Научная статья на тему 'ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
785
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ / ФОНОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аглямова Гульназ Махияновна, Харисова Эльвира Анваровна

Результативность профилактики деструктивных явлений в молодежной среде невозможна без проведения комплексных криминологических исследований. В данном исследовании проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с деструктивными явлениями в молодежной среде, а также рассмотрена взаимосвязь организованной, рецидивной преступности с молодежной преступностью. В статье подробно изучены понятия «деструктивное поведение», «деструктивные явления в молодежной среде». Целью авторов является предложение путей по профилактике деструктивных явлений среди молодежи. В статье также рассмотрены признаки и структура личности молодых людей, которые привлекаются в деструктивные явления. Исследованы вопросы о привлечении молодежи к различным террористическим, экстремистским и несанкционированным организациям; взаимосвязь этих явлений с социальными негативными фоновыми явлениями. Авторы подчеркивают о необходимости усиления мер воспитательного характера - как профилактика деструктивных явлений среди молодежи. Путем использования диалектико-материалистической методологии проведено исследование о процессах детерминации деструктивных явлений в молодежной среде. В ходе исследования в качестве основных научных методов использовались: системно-структурный, статистический, метод системного анализа. Проанализированы нормативные правовые акты, статистические данные и мнения ученых в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTRUCTIVE PHENOMENA IN THE YOUTH ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH

The effectiveness of the prevention of destructive phenomena in the youth environment is impossible without conducting comprehensive criminological studies. This study analyzes the current situation with destructive phenomena in the youth environment, and the relationship of organized, recidivist crime with youth crime is under consideration. The article examines in detail the concepts of "destructive behavior", "destructive phenomena in the youth environment". The authors’ aim is to propose the ways to prevent destructive phenomena among young people. In addition the article examines the characteristics and structure of the personality of young people who are attracted to destructive phenomena. The questions of attracting young people to various terrorist, extremist and unauthorized organizations are investigated; the relationship of these phenomena with social negative background phenomena. The authors emphasize the need to strengthen educational measures, such as the prevention of destructive behaviors among young people. By using the dialectical-materialistic methodology, the study on the processes of determination of destructive phenomena in the youth environment was carried out. In the course of the study, the main scientific methods are: system-structural, statistical, system analysis method. The regulatory legal acts, statistical data and opinions of the scientists have been analyzed in this area.

Текст научной работы на тему «ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 343.974

Г.М. Аглямова

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского)

федерального университета, г. Набережные Челны, Российская Федерация

Э.А. Харисова

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского)

федерального университета, г. Набережные Челны, Российская Федерация

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

АННОТАЦИЯ. Результативность профилактики деструктивных явлений в молодежной среде невозможна без проведения комплексных криминологических исследований. В данном исследовании проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с деструктивными явлениями в молодежной среде, а также рассмотрена взаимосвязь организованной, рецидивной преступности с молодежной преступностью. В статье подробно изучены понятия «деструктивное поведение», «деструктивные явления в молодежной среде». Целью авторов является предложение путей по профилактике деструктивных явлений среди молодежи. В статье также рассмотрены признаки и структура личности молодых людей, которые привлекаются в деструктивные явления. Исследованы вопросы о привлечении молодежи к различным террористическим, экстремистским и несанкционированным организациям; взаимосвязь этих явлений с социальными негативными фоновыми явлениями. Авторы подчеркивают о необходимости усиления мер воспитательного характера — как профилактика деструктивных явлений среди молодежи. Путем использования диалектико-материалистической методологии проведено исследование о процессах детерминации деструктивных явлений в молодежной среде. В ходе исследования в качестве основных научных методов использовались: системно-структурный, статистический, метод системного анализа. Проанализированы нормативные правовые акты, статистические данные и мнения ученых в данной области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Деструктивное поведение, деструктивные явления, молодежная среда, детерминанты, деструктивный культ, фоновые явления, профилактика, меры профилактики.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 17 февраля 2021 г.; дата принятия к печати 19 июля 2021 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2021 г.

G.M. Aglyamova

Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University,

Naberezhnye Chelny, the Russian Federation

E.A. Kharisova

Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University,

Naberezhnye Chelny, the Russian Federation

DESTRUCTIVE PHENOMENA IN THE YOUTH ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH

ABSTRACT. The effectiveness of the prevention of destructive phenomena in the youth environment is impossible without conducting comprehensive criminological studies. This study analyzes the current situation with destructive phenomena in the youth environment, and the relationship of organized, recidivist crime with youth crime is under consideration. The article examines in detail the concepts of "destructive behavior", "destructive phenomena in the youth environment". The authors' aim

© Аглямова Г.М., Харисова ЭА., 2021

is to propose the ways to prevent destructive phenomena among young people. In addition the article examines the characteristics and structure of the personality of young people who are attracted to destructive phenomena. The questions of attracting young people to various terrorist, extremist and unauthorized organizations are investigated; the relationship of these phenomena with social negative background phenomena. The authors emphasize the need to strengthen educational measures, such as the prevention of destructive behaviors among young people. By using the dialectical-materialistic methodology, the study on the processes of determination of destructive phenomena in the youth environment was carried out. In the course of the study, the main scientific methods are: system-structural, statistical, system analysis method. The regulatory legal acts, statistical data and opinions of the scientists have been analyzed in this area.

KEYWORDS. Destructive behavior, destructive phenomena, youth environment, determinants, destructive cult, background phenomena, prevention, preventive measures.

ARTICLE INFO. Received February 17, 2021; accepted July 19, 2021; available online August 31, 2021.

Деструктивные явления в молодежной среде — проблема, требующая к себе самого пристального внимания со стороны государства и общества. В данном исследовании под молодежью мы понимаем социально-демографическую группу от 14 до 35 лет.

Анализ научной литературы показывает об актуальности исследуемой темы. Например, Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов пишут: «Деструктивное поведение рассматривается как агрессивное поведение, которое проявляется в действиях, базирующихся на агрессивности и направленные на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим» [1, с. 619].

С.О. Ларионова отмечает: «Деструктивное поведение понимается как негативная и неодобряемая система поступков или отдельные поступки, действия, жесты, слова, высказывания человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности» [2, с. 90—94].

Соглашаемся с мнением К. Т. Лукьяненко, который пишет: «Деструктивная активность — это действия, которые несут антисоциальный и антигосударственный заряд. Важно также отметить, что молодежная среда (в силу своих социальных характеристик и уровня восприятия окружающей социальной, экономической и политической обстановки) в наибольшей степени подвержена критичному отношению к действительности и накоплению и реализации негативного протест-ного потенциала» [3, с. 125].

Ю.А. Клейберг отмечает: «Разработка теоретических типов направлена на поиск сущностных характеристик объектов и нахождение у них общих черт. Теоретические типологии должны иметь четкое эмпирическое соотнесение, в противном случае они будут нейтрализованы из-за трудности эмпирической верификации (истинности, чистоты исследования) и операционализации (преобразования) понятий, характеризующих ту или иную типологию» [4, с. 12].

По мнению Н.В. Майсак и Л.П. Великановой: «Деструктивное поведение-альтернативный способ адаптации отдельных индивидов и социальных групп к стрес-согенному характеру жизни» [5, с. 879—885].

«Деструктивный культ», «деструктивная организация» — термин, используемый социологами, психологами, богословами и криминалистами по отношению к

группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический, моральный, физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения

такого вреда [6, с. 5].

На наш взгляд, деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам морали и нормам права. Деструктивные явления в молодежной среде — это противозаконные явления, привлечение молодежи к различным террористическим, экстремистским и несанкционированным организациям, митингам, шествиям; взаимосвязь этих явлений с социальными негативными фоновыми явлениями.

По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тыс. преступлений. Большинство несовершеннолетних, или 83 %, в 2019 г. совершили преступления против собственности, 8 % против жизни и здоровья и более 4 % — это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Ведомство обнародовало очень неприятные и даже страшные цифры: в нашей стране несовершеннолетние ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тыс. преступлений. Большинство молодых людей, или 83 %, посягают на чужую собственность, 8 % совершают преступления против жизни и здоровья, а более 4 % занимаются незаконным оборотом наркотиков.

Ситуация действительно очень серьезная: в прошлом году подразделениями по делам несовершеннолетних поставлены на учет почти 145 тыс. подростков, из них более чем 70 тыс. нарушили закон, не достигнув 16-летнего возраста.

Разумеется, правоохранительные органы бьют тревогу. Университет прокуратуры РФ проанализировал криминальную статистику и разработал психологический портрет малолетнего преступника, который существенно отличается от взрослых «коллег». Особенности подросткового возраста — недостаток жизненного опыта, повышенная внушаемость и практически полный антагонизм к запретам и предписаниям. А также максимализм, стремление к самостоятельности и самоутверждению, неустойчивость самооценки.

Бросается в глаза и тот факт, что для несовершеннолетних характерна значительно более высокая доля групповых нарушений закона: почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе. А ступив на этот путь, свернуть с него чрезвычайно сложно. Очень часто подростки, раньше уже совершавшие преступления, делают это еще раз и становятся рецидивистами.

В Университете прокуратуры определили основные характеристики подростка, ставшего преступником. Около половины осужденных в прошлом году несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем, почти 10 % — вне семьи, и подавляющее большинство имело низкий уровень образования. У 80 % из них — начальное или основное общее образование, у 15 % — среднее общее и только 2 % имеют среднее профессиональное образование. При этом четверть всех несовершеннолетних на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.

В Российской Федерации за январь-декабрь 2020 г. выявлено 33 575 несовершеннолетних преступников, 34 773 учащихся и студентов.

Необходимо отметить о достаточно хорошей нормативной базе по противодействию деструктивных явлений среди молодежи в Российской Федерации. Например, это Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О

мерах по противодействию терроризму», Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019—2023 гг., утвержденный Президентом Российской Федерации 28.12.2018 г. № Пр-2665, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. Субъекты Российской Федерации активно принимают и реализуют нормативные акты в этой области. Например, в Республике Татарстан действуют: Распоряжение Президента Республики Татарстан от 07.03.2016 г. № РП-170 «О межведомственной рабочей группе по вопросам профилактики экстремизма и терроризма в Республике Татарстан», Концепция формирования и развития системы психологической помощи населению в Республике Татарстан на 2019—2022 гг., утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.03.2019 г. № 149.

Анализ научной литературы показывает о разных определениях понятий «деструктивная молодежная среда», «молодежная преступность». В криминологической литературе понятия «молодежь», «молодежная субкультура», «преступления в молодежной среде» относится к числу часто употребляемых.

По мнению С.А. Корягиной, «распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности» [7, с. 15].

Молодежь представляет собой особую социальную группу, имеющую свои идеалы и ценности, которые формируются под воздействием разных факторов. Эти ценности довольно часто расходятся с общепризнанными нормами, могут служить поводом к негативным отклонениям в поведении молодежи и приводить ее к преступлениям [8, с. 142].

Вышеприведенный анализ статистических данных показывает о значительной степени вовлеченности молодежи в противоправную деятельность. Все это говорит о том, что молодежная преступность в настоящее время активно прогрессирует.

Деструктивная молодежная среда — это опасное негативное общественное явление. Она является частью организованной и рецидивной преступности, в том числе преступности несовершеннолетних. При этом ее высокая опасность состоит, в частности, в том, что она является способом существования молодежной криминальной среды.

К деструктивной молодежной среде можно отнести: деструктивные интернет-сообщества, уличные банды, группы наркоманов, тоталитарные религиозные секты (вплоть до сатанинских), хулиганствующие фанаты, экстремистские группировки, которые специализируются по трем основным направлениям: политическое, националистическое и религиозное.

По нашему мнению к детерминантам возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности относят:

— неблагополучная семья;

— недостатки в воспитательной работе школы, средних специальных учебных заведений, вузов;

— отсутствие у молодежи нравственных взглядов и убеждений;

— перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;

— постепенное отчуждение молодежи от полезных групп (семьи, класса, учебной группы, трудового коллектива).

Т.М. Зайко отмечает: «Личность правонарушителя формируется (внешне) в тех же самых сферах общественной жизни (семье, школе, трудовом коллективе,

бытовом окружении), как и у гражданина, который соблюдает нормы поведения. Однако, характер развития личности, а, соответственно, и содержание ее поступков, особенности интересов и в первом, и во втором случаях могут быть различны» [9, с. 12].

На наш взгляд, к личностным особенностям молодежи в группах деструктивной направленности относятся:

— слабая психика;

— повышенная внушаемость;

— низкая самооценка;

— отсутствие позитивных жизненных целей;

— неумение взаимодействовать с окружающими;

— восприятие жизненных задач как проблему;

— семейные проблемы;

— нарушения взаимоотношений;

— отсутствие духовного воспитания и этикета,

— нежелание работать и тяга к «легким деньгам»;

— достаточное количество свободного времени и избыток неиспользованной энергии;

— отсутствие трудового воспитания.

— тяга к различным «тусовкам»;

— претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);

— популяризованный взгляд на мир (все плохо, но мы — другие);

— уверенность в том, что участие в деструктивной молодежной среде — «авторитет» и «привилегия»;

— поощрение асоциального и противоправного поведения;

— стремление к унификации на основе подражания;

— ослабление связей с семьей.

Познание молодежной деструктивной среды — это не только основа к разработке наиболее эффективных методов борьбы с ней, но и познание завтрашнего дня всей организованной и рецидивной преступности. В этой связи успешная борьба с молодежной деструктивной средой не только снизит криминальную напряженность в стране, но и, будет являться профилактикой организованной и рецидивной преступности завтрашнего дня.

Известные работы таких авторов, как А.И. Долгова, С.М. Иншаков, М.П. Клейменов, и других тесно связывают причины возникновения преступности (в том числе и молодежной) с культурологической составляющей.

Необходимо отметить, что в связи с социальными, экономическими, политическими факторами, личностными особенностями молодые люди могут становиться «жертвой» или «мишенью» экстремистских, деструктивных организаций, которые используют молодежь в своих корыстных интересах. Поэтому своевременная организация профилактической (предупредительной) работы среди молодежи является актуальной.

Следует отметить о детерминантах вовлечения молодежи в деструктивные явления:

1. Возраст деструктивной активности: от 14 до 25 лет. Немаловажное значение в этом возрасте играют психологические и социальные факторы. Неустойчивая психика — легко внушаемость и манипулирование; амбициозность и максимализм.

Вербовщики чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или кризисном социальном или психологическом положении:

— люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений);

— переезд, либо командировка в другой город;

— студенты вузов (особенно первый и последний курсы);

— люди, находящиеся в длительном одиночестве;

— люди, испытывающие какой-либо стресс (развод, болезнь,

смерть близких, потеря чего-либо и т.д.);

— подростки с их кризисом самоопределения;

— мигранты, беженцы, безработные, которые испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей;

— особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной» и «абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы) [6, с. 14].

2. «Пропаганда» со стороны деструктивных организаций культа героизма и романтизма в участии в деструктивных ситуациях (несанкционированных митингах, шествиях, «ради смеха и тусовки» и т.п.);

3. Привлечение молодежи со стороны деструктивных, террористических и экстремистских организаций к участию в деструктивных ситуациях путем обещания выплаты больших денег, дорогих вещей (например, сматрфонов, планшетов и др.);

4. Взаимосвязь деструктивных явлений с наркоманией — самый опасный фактор. Например, со стороны депутата Государственной Думы Российской Федерации было предложение о проверках на наркотики задержанных подростков на несанкционированных митингах.

5. Тактика и методы вербовки в различные деструктивные организации (террористические, экстремистские организации, секты и т.п.). Т.М. Сулейманов, эксперт в области сект и культов, выделяет: «Различные культы используют разные методики вербовки, в то время как некоторые культы уделяют вербовке мало внимания. Указанное выше является очень общим и довольно эскизным описанием. Также, пожалуйста, заметьте, что многие популярные терапии и даже некоторые традиционные религии предлагают обещания свершения, сходные с деструктивными культами. Однако, деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям» [10, с. 16].

И.В. Пащенко отмечает: «Интернет-пространство выступает площадкой для распространения террористическими группами информации, а также факторов следующего характера:

— пропаганда — электронные сообщения и тексты, журналы и пресса, аудиозаписи, видеоролики, приложения и видеоигры, созданные с целью популяризации деятельности террористов;

— финансирование деятельности террористических групп (электронные переводы, продажа медиаконтента);

— вербовка и обучение новых членов групп;

— информационные ресурсы для подготовки терактов (карты, фотоснимки местности, записи/трансляции с камер видеонаблюдения, планы зданий и сооружений);

— устрашение населения посредством видео- и аудиоматериалов» [11, с. 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярким примером является криминальная ситуация, которая произошла в

Кукморском районе Республики Татарстан. В ночь на 30 октября 16-летний подросток напал на отдел полиции в городе Кукмор в Татарстане. Около 00:30 по местному времени в здание районного отдела МВД бросили несколько «коктейлей Молотова» (по данным казанского издания «Бизнес Online», юноша бросил четыре бутылки, по сведениям Life — две). Телеграм-канал «112» сообщил, что, когда подросток бросил бутылку в машину, стоявшую у отдела МВД, из здания выбе-

жали несколько сотрудников. По данным региональной полиции, нападавший попытался скрыться, в погоню за ним бросились участковый и начальник изолятора временного содержания. В 20 метрах от здания МВД юноша стал угрожать полицейским ножом и не реагировал на призывы сдаться.

Как пишет Baza, подросток напал на полицейских с криком «Бог меня спасет, все неверные, Аллах акбар!» В МВД подтвердили, что он кричал «Аллах акбар, я вас всех убью!», сообщает Daily Storm. «Это правда, что он угрожал убить всех. Кричал [на полицейских], что они враги Аллаха, и тому подобное», — сказали в пресс-службе МВД.

На наш взгляд, мерами профилактики деструктивных явлений среди молодежи могут быть:

— индивидуальные профилактические меры, включая непосредственное объяснение родителям о деструктивном культе;

— привлечение молодежи к работе научных объединений и научных кружков (проведение научно-практических семинаров с привлечением сотрудников правоохранительных органов). Например, такая мера активно применяется в Набереж-ночелнинском институте Казанского (Приволжского) федерального университета. Только за 2018—2021 (по февраль) года в рамках работы студенческого научного кружка «Актуальные проблемы криминологии и криминалистики» проведены около 30 научных, научно-практических, профилактических мероприятий с привлечением сотрудников правоохранительных структур. Прослеживается активность и заинтересованность молодежи на таких мероприятиях;

— посещение классом, студенческими группами, трудовыми коллективами культурно-массовых мероприятий (кинотеатров, театров, концертов и т.п.);

— включение в государственные образовательные стандарты и в учебные планы общеобразовательных учреждений, средне-профессиональных учебных заведений, вузов специальной дисциплины «Этика и эстетика»;

— привлечение молодежи к физическому труду (участие в субботниках, прохождение практики на предприятиях и организациях, организация помощи старшему поколению и т.п.);

— особый акцент сделать на проведение тематических, воспитательных часов (классные часы, кураторские часы);

— привлечение молодежи к спорту.

По нашему мнению, необходимо отметить те подходы, которые должны быть применены при проведении профилактики деструктивных явлений среди молодежи:

— информирование молодежи через научно-профилактические лекции об опасности деструктивных явлений. Эти лекции должны быть основаны на предоставлении информации о террористических и экстремистских организациях, о негативности их политических, религиозных идей, направленных на дестабилизацию ситуации в мире, в стране;

— обучение и разъяснение молодежи о терпимости к разным жизненным ситуациям, проведение встреч с психологами на тему о развитии эмоциональной сферы человека. Нередко в деструктивные ситуации попадают молодые люди скованные, необщительные — именно в деструктивных течениях, по их мнению, они могут выразить свои эмоции, переживания;

— акцент на влияние семьи и сверстников. Например, можно организовать специальное обучение лидеров молодежи по программам профилактики деструктивных явлений среди молодежи, чтобы они потом рассказали в своем классе, группе, трудовом коллективе.

Хотелось бы остановиться на вопросе об особенностях вербовки в деструктивные организации (явления и ситуации) посредством социальных сетей и интерне-

та, с использованием современной техники и компьютерных программ, которые представляют явную угрозу общества в части общей и открытой площадки для вербовщиков. Вербовщики используют аудиозаписи, видеозаписи, блоги, нелегальные пропагандистские материалы, призывы участвовать в несанкционированных митингах, дезинформацию и иные материалы, которые непосредственно отправляют в личные страницы потенциальных молодых вербуемых. По данному вопросу задачей правоохранительных органов является принятие всевозможных законодательных мер по блокировке закрытых групп, аккаунтов вербовщиков и привлечение их к уголовной ответственности, а также разъяснение молодому поколению о неправомерности и противозаконности мер, которые принимают вербовщики. Особое внимание следует уделить на реализацию Федерального закона от 27.07.2066 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таким образом, деструктивные явления среди молодежи необходимо рассматривать как объект криминологического исследования. Опасным периодом для включения в деструктивную активность является подростковый и юношеский возраст. В связи со многими детерминантами и процессом детерминации молодежь может становиться «жертвой» деструктивных организаций, которые используют молодое поколение в своих корыстных интересах и как «щит, прикрытие». У молодого поколения легче приживаются радикальные убеждения, наиболее быстро происходит накопление агрессии, недовольства и всплеск негативного протестного потенциала, тяга к различным «тусовкам», «дурачеству», «нездоровому смеху», наркомании и токсикомании и т.п. На наш взгляд, здесь необходимо отметить взаимосвязь деструктивных явлений среди молодежи с негативными социальными фоновыми явлениями, такими как алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.

Следует подчеркнуть, что психологический портрет лица, склонного к деструктивной деятельности является абстрактным. Вербовщики, используя методы социальной инженерии (психологические методы), атакуют тех, кто менее социально адаптированным и не имеет устоявшегося характера, жизненных позиций и ценностей. Факторами для привлечения внимания представителей деструктивных организаций в социальных сетях, интернете становятся депрессивные статусы и фотографии, с помощью которых устанавливаются психологические и социальные проблемы личности, связанные с нехваткой общения, любви, нехваткой средств на жизнь, внимания, неразделенной любовью, обидой на всех и т.д.

На наш взгляд, основой системы профилактической работы деструктивных явлений среди молодежи является идея адаптации к жизни, воспитанности, решительность и правильный подбор методов при возникновении и в решении жизненных задач — непризнание их как проблему; умение разграничивать: что такое хорошо или плохо, законно или противозаконно; думать о последствиях своих действий. Необходимо при этом отметить, что на формирование мировоззрения молодежи влияют средства массовых информаций (радио, телевидение), культура в обществе, культурно-массовые мероприятия (театры, концерты и т.п.) которые формируют ее моральные принципы и ценностные ориентации. В зависимости от того, как будут использованы эти инструменты, могут быть получены как позитивные, так и негативные результаты.

Список использованной литературы

1. Бисалиев Р.В. Агрессивное поведение в структуре соматических расстройств / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — С. 619.

2. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 1-1. — С. 90-94.

3. Лукьяненко К.Т. Рост деструктивной активности в молодежной среде: причины и перспективы / К.Т. Лукьяненко // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — Т. 9, № 5 (41). — С. 125-128.

4. Клейберг Ю.А. Типология деструктивного поведения / Ю.А. Клейберг // Профилактика деструктивного поведения в молодежной среде / сост. И.Ф. Шиляева, Ю.А. Федорова. — Уфа, 2019. — С. 12-21.

5. Майсак Н.В. Девиативные тенденции в профессиях: сравнительные аспекты / Н.В. Майсак, Л.П. Великанова // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10-4. — С. 879-885.

6. Овчинникова Е.В. Профилактика экстремизма в молодежной среде и противодействие вовлечению молодежи в деструктивные организации : метод. пособие / Е.В. Овчинникова, Д.В. Берсенев. — Казань : Казанская Недвижимость, 2019. — 56 с.

7. Корягина С.А. Анализ динамики состояния и структуры региональной преступности / С.А. Корягина // Российский следователь. — 2007. — № 10. — С. 15-18.

8. Рябцева В.А. Правонарушения и преступления в молодежной среде: причины и методы профилактики / В.А. Рябцева // Вестник научных конференций. — 2017. — № 3-6 (19). — С. 142-144.

9. Зайко Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты : монография / Т.М. Зайко. — Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2017. — 85 с.

10. Сулейманов Т.В. Психологическое насилие в современных сектах и культах / Т.В. Сулейманов. — Москва, 2000. — 136 с.

11. Пащенко И.В. Идеология террористических сообществ в сети Интернет: технологии распространения и специфика противодействия / И.В. Пащенко // Caucasian Science Bridge. — 2018. — Т. 1, № 2 (2). — С. 12-24.

Информация об авторах

Аглямова Гульназ Махияновна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Российская Федерация, e-mail: gulnaz-kgu@mail.ru.

Харисова Эльвира Анваровна — старший преподаватель, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Российская Федерация, e-mail: ekcv@mail.ru.

Authors

Gulnaz M. Aglyamova — PhD in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation, e-mail: gulnaz-kgu@mail.ru.

Elvira A. Kharisova — Senior Lecturer, Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation, e-mail: ekcv@mail.ru.

Для цитирования

Аглямова Г.М. Деструктивные явления в молодежной среде как объект криминологического исследования / Г.М. Аглямова, Э.А. Харисова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).26 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3.

For Citation

Aglyamova G.M., Kharisova E.A. Destructive Phenomena in the Youth Environment as an Object of Criminological Research. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).26. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.