Научная статья на тему 'Проблема демократизации стран Центральной Азии в политике США'

Проблема демократизации стран Центральной Азии в политике США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
597
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / СНГ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ / США / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сайдуллаева Наргиз

Ключевое влияние на глобальную американскую стратегию оказывают демократизация общества и защита прав человека, которая также активно применяется США в качестве основополагающих принципов развития. Это связано с тем, что демократия, по мнению американского правительства один из важнейших критериев развитого государства, а также существования бесконфликтного социума. Как процесс развития государства, демократизация является средством трансформации в обществе, его совершенствования и гармонизации. Данный процесс оказывает влияние на политическую систему в США, что в свою очередь, отражается на позиции государства на мировой арене, его внешнеполитического курса. Процесс демократизации в Центральной Азии имеет существенные отличия, зависящие от обычаев, традиций, исторических и идеологических особенностей. Возможности для развития и продвижения демократии в центральноазиатском обществе связаны с уровнем экономического развития государств, а также степенью их интеграции в мировое сообщество. В ходе исследования автор применял ряд методов политической и исторической наук. В частности, метод политанализа и исторической компаративистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема демократизации стран Центральной Азии в политике США»

ПРОБЛЕМА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПОЛИТИКЕ США

Н. Сайдуллаева

Казахский национальный университет им. аль-Фараби Республика Казахстан, Алматы

Аннотация. Ключевое влияние на глобальную американскую стратегию оказывают демократизация общества и защита прав человека, которая также активно применяется США в качестве основополагающих принципов развития. Это связано с тем, что демократия, по мнению американского правительства - один из важнейших критериев развитого государства, а также существования бесконфликтного социума. Как процесс развития государства, демократизация является средством трансформации в обществе, его совершенствования и гармонизации. Данный процесс оказывает влияние на политическую систему в США, что в свою очередь, отражается на позиции государства на мировой арене, его внешнеполитического курса. Процесс демократизации в Центральной Азии имеет существенные отличия, зависящие от обычаев, традиций, исторических и идеологических особенностей. Возможности для развития и продвижения демократии в центральноазиатском обществе связаны с уровнем экономического развития государств, а также степенью их интеграции в мировое сообщество.

В ходе исследования автор применял ряд методов политической и исторической наук. В частности, метод политанализа и исторической компаративистики.

Ключевые слова: Казахстан, СНГ, демократизация, реформы, США, сотрудничество.

THE PROBLEM OF THE

DEMOCRATIZATION OF THE CENTRAL ASIAN COUNTRIES IN THE ША POLICY

N. Saidullaeva

Kazakh National University. al-Farabi

The Republic of Kazakhstan, Almaty

Abstract: A key influence on the global American strategy is provided by the democ-

ratization of society and the protection of human rights, which is also actively used by the United States as the fundamental principles of development. This is due to the fact that democracy, in the opinion of the American government, is one of the most important criteria of a developed state, as well as the existence of a conflict-free society. As a process of development of the state, democratization is a means of transformation in society, its improvement and harmonization. This process has an impact on the political system in the United States, which in turn reflects the position of the state on the world arena, its foreign policy course. The process of democratization in Central Asia has significant differences, depending on customs, traditions, historical and ideological features. Opportunities for the development and promotion of democracy in the Central Asian society are related to the level of economic development of states, as well as the degree of their integration into the world community.

During the research, the author used a number of methods of political and historical sciences. In particular, the method of political analysis and historical comparativistics.

Key words: Kazakhstan, CIS, democratization, reforms, USA, cooperation.

Процесс демократизации в регионе при содействии США был начат с 20 сентября 2002 года, когда администрацией Дж.Буша была принята Национальная Стратегия США1. В данном документе были подробно изложены основные направления внешней политики США на последующий период, среди которых особое место занимало использование ресурсов, в том числе экономических, военных и политических для поддержки демократии и открытых обществ. Внутренние реформы в странах региона, включающие демократические рыночные трансформации, поддержку прав человека, расширение религиозной свободы, благосостояния и терпимости, по словам специального представителя госсекретаря США Э. Джоунс, входят в ключевые интересы державы. Так, помимо

1 The National Security Strategy of the United States of America of September 2002. Available at http://www.state.gov/documents/organization/63562.pd f

традиционных инструментов реализации внешней политики, США задействовали ряд других методов, касающихся демократических ценностей1.

Соединенные Штаты Америки стремятся поддерживать баланс собственных интересов с политикой центральноазат-ских государств, которые также объявили о том, что установление демократии является приоритетным направлением в их внешней политике. В рамках программы Государственного департамента были приняты меры, включающие в себя поддержку и финансирование независимых СМИ, развитие НПО, политических партий, религиозных свобод, осуществления реформ в сфере образования, управления, здравоохранения и права. Данная деятельность носит официальный характер, освещается в докладах США и средствах массовой информации. Так, согласно Госдепартаменту, к 2017 году в рамках поддержания демократии в обществе и борьбы с коррупцией «соседним с Россией странам» будет выделено около $953 млн., в том числе государствам Центральной Азии2'

Содействие США в осуществлении демократических преобразований в Центральной Азии осуществляется на всех уровнях - от трансформации политической системы и институтов, государственного управления и до подготовки политической элиты в странах региона. Весь этот комплекс мер способствует внедрению демократических ценностей в сознание и мышление правительства и граждан.

Свидетельством демократизации политических процессов в Центральной Азии служит ряд подписанных документов, таких как «Хартия о стратегическом партнёрстве между США и Республикой Казахстан», «Совместное заявление об отношениях между США и Республикой Таджикистан», «Декларация о стратегическом партнерстве между США и Респуб-

1 США видят ЦентрАзию мирной и процветающей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.avesta.tj/dipcorp/1175-d.html [16.03.2015]

2 США потратит $953 млн. на поддержание демо-

кратии в соседних с РФ странах. [Электронный ресурс]. Новостной портал РТ. - Режим доступа: URL: https://russian.rt.com/article/147449 [09.02.2016]

ликой Узбекистан». Данные документы содержат положения, касающиеся содействия странам региона в процессах демократизации, что ведет к поддержке гражданских институтов, в том числе тех, которые нелояльны к действующим политическим режимам. Так, благодаря поддержке США, политическая оппозиция стран Центральной Азии получила возможность безопасно осуществлять свою деятельность, а также заручилась финансовой поддержкой со стороны державы. При посредничестве США в Центральной Азии установился диалог «власть-оппозиция», при котором, к примеру, в Казахстане на парламентских выборах противники власти также имели право принимать участие, в Кыргызстане были разрешены акции в защиту осужденных оппозиционеров, в Туркменистане был принят новый закон о правах «третьего сектора», в Таджикистане группами инакомыслящих были разработаны поправки в законодательство о выборах, в Узбекистане регулярно организовываются «круглые столы» политико-

правозащитных элементов3.

Также стоит отметить практику так называемых «цветных революций», которые негласно поддерживаются Соединенными Штатами Америки. По мнению страны, смена политических элит в Центральной Азии может ускорить процесс демократизации. Однако данный факт привел к тому, что в регионе начало усиливаться негативное отношение к Вашингтону. Так, например, политический кризис в Кыргызстане, приведший к падению режима А.Акаева в 2005 году, массовые беспорядки в Андижане (Узбекистан), вызвали противоречия, при которых многие эксперты полагали, что массовые волнения поддерживались Соединенными Штатами Америки. Данные события показали, к каким жертвам могут привести подобного рода мятежи, и как это может пошатнуть безопасность всего региона. Тем не менее, это не привело к «цепной реакции», так

3 Supporting Human Rights and Democracy: The U.S. Record 2003-2004 Report. Richard L. Armitage, Deputy Secretary of State, Remarks at the Rollout of Report, Washington, DC 17 May 2004. Available at www.state.gov/s/d/rm/32521 .htm

как остальные государства Центральной Азии приняли все меры для усиления контроля, вследствие чего, цветные революции не приобрели тенденциозный характер [Князев 2007: 18].

Немаловажным является тот факт, что в государствах осуществляется адресное финансирование тренингов и семинаров, при котором приоритет отводится обучению широких масс основным методам и формам демократии. Особая роль отводится таким известным организациям как Национальный Демократический институт, Международный республиканский институт, «Открытое общество», «Freedom House», «Human Rights Watch» и др.

Несмотря на проводимые меры, администрация США критично относится к успехам по состоянию с правами человека в регионе, используя данные предоставленные Amnesty International и Human Rights Watch. С учетом тех вложений, которые делают американцы, Вашингтон оказывает определенное давление на Центральную Азию, говоря о том, что в государствах систематически фиксируются случаи нарушения прав человека, местные правительства имеют авторитарный характер, существующие режимы не демократизированы в полной мере и коррумпированы.

«Freedom House»— неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне в ежегодном отчете отнесла Центральноазиатские государства к числу стран, не оправдавших надежд по строительству демократии. Анализ был проведен по семи основным критериям: процесс выборов, гражданское общество, независимые СМИ, национальное демократичное правительство, местное демократичное управление, судебная система, независимость и коррупция. Исходя из мониторинга несмотря на позитивную динамику в развитии стратегического партнерства с Казахстаном, ситуация, которая сложилась в стране в сфере защиты прав человека требует изменений. По наблюдениям экспертов, в 2014 власти «предотвратили протесты и арестовали демонстрантов, закрыли деятельность независимых средств массовой информации и заключили в тюрьму

многих религиозных лидеров. Новые криминальные и административные кодексы создали дальнейшие ограничения на использование социальных медиа и свободы собраний»1.

По мнению «Freedom House» индикаторы демократизации в Таджикистане уменьшаются четвертый год подряд, что связано с длительным противостоянием правительства против угроз от оппозиционных активистов и их защитников, а также академических исследователей данного вопроса. В отношении оппозиционеров используется «гибкая система судебной власти и преследование», а осужденные находятся в тяжелых условиях в тюрьмах Таджикистана. В конце года парламент Таджикистана рассмотрел качестве примера версию российского закона, принятого Москвой в 2012 г., требующего определенным неправительственным организациям зарегистрироваться как «иностранные агенты». Это также вызвало волну недовольства со стороны наблюдателей.

Узбекистан и Туркменистан продолжают занимать самые низкие позиции в рейтинге. Новое законодательство, принятое в Узбекистане в 2014, формализовало уже широкораспространенную практику преследования лиц с инакомыслящими убеждениями посредством «превентивных» ограничений, приведенных в жизнь полицией и специализированными комитетами страны.

Кыргызстан, по мнению экспертов, в отличие от соседних государств, наилучший пример развития демократии, и в настоящее время не классифицируется как «объединенный авторитарный режим». Однако Кыргызстан потерял позиции на индикаторе гражданского общества, это связано с тем, что в 2014 году правительство увеличило ограничения на свободу митингов и деятельности неправительственных организаций, выступавших против «не либеральных» законопроектов2.

1 Freedom House Democracy in Central Asia. Available at https://freedomhouse.org/ 19.05.2016.

2 Democracy on the Defensive in Europe and Eurasia https://freedomhouse.org/report/nations-transit-

2015/democracy-defensive-europe-and-eurasia [November, 2015]

Критика в отношении сложившейся ситуации отражается на финансировании американцами различных отраслей поддержки региона, урезываются экономическая, гуманитарная, военная помощь, тем не менее, на двухсторонней основе диалог продолжается. 26 сентября 2015 года, в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоялась встреча госсекретаря США Дж. Керри и пяти министров иностранных дел стран Центральной Азии. Данная встреча положила начало новому формату сотрудничества Америки и региона «С5+1»1. Далее в конце октября 2015 года государственный секретарь США Дж. Керри совершил ряд визитов в страны Центральной Азии. Данные встречи на высшем уровне явились сигналом того, что для более глубокого и эффективного партнерства, США намерены углублять сотрудничество с государствами региона в новом формате. Госсекретарь США рассказал, по каким причинам Центрально-азиатские страны стали «важной частью политики переориентации, проводимой президентом Бараком Обамой в этом регионе». Важной частью диалогов на двухсторонней и многосторонней основе были вопросы демократии. Джон Керри подчеркнул важность свободных и прозрачных выборов, а также равноправия всех имеющихся партий. «Разделение властей не будет достаточным утешением в том случае, если гражданское общество и независимые СМИ не могут призвать власть имущих к отчету, а законы, гарантирующие свободу слова, собраний и вероисповедания, никто не будет принимать всерьез, если, несмотря на их наличие, мирно настроенных верующих и политических оппозиционеров сажают за их взгляды в тюрьму. Демократия - не конечная точка на пути, это беспрерывный поиск». Данное заявление госсекретаря напомнило тот факт, что демократизация политических режимов в цен-тральноазиатских республиках - неотъемлемая часть стратегических интересов США в регионе, наряду с обеспечением

безопасного и стабильного сосуществова-ния2.

Демократизация явилась не единственной темой повестки дня. По завершении встреч, была принята Совместная Декларация Партнерства и Сотрудничества пяти государств Центральной Азии и Соединенных Штатов Америки 1 ноября 2015 года в городе Самарканд в Узбекистане. Помимо утверждения приверженности традиционным многосторонним интересам и ценностям, государства обязались принять меры по борьбе с «вызовами экологической устойчивости в том числе путём достижения нового Соглашения в г.Париже, которое способствовало бы установлению климатического режима, приемлемого для всех стран», в том числе путем объединения усилий по борьбе с климатическими изменениями путем внедрения «зеленых технологий». Вместе с тем, страны договорились поддерживать борьбу против оружия массового уничтожения, торговли наркотиками и людьми3.

США опубликовали новую Программу оказания поддержки Центральной Азии, согласно которой, Вашингтон выделил 8,8 млрд. долл с целью воплощения в реальность намеченного проекта в регионе. Согласно программе, важная роль отводится совершенствованию профессиональной и образовательной сферы, и культурному обмену между Соединенными Штатами Америки и государствами региона4 Подобного рода воздействие можно отнести к элементам «мягкой силы». США использует свои ресурсные центры, которых на сегодняшний день в Центральной Азии насчитывается 52, при этом большое вни-

1 США и пять стран Центральной Азии установили новый формат диалога. [Электронный ресурс].-Режим доступа: URL:

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2294160

2 John Kerry Confronts Human Rights as He Zips Through Central Asia. New York Times. - 2015, 3 November. Available at http ://www. nytimes.com/2015/11/04/world/asia/j ohn-kerry-confronts-human-rights-as-he-zips-through-central-asia.html?_r=0 [3.11.2015]

3 Совместная Декларация Партнерства и Сотрудничества пяти государств Центральной Азии и Соединенных Штатов Америки от 1 ноября 2015 года. [Электронный ресурс]. US Department of State Diplomacy in action. - Режим доступа: URL: http://www.state.goV/r/pa/prs/ps/2015/11/249050.htm

4 New U.S. Assistance Programs in Central Asia, November 1, 2015. Available at http://www.state.goV/r/pa/prs/ps/2015/11/249051.htm

мание уделяется интернет-технологиям. Немаловажную значение имеет Агентство США по международному развитию (ЦЗАГО), которое с 1992 года осуществляет свою деятельность на территории ЦА «целью создания благоприятного и процветающего общества». Агентство приступило к реализации обновленной пятилетней стратегии для Центральной Азии с 2015 по 2019 год. Региональная миссия ^АГО в Центральной Азии со штаб-квартирой в Алматы имеет офисы в Ашхабаде, Астане, Душанбе и в Ташкенте, а также поддерживает тесные связи с представительством USAID в Кыргызской Республике в Бишкеке. Новая стратегия агентства осуществляет деятельность по трем основным направлениям: энергетические ресурсы; создание конкурентоспособных рынков; создание институтов управления, работающих на благо обще-ства1.

Таким образом, Центральная Азия представляет большой интерес, как для глобальной, так и региональной политики США. С одной стороны, геополитическое расположение государств вынуждает администрацию Вашингтона вести тесное сотрудничество в области обеспечения безопасности, в том числе, преодолеть кризис в Афганистане и препятствовать распространению традиционных угроз в регионе. С другой стороны, растущий спрос на энергетические ресурсы ведет к тому, что американцы ищут новые сырьевые рынки. Вместе с тем, центральноази-атские страны являются рынком сбыта американских товаров и технологий. Принимая во внимание тот факт, что США являются не единственной державой, имеющей свои интересы в регионе, страна разрабатывает комплекс инструментов, при помощи которых возможно не только осуществлять внешнюю политику, но и быть ключевым союзником для Центральной Азии в обход других государств. Основными двигателями американской политики в ЦА являются демократизация, улучшение состояния гражданского обще-

1 USAID organization Central Asia Regional

https://www.usaid.gov/central-asia-regional

[04.02.2016].

ства, правительственные реформы, преодоление дезинтегрирующих факторов, сотрудничество в экономической и энергетической сфере. Однако, у США не имеется единой комплексной стратегии для взаимодействия с регионом, а в Стратегии Национальной Безопасности США за 2015 год, Центральная Азия упоминается лишь единожды в контексте интеграционной политики США во всем Азиатском регионе. Отсюда, можно сделать вывод, что Центральная Азия не является ключевым региональным партнером для США, и, кроме того, применительно к ЦА, американцы рассматривают не пять государств постсоветского пространства, но также Афганистан и близлежащие страны. Тем не менее, разрабатываются отдельные программы, посредством которых ведется сотрудничество в различных сферах. Переговоры в формате «С+1» придали новый импульс в отношениях между Вашингтоном и странами региона, однако пока это носит лишь формальный характер и не ведет к каким-либо существенным переменам. Централь-ноазиатские государства, в свою очередь, не желают зависеть от американских инвестиций и рычагов давления, в связи с чем, происходит лавирование интересов в сторону других держав.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.

2. Князев А. Государственный переворот 24 марта 2005 г. в Киргизии. - Бишкек: Общественный Фонд Александра Князева, - 2007. - 256 с. - С. 18.

3. Курылев К.П., Савичева Е.М. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего содружества независимых государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012, № 1. С. 61 -72.

4. Лю Цян. Взгляды и политика США по отношению к ШОС // Вестник Российского университета дружбы

народов. Серия: Международные отношения. 2011, № 2. С. 66-74. 5. Фаизова Р.С. Казахстан между Востоком и Западом: к вопросу о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 г. // Вестник РУДН. Серия Международные отношения, 2011, № 1.

C. 32-37.

Сведения об авторе: Сайдуллаева Наргиз - магистр в области международных отношений, кафедра международных отношений Казахского национального университета им. аль-Фараби (e-mail: nargiz_fmo@mail.ru).

REFERENCES

1. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost.

D. А. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2017. - 496 s.

2. Knyazev А. Gosudarstvennyj perevorot 24 marta 2005 g. v Kirgizii. - Bishkek: Ob-shhestvennyj Fond Aleksandra Knyazeva, - 2007. - 256 s. - S. 18.

3. Kurylev K.P., Savicheva E.M. Faktor kul'tury v modernizatsii i prognozi-rovanii budushhego sodruzhestva nezavisimykh gosudarstv // Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2012, № 1. S. 61-72.

4. Lyu Tcyan. Vzglyady i politika SSHA po otnosheniyu k SHOS // Vestnik Rossij-skogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2011, № 2. S. 66-74.

5. Faizova R.S. Kazakhstan mezhdu Vostokom i Zapadom: k voprosu o predsedatel'stve Kazakhstana v OBSE v 2010 g. // Vestnik RUDN. Seriya Mezhdunarodnye otnosheniya, 2011, №1. S. 32-37.

About the author: Saidullaeva Nargiz -master's in international Relations, Department of International Relations, Kazakh National University. al-Farabi (e-mail: nargiz_fmo@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.