Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕСТОКОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тотикова Б.Г.

Одна из наиболее актуальных проблем работы с подростками в настоящее время - это работа с подростками девиантного поведения. Решение этой проблемы требует от специалистов проведения правильной диагностической работы: верного определения социального типа личности трудного подростка, акцентуаций характера, которые влияют на формирование его поведения. Только после проведения такой диагностической работы будет эффективна коррекция педагогически запущенного ребенка. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка с взрослыми и сверстниками, и корректировку педагогических позиций преподавателей, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Использованные источники:

1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее».

3. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

4. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов Петровский А.В. - М.: Просвещение, 2012.

5. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83).

6. Семаго, Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. - №3. -2009.

7. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. -№3. - 2010.

УДК 37

Тотикова Б.Г. преподаватель

Владикавказский техникум железнодорожного транспорта

Россия, г. Владикавказ ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Одна из наиболее актуальных проблем работы с подростками в настоящее время - это работа с подростками девиантного поведения. Решение этой проблемы требует от специалистов проведения правильной диагностической работы: верного определения социального типа личности трудного подростка, акцентуаций характера, которые влияют на формирование его поведения. Только после проведения такой диагностической работы будет эффективна коррекция педагогически запущенного ребенка. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка с взрослыми и сверстниками, и корректировку педагогических позиций преподавателей, родителей, которая должна способствовать разрешению

острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, психическое состояние, антисоциальное поведение, жестокость, агрессивность, дисциплина, преподаватели, родители.

В настоящее время все большую значимость приобретает проблема продвижения каждого ребенка в той или иной деятельности и общем развитии, что является компенсаторно-коррекционной функцией образования. Она связана не с устранением дефектов в физическом или психическом состоянии ребенка, а с коррекцией его среды обитания, сферы общения, включением его в новые отношения, в новой деятельности, новыми средствами. По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает.

При этом если на начальных этапах развития проблемного ребенка основным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект, то при отсутствии необходимой коррекционной работы появляются вторичные отклонения, которые мешают образовательной и социальной адаптации. В связи с этим в современной коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления отклонений в развитии и поведении детей, их правильной диагностики и оказания им необходимой психолого-педагогической помощи.

Одна из наиболее актуальных проблем работы с подростками в настоящее время - это работа с подростками девиантного поведения. Решение этой проблемы требует от специалистов проведения правильной диагностической работы: верного определения социального типа личности трудного подростка, акцентуаций характера, которые влияют на формирование его поведения. Только после проведения такой диагностической работы будет эффективна коррекция педагогически запущенного ребенка.

Довольно сложно дать исчерпывающую характеристику поступкам, которые не соответствуют привычным поведенческим требованиям. Наиболее употребительным является термин «девиантное поведение», однако не существует ни четко установленного определения абсолютной поведенческой нормы, ни абсолютного понимания девиации. Множественность социумов и систем социальных ценностей (а также норм, правил поведения) порождает великое множество представлений о том, что именно является девиацией, то есть отклонением от социальной нормы. Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Его можно определить как отдельные поступки, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.

В широком смысле девиантное поведение - это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, то есть не являются противоправными.

Девиантным будет и поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Разновидности аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатолгии; девиации проявляются как на уровне малых групп (семья, микрогруппа в коллективе, коллектив в целом и т.д.), так и в индивидуальном порядке.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к так называемому делинквентному (буквально преступному) поведению.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: девиантное поведение относительно, а делинквентное - абсолютно. То, что для одного человека или группы людей является отклонением, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Относительность девиантного поведения проявляется в том, что оно имеет отношение только к культурным нормам данной группы. А делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Таким образом, девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных правонарушений до тяжких преступлений. Девиантное поведение наблюдается у подростков чаще, чем в других возрастных группах. Причины этого понятны: социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, любопытстве, недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия, в повышенном желании независимости.

Говоря о специфике подросткового возраста при формировании девиантного поведения нельзя упускать из виду и еще один важный психологический момент, связанный с самоуважением подростков. Желание самоутвердиться в данной группе - частая причина вовлечения подростка в девиантные и делинквентные действия.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях с достаточной степенью условности можно отнести агрессивность,

преступность, алкоголизм, токсикоманию, наркоманию, суицид, проституцию.

В последние тридцать лет девиантное поведение, принимавшее форму невинных забав, переросло в делинквентное. Вообще, жестокость и агрессивность - характерные черты группового делинквентного поведения подростков. Эти же черты проявляются и в жестоком внутригрупповом соперничестве, борьбе за власть в группе, разделе сфер влияния между разными группами подростков. Но кроме этого есть еще и так называемая немотивированная агрессия, направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Подростковый период часто называют периодом диспропорций в развитии. Этот возраст характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость, а физические недостатки часто преувеличиваются.

Подросток не всегда соответствует требованиям, которые общество предъявляет к нему, к выполнению им определенных социальных функций. Сам же он, в свою очередь, считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.

Трудности воспитания опосредованно связаны с недостаточным развитием общих способностей подростка. Такие учащиеся не уясняют в достаточной мере требований, затрудняются своевременно и адекватно реагировать на замечания, не проявляют должной сообразительности при выполнении поручений, правил поведения. Постоянный неуспех заостряет их негативное отношение к товарищам, преподавателям, родителям. Как негативный факт следует отметить неудовлетворительные знания отдельными классными руководителями условий жизни учащегося, склонности к нарушениям дисциплины, уровня его интеллектуального и эмоционально-волевого развития, интересов, круга общения, положения в семье, в коллективе группы, образовательного учреждения. Некоторых преподавателей вполне удовлетворяет хорошая успеваемость учащихся, и поэтому, совершаемые ими проступки не замечаются, остаются безнаказанными. Коррективы вносятся лишь тогда, когда мелкие нарушения дисциплины начинают перерастать в серьезные проступки и даже правонарушения. Степень трудновоспитуемости при этом значительно возрастает, и нередко учебное заведение своими силами не в состоянии справиться с прогулами, драчливостью, хулиганскими выходками и другими отклонениями в поведении благополучных прежде ребят. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка с взрослыми и сверстниками, и корректировку педагогических позиций преподавателей, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих

конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.

Использованные источники:

1. Аверин В.А.. Писхология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

2. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979.

3. Андреев С.И. Проблемы подготовки учителя к воспитанию нравственно-аномальных подростков: Дис. Д-ра пед.наук. - Магнитогорск: МГПИ, 1996.

4. Андреев С.И. Особенности социального поведения НАП (нравственно-аномальных подростков):Метод.рекомендации к спецкурсу «Подготовка студентов педагогического вуза к работе с нравственно-аномальными подростками». - Магнитогорск: МГПИ, 1996.

5. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы// Бюллетень Защиты Прав Ребенка. - СПб., 1994.

6. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М.: высшая школа, 1982.

УДК 93

Усольцев И.А. студент магистратуры 2 курса Историко-Филологический факультет

ГАГУ

Россия, г. Горно-Алтайск МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Данная статья посвящена теме послевоенного образования в СССР. Рассматриваются государственные меры по решению повсеместной нехватки помещений под школы, а также: учебников, наглядных пособий. Также проблема острой нехватки квалифицированных учителей и помещении предназначенных для обучения населения страны. Перед государством встала задача решения данных серьезных проблем.

Ключевые слова: Послевоенное время, образование, просвещение, восстановление, школа.

MEASURES FOR RECOVERY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AFTER THE TERMINATION OF THE GREAT

PATRIOTIC WAR

Abstract

This article is devoted to a subject of post-war education in the USSR. The state measures for the solution of universal shortage of rooms under schools are considered, and also: textbooks, visual aids. Also a problem of an acute shortage of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.