Для цитирования: Щетинина, Е. В. Профилактика деструктивных проявлений в образовательных организациях: результаты комплексного исследования на примере Челябинской области / Е. В. Щетинина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 152-156.
УДК 371 ББК 74.200
профилактика деструктивных проявлений
в образовательных организациях: результаты комплексного исследования
на примере челябинской области
Е. В. Щетинина
В статье рассматриваются сравнительные результаты цикла социологических исследований, проведенных Центром мониторинга социальных сетей гБу ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в период с 2020 по 2022 гг. среди участников образовательного процесса Челябинской области (преподавателей, обучающихся, родительского сообщества). Целью сравнительного исследования стало выявление наиболее актуальных проблем в области организации системы профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде Челябинской области. В ходе исследования было изучено отношение субъектов образовательного процесса к организации профилактической работы в их образовательных учреждениях по проблемам суицидального поведения; минимизации рисков вооруженного нападения на образовательную организацию и алгоритму поведения в случае проявления данных рисков; солидаризации обучающихся с экстремистскими и террористическими организациями, а также угроз, связанных с кибербуллингом и буллингом в условиях образовательной среды. В работе приведены статистические данные, описывающие основные проблемы, связанные с организацией системы профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.
Ключевые слова: система профилактики, деструктивные проявления, социологическое исследование, субъекты образовательного процесса.
Перемены, происходящие сегодня в системе образования, оказывают существенное влияние на модернизацию задач, стоящих перед педагогическими коллективами образовательных организаций. Одна из них связана с необходимостью формирования социально успешной личности. Вместе с тем проблемы асоциального поведения, вредных привычек, склонности к зависимости от ряда веществ или специфической деятельности продолжают сопровождать процесс взросления современной молодежи. Более того, «переход человечества в новое тысячелетие сопряжен с появлением новых социальных проблем, связанных с проявлением асоциального поведения подрастающего поколения» [1, с. 63]. В связи с этим вновь актуализируется проблема организации эффективной профилактической работы в образовательной среде [2].
Социальная ситуация развития современного подростка в России предполагает активное присутствие представителей молодого поколения в сети Интернет. Это ведет к множеству трансформационных и деформационных явле-
ний, например «приватность как норма социальной жизни уходит в прошлое» [3]. В связи с этим многие риски, существовавшие и ранее, приобретают новые формы, становясь в гораздо большей степени скрытыми и зачастую неидентифициру-емыми со стороны взрослых, осуществляющих воспитательную и образовательную деятельность [4].
Несмотря на виртуализацию жизни современных детей и подростков, большая часть их повседневного быта связана с образовательным учреждением, поэтому именно образовательная среда способна стать реальной площадкой для организации работы по раннему выявлению и профилактике деструктивных проявлений в реальном и виртуальном поведении обучающихся [5]. При этом «для обеспечения высокого уровня цифровой грамотности становится необходимым изменение форм, методов, технологий обучения, внедрение новых подходов в системе общего образования» [6, с. 334].
В период с 2020 по 2022 гг. специалисты Центра мониторинга социальных сетей ГБУ
ДНО «Челябинский институт развития профессионального образования» провели ряд социологических исследований, направленных на выявление медиаинформационной грамотности и степени вовлеченности участников системы образования (преподавателей, обучающихся и родительского сообщества) в систему организации профилактики деструктивного поведения в образовательной среде.
Всего в социологическом исследовании приняли участие 6 969 преподавателей, 11 565 обучающихся1 и 711 родителей обучающихся системы общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Исследование осуществлялось методом сплошного онлайн-опроса по стандартизированной анкете.
Отметим, что один из блоков исследования был посвящен оценке организации профилактических мероприятий в образовательных организациях со стороны представителей всех участников образовательного процесса.
Из числа преподавателей 36,6 % респондентов отмечают, что в их образовательном учреждении регулярно и во всех возрастных группах проводятся занятия, направленные на профилактику буллинга и кибербуллинга; 26,9 % — только в случае обострения ситуации, связанной с данными проблемами; 13,6 % — от случая к случаю; 13,4 % — только с обучающимися старшей возрастной группы; 9,9 % респондентов отмечают, что данные занятия не проводятся вовсе. Таким образом, проблема буллинга и кибербуллинга существенно недостаточным образом системно обеспечена профилактической работой. Нри этом, по мнению респонден-тов-обучающихся, регулярно проводятся мероприятия по вопросам профилактики буллинга и кибербуллинга в 17,8 % случаев; нерегулярно, от случая к случаю — в 25,2 %; при обострении ситуации — в 12,6 %. В 44,4 % образовательных организаций, согласно опрошенным, такие мероприятия не проводятся. Но мнению респондентов из числа родительского сообщества, проблемы травли, в том числе и в виртуальном пространстве, в образовательных организациях, где обучаются их дети, обсуждают: регулярно — считают 21,2 % опрошенных, от случая к случаю — 14,0 %, только в случае обострения ситуации — 21,5 %. Нодобные мероприятия не проводятся вовсе, полагают 16,7 % опрошенных; затруднились ответить 26,4 %.
1 Возраст респондентов: 17-18 лет — 53,9 %, меньше 16 лет — 29,7 %, 19-20 лет — 12,7 %, 21 и более лет — 3,7 %.
Следующий вопрос фиксировал оценку респондентами эффективности проведения профилактических мероприятий по проблемам терроризма и экстремизма. Из числа преподавателей 56,7 % респондентов отметили, что в их учреждении регулярно со всеми возрастными группами организованы профилактические мероприятия по вопросам профилактики экстремизма, в том числе в сети Интернет; при этом у 14,8 % данные мероприятия проводятся только в старших классах/группах, у 13,3 % — от случая к случаю, а у 13,0 % — только в преддверии конкретных дат, у 2,2 % данные мероприятия не проводятся вовсе. Как показывают результаты исследования, имеется существенный потенциал для повышения эффективности работы образовательных учреждений в данном направлении, так как в 43,3 % случаев профилактические мероприятия проводятся недостаточно и ограниченно. Нри этом, согласно мнению респондентов-обучающихся, регулярно проводятся мероприятия только в 28,8 % случаев; нерегулярно, от случая к случаю — в 33,0 %; в преддверии памятных дат — в 22,8 %. В части образовательных организаций (15,4 %), по мнению респондентов, такие мероприятия не проводятся. Но мнению представителей родительского сообщества, мероприятия по информированию об угрозах терроризма и экстремизма, а также о последствиях распространения их идеологии, в том числе в виртуальном пространстве, в образовательных организациях, где обучаются их дети, проводят: регулярно — считают 28,2 % респондентов, от случая к случаю — 18,0 %. Нри этом 23,9 % опрошенных отмечают, что мероприятия проводятся только в случае обострения ситуации, а 10,4 % — что подобные мероприятия не проводятся. Затруднились ответить 19,4 % респондентов.
47,1 % респондентов-преподавателей отмечают, что в их образовательном учреждении регулярно и во всех возрастных группах проводятся мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения, в том числе в сети Интернет; при этом в учреждениях у 23,8 % респондентов данные мероприятия проходят только в случае ЧН, у 16,9 % — только в старших возрастных группах, а у 9,7 % — от случая к случаю; 2,6 % респондентов отметили, что в их учреждениях данные мероприятия не проводятся вовсе. Следовательно, в большей части образовательных учреждений мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения, не проводятся на систематической основе. Нри этом, согласно мнению
обучающихся, мероприятия по направлению психологической безопасности, в том числе в виртуальном пространстве, регулярно проводятся в 25,1 % случаев; нерегулярно — в 29,7 %; при обострении ситуации — в 17,0 %. В 28,3 % образовательных организаций, по мнению респондентов, такие мероприятия не проводятся. Согласно мнению представителей родительского сообщества, мероприятия по формированию психологической безопасности (позитивного отношения к жизни, умения справляться с психологическими трудностями и др.), в том числе в виртуальном пространстве, в посещаемых их детьми образовательных организациях проводятся: регулярно — только в 25,8 % случаев; периодически — в 16,8 % случаев; только при обострении ситуации — в 19,1 % случаев; 15,0 % респондентов отметили, что профилактические мероприятия не проводятся вовсе; затруднились ответить на данный вопрос 23,7 % респондентов.
Среди преподавателей 38,6 % респондентов отмечают, что в их образовательном учреждении регулярно и во всех возрастных группах проводятся мероприятия, направленные на профилактику влияния криминальных субкультур, в том числе в сети Интернет; у 26,3 % такие мероприятия проводятся только в случае обострения ситуации; у 18,3 % — только в старших возрастных группах; у 10,9 % — от случая к случаю, а 5,9 % утверждают, что в их учреждении данная работа не проводится вовсе. Указанные данные с учетом решения Верховного суда о признании криминального движения «АУЕ» экстремистским говорят о существенных пробелах в этом направлении: в 61,4 % случаев работа по профилактике таких явлений не ведется на систематической основе. По мнению респондентов из числа обучающихся, по направлению профилактики распространения идеологии криминальных субкультур, в том числе в виртуальном пространстве, мероприятия проводятся: регулярно — в 21,8 % случаев; нерегулярно — в 31,2 % случаев; при обострении ситуации — в 15,9 % случаев. В трети образовательных организаций (31,1 %) такие мероприятия не проводятся.
По мнению респондентов из числа родительского сообщества, мероприятия по профилактике популяризации околокриминальных субкультур, а также их пропаганды в виртуальном пространстве, в образовательных организациях, где обучаются их дети, проводятся: регулярно — в 22,0 % случаев; периодически — в 14,3 % случаев; 19,9 % опрошенных отмечают,
что данные мероприятия проводятся только при обострении ситуации. По мнению 18,5 % респондентов, подобные мероприятия не проводятся вовсе, а 26,3 % затруднились ответить на данный вопрос.
Последний вопрос данного блока посвящен оценке респондентами эффективности и регулярности проведения мероприятий по направлению профилактики скулшутинга. Согласно ответам представителей преподавательского сообщества, лишь в 25,6 % случаев в образовательных учреждениях ведется регулярная системная работа со всеми возрастными группами по данной проблеме; 16,2 % респондентов утверждают, что регулярная профилактика осуществляется лишь в работе со старшими возрастными группами; 29,9 % указали, что профилактическая работа проводится только в случае об-острения ситуации в данном проблемном поле; 13,3 % ответили, что профилактика ведется от случая к случаю, и 14,5 % — что такая работа не проводится вовсе. С учетом общественной опасности скулшутинга, увеличения количества случаев подготовки и совершения преступлений данной направленности полученные сведения говорят о крайне низком уровне профилактической работы в данном направлении.
По направлению формирования знаний об алгоритмах поведения при нападении на образовательную организацию, по мнению обучающихся, мероприятия проводятся: регулярно — в 26,6 % случаев; нерегулярно — в 34,2 % случаев; при обострении ситуации — в 17,3 %. В 21,9 % образовательных организаций такие мероприятия не проводятся.
Обсуждение алгоритмов безопасного поведения в случае возникновения противоправных происшествий в образовательных организациях, где обучаются их дети (вооруженное нападение, террористический акт и др.), проводится: регулярно — согласно мнению 25,6 % респондентов из числа родительского сообщества; от случая к случаю — 15,1 %; при обострении ситуации — 20,8 %. Не проводятся подобные мероприятия в образовательных организациях по мнению 15,4 % респондентов, а 22,9 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Завершающий блок вопросов был посвящен проблемам осведомленности представителей образовательной среды об инструментах, направленных на профилактику вовлечения в деструктивные сообщества и практики.
Исследование показало, что лишь 40,4 % обучающихся знают номер экстренного телефона
психологической помощи. Большинство респондентов (68, %) из числа представителей родительского сообщества не знают номера единого Общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей (бесплатной психологической помощи); знают этот номер только 25,5 % респондентов; 6,5 % опрошенных считают, что им не нужна данная информация. Важно отметить, что большинство респондентов из числа родительского сообщества (63,3 %) утверждают, что их дети не знают номера единого Общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей (бесплатной психологической помощи); знают его номер дети только 15,8 % опрошенных, а 21 % затруднились ответить на этот вопрос.
В заключение данного смыслового блока представителям родительского сообщества был задан вопрос о том, знают ли они контакты служб в их муниципалитете, к которым можно обратиться в случае попадания ребенка в сложную ситуацию (депрессивное состояние, увлечение деструктивной субкультурой, конфликт с представителями образовательной среды и др.). Ответы большинства респондентов (56,7 %) показывают отсутствие осведомленности о контактах служб в муниципалитете их проживания, к которым можно обратиться при потребности получить данную информацию. Знают: муниципальные контакты для получения консультации специалистов психологических служб 22,5 % респондентов; способы получения консультации по вопросам защиты прав ребенка — 13,8 %; о возможности получения консультации служб медиации — 3,5 %; получения консультации по вопросам медиабезопасности — 3,4 %.
Нри этом 12,8 % респондентов сообщили, что данной информацией не владеют совсем и она им не нужна.
Но результатам проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы относительно проблемы организации системы профилактики в образовательной среде.
1. Исследование выявило существенные упущения в регулярности профилактической работы в образовательных организациях. Например, лишь 36,6 % респондентов из числа преподавателей отмечают, что в их образовательном учреждении регулярно и во всех возрастных группах проводятся занятия, направленные на профилактику буллинга и кибербуллинга. Это подтверждается также и результатами опросов самих обучающихся и родительского сообщества, где показатели по данному вопросу еще ниже. При этом наихудшая ситуация складывается с профилактикой по направлению «скул-шутинг».
2. Исследование показывает низкую информированность обучающихся и родительского сообщества об инструментах психологической помощи, а также о муниципальных организациях, занимающихся организацией первичной, вторичной и третичной профилактической работой с детьми группы риска.
Таким образом, проведенное комплексное исследование фиксирует наличие значимых проблем в организации системы профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде Челябинской области. Результаты исследования могут быть использованы в подготовке методических рекомендаций по совершенствованию данной работы.
Библиографический список
1. Григорович, Л. А. Девиантологическая компетентность будущих педагогов и психологов / Л. А. Григорович, А. А. Горелов, А. Ю. Чудаков // Российский девиантологический журнал. — 2022. — № 2 (1). — С. 63-76.
2. Тарханова, И. Ю. Новые подходы к организации профилактической работы в образовательной среде / И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 6. — С.42-46.
3. Согомонов, А. Ю. Цифровая этика для цифрового образования в цифровом мире /
A. Ю. Согомонов // Ведомости прикладной этики. — 2021. — № 58. — С. 23.
4. Салахова, В. Б. Безопасное поведение несовершеннолетних в сфере профилактики интернет-рисков и угроз жизни, включая вовлечение в экстремистские и иные опасные группы /
B. Б. Салахова, Н. В. Калинина // РоИШоок. — 2020. — № 2. — С. 76-103.
5. Щетинина, Е. В. Система выявления и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде : метод. пособие Е. В. Щетинина, Д. А. Бенедюк. — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2021. — 68 с. — ISBN 978-5-93407-079-4.
6. Ахметжанова, Г. В. Цифровые технологии в образовании / Г. В. Ахметжанова, А. В. Юрьев // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — Т. 7, № 3 (24). — С. 334-336.
For citation: Shchetinina, E. V Prevention of destructive manifestations in educational institutions: the results of a comprehensive study on the example of the Chelyabinsk region / E. V. Shchetinina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 152-156.
prevention of destructive manifestations in educational institutions: the results of a comprehensive study on the example of the chelyabinsk region
E. V. Shchetinina
The article discusses the comparative results of a cycle of sociological studies conducted by the Social Networks Monitoring Center of the Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education in the period from 2020 to 2022 among the participants in the educational process of the Chelyabinsk region (teachers, students, parent community). The purpose of the comparative study was to identify the most pressing problems in the field of organizing a system for the prevention of destructive manifestations in the educational environment of the Chelyabinsk region. In the course of the study, the attitude of the subjects of the educational process to the organization of preventive work in their educational institutions on the problems of suicidal behavior was studied; minimizing the risks of an armed attack on an educational organization and the algorithm of behavior in case of manifestation of these risks; solidarity of students with extremist and terrorist organizations, as well as threats associated with cyberbullying and bullying in the educational environment. The paper presents statistical data describing the main problems associated with the organization of a system for the prevention of destructive manifestations in the educational environment.
Key words: prevention system, destructive manifestations, sociological research, subjects of the educational process.
References
1. Grigorovich, L. A., Gorelov A. A., Chudakov A. Yu. Deviantologicheskaya kompetentnost' budushchikh pedagogov i psikhologov [Deviantological competence of future teachers and psychologists], Rossiyskiy deviantologicheskiy zhurnal [Russian deviantological journal], 2022, no. 2 (1), pp. 63-76. (In Russian)
2. Tarkhanova I. Yu. New approaches to the organization of preventive work in the educational environment [Novye podkhody k organizatsii profilakticheskoy raboty v obrazovatel'noy srede], Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, no. 6, pp. 42-46. (In Russian)
3. Sogomonov A. Yu. Tsifrovaya etika dlya tsifrovogo obrazovaniya v tsifrovom mire [Digital ethics for digital education in the digital world], Vedomosti prikladnoy etiki [Bulletin of Applied Ethics], 2021, no. 58, pp. 23. (In Russian)
4. Salakhova V. B., Kalinina N. V. Bezopasnoe povedenie nesovershennoletnikh v sfere profilak-tiki internet-riskov i ugroz zhizni, vklyuchaya vovlechenie v ekstremistskie i inye opasnye gruppy [Safe behavior of minors in the field of prevention of Internet risks and life threats, including involvement in extremist and other dangerous groups], PolitBook [PolitBook], 2020, no. 2, pp. 76-103. (In Russian)
5. Shchetinina E. V., Benedyuk D. A. Sistema vyyavleniya i profilaktiki destruktivnykh proyav-leniy v obrazovatel'noy srede: metod. posobie [The system of detection and prevention of destructive manifestations in the educational environment: method. allowance]. Chelyabinsk, Izd-vo GBU DPO ChIRPO, 2021, 68 p., ISBN 978-5-93407-079-4. (In Russian)
6. Akhmetzhanova G. V., Yuryev A. V. Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education], Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2018, vol. 7, no. 3 (24), pp. 334-336. (In Russian)
Щетинина Елизавета Витальевна, начальник Центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат философских наук, религиовед, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Shchetinina Elizaveta Vitalyevna, Head of the Social Networks Monitoring Center, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Philosophical Sciences, Religious Scholar, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]