ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
И. В. Фадеенко, аспирант, кафедра культурологии, философии и социальных наук,
Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия, [email protected]
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНЦЕПЦИЯХ РУССКИХ УЧЕНЫХ-КОСМИСТОВ
Космизм как философское и научное течение русской мысли конца XIX — начала XX в. и целостное социокультурное явление трактует человека в качестве органической части космоса и существа, способного в ходе творческого переустройства мироздания совершенствовать свою природу. Понимание человека как деятеля не только Земли, но и Космоса сформировало новые взгляды на проблему человека и культуры.
Взаимосвязь человеческой жизни и культуры с космосом — одна из центральных проблем философских и научных исканий отечественных мыслителей. Этот вопрос рассматривался в трудах представителей русского космизма, в плеяду которых вошли не только философы, религиозные мыслители и деятели искусства, но и выдающиеся ученые-натуралисты: Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935 гг.), Александр Леонидович Чижевский (1897— 1964 гг.), Владимир Иванович Вернадский (1863—1945 гг.), Николай Григорьевич Холодный (1882—1953 гг.), Николай Алексеевич Умов (1846-1915 гг.).
В своих научных и философских трудах эти ученые развивали основные мировоззренческие принципы и идеи космизма, отра-
Ученые-космисты утверждают, что эволюция материи и разума не остановилась на человеке и возможно существование более высоких форм жизни.
с космическим Абсолютом (единство макро- и микрокосмоса);
- принцип глобального эволюционизма и неразрывной связи эволюции космоса с развитием человеческой природы;
- панрационализм, т. е. господство разума в природе;
— идея использования сил природы в процессе разумного преобразования бытия;
— идея расширения ареала культуры от Земли до всего космического пространства.
Естественнонаучное направление русского космизма опирается на парадигму космического и глобального эволюционизма. Все объекты во Вселенной и в первую очередь планета Земля рассматриваются его представителями в процессе закономерного развития, неразрывно связанного с эволюцией Космоса. Из состояния первоначального хаоса в мироздании постепенно развиваются разнообразные формы материи, высшей ступенью которых является человек.
При этом ученые-косми-сты утверждают, что эволюция материи и разума не остановилась на человеке и возможно существование более высоких форм жизни, а также со-
жавшие их взгляды на природу человека, сущность и смысл культуры:
— принцип функционального и структурного единства человеческой природы
вершенствование самого человека и окружающего мира в ходе его деятельности.
Используя идеи евгеники, К. Э. Циолковский предполагал существование
во Вселенной жизни более совершенной, чем человеческая, и жизни более отсталой, обреченной на «муки саморазвития». В процессе всеобщего распространения жизни ее развитые формы истребляют отсталые там, где жизнь слишком слаба, чтобы дать ей развиваться самой. Наиболее развитых представите- -
лей жизни объединяет общее дело — «заселить вселенную совершенным миром для общей выгоды»1, изменить незаселенные пространства так, чтобы в них могли существовать и творить такие же разумные существа.
В. И. Вернадский отмечал, что эволюционные процессы присущи только живому веществу, либо веществам, так или иначе связанным с ним. Введенное ученым понятие «ноосфера» («сфера разума») в его учении обозначало наивысшее состояние земной и космической эволюции. Ноосфера является связующим звеном, обеспечивающим единство и коэволюцию биосферы и социосферы, т. е. природы и общества.
Для А. Л. Чижевского характерно противоположное мыслям Вернадского видение эволюционных процессов. Отвергая геоцентризм, он считал, что развитие жизни на Земле и развитие человеческого социума подчинено влиянию космических сил, в частности энергии Солнца. Жизнь создана творческой динамикой самой Вселенной и отражает перемены в космической среде.
Н. Г. Холодный указывал на необходимость совместного развития Человека и Космоса, которое он обозначил термином
Жизнь не возникла из инертной материи, она была всегда, она вечна, так же как вечен Космос.
«коэволюция». Опираясь на исследование В. И. Вернадского «Успехи современной биологии», Н. Г. Холодный вводит в отечественную науку понятие «цефализация», предложенное американским геологом Д. Дана (1813— 1895 гг.), которое характеризует определенное направление эволюции всего живого царства и отдельных видов животных. Важнейшей задачей для человечества, считал русский ученый, является всеобщее одухотворение материи, преобразование нынешнего бессознательного типа биосферы, торжество разума над «слепыми силами природы».
Для Н. А. Умова высшей формой эволюции выступает человек «нового типа», стремящийся усовершенствовать внешнюю среду. В отличие от человека «старого типа», который довольствовался потреблением того, что давала ему природа, «новый тип» человека, вооружившись научным знанием, вносит порядок в хаос энтропии, преобразуя окружающий мир.
К. Э. Циолковский развивает принцип функционального и структурного единства мироздания и человека. В своих научных и философских работах он исходит из панпсихизма — единства Вселенной и обладающей всеобщей чувствительностью материи. Ученый утверждает, что каждый атом в Космосе способен чувствовать, находясь в живом существе, но с переходом из органического состояния в состояние неорганическое его чувствительность прекращается. Он как бы «спит», находится в небытии до тех пор, пока снова не станет частью жи-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
вого мира. Опираясь на эту мысль, осново положник космонавтики учил, что вся Все ленная в своей чувствительности жива.
Оригинальное учение о единстве жи вого и неживого создал В. И. Вернадский. Опираясь на данные геологии и биологии, он сформулировал идею вечности жизни и неразрывной связи Человека и Вселенной. Наряду с понятием «жизнь» он использовал понятие «живое вещество», под которым понимал совокупность всех живых организмов: «...Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. е. геологически вечно»2. Стало быть, и жизнь не возникла из инертной материи, она была всегда, она вечна, так же как вечен Космос, полагал ученый. Жизнь — строи-тельница Земли, без жизни не было бы самой планеты такой, какой мы ее видим.
В развиваемой Н. Г. Холодным концепции антропокосмизма особое значение имеет идея восстановления естественной связи Человека с Природой, целью которой является формирование планетарного мышления человечества. В антропокосмизме человек перестает быть центром мироздания, он становится одной из составных частей природы, не имея никаких привилегий среди других существ.
По мнению Н. А. Умова, взаимосвязь сущего проявляется не только в пространстве, но и во времени. Такая взаимосвязь позволяет человеку познавать не ощущаемые органами чувств явления, такие как электрическое и магнитное излучение. Все сущее как бы окутано «сетью», которая простирается далеко в прошлое и будущее. Эта «сеть» связывает людей между собой, связывает поколения, связывает живую и неживую природу. Главным управителем такой «сети» является человек. Космос абсолютно равнодушен к жизни людей, поэтому человек может надеяться только на себя, на соб ственные силы и мысли.
Космос абсолютно равнодушен к жизни людей, поэтому человек может надеяться только на себя, на собственные силы и мысли.
Разум проявляет себя не только
как устроитель мироздания, но и как источник счастья живых существ.
А. Л. Чижевского. Ученый считал, что совершенно недопустимо вырывать живое из природы, не считаться с нею. Живое связано со всей природой множеством неуловимых связей; живой организм не существует отдельно от космотеллургической среды, вся его жизнь и функции неразрывно - сплетены с ней. Мир, по мнению А. Л. Чижевского, представляет собой неделимое целое, все явления в мире едины и связаны между собой.
Философские воззрения ученых-кос-мистов пронизывает идея панрационализ-ма — господства разума. Разум выступает у них высшей силой не только на Земле, но и в Космосе.
В своей работе «Монизм Вселенной» К. Э. Циолковский пишет: «Разум есть то, что ведет к вечному благосостоянию каждого атома»3. Разум проявляет себя не только как устроитель мироздания, но и как источник счастья живых существ. Основоположник космонавтики различает разум сознательных существ и разум «спящих» атомов. Сознательные существа могут свободно пользоваться разумом, тогда как атомы обладают разумностью, лишь находясь в составе живых клеток разумных существ.
Наблюдая воздействие космических сил на земные процессы, А. Л. Чижевский противопоставлял им силу, способную бороться с негативными последствиями такого воздействия, — разум человека. Направляя и изменяя космические излучения, человек может не только обезопасить себя, но и приносить другим людям пользу. Ученый неоднократно доказывал это утверждение на практике. Так, им была создана знаменитая «лампа Чижевского», способная преобразовывать ионы и способствующая улучшению самочувствия людей.
У В. И. Вернадского разум выступает не только устроителем жизни человека, но прежде всего высшей геологической и даже космической силой; его эволюционная задача заключается в создании ноосферы,
Идее равнодушия космоса к жизни в преображении Земли и Космоса. Жизнь человека противостоит космоцентризм и разум на нашей планете появились не слу-
чайно, а в силу космической необходимости Жизнь является космическим деятелем, и разум также является космическим деятелем Следовательно, разум для В. И. Вернадского находится в процессе глобальной и космической эволюции.
Ученик В. И. Вернадского Н. Г. Холодный считал, что эволюция разума сопряжена с деградацией физических сил и инстинктов человека. «Прогрессирующее усиление интеллекта должно сопровождаться соответствующим ослаблением тех функций центральной нервной системы, которые являются в известном смысле антагонистами разума»4, — пишет ученый. Н. Г. Холодный считал целесообразным постепенно распространить власть разума и на внутренний мир человека, высветлить потаенные уголки его психики, усовершенствовать инстинкты, в том числе и половой инстинкт, обратив эротическую энергию на творчество и работу сознания.
Разум и научное знание, сопряженные со способностью к осмысленному созиданию, отмечал Н. А. Умов, — это единственная сила, способная сопротивляться хаосу энтропии. Цель человеческого разума, по его мнению, «охранение, утверждение жизни на Земле»5.
Разум является ключевой силой в деле преобразования мира. Он направляет стихийные силы природы в русло рационального преобразования бытия. Культура в представлении ученых-космистов — это не отвлеченное понятие, а целенаправленная деятельность по преобразованию несовершенного мира при- -роды в надприродный совершенный мир человека.
Идею изменения космического пространства под влиянием культуры К. Э. Циолковский сделал основой своих научных и философских исканий. По мнению К. Э. Циолковского, культура — это способность разума создавать совершенное, истребляя несовершенство. Человек, являясь носителем разума,
Человек не может кардинально повлиять на развитие Вселенной, напротив - космос непосредственно влияет на человека.
Человек в трудах ученых-космистов понимается как существо несвободное, замкнутое в рамках природных процессов и неразрывно связанное с законами эволюции живой и неживой материи.
стремится к преобразованию себя и окружающего мира. В будущем человечество выйдет в космос и начнет расселяться в нем. Безграничные космические просторы станут полем деятельности для человека. Человеческая культура охватит не только город, страну, Землю, К. Э. Циолковский прочит ей боль_ шее — освоение космоса, преобразование его на разумных началах.
А. Л. Чижевский, хотя и был учеником К. Э. Циолковского, в то же время полагал, что человеческая культура зависит от влияния космических сил. Человек не может кардинально повлиять на развитие Вселенной, напротив — космос непосредственно влияет на человека.
По мнению В. И. Вернадского, культура включает в себя не только деятельность человека и ее результаты, но также ноосферу, в том числе геосферу и Космос. Ноосфера управляет всеми живыми и неживыми процессами, поэтому человеческая культура представляет собой процесс и результат действия ноосферы по преобразованию мира. Стремление к соразмерной, разумной деятельности мышления и воплощения его результатов способно расширить ареал существования культуры вплоть до космического пространства.
Натуралист Н. Г. Холодный, развивая учение антропокосмизма, пытался сгладить границы между культурным и природным. Он считал, что человек должен стремиться к единству с природой, которое обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь. Куль- тура в этом смысле — не антагонист природы, а ее составная часть. Природа же охватывает все мироздание, и человек, в свою очередь, пребывает не над природой, а внутри нее. Но этим роль человека = отнюдь не принижается.
В работах Н. Г. Холодного ставится проблема ответственности людей за судьбу Космоса и ноосферы как особых ступеней в самоорганизации универсума. Роль чело-
века как сознательного фактора дальнейшей эволюции природы «налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космических масштабов и значения»6. Ученый призывал к сердечному, разумному и ответственному отношению ко всей живой и неживой природе, предостерегал от произвольных, не опирающихся на действительное знание преобразований.
Подобные мысли можно найти и в трудах Н. А. Умова. Мир в его теории предстает как огромная формула; а задача человека, его культуры состоит в том, чтобы находить, объяснять и подчинять себе в ней те элементы, которые не известны и не видимы. Вместе с тем исследователь обращает внимание на невозможность бесконечного экспоненциального развития человечества. Эволюция земной природы идет под уклон, вместе с тем как эволюция человеческой расы идет к подъему. Гуманное отношение к природе, подчеркивает Н. А. Умов, — это гуманное отношение к себе подобным: «Человек должен понимать, что, поклоняясь красотам природы, он себе поклоняется, что его любовь к природе есть любовь к себе самому»7. Главным инструментом культуры должен стать Логос — научное знание, соединенное с агапэ — любовью к человеку как к таковому. «Высшая степень культуры, — приходит к выводу Н. А. Умов, — со-
стоит в том, что люди не только живут, но и оправдывают свою жизнь»8.
Смысл людской активности, полагали ученые-космисты, заключается в преображении мира, одухотворении природы, достижении природой совершенства. Природа в человеке осознала свое несовершенство и через него же, через человека, она силится перейти в высшее состояние. Человек же, в свою очередь, стремится преобразовать природу, понимая, что в космосе все должно находиться в идеальном состоянии. Развитие Вселенной не остановилось, и деятельность объединенного человечества должна стать движущей силой эволюции Космоса.
В естественнонаучном космизме человек видит себя в роли средства, призванного вносить в природу сознательность и целесообразность. Создание ноосферы предполагает примат разума, но не отдельно взятого человека, а человечества в целом, т. е.
коллективного разума. Мнимое возвеличение человека в учениях натуралистов оборачивается лишением его свободы и низведением его до фактора эволюции природы9.
Человеческая природа требует дальнейшего совершенствования. Человек в философии ученых-косми-стов приобретает новый статус, наделяется большими полномочиями, и его определение как Homo sapiens («человек разумный») уже не отражает его особое предназна-
В современном обществе, когда человечество отдает предпочтение материальному благу и комфорту, духовная культура становится привилегией мыслящих элит, а существованию человечества угрожают экологические проблемы и опасность войны, об управлении Космическими процессами не может быть и речи.
чение. В. И. Вернадский предлагает назвать его Homo faber («человек умелый»), Н. А. Умов — Homo explorans («человек исследующий»), В. Н. Муравьев — Homo creator («человек творящий»).
Однако человек в трудах ученых-кос-мистов понимается как существо несвободное, замкнутое в рамках природных процессов и неразрывно связанное с законами эволюции живой и неживой материи. Сознание отдельного человека воспринималось ими как часть материального мира, оно смертно и имеет четко обозначенные границы. К тому же, по мнению косми-стов, человек — это «существо промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное <...> призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу»10.
Реализация «космической регуляции» невозможна без «одновременной внутренней регуляции самого человека <. > его нравственного и духовного преображения», поэтому людям нужно «превозмогать свою природу»11. Для исполнения высшей миссии эволюции Вселенной люди должны кардинально измениться: в современном обществе, когда человечество отдает предпочтение материальному благу и комфорту, духовная культура становится привилегией мыслящих элит, а существованию человечества угрожают экологические проблемы и опасность войны, об управлении Космическими процессами не может быть и речи.
Таким образом, естественнонаучное направление русского космизма — оригинальное явление современной отечественной мысли. Его представители понимали человека в качестве органической части космического Абсолюта. Нынешнее дисгармоничное состояние мира и человека требует их совершенствования через научный и технический прогресс. Ученые-космисты видели высшее предназначение человека не только в познании законов природы, но также в их совершенствовании. В натуралистическом космизме целью культур -ных преобразований является изменение не только Земного шара, согласно потребностям человека, но и всего Космоса.
В современном мире реализация некоторых идей ученых-космистов уже не кажется призрачной фантазией. Однако на-
учные и философские проекты русского космизма должны рассматриваться, прежде всего, как перспективные цели будущего, задача которых — побуждать людей к совершенствованию. В связи с этим обращение к философскому наследию русского космизма, выявление и реализация его гносеологического, аксиологического и праксиологического (т.е. ценностного) потенциала представляется актуальной и важной задачей философии.
V
1. Циолковский К. Э. Гений среди людей / Сост. Л. В. Голованова, Е. А. Тимошенковой. — М.: Мысль, 2002.С. 172.
2. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 305-306.
3. Циолковский К. Э. Гений среди людей / Сост. Л. В. Голованова, Е. А. Тимошенковой. — М.: Мысль, 2002. С. 289.
4. Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гаче-вой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 342-343.
5. Умов Н. А. Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 128.
6. Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гаче-вой. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 338.
7. Умов Н. А. Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 124.
8. История Московского университета: Персоналии: Умов Николай Алексеевич [Электронный ресурс] URL: http://www.museum.guru.ru/ (дата обращения: 15.03.2013).
9. См.: Попкова Н. В. Антропологическое наследие русского космизма // Вестник Брянского государственного технического университета. — Брянск, 2010. № 2(26). С. 138-152.
10. Цит. по.: Там же. С. 151.
11. Цит. по.: Там же. С. 151-152.