.) на 2022 год [1].

3. Письмо Администрации губернатора Московской области от 30.12.2021 ИСХ-20485/03-20 «О направлении Постановления Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

4. Распоряжение Министерства образования Московской области от 22.12.2021 № Р-805 «Об утверждении Плана Министерства образования Московской области по реализации мероприятий комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Московской области на 2019-2023 годы» в 2022 году [4].

5. Письмо Министерства образования Московской области от 10.02.2021 № исх. 2010/16-21а «О направлении Дорожной карты по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся муниципальных образовательных организациях Московской области и государственных учреждений» и т. д.

III. По итогам были приняты решения на региональном и муниципальном уровне нашедшие отражение в результатах текущего периода мониторинга:

1. Унифицирована структура отчетной документации.

2. Усилен контроль за внесением данных образовательными организациями в РСЭМ.

3. Проведена реорганизация образовательных организаций (объединение, ликвидация).

4. Созданы структуры межведомственного взаимодействия в муниципалитетах (образовательные организации, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и туризма, молодежной политики, религиозных организаций).

5. Функционал классных руководителей приведен в соответствие с положением «О классном руководстве».

6. Организованы курсы повышения квалификации и обучающие семинары по использованию современных средств диагностики и выявлению обучающихся «группы риска» деструктивного поведения.

7. Разработаны единые реестры волонтерских и общественных объединений (образование, физическая культура и спорт, молодежная политика и т. д.).

8. Организовано межмуниципальное взаимодействие в реализации региональных и муниципальных проектов.

9. Сократился процент немотивированных отказов от участия в социально-психологическом тестировании.

1. Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области на 2021 год. Available at: https://kdn.mosreg.ru/deyatelnost/plany/01-06-2021-15-24-05-kompleksnyy-plan-meropriyatiy-po-profilaktike-bezn

2. Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Постановление губернатора Московской области № 354-ПГ от 01.10.2021. Available at: https://kdn. mosreg.ru/zakon/regionalnoe/postanovleniya-gubernatora-moskovskoi-oblasti/06-10-2021-10-41-19-postanovlenie-gubernatora-moskovskoy-oblasti-354-p

3. О межведомственной комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, государственных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области. Распоряжение Министерства образования Московской области от 24.12.2020 № Р-851. Available at: https://mo.mosreg.ru/dokumenty/deyatelnost-sistemy-obrazovaniya/profilaktika-asocialnyh-yavleniy/09-03-2021-14-24-30-rasporyazhenie-ministerstva-obrazovaniya-moskovsko

4. Об утверждении Плана Министерства образования Московской области по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Московской области» на 2019-2023 годы в 2021 году. Распоряжение Министерства образования Московской области от 26.01.2021 № Р-27. Available at: https:// mo.mosreg.ru/dokumenty/deyatelnost-sistemy-obrazovaniya/profilaktika-asocialnyh-yavleniy/09-03-2021-14-28-05-rasporyazhenie-ministerstva-obrazovaniya-moskovsko

5. Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе «Региональная система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области». Распоряжение Министерства образования Московской области от 31.05.2021 № Р-396. Available at: https://mo.mosreg.ru/ deyatelnost/obschee-obrazovanie-v-mo/reiting-shkol/24-05-2022-16-36-15-rasporyazhenie-ministerstva-obrazovaniya-moskovsko

References

1. Kompleksnyj plan meropriyatij po profilaktike beznadzornosti, besprizornosti, narkomanii, toksikomanii, alkogolizma, suicidov, pravonarushenij nesovershennoletnih, zaschite ih prav na territorii Moskovskoj oblasti na 2021 god. Available at: https://kdn.mosreg.ru/deyatelnost/plany/01-06-2021-15-24-05-kompleksnyy-plan-meropriyatiy-po-profilaktike-bezn

2. Ob utverzhdenii Poryadka mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya organov i uchrezhdenij sistemy profilaktiki beznadzornosti ipravonarushenij nesovershennoletnih, a takzhe inyh organizacij po rannemu vyyavleniyu sluchaev narusheniya prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnih i okazaniyu pomoschi sem'yam v voprosah zaschity prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnih. Postanovlenie gubernatora Moskovskoj oblasti № 354-PG ot 01.10.2021. Available at: https://kdn.mosreg.ru/zakon/regionalnoe/postanovleniya-gubernatora-moskovskoi-oblasti/06-10-2021-10-41-19-postanovlenie-gubernatora-moskovskoy-oblasti-354-p

3. O mezhvedomstvennoj komissii po profilaktike beznadzornosti i pravonarushenij sredi obuchayuschihsya municipal'nyh obscheobrazovatel'nyh organizacij v Moskovskoj oblasti, gosudarstvennyh obscheobrazovatel'nyh organizacij, professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya Moskovskoj oblasti, podvedomstvennyh Ministerstvu obrazovaniya Moskovskoj oblasti. Rasporyazhenie Ministerstva obrazovaniya Moskovskoj oblasti ot 24.12.2020 № R-851. Available at: https:// mo.mosreg.ru/dokumenty/deyatelnost-sistemy-obrazovaniya/profilaktika-asocialnyh-yavleniy/09-03-2021-14-24-30-rasporyazhenie-ministerstva-obrazovaniya-moskovsko

4. Ob utverzhdenii Plana Ministerstva obrazovaniya Moskovskoj oblasti po realizacii meropriyatij Kompleksnogo plana protivodejstviya ideologii terrorizma v Moskovskoj oblasti» na 2019-2023 gody v 2021 godu. Rasporyazhenie Ministerstva obrazovaniya Moskovskoj oblasti ot 26.01.2021 № R-27. Available at: https://mo.mosreg.ru/dokumenty/deyatelnost-sistemy-obrazovaniya/profilaktika-asocialnyh-yavleniy/09-03-2021-14-28-05-rasporyazhenie-ministerstva-obrazovaniya-moskovsko

5. Ob utverzhdenii Polozheniya ob avtomatizirovannoj informacionnoj sisteme «Regional'naya sistema 'elektronnogo monitoringa sostoyaniya i razvitiya sistemy obrazovaniya Moskovskoj oblasti». Rasporyazhenie Ministerstva obrazovaniya Moskovskoj oblasti ot 31.05.2021 № R-396. Available at: https://mo.mosreg.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie-v-mo/reiting-shkol/24-05-2022-16-36-15-rasporyazhenie-ministerstva-obrazovaniya-moskovsko

Статья поступила в редакцию 16.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.